Сохрани и опубликуйсвоё исследование
О проекте | Cоглашение | Партнёры
Еременко-Клаузер А. В. Уровень личности в общей структуре человека. Философский анализ // Молодой ученый. — 2016. — №2. — С. 944-947.
Кемеровский государственный университет культуры и искусств
Комментировать 0
Рецензировать 0
Скачать - 0 байт
Enter the password to open this PDF file:
-
944 «Молодой учёный» . № 2 (106) . Январь, 2016 г. Философия ence and education methods are combined with solving social problems. Farabi tried to resolve these series of problems in terms of the creation of the human personality, human beings, the progress of humanity. We would not be mistaken to say that Farabi was a founder of the teaching doctrines in the Near and Middle East in mid-century. Because, in his works he analysed didactic, psychological foundations of education, ethics, and important theoretical issues of the intricacies as an integral part of his philosophy. Farabi divided philosophy into theoretical and practical. The theoretical philosophy dealths with the creature and its life forms, ways and means of knowing the world, the role of science in it, and practical philosophy dealths with everyday issues such as applications covered with a number of issues such as the role of man’s mature philosophy, education, social life and solving problems. So, Farabi demonstrated issues of pedagogy, psychological and physiological problems which are closely linked with that issues as an important part of the philosophy and interpreted all aspects of human learning as an integral and interrelated parts of commitment. Processed, the human body, the brain, sensitive organs presented at birth, but the intellectual knowledge, spiritual, psychological, intellectual and moral qualities, character, religion, customs, education and others come into by contact with other people, external environment, human will take them through its activities. His mind, thought, spiritual development is the most mature product. Humanbeing may have knowledge about primordial and beginning of the creature by the end of development of his knowledge and mind. According to Farabi, training can be carried out by using two different methods: voluntary and compulsory. If trainer didn’t try necessary, mental and moral qualities, to be educated to love the truth and honesty, courage, endeavor to take such qualities as loyalty to friends voluntarily, the teacher will have to teach these qualities. Having such high qualities is an important condition for human’s happiness, creating the community that leads to happiness. At the same time encouraging everyone to take a mature qualities as a member of the team will need to work consistently. A perfect human being and community basing on happiness are two sides of the issue, and a single question. According to Farabi’s idea, leader of a mature community leading to happiness should have perfect qualities and qualifications necessary for developed leader. Otherwise, it will have variety of obstacles to achieving the goal. Leader or leaders should be an example for all of its citizens and educators. Farabi advanced educational views during the early medieval civilization embodies the ideas in this sphere. He corresponded to the period of the education of his time. Farabi philosophy, including his educational ideas, especially in social pedagogy East and West had a big impact in the last thinkers and scholars such as Avicenna, Biruni, Miskaveyx, Ibn Rushd, Ibn Khaldun, Roger Bacon, David, Didakta, Spinoza. References: 1. 2. 3. Karimov I. A. Uzbekistan: Its way of renewal and progress. — Tashkent, «Uzbekistan», 1992. Akhmedov. B. Knowledge from the history. — Tashkent, Chulpan, 1994. Akhmedova. M. A. Fundamentals of Philosophy / Medieval philosophy in Central Asia and the Muslim East. Tashkent, «Uzbekistan», 1998. 4. Djumayev Y. From the history of ethical thought in Central Asia (from ancient times to the XIV century). — Tashkent, «Uqituvchi», 1991. 5. Radjabov S. R. From the history of the development of pedagogical science in Uzbekistan. Tashkent. 1990. Уровень личности в общей структуре человека. Философский анализ Еременко-Клаузер Александр Владимирович, аспирант Кемеровский государственный университет культуры и искусств Л ичность человека по нашему мнению представляет собой некоторую информационную базу, которая обуславливает видение человеком себя, видение человеком других1, видение человека другими2. Мы несколько сужаем 1 2 понятие личности, оценивая его именно как информационную базу, а не как структуру или скорее термин, который способен охватить все многообразие человеческой психики. Мы исключаем из понятия личности функциональную со- Это обусловлено в том числе личностью, но не исключительно ею. Очевидно, тут присутствует проблема коммуникации и в данной ситуации личность обуславливает двойственность направления восприятия: другой имея личность видит человека соразмерно как своей так и его личности. Разумеется, личность другого пропускает через себя личность человека, однако нам не кажется, что уместно утверждать, будто бы отсутствует объективное проявление личности человека в личности другого.
“Young Scientist” . #2 (106) . January 2016 ставляющую, утверждая именно информационную ее природу, а не деятельную. Следуя данным путем, мы не противоречим, однако, психологической, и тем более философской традиции рассмотрения личности — скорее через сужение термина пытаемся более четко определить его содержание. Интерпретировать личность, как информационную систему можно на основе большого числа психологических теорий: здесь следует отметить и теорию черт личности Г. Оллорта, к примеру, идею личностных конструктов Дж. Келли. Наиболее явно понимание информационной природы личности прослеживается в рамках проблемы психологического развития. Так структура личности в традиционном психоанализе вполне может быть воспринята, как информационная. Такие выделяемые З. Фрейдом составные элементы личности, как Оно, Я, Сверх-Я — представляют собой информационные кластеры сформированные вследствие взаимодействия тела человека и окружающих его культурных реалий [6, с. 303–322, 390–407]. Деятельность, развитие, формирование личности в психоаналитической традиции связано с такими понятиями, как либидо и мортидо, но важно понимать, что оба эти стремления представляют собой лишь проявление деятельного элемента всей структуры человеческой сущности.1 Это раскрытие истинно деятельного, энергийного, через информационное и материальное [1]. Психосексуальное становление в рамках психоанализа, рассматривает движение развития личности как процесс обусловленный встречей человеческого тела, его внутренних позывов с опытом и культурой. При том сами внутренние движущие силы личности, например Эдипов комплекс, формируется в этом взаимодействии, то есть представляет собой определенную опытную данность, информационный конструкт поведенческой реакции. Более фундаментальные силы, исследуемые в психоанализе, такие как либидо хоть во многом и завязаны на базовых особенностях организации человеческого тела, не могут считаться абсолютно первичными условиями динамики субъекта. «Сексуальное стремление», есть ограничение понятия «стремление». Можно возразить, будто «стремление» является категоризацией сознанием факта тела, факта сексуального стремления, однако это будет верно лишь отчасти: стремление как категория осознанного, есть проявление фундаментального неосознанного стремления, при том вполне возможно на базе интроспективного познания человеческим сознанием именно своего сексуального стремления. То есть разговор в первую очередь об уровнях углубления. Если говорить о теории К. Г. Юнга, то здесь личность также может быть сведена к своей информационной основе. Структура личности формируется под влиянием личного бессознательного, которое представляет собой Philosophy 945 вытесненную информацию, полученную через личный опыт — то есть через культуру, через символическое познание, а также под влиянием коллективного бессознательного — то есть под влиянием архетипов [8], которые в основе своей уходят к общей природе когнитивно-перцепционной системы человека. Архетип является неосознанным2 информационным конструктом выражающим глубинные инварианты человеческой психики. При этом важно понимать, что архетип, который фундируется когнитивно-перцепционной системой человека — именно информационная структура, он относится к знанию (пусть и не всегда явному), к личностному, информационному уровню человеческой организации, но не к деятельному. Четкое понимание личности, как информационной структуры характерно для культурно-исторической концепции развития личности Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурия. Здесь во главу угла ставится проблема деятельности и как следствие связи человека с опытом. Формирование его личности на базе информации полученной через опыт деятельности. В когнитивной теории развития Ж. Пиаже также постулируется взаимосвязь развития и формирования личности с процессом накопления опыта. Личность представляет собой информационную систему конструируемую человеком на основе усваивания когнитивного опыта. Показательным для уточнения нашего взгляда на проблему личности, служит подход Д. Н. Унадзе четко дифференцирующий понятия личности и субъекта. А. С. Огнев в своей работе, разбирая данную ситуацию характерную для Д. Н. Унадзе, пишет следующее: «Так в случае гипнотического внушения непосредственному влиянию подвергаются не действия субъекта, а его личность. Именно у личности возникают стремление, готовность (установка) выполнять определенный поведенческий акт» [4, с. 45]. Акт представляет собой действие субъекта (в терминологии Д. Н. Унадзе), при этом акт обусловлен информацией, которую восприняла личность. То есть акт определяется специфической информационной структурой. Тут есть два момента, которые необходимо уточнить: во-первых, взаимодействие человека с внешним гипотетически существующим объективным миром в заметном количестве ситуаций реализуется через личность. По сути человек работает с личностной субъективной информацией, которая, между тем, в той или иной степени определена объективной реальностью. То есть реакция на внешний по отношению к субъективному миру человека раздражитель, опосредуется личностной информацией, которая в свою очередь определяется культурой, еще точнее — знаково-символьной системой. Без сомнения это ни в коей степени не означает уменьшения значения объективной реальности — она не перекрывается культурой, но проходя через нее символически преобразуется и в восприятии Мы против рассмотрения либидо или мортидо, как первичных энергий, обуславливающих деятельность человека. Они лежат рядом с основами деятельности, но не являются ими. Это энергия уже облаченная в информацию. 2 После осознания архетип обращается мифом. 1
946 Философия «Молодой учёный» . № 2 (106) . Январь, 2016 г. субъекта допустим тяжесть объекта, оценивается в связи ются — суть разное; пользующийся — является душой с определенными информационно-культурными реалиями. человека, то чем пользуются — телом» — вполне уместно Важно, однако, что культурная реалия должна пониматься и с точки зрения платоновской философии, несмотря на то, достаточно широко — как информационно-культурная что диалог Алкивиад I строится в основном на противопоструктура момента [3, с. 122]. В таком случае становится ставлении души и именно тела. очевидно, что аспекты того или иного объекта в разных сиНесомненно, то, что мы называем собой много более, туациях воспринимаются с разной долей значимости. чем наше физическое тело. И в то же время, окончаВторой момент, сам по себе достаточно очевидный, тельная самоидентификация человека, как личности — но обратить еще раз на него внимание лишним не будет. так же не может быть признана достаточно глубокой. Речь о том, что действующее начало человеческой психики Личность, как системное свойство сложной инфори личность — представляют собой в определенной сте- мационной структуры человека оказывается продуктом пени разные уровни общей структуры сущности человека. функционирования мозга, то есть сложноорганизованной Действующее начало, проявляющееся в акте, который материи, который выступает в качестве центрального проопределен взаимодействием внутренней информации че- цессора сохраняющего и выстраивающего всю доступную ловека — его личностью, его телом и поступающей извне отдельному индивиду информацию. информацией, обнаруживается лишь таким образом, одДействительно, сведение личности к биологическим, нако из этого не следует, что постановка проблемы дей- физиологическим основам представляется нам праствующего начала вне информационной структуры лич- вильным путем. Однако это не полный взгляд на проности — является излишней. блему человека. И в тоже время такой несколько ограниБазово мы исходим здесь из посылки платоновского ди- ченный подход превалирует сейчас в традиции западной алога Алкивиад I: «Ну а пользующийся чем-то, и то, чем философии — личность представляется, как центральный он пользуется разве не разные вещи?» — спрашивает модус человеческого бытия, как точка притяжения исПлатон Алкивиада, приходя затем к выводу, что сущность тинной идентификации человека. Как отмечают в своей человека, его самость — это душа, а не тело, которым она статье Иванов А. В. и Фотиева И. В. несмотря на приуправляет [5]. В то же время нами не поддерживается знания того, что человек «больше самого себя», размышрезкое разграничение уровней единой системы человека — лений в рамках платонизма современные европейские скорее постулируется их различие. Кроме того, поскольку философы бояться как огня [2]. Эмерджентность, системмы ведем речь о разнице деятельного начала и структуры ность — во многом лишенные содержательности понятия, личности — очевидно, необходимо сделать уточнение, что создают иллюзию, что в поиске того, что Платон назвал личность нами понимается как структура, которой пользу- «самое само» человека нет необходимости. А именно через ется деятельное начало для (в том числе) становления че- эту традицию, этот поиск мы должны продвигаться на пути ловека в рамках повседневности, то есть в поисках того, углубления нашего понимания природы бытия человека. «чем пользуются» мы уходим дальше рассмотрения только Материальный каркас, то есть тело и информационная тела. Впрочем, безусловно, концепция «заботы о себе», структура — иначе личность, представляют собой именно необходимость которой становится выводом диалога Алки- то, что ЕСТЬ, но не то, что действует, не то, что управляет. виад I — представляет собой многогранную философскую Оставаясь и причиной, и следствием изменения, материя теорию, в которой самость человека, истинно человек, то и информация изымаются из самого процесса, выступая о чем (или тот о ком) надо заботиться, то, что «использует», статичными данностями, обрамляющими энергийное двиа не то чем «пользуются» — понимается много глубже, не- жение, но не включенными в него. Личность человека не жели просто психический мир человека [7]. То есть уровень может в полной мере определить сущность человека, почеловеческой структуры, называемый нами личностью — скольку, хотя и представляет собой невероятно сложную, во не может быть назван с точки зрения Платона самостью, многих уровнях обладающую системными свойствами, ори как следствие различие личности и деятельного начала, ганизацию, остается между тем лишь статичной информавыводимое из тезиса: «пользующийся и то, чем пользу- ционной оболочкой, заключенной в оформленную материю. Литература: 1. 2. 3. 4. Еременко-Клаузер, А. В. Континуум материи-энергии. Онтологические основания субъективной реальности // Science time. — Казань: Издательство ОНТ, 2015. — № 5 (17). — с. 157–162 Иванов, А. В., Фотиева И. В. От Платона — к «Живой Этике»: развитие традиции метафизики всеединства [Электронный ресурс] // Сайт: «Алтай 21 век» — URL: http://www.fondaltai21.ru/publish/articles/10233 (Дата обращения 12.01.16) Левин, К. Топология и теория поля / К. Левин // Хрестоматия по истории психологии (период открытого кризиса: начало 10-х — середина 30-х годов ХХ века), — М.: Изд-во МГУ, 1980. Огнев, А. С. Теоретические основы субъектогенеза. — Воронеж: Рос. академия гос. службы при Президенте РФ, 1997.
“Young Scientist” . #2 (106) . January 2016 Philosophy 947 5. Платон. Алкивиад I [Электронный ресурс] // Сайт «Psylib» — URL: http://psylib.org.ua/books/plato01/08alki1. htm (Дата обращения 12.01.16) 6. Фрейд, З. Лекции по введению в психоанализ и Новый цикл / Перевод Вульф М. В., Алмаев Н. А. М:. Фирма СТД, 2006. — 608 с. 7. Фуко, М. Герменевтика субъекта [Электронный ресурс] // Сайт «Royallib» — URL: http://royallib.com/book/ fuko_mishel/germenevtika_subekta.html (Дата обращения 12.01.16) 8. Юнг, К. Г. Архетип и символ [Электронный ресурс] // Сайт: RoyalLib — URL: http://royallib.com/read/yung_ karl/arhetip_i_simvol.html#0 (Дата обращения 12.01.16) Роль героической личности в истории как философско-этическая проблема Замилова Римма Рамильевна, преподаватель Наманганский государственный университет (Узбекистан) Ёзиева Шахрибону Гайратуллаевна, студент Академический лицей (г. Наманган) Любая историческая эпоха нуждается в героях, способном выражать такие нравственные качества личности как героизм, альтруизм, филантропию, долг, ответственность. Рассмотрение героической тематики состоит в том, чтобы на основе научно-теоретических разработок популяризировать героическое и патриотическое поведение среди молодежи, тем самым, формировать у неё социально-нравственные качества. Ключевые слова: героическая личность, героическое, героизм, харизма, героический поступок, нравственный идеал, герой, риск, долг, совесть. Р ешающая роль народных масс, классов, этносов в истории отнюдь не означает отрицания или принижения роли отдельных личностей. Раз история делается людьми, то деятельность личностей не может не иметь в ней значения. Говоря об «отдельных личностях», мы имеем в виду не только особо выдающихся личностей, но и каждого индивида, занимающего активную жизненную позицию и вносящего своим трудом, борьбой, теоретическими поисками определенный вклад в развитие той или иной сферы общественной жизни, а через нее в исторический процесс в целом. Такая позиция принципиально отличается от субъективно-идеалистического, анархистского преувеличения роли личности. А ведь еще в ХVIII в. Огромное большинство мыслителей смотрело на историю именно так. Габриель Мабли, например, уверял, что Минос целиком создал социально-политическую жизнь и нравы критян, а Ликург оказал подобную же услугу Спарте. Если спартанцы «презирали» материальное богатство, то этим они обязаны были именно Ликургу, который «спустился, так сказать, на дно сердца своих граждан и подавил там зародыш любви к богатствам». А если спартанцы покинули впоследствии путь, указанный им мудрым Ликургом, то в этом виноват был Лизандр, уверивший их в том, что «новые времена и новые обстоятельства требуют от них новых правил и новой политики» [1, с. 352]. Героической называют духовно одаренную личность, которая воспринимается и оценивается окружающими как необычная, порой даже сверхъестественная (божествен- ного происхождения) по силе постижения и воздействия на людей, недоступная обычному человеку. Носители харизмы — это герои, созидатели, реформаторы, выступающие либо как провозвестники божественной воли, либо как носители идеи особо высокого разума, либо как гении, идущие наперекор обычному порядку вещей. Необычность харизматической личности признается всеми, но моральная и историческая оценка их деятельности далеко неоднозначна. И. Кант, например, отрицал харизму, то есть человеческое величие, с позиций христианской морали. А вот Ф. Ницше считал появление героев необходимым и даже неизбежным. [2, с. 785]. Феномен харизмы уходит своими корнями в глубь истории, в языческие времена. На заре человечества, в первобытных сообществах появлялись люди, которые обладали особым даром; они выделялись на фоне обычного. Носители харизмы обладали способностью оказывать на своих сородичей воздействие внешнего или внутреннего характера, в силу чего становились вождями и предводителями, например на охоте. Их власть в отличие от власти вождей традиционного типа во многом основывалась га вере в их сверхъестественные силы. Видимо, сама логика жизни требовала этого. Чтобы увлечь массы своими замыслами, харизматический лидер может позволить себе прибегнуть ко всякого рода иррациональным оргиям, ослабляющим или даже вовсе снимающим естественные, нравственные и религиозные устои. Для этого он должен возвысить оргию в ее
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв