Министерство науки и высшего образования
Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Иркутский государственный университет»
ФГБОУ ВО «ИГУ»
Педагогический институт
Кафедра изобразительного искусства и методики
Направление подготовки: 44.04.01
Педагогическое образование
Профиль: Изобразительное искусство
Форма обучения: очная
Бисерова Полина Юрьевна
УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ У ПОДРОСТКОВ УМЕНИЯ
ВЫПОЛНЯТЬ ДЕКОРАТИВНУЮ КОМПОЗИЦИЮ
В ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ШКОЛЕ
Выпускная квалификационная работа бакалавра
Студент __________________
П. Ю. Бисерова
Руководитель_______________
профессор А. С. Шипицын
Нормоконтролёр ___________
ст. преподаватель А. В. Халипова
Работа защищена «__»_____2019 г.
Заведующий кафедрой
к. пед. наук., доцент_________
В. В. Широкова
с оценкой__________________
Протокол №_____
Иркутск 2019
Содержание
Глава 1.
Введение
3
Психолого-педагогическое обоснование проблемы и
6
особенности формирования у подростков умения выполнять декоративную композицию
1.1.
Сущность понятия «умение выполнять декоративную
7
композицию»
1.2.
Психологические особенности подростков
9
1.3.
Методы и технологии формирования у подростков умения
14
выполнять декоративную композицию
Глава 2.
Экспериментальная работа по формированию у
20
подростков умения выполнять декоративную
композицию в художественной школе
2.1.
Определение исходного уровня сформированности умения у
21
подростков выполнять декоративную композицию
2.2.
Организация и проведение экспериментальной работы по
24
формированию у подростков умения выполнять
декоративную композицию в художественной школе
2.3.
Анализ результатов экспериментальной работы по
38
формированию у подростков умения выполнять
декоративную композицию в художественной школе
Заключение
43
Список литературы
45
Приложения
48
Введение
Актуальность темы дипломного исследования обуславливается тем, что в
наши дни декоративно-прикладное искусство переживает необычайный расцвет: с одной стороны возрос интерес к традициям, с другой – новейшие материалы, оборудование, технологии создают превосходные условия для реализации творческих способностей. В связи с этим
возрастает необходимость в
формировании и целенаправленном развитии личности обучающегося, способного понимать, эстетически оценивать и творчески преобразовывать в своей
практической деятельности окружающий мир.
Работа над созданием декоративной композиции расширяет рамки творческих задач и опирается на индивидуальные способности обучающихся подмечать и доводить наиболее характерное в предмете до максимальной цветовой, композиционной и пластической выразительности. Абстрагируясь от
предметной формы, применяя изобразительные возможности цвета и линии,
подростки могут выразить свои переживания, впечатления, ассоциации, что
может помочь лучше понять личность подростка и найти к нему подход.
В современном мире весьма актуальным считается метод проектной деятельности, потому как обучение является эффективным только тогда, когда
знания не даются в готовом виде. Метод проектной деятельности помогает так
организовать передачу информации, чтобы обучающиеся сами работали для
усвоения нового понятия или способа деятельности. Это формирует интерес к
обучению, развивает творческую инициативу.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить условия формирования у подростков умения выполнять декоративную
композицию в художественной школе.
Объект исследования: процесс формирования у подростков умения выполнять декоративную композицию в детской художественной школе.
3
Предмет исследования: условия формирования у подростков умения
выполнять декоративную композицию в художественной школе.
Теоретический анализ проблемы позволил выдвинуть следующую гипотезу: процесс формирования у подростков умения выполнять декоративную
композицию в процессе обучения в детской художественной школе будет эффективным, если:
формировать знания о декоративной композиции и стилизации че-
рез использование информационно-коммуникационных технологий;
–
формировать умение стилизовать природные формы и использовать
средства художественной выразительности формы через применение практических методов обучения;
формировать умение создавать декоративную композицию через
организацию проектной деятельности.
Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи:
изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме фор-
мирования у подростков умения выполнять декоративную композицию в детской художественной школе;
выделить методы и приёмы формирования у подростков умения
выполнять декоративную композицию в детской художественной школе;
определить возрастные особенности подростков.
Методологическая основа исследования:
–
исследования художников о декоративной композиции (Р. В. Пара-
нюшкин, Г. М. Логвиненко);
–
исследования психологов в области возрастной психологии под-
ростков (В. Г. Асеева, А. С. Белкина, П. П. Блонский, Д. Б Эльконин);
–
исследования педагогов по проблемам метода проектной деятель-
ности и технологий обучения. (Ю. К. Бабанский, И. П. Подласый, В. А. Сластёнин).
4
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
анализ литературы по проблеме исследования;
наблюдение за практической деятельностью обучающихся;
анализ продуктов творческой деятельности обучающихся;
педагогический эксперимент.
База исследования – МБУ ДО «ДХШ» г. Саянска, обучающиеся 3- го «Б»
класса в возрасте от 12 до 14 лет (15 человек).
5
Глава 1. Психолого-педагогическое обоснование проблемы и
особенности формирования у подростков умения выполнять
декоративную композицию
1.1. Сущность понятия «умение выполнять декоративную композицию»
Термин «композиция» употребляется в различных сферах и областях искусства: в кино, музыке, театральных постановках, балете, литературе, различных видах изобразительного искусства и в архитектуре. И в каждом из этих видов понятие «композиция» имеет разное содержание. В соответствии с темой
нашего исследования, нам необходимо рассмотреть понятие «композиционное
умение», но перед этим рассмотрим сущность таких понятий как «композиция»
и «умение»
В изобразительном искусстве понятие «композиция» имеет разные варианты определения.
Слово «композиция» в переводе с латинского буквально означает составление, связывание, соединение частей. Большая Советская Энциклопедия определяет этот термин как «построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением и во многом определяющее
его восприятие. Композиция- важнейший организующий момент художественной формы, придающий произведению единство и цельность, соподчиняющий
его элементы друг другу и целому. В практических искусствах композиция
объединяет частные моменты построения художественной формы (реальное
или иллюзорное формирование пространства и объёма, симметрия и асимметрия, масштаб, ритм и пропорции, нюанс и контраст, перспектива, группировка,
цветовое решение и т.д)» [6].
Е.В. Шорохов отмечал, что композиция – это система правил и приемов
взаимного расположения частей в единое гармоническое целое. Умение точно и
выразительно размещать изображение в пределах формата листа является
непременным условием в учебном рисунке. Умение составлять композиции 6
это тоже искусство. Поэтому для овладения искусством компоновки потребуется развитие композиционного видения, чутья [26].
Композиция – это структура, взаимосвязь элементов художественного
произведения, от которого зависит весь смысл и строй, так определяет это понятие краткий словарь терминов изобразительного искусства [15].
Р. В. Паранюшкин считает, что композиция в переводе буквально означает «расположение». Под этим термином мы понимаем сочинение вообще, упорядоченное соединение элементов [19].
Декоративная композиция – композиция высокой степенью выразительности и декоративности, включающая в себя элементы стилизации, абстракции,
усиливающие ее эмоционально-чувственное восприятие
Под декоративностью принято понимать художественное качество произведения, которое возникает в результате осмысления автором связи его произведения с предметно-пространственной средой, для которой оно предназначено. В этом случае отдельное произведение задумывается и осуществляется как
элемент более широкого композиционного целого [11].
Для достижения большей декоративности композиции используют выразительные средства и приёмы: статика и динамика (виды равновесия), ритм,
симметрия и асимметрия, композиционный центр.
Г. М. Логвиненко считает, что всякая композиция должна быть уравновешенной. Равновесие – это размещение элементов композиции, при котором
каждый предмет находится в устойчивом положении. Его местонахождение не
вызывает сомнения и желания передвинуть его по изобразительной плоскости.
При этом не требуется точного зеркального соответствия правой и левой сторон [16]. При этом равновесие бывает двух видов:
Статическое равновесие возникает при симметричном расположении фигур на плоскости относительно вертикальной или горизонтальной осей формата
композиции симметричной формы.
7
Динамическое равновесие возникает при ассиметричном расположении
фигур на плоскости, т.е. при их сдвиге вправо, влево, вверх, вниз.
Ритм – одно из средств, наиболее часто употребляемых для создания гармоничной композиции. Это средство отражает связь человеческой природы и
деятельности, в том числе и творческой с мирозданием. Такое определение использует О. Л. Голубева. Важнейшие признаки ритма- это повторяемость явлений, элементов и форм, закономерность их чередования [9].
Симметрия, в широком смысле – соответствие, неизменность (инвариантность), проявляемые при каких-либо изменениях, преобразованиях. Для
симметричной композиции характерна уравновешенность её частей по массам,
по тону, цвету и даже по форме. В таких случаях одна часть почти зеркально
похожа на вторую. Отсутствие или нарушение симметрии называется асимметрией.
Для того, чтобы любая композиция стала выразительной, она должна
иметь композиционный центр, доминанту, которая может состоять из нескольких элементов или одного большого, это может быть и свободное пространство
– композиционная пауза. Также в декоративной композиции важную роль играет то, насколько творчески художник может переработать окружающую действительность. Это называется стилизацией.
Стилизация как процесс работы представляет собой декоративное обобщение изображаемых объектов с помощью ряда условных примеров изменения
формы, объемных и цветовых решений. В декоративном искусстве стилизация
– это метод ритмической организации целого, благодаря которому изображение
приобретает признаки повышенной декоративности и воспринимается своеобразным мотивом узора (тогда мы говорим о декоративной стилизации в композиции).
В соответствии с темой нашего исследования от композиции мы переходим к значению понятия «умение». По мнению В. В. Давыдова умение – это
промежуточный этап овладения новым способом действия, основанным на ка8
ком-либо правиле (знании) и соответствующим правильному использованию
этого знания в процессе решения определенного класса задач, но ещё не достигшего уровня навыка. Обычно соотносят с тем уровнем, который на начальном этапе выражается в форме усвоенного знания, которое понятно учащимся и
может быть произвольно воспроизведено.
Умение – освоенный субъектом способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью приобретённых знаний, навыков. Умение формируется
путём упражнений создаёт возможность выполнения действия не только в привычных , но и в изменившихся условиях [14].
Итак, умение выполнять декоративную композицию - это умение стилизовать природные формы для создания декоративной композиции на основе
знаний о стилизации природных форм, декоративной композиции, композиционном центре, ритме, симметрии, динамике и статике.
1.2. Психологические особенности подростков
Подростковый период – важный и самый сложный этап в развитии ребёнка. Часто подростковый возраст называют «переходным» и «трудным». Эти
определения были даны из-за того, что это очень сложный и важный этап перехода от детства к взрослой жизни.
Проанализировав психологическую литературу по проблеме подросткового возраста, можно сделать вывод, что разные авторы выделяют его разные
возрастные периоды. А именно, согласно возрастной периодизации В. Г. Асеева, подростковый возраст, который также называется средним школьным возрастом, занимает период жизни с 11 до 15 лет и совпадает с обучением в 5-8
классе [1]. Советский психолог Д. Б. Эльконин называет подростковым возрастом период 11-17 лет и выделяет два периода: младший подростковый возраст
12-14 лет и старший подростковый возраст – ранняя юность 15-17 лет. П.П.
Блонский считает подростковым возрастом период с 12 до 15 лет [3].
9
Согласно педагогическому энциклопедическому словарю, подростковый
возраст определяется периодом развития детей с 11-12 до 15-16 лет [22]. Современная наука определяет подростковый возраст в зависимости от страны
или региона проживания и культурно-национальных особенностей, а также пола - от 12 до 17 лет.
Подростковый возраст является самым трудным периодом развития ребёнка. Трудности в изобразительной деятельности подростка обусловлены его
психологическими особенностями.
А. П. Краковский выделял следующие особенности подросткового возраста: потребность в достойном положении в коллективе сверстников, в семье;
стремление обзавестись верным другом; повышенная утомляемость; отсутствие
авторитета возраста; отвращение к необоснованным запретам; восприимчивость к промахам учителей; тенденция предаваться к мечтаниям; переоценка
своих возможностей, реализация которых предполагается в отдалённом будущем; ярко выраженная эмоциональность [13].
Для подросткового возраста характерна неустойчивая нервная система,
повышенная возбудимость, а так же изменения в организме. Происходит бурная анатомо-физиологическая перестройка организма: резкий скачок в росте,
увеличение веса, изменение функций гормональной системы. Начало перехода
к физической зрелости не может оставаться нейтральным психическому развитию [4].
М. Кле подчеркивает, что с наступлением полового созревания у подростка появляются две проблемы связанные с его физическим телом. Первая
проблема – это построение мужской или женской «родовой идентичности». А
вторая – это переход к взрослой генитальной сексуальности [12].
В. Г. Асеев отмечает, что значительное автономно-физиологическое и
физическое изменение, происходящие в организме ребёнка является существенной особенностью подросткового периода, вспомним, что исходя из его
классификации подростковый возраст приходится на период с 11 до 15 лет.
10
Происходит неравномерное физическое развитие, которое отражается на поведении ребёнка, появляется чувство физической «неполноценности». А
наибольшее влияние на развитие детей в этом возрасте является половое созревание. В связи с этим у подростка повышается неуравновешенность, вспыльчивость, возбудимость. Появляется повышенный интерес к представителям противоположного пола. Изменения в этой сфере подростка являются основной
трудностью в этом возрасте, считают многие зарубежные педагоги [1].
Основным новообразованием подросткового возраста является то, что отличает его внутреннюю позицию – возникновение чувства взрослости. Подросток активно отвергает свою принадлежность к детям, но при этом не чувствует
себя полноценным взрослым. Однако стремится быть и казаться взрослым, желает показать свою взрослость, чтобы ее признавали окружающие. Но подростку далеко до истинной взрослости: и физически, и психологически, и социально
он еще не может быть взрослым, и он сам ощущает, что его взрослость не совсем подлинная, он не уверен в себе. Складывается противоречие: между осознанием себя взрослым и невозможностью включиться во взрослую жизнь. Это
противоречие и определяет социальную ситуацию развития подростков.
По поводу ведущей деятельности в подростковом возрасте существуют
определенные разногласия: одни полагают, что ведущей деятельностью в этом
возрасте продолжает оставаться учение (Л.И. Божович), другие считают, что
интимно-личностное общение со сверстниками (Д.Б. Эльконин) или общественно-полезная деятельность (Д.И. Фельдштейн). Но большая часть психологов сходятся во мнении, что ведущая деятельность и существенные изменения в
психическом развитии подростка связаны с устанавливающейся системой социальных взаимоотношений с окружающими. Для каждого подростка типична
своя система взаимоотношений с социальной средой, что и определяет направление его психического развития.
По мнению Л. И. Божович, основные изменения в социальной ситуации
развития подростка состоят в той роли, которую выполняет в этот период кол11
лектив учащихся. Учащиеся включаются в различные виды деятельности, что
значительно расширяет сферу социального общения подростка, возможности
усвоения социальных ценностей, формирования нравственных качеств личности. Именно в коллективе формируются такие важнейшие мотивы поведения и
деятельности подростков, как чувство долга, коллективизма, товарищества. Хотя учение остается для него главным видом деятельности, но основные новообразования в психике подростка связаны с общественно полезной деятельностью. Это обусловливается тем, что общественно полезная деятельность в
наибольшей степени удовлетворяет доминирующим потребностям возраста—
потребности в общении со сверстниками и потребности в самоутверждении [5].
Организуя учебно-воспитательную работу с подростками, необходимо
учитывать, что во всех своих действиях и поступках они ориентируются прежде всего на мнение сверстников. Постоянное взаимодействие подростка с товарищами порождает у него стремление занять достойное место в коллективе.
Это один из доминирующих мотивов поведения и деятельности. Потребность в
самоутверждении настолько сильна в этом возрасте, что во имя признания коллектива подросток готов на многое: он может даже поступиться своими взглядами и убеждениями, совершить действия, которые расходятся с его моральными установками. Потребностью в самоутверждении можно объяснить и многие факты нарушения норм и правил поведения так называемыми трудными
подростками. Потерять авторитет в глазах товарищей, уронить свою честь и достоинство — это самая большая трагедия для подростка. Вот почему он бурно
реагирует на нетактичные замечания, которые ему делает учитель в присутствии товарищей. Такое замечание он рассматривает как унижение своей личности (аналогичные явления наблюдаются и в реакциях подростков на замечания товарищей и родителей). На этой основе нередко возникают конфликты
между подростком и учителем, и подросток становится «трудным». Только тактичное обращение с подростком, только обеспечение его эмоционального благополучия именно в школьном коллективе создают психологически благопри12
ятную почву для эффективного влияния на подростка. Подросток активно ищет
верных друзей, но не всегда их находит. В этом тоже трудность возраста. Задача учителя заключается не только в том, чтобы знать, в какие объединения входит подросток, какое место он занимает в разных группах, что является психологической основой объединений подростков, но и в том, чтобы целенаправленно управлять формированием групп подростков, помогать каждому из них
занять достойное место среди других и прежде всего среди товарищей по классу. Существенное значение для развития подростка имеет то место, которое он
занимает в семье. Если родители и старшие члены семьи учитывают возросшие
возможности подростка, относятся к нему с уважением и доверием, помогают
ему преодолевать трудности в учении и общении, помогают устанавливать взаимоотношения с друзьями, сохраняют контакт с ним, отвечая на его многочисленные вопросы, то тем самым они создают благоприятные условия для развития.
Большим достоинством подростка является его готовность ко всем видам
учебной деятельности, которые делают его взрослым в собственных глазах. Его
привлекают самостоятельные формы организации занятий на уроке, сложный
учебный материал, возможность самому строить свою познавательную деятельность за пределами школы. Однако, нередко у подростков снижается общий интерес к учению, к школе, происходит, как пишет А. Н. Леонтьев: «внутренний отход от школы». Этот отход выражается в том, что школа перестает
быть для ученика центром его духовной жизни.
К концу подросткового возраста происходит становление Я – концепции
как интегративной, целостной системы представлений о себе, сопряженной с
оценкой и отношением к себе. Происходит открытие своего внутреннего мира,
стремление к самоанализу, самообразованию и самовоспитанию.
Итак, подводя итог сказанному выше, мы можем сделать вывод о том, что
подростковый возраст – это период от 11 до 15 лет, который характеризуется
неустойчивой нервной системой, потребностью в достойном положении в кол13
лективе сверстников, возникновением чувства взрослости. Ведущей деятельностью этого возраста является интимно-личностное общение со сверстниками и
установление социальных взаимоотношений с окружающими.
1.3. Методы и технологии формирования у подростков умения выполнять
декоративную композицию
Существуем множество определений понятия «метод обучения», рассмотрим некоторые из них. Метод обучения – это система последовательных
взаимосвязанных действий учителя и учащихся, обеспечивающих усвоение содержания образования [22].
Герберт Нойнер и Ю.К. Бабанский под методом обучения понимают “последовательное чередование способов взаимодействия учителя и учащихся,
направленное на достижение определенной цели посредством проработки
учебного материала” [21].
По В. А. Сластёнину метод – это способ осуществления деятельности, ведущий к достижению поставленной цели. Метод обучения – это способы педагогически целесообразной организации учебно-познавательной деятельности
учащихся [25].
Метод обучения – это способ работы учителя и руководимых им обучающихся, с помощью которых достигается усвоение последними знаний, умений
и навыков, а так же развитие познавательных сил.
Обобщая данные определения, можно сделать вывод, что под методом
обучения мы понимаем приём работы педагога с обучающимися, при помощи
которого получается лучше усвоить учебный материал. Выбор методов обучения зависит от учебных целей, уровня подготовленности обучающихся, оснащённости школы, а также от возраста обучающихся.
В педагогике существуют различные подходы к классификации методов
обучения, основанные на различных сторонах учебного процесса.
14
Согласно Н. В. Бордовской методы обучения могут подразделяться,
например, на методы передачи и усвоения знаний, к которым относят беседу,
рассказ, дискуссию, лекцию, работу с текстом. Вторая группа — это практические методы обучения (упражнения, практические занятия, лабораторные эксперименты). К третьей группе методов относят контроль и оценку результатов
обучения (самостоятельные и контрольные работы, тестовые задания, зачеты и
экзамены, защита проектов) [7].
Согласно выдвинутой гипотезе исследования, формирование знания о декоративной композиции и стилизации у подростков будет эффективным, если
использовать информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) как метод
передачи и усвоения знаний.
ИКТ обладают следующими, дидактическими возможностями:
1. Возможность оперативной передачи на любые расстояния информации
любого объема, любой формы представления. 2. Хранение этой информации в
памяти компьютера в течение необходимой продолжительности времени, возможность ее редактирования, обработки, вывода на печать. 3. Возможность доступа к различным источникам информации, в том числе удаленным и распределенным базам данных, многочисленным конференциям по всему миру через
систему Интернет, работы с этой информацией. 4. Возможность перенести полученные материалы на свой носитель, вывести на печать и работать с ними так
и тогда, когда и как это наиболее удобно пользователю [17].
Целесообразно использовать информационные технологии в обучении,
учитывая, что современные компьютеры позволяют интегрировать в рамках
одной программы тексты, графику, звук, анимацию, видеоклипы, высококачественные фотоизображения, достаточно большие объемы полноэкранного видео, качество которого не уступает телевизионному.
Ю. К. Бабанский в своей классификации предлагает три большие группы
методов
обучения:
методы
организации
и
осуществления
учебно-
познавательной деятельности, методы стимулирования и мотивации учебно15
познавательной деятельности и методы контроля и самоконтроля эффективности учебно-познавательной деятельности [2].
В методике приводится следующая классификация методов обучения:
пассивные: когда учитель доминирует, а учащиеся — пассивны. Такие методы признаны наименее эффективными, хотя используются на отдельных уроках обучающего типа;
активные методы обучения, когда учитель и ученик выступают как равноправные участники урока;
Интерактивные методы обучения — наиболее эффективные методы, при
которых ученики взаимодействуют не только с учителем, но и друг с другом.
В рамках ФГОС предполагается использование активных и интерактивных методов, как более действенных и эффективных.
Кейс-метод. Задается ситуация (реальная или максимально приближенная к
реальности). Ученики должны исследовать ситуацию, предложить варианты ее
разрешения, выбрать лучшие из возможных решений.
Метод проектов предполагает самостоятельный анализ заданной ситуации и
умение находить решение проблемы. Проектный метод объединяет исследовательские, поисковые, творческие методы и приемы обучения по ФГОС.
Проблемный метод — предполагает постановку проблемы (проблемной ситуации, проблемного вопроса) и поиск решений этой проблемы через анализ
подобных ситуаций (вопросов, явлений).
Метод развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП)
— метод, направленный на развитие критического (самостоятельного, творческого, логического) мышления. В методике предлагается своя структура уроков, состоящая из этапов вызова, осмысления и размышления.
Эвристический метод — объединяет разнообразные игровые приемы в
форме конкурсов, деловых и ролевых игр, соревнований, исследований.
16
Исследовательский метод перекликается с проблемным методом обучения.
Только здесь учитель сам формулирует проблему. Задача учеников — организовать исследовательскую работу по изучению проблемы.
Метод модульного обучения — содержание обучения распределяется в дидактические блоки-модули. Размер каждого модуля определяется темой, целями обучения, профильной дифференциацией учащихся, их выбором.
Согласно выдвинутой нами гипотезе использование метода проектов является одним из эффективных условий формирования у подростка умения создавать декоративную композицию.
Дидактическую ценность проекта можно рассматривать в двух аспектах с точки зрения учащегося и с точки зрения учителя.
С точки зрения обучающегося проект – это возможность. Возможность
делать самостоятельно что-то интересное в группе или одному; решить интересную проблему, сформулированную самими обучающимися в виде цели и задач; максимально использовать свои возможности; проявить себя, попробовать
свои силы, приложить свои знания; принести пользу; публично показать достигнутый результат и т.д.
С точки зрения преподавателя проект – это интегративное дидактическое
средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и
развивать специфические умения, навыки и компетенции.
В толковом словаре русского языка С. И. Ожегова, Н. Ю. Швединой термин «проект» определяется как замысел, план; разработанный план сооружения, какого-нибудь механизма, устройства.
Обобщенное понятие проекта может быть сформулировано следующим
образом. Проект – это ограниченная во времени деятельность, представленная в
виде мероприятий, направленная на решение социально значимой проблемы и
достижение определенной цели, предполагающая получение ожидаемых результатов, путем решения связанных с целью задач, обеспеченная необходи-
17
мыми ресурсами и управляемая на основе постоянного мониторинга деятельности и ее результатов с учетом возможных рисков.
Образовательный проект рассматривается как совместная учебно познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы и способы деятельности, направленные на достижение результата, создание проекта [20].
В обучении применяется метод проектов – система обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий – проектов [22].
Е. С. Полат пишет, что рассматривая метод проектов как дидактическую
категорию, следует иметь в виду ― способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, практическим результатом, оформленным тем или иным
способом.
Метод проектов как педагогическая технология – совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути
[23].
Метод проектов в практике работы образовательного учреждения может
использоваться как дидактическое средство развития, обучения и воспитания
учащихся, в более широком контексте – как средство формирования социальноактивной личности.
Проектная деятельность как система различных практических действий
личности, направленных на создание определенного продукта, углубляет учебную мотивацию обучающихся, способствует самоорганизации, развитию индивидуальности и т.д. Реализация проектной деятельности у обучающихся подросткового возраста будет более эффективной, если происходит на основе учёта психолого-педагогических особенностей проектной деятельности. Так как
отличительная черта данного возраста – стремление к оцениванию собственных
достоинств и недостатков, то ориентация на проектную деятельность предпола18
гает развитие процесса самосовершенствования, одним из механизмов которого
является адекватная самооценка. Проектная деятельность позволяет школьнику
обрести собственный социальный опыт, самому строить свою личность и
жизнь.
Вывод по 1 главе
Анализ педагогической, психологической и методической литературы
позволяет сделать вывод о содержании, методах и технологиях формирования
умения выполнять декоративную композицию у подростков в соответствии с
их возрастными особенностями.
Итак, умение выполнять декоративную композицию - это умение стилизовать природные формы для создания декоративной композиции на основе
знаний о стилизации природных форм, декоративной композиции, композиционном центре, ритме, симметрии, динамике и статике.
Как показал анализ методической литературы, для формирования умения
выполнять декоративную композицию, следует использовать ИКТ, что позволит выдать обучающимся большой и качественный объем теоретического и
наглядного материала. А также для формирования умения выполнять декоративную композицию следует проводить работу через организацию совместной
проектной деятельности. Проектная деятельность обеспечит необходимость
взаимодействия подростков, таким образом, это условие формирования умения
выполнять декоративную композицию способствует самоутверждению подростка в коллективе и предполагает развитие процесса самосовершенствования.
19
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию у подростков
умения выполнять декоративную композицию в художественной школе
Целью экспериментальной работы является проверка эффективности
условий формирования у подростков умения выполнять декоративную композицию в художественной школе.
В соответствии с целью выделены следующие задачи эксперимента:
определить исходный уровень умения у подростков выполнять
декоративную композицию;
разработать и апробировать программу формирования у подростков
умения выполнять декоративную композицию в художественной школе;
определить эффективность экспериментальной работы.
Как выявлено в ходе анализа психолого-педагогической и методической
литературы по проблеме исследования, процесс формирования у подростков
умения выполнять декоративную композицию в процессе обучения в детской
художественной школе будет протекать успешно, если:
формировать знания о декоративной композиции и стилизации через
использование информационно-коммуникационных технологий;
формировать умение стилизовать природные формы и использовать
средства художественной выразительности формы через применение практических методов обучения;
формировать умение создавать декоративную композицию через
организацию проектной деятельности.
Исследование проводилось в несколько этапов:
констатирующий этап ( с 3.04.2018 до 16.04.2018);
формирующий этап (с 14.01.2019 до 10.02.2019);
контрольный этап (с 11.02.2019 до 24.02.2019).
На констатирующем этапе эксперимента (апрель 2017 г.) была проанализирована психолого-педагогическая и методическая литература по проблеме
20
исследования, выделены критерии и уровни сформированности у подростков
умения выполнять декоративную композицию.
На формирующем этапе исследования (январь 2019 г.) была разработана
и апробирована программа формирования у подростков умения выполнять декоративную композицию в детской художественной школе.
На контрольном этапе исследования (февраль 2019 г.) был проведен контрольный эксперимент с целью подтверждения эффективности условия формирования у подростков умения выполнять декоративную композицию в художественной школе.
Исследование проводилось на базе МБУ ДО «ДХШ» г. Саянска среди
обучающихся 3-го «Б» класса. Возраст испытуемых 12–14 лет.
2.1. Определение исходного уровня сформированности умения у
подростков выполнять декоративную композицию
Цель констатирующего этапа экспериментальной работы:
выделить критерии и уровни сформированности у подростков
умения выполнять декоративную композицию;
определить исходный уровень сформированности у подростков
умения выполнять декоративную композицию в художественной школе.
Для определения исходного уровня сформированности умения выполнять
декоративную композицию мы провели тестирование, предложили схематично
изобразить такие средства художественной выразительности как симметрияасимметрия, статика-динамика, ритм, контраст и нюанс (прил. 1). При выполнении заданий дети работали самостоятельно, без объяснений учителя.
Для анализа работ детей мы выделили следующие показатели:
знания о декоративной композиции, композиционном центре, ритме,
симметрии, динамике и статике;
умение стилизовать природные формы и использовать средства
21
художественной выразительности ;
умение создавать декоративную композицию.
Таблица 2.1
Критерии и уровни сформированности у подростков умения выполнять
декоративную композицию в художественной школе
Критерии
Знания о декоративной композиции и
стилизации
Умение стилизовать
природные формы и
использовать
средств художественной выразительности
Умение создавать
декоративную композицию
Высокий
(3 балла)
Полные, системные
знания о декоративной композиции и
стилизации
Самостоятельно
стилизует природные формы и использует средства
художественной выразительности
Самостоятельно создаёт декоративную
композицию
Уровни
Средний
(2 балла)
Неполные, бессистемные знания о
декоративной композиции и стилизации
С помощью учителя
стилизует природные формы и использует средства
художественной выразительности
С помощью учителя
создаёт декоративную композицию
Низкий
(1 балл)
Отрывочные знания
о декоративной композиции и стилизации
Только с помощью
учителя стилизует
природные формы и
использует средства
художественной выразительности
Только с помощью
учителя создаёт декоративную композицию
Как видно из таблицы 2.1, выделенные критерии являются составляющими
умения выполнять декоративную композицию. При анализе тестовых заданий и
детских работ по каждому из указанных критериев присваивалось определенное количество баллов, что позволило нам выделить уровни сформированности
данного умения. Соответствие количества баллов уровню сформированности
умения выполнять декоративную композицию представлено в таблице 2.2.
Таблица 2.2
Количественная характеристика уровней сформированности умения выполнять декоративную композицию
Кол-во
баллов
Уровень
Характеристика
7-9
Высокий
4-6
Средний
1-3
Низкий
Все показатели соответствуют высокому уровню, но один из них
может соответствовать среднему или низкому уровню
Все показатели соответствуют среднему уровню, но один из них
может соответствовать низкому уровню
Все показатели соответствуют низкому уровню
22
Анализ работ детей экспериментального класса на констатирующем этапе
эксперимента позволил распределить обучающихся в соответствии с выделенными нами критериями и уровнями.
В экспериментальном классе к высокому уровню сформированности умения выполнять декоративную композицию мы отнесли детей, которые могли
объяснить, что такое декоративная композиция и средства художественной выразительности, а так же самостоятельно стилизовали природные формы и выполняли декоративную композицию. Однако один из перечисленных выше показателей может соответствовать среднему уровню, следовательно, подросток
выполняет одно из действий с помощью учителя. В классе был только один такой обучающийся (9%).
К среднему уровню сформированности умения выполнять декоративную
композицию мы отнесли подростков, которые испытывали незначительные
трудности при объяснении, что такое декоративная композиция и средства художественной выразительности, могли стилизовать природные формы и выполнять декоративную композицию, но иногда им требовалась помощь учителя. Однако один из показателей мог соответствовать низкому уровню. Средний
уровень сформированности умения выполнять декоративную композицию показали 5 человек (38%).
К низкому уровню сформированности умения выполнять декоративную
композицию мы отнесли подростков, которые не знают, что такое декоративная
композиция и средства художественной выразительности, не могут стилизовать
природные формы и выполнять декоративную композицию. Однако один из
перечисленных показателей может соответствовать среднему уровню, следовательно, обучающийся выполняет одно действие с помощью учителя. В классе 9
человек показали низкий уровень (53%).
23
Таблица 2.3
Распределение обучающихся экспериментального класса в
соответствии с уровнями сформированности умения выполнять
декоративную композицию
Количество обучающихся
Экспериментальный класс
Уровень
Высокий
Средний
Низкий
абс.
1
5
9
%
9
38
53
Из таблицы 2.3 видно, что в экспериментальном классе очень мало обучающихся с высоким уровнем сформированности умения выполнять декоративную композицию, большинство подростков показали средний и низкий
уровни. Учитывая полученные данные, мы пришли к выводу, что необходимо
разработать программу формирования у подростков умения выполнять декоративную композицию в художественной школе.
2.2. Организация и проведение экспериментальной работы по
формированию у подростков умения выполнять декоративную
композицию в художественной школе
На втором этапе эксперимента мы решали следующие задачи:
разработать и апробировать программу формирования у подростков
умения выполнять декоративную композицию в художественной школе;
определить эффективность экспериментальной работы.
Анализ психолого педагогической литературы подтвердил наше предположение о том, что формирование у подростков умения выполнять декоративную композицию в художественной школе, если:
формировать знания о декоративной композиции и стилизации через
использование информационно-коммуникационных технологий;
формировать умение стилизовать природные формы и использовать
24
средства художественной выразительности формы через применение практических методов обучения;
формировать умение создавать декоративную композицию через
организацию проектной деятельности.
На основе анализа литературы, а так же данных, полученных на констатирующем этапе эксперимента, мы разработали программу формирования умения выполнять декоративную композицию. Цель программы – формирование у
подростков умения выполнять декоративную композицию в художественной
школе.
Задачи программы:
1. формировать знания о декоративной композиции и стилизации;
2. формировать умение стилизовать природные формы и использовать
средства художественной выразительности;
3. формировать умение создавать декоративную композицию.
Содержание программы формирования у подростков умения выполнять
декоративную композицию в художественной школе, представлено в таблице 2.4.
Таблица 2.4
Программа формирования у подростков умения выполнять декоративную
композицию в художественной школе
Тема
занятия
Цель занятия
Понятия
Виды деятельности.
Формы организации
взаимодействия
Формирование знаний о декоративной композиции и стилизации
Декоративная сти- Сформировать
Стилизация, упрощение,
Информационнолизация
знания о декора- обобщение, декоративный коммуникационные
тивной стилиза- элемент
технологии
ции и способах
её выполнения
Декоративная ком- Формировать
Композиция, декоративИнформационнопозиция
знания о декора- ная композиция, средства коммуникационные
тивной компохудожественной выразитехнологии
зиции
тельности, симметрия,
ритм, статика, динамика
25
Окончание табл. 2.4
Тема занятия
Цель занятия
Понятия
Виды деятельности.
Формы организации
взаимодействия
Формирование умения стилизовать природные формы и использовать средства художественной выразительности
Стилизация приФормировать
Стилизация, упрощение,
Практические метородных форм
умение стилизо- обобщение, декоративный ды обучения
вать природные элемент
формы
Использование
Формировать
Средства художественной Практические метосредств художеумение испольвыразительности, ритм,
ды обучения
ственной выразизовать средства
симметрия, асимметрия,
тельности
художественной статика, динамика, домивыразительности нанта, акцент
Формировать умение выполнять декоративную композицию
Выполнение деко- Формировать
Проект, абстракция, деко- Метод проектной
ративной компози- умение выполративная композиция, ас- деятельности
ции с применением нять декоратив- социации, стилизация
полученных знаную композиний и умений
цию
Из таблицы 2.4 видно, что программа формирования у подростков умения
выполнять декоративную композицию в художественной школе осуществлялась в три этапа. На первом этапе обучающиеся знакомились с понятиями «декоративная композиция» и «стилизация»; на втором этапе учились стилизовать
природные формы и использовать средства художественной выразительности;
на третьем – учились создавать декоративную композицию.
Рассмотрим более подробно содержание экспериментальной работы по
формированию у подростков умения выполнять декоративную композицию.
Первый этап экспериментальной работы был связан с формированием
знаний о декоративной композиции и стилизации, для этого мы разработали
презентацию «Декоративная композиция и стилизация природных форм»
(прил. 2). В данной презентации были раскрыты такие понятия как «композиция», «декоративная композиция», «стилизация», а так же были показаны
принципы стилизации и основные средства художественной выразительности в
декоративной композиции. В результате просмотра презентации у подростков
26
были сформированы представления о содержании декоративной композиции, о
способах стилизации и значения таких понятий как «композиция», «декоративная композиция», «стилизация», а так же знания о средствах художественной
выразительности.
На втором этапе экспериментальной работы мы формировали у подростков умение стилизовать природные формы и использовать средства художественной выразительности, на данном этапе мы использовали практические методы обучения. Для формирования умения мы разработали упражнения «Листики» и «Птицы», оба упражнения направлены на формирование у обучающихся умения стилизовать природные формы. В упражнении «Листики» подросткам было предложено создать трафарет листа какого-либо дерева и заполнить силуэт декоративными элементами. Упражнение «Птицы» заключалось в
стилизации любого вида птиц посредством упрощения и обобщения формы и
использования декоративных элементов (прил. 3). Третье упражнение было
направлено на формирование умения использовать средства художественной
выразительности, обучающиеся выполняли упражнения «Статика – динамика»,
«Симметрия – асимметрия», «Акцент», «Доминанта», «Ритм» (прил. 4).
На третьем этапе экспериментальной работы мы формировали умение
выполнять декоративную композицию, для этого мы использовали метод проектной деятельности (прил. 5).
Рассмотрим содержание программы формирования у подростков умения
выполнять декоративную композицию в художественной школе более подробно.
Фрагмент урока №1
Тема учебного занятия: панно «Абстрактная композиция»
Цель: Составление абстрактной композиции из геометрических фигур и
линий различного характера: прямые, волнистые, зигзагообразные.
обучающая: Повторить информацию о направлении абстракционизм;
27
развивающая: Развить у обучающихся образное мышление, умение
обобщать, стилизовать;
воспитательная: Воспитать эстетическое отношение к окружающей действительности.
Тип учебного занятия: ознакомление с новым материалом
Материально-техническое обеспечение занятия: ноутбук, флэш-карта, листы формата А4, простой карандаш, резинка.
Задание на два академических часа(80 минут) с переменами по 10 минут
Ход урока:
1.
Организационная часть.
Приветствие, знакомство.
Проверка готовности учащихся к уроку. Подготовка мультимедиа и ноутбука.
2.
Объяснение темы , демонстрация презентации.
1 слайд: Тема занятия «Абстрактная композиция». «Абстракционизм» - это
направление в изобразительном искусстве ХХ века, для которого характерен
отказ от изображения реальных предметов. Это беспредметные композиции из
линий, точек, пятен, кругов и т.д.
2 слайд: Первой абстрактной картиной принято считать акварель В. Кандинского (1913г)
3 Слайд: Со временем абстракционизм разделился на два направления- геометрическая абстракция (пример Пит Модриан «Композиция с большой красной
плоскостью, желтым, черным, серым и синим» 1921г.) и лирическая абстракция
(пример Василий Кандинский «На белом II» 1923)
4 слайд: Одна из целей абстракционистов- свободное экспериментирование с
формой выражения, не заботясь о содержании художественного произведения,
главное вызвать у зрителя ассоциации. Здесь важное слово «ассоциации». Чтобы вызвать у зрителя какие-либо чувства от работы, художники используют
определенные правила и приёмы композиции.
28
3.
Просмотр и анализ репродукций известных художников, а так же
работ из методического фонда. Выполнение упражнение: динамика/статика,
симметрия/асимметрия и т.д.
5 слайд: Динамичная композиция- при которой создается впечатление движения. Статичная композиция- создаёт впечатление неподвижности.
6 слайд: Симметрия- равномерное размещение элементов относительно оси.
Асимметрия- неравномерное размещение элементов.
7 слайд: Доминанта- главный элемент композиции, которому подчиняются все
остальные. Акцент- выделение, подчеркивание элемента, служит для выражения большей выразительности композиции.
Преподаватель:
Давайте
вспомним
ярчайших
художников-
абстракционистов, таких как В. Кандинский, К. Малевич, Пит Мондриан. Одна
из целей абстракционизма — изображение определённых цветовых сочетаний и
геометрических форм, вызывающих у созерцателя чувство полноты и завершённости композиции. Посмотрите, как мастерски этим владеют представленные художники.
Преподаватель
предлагает
рассмотреть
репродукции
художников-
абстракционистов, а так же работы обучающихся ДХШ из методического фонда. Параллельно ведется беседа с классом, им даётся возможность охарактеризовать рисунки.
4.
Работа в группах: обсуждение темы, первоначальные эскизы.
Преподаватель: Вашим заданием будет создание общей работы- триптиха, в группах. Разделитесь в группы по три человека, выберите ответственного.
Обсудите между собой какую тему вы хотите раскрыть в своей работе: космос,
подводный мир, пейзаж, цирк, город.
Преподаватель: Итак, темы выбраны: группа 1- космос, группа 2- пейзаж,
группа 3- цирк. Предлагаю для начала каждой группе определиться с общей
идеей и какими-то общими деталями, нарисовать небольшой общий набросок
29
трёх работ, далее приступайте к разработке каждого эскиза индивидуально, но
не забывайте, что это ваш общий триптих.
5.
Подведение итогов. Рефлексия.
Проведение рабочего просмотра, коллективное обсуждение работ.
В конце урока предлагается провести рабочий просмотр, работы на полу
выкладываются в ряд. В ходе анализа работ производимого преподавателем
учащимся предлагается участвовать в обсуждениях, делиться своим мнением.
Преподаватель: Что вы думаете на счёт сегодняшнего занятия? Понравилось ли вам работать в группах?
В конце урока преподаватель подводит итог, дает общие рекомендации
учащимся.
Фрагмент урока № 2
Тема учебного занятия: панно «Абстрактная композиция»
Цель: Составление абстрактной композиции из геометрических фигур и
линий различного характера: прямые, волнистые, зигзагообразные.
обучающая: Обеспечить в ходе занятия усвоение передачи выразительности цветового решения и гармонии;
развивающая: Развить у обучающихся образное мышление, умение
обобщать, стилизовать;
воспитательная: Воспитать аккуратность и внимательность при выполнении работы с применением техники акварели, прорисовки деталей гуашью.
Тип учебного занятия: комбинированный
Материально-техническое обеспечение занятия: Листы формата А4 или
А3, простой карандаш, резинка, акварель, гуашь, кисти.
Задание на два академических часа(80 минут) с переменами по 10 минут
Ход урока:
1.
Организационная часть.
Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку.
2.
Объяснение темы , демонстрация презентации.
30
- На втором этапе нашей работы, вам предстоит продумать цветовую гармонию триптиха.
Слайд 1: Цветовая гармония – это согласованность цветов между собой в
результате найденной пропорциональности площадей цветов, их равновесия и
созвучия, основанного на нахождении неповторимого оттенка каждого цвета.
Слайд 2: Три основные характеристики цвета - цветовой тон, светлота и
насыщенность — могут выступать между собой в различных связях, образуя
различные гармоничные сочетания:
подобие по цветовому тону, но различие по светлоте и насыщенности;
подобие по светлоте, но различие по цветовому тону и насыщенности;
подобие по насыщенности, но различие по цветовому тону и светлоте;
подобие по цветовому тону и светлоте, но различие по насыщенности;
подобие по светлоте и насыщенности, но различие по цветовому тону.
Преподаватель: Нам всем известны нам с детства такие обобщенные колориты как: теплый, холодный и контрастный.
3.
Просмотр и анализ работ из методического фонда.
Преподаватель
предлагает
рассмотреть
репродукции
художников-
абстракционистов, а так же работы обучающихся ДХШ из методического фонда. Параллельно ведется беседа с классом, им даётся возможность охарактеризовать рисунки, выявить колорит.
4.
Работа в группах: обсуждение колорита, разработка эскиза в цвете
Преподаватель: Сейчас я предлагаю вам в группах изучить книгу «Гармония цвета», определиться с колоритом общей работы и приступить к выполнению эскизов в цвете.
5.
Проведение рабочего просмотра, коллективное обсуждение работ.
Рефлексия.
В конце урока предлагается провести рабочий просмотр, работы на полу
выкладываются в ряд. В ходе анализа работ производимого преподавателем
31
учащимся предлагается участвовать в обсуждениях, делиться своим мнением.
Фрагмент урока №3
Тема учебного занятия: панно «Абстрактная композиция»
Цель: Составление абстрактной композиции из геометрических фигур и
линий различного характера: прямые, волнистые, зигзагообразные.
обучающая: Научить владеть инструментами и материалами, используемыми при росписи ткани
развивающая: Развить у обучающихся образное мышление, умение
обобщать, стилизовать.
воспитательная: Воспитать аккуратность, внимательность, трудолюбие и
усидчивость.
Тип учебного занятия: комбинированный
Материально-техническое обеспечение занятия: рама и ткань, кнопки
канцелярские, стеклянная трубочка для резерва, резерв; эскизы, зарисовки, карандаш.
Задание на два академических часа(80 минут) с переменами по 10 минут
Ход урока:
1.
Организационная часть.
Приветствие, знакомство.
Проверка готовности учащихся к уроку, проверка отсутствующих.
2.
Техника безопасности при работе с резервом, принцип работы.
Преподаватель: Сегодня нам нужно покрыть контуры нашей работы резервом. Резерв нужен для того, чтобы краски между собой не смешивались. После нанесения на ткань резерв сохнет в течение часа, после чего ткань можно
расписывать красками. В технике холодного батика в качестве резерва используют резервирующую жидкость, состоящую из бензина, резинового клея, парафина. Чтобы начать работать резервирующим составом, баночку с ним необходимо как следуем потрясти, чтобы густой резерв, нередко дающий осадок,
32
равномерно перемешался. Затем резерв надо набрать в специальную стеклянную трубочку с загнутым кончиком.
Для этого тонкий загнутый кончик трубочки окунаем в резерв, а в верхний кончик вставляем аптечную спринцовку и аккуратно набираем резерв в
трубочку. Как только резервуар в трубочке заполнится, надо вынуть трубочку и
вытереть кончик. Трубочку можно положить на стол, но только обернув тонкий
рабочий кончик тряпочкой, и строго горизонтально, чтобы резерв не вытекал
ни из одного конца. Не забудьте закрыть баночку с резервом. Наполненной резервом трубочкой мы можем рисовать так же как карандашом по бумаге. Хотя
конечно резерв в трубочке мало похож на карандашный графит. Он жидкий,
может вытекать и капать. Чтобы резерв не капал, а линии получались ровные и
аккуратные, нужна тренировка.
Если вести трубочку с резервом по ткани слишком быстро и неаккуратно,
резерв не успеет проникнуть в ткань и останется на поверхности. При росписи
краска в этих местах проникнет по изнанке за контур. Если вы проверите
наводку резерва с обратной стороны ткани, то увидите, где необходимо снова
нанести состав. Линии резерва с обеих сторон ткани должны совпасть.
3.
Работа с резервом.
Преподаватель: Для начала работы с резервом нужно натянуть ткань на
рамку. Ткань следует натягивать равномерно продвигаясь от центра рамы к ее
углам:
Преподаватель: Теперь, когда ткань натянута, подкладываем под неё эскиз и переводим рисунок на ткань. Сильно нажимать на карандаш не следует.
Когда рисунок перенесен на ткань, набирайте в трубочки резерв, не забывайте
про технику безопасности и аккуратно обводите контур.
4.
Подведение итогов урока. Проведение рабочего просмотра.
В конце урока предлагается провести рабочий просмотр, работы на полу
выкладываются в ряд. В ходе анализа работ производимого преподавателем
учащимся предлагается участвовать в обсуждениях, делиться своим мнением.
33
Фрагмент урока №4
Тема учебного занятия: панно «Абстрактная композиция»
Цель: Составление абстрактной композиции из геометрических фигур и
линий различного характера: прямые, волнистые, зигзагообразные.
обучающая: Научиться владеть инструментами и материалами, используемыми при росписи ткани
развивающая: Развивать фантазию, эстетический вкус, творческие способности.
воспитательная: Воспитывать самостоятельность в работе. Воспитание
трудолюбия, духа сотрудничества и взаимопомощи, воспитание стремления к
взаимоуважению.
Тип учебного занятия: комбинированный
Материально-техническое обеспечение занятия: подготовленная заранее
ткань с нанесённым резервом, кисти, набор красителей для росписи ткани, эскизы, свеча, спички.
Задание на два академических часа(80 минут) с переменами по 10 минут
Ход урока:
1.
Организационная часть.
Приветствие.
Проверка готовности учащихся к уроку, проверка отсутствующих.
2.
Техника безопасности при работе с красками для росписи ткани.
Техника безопасности при работе в технике «горячий батик».
Преподаватель: Так как вы работает в группах за одним столом, ни в коем
случае не ставьте баночки с краской себе и своим соседям под руку, не забывайте, что батик очень проблематично отстирывается от одежды. Остерегайтесь
попадания красителя в глаза. Те, кто будет использовать в работе технику «горячий батик» , запомните- не подносите свечу слишком близко к работе, держите над работой на расстоянии минимум 20 см. После окончания работы
свечку следует сразу же потушить.
34
3.
Беседа о последовательности росписи ткани и применении мочеви-
ны и соли для создания декоративных эффектах.
Преподаватель: Расписывая ткань, в технике холодного батика, краситель
наносят не по всей поверхности фрагмента рисунка, как во время рисования на
бумаге. Достаточно нанести каплю в центр закрашиваемого пятна и слегка
направить растекающуюся краску в сторону контуров. Работая, таким образом,
вы избежите опасности затекания краски за контурную линию. В холодном батике краски наносят только поверхностно, мягкими кистями. На разных тканях
краска растекается по-разному: на тонких шелках лучше, на более плотных хуже. На таких тканях кисть с краской приходится подводить близко к резервной
линии. Делать это нужно очень осторожно, так как краска может окрасить разделяющую линию или перейти на соседний участок.
- От светлого к темному. Начинаем роспись всегда с более светлых участков. Если, несмотря на все меры предосторожности, появятся подтеки, то на
светлой краске их удалить легче, чем на темной. А затем соседний участок
можно закрасить более темным цветом. После росписи поверхности темными
красками следы "аварии" уже не будут бросаться в глаза.
- Если вам нужно сделать плавный переход из одного цвета в другой, то
предварительно смочите участок чистой водой.
- Сушите работу всегда в горизонтальном положении. Иначе краски стекут вниз, испортив работу. Иногда, правда, можно использовать это как дополнительный эффект, особенно если ткань расписана с применением соли или
мочевины.
- Солевая техника. Или техника травления с использованием соли. Причудливые узоры и изумительные структуры, возникающие в результате использования соли при росписи картин, платков, одежды в этой технике буквально
завораживают. Причина этому – гигроскопические свойства соли: она поглощает влагу. Результат зависит от величины кристаллов соли.
Этапы работы в солевой технике:
35
1 этап: на влажную расписанную ткань посыпается соль.
2 этап: важно не перестараться, соль посыпается там, где цветовое пятно
необходимо обогатить интересной фактурой.
3 этап: после полного высыхания красок аккуратно удалите кристаллы
соли.
Принцип работы с мочевиной такой же, как с солью. Мочевину ни в коем
случае нельзя пробовать, а после применения следует тщательно помыть руки.
Работа в группах.
4.
Преподаватель: Приступайте к работе, обращайтесь, если возникнут вопросы.
5. Проведение рабочего просмотра.
6. Рефлексия.
Фрагмент урока №5
Тема учебного занятия: панно «Абстрактная композиция»
Цель: Составление абстрактной композиции из геометрических фигур и
линий различного характера: прямые, волнистые, зигзагообразные.
обучающая: Научиться владеть инструментами и материалами, используемыми при росписи ткани
развивающая: Развивать фантазию, эстетический вкус, творческие способности.
воспитательная: Воспитывать самостоятельность в работе. Воспитание
трудолюбия, духа сотрудничества и взаимопомощи, воспитание стремления к
взаимоуважению.
Тип учебного занятия: комбинированный
Материально-техническое обеспечение занятия: подготовленная заранее
ткань с нанесённым резервом, кисти, набор красителей для росписи ткани, эскизы, свеча, спички; лист формата А3, скотч
Задание на два академических часа(80 минут) с переменами по 10 минут
Ход урока:
36
1.
Организационная часть.
Приветствие.
Проверка готовности учащихся к уроку, проверка отсутствующих.
2.
Техника безопасности при работе с красками для росписи ткани.
Техника безопасности при работе в технике «горячий батик».
Преподаватель: Так как вы работает в группах за одним столом, ни в коем
случае не ставьте баночки с краской себе и своим соседям под руку, не забывайте, что батик очень проблематично отстирывается от одежды. Остерегайтесь
попадания красителя в глаза. Те, кто будет использовать в работе технику «горячий батик» , запомните- не подносите свечу слишком близко к работе, держите над работой на расстоянии минимум 20 см. После окончания работы
свечку следует сразу же потушить.
3.
Работа в группах.
Преподаватель: Сегодня у нас заключительное занятие доделывайте работы и приступим к оформлению.
4.
Оформление работ.
Перед тем как оформить работу, нужно её закрепить: поверх ткани кладем лист бумаги и проглаживаем утюгом. В случае техники «горячий батик»
следует вытопить воск: под ткань и на ткань кладем лист бумаги, а затем проглаживаем утюгом, листы нужно поменять минимум 2 раза, пока не на бумаге
не будет оставаться следов от воска.
Самый простой способ оформления:
Накладываем ткань с рисунком на лист формата А3
Загибаем края ткани и приклеиваем с обратной стороны к листу кусочками скотча или клеем
Оформляем паспарту
5.
Проведение рабочего просмотра, коллективное обсуждение работ.
Рефлексия.
Проведение рабочего просмотра, коллективное обсуждение работ.
37
В конце урока предлагается провести рабочий просмотр, работы выкладываются в ряд. В ходе анализа работ производимого преподавателем учащимся предлагается участвовать в обсуждениях, делиться своим мнением.
Преподаватель: Расскажите о своих впечатлениях по проделанной работе? Комфортно ли было работать в группах? Довольны результатом (прил. 6)?
2.3. Анализ результатов экспериментальной работы по формированию у
подростков умения выполнять декоративную композицию в
художественной школе
На контрольном этапе эксперимента нашей целью было проанализировать результаты экспериментальной работы.
Задачи контрольного эксперимента:
провести контрольный срез и проанализировать результаты;
сделать сравнительный анализ уровней формирования у подростков
умения выполнять декоративную композицию в художественной школе на констатирующем и контрольном этапах эксперимента;
проверить эффективность условий формирования у подростков умения
выполнять декоративную композицию в художественной школе.
С целью определения уровня сформированности умения выполнять декоративную композицию после формирующего этапа эксперимента мы предложили обучающимся индивидуально выполнить декоративную композицию на
тему «Времена года» (прил. 7).
Для определения уровня сформированности у подростков умения выполнять декоративную композицию мы использовали показатели и критерии, указанные в § 2.1.
После экспериментальной работы к высокому уровню сформированности
умения выполнять декоративную композицию мы отнесли обучающихся, которые самостоятельно выполняют декоративную композицию на заданную тему,
38
используя знания о декоративной композиции и стилизации, а так же полученные умения стилизации природных форм и использования средств художественной выразительности. Однако один из перечисленных выше показателей
может соответствовать среднему уровню, следовательно, подросток выполняет
одно из действий только с помощью учителя. Таких обучающихся в классе 12
(75%).
Средний уровень сформированности умения выполнять декоративную
композицию в художественной школе показали 2 человека, что составило 16%
от общего количества обучающихся в классе. Это подростки, которые с помощью учителя могут выполнять декоративную композицию на заданную тему,
используя знания о декоративной композиции и стилизации, а так же полученные умения стилизации природных форм и использования средств художественной выразительности. Однако один из перечисленных выше показателей
может соответствовать низкому уровню.
К низкому уровню мы отнесли подростков, которые не умеют выполнять
декоративную композицию на заданную тему, используя знания о декоративной композиции и стилизации, а так же полученные умения стилизации природных форм и использования средств художественной выразительности. Однако один из перечисленных показателей может соответствовать среднему
уровню, следовательно, обучающийся выполняет одно из действий с помощью
учителя. В классе 1 человек показал низкий уровень, что составляет 9 % от общего числа обучающихся.
После формирующего эксперимента мы смогли констатировать, что количество подростков с высоким уровнем сформированности умения выполнять
декоративную композицию в художественной школе увеличилось. Об этом говорит то, что на начало исследования только 1 обучающийся (9%) показал высокий уровень сформированности умения выполнять декоративную композицию в художественной школе, а после формирующего эксперимента – 12 обучающихся (75%). Средний уровень сформированности умения выполнять деко39
ративную композицию на начало исследования показали 5
обучающихся
(38%), а после формирующего эксперимента – 2 человека (16%). Низкий уровень сформированности умения выполнять декоративную композицию в начале
исследования показали 9 обучающихся (53%), а после формирующего экспери-
Количество обучающихся в
процентах (%)
мента – 1 обучающийся (9%) (рис. 2.1).
100
75
80
60
40
20
0
53
38
9
Констатирующий
эксперимент
16
Контрольный эксперимент
9
ВысокийСредний
уровеньуровень Низкий
уровень
Рис. 2.1. Распределение обучающихся экспериментального класса в соответствии с
уровнями сформированности умения выполнять декоративную композицию в художественной школе до и после эксперимента
Распределение обучающихся экспериментального класса в соответствии с
уровнями сформированности умения выполнять декоративную композицию в
художественной школе на контрольном этапе представлено в табл. 2.5.
Таблица 2.5
Распределение обучающихся в соответствии с уровнями сформированности умения выполнять декоративную композицию на контрольном
этапе эксперимента
Уровень
высокий
средний
низкий
Экспериментальный класс
до эксперимента
после эксперимента
Абс
%
Абс
%
1
9
12
75
5
38
2
16
9
53
1
9
Как видно из таблицы 2.5, после формирующего эксперимента количество обучающихся экспериментального класса, показавших высокий уровень
сформированности умения выполнять декоративную композицию увеличилось
по сравнению с констатирующим экспериментом с 1 до 12 человек ( соответ40
ственно с 9 до 75 %). Количество подростков, показавших средний уровень
сформированности умения выполнять декоративную композицию уменьшилось
по сравнению с констатирующим экспериментом с 5 человек до 2 ( соответственно с 38 до 16 %). Количество обучающихся с низким уровнем сформированности умения выполнять декоративную композицию в художественной
школе уменьшилось с 9 до 1 человека ( соответственно с 53 до 9 %). Таким образом, после формирующего эксперимента мы пронаблюдали значительное
увеличение количества обучающихся с высоким уровнем и уменьшение количества обучающихся со среднем и низким уровнями сформированности умения
выполнять декоративную композицию в художественной школе.
После формирующего эксперимента мы можем отметить значительное
продвижение обучающихся экспериментального класса в формировании умения выполнять декоративную композицию в художественной школе. Основным
показателем сформированности умения является умение выполнять декоративную композицию на заданную тему, используя знания о декоративной композиции и стилизации, а так же полученные умения стилизации природных форм
и использования средств художественной выразительности.
Подводя итог второй главе, следует сказать, что наше предположение о
том, что процесс формирования у подростков умения выполнять декоративную
композицию в процессе обучения в детской художественной школе будет эффективным, если формировать знания о декоративной композиции и стилизации через использование информационно-коммуникационных технологий;
умение стилизовать природные формы и использовать средства художественной выразительности формы через применение практических методов обучения; умение создавать декоративную композицию через организацию проектной деятельности, подтвердилось.
Таким образом, в результате экспериментальной работы мы подтвердили
эффективность условий формирования у подростков умения выполнять декоративную композицию в художественной школе.
41
Заключение
В рамках нашего исследования мы проверяли эффективность условий
формирования у подростков умения выполнять декоративную композицию в
художественной школе.
Анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования показал, что для формирования у подростков умения выполнять декоративную композицию необходимо:
формировать знания о декоративной композиции и стилизации через
использование информационно-коммуникационных технологий;
формировать умение стилизовать природные формы и использовать
средства художественной выразительности формы через применение практических методов обучения;
формировать умение создавать декоративную композицию через
организацию проектной деятельности.
На основе анализа литературы нами разработана программа педагогического исследования, состоявшего из трёх этапов: констатирующего, формирующего и контрольного. На констатирующем этапе был выявлен исходный уровень сформированности у подростков умения выполнять декоративную композицию. На формирующем этапе была реализована программа формирования
умения выполнять декоративную композицию в художественной школе. На
контрольном этапе была определена эффективность экспериментальной работы
по формированию умения выполнять декоративную композицию на основе
сравнения данных, полученных на констатирующем и контрольном этапах эксперимента.
Таким образом, в результате анализа данных, полученных после формирующего этапа эксперимента, мы можем констатировать, что формирование
знаний через использование информационно-коммуникационных технологий,
применение практических методов обучения и метод проектной деятельности
42
способствуют формированию у подростков умения выполнять декоративную
композицию в художественной школе.
43
Список литературы
1. Асеев В.Г. Возрастная психология: учеб. Пособие/ В.А. Асеев.- Иркутск:
Изд-во ИГПУ, 1989.- 194 с.
2. Бабанский Ю.К. Избраные педагогические труды/Сост. М. Ю. Бабанский, М.: Педагогика, 1989. – 560 с.
3. Блонский П. П. Психология младшего школьника: Избранные психологические труды/ под ред. А. И. Липкиной, Т. Д. Марцинковский. – М,: Издательство
Московского психолого- социального института; Воронеж: Издательство НПО
«МОДЕК», 2006. – 632 с.
4. Божович Е. Д. Психологические особенности развития личности подростка.
М., «Знания», 1979. – 40с
5. Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте. – СПБ.:
Питер, 2006 – 400с: ил. – (Серия «Мастера психологии»)
6. Большая Советская Энциклопедия. – 3-е изд. – М., 1973. – Т. 12. – С. 593.
7. Бордовская., Н.В. Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов СПб: Издательство “ Питер”,2000. 304 с.
8. Возрастный и индивидуальные особенности младших подростков [Текст]/
Акад. Пед. Наук СССР ; ред.: Д. Б. Эльконин, Т. В. Драгунова. – М. : Просвещение, 1967. – 359 с. – 1.05 р.
9. Голубева О. Л. Основы композиции. – М.: Изобраз. искусство, 2001. – 120 с.
10. Данилов М.А,, Есипов Б.П. и др. Дидактика, под общ. ред. Б.П. Есипова. М.:
Издательство АПН РСФСР, 1957 г. – 519 с.
11. Кибрик Е. А. Объективные законы композиции в ИЗО //Вопр. Философии. –
1966. – №10. – с. 18-24
12. Кле М. Отрочество – период фундаментальных изменений / М. Кле. –
Москва, 2008 // Психология подростка: хрестоматия / Сост. М В. Яремчук. –
Москва : АНО ПЭБ, 2008. – С. 12-18
44
13. Краковский, А.П. О подростках (содержание возрастного, полового и типологического в личности младшего и старшего подростка) / А.П. Краковский. –
Москва : Педагогика, 1970. – 272 с.
14. Краткий психологический словарь. /Под общей ред.А.В.Петровского и
М.Г.Ярошевского /ред.-составитель Л.А.Карпенко - М.: Политиздат, 1985. 431с. - Ростов-на-Дону: ФЕНИКС, 1998. - 512с. [2-е изд.расш.исп.доп.]
15. Краткий словарь терминов изобразительного искусства. М., 1959 – 74 с.
16. Логвиненко Г. М. Декоративная композиция : учеб. Пособие для студентов
вузов, обучающихся по специальности «Изобразительное искусство» /Г.М. Логвиненко. – М.: Гуманитар. изд. центр. ВЛАДОС, 2012. – 144 с. : ил. – (Изобразительное искусство)
17. Машбиц Е.И. Компьютеризация обучения: проблемы и перспективы. — М.:
Знание, 1986. – 80 с.
18. Ожегов С. И. Словарь русского языка 1949, 22-е издание, 1990; с 1992 "Толковый словарь русского языка", совместно с Н. Ю. Шведовой.
19. Паранюшкин Р. В. Композиция: теория и практика изобразительного искусства / Р. Паранюшкин. – Изд. 2-е. – Ростов- на- Дону : Феникс, 2005. – 79.
20. Пахомова Н. Ю. Учебные проекты: методология поиска [Текст] Н. Ю. Пахомова // Учитель-2000.-№ 1.С. 41–45
21. Педагогика / Ред. Нойнер Г., Бабанский. Ю. К. - М. : Педагогика, 1984. - 368
с.
22. Педагогический энциклопедический словарь/ Гл. ред. Б. М. Бим-Бад;Р едкол.: М. М. БезрукихБ П24В. А. Болотов, Л. С. Глебова и др, – М.: Большая
Российская энциклопедия, 2003. – 528 с.
23. Полат Е. С. Современные педагогические и информационные технологии в
системе образования: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина.. – 3-е изд., стер. – М. : Издательский центр
«Академия», 2010. – 368 с.
45
24. Сластёнин В. А. и др./ Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед.
учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А.
Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2013. - 576 с.
25. Сластёнин В.А. и др. Педагогика: учебник для студентов высших пед. учеб.
заведений / В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – М.: Издательский
центр «Академия», 2011 – 380 с.
26. Шорохов Е. В. Композиция: Учеб. Для студентов худож.-граф. фак. пед. интов. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Просвещение, 1986. – 207 с.
46
Приложение
Приложение 1
Результаты констатирующего эксперимента
47
Приложение 2
Формирование знаний о декоративной композиции и стилизации
через использование ИКТ
48
Приложение 3
Формирование умения стилизовать природные формы
Упражнение «Листики»
Упражнение «Птицы»
49
Приложение 4
Формировать умение использовать средства художественной выразительности
50
Приложение 5
Формирование умения создавать декоративную композицию.
Проектная деятельность
51
Приложение 6
Результаты проектной деятельности
Абстрактная композиция на тему «Космос»
Абстрактная композиция на тему «Цирк»
Абстрактная композиция на тему «Пейзаж»
52
Приложение 7
Контрольный этап эксперимента.
Декоративная композиция «Времена года»
53
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв