ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
( Н И У
« Б е л Г У » )
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
ФАКУЛЬТЕТ ДОШКОЛЬНОГО, НАЧАЛЬНОГО И СПЕЦИАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
КАФЕДРА ТЕОРИИ, ПЕДАГОГИКИ И МЕТОДИКИ
НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
УСВОЕНИЕ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ ПОЛИСЕМИИ
В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА
Выпускная квалификационная работа
обучающегося по направлению подготовки
44.03.01 Педагогическое образование
профиль Начальное образование
заочной формы обучения, группы 02021360
Мухатдиновой Севили Сахатдиновны
Научный руководитель
к.п.н., доцент
Яковлева Т.В.
БЕЛГОРОД 2018
2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение ……………………………………………………………………....
3
Глава1. Лингвометодические основы усвоения полисемии в
начальной школе .........………………………………………….
8
1.1. Лингвистическая природа полисемии ……………………….......
8
1.2. Методика ознакомления младших школьников с полисемией на
уроках русского языка .……………………………………..........
15
Глава2. Содержание работы по ознакомлению учащихся начальных
классов с полисемией ……………….........................…..……… 23
2.1. Анализ программ, учебников и методической литературы по
проблеме исследования …................………………………..…… 23
2.2. Экспериментальная работа по овладению многозначными
словами в начальной школе ….............................................…..… 31
Заключение……………………………….……………………………...…..
56
Библиографический список……………..…………………………..…….
58
Приложение………………………………………………………….……….
62
3
ВВЕДЕНИЕ
В последние годы исследователи особое внимание уделяют вопросам
развития речи как одной из проблем воспитания коммуникативной личности.
Необходимость формирования и совершенствования речевых умений на
лексическом уровне в начальной школе сегодня не вызывает сомнений.
Среди понятий семантического уровня важное место занимает полисемия,
или многозначность слова. Данное языковое явление свидетельствует о
широких возможностях словаря: богатство русского языка заключается не
только в большом количестве слов, но и в разнообразии их значений. Новые
смысловые оттенки придают языку гибкость, живость и выразительность.
Полисемантичные слова требуют к себе особого внимания, так как
ситуации, связанные с неумелым употреблением многозначных слов,
возникают на уроках (например, при написании сочинений) и в повседневной
жизни. Ошибки связаны прежде всего с тем, что учащиеся нередко не знают
всех или отдельных значений того или иного слова, а значит, неправильно
употребляют их в речи. Наблюдения за устной и письменной речью младших
школьников показывают, что в большинстве случаев они не умеют
употреблять слова в переносных значениях, не осознают оттенки отдельных
значений многозначных слов. Сказанное подводит к мысли о том, что уже в
начальной школе следует проводить работу по формированию умений
адекватно воспринимать и грамотно использовать в речи явление полисемии.
В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте (ФГОС)
говорится, что одним из требований к результатам обучающихся, освоивших
основную образовательную программу начального общего образования,
является знание предмета, то есть предметное, включающее освоенный
обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для
данной предметной области деятельности по получению нового знания, его
преобразованию и применению, а также систему основополагающих
4
элементов научного знания, лежащих в основе современной научной
картины мира.
Интерес к названной проблеме и актуальность ее разработки
определяется преимущественно тем, что ее решение имеет практическое
значение, поскольку запас значений, их характер и способ употребления
находятся в тесной связи с уровнем интеллектуального развития ребенка и
являются в известной степени его показателями. Обучение полисемии
является средством познания лексических явлений, развития языкового
чутья, расширения словарного запаса. Выявление сходств и различий в
системе значений полисемантичного слова способствует прочному усвоению
знаний о закономерностях сочетаемости слов с прямым и переносным
значениями, а также выработке умений и навыков употребления их в
спонтанной речи.
В школе обычно используются лишь отдельные уроки, на которых в
качестве грамматической темы предложены многозначные слова, тогда как
каждый урок чтения, развития речи, русского языка дает неограниченные
возможности для работы над этим языковым явлением. Встреча с разного
рода тропами, объяснение их учителем, самостоятельное толкование этих
явлений детьми способствует углублению понимания любого текста. Такая
работа позволяет пробудить эмоциональную сферу ребенка, заставляет его
высказывать свои мысли, вызванные этими образами. Кроме того,
целенаправленная работа с семантикой слова, с его разными значениями и
оттенками значений будет способствовать работе по культуре речи.
Употребление слова в речи всегда определяется особенностями его
лексического значения. Вопрос о том, как правильно употреблять
многозначные слова с другими словами, какими правилами и запретами при
этом следует руководствоваться , - один из важнейших вопросов речевой
культуры. Правила сочетаемости особенно важны при употреблении
многозначных слов, так как определенные значения могут употребляться
лишь в определенных конструкциях, в сочетаниях с определенными
5
предложно-падежными
формами.
Именно
в
значении
слова
«запрограммирована» его потенциальная сочетаемость с другими словами,
его валентность.
Однако в школьной практике значение полисемии языка явно
недооценивается. Результатом этой недооценки становятся сочинения и
творческие работы учащихся, в которых нет метафорики, нет сравнений, нет
игры слов, а приводятся только сухо изложенные факты. Ребенок перестает
мыслить и говорить образно, потому что этому его не учат. Особо следует
сказать о том, что в работе над усвоением учащимися многозначных слов
отсутствует преемственность между начальной и средней школой. Поэтому,
на наш взгляд, проблема изучения многозначных слов, работа над образной
стороной слова является особенно актуальной для современной школы.
Актуальность исследования связана с недостаточной разработкой
методики изучения многозначных слов на уроках русского языка в начальной
школе.
Объект исследования - методика изучения лексики в начальной
школе.
Предмет исследования - процесс усвоения учащимися начальных
классов полисемии.
Проблема исследования: каковы возможности уроков русского языка
в усвоении младшими школьниками полисемии.
Цель выпускной квалификационной работы: решение проблемы.
К поставленной цели мы шли через решение следующих задач.
1. Изучить и проанализировать лингвистическую и методическую
литературу по теме исследования.
2. В ходе констатирующего эксперимента провести анализ владения
детьми многозначной лексикой, выявить фактические трудности, которые
испытывают дети при усвоении полисемии.
6
3. Разработать систему упражнений, направленную на активное
усвоение многозначного слова и способствующую формированию умений
правильного употребления многозначных слов.
4. Проверить эффективность разработанной системы упражнений.
В качестве гипотезы мы выдвигаем предположение о том, что
усвоение учащимися начальных классов полисемии будет способствовать
повышению уровня речевого развития учащихся начальных классов,
расширению их активного словаря, устранению ошибок и недочетов в устной
и письменной речи.
Методической основой исследования является теория усвоения
русской лексики, разработанная в трудах М.Р. Львова, С.И. Львовой, Т.Г.
Рамзаевой, Н. Черноусовой и других ученых.
При проведении исследования были использованы следующие методы:
- анализ лингво-методической литературы по теме исследования;
- изучение и обобщение передового педагогического опыта;
- наблюдение за устной и письменной речью учащихся с целью
выявления типичных ошибок в употреблении многозначных слов;
- эксперимент;
- метод обработки и анализа результатов эксперимента.
База исследования: 3 «А» класс, МОУ «Дмитриевская средняя
общеобразовательная школа», Ракитянского района, Белгородской области,
классный руководитель Гончарова П.В.
Структура работы. ВКР состоит из введения, двух глав, заключения и
библиографического списка.
Во
введении
обосновывается
выбор
и
актуальность
темы,
определяются цели и задачи исследования, его предмет и объект.
В первой главе рассматриваются лингвометодические основы изучения
многозначных слов в начальной школе. С этой целью мы выявляем
лингвистическую природу полисемии и раскрываем основы методики
7
ознакомления младших школьников с многозначными словами на уроках
русского языка.
Во второй главе анализируется опыт учителей и методистов по
проблеме исследования, а также учебники и программы по русскому языку.
Описывается проведение эксперимента. Первый этап эксперимента посвящен
описанию диагностики знаний детей о многозначных словах и умений
определять их значение. Второй этап посвящен описанию формирования
умений и навыков употребления многозначных слов. В заключении
подводятся итоги проделанной работы.
8
ГЛАВА 1. ЛИНГВОМЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УСВОЕНИЯ
ПОЛИСЕМИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
1.1.
Лингвометодическая природа полисемии
Одной из основных единиц языка является слово, существенным
признаком которого считается наличие у него лексического значения.
Лексическое значение слова – «содержание слова, отображающее в сознании,
и закрепляющее в нем представление о предмете, свойстве, процессе,
явлении и т.д.; лексическое значение слова
продукт мыслительной
деятельности человека» (Шмелев, 2017, 261).
Подобно всякому другому языку, русский язык как средство общения
является языком слов. Из слов, выступающих отдельно или в качестве
компонентов фразеологических оборотов, формируются при помощи
грамматических правил и
законов предложения. Словами
в языке
обозначаются конкретные предметы и понятия, выражаются человеческие
эмоции и воля, называются «общие, абстрактные категории бытийных
отношений» и т.д. Тем самым слово выступает в качестве основной единицы
языка.
Проблема слова в языкознании еще не может считаться всесторонне
освещенной. Не подлежит сомнению, что понимание категории слова и
содержание категории слова исторически менялись. Структура слова
неоднородна в языках разных систем и на разных стадиях развития языка. Но
если даже отвлечься от сложных вопросов истории слова как языковой
категории, соотносительной с категорией предложения, в самом описании
смысловой структуры слова еще останется много неясного. «До сих пор в
области языка всегда довольствовались операциями над единицами, как
следует не определенными», - заявлял Фердинанд де. Соссюр, говоря о
проблемах слова (Валгина 2002, 18).
Несмотря на несомненную реальность слова как отдельного языкового
явления, несмотря на яркие признаки, ему присущие, оно с трудом поддается
9
определению. Это объясняется в первую очередь многообразием слов
различных по структуре и семантике. Лингвисты избегают давать
определение слова или исчерпывающее описание его структуры, охотно
ограничивая
свою
задачу
указанием
лишь
некоторых
внешних
(преимущественно фонетических) или внутренних (грамматических или
лексико-семантических) признаков слова. Дать правильное определение
слова можно только в том случае, если будут органически отражены все
основные дифференциальные признаки его, достаточные для отграничения
слова от других лингвистических единиц. Поэтому в лингвистике до сих пор
нет единого, всеобъемлющего определения слова, хотя имеется много
частных определений, касающихся его различных сторон.
Как указывает В.В. Виноградов, при одностороннем подходе к слову
сразу же выступает противоречивая сложность его структуры, и общее
понятие слова дробится на множество эмпирических разновидностей слов.
Являются
«слова
фонетические»,
«слова
грамматические»,
«слова
лексические» (Виноградов, 2001).
Так как наша речь состоит из слов, слово воспринимается нами внешне,
прежде всего как звук или совокупность, группа звуков. Но нельзя
определять слово как звук или комплекс звуков. Такое определение было бы
недостаточным. Не всякий звук или комплекс звуков может называться
словом. Нельзя считать словами такие сочетания звуков, как щар, скум, крыч,
так как в них нет смысла, значения.
Сказанное выше о слове как лингвистической единице позволяет дать
рабочее определение слова в такой формулировке: слово – это фонетически и
грамматически оформленная основная значимая единица языка, которая
обладает непроницаемостью и лексико-грамматической отнесенностью и
которая свободно воспроизводится в речи для построения высказываний
(Перетрухин, 1973, 139).
Таким образом, слово и с грамматической, и с семантической точки
зрения обнаруживает разнообразие типов, а потому возникают сложности в
10
определении и изучении этой основной единицы лексики. Слово развивается,
отражает происходящие изменения, т.е. является частью исторической
культуры.
Объем словаря любого языка ограничен, поэтому развитие лексики
происходит не только благодаря созданию новых слов, но и в результате
увеличения числа значений у ранее известных. Это приводит к качественным
изменениям в лексике за счет способности слова иметь не одно, а несколько
значений. Этот процесс называется многозначностью, или полисемией (гр.
polýsēmos - многозначный), а само слово называется многозначным.
В момент возникновения слово всегда однозначно. Оно может
приобретать многозначность в процессе исторического развития языка,
отражающего изменения в обществе и природе, познание их человеком. В
итоге наше мышление обогащается новыми понятиями. В то же время было
бы неверно считать, что развитие значений слов вызывается только
внеязыковыми
(экстралингвистическими)
факторами.
Многозначность
обусловлена и чисто лингвистически: слова способны употребляться в
переносных значениях. Предпосылкой для употребления слова в переносном
значении является сходство явлений или их смежность, вследствие чего все
значения многозначного слова связаны между собой. Ведь в лексическом
значении слов отражаются не все дифференциальные признаки называемого
предмета, а лишь те, которые обратили на себя внимание в момент
номинации. Таким образом, у многих предметов есть общие связи, которые
могут послужить основанием для ассоциативного сближения этих предметов
и переноса названия с одного из них на другой. Так, слово морж наряду со
значением «крупное ластоногое морское млекопитающее» приобрело
значение «человек, занимающийся плаванием зимой в открытых водоемах»
(Фомина, 2009, 364). Часто в переносном значении употребляются названия
животных: например, зайчишкой называют трусишку, а львом – смелого и
отважного человека. Уместное употребление слова в переносном значении
делает речь яркой, образной.
11
Изучение полисемии позволяет выделить в многозначных словах
основные, или первичные, значения, которые характеризуются наибольшей
частотностью,
и
вторичные
значения,
менее
частотные
и
всегда
обусловленные контекстом. Главное значение всегда первым указывается в
толковых словарях, а за ним, под номерами, перечисляются производные
значения. Следует иметь в виду, что многозначность слова обычно
реализуется в речи: контекст проясняет одно из конкретных значений
многозначного слова. Обычно даже самого узкого контекста бывает
достаточно для того, чтобы прояснились значения многозначных слов.
Производных значений может быть довольно много. Базой для
образования новых значений слова может быть основное, прямое значение
слова, тогда от него образуется ряд новых значений. Новое значение может
быть образовано и от переносного значения слова (как результат вторичного,
последовательного переноса), например: игла, натура, описать и др.
Наиболее
богаты
значениями
такие
части
речи,
как
глагол,
имя
существительное и имя прилагательное. Так, «Словарь русского языка» С.И.
Ожегова фиксирует 8 значений и множество фразеологически связанных
значений многозначного существительного голова. У глагола идти в
«Словаре русского языка» С.И. Ожегова – 26 значений, а в «Толковом
словаре русского языка» под редакцией Д.Н. Ушакова отмечено 40 значений
этого слова, однако при упоминании данного глагола в сознании возникает
его главное значение: «двигаться, переступая ногами» (Ожегов, 2016, 239).
Все богатство значений этого слова раскрывается лишь в процессе его
употребления в речи.
Рассмотрим подробнее виды переносного значения слова, отметив, что
в учебной литературе называется разное количество традиционных типов
переносных значений слов. В одних случаях выделяют только метафору и
метонимию, в других метафору, метонимию, синекдоху и функциональный
перенос значения. Различия в числе переносных значений объясняются тем,
12
что синекдоху (расширение и сужение значения) считают разновидностью
метонимии, а функциональный перенос разновидностью метафоры.
«В основе метафорического переноса лежит сходство предметов,
явлений в широком смысле этого слова» (Рахманова, 2010, 222),
следовательно, метафорический перенос связан с сопоставлением и
сравнением явлений, а новое значение у слова является результатом
ассоциативных связей. По утверждению А.В. Калинина, «метафора
наиболее распространенное средство образования новых значений; большая
часть наших обыденных понятий по своей сути метафорична» (Калинин,
2011, 25). Как отмечает Д.Н. Шмелев, «метафорические переносы
наименований наиболее интенсивно затрагивают те группы лексики, которые
связаны с наиболее насущными в данный период жизни общества
явлениями» (Шмелев, 2017, 112).
Е.И. Диброва утверждает, что «в построении метафоры участвуют
четыре
компонента
два
предмета,
основной
и
вспомогательный,
соотнесенные друг с другом, и свойства каждого из них. Как пишет автор
учебника по современному русскому языку, значение, например, метафоры
поле деятельности возникло на основе представления о поле как обширном
пространстве (пригодном или подготовленном к посеву) и представления о
деятельности как работе (в определенной области, пригодной для «посева»)
(Диброва, 2015, 223).
В основе метафорического переноса лежит сходство предметов,
явлений в широком смысле этого слова; следовательно, метафорический
перенос связан с сопоставлением и сравнением явлений, а новое значение у
слова является результатом ассоциативных связей. Такой перенос может
быть осуществлен на основе сходства внешних признаков: по форме,
месторасположению предметов, цвету, вкусу, а также по сходству функций
предметов и др. Например: лапа - 1) нога, ступня; 2) ветвь хвойного дерева, а
игла (иголка) - 1) заостренный металлический стержень с ушком для
13
вдевания нитки, используемый для шитья; 2) лист хвойных деревьев; 3)
твердые, колючие образования на теле некоторых животных (у ежей, ершей).
Метафоры различаются степенью заключенной в них образности, что
легло в основу их подразделения на языковые и индивидуально-авторские.
Языковые метафоры, послужившие источником возникновения у слова
нового значения, в большинстве своем необразны, поэтому их называют
«сухими», «мертвыми». Общеязыковые метафоры следует отличать от
индивидуально-авторских, значение которых рождается в художественном
контексте и не становится достоянием языка. Как отмечает В.К. Харченко,
«метафоры, расширяющие полисемантизм слов, принципиально отличаются
от поэтических, индивидуально-авторских метафор» (Харченко, 1989, 38).
Если
языковые
метафоры
«отражают
социальный
опыт,
частотны,
воспроизводимы, анонимны», то «образные метафоры возникают как
ассоциация человеческого чувства (зрения, слуха, обоняния и др.) с
объектами реального мира и человеческого осмысления окружающего мира»
(Леденева, 2015, 28).
Языковые и индивидуально авторские метафоры отличаются и по
сфере употребления. Сухие метафоры, порождающие новые значения слов,
употребляются в любом стиле речи (научном: глазное яблоко, корень слова;
официально-деловом: торговая точка, тревожный сигнал); языковые
образные метафоры тяготеют к экспрессивной речи, их употребление в
официально-деловом стиле исключено; индивидуально-авторские метафоры
достояние художественной речи, их создают мастера слова. Таким образом,
художественная метафора индивидуальна, невоспроизводима в языке, имеет
авторство и выполняет образные эстетические функции.
Наряду с метафорическим переносом значения с одного предмета на
другой в русском языке широко распространена метонимия. Метонимия –
это «перенос именования одного предмета, признака, процесса и т.д. на
другой по их смежности (сопредельности). Основой метонимии служат
причинные,
следственные,
пространственные,
временные
и
другие
14
отношения, возникающие вследствие сопредельности явлений. Отражая
постоянные взаимодействия объектов действительности, метонимия образует
регулярные семантические взаимодействия между лексико-семантическими
вариантами многозначного слова» (Рахманова, 2010, 226).
Д.Н. Шмелев отмечает различные типы метонимических переносов,
например:
1. Действие
цель действия: нажечь – наготовить пережиганием и
накалить, повредить жаром;
2. Действие место действия: зимовка – проживание где-либо зимой и
место, помещение для зимовки;
3. Материал
изделие из материала: золото – драгоценный металл и
монеты из этого материала.
Среди видов метонимического переноса можно также назвать:
- смежность во времени, например, глагол зимовать имеет следующие
значения: 1. Проводить где-либо зиму, оставаться где-либо на зиму
(зимовать в лесу). 2. Выдерживать, переносить зимние холода (птицам
трудно зимовать) (Шмелев, 2017, 33);
- смежность в пространстве: Окно. 1. Отверстие в стене здания для
света и воздуха (помыть окно). 2. Просвет в облаках (самолет устремился в
окно между грозовыми облаками). 3. Промежуток между занятиями (во
время окна студенты бегут в буфет) (Шмелев, 2017, 47);
- признак
вещь: Белизна. 1. Яркий, чистый, белый цвет (белизна и
стерильность халата хирурга). 2. Именование стирального порошка
(постирать вещи в «Белизне») (Там же, 48);
- причина - следствие: Нажать. 1. Давя, притиснуть, надавить
(нажать на забор). 3. Выжать в каком-нибудь количестве (нажать немного
сока) (Там же, 48) и др.
Еще один вид переноса значения называется синекдохой. Синекдохой
называют «перенос значения слова, посредством которого целое (нечто
большее) выявляется через свою часть (нечто меньшее)» (Фомина, 2009, 17).
15
Выделяются две разновидности синекдохи: расширение значения и его
сужение.
Нередко
такой
перенос
значения
наблюдается
у
слов,
обозначающих части человеческого тела (голова, рука и т.д.): голова –
«умный человек», рука - «тот, кто оказывает поддержку». К явлениям
синекдохи относятся также использование слова голова в значении «единица
счета скота».
Итак, развитие многозначности слова
это длительный исторический
процесс. В результате переноса значения у слов образуется новое значение,
которое закрепляется речевой практикой. Слово в переносном значении, как
и в прямом, продолжает выполнять номинативную функцию. Такой вид
переноса называется общеязыковым. От общеязыковых метафор, метонимии,
синекдохи следует отличать индивидуальные, или индивидуально-авторские.
Они возникают в определенном контексте с целью придать речи образность и
выразительность.
Индивидуально-авторские
метафоры,
метонимии,
синекдохи - это тропы, т.е. выразительные средства языка. Это нужно
учитывать при организации работы с многозначными словами в начальной
школе.
Как утверждают авторы учебника «Методика обучения русскому языку
в начальной школе» Т.Г. Рамзаева и М.Р. Львов, «к понятию многозначности
школьник идет от тропа, от иносказательного, «образного» употребления
слова,
и
потому
важной
сферой
работы,
связанной
с
явлениями
многозначности, является анализ образов, которыми богаты тексты мастеров
художественного слова» (Рамзаева, 1999, 356). О направлениях, методах и
приемах
работы
над
усвоением
значений
многозначных
слов
использованием их в речи мы остановимся в следующем разделе работы.
1.2. Методика ознакомления младших школьников
с многозначными словами на уроках родного языка
и
16
С многозначностью слов (полисемией) школьники сталкиваются
постоянно, но не всегда осознают ее. Впервые с этим явлением дети
встречаются в период обучения грамоте, читая тексты «Азбуки». Основой
работы над многозначностью в это время является анализ слов из
прочитанного текста, разграничение их значения. Но, кроме того, проводятся
специальные упражнения. Теоретический материал по многозначности и
омонимам в начальных классах фактически не дается, и формирование
соответствующих понятий проходит лишь подготовительную стадию.
Работа над многозначными словами является одним из направлений
словарной работы, главной задачей которой «признается задача обогащения,
пополнения, расширения словарного запаса учащихся» Авторы учебника
«Методика обучения русскому языку в начальной школе» Т.Г. Рамзаева и
М.Р. Львов отмечают, что «методика развития речи на лексическом уровне
предусматривает четыре основные линии: обогащение словаря, уточнение
словаря, активизация словаря, устранение ошибок в словоупотреблении»
(Рамзаева, 1999, 346).
Рассмотрим подробнее основные направления словарной работы в
начальной
школе,
применимые
в
процессе
постижения
младшими
школьниками сущности многозначности.
1. Обогащение словаря представляет собой наряду с усвоением новых,
ранее неизвестных учащимся слов, что достигается средством прибавления к
словарю ребенка ежедневно 4-6 новых словарных единиц, усвоение новых
значений тех слов, которые уже имелись в словарном запасе. Необходимость
этого этапа объясняется тем, что, как пишет Н.С. Рождественский, «без
достаточного запаса слов невозможно овладение языком как средством
общения, так как словарь составляет одну из основ языка» (Рождественский,
2009, 302). Основные источники обогащения и совершенствования словаря
это произведения художественной литературы, тексты учебных книг,
телевидение, речь учителя, родителей и сверстников. Поскольку словарный
запас языка не является механической совокупностью отдельных слов,
17
задачу его обогащения нельзя сводить к введению в словарь детей отдельных
слов и выражений. Поэтому следующим направлением работы является
уточнение словаря.
2. Уточнение словаря
это словарно-стилистическая работа, развитие
гибкости словаря, его точности и выразительности, которая включает в себя:
- усвоение значений однозначных слов и отдельных значений
многозначных слов;
- наполнение содержанием тех слов, которые усвоены не вполне точно,
что обеспечивается включением их в контекст, сопоставлением и сравнением
с другими словами.
М.Р. Львов выделил следующие способы толкования значения слова:
наглядный, контекстуальный способ подстановки синонимов, логическое
определение,
развернутое
описание,
подбор
антонимов,
анализ
морфологической структуры слова и словообразования (Львов, 2014, 90).
Наилучший толкователь значений слова контекст. Не случайно в толковых
словарях приводятся цитаты-иллюстрации, в которых как бы высвечиваются
и основные, и дополнительные значения слов, их сочетаемость. Для
уточнения
значения
семантические
многозначного
определения,
поэтому
слова
при
немалое
изучении
значение
имеют
многозначности
необходимы и упражнения, направленные на анализ определений различных
значений в толковом словаре, а также упражнения на самостоятельное
нахождение различий между значениями одного слова. Ошибки учащихся
часто исходят из незнания способов толкования лексического значения
слова, неумения строить семантические определения и их применять. Таким
образом, выработка умения строить семантические определения
один из
элементов развития речи учащихся.
М.Р. Львов подразделяет приемы объяснения значений слов (их
семантизацию) на самостоятельные, то есть без прямой помощи учителя и с
помощью учителя через подбор синонимов, антонимов; введение слова в
собственный текст, который пояснят его значение; через словообразование;
18
поиск значения в словарях и др. (Рамзаева, 1999, 386). В объяснении
значений слов необходимо руководствоваться общей дидактической задачей
повышения степени самостоятельности и познавательной активности самих
учащихся. Поэтому необходимо добиваться, чтобы сами школьники сумели
объяснить значение слова, что обеспечивает их умственное развитие,
воспитывает самостоятельность.
В методике русского языка известно много приемов работы над
значениями слова. Использование всех приемов обеспечивает разнообразие
работы, а также позволяет вводить новое слово наиболее рациональным
именно для данного слова способом. Это и словообразовательный анализ, на
основе которого выясняется значение (или оттенок значения) слова, и
сопоставление слов с целью выяснения различий, для разграничения
значений паронимов, и объяснение значения через контекст (прочтение
отрывка «высвечивает» значение слов; школьники легче понимают не только
их
прямое,
но
и
переносное
значение,
уместность
употребления,
сочетаемость и выразительность), и выяснение значения нового слова по
справочным материалам, т.е. по словарям и сноскам в книге для чтения. В
отдельных случаях можно пользоваться толковыми словарями. В начальной
школе используется показ предмета, картинки, или действия, на основе
которых строится развернутое описание, состоящее из группы слов или из
нескольких предложений. Как прием разъяснения значений слов развернутое
описание ценно тем, что оно позволяет сохранить непринужденность беседы.
Еще один прием – составление логического определения, помогающее
раскрыть значение слова через выделение родовых и видовых признаков,
например: крейсер военный корабль. Среди видов лексической работы С.И.
Львова называет и такие: «уточнение значения слова путем подбора
синонимов или антонимов, замена одного слова другим, более точно
обозначающим понятие, мысль и др.»
Объяснение значения слова
это лишь первый этап в процессе
уточнения словаря учащихся. Для того чтобы слово стало для ученика
19
«своим», т.е. вошло в активный словарь, нужна большая работа. Опыт
работы по развитию речи подсказывает, что шаблон и стихийность здесь
недопустимы. Нужна последовательная, гибкая, постоянная, планируемая на
каждый урок работа над словом и активизацией словаря.
3. Активизация словаря, т.е. перенесение как можно большего
количества слов из пассивного словаря в словарь активный. Активный, т.е.
используемый в собственной речи, словарь человека всегда ограниченней,
чем объем всех понимаемых слов. Конечная цель словарной работы в том и
состоит, чтобы активизировать максимальное количество усваиваемых слов,
научить использовать их правильно, уместно. Поэтому задача учителя
помочь учащимся овладеть сочетаемостью и сферой применения пассивных
слов, чтобы перевести их в активный словарный запас учащегося. Слово
считается активизированным, если ученик использовал его хотя бы один раз
в пересказах, рассказах, диалогах, письмах, сочинениях и т.д. Владение
словом подразумевает знание его семантики, сочетаемости и сферы
употребления.
Работу по активизации словаря можно представить в виде следующих
основных этапов.
1. Толкование слова с помощью одного или нескольких приемов:
контекста; подбора синонима или антонима; оборота, включающего в себя
уже известное однокоренное слово; описательного оборота.
2. Чтение и запись слова (работа над орфоэпией и орфографией).
3. Работа над образцами употребления слова. На этом этапе учитель
знакомит
детей
с
готовыми
словосочетаниями
и
предложениями,
включающими в себя изучаемые слова. Некоторые из них могут быть
записаны под диктовку.
4. Работа над семантическими связями слова.
В работе над избранной тематической группой возможны два пути,
ведущие к обогащению словаря младших школьников необходимой
лексикой: во-первых, введение слов указанной тематической группы в
20
упражнения учебника, во-вторых, введение дополнительных заданий с
отобранной лексикой в процессе урока.
Перечислим следующие формы активизации словаря:
1. Составление словосочетаний с нужными словами. В словосочетании
закрепляются
традиционные
связи
между
словами,
так
называемая
сочетаемость слов. Работа над словосочетанием проводится:
- как выделение словосочетаний в предложении и в установлении
связей между словами при помощи вопросов;
- в форме составления самостоятельных словосочетаний при изучении
частей речи при активизации новых слов. Наиболее распространено в
современной школе выделение словосочетаний в предложении и постановка
вопросов от главного к зависимому слову.
2. Составление предложений с заданными словами или с одним
заданным словом. Составляется несколько вариантов предложений.
3. Близкий к тексту пересказ прочитанного с использованием
важнейшей лексики и фразеологии оригинала.
4. Включение нового слова в контекст, составленный самими детьми.
Слова вводятся в пересказ прочитанного, в беседу, в рассказ, изложение и
сочинение. Сюда относится составление рассказов по наблюдениям, по
картинам и иные сочинения различных типов с использованием опорных
слов, т.е. заданных для обязательного употребления. В трудных случаях
включение в контекст может произвести учитель.
Таким образом, система словарной работы состоит в том, чтобы слово
было школьником:
- правильно воспринято в тексте;
- понято со всеми его оттенками и окрасками;
- усвоено, т.е. вошло бы в его словарь;
- воспроизводилось в нужных случаях в собственных высказываниях.
Активизация словаря это одна из важнейших линий словарной работы
на уроках русского языка, поэтому учитель должен предусматривать
21
специальные задания по активизации систематически, ежеурочно, опираясь
на читаемые тексты, на наблюдения, на те слова, с которыми велась работа
по углублению их понимания.
4. Устранение ошибок, перевод нелитературных слов из активного
словаря в пассивный. Имеются в виду слова диалектные, просторечные,
жаргонные, которые дети усвоили под влиянием речевой среды.
Итак, перечисленные этапы словарной работы можно свести к: 1)
семантизации слова; 2) актуализации слова: 3) использовании слова в речи.
Все
названные
взаимодействуют.
направления
Все
работы
направления
над
словарной
словарем
работы
постоянно
возможны
в
начальных классах лишь на практической основе, главным образом, с опорой
на текст, без теоретических сведений и даже, как правило, без терминов.
Весьма полезным пособием для словарной работы могут быть словари.
Е.И. Архипова обращает внимание на то, что учащиеся младших
классов способны усвоить понятие многозначности, структуру словарных
статей в толковом словаре, связь значений в многозначном слове, типы
переноса наименований, механизм подбора синонимов и антонимов к разным
значениям многозначного слова, отличие многозначного слова от омонима.
Школьников необходимо знакомить с типами переноса. Это (форма, вид,
цвет), не сразу воспринимается наличием общего в сопоставлении
отвлеченных понятий (бежит человек — бежит время, зеленый помидор —
зеленый юноша, холодные руки — холодный взгляд). Усвоению указанного
типа переноса способствует практический прием — развернутое сравнение
(облака плывут так же плавно, как утки). Более сложным для учащихся
является метонимический тип переноса, хотя практически они пользуются
примерами очень часто (букет черемухи, созрела смородина и т. п.). В
переносе по смежности учащиеся усваивают связи: предмет и что (или кто) в
нем (серебряное блюдо — вкусное блюдо, светлый класс — сильный класс);
предмет и что на нем (высокая груша — спелая груша). С трудом усваивается
22
общее в примерах, называющих работу и результат (заняться вышивкой —
красивая вышивка, учение в школе — учение пригодилось).
Примеров с функциональным типом переносов в языке меньше, чем в
других, что ограничивает количество упражнений. Но учащиеся быстро
улавливают общую функцию у предметов, если используются рисунки или
показываются сами предметы или ставится вопрос, для чего нужны
предметы.
Таким
образом,
необходимо
использовать
различные
приемы
активизации словаря учащихся, в том числе и многозначными словами.
Выводы по первой главе
1.
Лексика
русского
языка
представляет
собой
сложную
многоаспектную систему. Слово является основной единицей языка.
2. Все слова русского языка делятся на однозначные и многозначные.
Большую сложность в усвоении для учащихся начальных классов
представляют многозначные слова.
3. Уже в начальной школе необходимо проводить работу по усвоению
учащимися многозначных слов, которые создают богатство русской речи,
делают ее красивее и точнее.
23
Глава 2. СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ
УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ С ПОЛИСЕМИЕЙ
2.1. Анализ программ, учебников
и методической литературы по проблеме исследования
О необходимости развивать речь ребенка, воспитывать у него любовь к
родному языку говорили лучшие педагоги и методисты. К.Д. Ушинский
ратовал за развитие «дара слова», подчеркивая его значение для
формирования мыслительной деятельности ребенка и для дальнейшего
обучения. «Дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова, темно
понимает или совсем не понимает его настоящего значения и не получило
навыка распоряжаться им свободно в изустной и письменной речи, всегда
будет страдать от этого недостатка при изучении другого предмета» (Цит. по:
Ушинский, 2008, 22). Такое отношение к работе над постижением значения
слова сохранилось и в современной методике преподавания русского языка в
начальной школе. Необходимость работы не только над количественной, но
и над качественной стороной словаря учащихся объясняется возросшими
требованиями к их культуре речи, которая должна идти не по пути
накопления новых лексических единиц, а в направлении раскрытия и
усвоения многозначности уже известных слов. Это требование отражено во
всех без исключения программах по русскому языку для начальной школы.
В «Программе четырехлетней начальной школы», разработанной в
рамках проекта «Начальная школа XXI века» под руководством Н.Ф.
Виноградовой, во втором классе отводится 22 часа на освоение раздела
«Лексика». Среди основных тем этого раздела мы находим ознакомление
детей с такими понятиями, как слово и его лексическое значение; слово в
словаре и тексте; определение значения слова с помощью толкового словаря.
Большое внимание уделяется однозначным и многозначным словам (Иванов,
2017, 21, 28).
24
Впервые в программе проекта «Начальная школа XXI век» (автор
программы по русскому языку С.В. Иванов) предлагается изучение как
систематического курса раздела «Лексика». Во втором классе в блоке «Как
устроен наш язык» (основы лингвистических знаний) на изучение лексики
отводится 22 часа, предлагается изучение следующих тем: «Слово и его
лексическое значение», «Слово в словаре и тексте», «Определение значения
слова с помощью толкового словаря», «Слова однозначные и многозначные»,
«Синонимы, антонимы, омонимы», «Слова исконные и заимствованные»,
«Устаревшие
слова»,
«Фразеологизмы»,
«Фразеологизм
и
слово»,
«Использование фразеологизмов».
Среди требований к уровню подготовки ученика второго класса
выделяются следующие: находить лексическое значение слова в толковом
словаре, многозначные слова (Программа по русскому языку 2017, 30).
Учебник «Русский язык» 2 класс часть 2 (авторы: Иванов С.В.,
Евдокимова А.О. и др.) начинается с раздела «Лексика». Авторы обращают
внимание, что «здесь мы будем изучать слово и его значение, историю
появления слов в нашем языке, устаревшие и новые слова» (Русский язык 2
класс, ч. 2, 2017, 5).
В учебнике есть отдельная тема «Слова однозначные и многозначные»
(Урок 89). Даётся определение однозначного и многозначного слова: «Слова,
которые имеют два и более значения, называются многозначными. Слова,
которые имеют одно значение, называются однозначными. В предложении
слово всегда употребляется в одном значении» (стр. 26). После определения
дан ряд тренировочных упражнений, направленных на формирование у
школьников представления об однозначном и многозначном слове. Задания к
упражнениям:
Определить,
какие
из
слов
стихотворения
являются
однозначными, а какие многозначными; Объясни, в каком значении
употреблены конкретные слова.
На уроке 93 учащиеся знакомятся с многозначными словами. Яркие и
красочные иллюстрации способствуют формированию у учащихся понятия о
25
многозначных словах и взаимосвязи между значениями одного и того же
слова. В упражнениях предлагается указать многозначные слова и
определить их значение. Пользуясь словариком учебника, ученики заменяют
выделенные словами другими, учитывая многозначность слова. Есть задания
на определение значения многозначных слов (упр. 2, стр. 36): Определи
значение слова гром в первом и втором тексте, докажи, что слово гром
многозначное.
Утро пришло как всегда безоблачное. Но часам к десяти на западе
громыхнул и рассыпался по полям первый гром. (К. Паустовский).
И вдруг всё ожило: и леса, и пруды, и степи. Сыплется
величественный гром украинского соловья и чудится, что и месяц
заслушался его посреди неба (Н. Гоголь).
Анализ программ и учебников по русскому языку для четырехлетней
начальной школы Л.М. Зелениной и Т.Е. Хохловой (УМК «Школа России»)
также уделяет достаточно большое внимание изучению слова в лексическом
плане, больше в практическом плане.
В объяснительной записке сказано, что «на материале уроков чтения,
грамматики, правописания и развития речи ведутся наблюдения, в ходе
которых учащиеся осознают, что слова обозначают те или иные предметы и
явления действительности, они могут быть употреблены в предложении, в
тексте в одном или нескольких значениях» (Зеленина, Хохлова, 2017).
Сам термин «многозначное слово» не вводится, но лексической работе
отводится определённое место. Программа предполагает практическое
ознакомление учащихся в процессе занятий по грамматике и чтению с
лексическим значением слова, с многозначностью слов, синонимией и
некоторыми другими понятиями. На материале уроков чтения, грамматики,
правописания и развития речи ведутся наблюдения, в ходе которых учащиеся
осознают, что слова могут быть употреблены в предложении, тексте в одном
или нескольких значениях. Дети учатся выбирать наиболее подходящие по
значению слова для точного выражения мысли. Постепенно расширяется,
26
обогащается
и
активизируется
их
словарный
запас.
(Программно-
методические материалы. Русский язык. Начальная школа., 2017, 10-14).
Упражнения, представленные в учебниках по русскому языку, носят
практический характер. Анализ учебников «Русский язык» также показал,
что тексты упражнений содержат много многозначных слов, но самой работе
над многозначными словами не уделяется должного внимания. Задания к
упражнениям носят в основном орфографический или грамматический
характер, чаще всего предлагается объяснить смысл пословиц или понятие
27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Роль изучения явления полисемии в начальной школе для повышения
культуры речи учеников трудно переоценить. Понимание нескольких
значений многозначных слов и умение правильно их употреблять в разных
значениях обогащает словарь школьника, не расширяя его количественно.
Использование многозначных слов в связной речи увеличивает смысловую
нагрузку на известные детям слова, а также предупреждает и исправляет
недочеты устной и письменной речи. При правильно поставленном изучении
многозначного
слова
совершенствуется
расширяются
механизм
синонимические
подбора
ряды
антонимов,
слов,
следовательно,
обогащаются выразительные возможности языка учащихся. В результате
знакомства
с
типами
переносов
наименований
у
школьников
совершенствуется техника целесообразного отбора языковых средств
определенного стиля речи, так как при изучении полисемии нельзя не
затронуть вопроса о разной стилистической окрашенности, принадлежности
слова с разными значениями к определенным стилям речи.
Проведенная экспериментальная работа показала, что выдвинутое в
качестве
гипотезы
предположение
подтвердилось.
Действительно,
систематически и планомерно организованная работа по овладению
явлением многозначности способствует совершенствованию лексической
подготовки учащихся начальных классов, повышению уровня их речевого
развития, устранению ошибок и недочетов в устной и письменной речи.
Эксперимент показал, что формирование умений младших школьников
в
области
многозначной
лексики
проходит
более
эффективно,
осуществляется связь теоретического материала о полисемии с практическим
овладением навыка определения значений многозначных слов и правильного
их употребления в речи; проводится работа над многозначностью слова в
процессе изучения всех разделов русского языка; используется языковое
богатство художественной литературы как образец использования в языке
28
явления многозначности, разнообразит урок использованием занимательного
материала и дидактических игр; подбирается дидактический материал в
соответствии
школьников.
с
возрастным
и
индивидуальным
развитием
младших
29
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Арбатский Д. И. Ошибки в толковании значений слов и пути их
устранения / Д.И. Арбатский // Русский язык в школе. - 2006. - № 4. - C.
32-37.
2. Архипова Е.А. Ошибки в толковании значений слов и пути их
устранения выделены общие элементы смысловых ошибок учащихся /
Е.А. Архипова // Начальная школа. - 2006. - №:7. - С. 34-37.
3. Ахманова О.С. Очерки по общей и русской лексикологии / О.С.
Ахманова. - М.: Просвещение, 2007. - 294 с.
4. Баранов М.Т. О работе с толковым словарем на уроках русского языка /
Т.М. Баранов // Русский язык в школе. - 2001. - № 6. - C. 44-45.
5. Бобровская Г.В. Обогащение словаря младших школьников / Г.В.
Бобровская // Начальная школа. - 2012. - №:6. - С. 76-80.
6. Бобровская Г.В. Активизация словаря младших школьников / Г.В.
Бобровская // Начальная школа. - 2003. - № 4. - С. 47-52.
7. Валгина Н.С. Современный русский язык / Н.С. Валгина, Д.Э.
Розенталь, М.И. Фомина – 6-е изд., перераб. и доп. – М: Логос, 2002. –
528 с.
8. Виноградов В.В. Русский язык (Грамматическое учение о слове) / Под
ред. Г.А. Золотовой. - 4-е изд. - М.: Рус. яз., 2001. - 720 с.
9. Зализняк А.А. Феномен многозначности и способы его описания / А.А.
Зализняк // Вопросы языкознания. - 2009. - №2. - С. 20-46.
10.Калинин А.В. Лексика русского языка / А.В. Калинин. - М.: ФЛИНТА,
2011. - 231 с.
11.Канакина В.П. Особенности лексики младших школьников / В.П.
Канакина // Начальная школа. - 2015. - №6. - С. 72-77.
12.Кузнецова Э.В. Лексикология русского языка / Э.В. Кузнецова. - М.:
Высшая школа, 2015. - 152 с.
30
13.Лаврова Н.М. Развитие умения пользоваться лингвистическими
словарями / Н.М. Лаврова // Начальная школа плюс до и после. - 2015.
- № 5. - С. 35-40.
14.Лапатухин М.С. Школьный толковый словарь русского языка / М.С.
Лапатухин, Е.В. Скорлуповская. - М.: Просвещение, 2011. - 464 с.
15.Ларина Г.К. Обогащение речи – важнейший фактор развития и
воспитания учащихся / Г.К. Ларина // Начальная школа. - 2011. - №8. С. 56-60.
16.Левушкина О.Н. Закрепление лексики / О.Н. Левушкина // Начальная
школа. – 2001. - №5. - С. 47-52.
17.Лексическое значение слова // Лингвистический энциклопедический
словарь. - М.: Энциклопедия, 2010. - С. 261-263.
18.Львов М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных
классах / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. - М.: Академия,
2014. - 464 с.
19.Львов М.Р. Речевое развитие человека / М.Р. Львов // Начальная школа.
- 2000. - №6. - С. 98-105.
20.Методика развития речи на уроках русского языка / Под ред. Т.А.
Ладыженской. - М.: Просвещение, 1991. - 240 с.
21.Николенко Л.В. Лексикология и фразеология современного русского
языка / Л.В. Николенко. - М.: Академия, 2015. - 144 с.
22.Ожегов С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов. - М.: Русский язык,
2016. - 921 с.
23.Перетрухин В.Н. Введение в языкознание. Курс лекций / В.Н.
Перетрухин. – Изд. Воронежского университета, 1973. - 360 с.
24.Полянских Н.Н. Учимся видеть метафору / Н.Н. Полянских // Русский
язык в школе. - 2010. - №5. - С. 18-23.
25.Программы четырехлетней начальной школы: Проект «Начальная
школа XXI века». - М.: Вентина-Графф, 2017. - 144 с.
31
26.Программно-методические материалы. Русский язык. Начальная школа
/ Сост. Л.А. Вохмянина. - М.: Дрофа, 2017. - 256 с.
27.Прудникова А.В. Лексика в школьном курсе русского языка / А.В.
Прудникова. - М.: Просвещение, 2016. – 144 с.
28.Раевская О.В. Метонимия в слове и тексте / О.В. Раевская //
Филологические науки. - 2000. - №4. - С. 49-56.
29.Рамзаева Т.Г. Методика обучения русскому языку в начальных классах
/ Т.Г. Рамзаева, М.Р. Львов. - М.: Просвещение, 1999. - 431 с.
30.Рахманова Л.И. Современный русский язык. Лексика. Фразеология.
Морфология /
Л.И. Рахманова, В.Н. Суздальцева. Учебник для
студентов вузов. - 3-е изд., испр.и доп. - М.: АспектПресс, 2010. - 464 с.
31.Рождественский Н.С. Методика начального обучения русскому языку /
Н.С. Рождественский, В.А. Кустарев. - М.: Просвещение, 2009. - 346 с.
32.Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения / М.С.
Соловейчик, П.С. Жедек, Н.Н. Светловская. - М.: Просвещение, 2015. 383 с.
33.Русский язык: Учеб. для 1 кл. четырехлет. нач. шк.: учебник / Л.М.
Зеленина, Т.С. Хохлова,. - 4-е изд. - М.: Просвещение, 2017. - 131 с.
34.Русский язык: Учеб. для 2 кл. четырехлет. нач. шк.: учебник / Л.М.
Зеленина, Т.С. Хохлова,. - 4-е изд. - М.: Просвещение, 2017. - 138 с.
35.Русский язык: Учеб. для 3 кл. четырехлет. нач. шк.: учебник / Л.М.
Зеленина, Т.С. Хохлова,. - 4-е изд. - М.: Просвещение, 2017. - 131 с.
36.Русский язык: Учеб. для 4 кл. четырехлет. нач. шк.: учебник / Л.М.
Зеленина, Т.С. Хохлова,. - 4-е изд. - М.: Просвещение, 2017. - 138 с.
37.Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения:
учебное пособие / под ред. М. С. Соловейчик. - М.: Академия, 1997. 219 с.
38.Русский язык: Учебник для 2 класса четырёхлетней начальной школы
Ч. 1 – 2. / С.В. Иванов, А.О. Евдокимова и др.- М.: Вентана - граф. 2017. – 143 с.
32
39.Русский язык: Учебник для 2 класса четырёхлетней начальной школы
Ч. 2 – /С.В. Иванов, А.О. Евдокимова и др.- М.: Вентана - граф. - 2017.
– 133 с.
40.Русский язык: Учебник для 3 класса четырёхлетней начальной школы
Ч. 1. /С.В. Иванов, А.О. Евдокимова и др.- М.: Вентана - граф. - 2017. –
157 с.
41.Русский язык: Учебник для 3 класса четырёхлетней начальной школы
Ч. 2. /С.В. Иванов, А.О. Евдокимова и др.- М.: Вентана - граф. - 2017. –
118 с.
42.Русский язык: Учебник для 4 класса четырёхлетней начальной школы
Ч. 1. /С.В. Иванов, А.О. Евдокимова и др.- М.: Вентана - граф. - 2017. –
158 с.
43.Русский язык: Учебник для 2 класса четырёхлетней начальной школы
Ч. 2. /С.В. Иванов, А.О. Евдокимова и др.- М.: Вентана - граф. - 2017. –
172 с.
44.Русский язык: начальная школа: Программно-методические материалы.
/Составитель Л.А. Вохмякина. М.: Дрофа, 2017.- 132с.
45.Русский язык. Учебник для общеобразовательных учреждений (5-й
класс) / Под ред. М.М. Разумовской, П.А Леканта. – М., 2017.- 215 с.
46.Современный русский язык: В 2 ч. Ч.1 / Под ред. Е.И. Дибровой. - М.,
2015. - 544 с.
47.Соловейчик М.С. К тайнам языка. Работа над словом как лексической
единицей / М.С. Соловейчик // Начальная школа. - 1994. - №8. - С. 2226.
48.Ткаченко Л.Б. Работа с омонимами и многозначными словами на
уроках обучения грамоте / Л.Б. Ткаченко // Начальная школа. - 2009.
- №6. - С. 11-13.
49.Учусь различать слова и их значения: Словарик многозначных слов,
тематических
групп
слов,
омонимов,
паронимов,
синонимов,
33
антонимов: Учеб. пос. для учащихся начальной школы. - М.: Дрофа,
2013. - 152 с.
50.Фомина М.И. Современный русский язык. Лексикология / М.И.
Фомина. - М.: Высшая школа, 2009. - 415 с.
51.Харченко В.К. Переносное значение слова / В.К. Харченко. - Воронеж,
1989. - 197 с.
52.Шанский Н.М. Лексикология современного русского языка / Н.М.
Шанский. - М.: Просвещение, 2012. – 344 с.
53.Шкуропацкая М.Г. Метонимические отношения в лексической системе
русского языка / М.Г. Шкуропатская // Филологические науки. - 2013.
- №4. - С. 69-77.
54.Шмелев Д.Н. Современный русский язык. Лексика / Д.Н. Шмелев. - М.,
2017. - 336 с.
35
Приложение 1
План - конспект внеклассного мероприятия
Тема: «Путешествие в мир лексики»
Цель: Обогащение словарного запаса учащихся. Закрепление понятия
лексического значения слова; однозначные и многозначные слова; синонимы
и антонимы; омонимы.
Оборудование: презентация «Лексика»,
иллюстрации на тему
«Лексика», презентации учеников «Рассказ о слове».
Стихотворение А. Шибаева «Слова, слова, слова».
Всему название дано –
И зверю, и предмету.
Вещей вокруг полным-полно,
А безымянных – нет!
И всё, что может видеть глаз –
Над нами и под нами, –
И всё, что в памяти у нас, –
Означено словами.
Ход мероприятия
Учитель: Ребята, сегодня мы совершим путешествие в необычный мир
под названием Лексика. ЛЕКСИКА – это словарный запас языка.
Слово ЛЕКСИКА происходит от греческого ЛЕКСИС – слово, выражение,
оборот. Садитесь по удобнее, наше путешествие начинается. Паровозик наш
бежит и колёсами стучит. Что случилось?
Ученики: Остановка.
Учитель: Что за станция такая? Ну-ка быстро угадаем.
Слова, которые имеют одно лексическое значение, называются
…………...? (Однозначные слова.)
Ученик: Загадка.
Плывет туда-сюда
Целый остров изо льда (айсберг).
36
Слово айсберг имеет одно лексическое значение.
Учитель: Ребята, попробуйте узнать, какие однозначные слова скрыты
в ребусах. ( Ответы: ДЫМ, ГРОЗА, КОТ )
Ученик: Слова, дым, гроза, кот имеют одно лексическое значение,
называются однозначными.
Вывод: Слова, которые имеют одно лексическое значение,
называются однозначными.
Учитель: Паровозик наш бежит и колёсами стучит. Что случилось?
Ученики: Остановка.
Учитель: Что за станция такая? Ну-ка быстро угадаем. Слова, которые
имеют несколько лексических значений, называются ……………?
Ученики: Многозначные слова.
Учитель: Есть хвост у падающих звёзд,
И у семян бывает хвост,
У птиц, у самолёта – он нужен для полёта.
Хвостом корова бьёт слепней,
Когда они кусаются.
Для скорпионов хвост важней:
Они хвостом сражаются!
Учитель: Что за странное слово? Как так получилось, предметов много,
а слово одно?
Ученик: Слово хвост имеет несколько лексических значений. Слова,
которые имеют несколько лексических значений, называются многозначные.
Учитель: Какие многозначные слова знаете вы?
1-й ученик:
Они обычно для шитья;
И у ежа их видел я;
Бывают на сосне, на ёлке,
А называются – ….(иголки).
37
2-й ученик:
Ею мы в руку ручку берём.
Ею маляр стену побелит.
Её с куста винограда сорвём,
Будет для нас награда (кисть).
3-й ученик:
Первое шумно из пушки стреляет.
Ну а второе спортсмены метают.
Третье в скорлупке ореха найдёшь,
Если зубами его разгрызёшь (ядро).
4-й ученик:
В тетради я бываю косая и прямая.
В другом своём значении я планка для черчения.
И, наконец, порою в шеренгу вас построю (линейка).
5-й ученик:
Летом зеленел на грядке.
Наземь осенью упал.
Я есть в книжке и в тетрадке (лист).
Учитель: Какие слова называются многозначными?
Ученики: Вывод. Слова, которые имеют несколько лексических
значений, называются многозначными.
Учитель: Паровозик наш бежит и колёсами стучит. Что случилось?
Ученики: Остановка.
Учитель: Что за станция такая? Ну-ка быстро угадаем.
Слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и
написанию,
но
имеющие
совершенно
разное
называются …………….?
Ученики: Омонимы.
Учитель: В море суши полоса называется коса.
А у девушки коса цвета спелого овса.
лексическое
значение
38
На траве лежит роса –
Косит травушку коса.
У меня один вопрос:
Сколько есть на свете кос?
Учитель: Давайте поможем ответить на вопрос.
Ответы учеников: Коса – часть суши. Коса – причёска у девочки. Коса,
которой косят траву.
Учитель: Попробуйте узнать, о каких словах-омонимах идёт речь в
загадках. (Загадки про омонимы.) Какие же слова мы называем омонимы?
Ученики: Слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и
написанию,
но
совершенно
разные
по
лексическому
значению,
называются омонимами.
Физкультминутка.
Учитель: Вот и закончился наше путешествие. Сегодня мы говорили о
ЛЕКСИКЕ, разделе русского языка, который изучает слово и его значение. И
всё это мы с вами узнали благодаря урокам русского языка.
Если ты хочешь судьбу переспорить,
Если ты ищешь отрады цветник,
Если нуждаешься в твердой опоре,Выучи русский язык!
Он твой наставник великий, могучий,
Он переводчик, он проводник.
Если штурмуешь познания кручи –
Выучи русский язык!
Горького зоркость, бескрайность Толстого,
Пушкинской лирики чистый родник
Блещут зеркальностью русского слова.
Выучи русский язык!
С.Абдулла
39
Приложение 2
Дидактический материал по полисемии
к урокам русского языка в начальной школе
1.За столом сказала мать:
- Хватит языком болтать!
А сынишка осторожно:
- Болтать ногами можно?
(Г. Бойко.)
Задание: Что значит болтать языком? Что значит болтать ногами?
Сколько значений у слова болтать?
2. Говорят: часы спешат,
Говорят: часы стоят,
Говорят: часы идут,
Но немножко отстают.
Мы смотрели с Мишей вместе,
Часы стоят на месте.
Задание: Как вы понимаете выражения: часы стоят, часы идут, часы
спешат, часы отстают, часы бегут?
Задание: Подчеркните глаголы, укажите время, лицо, число.
3. Бежит время. Бежит ручей. Зерно бежит из комбайна в
машину.
Задание:
Какими
словами
можно
заменить
слово
предложениях.
Задание: Что значит молоко убежало?
4. Ветерок спросил, пролетая:
- Отчего ты, рожь, золотая?
А в ответ колоски шелестят!
- Золотые руки растят!
Задание: Определите значение слова золотой в этом тексте:
бежит
в
40
5.Золотые руки – руки трудолюбивые, умелые.
Золотой работник – нужный, хороший.
Золотая голова – умная, светлая.
Золотое сердце – доброе, отзывчивое.
Золотое кольцо – кольцо из золота.
Задание: Найдите словосочетание, где слово золотой в прямом
значении.
Задание: Определите род прилагательного золотой в каждом значении.
6.Люди хлеб в полях лелеют,
Сил для хлеба не жалеют,
Пашут каждую весну,
Подымают целину,
Сеют, жнут, ночей не спят…
С детства знай, как хлеб растят. (Я. Аким)
Задание: Определи, в каком значении употреблено слово хлеб в
следующем контексте:
1. Разбили
Вечером девочка Мила
В садике клумбу разбила.
Брат ее, мальчик Иван,
Тоже разбил… стакан.
Задание: Чем интересно это стихотворение?
- Почему в тексте два раза употреблены слова разбила – разбил?
- Есть ли в толковом словаре данное слово?
- Что они обозначают?
- Как такие слова называются?
- Да, это многозначные слова!
- Подберите синонимы к слову разбили в первом и во втором
значениях.
41
Приложение 3
План - конспект урока русского языка
Тема: Однозначные и многозначные слова
Цели урока: Сообщить о многозначных и однозначных словах; учить
определять, в каком лексическом значении употреблено многозначное слово;
продолжить работу по приобретению навыков пользования толковым
словарём,
формировать
умение
оценить
результат
своей
учебной
деятельности, умение осуществить рефлексию по итогам изучения темы;
Оборудование: раздаточный
материал,
сигнальные
карточки,
презентация.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент:
- Добрый день, ребята! Я рада, что у вас хорошее настроение, и вы
готовы сегодня дружно поработать на уроке. Сегодня нас ждет интересная
работа. А о чем пойдет речь, вы определите сами, послушав одну сказку.
В одной волшебной стране жили слова и некоторые из них были
похожи друг на друга, но в тоже время отличались друг от друга. И тогда их
поместили в один очень полезный словарь.
2. Проверка изученного материала:
- А как назывался этот словарь?
- Какие значения имеет слово?
- Словарный запас человека – это….
- Словарный состав человека – это ….
- У каждого человека одинаковый словарный запас слов или разный?
- А скажите, какова главная задача слов? Для чего они необходимы
человеку?
Может напоить водою
Может гайку отвинтить
А еще он дверь откроет
Чтоб хозяев в дом впустить.
42
- Какова же отгадка? (учащиеся рассуждают и дают ответы)
- Что можно сказать о слове КЛЮЧ?
- Итак, ребята, о каком ключе идет речь? Изобразите на листе А4
ключ. (Оценивание)
Формулирование темы урока, постановка цели:
- Слово «Ключ» - это однозначное или многозначное слово? Значит о
чем пойдет речь на уроке? Чему вы должны научиться сегодня? К чему
должны стремиться? (учащиеся проговаривают цели и задачи урока)
- Давайте запишем в тетради число, классная работа и тему урока.
3. Открытие новых знаний.
1.
Что значит слово колокольчик в следующих текстах?
Еду, еду в чистом поле;
Колокольчик дин-дин-дин… (А.С. Пушкин)
Колокольчики мои,
Цветики степные!
Что глядите на меня,
Тёмно-голубые?
(Алексей Толстой)
- Конечно, колокольчик в этих двух текстах не одно и то же. В первом –
это звоночек в виде небольшого колокола. Во втором – это цветок. Значит, у
слова может быть не одно лексическое значение, а два.
- Что такое многозначные слова? (Многозначные слова – это словаблизнецы, они похожи, как две капли воды. Одинаково их пишут, одинаково
их слышат, но обозначают они разные предметы.)
- Что такое однозначные слова? (Однозначные слова имеют только
одно значение)
Физкультминутка.
4. Закрепление
А) - На экране вы видите слова. Разделите слова на 2 группы и запиши
в два столбика, 1 – однозначные, 2 - многозначные:
43
Книга, ключ, шорты, фломастер, язык, корень, рис, телевизор,
тарелка, человек, стул, кошка. (Оценивание)
Б) Самостоятельная работа
- Напишите примеры слов, которые, по вашему мнению, будут
являться однозначными?
В) Игра «Найди пару»
- Прочитайте многозначные слова. Докажите, что они многозначные,
соединив линиями слова с рисунками. Расскажите о каждом значении слова.
- Как называются все эти слова? (многозначные) Почему?
Учащиеся на листе А4 выполняют задание, затем выбирают спикера и
защищают работу. (Оценивание)
Г) Обратите внимание на экран. Сколько разных картинок на нем.
Найдите на картинке слова, имеющие одинаковое название
5. Итог урока:
- Чему учились на уроке? Какие слова мы называем однозначными?
Какие слова мы называем многозначными? Где мы можем узнать значение
слова? Какую цель мы ставили перед собой в начале урока? Удалось ли ее
достичь? (ответы учащихся)
Ребята поднимите сигнальные знаки: я понял тему урока (зеленый);
я не совсем понял (желтый); мне сложно понять эту тему (красный)
- Я рада, что на протяжении всего занятия вы были внимательны. Я
хочу, чтобы все, кто работал хорошо – улыбнулись мне, а кто считает, что
может работать еще лучше – поаплодировали себе.
6. Домашнее задание:
- Для того, чтобы закрепить полученные на уроке знания, необходимо
выполнить домашнее задание
1. Составить небольшой рассказ, используя многозначные слова
2. Записать 3-4 пословицы, в которых есть многозначные слова
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв