САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Зав. кафедрой
Председатель ГЭК:
истории западноевропейской и русской культуры
Доктор исторических наук
Денис Олегович Цыпкин
Щелинский Вячеслав Евгеньевич
__________/____________/
Выпускная квалификационная работа на тему:
Утраченные памятники архитектуры Санкт-Петербурга
по направлению 030600 История
профиль: История западноевропейской и русской культуры
Рецензент:
Директор Фонда имени Д. С. Лихачева
Кобак Александр Валерьевич
________(подпись)
Выполнил:
студент IV курса
дневного отделения
Капитуров Владимир Николаевич
______(подпись)
Работа представлена в комиссию
«__» _____ 201 г.
Секретарь комиссии:
Научный руководитель:
кандидат филологических наук, доцент
Шелаева Алла Александровна
________(подпись)
Санкт-Петербург
2016
Содержание
Введение…………………………………………………………………………..4
Глава I…………………………………………………………………………......7
1. Старый Арсенал. Литейный проспект, 4...........................................................7
2. Особняк С. Я. Яковлева. Московский проспект, 10 – 12…………...............8
3. Литовский замок. Улица Декабристов, 29…………………………………..9
4. Больница «Всех Скорбящих». Проспект Стачек, 158…………………….10
5. Особняк княгини С. А. Радзивилл. Дворцовая набережная, 16……..........11
6. Особняк купца 1-гильдии и почетного гражданина В. Ф. Громова.
Набережная Фонтанки, 22………………………………………………………11
7. Здание Александровской мануфактуры. Обуховский проспек 120………12
8. «Дом-сказка». Английский проспект, 21–23………………………………..13
9. Дворец Белосельских-Белозерских. Крестовский проспект, 18………….13
Глава II …………………………………………………………………………...15
1. Исаакиевский наплавной мост…………………………………………........15
2. Александровский мост……………………………………………………….16
3.
Пантелеймоновский
мост
(мост
Пестеля)
……………………………...........17
4. Египетский мост………………………………………………………………19
5. Егерский мост ………………………………………………………………..21
Глава III………………………………………………………………..................22
1. Церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы (Спас-на-Сенной). Сенная
площадь…………………………………………………………………………..22
2. Церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. Площадь Труда...23
3. Церковь во имя Святого Мученика Мирония. Набережная Обводного
канала, 99…………………………………………………………………………24
4. Собор во имя Святой Живоначальной Троицы. Троицкая площадь, 2а…..25
5 . Ц е р ко в ь в о и м я В ход а Го с п од н я в И е ру с а л и м . П л о щ а д ь
Восстания…………………………………………………………………….......26
Список источников и литературы………………………………………………42
6. Церковь Ввения во Храм Пресвятой Богородицы. Введенская улица,
9…………………………………………………………………………………26
7. Церковь Христа Спасителя в память Гефсиманского борения и святителя
Николая Чудотворца (Спас-на-Водах). Английская набережная ………..27
8. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Покровский сквер………….28
9. Единоверческая церковь Святителя Николая Чудотворца (Миловская).
Захарьевская улица, 18………………………………………………………….29
10. Храм Покрова Пресвятой Богородицы. Рыбацкий проспект, 12а……….30
2
11. Церковь во имя Воскресения Христова и Михаила Архангела
(Малоколоменская). Площадь Кулибина, 1………………………………….31
12. Церковь Святого великомученика Димитрия Солунского при греческом
посольстве (Греческая церковь). Лиговский проспект, 6…………………..32
13. Собор Божией Матери Федоровской в ознаменование 300-летия
царствования Дома Романовых. Миргородская улица, 1/А…………...........34
Глава IV…………………………………………………………………………..35
1. Памятник Великому князю Николаю Николаевичу. Манежная площадь
2. Памятник императору Александру III. Миллионая улица, 5/1…………..36
3. Бюст Фердинанда Лассаля. Пересечение Невского проспекта и Думской
улицы…………………………………………………………………………….36
4. Бюст императора Петра I. Большеохтинский проспект……………………37
5. Бюст императора Александра I. Каменноостровский проспект, 21……….37
6. Бюст императора Александра II. Набережная реки Фонтанки, 132………38
7. Памятник императору Петру I («Царь Плотник»). Адмиралтейская..
набережная, 6…………………………………………………………………….38
8. Бюст Николая Александровича Добролюбова. У Тучкова моста………...38
9. Памятник на месте дуэли поэта А. С. Пушкина. Коломяжский проспект,
10/Д…………................…………………………………………………….........39
Заключение……………………………………………………………………..40
Список литературы………………………………………………………………42
Введение
В последние годы заметно повысился интерес к пониманию большой
роли в образовательном и воспитательном процессах истории развития
архитектуры в отдельных городах Российской Федерации. Это
обуславливается растущим осознанием в обществе значения истории страны
для патриотического воспитания нового поколения, а также стремлением к
познанию всего многообразия культуры регионов нашей обширной и
многоликой Родины.
Санкт-Петербург – уникальный город с богатым архитектурным
наследием. С первой половины XVIII столетия облик Северной столицы
отражает все памятники последующих исторических эпох. Заслуженной
славой пользуются замечательные архитектурные ансамбли, многочисленные
произведения зодчества, садово-паркового искусства, мосты, гранитные
3
набережные, выдающиеся инженерные сооружения, монументы и
произведения скульптуры, которыми столь богат Санкт-Петербург.
Возникновение новых общественных потребностей, смена поколений,
активно разворачиваемое строительство новых зданий привели к тому, что
ранее возведенные сооружения перестраивались или вовсе сносились.
Архитектура зданий Санкт-Петербурга менялась, следуя веяниям времени.
Все чаще возникали новые кварталы, формировались различные
архитектурные ансамбли, многие из которых стали подлинными шедеврами
градостроительного искусства и вошли в сокровищницу мирового зодчества.
Утраченной архитектуре Санкт-Петербурга посвящено небольшое
количество исследований. Интереснейшие постройки в историческом и
архитектурном отношении требуют более подробного изучения.
Целью выпускной квалификационной работы является исследование
утраченных памятников архитектуры XVIII – XX столетий, которые были
расположены в Санкт-Петербурге: гражданские постройки, православные
храмы, мосты и монументальные сооружения.
Объектом данного исследования является история утраченных
архитектурных памятников Северной столицы.
Хронологические рамки исследования охватывают достаточно большой
и насыщенный событиями исторический период. Его нижней границей
является начало XVIII века: активное городское и церковное строительство
на территории города. В исследовании подробно описаны ужасающие факты
разрушения сооружений Санкт-Петербурга преимущественно в XX столетии:
борьба с архитектурой Царской России, уничтожение церквей Русской
Православной церкви, исчезновение памятников членам императорской
семьи.
Исследование подготовлено на основе как неопубликованных данных
фондов Русского Государственного исторического архива (РГИА),
Центрального Государственного исторического архива Санкт-Петербурга
(ЦГИА
СПб), так и опубликованных источников, многие из которых были
изданы в Санкт-Петербурге в течение XX века.
4
На основе источниковедческой базы, представленной архивными и
отчетными документами, публицистикой дореволюционного, советского и
современного периода, монографиями исследователей в данной работе были
рассмотрены:
- утраченные гражданские постройки;
- взорванные церковные сооружения;
- утерянная монументальная скульптура;
- разрушенные инженерные сооружения (мосты).
Обширностью информации и глубиной анализа выделяется
фундаментальный труд В. В. Антонова и А. В. Кобака «Святыни СанктПетербурга». В нем содержатся разнообразные сведения об утраченной
петербургской архитектуре православных церквей. Более того, этими
исследователями был составлен обстоятельный каталог «Утраченные
памятники архитектуры Петербурга – Ленинграда» (1988), содержащий
новые сведения об уничтожении гражданских построек, церквей,
инженерных сооружений и монументальных памятников. Подбирая
материалы, составители стремились представить наиболее известные и
ценные памятники, собрать сведения о забытых дачах и доходных домах.
Из материалов периодической печати начала XX века стоит отметить
издания «Русского паломника», «Новостей дня».
Огромный вклад в сохранность архитектуры Санкт-Петербурга внесло
общество «Старый Петербург – новый Ленинград». Благодаря его стараниям
были сохранены многие ценные постройки бывшей столицы Российской
империи, они защищали город от разрушительной деятельности
большевиков.
Следует отметить работу Г. В. Длужневской «Утраченные храмы
Петербурга» (2003), посвященную истории и описанию утраченных храмов
Петербурга.
Исследователь А. Л. Пунин написал несколько книг, изучающих общие
закономерности развития архитектуры середины и второй половины XIX
века, ее отдельные аспекты, творчество крупнейших мастеров. Особенно
стоит отметить труд «Архитектура Петербурга середины и второй половины
XIX века», в котором дается подробное описание утраченных памятников.
5
По сле распада СССР изменился характер научных работ,
распространялось критическое осмысление многих событий советской
истории. Г. И. Зуев в трудах «Дома и люди Офицерской улицы» (2003), «Там,
где Крюков канал» (2007) и «Течет река Мойка. Продолжение путешествия...
От Невского проспекта до Калинкина моста» (2013) дал подробное описание
разрушенным уникальным мостам рек и каналов Санкт-Петербурга.
Теоретической базой явились и отчеты современных научных
археологических исследований, проведенных учеными Института истории
РАН.
Глава I . Утраченная гражданская архитектура Санкт-Петербурга
1. Старый Арсенал. Литейный проспект, 4.
В 1711 – 1713 гг. на Литейной улице был построен Арсенал, который
сразу стал одним из самых важных казённых предприятий 1. На протяжении
всей первой половины XVIII века его здание было деревянным.
Долгое время исследователи считали, что в 1774 году именно
знаменитый В. И. Баженов перестроил корпус для размещения
артиллерийских припасов — грандиозный Арсенал. Величественное здание
вскоре стало украшением этой части города. Однако, согласно современным
данным, строительство проводилось под умелым руководством и надзором
зодчего Г. Дитрихштейна2.
Центральная часть фасада данного строения была украшена
колоннадой, в нишах были размещены статуи и гирлянды. Статую Екатерины
II со скипетром и весами в руках, выполненную из белого мрамора,
установили на первом этаже на главной лестнице этого здания3.
В 1865 здание передали Судебной палате и Окружному суду.
1 Родзевич В.М. Историческое описание С.-Петербургскаго арсенала за 200 лет его существования.
1712-1912 гг. С.-Петербург, 1914. С. 247.
2 Антонов В. В., Кобак А. В. Утраченные памятники архитектуры Петербурга – Ленинграда.
Ленинград, 1988. С. 7.
3 Жерихина Е.И. Литейная часть. От Невы до Кирочной. 1710-1918. СПб.: Центрполиграф, 2006.
С. 33-36.
6
В период Февральской революции 1917 года строение сильно
пострадало от пожара4. С 1932 года в его помещениях расположилось
управление НКВД.
В настоящее время на месте Старого Арсенала стоит административное
здание в духе конструктивизма, в котором находится Управления ФСБ РФ по
Санкт-Петербургу и Ленинградской области.
2. Особняк С. Я. Яковлева. Московский проспект, 10 – 12.
Знаменитый Савва Яковлевич Яковлев – богатый владелец железных
рудников (Невьянских заводов, расположенных на Урале) и откупщик
русских таможен при императоре Петре III. В 1762 году Яковлев приобрел в
участок земли, расположенный у Сенной площади Санкт-Петербурга,
ограниченный Обуховским (современным Московским) проспектом,
набережной реки Фонтанки, Большой Садовой и Гороховой улицами5.
В 1766 году у Обухова моста на приобретенном участке был построен
особняк в стиле барокко, предположительно по проекту Б. Растрелли 6.
Центральная часть дворцового фасада здания была украшена пилястрами,
интересно установленными на рустованный первый этаж. Здесь же находился
большой двухсветный зал с пятью окнами – по аналогии с другими домами,
построенными во второй половине XVIII века7. Двухэтажные боковые
ризалиты завершались треугольными фронтонами и картушами.
В 40-е годы XIX века наследники С. Я. Яковлева продали дом,
сохранивший богатую внутреннюю отделку. После этого строение
использовалось в самых различных назначениях, в нем размещались
последовательно: приют для детей, бронзовая фабрика Шопена, заведение
увеселительного типа, а затем и лечебница.
4 Антонов В. В., Кобак А. В. Утраченные памятники архитектуры Петербурга – Ленинграда.
Ленинград, 1988. С. 7.
5 Пыляев М. И. Старый Петербург. С.-Петербург: Издание Суворина, 1889. С. 274.
6 Антонов В. В., Кобак А. В. Утраченные памятники архитектуры Петербурга – Ленинграда.
Ленинград, 1988. С. 4.
7 Пыляев М. И. Старый Петербург. С. 275.
7
В 1901 году особняк Саввы Яковлевича Яковлева был снесен по
причине стремительного расширения Сенного рынка, находящегося
поблизости8.
В настоящее время используется как торговый дом.
3. Литовский замок. Улица Декабристов, 29.
Литовский замок — это бывшая тюрьма Санкт-Петербурга,
расположенная у пересечения реки Мойки и Крюкова канала. Строение
представляло собой неправильный пятиугольник с семью круглыми башнями
по углам9. Замок возведен в 1798—1799 гг. по проекту архитектора И. Е.
Старова, мастера классицизма10.
Исследователи Г. И. Зуев и М. А. Юшкова расходятся во мнении по
поводу того, что именно размещалось в замке после 1799 года. Г. И. Зуев
считает, что в нём был Кавалергардский полк, а затем помещен Литовский
мушкетёрский полк, от которого здание получило своё название 11. В свою
очередь, М. А. Юшкова считает, что в данное здание перевели Сенатский
батальон, который вскоре был превращен в Литовский мушкетный полк12.
В первое десятилетие XIX века в Литовском замке размещался
Гвардейский экипаж13.
В 1823—1826 годах архитектор И. И. Шарлемань
приспособил оригинальное в плане здание под городскую тюрьму. В 1823
году замок был переименован в Санкт-Петербургскую Градскую тюрьму. В
ней со второй половины XIX века отбывали наказание политзаключенные, с
начала XX века — участники рабочего движения.
8 Антонов В. В., Кобак А. В. Утраченные памятники архитектуры Петербурга – Ленинграда. С. 4.
9 Зуев Г. И. Дома и люди Офицерской улицы. СПб., 2003. С. 160.
10Антонов В. В., Кобак А. В. Утраченные памятники архитектуры Петербурга – Ленинграда.
Ленинград, 1988. С. 8.
11 Зуев Г. И. Там, где Крюков канал... М., 2012. С. 145.
12 Семенов С. А., Юшкова М. А. Археологические исследования территории бывшего
«Литовского замка» на набережной р. Мойки в 2012 году // Бюллетень Института истории
материальной культуры РАН. №3 (охранная археология) / науч. ред. Н. Ф. Соловьева. Спб., 2013. С.
100.
13 Зуев Г. И. Течет река Мойка. Продолжение путешествия... От Невского проспекта до Калинкина
моста. М., 2013. С. 437.
8
В феврале 1917 года матросы из 8-го флотского экипажа вместе с
восставшими рабочими захватили здание. Все политзаключенные были
освобождены, многие из них присоединились к
восставшим. Литовский
замок сожгли, его почерневшие стены долго напоминали о событиях
Февральской революции.
В 1929 – 1930 гг. Литовский замок был разобран. На его месте был
возведен жилой комплекс для рабочих (дома №29 и №29а)14.
4. Больница «Всех Скорбящих». Проспект Стачек, 158.
Больница Всех Скорбящих Радости – первая государственная больница,
которая специализировалась на лечении психиатрических заболеваний в
Российской империи.
Здание больницы было возведено в середине XVIII века в качестве
особняка архитектором Б. Растрелли, а уже через тридцать лет перестроено
И. Е. Старовым в классицистическом стиле15.
В 1828–1832 годах Д. Квадри, а затем П. С. Плавов смогли
приспособить территорию особняка под больницу для лечения
душевнобольных.
В первые годы работы учреждение было рассчитано всего на 120 мест.
Но корпус больницы непрерывно достраивался и расширялся на протяжении
всего XIX века. В 1917 году ее переименовали
в честь невропатолога и
психиатра Огюста Анри Фореля.
В годы Великой Отечественной войны корпус учреждения значительно
пострадал, особенно от обстрелов во время битвы за Ленинград – он
находился в нескольких километрах от линии фронта. В послевоенное время
властями было принято решение не восстанавливать оставшиеся постройки
больницы16.
14 Зуев Г. И. Там, где Крюков канал. С. 153.
15 Антонов В. В., Кобак А. В. Утраченные памятники архитектуры Петербурга – Ленинграда.
Ленинград, 1988 С. 30.
16 Данько М. Г. Страницы истории больницы Всех Скорбящих // История Петербурга. 2007. № 1
(35). С. 39-40.
9
5. Особняк княгини С. А. Радзивилл. Дворцовая набережная, 16.
Характерным образцом стилизаторского неоренессанса в его
безордерном варианте был трехэтажный особняк княгини С. А. Радзивилл,
который располагался на Дворцовой набережной. Проект архитектора Н. Е.
Ефимова был высочайше утвержден 14 июня 1846 года17.
Из-за прямого попадания немецких бомб во время Великой
Отечественной войны здание было разрушено. Стены и лестница бывшего
особняка княгини С. А. Радзивилл вошли в состав нового многоэтажного
жилого дома, который был построен в 1951 году по проекту,
принадлежащему архитекторам И. И. Фомину и М. К. Бенуа на месте трех
старых домов, тоже разрушенных взрывом бомбы 8 сентября 1941 года. Три
номера на фасаде этого дома (№12, №14 и №16) напоминают о трагедии
немецкой блокады18.
6. Особняк купца 1-гильдии и почетного гражданина В. Ф. Громова.
Набережная Фонтанки, 22.
Двухэтажный особняк, принадлежащий купцу 1-гильдии и почетному
гражданину Санкт-Петербурга В. Ф. Громову, находился на набережной
Фонтанки (современный дом №22). Здание было построено архитектором А.
И. Ланге. Общее правление Первого округа путей сообщения рассмотрело
данный проект постройки 15 июня 1849 года, а уже через пять дней он был
высочайше утвержден императором19.
К сожалению, строение не сохранилось. Его разрушили прямые
попадания фашистских бомб в годы блокады Ленинграда.
На месте особняка купца В. Ф. Громова в первые годы после
завершения Великой Отечественной войны построили трехэтажное здание
для размещения гимназии №190 с фасадом, выполненным в характере
17 ЦГИА СПб. Ф. 513. Оп. 102. Д. 92. Л. 7 – 8.
18 Пунин А. Л. Мы помним бомбы ленинградской блокады // Краеведческие записки: Исслед. и
материалы. Вып. 7.СПб., 2000.С.258 – 290.
19 ЦГИА СПб. Ф. 513. Оп. 102. Д. 4502. Л. 5.
10
петербургского классицизма (оно удачно сочетается с соседними
классицистическими особняками).
7. Здание Александровской мануфактуры. Проспект Обуховской
обороны 120
Русские зодчие начали активно применять металлические конструкции
каркасного типа, и первым строением такой новой каркасной конструкции в
России стала льнопрядильня, принадлежащая
Александровской
мануфактуре20.
Императорская Александровская мануфактура – первая механическая
бумагопрядильная фабрика в России. Постройка была возведена по проекту
инженера А. Я. Вильсона, утвержденному в 1812 году21.
Пятиэтажное здание с кирпичными стенами прорезалось равномерно
расставленными окнами. Внутренний каркас был образован продольными
рядами чугунных колонн, на которые, в свою очередь, опирались чугунные
балки. На чугунные балки налегали пологие кирпичные своды,
переброшенные между ними. Вышеописанное инженерное решение
позволяло конструкции здания оставаться огнестойкой и довольно прочной 22.
Само покрытие выполнили из чугунных стропильных ферм – это являлось
одним из первых примеров такой новаторской конструкции в мировой
строительной практике.
К сожалению, это интереснейшее здание не сохранилось. В 1839 году
часть станочного парка была уничтожена пожаром. Через несколько лет
Александровскую фабрику закрыли, решив, что она приносит убыток казне.
В 1863 году данный земельный участок со всеми находившимися на нем
постройками был передан на 72 года Морскому министерству.
20 Пунин А. Л. Архитектура Петербурга середины и второй половины XIX века. Т. 1. 1830 – 1860-е
годы. Ранняя эклектика. С. 169.
21 РГИА. Ф. 759. Оп. 95. Д. 51, 52, 53, 54, 92.
22 Пунин А. Л. Архитектура Петербурга середины и второй половины XIX века. С. 170.
11
Конструкция нового корпуса Александровской мануфактуры
послужила образцом для целого ряда фабричных зданий, возведенных в
Петербурге в 1830-х годах.
8. «Дом-сказка». Английский проспект, 21–23.
Этот жилой дом, украшенный по фасаду майоликой, был создан по
проекту архитектора А. А. Бернардацци в 1909 году23.
Здание совмещало несколько различных романтических стилей:
«северный модерн», «национальный стиль». Причудливая форма окон и
балконов, его угловая башня, облицовка природным камнем и красочные
майоликовые панно создавало ощущение театральной декорации, особенно
ярко ощущаемое на фоне гражданской застройки24. На фасаде здания была
высечена птица Феникс – работа скульптора К. К. Рауш фон Траубенберга.
Строение сильно пострадало от артобстрелов в годы Великой
Отечественной войны25. В 1942 году в «Доме-сказке» начался пожар, который
за несколько дней уничтожил большую часть здания. После войны здание
разобрали, сохранив лишь дворовые флигели. Здание было отстроено на
старом фундаменте, без восстановления внешнего облика26.
9. Дворец Белосельских-Белозерских. Крестовский проспект, 18.
С начала XIX века территория Крестовского острова Санкт-Петербурга
принадлежала знатному роду Белосельских-Белозерских.
В 1848 – 1852 годах автор княжеской резиденции, расположенной у
Аничкова моста – архитектор А. И. Штакеншнейдер – перестроил в стиле
второго рококо «охотничий замок», стоявший на южном берегу острова 27.
Современники отмечали эффектное оформление фасадов и интерьеров.
23 Боглачев С. В.. Петербургский зодчий Александр Бернардацци-младший // В сб. «Невский
архив», вып. IV. СПб., 1999. С. 135.
24 Там же. С. 136.
25 Антонов В. В., Кобак А. В. Утраченные памятники архитектуры Петербурга – Ленинграда.
Ленинград, 1988 С. 17.
26 Там же. С. 17.
27 Антонов В. В., Кобак А. В. Утраченные памятники архитектуры Петербурга – Ленинграда.
Ленинград, 1988 С. 11.
12
В первые годы советской власти помещение дворца использовали для
размещения Учебно-вспомогательного питомника, являвшегося отделением
Сельскохозяйственного музея.
Дворец Бело сельских-Белозерских был сильно поврежден
бомбардировкой в годы Великой Отечественной войны. К концу блокады
уцелевшими остались только некоторые служебные постройки, но в 1960-х
годах их разобрали до основания.
В 2004 – 2006 годах группа компаний OAO «Петербургреконструкция»
занималась восстановительными работами дворца под апартамент-отель.
Здание в качестве объекта культурного наследия регионального значения
входит в Единый государственный реестр объектов культурного наследия
народов Российской Федерации.
Глава II. Утраченные мосты Санкт-Петербурга
1. Исаакиевский наплавной мост
Исаакиевский наплавной мост — первый мост, построенный через
Неву и соединяющий Адмиралтейский остров с Васильевским островом
Санкт-Петербурга.
Мост был сооружён в июле 1727 года под руководством мастера
корабельных дел Ф. П. Пальчикова и капитана I ранга Н. П. Вильбоа 28. Свое
название сооружение получило от расположенной рядом церкви во имя
преподобного Исаакия Далматского.
Осенью 1727 года мост был разобран для «удобства судового хода» 29. В
течение марта – мая 1732 года Ф. П. Пальчиков по поручению
28Тумилович Е. В., Алтунин С. Е. Мосты и набережные Ленинграда. М., Издательство
Министерства Коммунального Хозяйства РСФСР, 1963. С. 46.
29 Кочедамов В. И. Набережные Невы. М.: Гос. издательство литературы по строительству и
архитектуре, 1954. С. 20.
13
Адмиралтейств-коллегии наводит наплавной мост на том же месте 30. Но через
год сооружение было разрушено во время шторма. Вместо него мастером Г.
Соловьевым построен новый мост в 1733 году31.
Пролетные строения данного наплавного моста состояли из балок и
настила, которые укладывались на барки, расставленные поперек реки.
Третий и пятый пролеты – разводные32. В течение двух часов производилась
разводка сооружения, а для пропуска судов использовался вывод половин
пролетов при помощи устройств с зубчатыми колесами. Ширина моста
составляла18,1 метров.
За проход или проезд по сооружению до 1754 года взималась плата33.
После строительства Благовещенского моста Исаакиевский наплавной мост
потерял свое транспортное значение, и уже в конце 1856 года он был
перенесен под руководством инженера И. К. Герарда. В 1912 году мост был
восстановлен на прежнем месте в связи с постройкой Дворцового моста
через Неву.
Эксплуатация сооружения продолжалась до 1916 года: летом
Исаакиевский мост сгорел. Источником пожара послужила искра
проходившего по Неве буксирного парохода. О мосте напоминают лишь
сохранившиеся гранитные береговые устои на Университетской и
Адмиралтейской набережных.
2. Александровский мост
Александровский мост через Введенский канал Санкт-Петербурга
находился в северной стороне набережной реки Фонтанки.
Он был построен в 1808 - 1814 годах по проекту В. Гесте.
Из-за
Отечественной войны строительство моста решили приостановить 34. С 1829
год по 1867 года этот мост упоминался как Малый Чугунный, а
30Там же. С. 22.
31 Кочедамов В. И. Проекты первого постоянного моста на Неве // Архитектурное наследство.
Ленинград, 1953. № 4. С. 189.
32 Кочедамов В. И. Набережные Невы. С. 22.
33 Пунин А. Л. Повесть о ленинградских мостах Ленинград, 1971. С. 21.
34 Тумилович Е. В., Алтунин С. Е. Мосты и набережные Ленинграда. М., Издательство
Министерства Коммунального Хозяйства РСФСР, 1963. С. 186.
14
Александровским его начали называть только с 1836 года. Некоторые жители
столицы именовали его Семёновским (Малосемёновским) из-за
находившихся поблизости казарм лейб-гвардии Семёновского полка35.
За исключением перил и украшений, все остальные металлические
части изготовили на уральском заводе Демидова. Это было однопролётное
сооружение с чугунным сводом на опорах бутовой кладки, на которых
воздвигнуты обелиски из гранита. Металлические перильные ограждения
отделяли тротуары и были выполнены в едином рисунке с решетками
набережной Фонтанки. Каменные устои тоже имели гранитную облицовку.
Длина моста равна 15,2 метрам, а его ширина – 15,16 метров36.
В 1949 и 1952 годах сооружение ремонтировали, восстановили
утраченные фонари37. В 1970 году при засыпке Введенского канала
Александровский мост был разобран, а гранитные обелиски перенесены на
Подьяческий мост на канале Грибоедова.
3. Пантелеймоновский мост (мост Пестеля).
Пантелеймоновский мост – цепной мост на Фонтанке, который
соединял острова Летний сад и Безымянный в Санкт-Петербурге.
Мост был построен в 1823-1824 годах
под руководством автора
проекта инженера В. К. Треттера и инженера В. А. Христиановича.
Гранитные работы выполнял известный С. Суханов 38. Все кованые железные
и чугунные части изготавливались на чугунолитейном заводе Чарльза Берда,
предварительно подвергнутые испытаниям на разрыв машиной.
Цепной мост через Фонтанку после перестройки получил название
Пантелеймоновского из-за находившейся рядом церкви во имя святого
великомученика Пантелеимона Целителя. В 1923 году сооружение вместе с
35 Платунов А. М. Коротко о Петербурге: справочник. СПб., 1993. С. 20.
36 Тумилович Е. В., Алтунин С. Е. Мосты и набережные Ленинграда. С. 186.
37 Фокин М. М., Мусаев В. И. Ещё раз вдоль Фонтанки // История Петербурга. СПб., 2003. №2
(12). С. 15.
38 Антонов В. В., Кобак А. В. Утраченные памятники архитектуры Петербурга – Ленинграда.
Ленинград, 1988. С. 47.
15
прилегающей к нему Пантелеймоновской улицей было переименовано в
честь П. И. Пестеля. В 1991 году мосту вернули историческое название 39.
Первый висячий мост в России, по которому могли проезжать экипажи,
был торжественно открыт 4 ноября 1824 года. В эти годы возникла острая
необходимость связи Литейного проспекта и Марсова поля по причине
преобразований вокруг территории Михайловского замка40.
Ажурный силуэт Пантелеймоновского моста гармонично вписался в
панораму Фонтанки и убедительно доказывал справедливость высказывания
инженера В. К. Треттера о том, что его цепные мосты обладают «такой
легкостью и элегантностью, которых нельзя достичь в других
конструктивных системах»41.
Сооружение представляло собой однопролетный мост с подъемом
посередине и с двумя чугунными порталами, которые были установлены на
береговых опорах.
Через порталы перебросили пять парных цепей,
изготовленных из круглых стержней уральского железа. Несущие цепи
неравномерно распределялись по ширине моста: одна разделяла проезжую
часть на транспортные полосы, а остальные, расположенные парами,
выделяли тротуары по краям моста42. Арочный мост имел длину 43 метра,
ширину 23,4 метра. Высота чугунных порталов равна 6 метрам, а цепи
длиной элемента 1,5 метров43. Чугунные колонны-порталы были увенчаны
антаблементом, схожим с элементами древнеегипетской архитектуры.
Богатый декор дополняли пропущенные цепи через маски львов,
позолоченные розетки и провисающие фонари на цепях.
В 1862 году проводились ремонтные работы под руководством
инженера И. В. Балинского, в результате которых подвесные стержни были
заменены, а вместо чугунных перил установлена железная решетка44.
39 Решение президиума Санкт-Петербургского Совета народных депутатов от 04.10.1991 №314 «О
восстановлении исторических названий городских объектов».
40 Кочедамов В. И. Цепные мосты в Петербурге первой четверти XIX века //Архитектурное
наследство. Ленинград, 1959. № 9. С. 12.
41 Traitter de G. Description des ponts en chaines Executes a St Petersbourg, 1825. С. 12.
42 Тумилович Е. В., Алтунин С. Е. Мосты и набережные Ленинграда. М., Издательство
Министерства Коммунального Хозяйства РСФСР, 1963. С. 63.
43 Там же. С. 63.
44 Петров А. Н. Памятники архитектуры Ленинграда. Ленинград, 1972. С. 443.
16
Появление первых автомобилей в конце XIX века привело к тому, что
данное сооружение перестало обладать достаточной пропускной
способностью и не справлялось с нагрузкой 45. Скептическое отношение к
цепным мостам добавляла авария января 1905 года на Египетском мосту. В
1906 году сооружение было разобрано. Официальной причиной послужило
заявление властей о прокладке трамвайных путей. И уже через несколько лет
было завершено строительство нового Пантелеймоновского моста
архитектора Л. А. Ильина.
4. Египетский мост
Египетский мост
- второй цепной мост через Фонтанку, который
соединял Безымянный остров с Покровским. Мост сооружен в 1824-1826 гг.
по проекту, принадлежащему инженерам В. К. Треттеру и В. А.
Христиановичу. Сфинксов изготовил скульптор П. П. Соколов 46. Подрядчик Г.
Васильев выполнил каменные работы.
25 августа 1826 года в торжественной обстановке состоялось открытие
Египетского моста47. На чугунолитейном заводе Чарльза Берда были
изготовлены металлические конструкции, подвергнутые испытаниям на
разрыв машиной. По модели скульптора П. П. Соколова на заводе были
отлиты скульптуры сфинксов.
В проектных документах сооружение называли Большим цепным
мостом. Название «Египетский» он получил из-за богатого оформления
в
египетском стиле. Стыки цепей прикрывались позолоченными розетками,
стилизованные орнаменты были покрыты сусальным золотом. На египетском
карнизе помещено позолоченное изображение египетского бога Ра. Этот
карниз перекрывал контрфорсы и колонны. Общая длина моста 46 метров,
ширина 27 метров, высота колонн-порталов 6,5 метров.
45 Куферштейн Е. З., Борисов К. М., Рубинчик О. Е. Улица Пестеля (Пантелеймоновская).
Ленинград: Товарищество, 1991. С. 9.
46Антонов В. В., Кобак А. В. Утраченные памятники архитектуры Петербурга – Ленинграда.
Ленинград, 1988. С. 47.
47 Кочедамов В. И. Цепные мосты в Петербурге первой четверти XIX века //Архитектурное
наследство. Ленинград, 1959. № 9. С. 214.
17
В конструкцию сооружения был внесен ряд усовершенствований,
которые уменьшали раскачивание (количество цепей было уменьшено до
трех), установлены подвижные тележки над опорами цепей48.
Висячий Египетский мост был однопролетным. Три ряда цепей
соединялись между собой с помощью болтов. Устои с гранитной облицовкой
выступали в Фонтанку. А четыре сфинкса, установленные на устоях в
пределах стенок, были мастерски сооружены в сочетании с небольшими
шестигранными фонарями.
В начале 1905 года «при следовании лейб-гвардии конногогренадерского полка через Египетский цепной мост через Фонтанку, когда
головная часть полка уже подходила к противоположному берегу, мост
обрушился. Находившиеся впереди офицеры успели проскочить на берег,
нижние же чины, в количестве двух взводов, шедшие в строй справа по 3 в
ряд, вместе с лошадьми в воду. Упали также в воду проезжавшие в обратную
сторону один ломовой и четыре легковых извозчика без седоков и несколько
пешеходов. Вся настилка моста вместе с перилами и скреплениями, разорвав
цепи и сломав часть чугунной опоры, проломала лёд и оказалась на дне реки.
Пострадавшие были отправлены в ближайшие приёмные покои и в лазарет
Николаевского артиллерийского училища. Серьёзно пострадавших, по
официальным сведениям, не оказалось. Из лошадей одна затонула, две были
искалечены и, вытащенные на берег, пристрелены. Причина несчастья, как
предполагают, раскачка моста кавалерией при не вполне прочной
конструкции»49.
Специальная комиссия Городской думы, которая была специально
создана для расследования и выяснения обстоятельств разрушения,
постановила, что причиной послужило низкое качество железа 50. Остатки
конструкции были разобраны, а скульптуры сфинксов восстановлены.
48 Там же. С. 211.
49 Катастрофа на Египетском мосту // Новости дня. 21 января 1905.
50 Тумилович Е. В., Алтунин С. Е. Мосты и набережные Ленинграда. М., Издательство
Министерства Коммунального Хозяйства РСФСР, 1963. С. 84.
18
5. Егерский мост
Егерский мост – мост, который находился по правую сторону
набережной Обводного канала через Введенский канал Санкт-Петербурга.
Сооружение 1835 года выполнено на основе проекта инженера П. П.
Базена51. Свое название мост получил из-за находившихся поблизости зданий
казарм лейб-гвардии Егерского полка. До конца XIX века его еще называли
вторым Введенским мостом.
Егерский (2-ой Введенский) мост – однопролетное деревянное
строение из девяти арок52. Каменные устои были облицованы кирпичом, а
перильные ограждения представляли собой чугунные тумбы и решетки
художественного литья. В качестве несущих элементов пролетных строений
использовались пологие деревянные арки. Длина моста составляла 25,8
метров, ширина – 11,64 метра53.
В 1884 году пролетное строение отремонтировали под наблюдением
инженера А. И. Штукенберга54. В 1904 году Правление общества МосковскоВиндаво-Рыбинской железной дороги построило металлический арочный
двухшарнирный мост взамен деревянного55. Чугунные перила заменены
железными.
В 1968 году Егерский мост был разобран при засыпке Введенского
канала56.
Глава III. Утраченные православные церкви Санкт-Петербурга
51 Бунин М. С. Мосты Ленинграда. Очерки истории и архитектуры мостов Петербурга –
Петрограда – Ленинграда. Ленинград, 1986. С.45.
52 Тумилович Е. В., Алтунин С. Е. Мосты и набережные Ленинграда. М., Издательство
Министерства Коммунального Хозяйства РСФСР, 1963. С. 185.
53 Там же. С. 185
54 Отчет городской управы. Городское общественное управление в 1884 г. СПб.: типография
Шредера, 1885. С. 273.
55 Отчет Санкт-Петербургского городского Управления за 1904 год. СПб., 1905. Т. 1. С. 100.
56 Бунин М. С. Мосты Ленинграда. Очерки истории и архитектуры мостов Петербурга –
Петрограда – Ленинграда. С. 28.
19
1. Церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы (Спас-на-Сенной).
Сенная площадь.
Успенская церковь была заложена в 1753 году. Данное строительство
велось на деньги богатого откупщика С. Я. Яковлева 57. Некоторые
исследователи считали архитектором Спаса-на-Сенной Б. Растрелли
(проектировал особняк, принадлежащий С. Я. Яковлеву). Другие признают
автором А. В. Квасова, составившим проект при участии Растрелли58. Образа
в позолоченный иконостас центрального придела выполнены иконописцем
М. Л. Колокольниковым.
Строительство церкви во имя Успения Пресвятой Богородицы было
закончено в 1762 году. Освящение первого придела – Трехсвятительского –
произошло в июне 1761 года. Второй придел во имя преподобного Саввы был
освящен в октябре 1764 года. Главный придел во имя Сретения Господня
(через некоторое время переосвящен во имя Успения Пресвятой Богородицы)
– был освящен в декабре 1765 года.
Высота храма (до креста главного купола)
была равна 50 метрам.
Просторное здание было увенчано пятью куполами. Колокола храма
считались лучшими образцами отечественного художественного литья, на
самом большом из них был помещен портрет Екатерины II.
В 1816 – 1817 годах архитектор Л. Руска пристроил портал59. Через
несколько лет, в 1833 – 1835 годах, А. И. Мельниковым были перестроены
своды церкви, переделаны купола. В XIX веке храм часто ремонтировался и
расширялся, но сохранял барочный вид60.
В 20-е гг. XX века были изъяты все церковные ценности. С 1932 года
Спас-на-Сенной попал к обновленцам, став кафедральным собором
обновленческой Ленинградской епархии. В этом же году храм был закрыт.
57 Антонов В. В., Кобак А. В. Утраченные памятники архитектуры Петербурга – Ленинграда.
Ленинград, 1988 С. 64.
58 Кан П. Я. Прогулки по Петербургу. СПб.: "Палитра", 1994. 412 с
59 Антонов В. В., Кобак А. В. Утраченные памятники архитектуры Петербурга – Ленинграда. С.64.
60 Там же. С. 64.
20
В период антирелигиозной пропаганды 1 февраля 1961 года церковь во
имя Успения Пресвятой Богородицы вместе с соседним доходным домом
была взорвана.
2. Церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. Площадь
Труда.
В с е р е д и н е XIX века в Петербурге активно продолжалось
строительство полковых церквей по проектам К. А. Тона, расположенных
около казарм. Благовещенская церковь была выстроена в 1844 – 1849 гг. для
лейб-гвардии Конного полка, казармы которого стояли неподалеку 61.
Благовещенская церковь – трехпрестольный храм, который являлся
одним из ранних примеров русско-византийского стиля. Знаменитый
архитектор К. А. Тон скомпоновал храм в виде куба, завершенного
пятиглавием из пяти шатров. Идею шатрового завершения ему подсказали
образы русских церквей, построенных в XVI-XVII веках. Элементы русского
стиля в композиции Благовещенской церкви соединялись с мотивами в духе
классицизма62.
Барельефы на фасаде исполнил Н. А. Рамазанов, а иконы – видные
мастера академизма, среди них: Ф. А. Бруни, П. М. Шамшин, В. А.
Серебряков, В. К. Шебуев 63. Внутри храм имел отделку из искусственного
мрамора64. На стенах висели полковые знамена, доски из бронзы с именами
офицеров, павших в боях. Резные колонны украшали иконостасы во всех
приделах, царские врата были прорезными.
После изъятия церковных ценностей храм был закрыт в 1928 году.
Церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы снесена в 1929 году
61 Антонов В. В., Кобак А. В. Утраченные памятники архитектуры Петербурга – Ленинграда. С.26.
62 Пунин А. Л. Архитектура Петербурга середины и второй половины XIX века. Т. 1. 1830 – 1860-е
годы. Ранняя эклектика. С. 279.
63 Там же. С. 280.
64 Антонов В. В., Кобак А. В. Святыни Санкт-Петербурга: энциклопедия христианских храмов.
СПб.: Лики России; Спас, 2010. С. 157-158.
21
«по причине затруднения трамвайного движения» 65. В современные годы его
место пустует.
3. Церковь во имя Святого Мученика Мирония. Набережная Обводного
канала, 99.
Автором трехпридельного храма с высокой колокольней, построенного
в 1849 – 1855 гг. для лейб-гвардии Егерского полка, является К. А. Тон.
Большинство икон написал М. И. Скотти 66. 17 августа 1855 года состоялось
освящение церкви.
Храм имел главный придел во имя святого Апостола Павла, северный
во имя священномученика Мирона, а южный — князя Александра Невского.
По своей компоновке церковь Святого Мирония повторяла
традиционный для русского зодчества XVII столетия тип «кораблем»: все
основные объемы «нанизывались» на продольную ось. Но в данном случае
такой тип храма сочетался с пятиглавным завершением – в истории русской
церковной архитектуры данное сочетание использовалось впервые 67. Эффект
преувеличенного масштаба современниками не ощущался, так как
Мирониевская церковь удачно располагалась в свободном пространстве на
берегу Обводного канала.
В 1930 году храм был закрыт, и всего через четыре года церковь во имя
Святого Мученика Мирония была снесена по указу советских властей.
Сейчас его место пустует.
4. Собор во имя Святой Живоначальной Троицы. Троицкая площадь, 2а.
Троице-Петровский собор –
один из самых ранних храмов Санкт-
Петербурга.
Строение сразу стало градостроительной доминантой благодаря своему
расположению в центре первой площади города. Вокруг располагались
главные государственные, коммерческие учреждения (Губернская
65 Длужневская Г. Утраченные храмы Петербурга. СПб.: Издательский дом "Литера", 2003. С.124-
125.
66 Антонов В. В., Кобак А. В. Утраченные памятники архитектуры Петербурга – Ленинграда. С.26.
67 Пунин А. Л. Архитектура Петербурга середины и второй половины XIX века. Т. 1. 1830 – 1860-е
годы. Ранняя эклектика. С. 279.
22
канцелярия, Гостиный двор, Сенат, Синод, Правительственные коллегии,
Посольский дом Меншикова). Церковный историк П. Е. Сорокин писал в
своих трудах: «Эту местнoсть справедливо можно назвать колыбелью нашей
стoлицы, средоточием котoрой был Трoицкий собор»68.
Строительство собора началось буквально через несколько месяцев
после основания Санкт-Петербурга в 1703 году. В 1705 году храм был
расширен приделами, трапезной и колокольней69. Освящение собора во имя
Святой Живоначальной Троицы состоялось 10 июля 1711 года.
В 1750 году сооружение горело, его восстановление поручили
архитектору С. А. Волкову.
В 1913 году сильный пожар значительно повредил колокольню, купол и
крышу собора70. Предлагалось несколько проектов восстановления, в
результате долгих обсуждений было принято решение полного воссоздания
«исторической святыни». Реставрация началась в 1924 году и была завершена
уже через четыре года. Однако десять лет спустя этот ценнейший
архитектурный памятник был снесен71.
На месте собора во имя Святой Живоначальной Троицы находится
часовня, построенная в 2002—2003 годах. В настоящее время в этой часовне
регулярно совершаются церковные богослужения.
5. Церковь во имя Входа Господня в Иерусалим. Площадь Восстания
Красивая пятикупольная Знаменская церковь была возведена по
проекту Ф. И. Демерцова в 1794-1804 годах, до этого здесь был расположен
деревянный храм. В 1809 году архитектором была добавлена ограда, две
угловые часовни (в 1863-1865 годах их переделывал П.А. Чепыжников) 72.
Строение завершало ансамбль вокзальной площади. От Знаменской церкви
68Сорокин П. Е. Археологическое изучение Троице-Петровского собора // Археологическое
наследие Санкт-Петербурга. СПб., 2003. Вып. 1. С. 25-74
69 Антонов В. В., Кобак А. В. Утраченные памятники архитектуры Петербурга – Ленинграда. С. 6.
70 «Русский паломник». 1913 г. № 8. стр. 127, 128.
71 Антонов В. В., Кобак А. В. «Святыни Санкт-Петербурга». Том 1. СПб. 1997 г.
72 Антонов В. В., Кобак А. В. Утраченные памятники архитектуры Петербурга – Ленинграда. С.70
23
получили свои названия находящиеся поблизости площадь и улица
(современные площадь Восстания и улица Восстания).
Архитектура храма принадлежала тосканскому ордеру, его внутренние
своды поддерживались колоннами. Церковь во имя Входа Господня в
Иерусалим была освящена в 1804 году. Боковые приделы храма во имя
святителя Николая Чудотворца и Знамения Божией Матери, а главный
придел, соответственно, во имя входа Господня в Иерусалим,
Храм действовал до 1938 года благодаря ходатайствам его почетного
старосты – академика И. П. Павлова, но после его смерти был сразу же
закрыт.
Церковь во имя Входа Господня в Иерусалим была разобрана в самом
начале 1941 года. В 1955 году на месте храма открыт вестибюль станции
метро «Площадь Восстания»73.
6. Церковь Введения во Храм Пресвятой Богородицы. Введенская
улица, 9.
Введенская церковь была построена в 1793 – 1810 гг. по проекту
городского архитектора И. Лейма в стиле классицизма. С петровских времен
на этом месте существовала деревянная полковая церковь 74.
Храм имел Тихвинский и Ильинский приделы, рядом располагалась
деревянная колокольня. До 1838 года он принадлежал военному ведомству,
но затем стал приходским.
В 1839 – 1840-х годах архитектором В. Е. Морганом были сооружены
два новых придела во имя Святого Митрофания Воронежского и
преподобного Андрея Критского, предыдущая колокольня заменена
каменной,
добавлены две часовни. В Ильинском приделе вскоре был
установлен барочный иконостас начала XVIII столетия, взятый из другой
часовни.
В 1857 году в Введенский храм провели отопление. В 1903 году он был
расписан художником П. П. Вечтомовым75.
73 Севастьянов С. Ф. Площадь Восстания. Л.: Лениздат, 1987. С.79.
74 Антонов В. В., Кобак А. В. Утраченные памятники архитектуры Петербурга – Ленинграда. С.24.
24
На протяжении второго десятилетия XX века строение храма
принадлежало обновленческому движению.
В 1932 году церковь Введения во Храм Пресвятой Богородицы была
закрыта и снесена. В настоящее время на этом месте находится Пушкарский
сад.
7. Церковь Христа Спасителя в память Гефсиманского борения и
святителя Николая Чудотворца (Спас-на-Водах). Английская набережная
Уникальный храм-памятник являлся символом «братской могилы для
погибших без погребения» героев русско-японской войны 1904 – 1905 гг.
Данный церковный проект был выполнен крупнейшим архитектором того
времени – М. М. Перетятковичем. Строительство началось в 1910 году и
длилось всего один год76. Его возведение – первая попытка научной
реставрации древних русских церквей XII столетия. С Невы открывался
прекрасный вид на облицованный белым камнем Спас-на-Водах. Он замыкал
перспективу набережной Невы
Двухэтажный храм состоял из нижнего придела во имя святителя
Николая Чудотворца и верхнего придела во имя борения Христа Спасителя в
Гефсиманском саду.
В отделке церкви приняли участие многие известные художники.
Эскизы мозаик были выполнены В. М. Васнецовым и Н. А. Бруни.
Известный Б. М. Микешин занимался созданием каменных рельефов на
фасаде. Храм соединялся крытой галереей с башней, звонницей и домом
причта. На стенах внутри церкви были укреплены бронзовые доски со
списками имен погибших моряков, названиями кораблей и сражениями.
31 июля 1911 года – торжественное освящение верхнего храма. На
этом мероприятии присутствовал император Николай II вместе с другими
членами императорской семьи.
В 1913 году при Спасе-на-Водах было открыто благотворительное
братство, только в 1919 году храм становится приходским.
75 Антонов В. В., Кобак А. В. Святыни Санкт-Петербурга: Ист.-церков. энцикл. СПб., 1994. Т. 1. С.
160—162
76 Антонов В. В., Кобак А. В. Утраченные памятники архитектуры Петербурга – Ленинграда. С.36.
25
Церковь Христа Спасителя в память Гефсиманского борения и
святителя Николая Чудотворца была снесена в марте 1932 года. На его месте
сейчас стоит памятная часовня.
8. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Покровский сквер
Покровская церковь, упоминаемая А. С. Пушкиным в поэме «Домик в
Коломне», была построена в 1798 – 1803 годах архитектором И. Е. Старовым.
Так случилось, что именно она стала последней работой создателя
Таврического дворца.
В 1814 – 1816 годах архитектором В. П. Стасовым была сооружена
железная ограда с двумя часовнями77.
Покровская церковь сооружалась в стиле зрелого классицизма.
Основная часть храма была увенчана
световым барабаном.
К церковной
трапезной примыкала колокольня со шпилем. Ампирный иконостас был
вырезан охтинскими резчиками В. Т. Шныревым и С. Волковым. Образа для
богатого убранства Покровской церкви писали художники братья Мошковы,
С. В. Костин, а росписью самого храма занимался Г. П. Зиновьев.
В 1848 – 1850 годах заметно изменены боковые приделы храма. В 18921902 годах церковь расширена инженером С. П. Ковригиным.
С 1871 года действовало церковное общество, которое занималось
благотворительностью: содержанием богадельни, двух детских приютов,
приходской школы78.
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы была снесена в 1936 году по
приказу советских властей. В 2000 году на ее месте в Покровском сквере
поставлена памятная каменная плита.
9. Единоверческая церковь Святителя Николая Чудотворца
(Миловская). Захарьевская улица, 18
77 Антонов В. В., Кобак А. В. Утраченные памятники архитектуры Петербурга – Ленинграда. С.22.
78 Галкин А. К. К церковной истории Коломны 1910-х - начала 1920-х годов. Страницы из
жизнеописания священномученика митрополита Вениамина // Коломенские чтения 2008.
Альманах № 3. СПб., 2009. С. 78 - 98.
26
Церковь Святителя Николая Чудотворца являлась первым
единоверческим храмом Санкт-Петербурга. В народе ее именовали
«Миловской» по фамилии купца, в доме которого она появилась в 1799 году.
В 1845 – 1851 годах рядом с домом купца Милова возведена каменная
постройка, автором которой был известный зодчий Н. Е. Ефимов79.
29 июля 1799 года иеромонахом Варлаамом было проведено освящение
церкви во имя Святителя Николая Чудотворца. По желанию императора
Павла I, поддерживающего единоверие, рассчитанная на двести человек
церковь была названа Никольской.
В 1844 году храм стал приходским, и возникла необходимость его
расширения. По проекту известного зодчего Н. Е. Ефимова рядом была
выстроена более вместительная пятикупольная церковь с колокольней,
напоминающая русско-византийские постройки архитектора К. А. Тона.
В 1870 году по проекту М. А. Щурупова к храму пристроили сторожку,
при которой с 1891 года действовала богадельня80.
В 1901 году единоверческая Миловская церковь была снова
отреставрирована81.
Единоверческая церковь Святителя Николая Чудотворца закрыта в 1932
году после того, как ею овладели старообрядцы 82. В современное время на
этом месте располагается
корпус Военного инженерно-технического
университета.
10. Храм Покрова Пресвятой Богородицы. Рыбацкий проспект, 12а.
Рыбацкая слобода возникла на левом берегу Невы. В 1742 году здесь
соорудили небольшую деревянную церковь, а через несколько лет рядом был
построен каменный храм
83
. В 1792 году его расширили вторым этажом,
рядом появилась одноярусная колокольня.
79 Антонов В. В., Кобак А. В. Утраченные памятники архитектуры Петербурга – Ленинграда. С.27.
80 ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 17. Д. 185. Л. 177.
81 ЦГИА СПб. Ф. 513. Оп. 102. Д. 4035б.
82 Антонов В. В., Кобак А. В. Утраченные памятники архитектуры Петербурга – Ленинграда. С.27.
83 Там же. С. 27.
27
По проекту архитектора
Г. И. Карпова в 1862 - 1864 годах были
пристроены два каменных придела.
Главный алтарь освятили 29 января 1865 года во имя Покрова
Пресвятой Богородицы, правый был посвящен Святителю Николаю, а левый
- Толгской иконе Богоматери. В 1872 - 1873 годах Покровскую церковь
обнесли оградой с каменными воротами и часовней.
В 1900 - 1901 годах архитектором Д. П. Рябовым основательно
перестроено всё строение – оно стало одноэтажным, фасады отделаны в
"русском стиле", а его колокольня венчалась шатром. Храм в Рыбацкой
слободе славился великолепным двухъярусным иконостасом.
В 30-е годы XX столетия Покровская церковь была закрыта, а ее
строение передано заводу "Большевик". Здание было сильно повреждено в
годы Великой Отечественной войны, особенно в годы Ленинградской
блокады. В середине XX века оно было разобрано до основания, а на его
месте разбит сквер, вскоре превратившийся в пустырь.
В наши дни на месте Покровской церкви сооружена часовня во имя
Покрова Пресвятой Богородицы.
1 1 . Церковь во имя Воскресения Христова и Михаила Архангела
(Малоколоменская). Площадь Кулибина, 1
Воскресенская церковь была заложена в 1847 году по проекту
академика Н. Е. Ефимова, ее строительство было завершено через четыре
года84. Из-за нехватки средств в 1859 году были окончены работы по
внутренней отделке храма.
Через восемь лет после освящения Воскресенской церкви в главном
приделе открылась течь. По этой причине были возобновлены работы по
исправлению всего корпуса здания, которые проводились в 1867 - 1869 гг. под
наблюдением архитектора К. Я. Маевского85.
Двухэтажный корпус с пятью свободно расставленными куполами,
отличавшимися редкой пропорциональностью форм, напоминал творения
архитектора К. А. Тона. Иконостасы верхнего храма были вырезаны
84 Антонов В. В., Кобак А. В. Утраченные памятники архитектуры Петербурга – Ленинграда. С.28.
85 Ремонт церквей // Неделя строителя. 1894. №33. С. 166.
28
охтинским резчиком П. М. Алексеевым, а иконы главного придела писали
художники В. Н. Бовин и К. С. Осокин, уникальная лепка была исполнена
мастером С. И. Муратовым. Особым изяществом отличалась церковная
утварь86.
Нижняя церковь-вертеп, расположенная в самом центре подвального
этажа, являлась точной копией Рождественского храма Вифлеема. Работы по
ее отделке проводились под руководством архитектора С. В. Садовникова в
70-х
годах XIX столетия. Длинный проход
в нижний этаж освещался
множеством лампад. Над входом, изготовленным из белого мрамора,
размещались позолоченные фигуры ангелов с надписью "Слава в вышних
Богу". Место Рождества Христова было обозначено полукруглой нишей с
золотой звездой в центре. Вокруг этой звезды шла эмалевая лента.
Около Малоколоменского храма устроили богадельню для бедных
женщин. В 1870 году при храме образовано Общество для вспоможения
приходским бедным, при нем были открыты приюты для мальчиков и
девочек. Известно, что Великая княгиня Ксения Александровна оказывала
покровительство данному обществу.
В марте 1932 года церковь во имя Воскресения Христова и Михаила
Архангела была закрыта, и вскоре взорвана решением Ленсовета.
В настоящее время о ней напоминает сохранившийся небольшой кусок
гранита.87
12. Церковь Святого великомученика Димитрия Солунского при
греческом посольстве (Греческая церковь). Лиговский проспект, 6
Некоторое время один из районов Миллионной улицы носил название
Греческой слободы из-за проживавших здесь греков. После возведения
Казанского собора для греков в одном из приделов служил греческий
архимандрит из Константинополя88.
86 Исаченко В. Г. Зодчие Санкт-Петербурга. XIX – начало XX века. СПб: Лениздат, 1998. С. 263.
87 Антонов В. В., Кобак А. В. Утраченные памятники архитектуры Петербурга – Ленинграда. С.28.
88 Антонов В. В., Кобак А. В. Святыни Санкт-Петербурга: Ист.-церков. энцикл. в 3 т. СПб.:
Чернышев, 1994. Т. 1. С. 175—177.
29
25 мая 1861 года митрополит Исидор заложил на Конной площади
однокупольную церковь вместе с колокольней и причтовыми домами.
Предполагалось возвести больницу и странноприимный дом.
Греческая церковь была сооружена в византийском стиле по проекту
архитектора Р. И. Кузьмина, который долгое время прожил в Греции. Отделка
храма велась по греческим правилам архитектуры: одноярусный иконостас
вырезали из ореха, пол – из белого мрамора, а образа были написаны К. Л.
Брамсоном в Греции по образцам древнейших храмов Константинополя.
Посередине церкви на цепях был подвешен серебряный хорос (паникадило),
рассчитанный на двести свечей. Храм вмещал около тысячи человек, службы
велись священниками, приглашенными из Греции, на греческом и
церковнославянском языках. Греческая церковь подчинялась посольству
Греции.
31 сентября 1865 года в присутствии греческого посла, одетой в
национальные костюмы греческой общины, министра иностранных дел князя
А. М. Горчакова, митрополитом Исидором был освящен главный придел.
В 1886 году архитектором А. П. Афанасьевым был проведен
реставрационный ремонт корпуса здания, а через несколько месяцев
эрмитажным реставратором Н. А. Сидоровым обновлены росписи.
Летом 1938 года храм был закрыт (официальное закрытие произошло в
январе 1939 года)89. Музейный фонд забрал его уникальное церковное
имущество. Такое долгое существование действующего иностранного храма,
расположенного в центре города объясняется его дипломатическим
статусом90.
В 1962 году церковь Святого великомученика Димитрия Солунского
при греческом посольстве была снесена, так как мешала строительству
концертного зала «Октябрьский» по проекту архитектора В. А. Каменского 91.
89 А. К. Краткий исторический очерк Греческой посольской церкви в Петрограде: К 50-летию
сооружения храма. Пг.: тип. т-ва п/ф «Электротип. Н. Я. Стойковой», 1915. С.8.
90 РГИА. Ф. 218. Оп. 4. Д. 906; Ф. 796. Оп. 44. Д. 333, 363.
91 Капасакалидис Я. Разрушение греческой церкви в Санкт-Петербурге коммунистами // Греческая
газета. 2003. № 10.
30
В 1997 году было предложено поставить Дмитровскую часовню, но это так и
осталось на бумаге. Сейчас на этом месте находится Поклонный крест.
13. Собор Божией Матери Федоровской в ознаменование 300-летия
царствования Дома Романовых. Миргородская улица, 1/А.
Белокаменный собор был возведен в 1911-1914 годах по проекту
инженера С. С. Кричинского в честь юбилея императорской семьи
Романовых.
7 сентября 1913 года в нижнем храме были освящены боковые
приделы, а уже15 января 1914 года состоялось освящение главного придела
верхнего храма в присутствии императора Николая II и членов его семьи.
Архитектурный стиль двухэтажного собора напоминал храмы
центральной России XVII столетия92. Фасад, облицованный белым камнем,
украшала майоликовая икона, которая была исполнена по эскизу художника
С. В. Чехонина. Над дверями из чеканной бронзы висела мозаичная икона
Христа Спасителя – копия работы художника В.М. Васнецова. Приглашенные
московские мастера писали отделанный басмой высокий иконостас. Купол
храма ярко сиял золоченой медью.
В конце второго десятилетия XX века собор был переделан под нужды
молокозавода93. В современно время Собор Божией Матери Феодоровской в
ознаменование 300-летия царствования Дома Романовых полностью
восстановлен.
Глава IV. Утраченная монументальная скульптура
1. Памятник Великому князю Николаю Николаевичу. Манежная
площадь.
Великий князь Николай Николаевич – главнокомандующий русской
армией на Балканах во время русско-турецкой войны 1877 – 1878 годов.
92 Антонов В. В., Кобак А. В. Утраченные памятники архитектуры Петербурга – Ленинграда. С.
38.
93 Там же. С. 39.
31
В 1910 году был создан комитет для обсуждения места установки
памятника. В итоге были выдвинуты два предложения об установке
монумента. Первое из которых – участок Конногвардейского бульвара, а
второе –
во дворе Николаевского дворца.
Городская Дума отвергла оба
предложения, предложив компромисс – установление памятника в центре
Ново-Манежского сквера.
Автор памятника – итальянский скульптор П. Канонико – изобразил
Великого князя сидящим на коне и держащим в руке фельдмаршальский
жезл. Эпизоды русско-турецкой войны 1877 – 1878 гг. были изображены на
барельефе памятника (парад в Константинополе и другие), на боковых
сторонах – батальные сцены.
12 января 1914 года в торжественной обстановке состоялась церемония
открытия памятника Николаю Николаевичу в центре Манежной площади 94. В
присутствии делегации из балканских стран был парад воинских частей,
крестный ход и богослужение95.
12 апреля 1918 года – подписание декрета «О памятниках республики»,
который подразумевал уничтожение памятников в честь членов царской
семьи. В настоящее время в центре Манежной площади находится фонтан.
2. Памятник императору Александру III. Миллионая улица, 5/1.
В 1889 году был объявлен конкурс на проект памятника Александру III,
его победителем стал известный скульптор П. П. Трубецкой96. Монумент был
по священ державному о снователю «Великого Сибирского пути
(Транссибирской железнодорожной магистрали)», начинавшегося от
Николаевского вокзала.
94 Антонов В. В., Кобак А. В. Утраченные памятники архитектуры Петербурга – Ленинграда.
Ленинград, 1988. С. 44.
95 Открытие памятника Великому князю Николаю Николаевичу // Петербургский календарь. 25
января 1914.
96 Антонов В. В., Кобак А. В. Утраченные памятники архитектуры Петербурга – Ленинграда.
Ленинград, 1988. С. 42.
32
Работа над созданием памятника шла медленно. Лишь 23 мая 1909 года
состоялось открытие конной статуи на пьедестале, выполненном из красного
финляндского гранита.
Через 30 лет памятник был убран с площади, а затем перенесен во двор
Русского музея.
3. Бюст Фердинанда Лассаля. Пересечение Невского проспекта и
Думской улицы.
Фердинанд Лассаль – один из самых известных немецкий философов,
юрист, экономист и политический деятель.
План «монументальной пропаганды», принятый советской властью,
предполагал установку ряда памятников выдающимся революционерам,
деятелям науки и культуры. Первые памятники выполнялись из недостаточно
прочных материалов, простояли недолго.
Гипсовый бюст Ф. Лассаля – работа скульптора
В.А. Синайского.
Данный монумент установили у здания Городской думы в октябре 1918 года.
Авторский вариант 1922 года, выполненный из гранита, хранится в Русском
музее97.
Бюст Фердинанда Лассаля был демонтирован в 1938 году.
4. Бюст императора Петра I. Большеохтинский проспект
Модель бюста императора Петра I, выполненная из бронзы, была
выполнена по заказу Охтинского общества. Ее автором является скульптор
И. Я. Гинцбург.
Бюст Петра Великого был открыт 25 сентября 1911 года в сквере перед
снесенной позже Свято-Духовской церковью, где и находился до 1919 года98
Скульптором В. И. Винниченко был воссоздан бюст Петра I.
5. Бюст императора Александра I. Каменноостровский проспект, 21.
97 Там же. С. 45.
98 Антонов В. В., Кобак А. В. Утраченные памятники архитектуры Петербурга – Ленинграда.
Ленинград, 1988. С. 44.
33
Бюст основателя Императорского Царскосельского лицея – императора
Александра I – был открыт 19 октября 1889 года перед главным фасадом
здания.
Монумент был отлит по модели скульптора-академика П. П. Забелло.
Общий проект памятника принадлежит архитектору А. Н. Любимову.
Постамент, созданный в мастерской Ботты, был украшен гербом и девизом
лицея, гласящим «Для общей пользы» 99. Бронзовый бюст располагался на
фигурной подставке, высоком гранитном постаменте. Александр I изображен
в мундире с эполетами и аксельбантом. Лицевая сторона бюста императора
направлена в сторону входа в главное здание учреждения, а другая сторона к проспекту.
Памятник был снят после Октябрьской революции 100. В помещениях
лицея размещалась Единая трудовая школа, учителя и учащиеся которой в
1924 году собирали средства на установку бюста В. И. Ленина на
сохранившийся постамент.
6. Бюст императора Александра II. Набережная реки Фонтанки, 132
Академик Н. И. Лаврецкий является автором расположенного около
главного фасада Александровской больницы бронзового бюста императора
Александра II.
Монумент был открыт 19 февраля 1893 года, а снят в 1930 году101.
С течением времени там сохранился только постамент, который в
народе окрестили «памятником человеку-невидимке». В настоящее время
разрабатывается проект воссоздания памятника Александру II.
7. Памятник императору Петру I («Царь Плотник»). Адмиралтейская
набережная, 6
Памятник Петру I открыт 14 июня 1910 года, его автором был
скульптор Л. А. Бернштам.
99 Там же. С. 41.
100 Там же. С.41.
101 Антонов В. В., Кобак А. В. Утраченные памятники архитектуры Петербурга – Ленинграда.
Ленинград, 1988. С. 41.
34
Памятник изображал молодого Петра, во время его обучения
корабельному делу в Европе. Уменьшенная копия памятника «Царь-плотник»
в 1913 – 1930 годах находилась перед северным фасадом Летнего сада 102. Во
второй четверти XX столетия большинство памятников Петру I было снято
по причине «художественной незначительности».
В настоящее время копия памятника «Царь-плотник» стоит на
Адмиралтейской набережной, ее открытие состоялось 7 сентября 1996 года.
8. Бюст Николая Александровича Добролюбова. У Тучкова моста
Добролюбов Николая Александрович – литературный критик, поэт и
публицист середины XIX столетия.
Гипсовый бюст Н. А. Добролюбова, выполненный известным
скульптором К. Ф. Зале, был торжественно открыт 27 октября 1918 года на
Петроградской стороне по плану «монументальной пропаганды»103.
К сожалению, его описаний практически не сохранилось. Известно, что
бюст был уничтожен 1927 году демонстрантами.
9 . Памятник на месте дуэли поэта А. С. Пушкина. Коломяжский
проспект, 10/Д
В 1899 году Скаковое общество Санкт-Петербурга установило на месте
дуэли известного русского поэта А. С. Пушкина гипсовый бюст,
выполненный неизвестным мастером.
После Февральской революции монумент пропал. Общество «Старый
Петербург – новый Ленинград» объявило конкурс на создание нового
памятника. Второй гранитовый обелиск с бронзовым медальоном поэта был
открыт в 1917 году104.
В начале 30-х годов XX столетия возникла необходимость фиксации
места дуэли А. С. Пушкина (в связи с намечающимся строительством
овощехранилища на этой территории). По инициативе Пушкинского
общества и Архитектурно-планировочного отдела Ленсовета был создан
102 Там же. С. 43.
103Антонов В. В., Кобак А. В. Утраченные памятники архитектуры Петербурга – Ленинграда.
Ленинград, 1988. С. 45.
104 Там же. С.43.
35
новый памятник поэту. Монумент, выполненный по проекту советского
скульптора Е. И. Катонина, представлял собой надломленную колонну из
мрамора и гранита.
В 1936 году газета «Крестьянская правда» сообщила, что теперь место
дуэли А. С. Пушкина превратилось в культурно обустроенную площадку с
красивыми дорожками, зелеными насаждениями и цветочными клумбами. В
настоящее время на этой территории находится парк.
Заключение
В по следние годы историче ская и эстетиче ская ценно сть
архитектурного наследия Санкт-Петербурга осознается все более отчетливо.
Для нас, живущих в XXI веке, это является не только страницами истории, но
еще и обширным слоем в общем контексте архитектурной среды СанктПетербурга.
К началу XX столетия слово «памятник» стало историко-культурным
понятием. В отношении Санкт-Петербурга оно включило в себя сохраненные
постройки XVIII – XIX веков. В XX столетии архитектуре города был
нанесен немалый ущерб. Особенно пострадали строения, принадлежащие
Русской Православной церкви, особняки членов императорской семьи,
монументы. Многоэтажные постройки доходных домов теснили
классические особняки. Большое количество сооружений известных
архитекторов было уничтожено в годы революции и блокады, взорвано во
время антирелигиозной пропаганды.
Дошедшие до наших дней открытки и фотографии начала XX века
изображали столичные здания, инженерные сооружения, наплавные и цепные
мосты, монументы и решетки. Именно благодаря им можно увидеть то, что
было навсегда утрачено.
Постоянное развитие города требует органичного изменения в
архитектуре строений, но нельзя оправдать злонамеренное уничтожение
исторических памятников.
Борьба с религией, начатая в 1921-1922 гг., привела к массовым
изъятиям из храмов тысяч предметов церковной утвари. Это совершалось под
36
предлогом помощи голодающим Поволжья. Последующее закрытие и
разрушение до основания непосредственно самих храмов лишало город
своих соборов и церквей. В лучшем случае они были закрыты, в худшем –
взорваны.
В 1932 году снесены: храм Спаса на Водах – символ братской могилы
для погибших героев-моряков в русско-японской войне 1904-1905 гг., церковь
Покрова Пресвятой Богородицы, церковь Введения во Храм Пресвятой
Богородицы, церковь во имя Святого Мученика Мирония, церковь во имя
Благовещения Пресвятой Богородицы и другие.
Вместе с этим исчезли монументальные сооружения памятники
Великому князю Николаю Николаевичу, бюсты императоров Петра I,
Александра I, Александра II и других. По причине «художественной
незначительности» уничтожены памятники деятелям науки и культуры.
Появление первых автомобилей в конце XIX века привело к тому, что
большое количество мостов перестало обладать достаточной пропускной
способностью и не справлялось с нагрузкой. Были разобраны многие
наплавные
цепные мосты, отличающиеся богатыми оформлениями и
интереснейшими инженерными решениями.
Исторический центр Санкт-Петербурга – это неповторимая городская
среда и богатое культурное наследие архитектуры, которое необходимо
охранять от разрушения. К этой мысли привела сама история уничтожения
памятников в XX столетии от санкционированных волн сносов 30-х годов до
ведомственного произвола.
К сожалению, тема утраченных памятников архитектуры СанктПетербурга недостаточно изучена.
Список источников и литературы
Неопубликованные источники
1. РГИА. Ф. 796. Оп. 182. Д. 1580.
2. РГИА. Ф. 759. Оп. 95. Д. 51, 52, 53, 54, 92.
3. РГИА. Ф. 218. Оп. 4. Д. 906.
37
4. РГИА. Ф. 796. Оп. 44. Д. 333, 363.
5. ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 17. Д. 185. Л. 177.
6. ЦГИА СПб. Ф. 513. Оп. 102. Д. 92. Л. 7 – 8.
7. ЦГИА СПб. Ф. 513. Оп. 102. Д. 4035б.
8. ЦГИА СПб. Ф. 513. Оп. 102. Д. 4502. Л. 5.
Опубликованные источники
1. Traitter de G. Description des ponts en chaines Executes a St Petersbourg,
1825. 100 с.
2. Капасакалидис Я. Разрушение греческой церкви в Санкт-Петербурге
коммунистами // Греческая газета. — 2003. — № 10.
3. Катастрофа на Египетском мосту // Новости дня. 21 января 1905.
4. Отчет городской управы. Городское общественное управление в 1884
г. СПб.: типография Шредера, 1885.
5. Открытие памятника Великому князю Николаю Николаевичу //
Петербургский календарь. 25 января 1914
6. Отчет Санкт-Петербургского городского Управления за 1904 год.
СПб., 1905. – Т. 1.
7. Решение президиума Санкт-Петербургского Совета народных
депутатов от 04.10.1991 №314 «О восстановлении исторических названий
город
8. Ремонт церквей // Неделя строителя. 1894. №33.
9. «Русский паломник». 1913 г. № 8
Литература
10. Антонов В. В., Кобак А. В. Святыни Санкт-Петербурга: Ист.-церков.
энцикл. СПб., 1994. Т. 1. 543 с.
11. Антонов В. В., Кобак А. В. Святыни Санкт-Петербурга:
энциклопедия христианских храмов. СПб. : Лики России; Спас, 2010. 312 с.
12. Антонов В. В., Кобак А. В. Утраченные памятники архитектуры
Петербурга – Ленинграда. Ленинград, 1988. 48 с.
13. Боглачев С. В.. Петербургский зодчий Александр Бернардаццимладший // В сб. «Невский архив», вып. IV. СПб., 1999. 617 с.
14. Бунин М. С. Мосты Ленинграда. Очерки истории и архитектуры
мостов Петербурга – Петрограда – Ленинграда. Ленинград, 1986. 117 с.
38
15. Галкин А. К. К церковной истории Коломны 1910-х - начала 1920-х
годов. Страницы из жизнеописания священномученика митрополита
Вениамина // Коломенские чтения - 2008. Альманах № 3. СПб., 2009. 100 с.
16. Длужневская Г. Утраченные храмы Петербурга. - СПб.:
Издательский дом "Литера", 2003. 157 .
17. Данько М. Г. Страницы истории больницы Всех Скорбящих //
История Петербурга.- 2007. № 1 (35). 94 с.
18. Жерихина Е.И. Литейная часть. От Невы до Кирочной. 1710-1918.
СПб.: Центрполиграф, 2006. 410 с.
19. Зуев Г. И. Дома и люди Офицерской улицы. СПб., 2003. 287 с.
20. Зуев Г. И. Там, где Крюков канал. СПб., 2007. 273 с.
21. Зуев Г. И. Течет река Мойка. Продолжение путешествия... От
Невского проспекта до Калинкина моста. М., 2013. 605 с.
22. Исаченко В. Г. Зодчие Санкт-Петербурга. XIX – начало XX века.
СПб: Лениздат, 1998. 1070 с.
23. Кан П. Я. Прогулки по Петербургу. СПб.: "Палитра", 1994. 412 с
24. Кочедамов В. И. Проекты первого постоянного моста на Неве //
Архитектурное наследство. Ленинград, 1953. № 4. 200 с.
25. Кочедамов В. И. Набережные Невы. М.: Гос. издательство
литературы по строительству и архитектуре, 1954. 179 с.
26. Кочедамов В. И. Цепные мосты в Петербурге первой четверти XIX
века //Архитектурное наследство. Ленинград, 1959. № 9. 347 с.
27. Куферштейн Е. З., Борисов К. М., Рубинчик О. Е. Улица Пестеля
(Пантелеймоновская). Ленинград: Товарищество, 1991. 80 с.
28. Петров А. Н. Памятники архитектуры Ленинграда. Ленинград, 1972.
498 с.
29. Платунов А. М. Коротко о Петербурге: справочник. СПб., 1993. 99
с.
30. Пунин А. Л. Повесть о ленинградских мостах. Ленинград, 1971. 192
с.
31. Пунин А. Л. Мы помним бомбы ленинградской блокады //
Краеведческие записки: Исслед. и материалы. Вып. 7.СПб., 2000. 116 с.
32. Пунин А. Л. Архитектура Петербурга середины и второй половины
XIX века. Т. 1. 1830 – 1860-е годы. Ранняя эклектика. Ленинград, 1971. 843 с.
33. Пыляев М. И. Старый Петербург. С.-Петербург: Издание Суворина,
1889. 497 с.
39
34. Родзевич В.М. Историческое описание С.-Петербургскаго арсенала
за 200 лет его существования. 1712-1912 гг. С.-Петербург, 1914. 649 с.
35. Семенов С. А., Юшкова М. А. Археологические исследования
территории бывшего «Литовского замка» на набережной р. Мойки в 2012
году // Бюллетень Института истории материальной культуры РАН. №3
(охранная археология) / науч. ред. Н. Ф. Соловьева. Спб., 2013. 288с
36. Севастьянов С. Ф. Площадь Восстания. Л.: Лениздат, 1987. 94 с.
37. Сорокин П. Е. Археологическое изучение Троице-Петровского
собора // Археологическое наследие Санкт-Петербурга. СПб., 2003. Вып. 1.
28 с.
38. Тумилович Е. В., Алтунин С. Е. Мосты и набережные Ленинграда.
М., Издательство Министерства Коммунального Хозяйства РСФСР, 1963. 298
с.
39. Фокин М. М., Мусаев В. И. Ещё раз вдоль Фонтанки // История
Петербурга. СПб., 2003. №2 (12). 112 с.
40. Шавельский Г. И. Суворовская-Кончанская, что при Николаевской
академии Генерального штаба, церковь. СПб., 1906. 68 с.
40
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв