МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ
ПРАВИТЕЛЬСТВА МОСКВЫ
ИНСТИТУТ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Кафедра юриспруденции
Направление «Юриспруденция»
Форма обучения очная
Реферат
По учебной дисциплине
«Авторское право»
на тему: «Увеличение сроков охраны авторских прав авторов,
репрессированных в годы СССР»
Группа / курс __13ЮР11.1, 3_курс
Студент __________________
(подпись)
Байраммурадов Т.О.
Преподаватель ________________
(подпись)
Москва 2016
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………3
1. Авторское право………………………………………………………………………….5
1.1 Понятие авторского права ………………………………………………………………5
1.2 Сроки охраны авторских прав в действующем законодательстве……………..……10
2. Содержание авторских прав во времена репрессий………………………………….15
2.1 Авторские права в годы репрессий……………………………………………………15
2.2 Механизмы защиты авторских прав в годы репрессий……………………………...17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………20
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ……………………………………………………………………..21
2
ВВЕДЕНИЕ
Репрессия (от позднелат. repressio - подавление) - карательная мера, наказание,
применяемые государственными органами. Это карательная мера, которая была
направлена не только на авторов каких-либо произведений, а на всех граждан, чьи
«имена» мешали правящей власти.
Данная работа посвящена увеличению сроков охраны авторского права авторов,
репрессированных в годы СССР. Речь пойдет о некоторых личностях, в качестве примера,
чтобы было наглядно понятно, каким гонениям они подвергались, а также для
рассмотрения определенного вопроса по увеличение срока охраны авторского права
данных людей.
Во времена репрессий мало кто из творческих людей задумывался о том, что будет
с их произведениями, когда меры карательного характера закончатся. Ведь пока и
существуют репрессии, творчество авторов продолжает существовать и сроки охраны,
также остаются. Т.е., творчества авторов, которые были запрещены, ушли на второй план,
т.к. они считались портящими весь народ. А сроки охраны то идут. Что делать? Вот в чем
вопрос. Поэтому увеличение сроков охраны, позволят нам окунуться в творчество
репрессированных авторов и познать все моменты, с которыми они жили.
Актуальность теме заключается в том, что репрессивные меры наложили отпечаток
на сроки охраны авторских прав авторов в те годы. Т.е., они «отключили» основной
костяк – сроки, от последующих времен, чтобы эти произведения «не нашли своего
читателя».
Объектом исследования являются сроки авторских прав авторов,
репрессированных в годы СССР.
Предметом исследования являются нормативно правовые акты, которые так или
иначе затрагивают данную тему, а также труды ученых, которые занимались данной
тематикой.
Л.Н. Борохович, А.А. Монастырской, М.В. Трохова, Г.Ф. Шершеневич, Б.С.
мартьянов и другие – все они занимались авторским правом, в частности, касались сроков
охраны авторских прав.
Целью работы является определить сроки охраны авторских прав авторов,
репрессированных в годы СССР.
3
3
Для поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
- дать понятие авторскому праву и проследить его в действующем
законодательстве;
- проанализировать сроки охраны авторского права в годы репрессий.
.
4
4
1. Авторское право
1.1 Понятие авторского права
Авторское право — в объективном смысле — право, позволяющее регулировать
правоотношения, связанные с созданием и использованием (изданием, исполнением,
показом и т. д.) произведений науки, литературы или искусства, то есть объективных
результатов творческой деятельности людей в этих областях.
Авторское право в субъективном смысле - это субъективное право автора или
иного правообладателя по использованию произведения науки, литературы или искусства.
Авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства
при условии, что они:
-являются результатом творческой деятельности;
-существуют в какой-либо объективной форме.
Понятие творчества в законе не раскрывается. Считается, что творческой является
умственная (мыслительная, интеллектуальная) деятельность, завершающаяся созданием
самостоятельного результата науки, литературы или искусства. В литературе указывается,
что
показателем
творческого
характера
служит
новизна
либо
оригинальность
произведения. Об оригинальности как признаке творческого характера свидетельствует и
арбитражная практика. Если произведение содержит как оригинальные, так и
неоригинальные элементы, то на последние исключительные права автора не
распространяются.
Для охраноспособности произведения авторским правом не имеет значение его
назначение и достоинства (п. 1 ст. 1259 ГК РФ).1 В связи с этим можно говорить о том,
что авторское право распространяется на любые оригинальные творческие результаты.
Однако произведению будет предоставляться правовая охрана лишь при условии, если
оно отвечает второму критерию — выраженности в какой-либо объективной форме.
ГК РФ (п. 3 ст. 1259) предусматривает примерный перечень объективных форм
произведения:
-письменная (рукопись, машинопись, нотная запись и т. п.);
1
Гражданский кодекс Российской Федерации часть 4 (ГК РФ ч.4)
18 декабря 2006 года N 230-ФЗ (изм. и доп. от 30 декабря 2015 г.) // Собрании законодательства
Российской Федерации от 25 декабря 2006 г. N 52 (часть I) ст. 5496
5
-устная (публичное произнесение, исполнение и т. п.);
-звуко- или видеозапись (механическая, магнитная, цифровая, оптическая и т. п.);
-объемно-пространственная (скульптура, модель, макет, сооружение и др.).
Данный перечень не является исчерпывающим, может дополняться с учетом
развития науки и искусства.
Как
правило,
объективная
форма
произведения
выражается
с
помощью
материальных носителей (бумага, дискета, видеокассета, холст и др.). В связи с этим
следует отметить, что на материальный носитель может существовать и в большинстве
случаев существует вещное право — право собственности, не зависящее от авторских
прав на произведение, выраженное в этом носителе.
Авторские права на произведение возникают независимо от того, было оно
обнародовано или нет (п. 3 ст. 1259). Под обнародованием понимается осуществленное с
согласия автора действие, которое впервые делает произведение доступным для
всеобщего сведения. Формами обнародования произведения являются его опубликование,
публичный показ, публичное исполнение, передача в эфир и т. п.
В законе (п. 1 ст. 1259) дается лишь примерный перечень объектов авторского
права,
в
том
числе:
литературные
произведения;
драматические,
музыкально-
драматические, сценарные, музыкальные, хореографические произведения и пантомимы;
аудиовизуальные произведения; произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна,
графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;
произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства; произведения
архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства; фотографические
произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;
географические, геологические карты и др., планы, эскизы и пластические произведения,
относящиеся к географии и другим наукам.
Также к объектам авторского права относятся производные и составные
произведения.
Производными являются самостоятельные произведения, органически связанные с
другими произведениями и служащие их внешней формой (обзоры, переводы, аннотации,
рефераты, резюме, обработки, инсценировки, аранжировки и иные переработки
произведений науки, литературы и искусства).
Составными произведениями являются произведения, представляющие собой
результат творческого труда по подбору или расположению материалов (сборники,
антологии, базы данных).
6
Объектами авторского права не являются: официальные документы (законы,
судебные решения, иные судебные и административные документы и их официальные
переводы); государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и т.
п.); произведения народного творчества; сообщения о событиях и фактах, имеющие
информационный характер (п. 6 ст. 1259).
Авторское право не распространяется также на идеи, методы, процессы, системы,
способы, концепции, принципы, открытия и факты (п. 5 ст. 1259). Данное положение
имеет очень большое значение, поскольку в соответствии с ним объектом правовой
охраны выступают элементы не содержания, а формы произведения. Например, в
произведении художественной литературы к элементам формы относятся: язык,
художественные образы, последовательность изложения, а к элементам содержания —
тема, сюжет, идейные достоинства и т. п. При этом содержание произведения всегда
облечено в определенную форму, через которую оно и выступает.
Соответственно автор произведения не приобретает исключительных прав на
использование темы, сюжета и т. п. Другие лица могут, используя тот же сюжет, тему,
создать собственное независимое произведение. Такое произведение не будет носить
производный характер.
Охрана авторским правом творческих произведений зависит не только от их
творческого характера и объективной формы, но и от места их нахождения,
обнародования и гражданства их создателей.
В соответствии со ст. 1256 ГК РФ авторское право распространяется на все
обнародованные либо необнародованные произведения, находящиеся в какой-либо
объективной форме на территории РФ, независимо от гражданства их авторов и их
правопреемников.
На
обнародованные
либо
необнародованные
произведения,
находящиеся за пределами России, авторское право признается только за авторами —
гражданами РФ и их правопреемниками. За гражданами других государств авторское
право на такие произведения признается в соответствии с международными договорами
РФ. СССР (и Россия как его правопреемник) является участником ряда двусторонних
соглашений по взаимной охране права интеллектуальной собственности либо только
авторского права (в частности, с Австрией, Арменией, Венгрией, Польшей, Словакией,
Чехией, Швецией и Китаем). Такими соглашениями для авторов — граждан
договаривающегося государства устанавливается национальный правовой режим.
Произведение также считается обнародованным путем опубликования в РФ, если в
течение 30 дней после даты первого опубликования за пределами РФ оно было
опубликовано на территории РФ.
7
Субъектами авторского права являются создатели произведений науки, литературы
и искусства (авторы, в том числе соавторы, составители сборников), их правопреемники
(наследники, лица, приобретшие исключительные нрава по авторскому договору) или
работодатели и другие лица, приобретающие по закону или договору исключительные
авторские права. В качестве авторов могут выступать только физические лица, в качестве
иных субъектов авторского права и физические, и юридические лица.
Авторское право возникает у создателя произведения в силу факта его создания и
не требует регистрации или иного специального оформления (п. 4 ст. 1259). Вместе с тем
автор или иной владелец авторских прав имеет возможность в целях обеспечения в
дальнейшем доказательств добровольно зарегистрировать свое произведение у нотариуса,
в общественной организации, а в некоторых случаях в государственной организации.
Наиболее часто регистрация осуществляется в Российском авторском обществе.
Обладатель авторских прав, имеющий исключительные права на использование
произведения, в соответствии со ст. 1271 Г К РФ вправе, но не обязан использовать знак
охраны авторского права (так называемый «копирайт»), помещаемый на каждом
экземпляре произведения и состоящий из трех элементов: латинской буквы «С» в
окружности © Copyright; имени (наименования) обладателя исключительных авторских
прав; года первого опубликования произведения (например, (©) Коллектив авторов, 2008).
Проставление знака «копирайт» не влечет каких-либо правовых последствий (таких, как
обладание правами или признание прав за лицом, чей «копирайт» указан в книге). Знак
охраны
призван
лишь
оповещать
возможных
пользователей
об
обладателе
исключительных прав на произведение, о том, когда произведение было впервые
опубликовано.
Авторское право на произведение, созданное совместным творческим трудом двух
или более лиц (соавторство), принадлежит соавторам совместно независимо от того,
образует ли такое произведение одно неразрывное целое или состоит из частей, каждая из
которых имеет самостоятельное значение (ст. 1258 ГК РФ). Часть произведения
признается имеющей самостоятельное значение, если она может быть использована
независимо от других частей этого произведения. Каждый из соавторов вправе
использовать созданную им часть произведения, имеющую самостоятельное значение, по
своему усмотрению, если иное не предусмотрено соглашением между ними. Право на
использование
произведения
в
целом
принадлежит
соавторам
совместно.
Взаимоотношения соавторов могут определяться соглашением между ними.
8
Если произведение соавторов образует одно неразрывное целое, то ни один из
соавторов не вправе без достаточных к тому оснований запретить использование
произведения.
Автору сборника и других составных произведений (составителю) в соответствии с
п. 2 ст. 1260 ГК РФ принадлежит авторское право на осуществленные им подбор или
расположение
материалов,
представляющие
результат
творческого
труда
(составительство). Составитель пользуется авторским правом при условии соблюдения им
прав авторов каждого из произведений, включенных в составное произведение.
Авторы произведений, включенных в составное произведение, вправе использовать
свои произведения независимо от составного произведения, если иное не предусмотрено
авторским договором.
Авторское право составителя не препятствует другим лицам осуществлять
самостоятельный подбор или расположение тех же материалов для создания своих
составных произведений.
Издателю
энциклопедий,
энциклопедических
словарей,
периодических
и
продолжающихся сборников научных трудов, газет, журналов и других периодических
изданий в соответствии с п. 7 ст. 1260 принадлежат исключительные права на
использование таких изданий. Издатель вправе при любом использовании таких изданий
указывать свое наименование либо требовать такого указания. Авторы произведений,
включенных в такие издания, сохраняют исключительные права на использование своих
произведений независимо от издания в целом.
Переводчикам и авторам других производных произведений в соответствии с п. 1
ст. 1260 принадлежит авторское право на осуществленные ими перевод, переделку,
аранжировку или другую переработку. Переводчик и автор другого производного
произведения пользуется авторским правом на созданное им произведение при условии
соблюдения им прав автора произведения, подвергшегося переводу, переделке,
аранжировке или другой переработке.
Авторское право переводчиков и авторов других производных произведений не
препятствует иным лицам осуществлять свои переводы и переработки тех же
произведений.
Авторами аудиовизуального произведения в соответствии с п. 2 ст. 1263 ГК РФ
являются: режиссер-постановщик; автор сценария (сценарист); автор музыкального
произведения
(с
текстом
или
без
текста),
специально
созданного
для
этого
аудиовизуального произведения (композитор).
9
Заключение договора на создание аудиовизуального произведения может повлечь
за собой передачу авторами этого произведения изготовителю аудиовизуального
произведения (продюсеру) исключительных прав на воспроизведение, распространение,
публичное исполнение, сообщение по кабелю для всеобщего сведения, передачу в эфир
или любое другое публичное сообщение аудиовизуального произведения, а также на
субтитрирование и дублирование текста аудиовизуального произведения, если иное не
предусмотрено в договоре. Переход таких прав устанавливается в порядке ст. 1240 ГК РФ,
закрепляющей специфику использования результата интеллектуальной деятельности в
составе сложного объекта.
Изготовитель аудиовизуального произведения вправе при любом использовании
этого произведения указывать свое имя или наименование либо требовать такого
указания.
Авторское право на произведение, созданное в порядке выполнения служебных
обязанностей
или
служебного
задания
работодателя
(служебное
произведение),
принадлежит автору служебного произведения (и. 1 ст. 1295 ГК РФ). Исключительные
права на использование служебного произведения принадлежат лицу, с которым автор
состоит в трудовых отношениях (работодателю), если в договоре между ним и автором не
предусмотрено иное (п. 2 ст. 1295 ГК РФ).
Работодатель вправе при любом использовании служебного произведения
указывать свое наименование либо требовать такого указания.
1.2 Сроки охраны авторских прав в действующем законодательстве
Авторское право в силу положений ст. 1226, 1255 ГК РФ есть комплекс прав,
состоящий из:
-исключительного права, являющегося имущественным;
-личных неимущественных прав;
-иных прав.
Некоторые из этих категорий имеют ограниченный срок правовой охраны, другие
же действуют и охраняются бессрочно.
Перечень объектов авторских прав приведён в п. 1 ст. 1259 ГК РФ. Согласно ему,
объектами авторских прав являются:
-литературные произведения;
-драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные
-произведения;
10
-хореографические произведения и пантомимы;
-музыкальные произведения с текстом или без текста; аудиовизуальные
произведения;
-произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы,
комиксы и другие произведения изобразительного искусства;
-произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;
-произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в
том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов;
-фотографические
произведения
и
произведения,
полученные
способами,
аналогичными фотографии;
-географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические
произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам;
-программы для ЭВМ (охраняемые как литературные произведения);
-другие произведения.
Исключительное право представляет собой право использовать любым способом и
распоряжаться
результатом
интеллектуальной
деятельности
или
средства
индивидуализации, предоставлять право использования такого объекта, разрешать или
запрещать другим его использование (п. 1 ст. 1229 ГК РФ). Применительно к объектам
авторских прав, действие исключительного права начинается с момента создания такого
объекта, действует в течение всей жизни автора и 70 лет, отсчитывая с 1 января года,
следующего за датой смерти автора в силу положений п. 1 ст. 1281 ГК РФ. То есть, если,
например, автор какого-либо произведения покинул мир живых 21 мая 2012 года, то срок
действия исключительного права на это произведение истечёт 1 января 2083 года. Если
авторов
несколько
(произведение
создано
в
соавторстве),
то
указанный
срок
отсчитывается со дня смерти пережившего других соавтора.
Согласно
положениям Бернской
конвенции
по
охране
литературных
и
художественных произведений, срок предоставления правовой охраны составляет 50 лет
со дня смерти автора.1 Именно этот срок является минимальным для стран-участниц
Конвенции. При этом согласно положениям ст. 7 Конвенции, этот срок может быть
увеличен:
1) Срок охраны, предоставляемой настоящей Конвенцией, составляет всё время
жизни автора и пятьдесят лет после его смерти. (...)
1
Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений
от 9 сентября 1886 г // Собрание законодательства РФ от 13 00902005 N 21 ст 6451
11
6)
Страны
Союза
могут
установить
срок
охраны, превышающий сроки,
предусмотренные предшествующими пунктами.
Таким образом, на сегодняшний день законодательство РФ, как мы видим,
предоставляет существенно больший срок правовой охраны всем произведениям (в т.ч. и
для фотографических произведений и произведений прикладного искусства, которые в п.
4 ст. 7 Конвенции могут иметь меньший срок правовой охраны), по сравнению с
минимально необходимым, установленным Бернской конвенцией.
Следует обратить внимание, что до вступления в силу редакции от 20.07.2004
закона "Об авторском праве и смежных правах" (утратившем силу 31.12.2007) срок
действия исключительного права согласно нормам предыдущей редакции указанного
закона составлял 50 лет.1
Нельзя не отметить и тот факт, что в некоторых случаях срок действия
исключительного права прерывался, как бы странно это ни звучало. В ст. 6 ФЗ "О
введении в действие части четвёртой Гражданского кодекса Российской Федерации"
указано, что:
Сроки охраны прав, предусмотренные статьями 1281, 1318, 1327 и 1331
Гражданского
кодекса
Российской
Федерации,
применяются
в
случаях,
когда
пятидесятилетний срок действия авторского права или смежных прав не истек к 1 января
1993 года.
Данная туманная формулировка разъясняется и конкретизируется в п. 3
Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего
Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.03.2009 № 5/29 «О некоторых вопросах,
возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса
Российской Федерации»:
(...) если пятидесятилетний срок действия авторского права на произведение истек
после 31.12.1992 (но до вступления в силу Федерального закона от 20.07.2004 № 72-ФЗ «О
внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об авторском праве и смежных
правах»,
установившего
семидесятилетний
срок
действия
авторского
права)
и
произведение перешло в общественное достояние, с 01.01.2008 действие исключительного
права на это произведение возобновляется и его срок исчисляется по правилам,
предусмотренным статьей 1281 ГК РФ.1
Федеральный закон от 20.07.2004 закона "Об авторском праве и смежных правах"
(утратившем силу 31.12.2007) // Собрание законодательства РФ от 25 0702004 N 44 ст
4421
2 Всемирная конвенция об авторском праве" (Заключена в г. Женеве 06.09.1952)
(вместе со "Статусом Всемирной конвенции об авторском праве (Женева, 6 сентября
1
12
В случае, если срок действия исключительного права на произведение истекал в
период с 31.12.1992 по 20.07.2004, логично, что перейдя в общественное достояние, все
лица могли без разрешения правообладателя или выплаты вознаграждения использовать
это
произведение,
и
подобное
использование
не
могло
являться
нарушением
исключительного права по вполне очевидным причинам.
Эта позиция также отражена в п. 3 указанного Постановления 5/29:
Действия лиц, использовавших до введения в действие части четвертой Кодекса
произведения, которые находились до 01.01.2008 в общественном достоянии, и
соблюдавших положения статьи 28 Закона об авторском праве, несмотря на
возобновление действия исключительного права на произведение не могут считаться
нарушением.
Вместе
с
тем
дальнейшее
использование
произведения
может
осуществляться только с соблюдением положений части четвертой ГК РФ.
Отдельно следует отметить право автора на вознаграждение, которое хоть и по
смыслу п. 5 ст. 1229 ГК РФ входит в состав исключительного права, и следовательно,
имеет такой же срок правовой охраны, но, тем не менее, в ряде случае автор сохраняет
право на вознаграждение даже в случаях, когда исключительное право у автора
отсутствует или существенно ограничено соглано п. 10.2 Постановления 5/29. Право на
вознаграждение в отдельных случаях сохраняется за наследниками автора согласно ст. 83,
84 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 №
9 «О судебной практике по делам о наследовании».
Срок правовой охраны права авторства, права автора на имя и права на
неприкосновенность произведения, являющихся личными неимущественными правами,
является бессрочным в силу положения п. 1 ст. 1267 ГК РФ. Это означает, что, например,
внесение искажений (изменений) в произведение (не путать с переработкой, при которой
создаётся новое произведение на базе ранее имеющегося без внесения изменений в
оригинальное произведение) является неправомерным, независимо от того, находится ли
произведение в общественном достоянии или нет.
Право
доступа неразрывно
связано
с
личностью
автора
произведения
изобразительного искусства или архитектуры согласно ст. 1292 ГК РФ и, следовательно,
действует только в течение жизни автора.
Право следования является неотчуждаемым (его нельзя передать другому лицу), но
переходит к наследникам автора и действует в течение всего срока действия
исключительного права в силу положений ст. 1293 ГК РФ.
1952 года)" (последние изменения произошли 26.04.2007)) Собрание
законодательства РФ от 30 0402007 N 41 ст 1861
13
Права автора произведения архитектуры, градостроительства или садово-паркового
искусства использовать свое произведение в соответствии п. 2 и п. 3 ст. 1270 ГК РФ, в том
числе путём разработки документации для строительства или реализации архитектурного,
градостроительного или садово-паркового проекта также неразрывно связано с личностью
автора, как можно сделать вывод из анализа положений ст. 1294 ГК РФ, и следовательно,
действует в течении жизни автора такого произведения.
14
2. Содержание авторских прав во времена репрессий
2.1 Авторские права в годы репрессий
Закон об авторском праве действует в большинстве стран примерно по одной
схеме. В России, согласно этому закону, произведение сохраняет авторские права на всю
жизнь автора и плюс 70 лет сверху. После этого оно переходит в режим так называемого
«общественного достояния». Это значит, что любое издание имеет право публиковать его
без денежных выплат автору или его потомкам, а интернет-ресурсы могут размещать это
произведение онлайн. По идее, произведения, написанные до 1943 года, автоматически
входят в общественное достояние.
Но благодаря богатому историческому опыту в вопросах запрета и репрессий в
литературе,
закон
содержит
в
себе
поправку,
которая
относится
к
авторам
репрессированным. В некоторых зарубежных книгах это называется “A new moral right in
Russian Law”. Согласно этой поправке, авторы, репрессированные в годы СССР,
получают свои законные 70 лет охраны с момента реабилитации. К тому же, если автор
участвовал в военных действиях, каждый год войны дает дополнительный год защиты.
Это выглядит логично. В годы репрессий под горячую руку власти и цензуры
попало множество поэтов и писателей: Гумилёв, Мандельштам, Берггольц, Хармс,
Губерман, Солженицын... В годы, когда эти авторы были репрессированы, а их
произведения закрыты для народа, их авторское право не имело никакого веса (притом,
что оно существовало — авторское право репрессированного автора, как и в любом
другом случае, возникает в момент создания произведения). Смысл увеличения срока
действия прав для реабилитированных авторов понятен: его произведения в этот период
могли не использоваться достаточно широко, поэтому его права и права его наследников
были ущемлены. Об этом в своем завещании писала, например, Надежда Мандельштам,
когда говорила, что государство практически швырнуло ей в лицо 15 лет охраны прав
после реабилитации Осипа Мандельштама в 1956 году. Что есть эти 15 лет по сравнению
с годами гонений, отказов в каждом издательстве и ссылками на каторгу как простого
преступника? В целом, ныне существующий закон выполнил посмертную волю Надежды
Мандельштам. Мыслимое ли дело, говорила она, чтобы доходы с писательского наследия
получали организации и государство, тем более после того, что государство сделало с
этими людьми.
15
Сейчас, с продлением срока действия защиты, государство и общественность и
правда не имеет прав на литературное достояние многих авторов того периода. Теперь на
месте стихов Мандельштама в Викитеке красуется надпись: «В связи с действующим
законодательством России об авторских правах, и учитывая факт двух посмертных
реабилитаций 1956 и 1987 годов, послереволюционные произведения Осипа Эмильевича
Мандельштама возвращаются в общественное достояние в России с 1 января 2058 года».
Закон действительно выглядит достаточно логичным и справедливым по отношению к
наследникам великих писателей и самим творцам – например, ныне бодрствующему
Игорю Губерману. Однако для обычных рядовых граждан такая политика кажется
несколько обделяющей.
Возвращаясь к Мандельштаму и 2058 году – на сайте Викитеки есть ссылка на
Викиливр,
куда
временно
перемещены
запрещенные
к
свободной
публикации
произведения. Викиливр – это канадский сайт, который подчиняется канадскому закону
об авторских правах и занимается тем, что создает библиотеку открытых для свободной
публикации произведений. То, что нельзя опубликовать законно в нашей, русской
Викитеке и нашем интернет-пространстве, можно опубликовать там.
Но нельзя отрицать, что «бегать» почитать своих же классиков на канадский сайт –
это довольно экстравагантно. А что делать, если чтение на своих ресурсах автоматически
становится пиратством? Не хочется и содействовать преступлению – в конце концов,
любой сайт, разместивший стихотворения Гумилева, Мандельштама или Губермана (что
будет нарушением даже с точки зрения рядового авторского права – Игорь Миронович
продолжает творить), должен быть закрыт пожизненно за нарушение закона.
Эта сфера в открытом пространстве интернета, которая уже давно вошла в обиход
любого ученика, студента или просто интеллектуала, которому позарез нужно прекрасное
и вечное, постепенно переезжает в чужие сегменты – онлайн Гумилёва можно легально
читать и в Европе, и в Америке, в то время, как в России за это пользователь сразу же
переходит в разряд интернет-пиратов. Спасает только то, что всё же интернет-сфера еще
не настолько хорошо контролируется, чтобы окончательно изъять из общего доступа
произведения всех великих классиков, судьба которых в XX веке сложилась тяжело.
Наследники ратуют за сохранение произведений своих родственников, за их место
в культуре страны, и закон об авторском праве полностью отвечает их требованиям.
Однако в то же время он лишает русскоязычных пользователей доступа всё то культурное
достояние, которое могло бы (и должно было бы) быть открыто каждому – как тому, кто
не поленится дойти до библиотеки или найти денег на книгу, так и тому, кто пойдет
«гуглить» то или иное произведение.
16
Гумилёв был реабилитирован в 90-ых годах, тогда, когда срок его авторских прав
уже подошел к концу. То, что должно было бы уже стать общественным достояние, ушло
во власть наследников.
Вспоминая о культурном наследии нашей страны и нашего общества, приходится
говорить и о том, что значительная часть этого культурного багажа перекочевала в другие
страны, где люди имеют к ней куда больший доступ. И, кажется, здесь кроется изъян в
логической цепочке написать-сохранить-передать миру.
Интернет стал частью современной реальности, причем неотъемлемой и значимой.
Конечно, на вопрос «Где мне найти Гумилёва?» всегда можно ответить – в магазине, в
библиотеке. Но реалии таковы, что мгновенный доступ к информации зачастую
становится решающим. А в нынешних условиях фраза «я до канадской границы и
обратно» становится не просто метафорой, а вполне реальным положением вещей – в
Канаде-то наших классиков можно читать везде.
2.2 Механизмы охраны сроков авторских прав, репрессированных в СССР.
Авторское право в Союзе Советских Социалистических Республик прошло через
несколько значительных изменений за время его существования. Первое советское
постановление, касающееся авторского права, было принято в 1925 году. Тремя годами
позже
оно
был
заменено
постановлением Центрального
исполнительного
комитета и Совета народных комиссаров СССР, остававшимся в силе в течение трёх
десятилетий, до 1961 года.
Во всех постановлениях было много общего. Защита авторским правом в СССР
была автоматической — работа защищалась авторским правом со времени своего
создания без необходимости какой-либо регистрации. Объектами авторского права
признавались только творческие работы, выраженные в какой-то объективной форме.
Срок охраны авторских прав был значительно меньшим, чем на Западе. Авторские права с
самого начала сохранялись только у работ советских граждан и работ иностранных
авторов, впервые опубликованных в СССР (или, если они не были опубликованы,
существовавших на территории СССР в объективной форме). Имущественные права
автора были ограничены длинным списком применений, не представлявших собой
нарушения авторского права[6], а обязательные официальные отчисления составляли весь
доход автора. Советские законы также предоставляли свободу перевода (до 1973 года) —
каждая работа могла быть переведена и затем опубликована без согласия автора
оригинала.
17
Достаточно, к примеру, вспомнить, что СССР только 27 мая 1973 года
присоединился к Женевской Всемирной конвенции об авторском праве. Гонорары за
произведения западных писателей, опубликованные до этой даты в СССР, или за
произведения советских писателей, вышедшие до этой даты на Западе, носили характер
благотворительности, поскольку платить их было совершенно не обязательно.
Надо сказать, что исключительное авторское право на территории СССР в 1973
году действовало до конца жизни автора плюс всего 15 лет. Через 15 лет после смерти
автора (не имеющей никакого отношения к Р.Барту) произведение становилось всеобщим
достоянием: любое издательство имело право печатать его любым тиражом без какихлибо выплат наследникам. Единственное, что реально защищалось, - само авторство,
право на указание имени автора, да еще и право на неприкосновенность текста (в
реальности последнее право постоянно нарушалось).
Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 1 марта 1974 года увеличил срок
охраны исключительных прав до 25 лет после смерти автора.
После Перестройки развитие защиты авторского права в СССР и России приобрело
поступательный характер. С 3 августа 1992 года вступившие в действие Основы
гражданского законодательства РФ 1991 г. увеличили срок охраны авторских прав до 50
лет. Этот срок перекочевал и в Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах»,
принятый в 1993 году, при этом под охрану попали и те произведения, которые уже ранее
успели стать общественным достоянием. Из 50-летнего этого срока исключался период от
репрессирования
автора
до
его
реабилитации,
что
было
крайне
важно
для
«возвращенных» писателей, а для писателей, принимавших участие в Великой
Отечественной войне, период защиты авторских прав автоматически увеличивался на 4
года.
В 1995 году Россия присоединилась к Бернской конвенции 1971, что придало
обратную силу обязательствам по охране авторского права на произведения, которые
были изданы на Западе до 1973 года, но на которые к 1995 году не истекли сроки охраны
авторских прав.
И последний штрих: изменения, внесенные в Закон РФ «Об авторском праве и
смежных правах» в 2004 году, вновь увеличили срок охраны исключительных авторских
прав – на этот раз до 70 лет, унифицировав российское и мировое законодательство. Хотя
этот закон утратил свою силу с введением в действие с 1 января 2008 года четвертой части
Гражданского кодекса РФ, 70-летний срок охраны был аккуратно перенесен в
Гражданский кодекс.
18
Требуется
однозначно
увеличить
срок
охраны
авторских
прав
авторов,
репрессированных в годы СССР. Этот срок дает честь и уважение тем авторам, чьи имена
останутся в памяти людей, как репрессированные. Однако их творчество всегда будет
служить примером для всех поколений.
В настоящее время не предусмотрено никаких исключений для репрессированных
в годы СССР. 70 лет-срок охраны авторских прав. А как же те авторы, чье творчество
оказалось на грани запрета? О творчествах данных «героев» должен знать каждый. И им
должны быть предоставлены привилегии.
Репрессия не позволяла творческим людям занимать своим делом свободно, без
вмешательства правящей элиты. Отсюда и отсутствие творчества, которое могло повлиять
на мировоззрения людей.
Все авторы, чьи фамилии прозвучали ранее были настолько обеспокоены своим
творчеством, что они пытались его сохранить хоть в каком-нибудь в виде.
Требуется увеличить сроки охраны авторского права на произведения таких
авторов – это будет компенсация, небольшая, но хоть какая-то, за гонения на них.
19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящее время сроки охраны авторского права репрессированных в годы СССР
остается неизменными. Репрессии коснулись всех, чьи произведения были выработаны
правительством СССР. В те годы все проблемы связанные со сроками охраны авторского
права авторов имели колоссальные проблемы, которые решались путем выработки
определенных; задач и целей для пресечения творчества некоторых авторов.
Данная работа посвящена увеличению сроков охраны авторского права авторов,
репрессированных в годы СССР. Речь пойдет о некоторых личностях, в качестве примера,
чтобы было наглядно понятно, каким гонениям они подвергались, а также для
рассмотрения определенного вопроса по увеличение срока охраны авторского права
данных людей.
Во времена репрессий мало кто из творческих людей задумывался о том, что будет
с их произведениями, когда меры карательного характера закончатся. Ведь пока и
существуют репрессии, творчество авторов продолжает существовать и сроки охраны,
также остаются. Т.е., творчества авторов, которые были запрещены, ушли на второй план,
т.к. они считались портящими весь народ. А сроки охраны то идут. Что делать? Вот в чем
вопрос. Поэтому увеличение сроков охраны, позволят нам окунуться в творчество
репрессированных авторов и познать все моменты, с которыми они жили.
Рассмотрев вопросы об увеличении сроков охраны авторских прав авторов,
репрессированных в годы СССР были выполнены следующие задачи6
- дано понятие авторскому праву и проследить его в действующем
законодательстве;
- проанализированы сроки охраны авторского права в годы репрессий.
20
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1.
Бернская
конвенция
по
охране
литературных
и
художественных
произведений
от 9 сентября 1886 г // Собрание законодательства РФ от 13 00902005 N 21 ст 6451
2.Федеральный закон от 20.07.2004 закона "Об авторском праве и смежных
правах" (утратившем силу 31.12.2007) // Собрание законодательства РФ от 25
0702004 N 44 ст 4421
3. Всемирная конвенция об авторском праве" (Заключена в г. Женеве
06.09.1952) (вместе со "Статусом Всемирной конвенции об авторском праве (Женева,
6 сентября 1952 года)" (последние изменения произошли 26.04.2007)) Собрание
законодательства РФ от 30 0402007 N 41 ст 1861
4.Гражданский кодекс Российской Федерации часть 4 (ГК РФ ч.4)
18 декабря 2006 года N 230-ФЗ (изм. и доп. от 30 декабря 2015 г.) // Собрании
законодательства Российской Федерации от 25 декабря 2006 г. N 52 (часть I) ст. 5496
5.Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума
Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.03.2009 № 5/29 «О
некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой
Гражданского кодекса Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ от
30032009 N 64 ст 4771
21
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв