Сохрани и опубликуйсвоё исследование
О проекте | Cоглашение | Партнёры
Обо всём сразу, немного сумбурно и вперемешку, но осмысленно и по существу.
Комментировать 0
Рецензировать 0
Скачать - 102,7 КБ
Enter the password to open this PDF file:
-
Визиты хворого Местный сидел на кромке леса, у небольшого костерка и посматривал, как вдалеке, через поле к нему идёт человек. Человек шёл медленно, глядя себе под ноги, оттого немного петлял. Изредка человек вкидывал голову к леску, чтобы скорректировать свою траекторию. Местный не стал дожидаться, пока он добредёт до костра, и заговорил первым, когда человек был ещё шагах в тридцати: – Вид у тебя усталый. Садись, отдыхай. – И отдыхать уже, сил нет, – пробурчал захожий. – Ну так расскажи, на что ты все свои силы нынче истратил? Захожий присел к костерку, так же как Местный, спиной к лесу, глазами в поля и выдохнул: – Да вот, маюсь без толку. Всё никак решить не могу... Как подумаешь о плохом – прорва бездонная, да безвылазная. А о хорошем подумаешь – любовь и благодать без конца и края. И где здесь верная позиция? Где правда? – Докатились мы до глубин бездны космической, или поднялись до космических вершин – это вопрос оптимизма и пессимизма, а не точной науки. Верно здесь будет – стоять в целом на оптимистических позициях, при этом неудачи свои не просто терпеть и игнорировать, а формировать на их основе свой жизненный опыт. Ошибки делать оптимисту обязательно придётся. Просто надо стараться каждый раз делать выводы и по возможности не повторять старых ошибок. А пессимисту остаётся только ждать, когда за него всё решат другие и заставят его делать всякие неверные и бесполезные, на его собственный взгляд вещи. Когда дело будет сделано, пессимист обязательно укажет на недостатки сделанного, оптимист порадуется тому, что удалось хорошо. Всем всегда будет, чем заняться. Долго сидели молча. Местный подбросил в тлеющие угли длинную корявую ветвь: – Ну, так как там у тебя с оптимизмом? Захожий кривовато улыбнулся: – Все доводы я уже донельзя замусолил, всё дельное по этой теме до капли выжал. Нет у меня уже никаких дополнительных данных и прочих соображений. И решения нет. Одни сомнения, как были, так и остались. То мелочи всякие на себя внимание тянут, покоя не дают, то глобальное, основополагающее что-то сомнение вдруг вызывает, и тогда маюсь, всё уточняю что-то, перепроверяю. От того и не могу на актуальном, на продуктивном сосредоточится. Всё без толку краями хожу, вокруг да около.
– Хошь сомневайся, хошь нет, а знай – если сам не решишь, так за тебя решат, иногда это и впрямь вернее будет, чем самому. В любом случае Бог поможет: люди подскажут, обстоятельства новые откроются, время пройдёт, и всё само образуется наиболее гармоничным образом. А чтобы усилия твои были эффективнее, ты опытным путём меру ищи – сколько о глобальном думать, сколько о мелочах, а сколько о деле твоём насущном, о том самом, ради чего ты все эти мелочи и глобальности мусолил, да пропесочивал. Сам почувствуешь, что из твоих усилий продуктивно, что нет. Мешает на продуктивном сосредоточится только каприз: «как бы всё побыстрее сделать, да побольше разом хапнуть». Капризничать, ни детям, ни взрослым не хорошо. Скромность, она знаешь, очень даже украшает, и не только девиц молодых, но и мужиков здоровых. А всего на свете постичь нельзя. И в самом основании мира, и во множестве его подробностей, что-то в этом мире всегда должно оставаться неизвестным для нас. Эти недостижимые пределы – пространство для новых открытий, свершений, пространство для новой жизни. Так что не майся попусту, не трать время и силы зря. Всякие глобальные и неразрешимые вопросы – это не твоя личная задача, это только маяки для цивилизации в её бесконечном путешествии во вселенной. Смысл не в том, чтобы пытаться познать сразу всё, застревая в невротическом азарте. Смысл в том, чтобы познание доставляло радость. Только такое познание будет наиболее эффективно, только в таком познании есть смысл и благо для всего и всех. Надо не забывать, что смысл жизни в счастье. А счастье достигается посредством последовательного и гармоничного развития, а не посредством капризного, упрямого, надрывного, травмирующего усилия. Не следует заниматься делами, которые требуют от тебя слишком большого усилия, и дают, при этом, очень малый результат и малое удовольствие. Затраты не должны превышать отдачу. Независимо от того дело это или развлечение, следует стараться выбирать занятие по себе, занятие наиболее продуктивное, такое, с каким справишься, такое, что доставляет тебе самому радость. Причём радость должен приносить уже сам процесс, а не только будущий результат. Счастье всегда будет ориентиром верного пути. И только счастливый человек сможет быть максимально полезен для других людей и для всего окружающего мира. А столкнувшись с незыблемым и неразрешимым, умей расслабиться и опереться на неизменное, а не биться попусту об этот «монолит», теряя время, силы, причиняя себе боль, впадая в гордыню и эгоизм. Ведь извечная неразрешимость этих вопросов – это бесконечное пространство для нашей жизни, бесконечное пространство для вечного роста и развития всего сущего. Не поддавайся гордыне, эгоизму, капризу и жадности. Оставь Богу неразрешимые вопросы. Оставь также многие сложные, мучительные для
тебя вопросы тем людям, которые получат большее чем ты удовольствие от их разрешения. Сам займись тем что более всего радует тебя самого и тем что приносит больше пользы окружающим, тем что приносит радость уже в процессе, а не только в результате. Ориентируйся на чувства, на опыт и на обстоятельства в поиске наилучшей точки приложения своих сил. Прилагай усилия. Когда чувствуешь, что это самое лучшее в сложившихся обстоятельствах – отдыхай, бездействуй и расслабляйся всей душой, чтобы набраться сил для применения их в более благоприятных обстоятельствах, чтобы лучше усвоить прошлое, чтобы не помешать деятельности других. Человеческая мотивация складывается из того, что он хочет, может и должен. А реализация складывается из ориентирования, усилия и смирения. Ищи при этом всём единства и гармонии с миром. Пользуйся и занимайся только своим, тем что тебе нужнее чем другим, тем с чем ты справишься лучше других. Остальное с радостью отдай окружающим тебя людям. Заботься не только о своём, но и об общем благе – тем самым создашь и добудешь в конечном счёте больше блага и для себя самого тоже. Чтобы быть счастливым самому, нужно строить вокруг себя счастливый мир, ища согласия и гармонии со всем окружающим. Теперь скажу всё то же самое другими словами и кратко, для большей ясности и точности. Человеческая воля должна быть верным, гармоничным образом распределена на три момента. Человеку следует: Ориентироваться на свои чувства и разум – опыт прошлого порождает желания. Прилагать свои усилия к окружающему миру – понимание настоящего момента открывает возможности. Принимать неизвестность, принимать результаты своих усилий и результаты усилий окружающего мира – открытость для будущего, для всякого иного и нового даёт человеку представление о должном, корректирует его цели и средства, развивает и обучает человека, компенсирует нагрузки, даёт живительный отдых, в общем гармонизирует деятельность человека с окружающим миром.
Своего рода тройственность присуща и этаким «настройкам проявления человеческой воли»: самая общая и грубая настройка – регулирует интенсивность прилагаемого усилия; средняя настройка – регулирует степень согласованности этого усилия с чувствами индивида; и самая тонкая и подробная настройка – регулирует степень согласованности этого усилия с разумом индивида. Ориентируясь на получаемые результаты, мы в течение всей жизни ищем наилучшие режимы и направления для своей деятельности. В общем виде весь труд нашей жизни можно свести к понятиям «старания» и «смирения». К этим двум проявлениям сводятся все усилия нашей воли. Эта двойственная натура нашей единой Божественной сути выражается во всём: работа и отдых, активность и покой, сказанное и услышанное, произведённое для окружающего и полученное извне, отстаивание своей позиции и согласие с другими, выдох и вдох... Эта двойственность, в свою очередь, обобщается и объединяется понятием первородной, основополагающей любви. Она лежит в основе всякого сущего. Она бесконечно стремится к никогда недостижимому вполне гармоническому единству частного и окружающего, своего и чужого... Она стремится к, своего рода, сложноорганизованному единству всего самого противоположного и взаимоисключающего. Это единство никогда не достижимо вполне. Но именно всеобщее бесконечное стремление к нему – самая глубинная суть нашего бытия. Именно в этом неизбывном устремлении залог самого существования мира и возможность его бесконечного роста и развития. Тут важно помнить вот что... Иной раз бывает, что никак нельзя изменить что-то негативное, но у нас всегда есть возможность, смирившись с этим неизменным, выстроить рядом с ним что-то совсем другое, что-то прекрасное, желанное и много более ценное по своему значению, чем то прошлое неизменное безобразие. Словом, страх и боль никогда не должны быть главной твоей мотивацией. В глубинной основе любого человеческого усилия всегда должна оставаться любовь. Это всегда будет требовать от тебя тех или иных усилий. В этом и выражается пресловутая «извечная борьба добра и зла».
Относись и к физической боли, и к душевной, как к информации, указывающей на наличие тех или иных проблем. При этом учитывай, что излишне бояться и избегать этой информации и невозможно, и не следует. Боль ориентирует нас, позволяя жить и развиваться. Без неё мы не будем знать, что верно и гармонично, а что ошибочно. Но когда все ориентирующие усилия вдохновлённые этой болью уже произведены, то пора оставить эту боль без внимания. Иначе ты будешь производить иррациональные, непродуктивные усилия, пытаясь ещё более уточнить уже ясное, пытаясь достичь невозможной в природе абсолютной степени определённости и безопасности. Это бессмысленно, так как всё равно в жизни невозможно достичь абсолютного совершенства и окончательно избавиться от боли, от неизвестности, от какого бы то ни было негатива. Никому не следует излишне беспокоиться и сомневаться по поводу всего абсолютного, глобального, неразрешимого и неизбежного – это всё необходимая для существования жизни неопределённость и недостижимость, это всё надо оставить Богу. Даже самый тщательный и подробный анализ ситуации всегда будет избавлять нас от боли только частично. Остальную боль обязательно надо принимать и пропускать через себя, как неизменный факт, как занудное неактуальное напоминание о произошедшем в прошлом. Эту боль нет смысла продолжать анализировать, её надо определить как неизбежную, независимую от твоей воли и усилий. Эту неизбежную «остаточную» боль надо пропускать мимо своей воли, оставляя почти совсем без внимания. И тогда она со временем многократно ослабеет, почти совсем исчезнет, в общем, встанет на своё место – ты будешь немного чувствовать её, только тогда, когда сам захочешь о ней вспомнить. Боль необходима, она должна участвовать в нашей жизни, но при этом она не должна занимать всё твоё внимание, а должна встать на своё место – стать маленьким, ничему не мешающим маркером, информирующим о прошлом негативном опыте. И каждый раз, встречаясь в своей жизни с какойто новой, большой или маленькой болью, следует спокойно делать верные выводы и спокойно двигаться дальше, не теряя зря времени и сил в капризном желании абсолютного избавления от какой бы то ни было боли вообще. Тогда это время и силы можно будет потратить на желанное и созидательное. Величина боли показывает не только то, сколько внимания и сил надо уделить непосредственно этой самой боли в желании обезопасить себя от неё, она показывает, сколько сил надо уделить во всех возможных наиболее продуктивных направлениях, чтобы и обезопасить себя отчасти, и, главное, превзойти величину боли всевозможным, разнообразным позитивом. Выход не в том, чтобы полностью обезопасить себя от негатива, выход в том, чтобы позитив всегда превосходил негатив. В этом, опять же, та самая «извечная
борьба добра и зла» при вечном и всенепременном превосходстве добра, если не в деталях, то в целом и общем – обязательно. Теперь можно для пущей ясности сказать обо всём ещё раз, но уже более стройно, сухо и кратко. Не следует «застревать» в бесполезном, пустом сопротивлении неизбежной боли, в совсем уже неэффективной попытке ещё точнее и полнее понять её причины, в недостижимом желании полного и скорейшего избавления от неё. При таком «застревании» сначала надо приложить усилие, чтобы прекратить эту непродуктивную деятельность, расслабиться и смириться с этой неизбежной болью. Когда удалось расслабиться и тем самым освободить какие-то душевные силы, то эти освободившиеся от непродуктивных усилий ресурсы надо использовать для поиска более эффективных и продуктивных точек приложения твоих усилий. Когда такая точка найдена, надо пробовать прилагать усилия в этом направлении. Когда эффективность приложения усилий начнёт падать, можно начать тратить часть усилий на поиск новой эффективной точки для приложения усилий... и так далее. Поначалу тебе обязательно будет мешать инерция прошлого, инерция уже неактуального, но всё ещё яркого и сильного негативного впечатления. Эта инерция будет мешать расслабиться, будет мешать отвлечься от боли, будет мешать переключиться на что-то иное. Но ты будешь всё больше смиряться с болью и всё больше прилагать усилия в новых, более актуальных и продуктивных направлениях. Тем самым ты будешь формировать некую новую, здоровую инерцию. Твои силы будут расти, твоя эффективность будет всё выше. Преодоление проблем будет способствовать твоему развитию, этот негативный опыт сделает тебя лучше. И со временем нездоровая инерция боли будет всё слабее, боль будет терять свою остроту и актуальность. В конечном счёте, она станет лишь давно остывшим негативным фактом для твоего холодного рассудка, она станет лишь информацией, она станет лишь частью твоего большого и разнообразного жизненного опыта. – Ладно, спасибо, маленько утешил. – Тогда на этом, пожалуй, сегодня и разойтись можно...
*** – Получается – опять пришёл я, молодой, здоровый к тебе старому, слабому за помощью. Местный приосанился и чуть нахмурился: – Так и получается. Я – дерево сухое, да старое, ни листьев, ни цветов, ствол не прочен и пуст, зато корни глубокие, кажется, уже до самой истины дотянулись. Но пока истинность моих суждений бесплодна. Чтобы дать дельный совет, нужен верный вопрос. – Да я уже и знать ничего не хочу. Всё мне в этом распрекрасном мире обрыдло. – Ну и чем же тебе наш мир не угодил? – Иной раз, тоска душу из меня вынимает. Тогда ничего, окромя этой самой тоски, не чувствую. Так, наверное, с ума сходят? – Не боись, ты не псих. Я с тобой много говорил. Психи они мыслят криво, несогласованно, совсем уже никак несвязуемое вяжут. А у тебя просто нервы болят. От нагрузки и мышцы рвутся, и кости ломаются и нервы значит…, всё потом срастается. Главное из всего правильные выводы делать, и во всём меру знать. А какие-нибудь проблемы, они всегда будут. Без них даже, наверное, скучновато было бы. Невзгоды эти даны нам не чтобы жизнь разлюбить, а чтобы смерти не бояться. Жить при этом надо изо всех сил, до конца, а умирать без страха, но ни в коем случае не раньше времени, не попусту и не зазря. Ты должен жить не потому что боишься смерти, а потому что любишь жизнь. – С этим ясно, жить можно, нужно и уже почти что хочется... а вот скажем, как вообще можно в точности определить саму эту нашу всеобщую «реальность», как её отделить от любого рода домыслов, фантазий, кривотолков? – Понятие «реальность» имеет достаточно размытые границы и определяется только нашим жизненным опытом. Но мы легко отличаем реальные впечатления и воспоминания от фантазии или сна, потому что всякое впечатление воспринимается и запоминается вместе с впечатлением о своём отношении к происходящему, то есть вместе с пониманием о том, видел ты сам те события, слышал о них от кого-то, представлял себе их, или они тебе снились. В случае сна, ярлык «снилось» обычно приклеивается сразу после пробуждения, когда мы вновь начинаем воспринимать привычную окружающую действительность и осознаём, что приснившееся является обрывочным, обособленным, внутренним информационным вложением в наше более широкое и общее восприятие глобальной всесторонне окружающей нас действительности.
В некотором смысле, реальные впечатления и воспоминания отличаются от мыслей, фантазий и снов ощущением сопричастности этих реальных впечатлений току времени и чему-то глобальному и всеобщему, окружающему человека со всех сторон. При этом сны имеют некую свою степень и характер сопричастности току времени и глобальному-всеобщему, что позволяет отличать сны и от реальных впечатлений, и от фантазий. А можно сказать об этом и так: Реальные впечатления отличаются от фантазий и снов большей степенью персональной значимости, а также более широкими и глубокими логическими связями и более разнообразными деталями. При этом всю доступную нам информацию можно разделить на три категории: первое – абсолютная, истинная реальность, которая никогда не может быть известна нам вполне; второе – наше представление о реальности, которое верно лишь отчасти; третье – фантазии, которые тренируют наше сознание в умении познавать и умозаключать, которые являются необходимым шагом на пути к познанию, которые тоже могут быть, в большей или меньшей мере, связаны с реальностью, но отличаются от наших представлений о реальности самим нашим отношением к ним, как к фантазиям. В общем, как всегда – всё самое базовое и глобальное невозможно понять умом до конца, зато оно всегда дано нам в наших чувствах. И именно относительность всех наших знаний обеспечивает бесконечность пути познания, бесконечность развития человеческой мысли. *** – Чего там у тебя? – Страх... Вроде уже и нет никаких причин, а страх глаза застит, жизни не вижу. От страха этого уже, и сил нет, и понимания... – А ты так шибко этому дурному страху не удивляйся. Нет в этом ничего особенного. Так бывает. Вот ты разок испугался чего-то там... сильно испугался. И так тебе это хорошо запомнилось, что ни дня нет, чтобы ты об этом не вспомнил. Но жизнь большая, будут ещё у тебя другие впечатления. Они затрут, перекроют, затмят твой страх. Со временем этот страх станет для тебя никчёмным, пустым, безосновательным, не актуальным. – Ну я, допустим, это всё понимаю. А душа-то всё равно болит!
– А как же! Нервы, ведь они, как мышцы, как кости – тоже повреждаются, тоже болят. От того и не держат иной раз страх твой и тоску на их должных, верных местах. Страх, боль, сомнения твои вылезли сейчас на приоритетные позиции. Чуть, что – они тебе первыми на ум лезут. Встряхнуло тебя видать крепко, потому они в твоей голове на ближайшую полку переместились. Это перемещение временное. Потом – всё на своё место встанет. – Скоро? – Спешить тут не надо. Иной раз спешить бесполезно. Как бы ты не старался, а кость после перелома раньше времени не срастётся, и нервы раньше своего времени не срастутся. Будешь потихоньку жить, на обстоятельства ориентироваться, выводы делать и решения принимать – чему на какой полке место. Найдутся в твоей жизни вещи поважнее и поинтереснее, чем этот страх. Вот тогда страх твой на своё место и встанет. Для таких перемещений время конечно понадобится. Но вот тебе хорошая новость: время у нас с тобой есть! Бог даст – поживём ещё! А пока старайся на пустой этот, ничем не обоснованный страх никак не реагировать, а реагировать старайся на всё что любишь, на всё самое для тебя интересное и приятное. Когда тебя нездоровая инерция пустого страха и пустых сомнений одолевает, не ленись делать хотя бы небольшое усилие, чтобы переключить внимание на что-то лучшее, на что-то более продуктивное. Не уделяй пустому страху внимания, и со временем на место пустого страха придёт покой. И лучше отвлекаться не от тематики вызывающей страх, а непосредственно от самого чувства страха. При этом к тематике страхов надо относиться спокойно, чтобы не переоценивать её значение. При таких проблемах как у тебя, сама тематика страхов обычно вообще не имеет никакого значения. В общем, следует отделить эту «страшную» тематику от пустого , ничем неоправданного, иррационального страха. Следует не давать пустому, иррациональному страху присоединиться к естественному и здоровому эмоциональному фону, к здоровому восприятию, к здоровому ходу мыслей, даже тогда, когда эти мысли прямо или косвенно касаются «страшной» тематики. Тебе сейчас следует как можно больше расслабляться и доверяться этому миру, а не тревожиться попусту. И тогда со временем, если ты не будешь тратить силы на пустые сомнения и иррациональные страхи, то тебе вполне хватит этих сил для того, чтобы решать все свои реальные и актуальные проблемы.
Тебе надо просто всегда стараться находить в этой жизни что-нибудь важнее, достойнее, интереснее, лучше, чем твои пустые, инерционные страхи и сомнения. Иногда это будет требовать усилий. Что делать... – жизнь это труд. Но труд этот не напрасен! Ты сможешь и сам быть счастлив, и других сделаешь счастливее! Просто старайся все те самые силы, которые тратишь на пустые сомнения и страхи, тратить на нечто лучшее, более разумное, продуктивное, интересное, приятное и для тебя, и для окружающих. При этом, чем больше тебя не устраивает текущее положение дел, тем больше в твоих усилиях будет присутствовать доля неопределённости – действий с труднопредсказуемым результатом, всяческой новизны и экспериментов. Этого не надо бояться. Надо быть к этому готовым. – Вот я, вроде всё понимаю, а не хватает мне... решимости что-ли. – Бывает, привыкаем мы к тому, что решение является производным прежних решений и даётся легко. И потом удивляемся и мучаемся, когда в нестандартной ситуации привычные решения не годятся, а новые незнакомы и чужды. Тогда быть решительным трудно. Как было принято решение о том чтобы появилась наша вселенная? И как мы сами принимаем решения? Это один и тот же вопрос. Это с одной стороны – великая, неразрешимая тайна, с другой – ясно как день. Быть или не быть, какие прилагать усилия, к чему и сколько? Всё определяется опытным путём. И первое наше решение – это решение сделать вообще, хоть что-нибудь. Дальше можно бесконечно уточнять и развивать начатое. Бывает так, что мы отбираем и сравниваем множество вариантов и находим целый ряд равных по ценности решений. И тогда мы отчего-то роняем на один из равноценных, казалось бы, вариантов Божью искру, мизерную частицу его воли, делегированную человеку. Мы не всегда способны объяснить свой выбор. Видимо тут по-своему участвует хаос небытия. Небытие, будучи необходимым пространством для нашего дальнейшего существования и развития, вместе с тем сопротивляется Божьей воле в целом и воле человека в частности. Хаос небытия не позволяет принять стопроцентно обоснованное, логичное, верное решение. Мы вынуждены отчасти угадывать, пробовать неизведанное, делать невычислимый творческий выбор. В этом великое таинство бытия. С этой долей неизвестности мы должны смириться, чтобы без лишних, болезненных, пустых сомнений делать каждый раз свой отчасти случайный и не вполне ясный нам самим выбор. Мы вынуждены делать этот выбор, основываясь на лишь частичном знании, неполноту которого восполнят наши лучшие чувства, наша неизбывная любовь ко всему нас окружающему, через которую и проявляется в нас Божья воля. Нет смысла пытаться логически вычислить то невычислимое, что дано нам в чувствах. Руководствуясь лучшими и сильнейшими нашими чувствами и желаниями, мы тем самым
проявляем делегированную нам частицу Божьей воли. Божья воля, Его неизбывная любовь и созидание всегда будут бороться с хаосом небытия, поэтому результат наших действий никогда не будет полностью известен нам самим. Мы вынуждены жить внутри этой великой тайны. Когда мы принимаем решение, мы чувствуем делегированную нам частицу Божьей воли внутри себя и чувствуем маяк Божьей воли в окружающем нас мире. Сознание на мгновенье рисует яркий, ясный вектор между этими двумя точками, вектор верного направления наших усилий. И тогда мы не знаем, но чувствуем, что делать. А если бы мы исчерпывающе точно знали, как делаем свой выбор, как принимаем решение, то это как раз означало бы отсутствие у нас свободного творческого выбора. Если бы мы знали как мы делаем свой выбор, мы могли бы в точности вычислить и прошлое, и будущее, и причины возникновения вселенной, и будущие последствия каждого сегодняшнего события во всех их подробностях. Тогда всё было бы вычислимо и строго предопределено, без доли неизвестного. А это означало бы невозможность творческого поиска новизны в пространствах неизведанного и невозможность бесконечности развития мира, а значит невозможность самой жизни. Таким образом, нерешаемость вопроса о воли и выборе сама по себе является единственно возможным пространством для жизни. Сама жизнь является бесконечным ответом на этот неисчерпаемый вопрос. Известная же часть вопроса заключается в том, что внешние обстоятельства прямо и попросту согласуются с нашими внутренними свойствами и нашим прошлым опытом. Словом, внешние обстоятельства согласуются с внутренними. Ситуацию можно представить в виде схемы. Нарисуем большую восьмёрку, где меньшая её петля будет прошлым, большая петля будет будущим, а точка их соединения настоящим моментом – в коем кроется первородная, базовая частица – Божественная частица-время. Вся эта восьмёрка – Божья воля, она включает в себя всё сущее. Нарисуем внутри этой большой восьмёрки маленькую, так чтобы точка соединения её петель совпала с точкой соединения петель большой восьмёрки. В виде таких маленьких восьмёрок можно представить любую частную производную Божественной воли, например, волю человека. Тогда в маленькой восьмёрке меньшая петля будет внутренним потенциалом человека, его прошлым опытом, а большая петля будет внешними обстоятельствами, пространством для будущего развития. Большая восьмёрка и включённые в неё маленькие гармонично пульсируют, изменяя свою геометрию, вытягиваясь и сокращаясь, меняя соотношения размеров петель. При вытягивании на меньшую область пространства петли может оказываться большее линейное давление, а при сокращении наоборот. Воля может более интенсивно воздействовать на меньшие области петель, а может
менее интенсивно, но на большие области. Воля может задействовать больше или меньше внешних обстоятельств и перспектив будущего, больше или меньше внутреннего потенциала. При этом соотношение размеров петель может меняться, но меньшая петля воли (внутренний потенциал прошлого опыта) никогда не превосходит в размере большую петлю. Так реализуется потенциал воли для развития нашего мира. При этом хаос неизвестности присутствует во всём – и вокруг нас и внутри нас. В человеке постоянно вибрирует хаос, и всякий раз, когда человек принимает любого рода решение, малое или большое, осознанное или неосознанное, хаос вносит в этот процесс свои невычислимые поправки. Мы всегда будем принимать решения на основе суммы своих чувств и знаний, но никогда не будем знать вполне ни результатов нашего решения, ни его причин. Мы никогда не будем знать вполне как мы приняли то или иное решение, потому что неизвестно сколько в нём проявилось наших чувств, сколько знаний, а сколько хаоса неизвестности, невычислимо повлиявшего на наш выбор. Можно было бы считать, что этот самый вездесущий хаос неизвестности и есть Бог. Но вернее будет считать, что Бог это единая первородная частица сообщающая свою созидательную, жизнеутверждающую вибрацию всем пустым пространствам неизвестности и небытия, обеспечивая тем самым бесконечное существование и развитие мира. Тогда Бог это вечное стремление к порядку среди вечного хаоса. А человек, как и всякая иная сущность, есть носитель частицы Божьей воли, стремящийся к счастью гармоничного единения со всем окружающим через созидание порядка. В жизни всегда надо больше ориентироваться на чувства, так как в наши знания, в наш опыт неизбежно закрадываются и копятся ошибки, нездоровая неактуальная инерция и страх неизвестности, а чувства наши всегда открыты для нового, всегда основаны на первородной любви. Индивидуальная, неизменная, никогда не познаваемая до конца форма этой любви дана нам Богом и является нашей глубинной сутью. И только нашим чувствам доступно то, что мы не в состоянии понять умом. Только опираясь на чувства, мы сделаем то что действительно хотим, то что будет вернее всего и то что более всего угодно Богу. В общем смысле вся наша жизнь это преодоление страха любовью. Бывает трудно. Но отступить перед невзгодами, сдаться и потерять волю к жизни это значит предать Божий замысел, безмерно опечалить всех кто тебя любит, подвести всех кто от тебя зависит и всех кто на тебя надеется. Обязательно надо стараться, надо продолжать, не поддаваясь лени, унынию, сомнениям и страхам, не только ради себя, но потому что, живя и созидая, ты обязательно делаешь мир лучше, делаешь счастливее всех тебя окружающих.
Могут быть ситуации, когда человек не может принять решение, потому что не набирается достаточный для этого потенциал. Его расходуют взаимоисключающие доводы, конфликты между мотивациями, наличие большого множества близких по ценности вариантов и трудность точной оценки некоторых аспектов ситуации. Тогда человек в тупике. Тогда человеку нужен отдых, бездействие и созерцание в неспешном ожидании дополнительных данных, мотиваций. Неумолимый ток времени обязательно заставит человека принять хоть какое-то решение. Тут важно помнить, что излишний страх и излишние сомнения изолируют человека, расходуют попусту его силы, мешают его участию в созидании мира. И только любовь интегрирует человека в окружающий мир и позволяет участвовать в созидании мира, помогая найти верный путь, помогая найти своё место, помогая найти своё счастье и послужить счастью окружающих. А посему любовь в человеке всегда должна быть сильнее страха. Соблюдая разумную осторожность, никогда нельзя при этом руководствоваться в решениях страхом. При принятии любых решений в приоритете всегда должна оставаться любовь, а не страх, жадность, лень, обида или гнев. Вообще, жизнь это искусство выбора меньшего – быть чемто, а не всем сразу, быть человеком, а не Богом, дать больше, чем взять, искать что-то очень своё, а не претендовать на всё подряд... Человек всегда хочет быть прав. Несмотря на весь накопленный жизненный опыт, человек периодически обязательно ошибается, то ли по вине неких «новейших неучтённых данных», а то и вовсе по неясным причинам. Казалось бы, в процессе любого решения всего лишь согласуются наши внутренние свойства со свойствами окружающего пространства. Но есть что-то ещё, та самая искра Божия, частица его воли, данная человеку – это любовь, часто безадресная, смутная, обращённая то к чему-то конкретному, то к чему-то очень общему и абстрактному. Оттого мы иной раз поднимаемся высоко над неразрешимой проблемой и принимаем невычислимо, непостижимо мудрые решения, основанные на любви. А иной раз мы упрямо ошибаемся даже в простейших вопросах, действуя по привычке, по инерции, основанной на устаревших, неактуальных данных, основанной на излишних страхах и сомнениях. Сила привычки велика, это часть нашего былого опыта, часть нас, и мы иногда не в силах действовать правильно в новых обстоятельствах, хотя прекрасно видим верное решение. Одно ясно – мы обязаны стараться, обязаны ориентироваться, и на накопленный опыт, и на новые обстоятельства, обязаны пробовать ещё и запоминать результаты, накапливая новый опыт, формируя новые, актуальные, полезные привычки, взамен старым и вредным. В совершенно новых, незнакомых обстоятельствах следует опираться не на подробный и детальный устаревший опыт, а на базовые, основополагающие, неизменные данности, на «вечные ценности».
Тогда ошибок будет меньше, несмотря на недостаток нового, актуального опыта. – Складно... Вот, вроде и ясно всё, и знаю что делать, и знаю чего хочу, а сомневаюсь. Сам не пойму – в чём. Как что устроено – ясно. Я – сумма свойств, мир – сумма обстоятельств. Но если всё из свойств и обстоятельств, внутренних и внешних, то разве я, или кто другой может с ними спорить? И значит, неизбежно всё будет согласно этим обстоятельствам. Зачем же тогда мне прилагать усилия, зачем принимать решения? Где здесь я? – Ты постоянно, мизерным, частным образом влияешь на всё в этом мире. Так же, как мир постоянно принимает решения о том, чтобы быть, о том, чтобы быть таким, каков он есть, так и ты постоянно принимаешь решения по поводу своего существования. Быть тебе, или нет. Как быть. Ты постоянно созидаешь свою и общую жизнь. А сомневаешься ты из-за постоянного сопротивления небытия. Оно упорно сопротивляется всякой жизни: и твоей жизни, и жизни других, и жизни вообще в целом. Выход здесь в том, чтобы всегда уделять внимание вновь открывающимся обстоятельствам, гармонично реагировать на все изменения в мире, согласовывать свои желания с желаниями окружающих, стремиться к общему благу и поменьше дорожить своими неактуальными привычками. Не следует излишне поддаваться неактуальной и непродуктивной инерции. Не следует предаваться излишним, навязчивым сомнениям. Они – лишь страх перед новым опытом. При этом не надо пытаться вычислить невычислимое и узнать заранее то, что выясняется только сообща со всем тебя окружающим, посредством всеобщего жизненного эксперимента. Помни, что ты не один. Не пытайся всё понять сам. Оставь кое-что для других. Если ты слишком долго и уже без всякого удовольствия маешься каким-то делом, вопросом, размышлением, то подумай: может это не настолько твоё дело, насколько ты в него вкладываешься, может, в нашем прекрасном, огромном мире найдётся много талантливых людей, которые будут решать эти вопросы не только эффективнее, чем ты, но ещё и с намного большим удовольствием. Не пытайся лишить их этого удовольствия, мучая себя чужим делом! Не отнимай у этих людей их радости, не жадничай, не бери чужого. Зачем тебе чужое дело, чужое предназначение. Чужое счастье украсть невозможно. А ведь из-за того, что ты потратишь на чужое дело слишком много своего времени и сил, кому-то потом придётся делать за тебя как раз то, что лучше всего получилось бы именно у тебя. Ищи для себя такие дела, которые несут радость тебе и несут радость другим. Мы всегда стараемся делать, что хотим. Нам всегда хорошо удаётся делать то, что мы можем. И нас всегда просят делать должное. Хорошо, когда твоему делу присущи все три аспекта. Хорошо, когда ты делаешь то, что хочешь, можешь и должен.
– Кажись есть у меня одно такое дело... – Ну, значит тебе долго сомневаться теперь ни к чему! Да и некогда уже. Время-то позднее. А хорошо выспаться перед новым днём – это, пожалуй, поважнее будет любых диспутов по выяснению истины во всех её бесконечных подробностях. Местный откинулся на ворох соломы за спиной, поглядывая на звёздное небо из-под полузакрытых век. Захожий последовал его примеру. Во сне захожий, то хмурился, то чему-то улыбался. Когда Местный проснулся, захожего уже не было. На углях стоял горячий чайник, а рядом – пол пачки печенья. Местный навёл себе чаю, скептически пощупал чёрствую краюху, припасённую им вчера для завтрака, и взялся за оставленное печенье. *** Вскоре разговор у них опять пошёл этакий, мудрёный, да околонаучный. Местный вещал нараспев: – Потребление информации и общение это вовсе не пустая забава. Природа неспроста так устроила, что человек получает при этом удовольствие. Видишь ли, человеческая личность, в некотором смысле, питается информацией. Эта информация напрямую улучшает психологическое состояние человека, а косвенно и глубоко опосредованно улучшает, и его чисто физиологическое благополучие. Человек, хорошо владеющий нужной информацией и имеющий хорошо выстроенные отношения с окружающими, лучше ориентируется в любых ситуациях и способен лучше обеспечить свой физический комфорт, здоровье, безопасность, размножение... *** В этот день тоже говорили много и засиделись допоздна. Совсем к ночи, когда уже обсудили всё насущное вплоть до погоды, разговор как полагается пошёл глобальный, да философский. – Но ведь, если Бог один, то до какой же степени ему должно быть одиноко!? Это ж, какая тоска! Люди от одиночества запросто с ума сходят... – Не забывай, что Бог – не человек. Бог – понятие исключительное, в чём-то, может и парадоксальное. Хотя своего рода драматизм в этом всём конечно есть… Изначально Бог разделился на свет и тьму, чтобы на самой границе между оными возникла жизнь. И теперь, есть свет и тьма, добро и зло… А жизнь – это всегда, нечто третье, призванное бесконечно восстанавливать
Божественное единство, разделившееся некогда на две, казалось бы, непримиримые и взаимоисключающие частности. Жизнь, бесконечно дробясь на новые частности в своём бесконечном развитии, вечно стремится к гармоническому единству и согласию. Это единство и согласие никогда не достижимо вполне, чем и обеспечивается возможность бесконечного развития жизни. Видимо, проблема Божественного одиночества решается тем, что Бог, как целое, делегирует каждой своей частности крупицу своей воли, чтобы всё сущее жило, развивалось, общалось и множило всё новые частности: всяческие дела, свершения, рождение детей. Отказ от своей частности и пренебрежение своей человеческой жизнью гибельно не только для самого человека, это наносит ущерб мировой гармонии и умножает одиночество Бога. Мир должен расти, дробясь на всё новые, прекрасные частности, которые при этом согласуются и обобщаются во всё более совершенном, но никогда не идеальном виде Божественного единства. Так же и человек прислушивается ко всем своим разнообразным ощущениям, впечатлениям и разумным доводам, «делегирует свою волю всем своим нейронам», чтобы те «высказались» и пришли к некоему «согласию». При этом сознание человека, его личность тоже остаются целостными. Бог самовыражается через творение нашего мира. Нашу вселенную можно, в некотором смысле, считать телом Бога. И возможно проблема Божественного одиночества отчасти разрешится тогда, когда наша вселенная дойдёт до пределов своего развития, полностью раскроет свой потенциал и всецело, исчерпывающе осознает себя. Вселенная придёт в некое Божественное состояние, более связное и целостное. И тогда сам Бог изменится, поднимется на новый уровень развития. Возникнут новые законы физики, новая вселенная. И то, что раньше являлось единым и единственным Богом, станет теперь только крупной частностью Божества нового уровня. Быть может когда-то будет существовать множество этих крупных частностей, множество этаких «Прежних Богов». Они будут уже не единичны, будут сообщаться между собой в контексте «Единого Божества нового уровня» и значит они уже не будут не одиноки. Но сразу возникает новая драма. Обновлённое, изменившееся понятие единого Бога должно своим целостным и единственным в своём роде существованием объединить всё сущее, всех «Прежних Богов» и всё их содержимое в новую, единую систему. Значит Бог, снова одинок. Хотя и это будет только временное одиночество, пока «Обновлённый Бог» не самовыразится в сотворении такой сложной, интересной вселенной, которая станет на пике своего развития новейшим, сложнейшим Богом, ещё более высокого уровня. В общем, драма Божественного одиночества, быть может,
отчасти разрешается через бесконечное развитие вселенной, через бесконечное развитие понятия «Бог». *** – У меня руки опускаются от мысли о том, что бытие вечно. Времени было предостаточно для чего угодно. Зачем тогда наши сиюминутные усилия? И почему же мы всё ещё здесь? Почему за все прошедшие времена не успело произойти всё, что происходит сейчас и чему ещё предстоит произойти? – Здесь, видишь ли, вечное бытие против вечного небытия. Вечное бытие предполагает, что всё могло уже давным-давно произойти. А не менее вечное небытие предполагает, что могло вообще ничего никогда не быть. В борьбе этих понятий формируется наша вселенная. В этом смысле представляется вполне естественным, что всего сущего ровно столько, сколько есть, и мы именно здесь и сейчас, такие как есть, не больше, не меньше и не иначе. Бытие в вечной борьбе с небытием стремиться принимать всё более совершенные формы. Мир таков, каков есть, потому что пока ничего лучшего не придумано. Поиск более совершенных форм продолжится, и будет продолжаться вечно. – На ночь про вечность хорошо… – Заходи, когда не спиться. Я всегда на месте. *** – Всё как-то в этой жизни не ясно и не определённо. Я всё сомневаюсь: может, я зря время теряю, меньше делаю, чем могу, или вообще не то делаю? – Слишком много не сомневайся. Как раз на эти сомнения зря время и тратишь. Живи по течению, в согласии с окружающим. А идеальный порядок в жизни, и невозможен, и не нужен. Если жизнь будет слишком рациональна и прагматична, то будет потеряно многообразие мира, а вместе с тем и потенциал его развития. Как всегда, всё хорошее – хорошо в меру. Нельзя впадать в крайности. И дело делать надо, и умеренно побездельничать полезно. Временное безмыслие и бездействие всякой частной сущности даёт глобальному целому пространство для манёвра, чтобы гармонизировать всё сущее, всё на данный момент происходящее в мире. Недаром первая заповедь врача – не навреди, то есть – не сделай лишнего. Очень важно – прежде всего, не делать лишнего. Тебе, например, – не тревожиться и не сомневаться попусту! Всяческие простые, спокойные, малоинтенсивные занятия – разнообразный отдых, прогулки, созерцание, сон, еда, спокойное неторопливое общение, близость, объятия – нужны, чтобы гармонизироваться с окружающим, чтобы не сделать лишнего, чтобы дать
место для активной деятельности других, чтобы не запутаться в сложном, не запутаться в деталях и подробностях, чтобы не потерять связи с целым и общим, с самым базовым и основополагающим, чтобы не разучиться воспринимать новое и начинать что-либо с самого нуля... Регулярная простейшая деятельность необходима человеку, чтобы он никогда не забывал о самом простом и, вместе с тем, о самом важном, об основополагающей сути бытия – о нашем вечном всеобщем стремлении к счастью и развитию посредством нашего гармоничного единения с окружающим миром. Ибо, чем лучше человек об этом помнит, тем гармоничнее и эффективнее будет вся его деятельность. И, чем больше и лучше человек практикуется в простых, малоинтенсивных, расслабляющих волю и сознание делах, тем больше и лучше сможет качественно выполнить сложные, интенсивные, напряжённые дела. Наверное самое простое и, вместе с тем, совершенно необходимое занятие это потребление пищи. Но даже это занятие, не только прямо и попросту поддерживает нашу материальную сущность, но и гармонизирует нас с окружающим, учит искать наибольшего разнообразия и качества, учит чувству меры во всём, учит искать верные, согласованные ритмы деятельности, учит постоянству, регулярности и дисциплине во всём простейшем и, вместе с тем, наиважнейшем, базовом и основополагающем. Также важно отметить что простейшие, малоинтенсивные занятия, как бы, ориентируют человека, постоянно подчёркивая в ряду более сложных, активных и трудных дел наиболее актуальные и востребованные обстоятельствами. Так происходит, потому что возможность простых и приятных, малоинтенсивных занятий, всяческого отдыха и простых радостей в большей мере становится доступна человеку, именно в связи с его успешной более сложной и напряжённой деятельностью. Таким образом, приводя все наши более сложные дела к «общему знаменателю», то есть к самому простому и общему итогу, мы окончательно реализуем их смысл, достигаем полной гармонии и единения с окружающим миром. Именно все эти наипростейшие занятия окончательно и максимально полно выражают смысл всех прочих более сложных дел, обобщают и организуют всю нашу прочую, более сложную и тонкую деятельность в наиболее гармоничную и согласованную систему. Именно ответственные, осознанные и регулярные простые занятия делают всю нашу прочую, более сложную и напряжённую деятельность наиболее эффективной. Тут можно ещё раз повторить уже сказанное выше: «Чем больше и лучше человек практикуется в простых, малоинтенсивных, расслабляющих волю и сознание делах, тем больше и лучше сможет качественно выполнить сложные, интенсивные, напряжённые дела». Конечно здесь, как и во всём, тоже нужно знать меру, которая вычисляется только прямым каждодневным жизненным экспериментом.
Каждому придётся всю жизнь решать и бесконечно уточнять – сколько и чем ему следует заниматься. Ясно одно – не следует человеку чрезмерно стыдиться и избегать бездействия и праздности, не следует брезговать и пренебрегать простыми делами и простыми радостями. Вот так. Ибо: простое – суть сложного! А в поисках наиболее гармоничного и продуктивного режима бытия необходимо ориентироваться в равной мере и на внешние обстоятельства, и на собственные чувства и желания. Следует спокойно и методично искать и всю жизнь уточнять своё верное место в этом мире. В этом поиске человек обязательно стремиться к гармонии между «хочу», «могу» и «должен». При этом желанное согласуется с должным через возможное, подобно тому, как прошлое выражается в будущем через настоящее. И относись к жизни легко, как к приключению. Не надо подолгу застревать на каждом жизненном перекрёстке и зря тратить силы и время на бесконечные пустые сомнения. Надо делать свой выбор и следовать ему. Зачастую это нелегко, иногда даже в мелочах. Каждый раз, независимо от масштаба и категории вопроса, независимо от деталей его решения, это, прежде всего будет принципиальный выбор между «быть» и «не быть». Это всегда будет ещё один шаг в неизвестность, ещё одна попытка отвоевать у небытия пространство для новой красоты, для нового знания, для новой жизни. Мы обязаны, не смотря ни на что, всегда решать этот вопрос положительно до самого конца наших сил, до самого конца нашей жизни. Потому что иначе мы подведём окружающих, взваливая на их плечи всё то, что должны были сделать сами, потому что иначе мы предадим созидательный труд Бога, принявшего изначальное положительное решение, давшее начало существованию вселенной. Здесь нельзя лениться, нельзя останавливаться, нельзя впадать в отчаянное бездействие. Наше личное счастье, счастье окружающих и весь этот мир растут за счёт наших усилий. Надо конечно во всём меру знать. Если в чём-то хватишь лишку, надорвёшься физически или морально – пользы в этом не будет. Всегда надо искать для себя оптимальный режим и наилучшее место приложения своих сил. Иной раз в твоём восприятии в той или иной мере может присутствовать боль. Она может быть велика и может заставлять тебя сужать своё восприятие, чтобы меньше чувствовать эту боль. При суженном восприятии ты становишься менее эффективен, и тебе тяжелее преодолевать свою боль и решать всяческие жизненные задачи. С этим надо понемногу бороться... Следует стараться фокусировать восприятие не на боли, а на чёмто ином, и стараться чтобы твоё восприятие было шире и больше, чем твоя боль, чтобы боль не могла затмевать и останавливать твоего восприятия.
Вообще, счастье неизбежно! Не сейчас, так потом! Не ты, так другие! Так что не хандри, а делом займись. Дела нет, или устал – так занятие себе найди по душе. Нет занятия – с человеком поговори. Совсем нечем и не с кем заняться – расслабься и созерцай, тихо радуясь всему, что уже удалось ранее, тебе самому, другим людям, Богу. А как отдохнёшь – снова забавы весёлой для себя поищи, людей интересных, да дела хорошего. Всегда когда сталкиваешься с нездоровой инерцией неактуального, болезненного, пустого страха – следует расслабиться и переключиться на иное, а когда чувствуешь любовь, желание, радость – то следует внимать, общаться, а при надобности и прилагать усилия, стараться. Любимые занятия и любимые люди всегда будут вдохновлять тебя на новые труды и на продолжение всего лучшего из твоего прошлого. Что мне тут добавить... Разве что попробую напоследок сказать ещё раз про всё, о чём говорил, но теперь совсем уже кратко, для закрепления так сказать, ибо «сложное обретает силу, только приняв простейшие формы». Например, можно так: тело Бога – время, дух Бога – любовь. Мы всегда внутри Бога – мы внутри времени, и внутри нас всегда Бог – внутри нас любовь. Этим обеспечивается целостность вселенной, единство и гармония всего живого. Любовь внутри всякой частности сущего устремлена в окружающие его бесконечные просторы времени. И каждая деталь сущего вечно стремиться к целостности через вечный поиск своего наиболее верного места в глобальной системе. Всякая сущность содержит Божественную частицу и бесконечно стремится к постоянно растущему, но никогда не достижимому вполне единению с Богом. Этим обеспечивается вечный рост и развитие вселенной, то есть само существование жизни. В основе нашего существа лежит способность принимать решения, делать выбор. Эта способность обеспечивается Божественным даром любви. Эта любовь – вечное стремление к единству и гармонии, к созиданию и развитию, ко всё большему совершенству, она проявляет себя как невычислимая, непрогнозируемая вибрация частицы Божьей воли внутри данной нам Богом неизменной формы нашего характера. Эта вибрация делает даже самые равноценные для рационального восприятия варианты разными по ценности, делает какой-то из них наиболее интересным, приоритетным, самым насущным на данный момент, и таким образом позволяет нам делать свой выбор. И мы всегда делаем этот выбор с целью достижения всё большего счастья и развития, своего и всеобщего. Бог принял первичное решение «быть», Бог сделал первый шаг в неизвестность. Затем Бог самовыразился в создании мира, делегируя свою
волю каждой частности во вселенной, чтобы таким образом всё эффективнее, всё дальше проникать в пространства неизвестного. Частности отделены друг от друга неизвестностью, и сами частности отчасти остаются тайной друг для друга, так как знания частностей об окружающем не могут быть полны. Этим обеспечивается возможность развития мира. Все мы, являясь частностями целого, постоянно принимаем не вполне верные решения, основанные на неполных знаниях. Мы всегда отчасти правы, отчасти ошибаемся. Мы обязательно должны стараться, но при этом нам никак не обойтись без ошибок. Ошибки неизбежны и необходимы, они соединяют сферу знаний с пространством непознанного. Мы бесконечно компенсируем свои и чужие ошибки новыми, творческими, интересными, иной раз очень благоразумными, но опять же несовершенными решениями. Тем самым мы продолжаем развитие вселенной. «Да здравствует вечное дело созидания мира!» А по поводу любого рода трудностей... Для правильного к ним отношения важнее всего понимать самое простое: жизнь просто постоянно нас тренирует, а мы просто становимся всё лучше, всё эффективнее. Со временем ты просто станешь больше и сильнее всех своих прошлых проблем, болей и страхов. Ты проживёшь свою большую жизнь, а в самом её конце, когда все твои главные задачи будут в основном выполнены, и силы твои будут на исходе, ты уснёшь мирным, благостным, счастливым сном смертельно усталого человека, успевшего сделать всё самое важное, самое интересное и любимое в этой жизни. – Складно. Но, к слову, что же тогда будет для человека после всего этого? – Человек возникает из большой, сложной суммы обстоятельств. И итог человеческой жизни – это тоже сумма неких обстоятельств, произведённых человеком в течение всей его жизни. Умирая, человек теряет свою обособленность, растворяется в мире, возвращает делегированную ему на время жизни частицу Божьей воли. И когда собственная воля больше не мешает умирающему, то он наиболее объективно, без превратности, без самообмана воспринимает результат своей жизни с позиции всеобщего блага, с Божественной позиции. Тогда человеческий рассудок способен возвыситься над человеческой гордыней и оценить объективно свои деяния. Сие и есть Божий суд. Человеку приходится пройти через чистилище осознания всех своих ошибок, всего причинённого им зла. При этом человек возвращает в небытие ту часть себя, ту часть своих сил, те душевные ресурсы, какие обращал во зло. А после, очищенная человеческая суть полностью выражается в последствиях его лучших прижизненных деяний.
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв