Власть и право в российской правовой традиции (на примере воззрений С. Л. Франка)

Цель и задачи исследования: Основной целью данной работы стало выявление ключевых черт, характеризующих российское представление о праве и власти, нашедших отражение в творчестве С. Л. Франка. В рамках исследования были поставлены следующие задачи: - обозначить основные особенности российской правовой традиции; - раскрыть специфику взглядов С. Л. Франка на устройство общества, выявить место, занимаемое институтами власти и права в этом устройстве, а также охарактеризовать процесс формирования этих социальных институтов; - соотнести взгляды С. Л. Франка на власть и право с воззрениями других отечественных и зарубежных мыслителей; - проследить воплощение особенностей российской правовой традиции в творчестве С. Л. Франка и других мыслителей, указать на возможность обратного влияния философских представлений о социальных институтах власти и права на правовую действительность; Выводы, сделанные по результатам исследования: 1. Российская правовая традиция обладает своеобразием, существенно отличается от традиции западноевропейской. Ключевым отличием, из которого и произрастают все остальные является то, что право в российской культуре выступает в качестве ценности относительной, а в качестве абсолютной ценности предстает, традиционно, веление Правды. 2. Концепция общественного устройства, предложенная С. Л. Франком и отражающая особенности российского правосознания, представляется весьма актуальной на сегодняшний день. Она содержит вариант справедливого баланса между общественным единством и самостоятельной ценностью каждой отдельно взятой личности, поиск которого всегда был одним из важнейших направлений развития российской правовой мысли. Именно при таком балансе, основанном на определенном доверии человека к человеку, становится возможным существование и права, и власти, которая восходит не к насилию, а воспринимается как воля, имеющая в своем основании добровольное подчинение. Эти идеи С.Л. Франка могут послужить основой для самобытной политики российского правового государства. 3. В своих трудах Франк обосновал идею общественного бытия, как субъективно-объективного явления. Эта идея была достаточно оригинальна для его времени и не теряет актуальности. Именно такой подход позволяет объяснить, во-первых, процесс формирования общественного института, а, во-вторых, он выявляет не только существование института, в том числе власти и права, как объективной силы, но и позволяет сделать важный вывод о сохраняющейся зависимости этих институтов от их признанности со стороны общества, то есть о необходимости их социальной легитимации. 4. В творчестве С. Л. Франка, а также других отечественных мыслителей, происходит чрезмерное сущностное сближение институтов власти и права. Такой подход может привести к формированию тенденции к пассивному подчинению власти, к чрезмерному усилению роли государственной власти, но не активному созиданию права и упрочению его значимости в общественном сознании. Данная тенденция особенно опасна в рамках искаженного понимания идеи служения, которая в своем первоначальном виде очень близка российской культуре. Однако подход к правовой традиции, как к социальному, а поэтому по природе своей субъективно-объективному явлению, основанному на онтологических закономерностях (своего рода естественном праве), признает возможность ее гармоничной корректировки в рамках действующей правовой политики.

Государство и право. Юридические науки
Диссертации

Вуз: Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ)

ID: 587d36865f1be77c40d5916f
UUID: 3f534f11-35b0-489c-970a-0c300817038d
Язык: Русский
Опубликовано: больше 4 лет назад
Просмотры: 91

Устинович Марина Андреевна

Источник: Санкт-Петербургский государственный университет


0

Комментировать 0

Рецензировать 0

Скачать - 383631 bytes


Поделиться работой
Current View

Рецензии:

  Авторизуйтесь, чтобы добавить рецензию

- у работы пока нет рецензий -

Для лиц старше 18 лет