100
POLITICAL SCIENCE / «Colloquium-journal»#3(55),2020
Council.” EyeontheArctic, 3 April, 2019,// [Электрон- .ru%2Findex.php%2Fnovosti-left%2Fnovostiный ресурс] // URL: http://www.rcinet.ca/eye-on-the- instituta%2Fitem%2F1304-soglashenie-oarctic/2019/04/03/iceland-arctic-council-presidentsotrudnichestve&cc_key= // (дата обращения
putin-johannesson-meeting/
//
(датаобращения 21.08.2019).
06.09.2019).
33. URL:https://eng.yidaiyilu.gov.cn/info/iList.js
31. YamalLNG (2019), Abouttheproject, // p?tm_id=139&cat_id=10058&info_id=39154 //(дата
[Электронный
ресурс]
//
URL: обращения 20.08.2019).
http://yamallng.ru/en/project/about// // (датаобращения 12.09 2019).
32. URL:
https://vk.com/away.php?to=https%3A%2F%2Focean
Тарасова Анастасия Сергеевна
Студент
Санкт-Петербургский
государственный университет,
Россия, г. Санкт-Петербург
ВЛИЯНИЕ ЕВРОПЕЙСКОЙ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ НА РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНТЕРНЕТ
ПРОСТРАНСТВА В ГЕРМАНИИ
Tarasova Anastasia Sergeevna
Student
Saint Petersburg
state University,
Russia, Saint Petersburg
INFLUENCE OF THE EUROPEAN LEGAL CULTURE ON THE REGULATION OF THE INTERNET
SPACE IN GERMANY
Аннотация
В статье рассматриваются аспекты сотрудничества ЕС и Германии в сфере управления Интернетом, применения общих законодательных актов, возникновения и разрешения конфликтов, анализ общественных настроений. Особое внимание уделяется европейским принципам контроля над Интернетом,
которые стали применяться в Германии, а так же противоречиям по отдельным вопросам информационной повестки.
Abstract
The article considers the aspects of cooperation between the EU and Germany in the field of Internet governance, the application of common legislative acts of the emergence and resolution of conflicts, analysis of public
attitudes. Particular attention is paid to the European principles of control over the Internet which have been used
in Germany and contradictions in some aspects of information agenda.
Ключевые слова: регулирование Интернета, управление Интернетом, защита персональных данных,
информационное общество, информационная безопасность
Keywords: Internet regulation, Internet governance, personal data protection, information society, information security
Защита персональных данных является ключевой характеристикой европейского подхода к регулированию отношений в информационной среде.
Данная особенность во многом объясняется культурным фактором: партнерские, равноправные отношения исторически сложились между европейским социумом и государством, граждане ЕС являются инициаторами законотворческих инициатив,
направленных на сохранение демократического
строя, одной из основных ценностей которого является неприкосновенность личных данных. Однако,
регулирование Интернет пространства, в связи с
анонимным и публичным характером данной
сферы, требует умелого сочетания политических и
юридических принципов [11].
Рассматривая влияние Европейской правовой
культуры на регулирование Интернет пространства
в Германии, отметим несколько основных трендов
в вопросе влияния европейской правовой системы
на немецкий национальный подход к проблеме защиты персональных данных:
Понимание термина «персональные данные»
Личные права
Информационная политика
Финансовые аспекты
Понятие «персональные данные» в рамках Европейского Союза можно интерпретировать как
«персонифицированная информация, обрабатываемая автоматизированными электронными средствами» [10]. Стоит добавить, что и на национальном уровне существует множество определений понятия «персональные данные», что вызывает
определенные сложности на современном этапе
«Colloquium-journal»#3(55),2020 / POLITICAL SCIENCE
101
формирования единого информационного подхода, специалистов по отношению к новому закону неодпоэтому органам ЕС необходимо более точно сфор- нозначно. "Самое слабое место договора в том, что
мулировать данное понятие и унифицировать циф- власти США не могут предоставить твердых гаранровую терминологию в целом. В законе «О персо- тий об их действиях по проведению слежки", — отнальных данных» ФРГ определение звучит схоже: метил правозащитник Джереми Малкольм, подперсональные данные – это «отдельные сведения о черкнув уязвимость соглашения 2016 года [3].
личных или деловых отношениях определенного
В сфере регулирования финансовых операций
физического лица» [«Personenbezogene Daten sind в Интернете Германия, как и другие страны ЕС,
Einzelangaben über persönliche oder sachliche имеет достаточно много обязательств перед ЕС.
Verhältnisse einer bestimmten oder bestimmbaren Так, принятый в апреле 2016 года акт под назваnatürlichen Person»][4]. Германия является пионе- нием «Общие правила защиты персональных данром в разработке законов о персональных данных, ных» привел к ужесточению правил в сфере междупоэтому, в отличие от других стран ЕС, ФРГ при- народной торговли. Основные цели данного закона
шлось значительно подстраивать свой националь- – предоставить гражданам ЕС обратный контроль
ный подход под европейский и пытаться прийти к над данными и упростить регулирование среды
общему знаменателю. Однако, как было упомянуто международного бизнеса путем унификации заковыше, европейские страны разделяют общую пра- нодательства в рамках ЕС [6]. Данный акт привнес
вовую культуру, поэтому унификацию законода- некоторые изменения в цифровую повестку, напрительства в сфере понимания термина «персональ- мер, пересмотр норм перемещения данных на терные данные» можно считать если не полностью за- риторию третьих стран, изменение сферы применевершенной, то достигнувшей определенного этапа, ния, что серьезно влияет на сложившуюся систему
соответствующего существующим реалиям.
торговли ЕС [3]. На уровне федерального правиНаправление защиты личных прав в информа- тельства продолжаются дискуссии о мерах, влияюционной сфере можно назвать одним из самых пло- щих на онлайн-рынки, которые могут помешать ондотворных взаимодействий органов ЕС и ФРГ. Так, лайн анонимности.
представители ФРГ подписали и ратифицировали
Германия является страной с высокой степеряд документов, регулирующих отношения в Ин- нью свободы Интернета: по версии агентства
тернет пространстве. Например, Германия присо- Freedom of the net ФРГ получила 80 из 100 баллов
единилась к «Конвенции о защите частных лиц в за 2019 год в рейтинге Свободный Интернет. Неотношении автоматизированной обработки данных удивительно, что Европейская директива об авторличного характера» 1981 года [2], ФРГ также явля- ском праве, которую ЕС утвердил в апреле 2019
ется членом Организации по экономическому со- года, была встречена немецкими онлайн- и офтрудничеству и развитию, принявшим Директиву флайн-протестами [5].
ОЭСР о защите неприкосновенности частной
Заключение
жизни и международных обменов персональными
Европейская правовая культура влияет букданными [1]. На уровне индивида договоры позво- вально на все основные сферы развития информаляют обеспечить защиту гражданских прав и лич- ционного законодательства, представляя собой ценых свобод; на уровне межгосударственного со- лостный концептуальный подход. Однако, в свете
трудничества заключение соглашений приводит к последних тенденций к большей самостоятельнорасширению взаимодействия и сближению нацио- сти стран-членов Европейского Союза, в рамках
нальных правовых систем стран ЕС.
взаимодействия органов Германии и ЕС будут возКолоссальное влияние общеевропейских инте- никать сложности.
ресов на информационную политику Германии отСуществует общее убеждение, что свобода
ражается в заключении договоров с третьими стра- Интернет пространства неотъемлемая часть открынами. Так, США является стратегическим экономи- того демократического общества. Актуальная тема
ческим и политическим партнером ЕС, поэтому для обсуждений в мировом сообществе – «сетевой
регулирование европейско-американских право- нейтралитет» Германии. В то время как в ЕС аквых отношений в информационной среде является тивно вырабатывается новое законодательство по
важнейшей вехой европейского законодательства.
усилению контроля в Интернет пространстве,
Так, например, между США и ЕС был заклю- немецкая нормативно-правовая система остается
чен договор «Безопасная гавань» («Safe harbour»), более открытой и либеральной. Поиск баланса
который позволял производить обмен данными между национальными принципами и общеевромежду государствами, контролируемый органами пейскими ценностями как в сфере правовых вопрообеих сторон. Однако, в результате расследования, сов, так и в глобальных задачах развития является
проведенного медиаюристом М. Шремсом в рамках важнейшей задачей стран Евросоюза.
созданной им организации «Европа против
Список литературы:
Facebook» [7], были установлены злоупотребления
1. Директива ОЭСР о защите неприкоснов сфере хранения и использования европейских венности частной жизни и международных обмеданных со стороны США. В феврале 2016 года нов
персональными
данными
–
URL:
«Безопасная гавань» была заменена договором http://www.uipdp.com/articles/2011-05/09.html
«Конфиденциальный щит ЕС-США»(«UE-US
privacy shield»), который регулирует процесс обмена коммерческими данными. Однако, мнение
POLITICAL SCIENCE / «Colloquium-journal»#3(55),2020
2. Конвенция о защите частных лиц в отно- «Trade and privacy: complicated bedfellows? How to
шении автоматизированной обработки данных лич- achieve data protection-proof free trade agreements»
ного
характера–
URL: p.10-11. Institute for Information Law. Amsterdam.
http://mosmediator.narod.ru/index/0-278
2016
3. Правозащитник: новый договор с США не
9. Radu, R. & Chenou, J. Data control and digital
защитит ЕС от слежки Вашингтона. Информацион- regulatory space(s): towards a new European approach.
ный портал «РИА новости» 4.02.16 – URL: Internet Policy Review, 4(2) 2015 https://policyrehttps://ria.ru/world/20160204/1369713028.html
view.info/articles/analysis/data-control-and-digital4. §3 Weitere Begriffsbestimmungen. Bun- regulatory-spaces-towards-new-european-approach
desdatenschutzgesetz (BDSG) – URL: https://www.ge10. Иванский В.П. Правовое регулирование
setze-im-internet.de/bdsg_1990/__3.html
персональных данных в законодательстве зарубеж5. Germany. Country report // Сайт междуна- ных государств//Вестник Российского универсиродного рейтинга Freedom House – URL: тета дружбы народов. Выпуск № 1/2012 – URL:
https://freedomhouse.org/report/freedomhttp://cyberleninka.ru/article/n/pravovoenet/2019/germany
regulirovanie-personalnyh-dannyh-v-zakonodatelstve6. EUR-Lex - 32016R0679 – EN// Официаль- zarubezhnyh-gosudarstv
ный сайт Европейского союза – URL: http://eur11. Наумов В.Б. Правовые проблемы защиты
lex.europa.eu/legalперсональных данных при использовании сети инcontent/EN/TXT/?uri=CELEX%3A32016R0679
тернет в России // Материалы научно-методической
7. Ziele von “europe-v-facebook.org”. – URL: конференции «Интернет и современное общество»
http://europe-v-facebook.org/DE/Ziele/ziele.html
– URL: http://ims2002.nw.ru/02-r1f19.html
8. Irion K, Yakovleva S, Bartl M. EU legal approach to cross-border flows of personal data. Under
the General Data Protection Regulation (GDPR)//
102
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв