Сохрани и опубликуйсвоё исследование
О проекте | Cоглашение | Партнёры
Дипломная работа 050703.65 Дошкольная педагогика и психология
Источник: Белгородский государственный университет - национальный исследовательский университет (НИУ «БелГУ»)
Комментировать 0
Рецензировать 0
Скачать - 508,3 КБ
Enter the password to open this PDF file:
-
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» (НИУ «БелГУ») ФАКУЛЬТЕТ ДОШКОЛЬНОГО, НАЧАЛЬНОГО И СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Кафедра дошкольного и специального (дефектологического) образования ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Дипломная работа студентки заочной формы обучения специальности 050703.65 Дошкольная педагогика и психология 6 курса группы 02021052 Терещенко Елены Анатольевны Научный руководитель кандидат педагогических наук, доцент Лащенко Н.Д. Рецензент кандидат педагогических наук, доцент Нагель О.П. БЕЛГОРОД 2016
2 ОГЛАВЛЕНИЕ Введение…………………………………………………………………… 3 Глава 1. Теоретические основы воспитания культуры общения у детей старшего дошкольного возраста в совместной музыкальной деятельности..………………………..……………………………………............. 7 1.1. Особенности воспитания культуры общения у детей старшего дошкольного возраста………………………….......................................... 7 1.2. Влияние музыкальной деятельности на воспитание культуры общения у старших дошкольников ……………………………………….. 16 1.3. Педагогические условия воспитания культуры общения у детей старшего дошкольного возраста в музыкальной деятельности………… 22 Глава 2. Экспериментальная работа по воспитанию культуры общения у детей старшего дошкольного возраста в музыкальной деятельности... 31 2.1. Диагностика уровня культуры общения у детей старшего дошкольного возраста.…….............................................................................. 31 2.2. Содержание работы по воспитанию культуры общения у детей старшего дошкольного возраста в совместной музыкальной деятельности. ……………..………………………………………………………… 38 2.3. Анализ результатов экспериментальной работы…..……………… 50 2.4. Методические рекомендации для педагогов дошкольной образовательной организации по воспитанию культуры общения у детей старшего дошкольного возраста в совместной музыкальной деятельности... 53 Заключение………………………………………………………………… 56 Список использованной литературы…………………………………… 58 Приложение………………………………………………………………… 63
3 ВВЕДЕНИЕ Современный этап развития общества выдвигает новые задачи воспитания детей дошкольного возраста. Большое значение придается проблеме воспитания культуры общения детей, поскольку прослеживается утрата лучших речевых традиций, что влечет за собой и упадок общей культуры. Культура общения предполагает не только умение правильно, выразительно и точно говорить, но и умение слушать и извлекать ту информацию, которую вложил в свою речь говорящий. Высокий уровень культуры общения является основным условием успешной адаптации человека в любой социальной среде. В этой связи в современной системе образования особую актуальность вновь приобретает проблема развития культуры общения у детей дошкольного возраста. Проблеме общения уделяется внимание исследователей различных специальностей философов (А.С. Арсентьев, В.С. Библер, Ф.Т. Михайлов и др.), языковедов-лингвистов (К. Гаузенблас, Л.С. Скворцов и др.), психологов (Л.С. Выготский, А.А Бодалев, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, Т.А. Репина, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконин и др.), педагогов (Т.И. Бабаева, Р.С. Буре, Р.И. Жуковская, О.М. Казарцева, С.А. Козлова, С.Е. Кулачковская, К.М. Левитан, В.Г. Нечаева, Л.Ф. Островская, Л.А. Пеньковская, Т.А. Маркова, В.Н. Мясищева, и др.). Общение дошкольников исследовалось в работах Е.А. Аркина, А.Г. Арушановой, В.В. Виноградова, В.В. Гербовой, Д.Б. Годовиковоой, А.Б. Добровича, М.И. Лисиной, С.И. Львовой, А.Г Рузской и др. На современном этапе сложилась неблагоприятная тенденция к обеднению и ограничению общения детей со сверстниками, что приводит к росту явлений социальной изоляции (детского одиночества), отвержения, к низкому уровню коммуникативной компетентности детей, в том числе культуры общения, низкой мотивации общения и сотрудничества, недостаточному развитию жизненных навыков взаимодействия и сотрудничества с другими
4 детьми, усилению проявлений тревожности и детской агрессивности. В этой связи организация совместной деятельности дошкольников будет способствовать развитию общения между детьми, в том числе воспитанию культуры общения. В современной психолого-педагогической науке отмечается возрастание интереса к исследованию воспитательных возможностей музыкальной деятельности детей старшего дошкольного возраста, в том числе ее потенциалов для развития культуры общения (А.И. Буренина, А.Г. Гогоберидзе, А.Н. Зимина, Н.Г. Куприна О.П. Радынова, Г.П. Стулова, Т.Э. Тютюнникова) В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее ФГОС ДО) ставится задача овладения речью как средством общения и культуры (образовательная область «Речевое развитие»). В проанализированных нами примерных образовательных программах дошкольного образования, представленных на сайте Федерального института развития образования, задача воспитания культуры общения ставится в большинстве программ (например, программы «От рождения до школы», «Детство», «На крыльях детства», «Тропинки»). В отдельных программах понятие «культура общения» обозначается «культура речевого общения» (программы «Мир открытий», «Образование для процветания», «Разноцветная планета», «Вдохновение»), «коммуникативная культура» (программа «Детский сад 2100»), «речевой этикет» (программа «Успех»), в других программах задачи воспитания культуры общения включаются в задачи воспитания культуры поведения (программы «Детский сад - Дом радости», «Мозаика», «Радуга»). Сложилось определенное противоречие: несмотря на то, что культуре общения детей всегда уделялось большое внимание в психолого- педагогической литературе, проблема воспитания культуры общения детей старшего дошкольного возраста остается по-прежнему актуальной. Стремление найти пути разрешения указанного противоречия определило проблему исследования - выявление педагогических условий воспита-
5 ния культуры общения у детей старшего дошкольного возраста в совместной музыкальной деятельности. Цель исследования - решение данной проблемы. Объект исследования: процесс воспитания культуры общения у детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования: педагогические условия воспитания культуры общения у детей старшего дошкольного возраста в совместной музыкальной деятельности. Гипотеза исследования: процесс воспитания культуры общения у детей старшего дошкольного возраста в совместной музыкальной деятельности будет эффективным, если: обогащать опыт сотрудничества дошкольников в процессе пения; использовать музыкально-игровые ситуации; развивать умение взаимодействовать в процессе музицирования. В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были определены следующие задачи: 1. Рассмотреть особенности воспитания культуры общения у детей старшего дошкольного возраста. 2. Раскрыть влияние музыкальной деятельности на воспитание культуры общения у старших дошкольников. 3. Выявить, обосновать и апробировать педагогические условия воспитания культуры общения у детей старшего дошкольного возраста в совместной музыкальной деятельности. 4. Разработать методические рекомендации для педагогов дошкольной образовательной организации по воспитанию культуры общения у детей старшего дошкольного возраста в совместной музыкальной деятельности. Методы исследования: теоретический анализ научной литературы, наблюдение, беседа, анкетирование, педагогический эксперимент, количественный и качественный анализ результатов исследования. База исследования – муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учрежедние
6 Структура дипломной работы: введение, две главы, заключение, список использованной литературы и приложение.
7 Глава 1. Теоретические основы воспитания культуры общения у детей старшего дошкольного возраста в музыкальной деятельности 1.1. Особенности культуры общения у детей старшего дошкольного возраста Одним из важнейших факторов формирования личности является общение. В.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, А.Р. Лурия, В.Н. Мясищев, А.В. Петровский и др. в своих исследованиях доказали ведущую роль общения в формировании личности. Общение имеет огромное значение в развитии личности, вне общения невозможно еѐ формирование. Именно в процессе общения усваивается опыт, накапливаются знания, формируются практические умения и навыки, вырабатываются взгляды и убеждения. Только в нем формируются духовные потребности, морально-политические и эстетические чувства, складывается характер. А.А. Леонтьев под общением понимал процесс установления и поддержания целенаправленного, прямого или опосредованного теми или иными средствами контакта между людьми, так или иначе связанными между собою в психологическом отношении (36, с.20). Осуществление этого контакта позволяет либо изменить протекание совместной деятельности за счет согласования «индивидуальных» деятельностей по тем или иным параметрам, или, напротив, разделение функций (социально ориентированное общение), либо осуществить целенаправленное воздействие на формирование или изменение отдельной личности в процессе коллективной или «индивидуальной», но социально опосредованной деятельности (личностно ориентированное общение). М.И. Лисина определяет общение как взаимодействие 2-х и более людей, направленное на согласование и объединение усилий с целью налаживания отношений и достижение общего результата (38, с.168).
8 Как отмечает Г.А. Глинка, общение – сторона целостной деятельности ребенка и определяется особенностями этой деятельности (17, с.173). З.С. Смелкова утверждает, что общение лишь один из аспектов совместной деятельности участников, хотя возможны случаи, когда общение выступает в чистом виде, исчерпывая все взаимодействие, протекающее в этот момент между людьми (50, с.92). Под общением Э.Л. Короткова понимает определенное взаимодействие людей, в ходе которого они обмениваются разнообразной информацией, чтобы наладить отношения и объединить усилия для достижения общего результата (31, с.74). Как любая деятельность, общение характеризуется определенной структурой. Ее элементами являются побудительно-мотивационная часть (потребность, мотивы, цели), предмет деятельности, соответствие предмета и мотива деятельности, продукт, или результат, деятельности и средства ее осуществления (действия и операции) (7, с. 103). Исходя из этого, общение – это аспект взаимодействия людей, в котором предметом деятельности является другой человек. Ученые выделяют следующие свойства общения: общение есть взаимонаправленное действие; оно подразумевает активность каждого из его участников; участники его рассчитывают получить отклик (ответ) от партнера по общению; каждый из участников этого процесса выступает как личность (5; 7; 36; 38). Следовательно, основными функциями общения являются: организация совместной деятельности людей (согласование и объеди- нение усилий для их достижения); формирование и развитие межличностных отношений; познание людьми друг друга;
9 общение - необходимое условие формирование личности, ее сознания и самосознания. В ходе общения формируется и продукт общения - образования как материального, так и духовного характера. Среди основных продуктов общения выделяют: общий результат, взаимоотношения, избирательные привязанности, а также образ самого себя. А.А. Леонтьев выделяет три функции общения: информационно-коммуникативная; регуляторно-коммуникативная; аффективно-коммуникативная (36, с.173). Каждый человек стремиться к познанию и оценке других людей. Узнавая и оценивая других человек, получает возможность самооценки и самопознания. Это стремление и есть потребность в общении. В общении потребность изменяется по содержанию в зависимости от характера совместной деятельности ребенка с взрослым. На каждом этапе развития потребность в общении конституируется как потребность в таком участии взрослого, которое необходимо и достаточно для решения ребенком основных, типичных для его возраста задач (53, с.104). Различают четыре этапа развития потребности в общении ребенка с взрослым. I этап – потребность во внимании и доброжелательности взрослого. Это достаточное условие благополучия ребенка в первом полугодии жизни. II этап – нужда в сотрудничестве или в соучастии взрослого. Такое содержание потребности в общении появляется у ребенка после овладения им произвольным хватанием. III этап – нужда в уважительном отношении взрослого. Она возникает на фоне познавательной деятельности детей, направленной на установление чувственно не воспринимаемых взаимосвязей в физическом мире. Дети стремятся к своеобразному «теоретическому» сотрудничеству с взрослым, выражающемся в совместном обсуждении явлений и событий предметного
10 мира. Только понимание взрослым важности для ребенка этих вопросов обеспечивает такое сотрудничество. IV этап – потребность во взаимопонимании и сопереживании взрослого. Эта потребность возникает в связи с интересом детей к миру человеческих взаимоотношений и обусловлена овладением детьми правилами и нормами их отношений. Ребенок стремится добиться общности взглядов с взрослым. Это позволит ребенку использовать их как руководство в своих поступках (38). Итак, общение – это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности. Общение включает в себя обмен информацией между участниками, который может быть охарактеризован в качестве коммуникативной стороны общения. Вторая сторона общения – взаимодействие общающихся – обмен в процессе речи не только словами, но и действиями, поступками. И, наконец, третья сторона общения, предполагает восприятие общающихся друг друга. Важным аспектом в изучении общения у дошкольников является воспитание у них культуры общения. В настоящее время вопросы воспитания культуры речевого общения рассматриваются в работах З.С. Смелковой, Н.Е. Богуславской, Е.О. Смирновой, О.М. Казарцевой и других авторов. Культура общения - это такой выбор, такая организация языковых средств, которые в определѐнной ситуации общения при соблюдении современных языковых норм этики позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных задач (25). В примерных общеобразовательных программах дошкольного образования «Первоцветы», «На крыльях детства» культура общения определяется как знания, навыки и умения строить свои взаимоотношения с другими в соответствии с гуманистическими нормами — регуляторами, выработанными обществом. Формируется в процессе социально-коммуникативного развития и социального воспитания дошкольников (46; 41).
11 Культура общения предполагает не только делать нужным образом, но и воздерживаться от неуместных в данной обстановке действий, слов. Ребенка надо учить замечать состояния других людей. Уже с первых лет жизни ребенок должен понимать, когда можно побегать, а когда нужно тормозить желания, потому что в определенный момент, в определенной обстановке, такое поведение становится недопустимым, т.е. поступать, руководясь чувством уважения к окружающим в сочетании с простой естественностью в манере говорить и проявлять свои чувства характеризует такое важное качество ребенка, как общительность (12, с. 52). Культура общения обязательно предполагает культуру речи, которая в свою очередь также предполагает наличие у детей старшего дошкольного возраста достаточного запаса слов, умение говорить тактично, сохраняя спокойный тон. Овладение культурой речи способствует активному общению детей в совместных играх, в значительной мере предотвращает между ними конфликты (39). Общение детей дошкольного возраста, прежде всего, происходит в семье. У ребенка, поступившего в детский сад, круг общения расширяется – добавляется общение со сверстниками, с воспитателем и другими работниками дошкольного учреждения. Для формирования невербальных средств у детей старшего дошкольного возраста В.П. Иванова и Н.И. Левшина предлагают вести работу в двух направлениях: 1) формирование представлений о доброжелательных чувствах и отношениях со сверстниками и взрослыми, развитие чувства эмпатии; 2) формирование способов выражения эмоциональных состояний, взаимоотношений (23). Таким образом, необходимым условием для всестороннего развития ребенка является наличие детского общества. Общаясь со сверстниками, ребенок научится трудиться, заниматься, достигать поставленной цели. Ребенок воспитывается в жизненных ситуациях, которые возникают в результате общения детей. Подготовка ребенка к жизни среди взрослых начинается с его
12 умения строить свои отношения со сверстниками: с начала, в детском саду и в школе, затем у отдельных детей и соответствующие проявления – отнять, толкнуть и т.д. Когда ребенок начинает осознавать, что рядом с ним такие же дети как он, что свои желания приходиться соизмерять с желаниями других, тогда в нем возникает нравственная основа для усвоения необходимых форм общения. На сегодняшний день существуют различные методы воспитания культуры общения у детей. Воспитание навыков культуры общения имеет закономерности, связанные с возрастными особенностями. Ведущие педагоги выделяют основные способы педагогического воздействия: приучение, упражнение, проблемные ситуации, пример для подражания, словесные методы (беседа, разъяснение). Воспитание культуры общения у детей старшего дошкольного возраста осуществляется в тесной связи с формированием у детей навыков коллективизма. Формируя у ребенка стремление к общению, взрослые должны поощрять даже самые незначительные попытки играть друг с другом (3). Полезно объединять детей вокруг дел, заставляющих их вместе радоваться, переживать, испытывать чувство удовлетворения, проявлять доброжелательность. В интересной, насыщенной событиями жизни общение детей приобретает особую сдержанность. Педагог использует различные приемы, которые помогают разнообразить повседневную жизнь детей. Например: утром встретить их приветливой улыбкой, постараться увлечь интересной игрушкой. Сегодня в его руках лохматый медвежонок, который здоровается с ребятами. Утро началось жизнерадостно, и этот настрой сохраняется у детей в течение дня. Переполненные впечатлениями, дети не раз возвращаются к разговору о том, что их удивило и взволновало. Общение между ними происходит в атмосфере дружелюбия и приветливости (29). У воспитанников детского сада возникает много поводов для общения. Театр игрушек, песня, спетая на прогулке, собранный по цветочку букет, побуждения к обмену впечатлениями, заставляют тянуться к сверстникам. Главное общение – «ребенок-ребенок», «ребенок-дети» идет по собственно-
13 му побуждению, т.к. жизнь в обществе сверстников ставит воспитанника в условия делить что-то вместе: трудиться, играть, заниматься, советоваться, помогать – словом, решать свои маленькие дела. Задача взрослых – направлять отношения детей так, чтобы эти отношения содействовали формированию навыков коллективизма. Важно прививать ребенку элементарную культуру общения, помогающую ему устанавливать контакты со сверстниками: умение без крика и ссоры договариваться, вежливо обращаться с просьбой; если необходимо, то уступать и ждать; делиться игрушками, спокойно разговаривать, не нарушать игры шумным вторжением. Старший дошкольник должен уметь проявлять к товарищу предупредительность и внимание, вежливость заботливость и т.д. Такие формы общения легче усваиваются ребенком, если взрослые поддерживают, следят за тем, как он ведет себя с товарищами по играм, с близкими и окружающими людьми. Дети под руководством взрослого приобретают опыт положительного общения. Воспитанию культуры общения во многом способствует участие ребенка в совместной музыкальной деятельности (29). Таким образом, исследователи определяют культуру общения до- школьника как выполнение им норм и правил общения со взрослыми и сверстниками, основанные на уважении, доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и форм обращений, а так - же вежливое поведение в общественных местах, быту. В культуре общения выделяют следующие составляющие: вежливость, деликатность, предупредительность, скромность, общительность, невербальные средства коммуникации. Среди способов педагогического воздействия при воспитании культуры общения выделяют: приучение, упражнение, проблемные ситуации, пример для подражания, словесные методы (беседа, разъяснение).
14 1.2. Организация совместной музыкальной деятельности в дошкольной образовательной организации Деятельность — это активный процесс овладения общественным ответом, достижениями культуры. Музыкальная деятельность дошкольников это различные способы, средства познания детьми музыкального искусства (а через него и окружающей жизни, и самого себя), с помощью которых осуществляется музыкальное и общее развитие. Как видно из приведенной схемы, все виды детской музыкальной деятельности взаимосвязаны и взаимодействуют между собой. Так, восприятие музыки может существовать как самостоятельный вид деятельности, а может предшествовать и сопутствовать остальным видам. Исполнительство и творчество осуществляется в пении, музыкально-ритмических движениях и игре на музыкальных инструментах. Музыкально - образовательная деятельность включает в себя сведения общего характера в музыке как виде искусства, музыкальных жанрах, композиторах, музыкальных инструментах и т.д., а так же специальные знания о способах исполнительства. Каждый вид музыкальной деятельности, имея свои особенности, предполагает овладение детьми теми способами деятельности, без которых она не осуществима, и оказывает специфическое влияние на музыкальное развитие дошкольников. Поэтому важно использовать все виды музыкальной деятельности. Одним из ведущих видов музыкальной деятельности является слушание-восприятие. Слушание музыки предваряет разучивание песни, пляски, партитуры для детского оркестра. В основе развития музыкального восприятия лежит выразительное исполнение музыкального произведения и умелое применение педагогом разнообразных методов и приемов, помогающих понять содержание музыкального образа. Слушание музыки является активным внутренним процессом сосредоточенности, требующим мобилизации чувств, мысли и познавательных возможностей детей, объединенных переживанием музыкального произведения. Ребенок испытывает различные чувства в связи с воздействием на него му-
15 зыки и осмысливанием ее содержания. Это процесс эмоционально-образного познания, поскольку осуществляется через художественно-музыкальный образ. В результате формируется отношение к образу, которое в дальнейшем переносится на действительность. Слушание музыки имеется в любой практике, но может существовать и как самостоятельный вид деятельности (10). Другим видом музыкальной деятельности является детское исполнительство. Оно проявляется в пении, музыкально-ритмических движениях, игре на детских музыкальных инструментах и предполагает способность ребенка выразительно, непосредственно и искренне передавать настроение, характер музыки и свое собственное отношение к ней (21). Пение - деятельный процесс воспроизведения мелодии голосом и переживания содержания песни. Это основной вид музыкальной деятельности детей дошкольного возраста. Петь могут и хотят все дети, начиная с двухлетнего возраста. Исполняя песни, они глубже чувствуют музыку, активнее выражают свои эмоции. Выбирая песни, необходимо учитывать возраст детей, их вокальные возможности, уровень музыкального развития, а также воспитательную направленность содержания песен. Музыкально-ритмические движения - это активная деятельность, являющаяся отражением характера музыки в движении. Музыкальноритмические движения включают в себя музыкальные игры, пляски и упражнения. В основе музыкально-ритмического воспитания лежит развитие у детей способности воспринимать музыкальные образы и умения отразить их в движении (30). Игра на детских музыкальных инструментах - металлофоне и ударных полезна для развития музыкальных способностей: музыкального слуха, чувства ритма и музыкальной памяти. Игра на детских музыкальных инструментах активизирует музыкально-слуховые представления (ребенок подбирает по слуху, импровизирует), а также чувство ансамбля (при совместной игре в оркестре).
16 Следующий вид музыкальной деятельности — детское музыкальное творчество. В дошкольном возрасте можно наблюдать лишь самые первоначальные его проявления, которые выражаются в умении создавать простейшие песенные импровизации; комбинировать знакомые танцевальные движения, создавая новые варианты танцев, находить выразительные игровые движения для передачи различных образов; музицировать на детских музыкальных инструментах (32). Простейшие формы творчества придают активный эстетический характер - музыкальному переживанию. Музыкальная непосредственная образовательная деятельность - основная форма музыкального развития детей в ДОО - базируется на обязательных программных требованиях, составленных с учетом возрастных особенностей дошкольников. Дети коллективно поют, играют, пляшут. Объединенные общими переживаниями, стремлением выполнить общее дело, ребята чувствуют, что успех и неудача каждого — успех и неудача всего коллектива. Непосредственная образовательная деятельность проводятся в соответствии с программой планомерно по всем видам музыкальной деятельности: дети слушают музыку, поют, танцуют, играют на музыкальных инструментах, получают знания о музыкальной деятельности. Организация непосредственной образовательной деятельности определяется возрастными особенностями детей и сказывается на изменяющихся взаимоотношениях между детьми, взрослого и ребенка. Праздники и развлечения, как форма организации детской музыкальной деятельности, сочетаются с другими видами — театрально-игровой, художественно-словесной, изобразительной и помогают решать важные нравственно-эстетические задачи воспитания, в том числе воспитание культуры общения у дошкольников. В создании радостного настроения немаловажную роль играет организация детских выступлений и степень трудности исполняемых песен, танцев, хороводов. Если ребята хорошо усвоили материал и исполнение не затрудня-
17 ет их, возникает та непринужденность, которая так свойственна дошкольникам (18). Музыка в повседневной жизни детского сада. Сопровождая подвижные игры, различные занятия, прогулки, утреннюю гимнастику, музыка создает определенное настроение, объединяет общими переживаниями, дисциплинирует детей. Такая организация требует от воспитателя большого мастерства, изобретательности, творческого подхода, чтобы суметь своевременно предложить детям спеть подходящую для этого момента песню, прослушать несколько произведений в грамзаписи или поплясать вместе с ребятам (48). Самостоятельная музыкальная деятельность возникает непосредственно по инициативе детей. Каждый ребенок старается по-своему выразить то, с чем познакомился музыкальной в непосредственной образовательной деятельности, он настойчиво, с интересом повторяет элемент пляски или подбирает мелодию на музыкальном инструменте и т. д. Такие упражнения можно рассматривать как элементы самообучения. Например, детям предлагают спеть песню без сопровождения в удобной для них тональности или самим сочинить вариант какого-либо перестроения, хоровода и т.д. Особенно разнообразно могут проявить себя дети в сюжетно-ролевых играх, основанных на ярких впечатлениях после праздника, развлечения, музыкальной непосредственной образовательной деятельности, просмотра телепередач и т.п. Сюда относятся игры в «концерт», «музыкальные занятия», «загадки» и др. Наблюдая игры детей, воспитатель постоянно руководит и тактично помогает им в творческой самостоятельной деятельности, учитывая интересы и способности каждого. Самостоятельная музыкальная деятельность является результатом обучения в музыкальной непосредственной образовательной деятельности, приобретенных музыкальных впечатлений на праздниках и развлечениях и возникает на основе накопленного ребенком опыта (32). Таким образом, видами музыкальной деятельности в детском саду являются восприятие музыки, исполнение, творчество, музыкально- образовательная деятельность. Все эти виды музыкальной деятельности мо-
18 гут быть совместными при выборе педагогом соответствующей организационной формы музыкальной деятельности непосредственная образовательная деятельность, праздники и развлечения, музыка в повседневной жизни детского сада, самостоятельная музыкальная деятельность детей. 1.3. Педагогические условия воспитания культуры общения у детей старшего дошкольного возраста в совместной музыкальной деятельности Рассмотрим педагогические условия, способствующие, на наш взгляд, воспитанию культуры общения у детей старшего дошкольного возраста в совместной музыкальной деятельности: обогащение опыта сотрудничества дошкольников в процессе пения; использование музыкально-игровых ситуаций; развитие умения взаимодействовать в процессе музицирования. Первое условие – обогащение опыта сотрудничества дошкольников в процессе пения. Сотрудничество между детьми особенно активно развивается в старшем дошкольном возрасте. Именно в этот период обостряется потребность ребенка в совместном решении задач детской деятельности, достижении общего результата, демонстрации результатов социализации. Пение как один из предпочитаемых детьми видов детской музыкальной деятельности воспитывает у детей культуру общения. Детский хор представляет собой вокально-исполнительский коллектив, объединенный общими творческими целями и задачами. Они становятся регуляторами детской деятельности, а сами дошкольники - не просто исполнителями поставленной перед ними задачи, а союзниками и партнерами, которым надо достичь общей цели, а при этом без культуры общения не обойтись. Важным принципом существования хора является коллективное начало, которое способствует музыкально-исполнительской деятельности, становлению сотрудничества ре-
19 бенка в ней, решению детьми таких задач, как способность действовать совместно по заданному образцу, слушать и выполнять инструкции взрослого, вежливо взаимодействовать со взрослым и сверстником, умение оценивать свою работу и работу других детей. Для воспитания культуры общения у старших дошкольников необходимо подбирать песни: — содержательно-познавательные, интересные для ребенка тексты (раскрывающие смысл вежливости, культуры поведения, взаимопомощи, взаимовыручки, радости совместного дела); — с воспитывающем началом (песни, эмоционально убеждающие в необходимости культурно взаимодействовать, вежливо общаться, дружить, выполнять какое-либо дело вместе до конца); — доступность для восприятия и исполнения детьми (Гогоберидзе). Второе условие - использование музыкально-игровых ситуаций. Старший дошкольный возраст - завершающий этап дошкольного детства и переходная ступень к школьному возрасту. Характер общения старших дошкольников со сверстниками в этот период имеет свои особенности: потребность в общении проявляется значительно активнее и настойчивее, чем на предыдущих возрастных ступенях; происходит активное освоение основ нравственности, в период освоения важнейших моральных понятий активно начинает проявляться интерес к внутреннему миру другого человека, к его чувствам, переживаниям. «Искусство, — писал Л. С. Выготский, — есть общественная техника чувств, орудие общества, посредством которого оно вовлекает в круг социальной жизни самые интимные и самые личные стороны нашего существа» (15). Из всех видов искусства музыка получает наибольший эмоциональный отклик в душе ребенка, в связи с чем ее необходимо использовать в педагогическом процессе детского сада как можно шире. В дошкольной педагогике музыка рассматривается как незаменимое средство развития у детей эмоциональной отзывчивости на все то доброе и прекрасное, с чем они встречаются в жизни. «В процессе музыкального вос-
20 питания, — пишет Н. А. Ветлугина, - особенно успешно формируется нравственный облик ребенка» (11). Совместное слушание музыки, пение углубляют и обостряют восприятие произведений искусства. Наиболее живые, эмоционально подвижные дети своими непосредственными восклицаниями, жестами, обращением к сверстникам вызывают отклик у более пассивных детей, заражают их бодрым настроением. Совместные переживания сближают между собой детей, обогащают личную жизнь каждого ребенка. Музыка побуждает дошкольника к активным действиям. Ребенок сосредоточивает на ней внимание, прислушивается, радуется, иногда начинает подпевать сверстнику или взрослому. Такие ситуации должны базироваться на следующих принципах. Принцип гуманизации, предполагающий ориентацию на личность ребенка, индивидуальность процесса развития дружеских отношений детей старшего дошкольного возраста. Принцип личностной ориентации, учитывающий результаты диагностики характера дружеских отношений между старшими дошкольниками и учета этих результатов в ходе преобразующей работы с ребенком. Принцип систематичности, предполагающий постепенное усложнение содержания на разных этапах использования музыкально-игровых ситуаций и сквозную связь их содержания и задач. Принцип синкретичности, подразумевающий объединение музыки, музыкальной исполнительской деятельности, импровизации, игры в ситуациях, направленных на развитие дружеских взаимоотношений старших дошкольников. Принцип доверия и уважения друг к другу, согласно которому в ходе игрового взаимодействия педагогу необходимо слушать и слышать детей, их предложения, пожелания, требования, стараться создавать эмоциональнокомфортную, Конструктивную, позитивную атмосферу, позволяющую раскрыться способностям и талантам ребенка. Принцип корректного ненасильственного взаимодействия, рализующийся в том, что при совместной игре с ребенком педагог не навязывает
21 своих идей, не настаивает на своей точке зрения, помнит, что главный в игре - ребенок; ни при каких обстоятельствах во время игры педагог не должен угрожать наказанием, одергивать ребенка, делать ему замечания. Используя музыкально-игровые ситуации в работе с дошкольниками необходимо создать эмоционально-положительную обстановку в группе, инициирующую лучшие детские проявления; музыкально-игровые ситуации должны быть направлены на активизацию и развитие умения детей доброжелательно общаться; следующий тип музыкально-игровых ситуаций должен быть уже направлен на воспитание культуры общения у старших дошкольников, в основе которых лежит объединяющая детей музыкальная деятельность; педагог осуществляет включение детей в музыкально-игровые ситуации, которые вызывают положительные чувства, действия, поступки у старших дошкольников, так как именно они лежат в основе воспитания культуры общения у старших дошкольников. Необходимо ввести в развивающую среду группы музыкальные произведения для улучшения эмоционального климата в группе и настроения детей. Такие песни сопровождают основные режимные моменты, начиная с утреннего приема детей, становятся фоном для совместной деятельности дошкольников. Они будут способствовать укреплению дружеских взаимоотношений воспитанников и положительному эмоциональному настрою в группе (32). А.Г. Гогоберидзе рекомендует следующий музыкальный репертуар: «От улыбки станет всем светлей» (В. Шаинский - М. Пляцковский), «Мы маленькие дети» (Е. Крылатов - Ю. Энтин), «Песенка друзей» (И.Ефремов И.Токмаков), «Песенка о вежливости» (С. Маршак – А Петрова), «Вежливая песенка» (Г. Левкодимов - Р. Алдонина (18). Третье условие – развитие умения взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного музицирования. Особенности развития взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста определяются спецификой умений общения, владением культурой общения, характером эмпатических переживаний, социальным статусом ре-
22 бенка в группе. Взаимодействие ребенка с равноправными партнерами развивает у него свои действия, мысли и чувства, соотносимые с действиями, мыслями и чувствами других, позволяет предвидеть причинно-следственные связи в социальных взаимодействиях. Взаимодействие между детьми в совместной деятельности способствует снижению когнитивного эгоцентризма в социальных отношениях, развитию рефлексии, формированию социальной чувствительности и моральных установок. Общение с ровесниками и совместная деятельность детейдошкольников являются первоисточником формирования эмоционального отношения детей друг к другу и открывают для них новые возможности социоэмоциональной регуляции поведения. Отношение как к совместной деятельности, так и к сверстнику, который в ней участвует, основано на симпатии и предполагает активность ребенка как субъекта отношений. Эта позиция во взаимоотношениях позволяет развивать такие качества, как доброжелательность, отзывчивость, вежливость, стремление оказать помощь, активность в преодолении трудностей, восприятие положительных образцов поведения и др. Воспитание культуры общения детей-дошкольников происходит при условии того, что у детей происходит постепенная выработка способности видеть и понимать состояние партнера, не только испытывать проявления сопереживаний со стороны других (сочувствия, со-радости, сострадания), но и самому проявлять сопереживание по отношению к другим людям. Игра на детских музыкальных инструментах - один из видов музыкального исполнительства. Выдающиеся музыканты-просветители Б. Асафьев, Б. Яворский, австрийский композитор и педагог К. Орф подчеркивали значение активных форм музыкальной деятельности и детского оркестра как основы элементарного музицирования и развития музыкальности детей. Музицирование предполагает собой желание детей «общаться» с музыкой, петь и играть в ансамбле, получая от этого эмоциональное удовольствие (К. Орф).
23 Музыкальные произведения, которые можно использовать в совместном музицировании дошкольников: «Детский сад», муз. Е. Тиличеевой, сл. М. Долинова; «Сорока-сорока», русская народная песня; «Цветики», муз. В. Карасевой, сл. Н. Френкель; «Барашеньки», русская народная прибаутка; «Наша песенка простая», муз. А.Н. Александрова, сл. М. Ивенсен; «Горошина», муз. В. Карасевой, сл. Н. Френкель. На занятии-музицировании решаются задачи воспитания культуры общения: 1. Дети учатся взаимодействовать друг с другом, получая от этого радость и удовольствие. 2. Развивается умение слушать партнера. В процессе совместного музицирования педагог помогает накапливать опыт положительных взаимоотношений и воспитывает культуру общения. Способствует развитию чувства партнерства и потребности расширить общение («звезды» - «изолированные», «предпочитаемые» - «непринятые»). Для этого накапливаем положительные образцы для подражания, способствующие развитию положительных взаимоотношений. Для реализации поставленных задач используются ансамблевые объединения, индивидуальная и подгрупповая работа с детьми. Основные формы работы по решению поставленных задач - музыкальные игрыупражнения. Детский оркестр создается следующим образом. 1. Детям предлагается выбрать любимое музыкальное произведение для исполнения в оркестре. 2. Выбираются инструменты, подходящие для данной пьесы. 3. Совместно с детьми музыкальный руководитель составляется партиту- ра пьесы. 4. Дети объединяются в ансамбли. 5. Разучиваются партии по ансамблям. 6. Организуется совместное музицирование.
24 Может быть использован следующий музыкальный репертуар: «Неаполитанская песенка», муз. П. Чайковского; «Ой, вставала я ранешенько», русская народная песня, обр. В. Агафонникова; «Теремок», русская народная песня, обр. В. Агафонникова; «Веснянка», украинская народная песня, обр. В. Агафонникова; «Неваляшки», муз. 3. Левиной, ел. 3. Петровой; «Славься», муз. М. Глинки, переложение В. Агафонникова. Таким образом, педагогическими условиями, способствующими, на наш взгляд, воспитанию культуры общения у детей старшего дошкольного возраста в совместной музыкальной деятельности являются: обогащение опыт сотрудничества дошкольников в процессе пения; использование музыкально-игровых ситуаций; развитие умения взаимодействовать в процессе музицирования. .
25 Глава 2. Экспериментальная работа по воспитанию культуры общения у детей старшего дошкольного возраста в музыкальной деятельности 2.1. Диагностика уровня культуры общения у детей старшего дошкольного возраста Культура общения предусматривает выполнение ребѐнком норм и правил общения с взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и форм обращения, а также вежливое поведение в общественных местах, быту. Экспериментальная работа проводилась на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения «Белгородской области». В исследовании принимали участие 12 дошкольников старшей группы. Экспериментальная работа осуществлялась в три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный эксперимент. Цель констатирующего этапа - диагностика уровня культуры общения у детей старшего дошкольного возраста Нами были поставлены задачи: 1) определить критерии и показатели культуры общения у детей старшего дошкольного возраста; 2) выявить уровни культуры общения у детей старшего дошкольного возраста. Для диагностики уровня культуры общения у детей старшего дошкольного возраста мы провели беседу с детьми «Что такое вежливость?», педагогическое наблюдение за детьми. Для диагностики когнитивного и мотивационного компонентов мы провели с детьми беседу «Что такое вежливость?» В ходе беседы детям предлагалось ответить на 10 вопросов. 1. Что такое вежливость? 2. Что значит быть вежливым?
26 3. Что нужно делать, чтобы быть вежливым? 4. Как должен вести себя вежливый человек в общественном месте? 5. Какие вежливые слова ты знаешь? 6. Как часто ты говоришь «волшебные» слова? 7. Какие вежливые поступки ты совершаешь? 8. Считаешь ли ты себе вежливым человеком? 9. Почему надо говорить вежливые слова? 10. Почему не выполнять свои обещания это плохо? В ходе беседы выяснилось, что не все дети старшего дошкольного возраста имеют четкие знания о вежливости, так, например, на вопрос: «Что такое вежливость?» - «Это так как надо». Большинство детей затрудняются оценить свое поведение и поведение других в ситуациях, требующих проявлений вежливости, это смогли сделать лишь 8,3% детей. Анализ проведенных бесед показал, что у 58,3% дошкольников имеются знания о вежливости, как об отсутствии грубых слов, из них 25% детей относят к этому понятию любовь к другим людям, общительность. У некоторых детей знания о вежливости не сформированы совсем (33,3%). 75% детей отвечают, что человека, который знает вежливые слова можно назвать вежливым; и только 25% ответили, что вежливый человек не только должен знать вежливые слова, но и говорить их другим людям. При этом все дети считают себя вежливыми. На вопрос «Что значит быть вежливым?», дети отвечали по-разному: значит говорить спасибо, здороваться, любить других, быть общительным, делать добро, быть милым. Матвей Л. ответил: «Не нужно оскорблять других людей». На вопрос «Что нужно делать, чтобы быть вежливым», большинство детей отвечали: нужно читать книжки, знать все вежливые слова, вести себя прилично, слушать маму. Таким образом, результаты беседы показали, что у 41,7 % детей старшего дошкольного возраста низкий уровень сформированности когнитивного компонента, 50% детей имеют средний уровень, 8,3% - высокий уровень.
27 Наглядно, результаты беседы отражены на рис. 2.1. 8,3% 41,7% Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень 50% Рис. 2.1. Уровень когнитивного компонента культуры общения старших дошкольников На вопрос «Почему не выполнять свои обещания – это плохо?», Аня А., Маша М., Вова С. (25%) ответили: «Потому что маме будет обидно». Саша Б., Юра Ю. ответили: «Потому что другие больше тебе не поверят». Результаты отражены на рис. 2.2. 8,3% 41,7% Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень 50% Рис. 2.2. Уровень мотивационного компонента культуры общения старших дошкольников Наблюдение за детьми проводили в естественных условиях. При наблюдении обращали внимание на проявления дошкольников в общении со взрослыми: ‒ как обращается ко взрослому: называет ли воспитателя, помощника вос- питателя по имени, отчеству; может ли вежливо, спокойно выразить свое желание, просьбу; как реагирует на отказ взрослого выполнить требуемое; употребляет ли вежливые слова, какие и в каких ситуациях; ‒ умеет ли разговаривать со взрослым спокойно, глядя ему в лицо; слушать взрослого, не перебивая; дожидаться своей очереди, чтобы что-то ему ска-
28 зать; ‒ насколько внимателен ребенок ко взрослому; умеет ли вовремя прийти ему на помощь. Как реагирует на просьбу взрослого, как выполняет его поручение. Проявляет ли заботу, внимание, сочувствие по отношению ко взрослому. Как и в каких ситуациях; в общении со сверстниками: ‒ насколько приветлив со сверстниками: сформирована ли привычка здоро- ваться и прощаться; называет ли при обращении вежливые слова; ‒ внимателен к сверстнику; замечает его настроение; старается помочь; умеет не отвлекать сверстника во время выполнения деятельности, не мешать; считается с его мнением или действует только в своих собственных интересах; ‒ как часто и по какой причине возникают конфликты со сверстниками, ка- ким образом ребенок их различает. Как себя ведет в конфликтных ситуациях (уступает или кричит и дерется, обзывается), обращается за помощью к взрослому и т.д.; ‒ какие взаимоотношения преобладают в общении со сверстниками: ров- ные доброжелательные по отношению ко всем детям равнодушные; скрыто негативные; открыто негативные; избирательные. Результаты педагогического наблюдения позволили нам выявить уровень поведенческого компонента культуры общения старших дошкольников. Результаты наблюдения отражены на рис. 2.3. 16,7% 33,3% Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень 50% Рис. 2.3. Уровень поведенческого компонента культуры общения старших дошкольников
29 Анализ результатов проведенных диагностик позволил нам выявит уровень культуры общения у детей старшей группы. Результаты представлены в таблице 2.1. и на рис. 2.2. Таблица 2.1 Уровень культуры общения у детей старшей группы Высокий Когнитивный компонент 8,3% Мотивационный Поведенческий компонент компонент 8,3% 16,7% Общий уровень 8,3% Средний 50% 50% 50% 50% Низкий 41,7% 41,7% 33,3% 41,7% 8,3% 41,7% Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень 50% Рис. 2.4. Уровни культуры общения у детей старшего дошкольного возраста Таким образом, констатирующий этап экспериментальной работы, позволил нам определить уровни культуры общения у детей старшего дошкольного возраста. Полученные результаты показали необходимость работы по воспитанию культуры общения у детей старшего дошкольного возраста. 2.2. Содержание работы по воспитанию культуры общения у детей старшего дошкольного возраста в совместной музыкальной деятельности Поскольку результаты констатирующего этапа эксперимента показали невысокий уровень культуры общения у детей старшего дошкольного возраста, мы определили цель формирующего этапа эксперимента – апробиро-
30 вать педагогические условия по воспитанию культуры общения у старших дошкольников в совместной музыкальной деятельности: обогащать опыт сотрудничества дошкольников в процессе пения; использовать музыкально-игровые ситуации; развивать умение взаимодействовать в процессе музицирования. Реализовывая первое условие гипотезы - обогащение опыта сотрудни- чества дошкольников в процессе пения, мы провели несколько бесед с детьми о культуре общения, вежливости, о том, что значит культурный человек. Немаловажное значение имеет слушание с детьми песен, их обсуждение и анализ. Каждое из рекомендуемых к слушанию и пению музыкальных произведений (песен) по своим музыкальным характеристикам и текстовому содержанию соответствует возрастным особенностям и исполнительским возможностям детей старшего дошкольного возраста. Кроме того, все песни по своему содержанию обладают сильным эмоциональным воздействием, способным побудить детей к добрым делам на примерах положительных героев песен, способствуют воспитанию культуры поведения, вызывают желание совместной деятельности. Тексты песен представлены в приложении 1. Мы предлагали детям такие игры, как: «Создаем музыкальную открытку для Сережи». Детям предложили создать для мальчика, который лежит в больнице, открытку. Необходимо придумать, что на ней будет изображено, какая мелодия или песенка должна звучать в открытке. Дети договаривались между собой, кто будет рисовать или изображать с помощью пантомимики поздравительный символ, обсуждали музыкальное сопровождение. Затем, объединившись, они приготовили открытку и передали ее мальчику. «Делаем альбом наших музыкальных выступлений». Каждый ребенок принес фотографию с праздника в детском саду или дома, и, объединившись, дети, оформили альбом. Для решения поставленной задачи дети сообща об-
31 суждали все фотографии, договаривались об их расположении в альбоме, наклеили их в правильном порядке, продумали текст к ним. «Собираем коллекцию музыкальных впечатлений». Детям предложили оформить книгу впечатлений от прослушанной музыки. Ее содержанием стали рисунки и аппликации, созданные детьми по мотивам музыкальных произведений. В эту коллекцию вошли иллюстрации детей к песням, хороводным играм. Также мы использовали подвижные командные игры в сочетании с музыкальным сопровождением, и музыкальные игры, рекомендованные М.И. Чистяковой в книге «Психогимнастика». Музыкальная игра «Дружные голоса», которая развивает умения музыкальной ориентации ребенка в хоре голосов. Она позволяет проявить собственные музыкальные способности и приобрести умение оценивать исполнительские возможности сверстников, корректирует действия участников хорового коллектива в процессе исполнительства. Музыкальная игра «Музыка в картинках» развивает умения сопоставлять впечатления, полученные от просмотра иллюстраций, с характером музыкального произведения, побуждает ребенка к творчеству, развивает речевые способности и навыки передачи эмоциональных переживаний, обогащает познания ребенка в области музыкально-хорового творчества. Иллюстрации обращают внимание детей на важность культуры общения, побуждают к подражанию положительным героям. Детям предложили прослушать знакомый им музыкальный фрагмент и указать на картинку, соответствующую данной песне. Музыкально-вокальная игра «Яблонька» учит детей проявлять самостоятельность в инсценировании хороводной песни. Поставленная перед детьми задача требует максимальной сосредоточенности от каждого ребенка в отдельности и от всего коллектива в целом. Здесь ярко проявляются музыкальные и творческие способности детей, умение договариваться и действовать сообща, проявляются навыки культурного общения.
32 По содержанию хороводной песни определили несколько ролей: яблонька, ветер (несколько детей), зайчики (несколько детей), солнышко. Дети самостоятельно распределяли роли, водили хоровод, пели и выполняли действия согласно тексту песни. В музыкальной игре «Огород» (инсценировка песенки В. Витлина) движения выполняются в соответствии с содержанием каждого куплета. Дети самим придумывали движения и выполняли их сообща. Игровая ситуация «День рождения». Перед детьми ставилась задача: песней поздравить своего сверстника с днем рождения, используя личный опыт, знания, умения и навыки, полученные на музыкальных и других занятиях. В процессе выполнения этого задания раскрывались творческие возможности детей, их умение трудиться самостоятельно и коллективно. Кроме того, здесь ярко проявляются личностные качества каждого участника и умения и навыки культурного общения дошкольников. В игровой ситуации «Стань звездой» детям предлагали принять участие в конкурсе на звание лучшего исполнителя детской песни. Сам конкурс проводился по аналогии с известной телепередачей. Стимулом к проявлению инициативы стало получение главного приза. Предлагаемая ситуация была интересна дошкольникам по содержанию, она отражает особенности современной музыкальной субкультуры детей. Однако требует большой отдачи и активности от всех участников. В ходе игры дошкольники проявляли умение управлять собой, уступать другим, согласовывать действия в коллективном выступлении, быть культурным и вежливым, а также быть нацеленным на достижение общего результата. Реализуя второе условие гипотезы (использование музыкально-игровых ситуаций) мы ввели в развивающую среду группы музыкальные произведения для улучшения эмоционального климата в группе и настроения детей. Такие песни сопровождали основные режимные моменты, начиная с утреннего приема детей, становились фоном для совместной деятельности дошкольников. Мы использовали такие музыкальные произведения: «От улыб-
33 ки станет всем светлей» (В. Шаинский - М. Пляцковский), «Мы - маленькие дети» (Е. Крылатов - Ю. Энтин), «Песенка друзей» (И.Ефремов И.Токмаков), «Настоящий друг» (Б. Савельев - М. Пляцковский), «Ничего на свете лучше нету» (Г. Гладков - Ю. Энтин). Предлагаются следующие музыкально-игровые ситуации и музыкальные игры. «Поссорились»? (инсценировка стихотворения детьми) Мы поссорились с подругой и уселись по углам. Очень скучно друг без друга! Помириться нужно нам. Я ее не обижала — Только мишку подержала, Только с мишкой убежала И сказала: «Не отдам!» Дам ей мишку, извинюсь, Дам ей мячик, дам трамвай И скажу: «Играть давай!» Мы беседовали с детьми по следующим вопросам: - Пожалуйста, подумайте и скажите, из-за чего поссорились девочки? - А вы когда-нибудь ссорились со своими друзьями? Из-за чего? - А когда вы ссоритесь с кем-нибудь из друзей, вам хочется помириться? - А как вы миритесь со своими друзьями? Дошкольникам предлагалось инсценировать текст, используя соответ- ствующие вокально-речевые интонации и другие средства выразительности. Для того чтобы инсценировка получилась, детям предварительно договаривались между собой. Мы предлагали дошкольникам придумать такое продолжение стихотворения, в котором бы девочки помирились. Дети выбирали лучший вари-
34 ант или несколько вариантов (в том числе и авторский), а затем снова инсценировали стихотворение. «Угадай название песенки». Мы ставили знакомую детям песню и предлагали вспомнить ее название. За каждый правильный ответ ребенок получал очко. Тот, кто затруднялся ответить, звал на помощь друга. Тем самым развивалось умение взаимовыручки. «Музыкальное лото». Детям раздавали по три-четыре карточки. Звучала песня, дети узнавали еѐ и закрывали фишкой нужную карточку. Выигрывал тот, кто правильно закрывал все карточки. «Волшебный волчок». Игра проводилась в двух вариантах. 1. Звучала песня, ребенок указывал на соответствующую иллюстрацию и называл песню или говорит, из какого она мультфильма или кинофильма. 2. Ребенокведущий указывал на картинку, остальные дети пели песню, соответствующую содержанию этой картинки. «Музыкальный магазин». Ребенок-покупатель просил прослушать ту или иную песню. Ребенок-продавец включал эту песню или напевал сам. От того, как он споет песню, зависело, купят кассету или нет. «Узнай по голосу». Все играющие становились в круг. Водящий стоит в середине круга с закрытыми глазами. Играющие двигались по кругу с песней. По нашему знаку они останавливались, один из играющих (по указанию взрослого) громко говорил: загадку отгадай. Кто позвал тебя, узнай». Музыкально-игровые ситуации («Поиграем на ложках», «Придумаем вместе танец», «Готовим музыкальный спектакль») направлены на совместную музыкально-исполнительскую деятельность детей. Эти ситуации объединяют детей вокруг общих задач, помогают им договариваться, помогать друг другу, активно взаимодействовать в привлекательных для них видах детской музыкальной деятельности. Работа с детьми велась с учетом их интереса к тому или иному виду музыкально-исполнительской деятельности. Дети постепенно объединялись, сначала в пары, затем в небольшие подгруппы (3—4 человека).
35 Мы постарались сделать так, чтобы те дети, которые уже умеют делать что-то лучше других, стали «учителями» для своих товарищей. Так, например, Лизе, которая довольно хорошо танцевала, было предложено помочь Ире, которая любила танцевать, очень старалась, но ее движения были угловатыми и неуклюжими. Ира, однако, этого не стеснялась и просто радовалась любой возможности потанцевать. Сначала Лиза удивилась такому предложению, но роль «учителя» ей импонировала. Сначала эти занятия были непродолжительными по времени, потом стали занимать все больше времени. Лизе нравилось, что ее «ученица» очень исполнительна, а Ире предоставлялась возможность поплясать, да еще и не одной, а в паре с Лизой. Обе девочки были довольны. Самостоятельные объединения детей становятся показателем положительной динамики воспитания культуры общения у старших дошкольников. При реализации третьего условия - развитие умения взаимодействовать в процессе музицирования, мы знакомили детей с музыкальными инструментами и приемами игры на них, используя различные формы работы с детьми: занятия-загадки, занятия-беседы, занятия-музицирования. В начале занятия детям предлагалось отгадать загадки; кто отгадал больше всего загадок, тот получал право выбрать себе музыкальный инструмент. Следующее задание: назвать выбранный инструмент и показать, как на нем играют. Кто затруднялся, мог вежливо позвать на помощь друга. Тем самым воспитывается культура общения. Более сложное задание - сыграть на инструменте свою мелодию. Если ребенок затрудняется - можно прибегнуть к помощи сверстников, договориться об исполняемой мелодии, что также способствует воспитанию культуры общения. Во время пантомимы дети изображали «немой» оркестр, управляемый дирижером. В конце занятия проводилась игра «Где мы были - мы не скажем, а что делали - покажем». После занятия-загадки проводили занятие-музицирование, в ходе которого: ‒ развиваются умения творческого ансамблевого музицирования;
36 ‒ дети учатся культуре общения, получая от этого радость и удовольствие; ‒ развивается умение слушать партнера; ‒ накапливается опыт подбора инструментов и мелодий, соотносящихся с персонажами сказки. Детям в игровой форме предлагались три задания с использованием музыкальных инструментов. Пример занятия-музицирования «Здравствуй, гномик», проведенного с детьми представлен в приложении. Проводили занятие-беседу «Ансамбль», в ходе которого: ‒ ‒ обогащались детские представления о понятии «ансамбль»; поощряется желание детей помогать товарищам, добиваться слаженно- сти исполнения. В начале занятия детям объяснили, что совместная игра - это и означает ансамбль. На иллюстрированном материале детям показывали многообразие различных видов ансамблей (скрипачей, бабалаечников, песни и пляски, ударных и т.д.). Детям рассказывали, что ансамбль состоит из определенного числа музыкантов (10 -12), а большое собрание музыкальных инструментов, играющих вместе, - это уже оркестр. Детям объясняли, что и в оркестре, и в ансамбле ценятся понятие «чувство ансамбля», и доказывали это на конкретном примере. Детям предлагали записи музыки в исполнении «плохого» и «хорошего» оркестров. Они должны сравнить оба исполнения (слушая хороший оркестр - аплодировать, слушая плохой — топать). Слушая «хороший» ансамбль (оркестр), мы наслаждаемся музыкой, восхищаемся красотой единодушия, искусством переживать вместе. В «плохом» — все наоборот: каждый стремится, чтобы слышали только его игру, доволен лишь сам собой, своей игрой. Далее детям предлагали исполнить свои партии в ансамбле, так чтобы получился «хороший» оркестр. Использовали знакомые мелодии: «Веселые гуси», украинская народная мелодия, обр. В. Агафонникова; «Савка и Гришка», белорусская народная мелодия, обр. В. Агафонникова; «Ай-я, жу-жу», латышская народная мелодия, обр. В. Агафонникова.
37 Основная форма работы, по решению поставленных задач: музыкальные игры-упражнения, которые проводились в определенной последовательности, каждое упражнение направлено на ту или иную сторону развития положительных взаимоотношений. Игры представлены в приложении 3. После проведения предварительной работы, мы создали детский музыкальный оркестр, посредством которого: ‒ обеспечивали условия для реализации детьми опыта культуры общения при совместном музицировании; ‒ способствовали развитию чувства партнерства и потребности расширить общение. Мы использовали следующий музыкальный репертуар: «Неаполитанская песенка», муз. П. Чайковского; «Ой, вставала я ранешенько», русская народная песня, обр. В. Агафонникова; «Теремок», русская народная песня, обр. В. Агафонникова; «Веснянка», украинская народная песня, обр. В. Агафонникова; «Неваляшки», муз. 3. Левиной, сл. 3. Петровой; «Славься», муз. М. Глинки, переложение В. Агафонникова. После того как произведение было выбрано («Неаполитанская песенка» из «Детского альбома» П.И. Чайковского), с детьми проводили занятиябеседы, в ходе которых они подбирали инструменты (русские народные или оркестровые инструменты). Наша роль и роль музыкального руководителя наблюдать за развитием событий, инициировать совместные обсуждения. На втором занятии-импровизации детям предлагалось составить партитуры к уже выбранным инструментам, озвучить их и выбрать одну общую, которая подходит для данной пьесы. Мы налаживали совместный поиск для создания подобных партитур. Детям раздавали фломастеры и листы бумаги, раскладывали выбранные заранее инструменты. Предлагали составить партитуры для данного инструмента. При этом дети пользовались инструментом. Музыкальный руководитель обсуждал с каждой подгруппой возникшие затруднения. Впоследствии дети озвучивали свои партии, взяв за основу наиболее понравившиеся.
38 Итог всей этой деятельности — исполнение «Неаполитанской песенки» П.И. Чайковского детским музыкальным оркестром. Мы объединили мини-ансамбли в оркестр. Детям давали общую партитура пьесы, состоящую из мини-партитур, которые дети разучивали на предыдущих занятиях. При совместном исполнении дети играли слаженно, дружно, слышали друг друга при игре. Музыкальный руководитель исполняла свою партию на фортепиано. Таким образом, мы рассмотрели заявленные в гипотезе условия, способствующие на наш взгляд воспитанию культуры общения у детей старшего дошкольного возраста в совместной музыкальной деятельности: обогащение опыта сотрудничества дошкольников в процессе пения; использование музыкально-игровых ситуаций; развитие умения взаимодействовать в процессе музицирования.
39 2.3. Анализ результатов экспериментальной работы Целью контрольного этапа эксперимента была оценка эффективности заявленных в гипотезе условий. Мы использовали те же методики, что и на констатирующем этапе: беседа с детьми «Что такое вежливость?», педагогическое наблюдение за детьми. На основании полученных данных дети были распределены по трем уровням культуры общения (таблица 2.2.). Таблица 2.2 Уровень культуры общения у детей старшего дошкольного возраста Имя ребенка 1. Аня А. 2. Саша Б. 3. Юлия Б. 4. Яна Г. 5. Максим Е. 6. Артем З. 7. Никита К. 8. Матвей Л. 9. Маша М. 10. Вова С. 11. Дарина Ш. 12. Юра Ю. МотиваПоведенчеционный ский компокомпонент нент В В В В С С В В В В В С С Н Н С В С С С С В В В В В С В С С Н С Н С В С Высокий уровень − 5 (41,7%) Средний уровень − 5 (41,7%) Низкий уровень − 2 (16,6%) Когнитивный компонент Уровень В С В В Н С С В В С Н С На рисунке 2.5. представлены результаты диагностики культуры общения у старших дошкольников после проведения формирующего этапа эксперимента.
40 33,4% 41,7% Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень 45,8% Рис. 2.5. Уровень культуры общения у старших дошкольников (контрольный этап) В таблице 2.2. отражена динамика культуры общения у старших дошкольников. Таблица 2.2. Динамика культуры общения у старших дошкольников Уровни Констатирующий этап Контрольный этап экспери- эксперимента мента Высокий 8,3% (1 ребенок) 41,7% (5 детей) Средний 50 % (6 детей) 41,7% (5 детей) Низкий 41,7% (5 детей) 16,6% (2 детей) Наглядно результаты экспериментальной работы представлены на рис. 2.6. 60 50 50% 41,7% 41,7% 41,7% 40 30 Констатирующий этап 16,6% 20 10 8,3% Контрольный этап 0 Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень Рис. 2.6. Динамика культуры общения у старших дошкольников
41 Таким образом, на основании количественного и качественного анализа данных, полученных на этапе контрольного эксперимента, мы сделали вывод о состоятельности выдвинутой гипотезы. 2.4. Методические рекомендации для педагогов дошкольной образовательной организации по воспитанию культуры общения у детей дошкольного возраста в совместной музыкальной деятельности Музыка является одним из важнейших средств гармоничного развития личности. Начиная с раннего возраста педагоги приучают детей слушать музыку, воспитывают интерес к ней, эмоциональную отзывчивость на яркие, образные произведения. Сначала это небольшие пьесы, к подготовительной группе продолжительность звучания музыкального репертуара значительно увеличивается. В процессе слушания музыки необходимо обращать внимание на культуру слушания (умение слушать музыку молча, высказываться только по окончании звучания). Обсуждая прослушанные произведения, надо побуждать детей к развѐрнутому высказыванию, обращая внимание на культуру общения, чтобы дети не выкрикивали, перебивая друг друга, умели выслушать товарищей. Пение – один из самых любимых видов музыкальной деятельности дошкольников. Песня помогает справляться с трудностями, благотворно влияет на психическое состояние человека. Благодаря слову песня более доступна детям по содержанию, чем любой другой музыкальный жанр. Исполнение песен объединяет детей, создает условия для их эмоционального музыкального общения. Особое внимание надо уделять подбору песенного репертуара, который направлен, в том числе и на воспитание культуры общения дошкольников. Например, коммуникативная игра «Здравствуйте» для младшего дошкольного возраста и коммуникативная игра «Дружок – колобок» для старшего дошкольного возраста Е. Картушиной. В пении и песенном творчестве используются приѐмы, развивающие умение
42 слушать товарища и подстраивать свой голос под его пение. Например, пение по очереди, пение небольшим ансамблем, с солистами, творческие задания «Придумай и спой песенку», «Закончи мелодию», дидактическую игру «Передай звук по цепочке». Музыкальная игра - самый органичный из всех видов музыкальной деятельности. Потребность в игре заложена в ребенке самой природой. Она развивает его интерес к музыке, правильное восприятие содержания музыкальных произведений, пробуждает потребность постоянного общения с музыкой и желание активно и творчески проявлять себя в этой сфере. Музыкально-дидактическая игра учит работать в составе малых групп, оказывая поддержку и помощь друг другу. В малой группе ребѐнок постепенно научается прислушиваться к мнению товарищей, признавать и поддерживать его, согласовывать свои действия с ними. Правила игры едины для всех, дети учатся взаимодействовать в коллективе сверстников, приобретает навыки культуры общения. Коммуникативные танцы-игры, помимо развития музыкального слуха, выразительности движений, ориентировки в пространстве, способствуют воспитанию культуры общения дошкольников: развитие легкости вступления в контакт, инициативности, готовности к общению, эмпатии, сочувствия к партнеру, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения, развитие позитивного самоощущения: состояние раскрепощенности, уверенности в себе, ощущение собственного эмоционального благополучия, своей значимости в детском коллективе. Многие коммуникативные танцы построены на жестах и движениях, которые в житейском обиходе выражают дружелюбие, открытое отношение людей друг к другу. Тактильный контакт, осуществляемый в танце, еще более способствует развитию доброжелательности между детьми, нормализации микроклимата в детском коллективе. Игра в оркестре открывает детям мир музыкальных звуков, красоту звучания разных инструментов. Учит положительному эмоциональному настрою от участия в совместной деятельности, совместной радости творческого музицирования. Работая над музыкальным произведением, необходи-
43 мо учить детей исполнять музыку слаженно, не выделяясь из общего звучания, объяснять ответственность каждого ребенка за общий результат работы, умению взаимодействовать в коллективе сверстников, поддерживать своих товарищей. Игра в оркестре развивает сосредоточенность, внимание, упорство в достижении поставленной задачи, помогает ребенку преодолеть нерешительность, робость, неуверенность в своих силах, воспитывает культуру общения. Игра-драматизация – это коллективное и совместное со взрослыми действие, большая свобода для проявления индивидуальности и творчества. В игре – драматизации происходит общение детей между собой и общение ребенка со взрослыми, но в новом качестве - через роль. Дети с удовольствием включаются в игру, «входят в образ», переносят элементы спектакля в самостоятельную игровую деятельность. Игра - драматизация способствует развитию не только творческих способностей дошкольников, но и навыков культуры общения. Способствует развитию контактности, доброжелательности, взаимоуважения к своим товарищам, ответственности за общий результат деятельности. Воспитанию культуры общения способствует изучение народного фольклора - хороводов, народных круговых танцев, народных игр. В фольклорной традиции нет разделения на исполнителей и зрителей, а все присутствующие являются участниками и создателями игрового действия. Это очень существенно тем, что снимается механизм оценивания, ребенок раскрепощается и все внимание обращает уже на процесс своего участия в данном виде деятельности. Фольклорные праздники, проводимые в ДОО способствуют общению детей не только в рамках своей группы, но и всей ДОО. Дети очень любят развлечения с направленностью на организацию позитивного общения: «Дни рождения», совместные концерты, вечера досуга. Приглашение родителей к творческому сотрудничеству: участию в различных формах музыкально-творческого взаимодействия (к выступлению на детских праздниках и развлечениях, к совместной реализации игровых творческих проектов, участию в конкурсах и т.д.), также способствует воспитанию культуры общения у дошкольников.
44 ЗАКЛЮЧЕНИЕ Вопросы воспитания культуры общения рассматриваются в работах З.С. Смелковой, Н.Е. Богуславской, Е.О. Смирновой, О.М. Казарцевой и других авторов. Культура общения - это такой выбор, такая организация языковых средств, которые в определѐнной ситуации общения при соблюдении современных языковых норм этики позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных задач. Культура общения обязательно предполагает культуру речи, которая в свою очередь также предполагает наличие у детей старшего дошкольного возраста достаточного запаса слов, умение говорить тактично, сохраняя спокойный тон. Овладение культурой речи способствует активному общению детей в совместных играх, в значительной мере предотвращает между ними конфликты. На основе анализа психолого-педагогической литературы, в структуре культуры общения мы выделили следующие компоненты: когнитивный, мотивационный, поведенческий. Воспитание культуры общения имеет закономерности, связанные с возрастными особенностями. Ведущие педагоги выделяют основные способы педагогического воздействия: приучение, упражнение, проблемные ситуации, пример для подражания, словесные методы (беседа, разъяснение). Воспитание культуры общения у детей старшего дошкольного возраста осуществляется в тесной связи с формированием у детей навыков коллективизма. В музыкальном воспитании детей выделяются следующие виды музыкальной деятельности: восприятие (слушание) музыки, исполнительство, творчество, музыкально-образовательная деятельность, которые в ДОО реализуется в организационных формах: музыкальная непосредственная образовательная деятельность, праздники и развлечения, музыка в повседневной жизни, самостоятельная музыкальная деятельность детей.
45 Теоретический анализ литературы позволил нам предположить, что наиболее эффективному процессу воспитания культуры общения у детей старшего дошкольного возраста в совместной музыкальной деятельности будут способствовать следующие педагогические условия: обогащение опыта сотрудничества дошкольников в процессе пения; использование музыкально-игровых ситуаций; развитие умения взаимодействовать в процессе музицирования. Экспериментальная работа проводилась в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад района Белгородской области и включала 3 этапа. Целью констатирующего этапа эксперимента было выявление уровня культуры общения у старших дошкольников. Нами был выявлен исходный уровень культуры общения. Количественный и качественный анализ результатов, полученных в ходе констатирующего эксперимента, показал, что высокий уровень культуры общения у старших дошкольников выявлен у 8,3% детей, средний уровень у (50%) детей, низкий уровень у 41,7% детей старшего дошкольного возраста На формирующем этапе мы разработали и реализовали содержание работы, способствующее, на наш взгляд, воспитанию культуры общения у старших дошкольников, апробировав заявленные условия гипотезы. На контрольном этапе проводилась повторная диагностика культуры общения у старших дошкольников. Анализ результатов выявил положительную динамику этого процесса. Количество детей с высоким уровнем увеличилось на 33,3%, а с низким - уменьшилось на 24,9%. Таким образом, поставленные в исследовании задачи решены, гипотеза нашла свое подтверждение.
46 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Алябьева Е. А. Воспитание культуры поведения у детей 5- 7 лет. - М., 2009. 2. Алябьева Е. А. Нравственно - этические беседы и игры с дошкольни- ками. - М., 2003. 3. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитате- лей детского сада. - М.: Мозаика-Синтез, 1999. - с. 272. 4. Богуславская, З.М., Смирнова Е.О. Роль игры в нравственном развитии ребенка. – М.: Просвещение, 1991. – 210с. 5. Бодалев А.А. Психология общения. Избранные психологические тру- ды. – М., Воронеж, 1996. - 256 с. 6. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: «Просвещение», 1968. – 464с. 7. Бородич А.М. Методика развития речи детей. – М.: Просвещение, 1981. – 255с. 8. Булатова Е.А. Музыкально-эстетическое образование в социокультур- ном развитии личности. – Екатеринбург, 2011. – 145 с. 9. Бушелева Б.В. Поговорим о воспитанности. – М.: «Просвещение», 1988. – 144с. 10. Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду. – М.: Педаго- гика, 2006. – 81с. 11. Ветлугина Н.А. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду: Учебное пособие для студентов педагогических институтов. – М.: Педагогика, 2005. – 179с. 12. Ветрова В.В., Смирнова Е.О. Ребенок учится говорить. – Москва: Зна- ние, 1988. – 96 с. 13. Возраст и музыкальная восприимчивость // Восприятие музыки / Под ред. В.И. Максимова. — М., 2011. 14. Вопросы музыкальной педагогики // Под ред. В.И.Руденко. – М.: Педа- гогика, 2003. – 112с.
47 15. Выготский Л.С. Психология искусства. − Ростов н/Д: Феникс, 1998. – 480 с. 16. Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения. – М., 1996. 17. Глинка Г.А. Буду говорить, читать, писать правильно. – СПб.: Питер, 2008. – 221с. 18. Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений - М.: ИЦ «Академия», 2005. — 320 с. 19. Громова Е.Б. Формирование навыков общения со сверстниками у старших дошкольников.// Воспитатель Дошкольного Образовательного Учреждения. - 2010. - №5 20. Детство: дошкольного Примерная образования основная /Т.И. общеобразовательная Бабаева, А.Г. программа Гогоберидзе, З.А. Михайлова и др. - СПб: ООО « Издательство «Детство - Пресс», 2014. 528с. 21. Зацепина М.Б. Музыкальное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. - М.: Мозаика-Синтез, 2006. 22. Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. 23. Иванова В.П., Левшина Н.И. Развитие невербальных средств коммуни- кации у старших дошкольников // Успехи современного естествознания. – 2013. – № 10. – С. 159-160. 24. Иванченко Г.В. Психология восприятия музыки. – М.: Смысл, 2011. 25. Казарцева О.М. Культура речевого общения: теория и практика обуче- ния: Учебное пособие. – М.: «Сфера», 1998. – 496с. 26. Картушина М.Ю. Развитие коммуникативных способностей у до- школьников в музыкальной деятельности. // Воспитатель Дошкольного Образовательного Учреждения. -2009 - №4. - С. 42-46. 27. Клюева Н. В. Учим детей общению. – Ярославль, 1996.
48 28. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М.: Академия, 2000. – 416с. 29. Колодяжная Т.П., Колунова Л.А. Речевое развитие ребенка в детском саду: новые подходы. Методические рекомендации для руководителей и воспитателей ДОУ.- Ростов – н/Д: ТЦ «Учитель», 2012. – 32с. 30. Коренева Т.Ф. Музыкально-ритмические движения для детей до- школьного и младшего школьного возраста: В 2 ч. – Учеб.-метод. пособие. – М.: ВЛАДОС, 2009. 31. Короткова Н. А Организация сюжетной игры в детском саду. – М. Лин- ка-Пресс, 2009. – 127с. 32. Костина Э.П. Музыкальная среда как средство развития креативности ребенка //Дошкольное воспитание. - 2006. - №11. - с. 37. 33. Кулигина Е.А., Кислякова Е.В. Коммуникативные способности стар- ших дошкольников как фактор социальной адаптации // Воспитатель Дошкольного Образовательного Учреждения. – 2010. - №5. 34. Купина Н.А, Богуславская Н.Е Веселый этикет. Нравственное воспита- ние, развитие коммуникативных способностей ребенка, сюжетно-ролевые игры. – М., 1992. - 176с. 35. Куприна Н.Г.Диагностика и развитие личностных качеств ребенка до- школьного возраста в музыкально-игровой деятельности: Учебно- методическое пособие - Екатеринбург, Урал. гос. пед. ун-т, 2011. 36. Леонтьев А.А. Психология общения. - М.: Смысл, 1999. - 365 с. 37. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. Т.1 / Под ред. В.В. Давыдова и др. − М.: Педагогика, 1993. − 319 с. 38. Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения/Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад.пед. наук СССР. — М.: Педагогика, 1986. 39. Лямина Г.М. Особенности развития речи детей дошкольного возраста // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М.М. Алексеева. – М.: Академия, 1999. – с.49-52. 40. Матвеев В.М., Панов А.Н. В мире вежливости. - М.: «Просвещение», 2006. – 144с.
49 41. На крыльях детства: Примерная общеобразовательная программа до- школьного образования / Под ред. Н.В. Микляевой. – М.: ИД Карапуз, 2014 – [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.firo.ru/wp- content/uploads/2014/02/Na_kryliah_detstva.pdf 42. Никифорова Т.И. Развитие культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста в игровой форме обучения: автореф диссер. канд. педагог. наук – Якутск, 2008 43. Общение и речь: Развитие речи у детей в общении со взрослыми /Под ред. М.И. Лисиной. - М.: Педагогика, 1985. — 208 с. 44. Основы теории речевой деятельности / Под ред. А.А. Леонтьева. — М.: Просвещение, 1974. – 148с. 45. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. -336с. 46. Первоцветы: основная примерная общеобразовательная программа до- школьного образования / Под ред. Н.В. Микляевой. – М.: «АРКТИ», 2014. – [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.firo.ru/wp- content/uploads/2014/02/Pervocvety.pdf 47. Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1986. - 96 с. 48. Радынова О.П., Комиссарова Л. Теория и методика музыкального вос- питания детей дошкольного возраста: Учебник для студентов высших учебных заведений. – Дубна: Феникс+, 2011. – 352 с 49. Разноцветная планета: Примерная основная образовательную программа дошкольного образования / под ред Е.А. Хамраевой, И.В. Мальцевой. – М., Ювента, 2014 50. Смелкова З.С. Педагогическое общение: Теория и практика диалога: Учебное пособие. – М.: Издательство «Флинта», 1999
50 51. Смирнова Е.О, Холмогорова В.М. Дошкольный возраст: формирование доброжелательных отношений // Дошкольное воспитание. – 2003. - № 9. - С. 68-76. 52. Тютюнникова Т.Э. Учусь творить. Элементарное музицирование: му- зыка, речь, движение. Программа. – М., 2003. 53. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольника – М.: Изд-во института пси- хотерапии. - 2001. – 237с. 54. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольно- го образования - Режим доступа: http://www.firo.ru 55. Флерина Е. А. Разговорная речь в детском саду // Хрестоматия по тео- рии и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М. М. Алексеева. – М.: Академия, 1999. – с.210-115. 56. Формановская Н. И. Культура общения и речевой этикет - М.: Высшая школа, 2002. – 160с. 57. Хрестоматия по психологии: Учеб. пособие для студентов пед. ин- тов/Сост. В. В. Мироненко / Под ред. А. В. Петровского.— 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1987 58. Шорыгина Т. А. Беседы об этикете с детьми 5- 8 лет. - М., 2011. 59. Щербакова А.И. Аксиология музыкально-педагогического образования / Под ред. Э.Б. Абдуллина. — М., 2001.
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв