Сохрани и опубликуйсвоё исследование
О проекте | Cоглашение | Партнёры
Итоги и дальнейшие планы по реализации системы конкурсного трудоустройства в России
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова (МГУ имени М.В. Ломоносова)
Комментировать 0
Рецензировать 0
Скачать - 0 байт
Enter the password to open this PDF file:
-
Ассоциация интернет-издателей Итоги реализации проекта «Востребованное образование» НАУЧКОР.РФ
Содержание 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. История ………………………………………2 Концепция……………………………………3 Реализация…………………………………...4 Научкор.рф…………………………………...6 Конкурсы……………………………………..9 Партнеры…………………………………….11 Планы…………………………………….…..13 FAQ………………………………….………..15 Контакты……………………….…………….20 Создано в рамках проекта «Востребованное образование». При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации №79-рп от 01.04.2015 и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодёжи». 1
1. История История проекта началась три года назад, когда он был инициирован Ассоциацией интернет-издателей и одобрен наблюдательным советом АСИ во главе с В.В. Путиным в декабре 2013 года, а также Председателем Правительства РФ Д.А. Медведевым. Успешное обсуждение в «Открытом правительстве», готовность Министерства образования и науки РФ к дискуссии и дальнейшей реализации проекта давали надежду на его скорейший запуск, однако идее предстояло пройти через множество обсуждений и уточнений, прежде чем она была реализована в виде проекта «Востребованное образование». Изначально в основе инициативы лежала открытая публикация всех выпускных квалификационных работ. Проведение конкурсов от компаний-работодателей, общественных, государственных и научных организаций в качестве основной задачи проекта утвердил помощник Президента РФ Андрей Фурсенко. В результате обсуждения, по предложению руководителя Рособрнадзора Сергея Кравцова проект был назван «Востребованное образование». Идеи проекта полностью согласуются с инициативами Председателя Правительства Дмитрия Медведева и стала поводом для поручения ДМ-П8-5501 от 19.09.2012 по внедрению информационной системы, обеспечивающей проверку на плагиат дипломных работ выпускников вузов и диссертаций и определяющей порядок их публикации в сети Интернет, а также подготовленной в Минобрнауки дорожной картой, которая была представлена 2
в «Открытое правительство» в письме Д.В. Ливанова (МОНП-3531 от 7.12.12). 2. Концепция Смысл проекта состоит в интеграции интересов студентов и вузов с потребностями общества, науки, государства и бизнеса через организацию системы конкурсов, которая позволяет, с одной стороны, обеспечить выпускников работой по специальности, с другой стороны – управлять вниманием студентов и молодых ученых для решения приоритетных практических и научных задач. 2.1. Цели проекта: Внедрение системы конкурсного трудоустройства выпускников, обеспечивающей лучших студентов шансом на перспективную работу по специальности. Формирование банков знаний в открытом доступе, в т. ч. через объявление конкурсных тем и поощрение учащихся, работы которых нацелены на решение практических проблем науки, бизнеса и общества. Обеспечение мощного стимула к развитию научнообразовательного сектора информационной экономики и политическая стабилизация через внедрение новых эффективных социальных практик и лифтов. 3
2.2. Задачи проекта Обеспечение общедоступности всех учебных и квалификационных работ в сети Интернет на условиях свободных лицензий и обеспечение защиты прав и интересов авторов. Привлечение внимания работодателей к лучшим студенческим работам. Проектирование системы конкурсного трудоустройства с учетом потребностей работодателей и внедрение позитивной системы мотивации учащихся. Закрепление на законодательном уровне обязательства аккредитованных государством вузов публиковать учебные и квалификационные работы. 3. Реализация Проект «Востребованное образование» был запущен в сентябре 2015 года и финансируется за счет средств Президентского гранта, полученного у грантооператора Российский Союз Молодежи. За период реализации проекта: Проведено исследование «Как правильно проводить конкурсы учебных и научных работ». Запущена площадка для открытой публикации работ и проведения конкурсов «Научный корреспондент». Осуществлена интеграция Научкор.рф с системой проверки работ компании «Анти-Плагиат», а также 4
электронной научной библиотекой открытого доступа «КиберЛенинка». Проведена информационная кампания о проекте на базе Научкор.рф при поддержке интернет-издания «Частный корреспондент» и электронной научной библиотеке «КиберЛенинка». По заказу Ассоциации интернет-издателей доцентом журфака МГУ Сергеем Смирновым подготовлено пособие «Моя исследовательская работа», в котором описаны азы подготовки самостоятельного исследования. Создан мультфильм «Научкор.рф – опубликуй свою учебную или научную работу!». Привлечен ряд компаний и организаций для проведения конкурсов, в т.ч. НП «Викимедиа РУ», Coursalytics, Российская государственная библиотека, Государственная научно-техническая библиотека РФ, Центр стратегического анализа, «Частный корреспондент» и Mail.ru Group. Проведена серия круглых столов со студентами, руководителями молодежных организаций и преподавателями вузов на базе МГУ, СПбГУ, МФТИ, МИСиС. Найдены партнеры и заключен ряд партнерских соглашений, основной целью которых является развитие культуры научной коммуникации в России и реализация системы конкурсного трудоустройства выпускников. 5
О своей готовности открыто опубликовать выпускные квалификационные работы студентов заявил СПбГУ, экономический факультет и кафедра новых медиа и теории коммуникации факультета журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, а также факультет журналистики и славянской филологии КФУ им. В.И. Вернадского. В СПбГУ с 2016 года ГЭК на 100% состоят из представителей работодателей. 4. Научкор.рф Платформа для открытой публикации работ и проведения конкурсов работодателей «Научный корреспондент» была запущена в ноябре 2015 года. Начиная с 2015-2016 учебного года, согласно Приказу об аттестации бакалавров и магистров Минобрнауки от 29 июня 2015 года, сохранение дипломных работ и их проверка на плагиат являются обязательными для всех вузов, имеющих государственную аккредитацию. Это полностью меняет правила игры в системе образования. Однако это только первый шаг реформы, целью которой является повышение прозрачности вузов. Следующий шаг – публикацию всех работ – первым сделали СПбГУ и экономический факультет МГУ им. М.В.Ломоносова, ВШЭ, однако благодаря «Научному Корреспонденту» возможность открытой публикации учебных и квалификационных работ будет доступна каждому студенту любого вуза бесплатно. 6
«Научный Корреспондент» призван стать навигатором по научным и научно-популярным ресурсам русскоязычного сегмента сети Интернет, актуальным научным исследованиям из различных областей знаний, программам конкурсов, стажировок и грантов, а также местом для публикации учебных и дипломных работ студентов всех образовательных учреждений Российской Федерации. Стать научным корреспондентом сможет каждый, кто опубликует свою учебную или дипломную работу. Публикация диплома или курсовой не только хороший способ сохранить текст на память или поделиться результатами исследования. Это также лучший способ подтвердить или защитить права автора на собственную работу в XXI веке. Проект стал результатом сотрудничества Ассоциации интернет-издателей и Ассоциации «Открытая наука», технологическая платформа Научкора построена на базе проекта Vernsky компании «Новые медиа», автором идеи которого является Иван Засурский. Один из идеологов проекта – Ясен Николаевич Засурский, президент факультета журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова. «Надо не пытаться спрятать знания, а создавать открытия. Студенты должны стремиться сделать свои работы такими, чтобы их читали и цитировали другие, чтобы на основе диплома работодатель мог взять их на работу! Уверен, что нет ничего полезнее, чем обращать внимание молодёжи на актуальные проблемы – ведь вполне может быть, что они смогут найти их решение и воплотить его в жизнь», – считает Ясен Засурский. 7
Авторы могут самостоятельно загрузить свой диплом или курсовую работу, сформировать портфолио, принять участие в конкурсах учебных и квалификационных работ от лучших работодателей страны. В «Научном Корреспонденте» работы публикуются на условиях открытой лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International, что позволяет свободно использовать произведения с указанием автора и ссылкой на источник, а значит – выпускает работу в открытое информационное пространство, дает ей шанс быть процитированной, включает автора в среду научной коммуникации. «Запуск «Научного Корреспондента» - очередная веха на пути продвижения открытого доступа к учебным и научным работам, массового распространения открытых лицензий в научной среде, а также развития инфраструктуры открытой науки в России. Как показал опыт «КиберЛенинки», не только научное сообщество, но и общество в целом крайне нуждается в подобных проектах, выводящих научную коммуникацию на новый уровень. Рассчитываю, что в близкой перспективе результаты Научкора и других наших инициатив могут оказаться полезны для реализации важных для государства проектов: платформы научного журнала открытого доступа и альтметрики.», – Дмитрий Семячкин, директор Ассоциации «Открытая наука», руководитель проекта «КиберЛенинка». 8
5. Конкурсы 5.1. Копирайтер в Mail.ru Group В течение 2 недель проведения конкурса было собрано 97 работ студентов. В итоге вместо 1 или 2 стажеров, как планировалось изначально было набрано 3 человека. Конкурс проводился в 2 этапа: 1) Отбор 5 авторов лучших работ, опубликованных на Научкоре. Каждому из победителей был отправлен бесплатный билет на участие в форуме «РИФ + КИБ 2016». 2) Практическое задание, по результатам которого 3 человека были приняты на оплачиваемую стажировку. «Поиск молодых специалистов - всегда непростой процесс, а проведение конкурса позволяет отобрать мотивированных студентов, которые в будущем могут стать надежной частью команды. Это был интересный опыт, и я считаю, что Научкор – перспективный инструмент для поиска молодых кадров, у которого есть широкие возможности для развития». – Дмитрий Волошин, директор департамента исследований и образования Mail.Ru Group 9
5.2. Научный журналист-переводчик для интернетиздания «Частный корреспондент» в Mail.ru Group За время проведения конкурса было собрано 48 работ, в итоге 6 авторов вместо планируемых 5 было отобрано для стажировки в издании. По итогам работы один из участников может быть трудоустроен. «Хорошо, что конкурс проходил в режиме онлайн, и меня не ждали собеседования, на которых от волнения можно растерять половину своих умений и знаний. Опубликовав свою работу, я почитала переводы других участников конкурса. Их было довольно много, это и радовало (всегда приятно, когда люди проявляют интерес к тому, что интересно и тебе), и слегка расстраивало (очень уж хотелось пройти отбор, а конкуренция была высокой). Для молодых специалистов такие конкурсы – это замечательный шанс проявить себя. Устроиться переводчиком в солидное СМИ непросто, особенно, когда тебе не хватает практики, и ты не можешь предъявить редактору портфолио. «Частный корреспондент» предоставил мне возможность заниматься делом, которое мне нравится, и нарабатывать необходимый опыт. Идея создания конкурсного портала в Интернете мне кажется очень правильной: с его помощью многим талантливым и заинтересованным людям будет проще заявить о себе, получить экспертную оценку и усовершенствовать свои профессиональные навыки. – Елизавета Кофанова, один из победителей конкурса 10
6. Партнеры 11
Проект реализуется при поддержке Администрации Президента РФ и Рособрнадзора 12
7. Планы В 2016-2017 учебном году в Научкоре появятся специальные механизмы управления конкурсами для компаний-работодателей, а также возможность общения организаторов конкурса с его участниками. Будут добавлены новые инструменты для общения и организации дискуссии вокруг работы. На сайте уже можно подгружать рецензии на работы, а наличие двух положительных рецензий вместе с фактом размещения в репозитории открытого доступа, согласно разъяснением юридической службы СПбГУ, обеспечивают выпускной квалификационной работе статус научной публикации. Планируется присвоение бесплатного для авторов DOI лучшим работам (сейчас каждая публикация получает UUID), что будет способствовать созданию на базе платформы открытых научных журналов. Уже в этом году будет создан специальный раздел, в котором будут публиковаться лучшие работы, получившие положительные рецензии от людей и организаций с верифицированным научным статусом. Раздел будет адаптирован к требованиям ВАК, а также базам Web of Science и Scopus, что со временем позволит увеличить число научных публикаций, активизировать научное развитие и вовлечь в него молодых исследователей, каждый из которых получит автоматически сгенерированное портфолио, а 13
также возможность хранения работы в Федеральной резервной системе банков знаний. Кроме того, на сайте появятся каналы подписки на актуальную информацию по различным научным направлениям, в т.ч. будет осуществляться перевод и анонсирование материалов на иностранных языках. Агрегация работ из других авторизованных открытых репозиториев расширит массив научных источников для написания студентами собственных исследований. Сформирована рабочая группа для взаимодействия с вузами и работодателями, которая обеспечит вовлечение в проект крупных компаний, научных и общественных организаций, государственных ведомств, а также образовательных учреждений. По мере увеличения студенческой аудитории и представительства вузов, на Научкоре будет формироваться рейтинг университетов по активности публикации и количеству победителей конкурсов. 14
8. FAQ 8.1. Почему стоит принять участие? Для студентов: - гарантированное сохранение авторских прав на работу, включая возможность доказательства авторства идеи и разработки, стимулирование патентования и публикаций в высокорейтинговых журналах как единственных механизмов отсрочки публикации полного текста работы; - автоматическое формирование открытого портфолио, доступного работодателям и заказчикам; - подтверждение квалификации, который можно в любой момент предъявить ссылкой на работу; - возможность участия в открытых конкурсах в том числе выпускных квалификационных работ; - формирование открытых банков знания, которые будут полезны как студентам, так и ученым; - шаг в мир науки: шанс получить научную публикацию и быть процитированным коллегами. Для вузов: - соответствие образования запросам коммерческих, общественных, государственных и научных организаций; - новые возможности научного рекрутинга и развития научных школ; 15
- формирование банков знания в открытом доступе; - привлечение внимания к своей деятельности крупных игроков рынка; - новые конкурентные преимущества в образовательной сфере. Для компаний: - управление вниманием студентов и молодых исследователей для решения практических задач; - поиск прорывных идей и наиболее актуальных полевых исследований; - отбор молодых мотивированных специалистов, знакомых со спецификой сферы, в которой работает организация; - определение ключевых тенденций развития рынка через формирование массивов качественной информации по теме. 8.2. Ответы на часто задаваемые вопросы Не украдут ли мою работу, если я ее опубликую? В XXI веке публикация произведения – лучший (и, возможно, единственный) способ защитить права автора на его интеллектуальный труд. Все работы, которые публикуются на Научкоре, сразу попадают в индекс 16
«Антиплагиата», что навсегда закрепляет имя автора за его произведением. Что такое открытые лицензии Creative Commons? Лицензии Creative Commons позволяют публиковать произведения, сохраняя за автором избранный (настраиваемый) набор прав, в результате чего может быть ограничено или разрешено право на переработку текста, его коммерческое использование и т.д. В мире правовым стандартом научной коммуникации де-факто является лицензия Creative Commons Attribution. В настоящее время Creative Commons предлагает правообладателям 6 различных лицензий разной «степени открытости», которые формируются в соответствии с четырьмя атрибутами: Attribution – с указанием авторства (CC BY), самая свободная из лицензий, аналогичная режиму общественного достояния; No Derivatives – без производных (CC BY-ND), запрещающая переработку произведения; Share Alike – использование на тех же условиях (CC BY-SA), обязывающая использовать и распространять ориги нал и производные под аналогичной лицензией; 17
Non-Commercial – некоммерческое использование (CC BY-NC), разрешающая лишь некоммерческое использование оригинала и производных. Можно ли продолжать работу над исследованием, которое уже было опубликовано? Тексты работ, опубликованных ранее автором, можно использовать без каких-либо проблем при наличии ссылок (указание на то, что эти темы ранее рассматривались в других работах исследователя, только подчеркнёт серьёзность его подхода к теме). Кроме того, если новое исследование сделано качественно, фрагменты предыдущей работы как правило необходимо значительно перерабатывать. В студенческих работах могут использоваться материалы, которые организации предоставляют для ознакомления, но не публикации. Таким образом, в соответствии с законодательством об авторском праве эти работы нельзя публиковать в открытом доступе. Как быть? Этот вопрос нужно решать в каждом конкретном случае отдельно. Однако наличие закрытого контента не отменяет необходимости публикации работ: та часть текста, которая не содержит подобных материалов, может быть опубликована. Кроме того, если контент имеет значение для научно-образовательной сферы, вуз может способствовать его переводу в режим открытого доступа – через выкуп прав 18
или другие договоренности с организациейправообладателем. Студенты иногда по итогам зашиты публикуют научные статьи – самостоятельно или в соавторстве с научным руководителем. Публикуя диплом открыто, лучшие выпускники теряют эту возможность. Советуем студентам публиковать статью до защиты – это наиболее предпочтительный вариант, который также позволяет в самой работе давать ссылку на научную публикацию автора. Кроме того, согласно заключению специалистов СПбГУ, публикация диплома в открытом доступе может считаться научной публикацией при условии наличия рецензий. 19
9. Контакты Если Вас заинтересовал проект и у Вас есть комментарии, идеи или предложения, пишите нам на editor@nauchkor.ru. Также можно звонить и писать координатору проекта Наталии Трищенко: natahatri@yandex.ru +7 (915) 058-78-10 vk.com/natahatri fb.com/natahatri Или автору и руководителю проекта Ивану Засурcкому: zassoursky@gmail.com fb.com/ivan.zassoursky 20
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв