ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
( Н И У
« Б е л Г У » )
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
ФАКУЛЬТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Кафедра теории и методики физической культуры
ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ И
УСПЕШНОСТИ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
ФАКУЛЬТЕТА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Выпускная квалификационная работа
обучающегося по направлению подготовки
44.03.01 Педагогическое образование
профиль Физическая культура
очной формы обучения, группы 02011403
Бурцевой Ольги Владимировны
Научный руководитель
к.п.н., доцент Кадуцкая Л.А.
БЕЛГОРОД 2018
2
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА
3
1.
АНАЛИЗ
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ
6
ЛИТЕРАТУРЫ ПО ВОПРОСАМ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1. Профессиональное самоопределение личности в психолого-
6
педагогической литературе
1.2.
Психолого-педагогические
механизмы
формирования
10
профессиональной направленности личности
1.3.
Педагогическая
направленность
личности
как
фактор
14
успешности в профессиональной направленности учителя
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
19
2.1. Организация исследования
19
2.2. Методы исследования
20
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
25
3.1.
Исследование
структуры
профессиональной
25
направленностистудентов факультета физической культуры
3.2. Исследование успеваемости студентов
3.3.Выявление
взаимосвязи
между
30
профессиональной
направленностью личности и успеваемости студентов
31
3.3.1. Корреляционный анализ
34
ВЫВОДЫ
36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
37
ПРИЛОЖЕНИЕ
43
3
ВВЕДЕНИЕ
Современное общество усиливает требования в отношении каждого
человека
как
специалиста
определенного
вида
деятельности.
Как
свидетельствует практика, практически в каждом виде деятельности
недостаточно иметь одно только старание и желание. Успешность во многом
зависит от наличия у человека способностей и склонностей к этому роду
деятельности, от его профессиональной направленности.
Актуальность.Указанная проблема является крайне актуальной в
профессии
педагога.
Поскольку
профессиональный
педагог
-
это
единственный человек, занимающийся большую часть своего времени
воспитанием и обучением. Именно отуровня мастерства педагога, от его
профессиональных качеств зависит будущее человечества.
В связи с ростом заработной платы учителей, в школы попадает много
случайных людей. Но в это же время ведущими при выборе профессии
учителя являются отнюдь не материальные стимулы.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что в момент
поступления в ВУЗ не берутся в расчет факторы, определяющие успешность
профессионального
обучения,
а
также
формирование
устойчивой
профессиональной направленности каждого студента. В последующем в
процессе
обучении
происходит
выявление
профессиональной
непригодности, отсутствие склонности к педагогической деятельности. Все
это
приводит
к
негативным
последствиям
и
психологическому
травмированию студентов.
Согласно исследований таких зарубежных ученых как Р. Доре (1983),
М.С. Каланиди (1980), Е. Х. Эриксон (1968), профессия, которая была
выбрана в разрез профессиональной направленности человеческой личности,
оказывает сильное негативное влияние на его здоровье, происходит
учащение физиологических и психологических проблемы. В то время как
удачный выбор профессии способствует повышению самоуважения и
позитивному представлению человека о себе.
4
В отечественной литературе изучению проблем профессионального
становления личности педагога посвящены труды таких ученых как, Н.Н
Андреева, Н.В. Кузьмина, А,А Реан, В.А Сластенин, Л.Ф Спирин.
В психологической литературе рассмотрению профессиональной
направленности личности посвящены труды К.М Гуревича, Е.А Климова,
Н.Д Левитова, А.Н. Леонтьева, Л.М Митиной.
Цельданной работы заключается в исследовании взаимосвязи между
успешностью в осуществлении учебной деятельности и профессиональной
направленностью личности студентов ФФК.
В качестве объекта исследования выступает педагогический процесс
освоения базовых основ профессиональной деятельности специалиста в
области физической культуры и спорта.
Предметом
исследования
является
профессиональная
направленность личности студентов ФФК.
На основании всего из вышеизложенного была сформулирована
следующая гипотеза исследования: предполагаем, что наиболее успешными
в процессе усвоения базовых основ профессиональной деятельности будут
являться студенты, которые имеют профессиональную направленность в
системе «Человек – человек».
Для достижения цели и подтверждения сформулированной гипотезы
следует решить следующие задачи:
1.Проанализировать
научно-методическую
литературу
по
проблемам исследования.
2.Исследовать индивидуальные психологические характеристики,
определяющие профессиональную направленность личности студентов
ФФК.
3. Исследовать успеваемость студентов
4. Выявить зависимость между профессиональной направленностью
личности и успешностью в учебной деятельностистудентов ФФК.
5
Новизна исследованиязаключается в получении новых данных о
взаимосвязи профессиональной направленности и успешности в учебной
деятельности студентов факультета физической культуры.
Практическая значимость настоящей работы состоит в возможности
применения результатов исследования для определения
взаимосвязи
профессиональной направленности и успешности в учебной деятельности
студентов других факультетов, обучающихся по направлению подготовки
44.03.01 Педагогическое образование.
6
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПОВОПРОСАМ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1.Профессиональное самоопределение личности в психологопедагогической литературе
Одной из важнейших и актуальнейших проблем современной
молодежи является выбор профессии. Работа играет важную роль в жизни
каждого человека и оказывает большое влияние на его состояние и
самочувствие, поэтому важно не ошибиться и сделать правильный выбор.
Однако
деятельности
не
каждый человек
оказывается
не
во всякой профессиональной
успешным,
что
влечет
за
собой неудовлетворенность жизнью, комплекс психологическим проблем и
т.п. Успешность в профессиональной деятельности определяется структурой
определенных профессиональных знаний, умений, навыков, способствующих
решению специфичных для данной профессии задач[22]. Также успешность в
избранной
профессии
зависит
от
отношения
к
профессии
и
профессиональной направленности личности[32].
Одним из наиболее существенных критериевоптимального выбора
будущей профессии выступает соотношениемстремлений и уменийличности
томунабору требований, которые конкретная профессия предъявляет к
работнику. Не вызывает сомнения факт оптимальности такого соотношения
будет зависеть степени гармонии между склонностями и умениями личности.
Исследованием данного вопроса отражено в работахА. Г. Ковалевой и
В. Н. Мясищева [15, 16], а также В.Д Шадриковой [42,43], их исследования
были посвящены проблеме способностей. Важнейшие положения по
указанной проблеме состоят в следующем. Способности
не могут
рассматриваться в качестве скрытых до определенного времени внутренних
7
возможностей человека. Они всегда являются производным от единства
человека и условий его жизнедеятельности[28,42].
Выбор будущей профессии это выбор деятельности, и основная
детерминанта верного выбора - это профессиональная заинтересованность
или профессиональная нацеленность [11,14,30]. Без сомнения такой подход
является более продуктивным, поскольку онв его основе лежит идея
активности непосредственно самого субъекта выбора профессии.
Под
профессиональной
эмоциональных
отношений,
направленностью
который
задают
понимается
система
соответствующую
их
содержанию иерархическую структуру доминирующих мотивов личности и
побуждающих личность к их утверждению в процессе профессиональной
деятельности. Иерархическую структуру направленности личности многих
профессий можно представить следующим образом: направленность на
человека; направленность на себя (на саморазвитие); направленность на
предмет деятельности[30].
В профессиональной направленности выделяют различные стороны,
которые выражают содержательную и динамическую особенности[13]. К
содержательной
относятся
полнота
и
уровень
направленности,
к
динамической – уровень интенсивности, продолжительность и степень
устойчивости.
Следовательно,
одной
из
форм
развития
профессиональной
направленности является обогащение ее мотивов: начиная от отдельного
мотива
до
все
более
распространенной
системы
мотивов.
В
профессиональную направленность большой группы людей могутвходить
одинаковые мотивы, но в то же времяона может быть различной.
Обуславливается
это
определенной
структурой
системы
мотивов.
Одинаковые мотивы могут отличаться способом организации, быть в разных
отношениях соподчинения. Самым главным является различие ведущих
мотивов.
8
Как правило, мотивы, которые лежат в основе профессиональной
ориентации, являются неоднородными с точки зрения происхождения и
характера связи с профессией. В данном контексте обоснованнымявляется
выделение группы мотивов, которые выражают потребность в том, что
является основным содержанием профессии [6,34]. Еще одна группа мотивов
связана
с
отражением
отдельныхпрофессиональныхособенностей
в
общественном сознании (мотивы престижа, общественной значимости
профессии)
[34].
В
составе
следующей
группы
мотивы,
которые
выражаютхарактеристики самосознания человекапри взаимодействии с
профессией [7,30]. Находящиеся в четвертой группе мотивы отражают
интерес личностик внешним, объективно несущественным атрибутам
профессиональной деятельности. Зачастую мотивы именно данной группы
зарождают стремление личности к отдельным «романтическим» профессиям.
Уровень
степень
профессиональной
соответствия
ведущего
направленности
мотива
представляет
предпочтения
собой
профессии
объективному содержанию профессии. Когда уровень направленности
высокий, тогда близким и существенным в любой деятельности для личности
будет то, в чем заключается его объективное назначение. Если уровень
направленности низкий, тогда мотив будет выражать потребность в
связанных с деятельностью обстоятельствах.
Основным показателем уровня являютсянасыщенность и глубина
интереса к профессии с учетом его положения в системе мотивов, которые
образуют
профессиональную
направленность.
Является
очевидным
невозможность оптимального взаимодействия человека и выбранного им
труда при отсутствии довольно высокого уровня профессиональной
направленности.Рассчитывать
на
успех
в
развитии
творческих
и
нравственных сил человека в трудовой деятельности можно только при
соблюдении указанного условия.
Так, по мнению авторов, основным содержанием успешного развития
профессиональной направленности выступает повышение ее уровня[7,43].
9
Невернымбыло бы понимание отношения к профессии односторонне,
рассматривания
его
лишь
с
позиций
проявления
активности
и
избирательности со стороны личности. На самом деле здесь необходимо
говорить о взаимодействии, так как профессия также оказывает воздействие
на субъект. Характеризуется данное воздействие чувствами, мыслями и
образами, которые возникают в сознании под влиянием профессии, также
предъявляемыми объективными требованиями профессии к личности.. В
числе
объективных
требований
те,
которые
некоторые
профессии
предъявляют к психофизическим особенностям личности[43].
Высоким уровнем профессиональной направленности характеризуется
качественная особенность структуры мотивов личности, выражающая
единство
интересов
и
личности
в
системе
профессионального
самоопределения. Повышение уровня профессиональной направленности
является основным содержанием ее развития. «Выбор профессии может
считаться оправданным только в том случае, когда есть надежда, что
активность личности будет способствовать такому взаимоотношению между
личностью и трудом, при котором будут созданы условия для успешного
дальнейшего развития творческих и нравственных сил личности. Главное
условие прогнозирования подобного развития личности это высокий уровень
профессиональной направленности.»
Соответствие ведущего мотива и основного содержания выбранной
профессии не является единственной предпосылкой возможности найти свое
призвание в данной деятельности.
Многое будет зависеть и от характерологических особенностей
личности,
и
способностей.
от
качественного
Необходимо
своеобразия
отметить,
что
и
уровня
в
данной
развития
ее
взаимосвязи
профессиональной направленности, черт характера и способностей главная
роль принадлежит мотиву.
Как отмечают авторы, даже при отсутствии довольно глубокой
профессиональной направленности студентов имеется вероятность ее
10
появление в процессе обучения в вузе. Но задача заключатся в том, что
выбор процессии должен являться логическим следствием постепенного
повышения уровня профессиональной направленности [30,33,40].
1.2. Психолого – педагогические механизмы формирования
профессиональной направленности личности
Возникновение избирательно-положительного отношения к профессии
определяет
формирование
системы
«человек
–
профессия»,
внутри
нееосуществляется взаимодействие объекта и субъекта отношений. Однако
нельзя понятие «отношение человека к профессии» сводить только к
активности,
идущей
от
субъекта.
Изучение
профессиональной
направленности, условий и движущих сил развития профессиональной
направленности невозможно в условиях отрыва от системы воздействий,
идущих от профессии[30]. В идеальной модели соответствия личности и
труданеобходимо полное совпадение содержания деятельности и ее
личностного смысла. Но на практике полное совпадение не может быть
достигнуто. На это есть ряд причин.
В первую очередь, не всегда доминирующим в структуре мотивов
выбора будет являться связанный с данной деятельностью мотив. Однако
данное обстоятельство субъективно, так как есть возможность перестроить
систему
мотивов
и
повысить
уровень
профессиональной
направленности[7,17]. В условиях правильной организации деятельности ее
творческие возможности все сильнее отражаются личностью.
Следовательно, неизбежным является проявление несоответствие
между объективным содержанием профессионального труда и личностным
смыслом, который имеет для человека его выбор или участие в нем. Исходя
из
того,
что
основным
содержанием
развития
профессиональной
направленности является повышение ее уровня, данный процесс невозможен
без преодоления вышеуказанного несоответствия. В определенных условиях
11
это
противоречиеполучает
выступает
в
качестве
характер
движущей
диалектического
силы
развития
противоречия,
профессиональной
направленности.
Рассмотрим более детальным образом условия появления, развития и
решенияуказанного
положительного
противоречия
отношения
[12].
личности
Проявление
избирательно-
профессии
определенного
к
видасчитается началом их взаимодействия. Существенная особенность
данного
взаимодействия
специфического
проявляется
общественно
в
значимого
несоответствии
содержания
между
профессии
и
личностного смысла ее предпочтения.
Процесс формирования профессиональной направленности может быть
представлен в виде модели, которая была разработана А.А. Ростуновым [34],
на примере студентов ВУЗов, в которых в качестве мотива выступают
перспективы.
Формирование и поддержание устойчивой направленности личности
студента
представляет
собою
непрерывный
процесс
согласования
требований перспективы посредством деятельности, посредством обратной
связи. Процесс формирования
мотивов сопряжен
с формированием
потребностей. Потребность и иныеэлементы (интересы, влечения, цели,
намерения) становятся более устойчивыми посредством углубленного
изучения перспектив и преобразования возникающих потребностейличности
в определенные мотивы.
Процесс развития профессиональной направленности обучающихся
состоит из ряда ступеней [34]. Начальная ступень. На данной ступени
решение об освоении конкретной профессии учащимся принимается внешне,
на основании эмоционального настроя, эпизодического, ситуативного
интереса
предметной
установки,
при
этом
учащийся
не
имеет
самостоятельности и не проявляет инициативы.
На второй ступени у учащегося уже имеется фиксированная установка
на профессию и более устойчивые интересы; для данной ступени
12
характернопроявление склонностей (в тоже время наибольший интерес
вызывают практические стороны учебной деятельности). Имеющаяся
сформулированная цель определяет общее направление деятельности, у
учащегося
отмечаются
проявления
чувства
уверенности
и
самостоятельность, происходит формирование ответственности.
Для третья ступени характерно наличие у учащегося твердой установки
на профессию, наличие устойчивого интереса и склонность к профессии;
проявляется особая увлеченность как к практической, так и к теоретической
сторонами учебного процесса; посредством профессионального труда
происходит самоутверждение личности.
Четвертая ступень. Ее отличает страстность увлечениявыбранной
профессией;
происходит
формирование
слияние
направленности
человека
происходит
и
дела
при
в
одно
наличии
целое;
больших
способностей к выбранной профессии, ярко выраженных склонностей и
призвании. На данной ступени необходимо отметить высокий уровень
профессионального мастерства, а также присутствие идеала в профессии.
Присутствуют твердые убеждения в личной и социальной важности своей
профессии..
Развитие
профессиональной
направленности
нельзя
понимать,
ограничивая его источник только внутренним миром человека, активностью
его сознания. Подтверждением этому является недостаточность осознания
противоречия
для
его
решения.
На
возможное
обострение
такого
противоречия оказывают различные мотивационные факторы, такие как
идейные мотивы, желание самовыражаться, стремление к удовлетворению
материальных потребностей.
Когда возникает борьба мотивов, то возможна только переориентация,
или сохранение первоначальных намерений. Необходимо отметить, что
внутренняя борьба не может вызывать изменения личностного смысла,
который имеет для личности содержание ее профессии.
13
Открывающиеся
перед
человеком
новые
горизонты
могут
стимулировать в этих случаях ценностно-ориентационную деятельность,
расширяющую и углубляющую уже сложившуюся систему оценок и
представлений.
При
преобладании
побочных
мотивов
новыесведениякасательно
требований, связанныхсо специфическим содержанием деятельности, не
всегда
являются
достаточными
для
корректировки
первоначального
личностного смысла выбора конкретной профессии, следовательно они могут
не привести к сдвигу мотивов и не способствовать переходу противоречий от
внешнего уровня к внутреннему. «Сможет ли человек в результате
переработки новой информации о профессии отнестись к ней по-новому, как
бы заново открыть ее лично для себя, зависит как от содержательности и
яркости информации, так и от психологической готовности личности к ее
усвоению.
Учет
последнего
обстоятельства
особенно
важен
при
осуществлении профессионального обучения. Нередко лекции и беседы о
профессиях оказываются малоэффективными, не пробуждают интереса к
содержанию труда именно потому, что проводятся без учета потребностей,
интересов, склонностей конкретных учащихся» [43].
Итак,
психологическими
механизмами
профессиональной
направленности личности можетявлятьсясложная многоуровневая структура
мотивов, ценностей, личностных смыслов и способностей,
которые
определяют профессионально важные качества.
В связи с указанным пониманием движущих сил профессиональной
направленности для развития последней необходима такая организация
деятельности студентов, которая актуализировала бы противоречие между
требованиями предпочитаемой деятельности и ее личностным смыслом для
человека. Возможности различных видов деятельности в этом отношении
неравноценны [14].
14
1.3. Педагогическая направленность как фактор успешности
профессиональной деятельности учителя
Процесс подготовки специалиста в области физической культуры и
спорта – процесс сложный и многогранный. Однако, как в этом убеждает
опыт и анализ научной литературы до настоящего времени остается мало
изученным и разработанным такой аспект подготовки специалиста в данной
области, как формирование профессиональной направленности личности
будущего специалиста в области физическая культура и спорт.
Выпускник педагогического факультета физической культуры должен
иметь в первую очередь педагогическую направленность личности. К
примеру
А.В.
Кашин
[12],
рассматривая
личность
выпускника
педагогического училища говорит, что профессиональная направленность
выпускника педагогического училища является необходимым условием его
учебно – воспитательной работы в будущем и выражается в любви к
педагогической деятельности, любви к детям, склонности работы с детским
коллективом, в педагогическом оптимизме.
Ряд ученых (Н.В. Кузьмина, Н.Д Левитов, А.А. Реан, В.А Сластенин и
др.) исследовавших проблему становления будущего учителя, выделили в
качестве
требования
к
личности
учителя
наличие
педагогических
способностей, куда включали:
1). Дидактические способности – это умение передавать знания
учащимся;
2). Перцептивные способности — понимание ученика;
3). Академические способности – способности к определенной области
науки;
4). Речевые способности;
5). Самостоятельный и творческий склад мышления;
6). Организаторские способности;
7). Находчивость учителя, его быструю и точную ориентировку;
15
8). Коммуникативные способности;
9). Педагогическое воображение;
10). Способность к распределению внимания.
Это далеко не полный перечень способностей педагога, которыми он
должен обладать при осуществлении профессиональной деятельности, по
некоторым
подсчетамперечень
профессионально
важных
качествнасчитывает более 200 качеств, куда входят способности, знания,
умения, навыки педагога[9,12, 27].
Процесс формирования специалиста длителен и сложен.
Педагогическая направленность характеризует личность учителя, его
ценностные ориентации, смыслы и идеалы, а также характеризует смысл
деятельности и общения педагога: для чего трудится учитель, какие цели и
задачи он ставит перед собой, какие он использует способы и средства
достижения целей и решения задач. Исходя из этого в качестве центрального
фактора в труде педагога выступает личность.
Как отмечала Маркова А. К. [9], в структуру личности учителя входят:
мотивация личности (направленность личности и ее виды);свойства личности
(педагогические способности), интегральные характеристики личности
(педагогическое самопознание, творческий потенциал).
«Направленность, ценностные ориентации, мотивы, цели, смыслы,
идеалы обуславливают мотивацию личности. Направленность личности
определяет систему базовых отношений человека к миру и самому себе,
смысловое единство его поведения и деятельности, создает устойчивость
личности, позволяя противостоять нежелательным влияниям извне или
изнутри, является основой саморазвития и профессионализма, точкой отсчета
для нравственной оценки целей и средств поведения».
Выделяются следующие виды направленности учителя: гражданская,
познавательная и самообразовательная[12,24].
16
Под педагогической направленностью понимается это мотивация к
профессии
учителя.
Главным
в
этом
направленности
выступает
действительная ориентация на развитие личности учеников.
Через устойчивую педагогическую направленность
реализуется
стремление стать, быть и оставаться учителем, которое помогаетв
преодолении препятствий и трудностей в педагогической деятельности.
Направленность
личности
педагога находит свое
отражение
в его
профессиональной деятельности и в каждой конкретной педагогической
ситуации, формирует облик педагога, определяет его восприятие.
Педагогические
способности
чаще
всего
рассматриваются
как
индивидуальные свойства его личности, они заключаются в специфическом
отношении к объекту и средствам труда педагога и в создании моделей
формирования качеств воспитанников[20,27,28,41,42].
Существуют следующие группы способностей педагога:
перцептивно-рефлексивные
(перцепция
–
восприятие)
-
способности, которые определяют возможность проникновения педагога в
индивидуальность личности учеников и способности понимать самого себя;
данные способности являются ведущими;
проективные, конструктивные, управленческие способности – эти
способности связаны с умением оказывать воздействие на другихлюдей.
К первой группе способностей относят: умениеизучать других людей,
понимание, сопереживание, умение встать на точку зрения другого человека
и взглянуть на себя со стороны. Данная группа способностей является
«ядерной», при отсутствии таких способностей и умений компенсировать их
крайне сложно. Такие способности свойственны именно труду педагога
учителя, поскольку они являются свидетельством ориентации последнего на
психическое развитие учеников [20,21].
К управленческим педагогическим способностямотносятся: умение
оказывать влияние на отдельные поступки других людей и их поведение ц в
целом, находить способ обращения к мотивам и целям учеников и через цели
17
и мотивы управлять их поведением, не допускать превращения управления в
манипулирование другими людьми.
Различают неявные, скрытые, ярко выраженные, компенсируемые и
некомпенсируемые способности и умения педагога[7].
Существуют
различные
подходы
к
анализу
педагогических
способностей. К примеру, Кузьмина Н. В. [19,20,21] выделяет 4 группы
способностей:
коммуникативные,
организационные,
гностические,
конструктивные.
Конечно же каждая из указанных педагогических способностей будет
проявляться в различных ситуациях, в том числе и в творческих, когда
творчество педагога неизбежно транслируется и переходит в творчество
студентов. Следовательно, одним из важнейших качеств педагога является
крайне высокая степень эмпатии [24]. Чем большей способностью будет
обладать педагог к сочувствию, состраданию, сопереживанию, наконец, к
сотворчеству, тем более высокими будут его профессионально-творческие
достижения. Но чтобы сотворчество педагога и студента состоялось,
необходимо «умение быть другим, которое складывается из следующего:
1). Знания людей и природы общения
2). Умения воспринимать других
3). Умение вести себя
Многие авторы сходятся во мнении о существовании общих и
специальных способностей. К числу общих относятся в первую очередь
основанные на интеллекте способности: хорошая память, сообразительность.
Специальные особенности являются необходимыми в целях успешного
выполнения специализированных видов деятельности.
В качестве показателя уровня общих способностей у педагога обычно
выступает успешное обучения в средней школе и педагогическом учебном
заведении. Но совсем не означает, что тот, кто прекрасно учится в учебном
заведении педагогического профиля, будет также блестяще справляться
самостоятельно с деятельностью педагога.
18
Очень часто встречаются ситуации, когда студент учится прекрасно, но
с трудом справляется с работой в учебном заведении. Бывают и обратные
ситуации, когда студент за время учебы в педагогическом заведении не
показывает блестящих результатов, но приступив в работе в школе очень
быстро наверстывает, повышает уровень своего педагогического мастерства,
восполняя тем самым свой запас теоретических знаний. Исходя из этого
следует, что специальные способности помогают в успешном овладении
профессией педагога [32].
Основы педагогического профессионализма закладываются в ВУЗе.
Образование в высшем учебном заведении является специфическим
условием
воспитания
и
формирования
структурных
составляющих
педагогического профессионализма.
На уровень качества усвоения учебных дисциплин, способностей и
умений оказывают влияние многие объективные и субъективные факторы. В
их числе потребности, установки, ценностные ориентиры. Именно они
значительным образом определяют мотивы выбора профессии, а также
отношение к учебе и работе [12].
Для каждой личности характерна определенная структура и иерархия
отношений к различным сторонам и объектам окружающей среды, в качестве
интегрирующего
фактора
которых
выступает
некоторое
основное
отношение. Это основное отношение и получило в литературе название
направленности. От направленности, по мнению В. С. Мерлина, зависит
основная тенденция личности, всей ее активной деятельности. она
определяется системой мотивов, их взаимодействием и соотношением. Для
нее характерно сознание цели деятельности, оценка деятельности и
представление
о
средствах
ее
достижения.
Профессиональная
направленность выступает в этом случае как один из типов ценностных
ориентаций.
19
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Организация исследования
Для выполнения поставленной цели и решения задач работы нами
проведено
исследование
профессиональной
направленности
личности
студентов и успеваемости по блоку «Практика» согласно «Федеральному
государственному образовательному стандарту высшего образования», по
направлению
подготовки
образование.Профессиональная
44.03.01
направленность
Педагогическое
в
данном
случае
представляется, как иерархия мотивов, определяющих отношение личности к
той или иной профессиональной деятельности.
Исследование проводилось на студентах 4-го курса групп 02011403 и
02011404 Педагогического института, факультета физической культуры
Белгородского государственного университета.
Исследование проводилось в 2014 –2018 годах.
Всего в выборку исследования входило 41 человек. Из них 17 девушек
и 24 юноши.
Исследование проводилось в три этапа:
1-й этап: а) Анализ научно – методической литературы по проблемам
исследования — сентябрь - октябрь 2017года.
б) 1-е тестирование склонности к типу профессиональной деятельности
студентов — декабрь 2014 года.
2–й этап: а) анализ успеваемости студентов по блоку «Практика»–
январь 2018 года.
б) 2-е тестирование склонности к типу профессиональной деятельности
студентов —ноябрь 2017 года.
3-й этап: а) определение взаимосвязи уровня учебной успеваемости и
склонности к типам профессий студентов.
20
б) Анализ материалов исследования и написание работы – сентябрь март 2018года.
2.2.Методы исследования
В исследовании применялись следующие методы:
- Анализ научно – методической литературы;
-
Тестирование
с
целью
определения
профессиональной
направленности личности;
- Анализ ведомостей успеваемости студентов;
- Методы математической статистики;
Анализ
научно-методической
литературыпоказал
актуальность
интересуемой нами проблемы, дал возможность получить представление о
состоянии
исследуемого
профессионального
профессиональной
вопроса,
ознакомиться
самоопределения,
с
особенностями
механизмами
формирования
направленностиличности,
выявить
педагогическую
направленность личности как фактор успешности в профессиональной стезе
учителя.
Анализ и обобщение научно-методической литературы позволил
сформулировать цель и задачи исследования, определить методы, объект и
предмет исследования, а также организовать само исследование.
Анализ документальных материалов проводился для получения
информации об успеваемости студентов по блоку «Практика»«Федерального
государственного
образовательного
стандарта
высшего
образования»,
направление подготовки 44.03.01 Педагогическое образование.
Учитывались результаты по следующим дисциплинам с 1-го по 4-ый
курсы обучения:
1) Производственная летняя учебная практика;
2)
Производственная
оздоровительном лагере;
педагогическая
практика
в
детском
21
3) Производственнаяпедагогическая практика в школе;
4) Производственнаяпедагогическая практика в спортивной школе.
Анализ успеваемости студентов проводился по четырех бальной
шкале:
1) «неудовлетворительно» (2);
2) «удовлетворительно» (3);
3) «хорошо» (4);
4) «отлично» (5).
По каждой дисциплине рассчитывался средний балл успеваемости,
затем на их основе выводилась средняя оценка. Средний балл рассчитывался
по формуле 1 – средней арифметической.
Тестирование обучающихся на факультете физической культуры
проводилось до начала исследования и после,содержание теста-опросника
включало
вопросы,
касающиеся
определения
профессиональной
направленности личности,с их помощью мы смогли проследить изменения,
произошедшие на протяжении всего учебного процесса за4 года обучения.
Определение профессиональной направленности личности студентов
производилось по «Дифференциально – диагностическомуопроснику» Е. А
Климова (ДДО Е.А. Климова) [30], приведенному ниже.
Дифференциально- диагностический опросник Е. А. Климова.
Инструкция: Предположим, что после соответствующего обучения вы
сможете выполнить любую работу из перечисленных ниже. Но если бы Вам
пришлось выбирать только из двух возможностей, то какой вид деятельности
Вы предпочитаете?
Ниже приведено 20 пар утверждений, обозначенных индексами «а», и
«б», раскрывающих в краткой форме различные виды деятельности.
Внимательно прочитав оба утверждения, знаком «+» отметьте то из них,
которое привлекательно для Вас. Если предложенная работа очень нравится
Вам, то отметьте этот пункт двумя «+». Наконец, если оцениваемая работа
очень нравится, поставьте три плюса. Знаком «—» отметьте занятие которое
22
Вам не нравится. И в этом случае можно ставить два минуса, а если вид
деятельности очень не нравится – то три минуса.
Лист ответов
Человек
Т
П
З
Х
2а
1б
1а
2б
3а
4б
4а
3б
5а
5б
6б
7б
6а
9б
7а
8а
9а
10а
10б
8б
12а
11б
11а
12б
13а
14б
14а
13б
15а
15б
16б
17б
16а
19б
17а
18а
19а
20а
20б
18б
Тест-опросник представлен в приложении 1.
Обработка результатов.Когда «Лист ответов» заполнен, необходимо
произвести подсчет плюсов во всех вертикальных рядах (исходя из
количества типов профессий рядов будет пять). Затем необходимо записать
получившееся число плюсов в первую из трех пустых строчек внизу листа
ответов.
Аналогично подсчитывается число минусов, оно записывается во
вторую пустую строку «Листа ответов».
Далее по каждому из пяти вертикальных рядов нужно сделать
следующее: из числа плюсов вычитается число минусов, полученный
результат записывается в последнюю пустую строку внизу «Листа ответов».
Таким
образом,
в
этой
последней
строке
может
появиться
как
положительное, так и отрицательное число. Полученный результат является
показателем степени выраженности осознанной склонности к одному из пяти
типов профессий, которые и закодированы в опросном листе под буквами Ч,
Т, П, З, Х.
23
Ч – профессии типа «человек – человек», где основной
1.
объект труда – человек.
Т – профессии типа «человек – техника», где основной
2.
объект труда – техника.
П – профессии типа «человек — природа», где основной
3.
объект труда – природа.
З – профессии типа «человек – знаковая система»
4.
(например, операторы ЭВМ, программисты, наборщики в типографии и т.п.).
Х – профессия типа «человек – художественный образ».
5.
В работе использовалось более 40 источников, направленных на
изучение процесса формирования личности педагога, его психологии,
мотивов
и
мотивации
профессиональной
деятельности.в
работе
руководствовались основными положениями принятыми в трудах таких
ученых как Н.В Кузьмина, А.А Леонтьев, Б.Ф Ломов, А.АРеан, С.И. Розум,
В.А. Сластенина и других авторов.
Математически – статистический анализ результатов тестирования
проводился по методике, предложенной в учебнике «Статистика – курс
лекций» под редакцией Л.П. Харченко и В.Т. Ионина (1998г.) [39] и
«Психология и математика» под редакцией Н.И.Кондакова (1976г.) [31].
1).
Для
выявления
средних
величин
в
показателях
учебной
успеваемости и профессиональной направленности личности студентов
использовалась формула средней арифметической величины.
где ∑ знак суммирования;
Хi – значение осредняемого признака;
24
fi — частота, показывающая во сколько раз встречается значение
осредняемого признака.
2).
Для
определения
взаимосвязи показателей
успеваемости
и
профессиональной направленности применялся корреляционный анализ.
Расчеты производились по формуле ранговой корреляции:
где r – коэффициент корреляции;
Хi – отдельные значения первого признака;
Yi – отдельные значения второго признака;
X – среднее значение первого признака;
Y – среднее значения второго признака.
По направлению корреляция бывает прямой (положительное значение)
либо
обратной
(отрицательное
значение).
Значения
коэффициента
корреляции может иметь значение от +1, до –1. Если коэффициент
корреляции имеет значение меньше 0,30, считается, что связь слабая, при
значении от 0,31 до 0,69- средняя. При значениях коэффициента от 0,70 до 1
– сильная [8].
3) Для результатов исследования проведена оценка достоверности
выборочного
наблюдения.
Был принятпятипроцентный
уровень
достоверности (p = 0,05), поскольку, по утверждению Кондакова Н.И., в
связи сильной изменчивостью явлений обучения и воспитания, 5% уровень
значимости при оценке педагогических гипотез более чем достаточен [31].
25
ГЛАВА
3.
РЕЗУЛЬТАТЫ
ИССЛЕДОВАНИЯ
И
ИХ
ОБСУЖДЕНИЕ
3.1. Исследование структуры профессиональной направленности
студентов факультета физической культуры
В выборку четвертого курса вошло 41 человек.
В ходе исследования, на первом этапе нами были получены следующие
результаты.
Анализ
структуры
профессиональной
направленности
личности
студентов выявил, следующее:
У 52% опрошенных доминирует склонность к типу профессии
«Человек – человек».
В 24% случаев доминирует склонность к типу профессий «Человек —
техника».
В 22% случаев – «Человек – художественный образ».
4,5% случаев доминирует направленность на тип профессии «Человек –
знаковая система».
Доминирования направленности на тип профессии «Человек – природа
не выявлено».
Таблица 3.1.
Ведущие факторы, определяющие отношение к профессии студентов
на первом этапе исследования
Тип профессии
Показатель
Выборка
(человек)
Человек– Человек– Человек–
человек
техника
природа
41
41
41
Человек–
Человек–
знаковая художественный
система
образ
41
41
26
Итоговый ранг
I
II
V
IV
III
21
9
0
2
9
52%
24%
0%
4,5%
22%
Доминирование
интересов
(количество
случаев)
Доминирование
интересов(в %)
Примечание: количество доминирования интересов, указанных в
таблице может превышать сто процентов, поскольку в некоторых случаях
одновременно могут доминировать несколько склонностей.
На втором
этапе
исследования
анализ
профессиональной
направленности личности выявил следующие результаты, приведенные в
таблице 3.2.
Таблица 3.2.
Ведущие факторы, определяющие отношение к профессии студентов
на втором этапе исследования
Тип профессии
Показатель
Человек –
человек
Выборка
(человек)
Итоговый ранг
Доминирование
интересов
Человек
–
техника
Человек –
природа
Человек –
Человек –
знаковая художественный
система
образ
41
41
41
41
41
I
II
V
IV
III
24
7
1
4
5
27
(количество
случаев)
Доминирование
интересов(в %)
61%
19,5%
2%
11%
15%
Анализ динамики изменений в структуре интересов студентов к типу
профессий выявило, что ко второму этапу исследования количество случаев
доминирования интереса к типу профессий «Человек –человек» выросло от
52% до 61 %. Также замечено увеличение случаев доминирования в типах
профессий «Человек — природа» — от 0%, до 2%, и в системах «Человек знаковая система» - 4,5% при первом тестировании и 11% при втором
тестировании.
В случаях с профессиями типа «Человек — техника» и «Человек –
художественный
образ»
выявлено
снижение
случаев
доминирования
значений интереса к данным типам профессий, от 24% до 19,5% в первом
случае, и от 22% до 15% во втором случае.
По результатам исследования можно сделать следующие выводы. Для
первого и второго этапов характерна лидирующая склонность у студентов в
системе «Человек-человек». Данный результат ожидаем. Это связано со
спецификой
будущей
профессии
студентов
факультета
физической
культуры. Данная деятельность будет заключаться в организации и
осуществлении учебно-воспитательного процесса, реализация последнего
осуществляться в процессе общения.
Реализация указанного процесса невозможна в отсутствие прямого
контакта учителяс учащимися. Поэтому студентамнеобходимо осваивать
навыки взаимодействия с учащимися и коллегами.
Следующим по значимости рангов является тип «человек-техника». На
получение подобного результата повлиял высокий интерес юношей
изучаемой группы к данному типу профессиональной деятельности. И в
28
первом, и во втором тестированиях наряду с другими типами они лидируют
(17% и 12,5% случаев соответственно в первом и втором тестировании).
Интерес представляет и динамика ранговых показателей (таблица 3.3.)
Таблица 3.3
Динамика ранговых показателей
Тип профессии
Этапы
Человек –
исследования
человек
Человек
–
техника
Человек –
природа
Человек –
Человек –
знаковая художественный
система
образ
Сумма рангов
первого этапа, в
12,9
-148
-340,9
-250,2
-161,9
50,6
-107
-246,6
-266,8
-156,4
41
41
41
41
41
0,29
-3,22
-7,41
-5,44
-3,52
1,11
-2,33
-5,36
-5,80
-3,40
баллах
Сумма рангов
второго этапа, в
баллах
Выборка, человек
Х –первого
тестирования, в
баллах
Х –второго
тестирования, в
баллах
При Р = 0,05
В
соответствии
с
методикойизучения
профессиональной
направленности личности, максимальное значение, которое было присвоено
какому -то из пяти типов профессий,характеризует направленность или
иными словамисознательноестремление личности к типу профессии. В
обоих
случаях,
в
нашем
исследовании
наибольшее
доминирующее
29
ранговое значение в группе имеет тип профессии «Человек –человек» 0,28 и
1,11 баллов.
Минимальный интересу студентов вызвал такой тип профессии как
«Человек — природа», выявлено наименьшее среднее значение для
группы — 7,41 балл.
В настоящее время учеными Т. В Кудрявцевым и А. В. Сухаревым[32]
проведены
исследования
результаты
которых
свидетельствуют
о
существовании взаимосвязи между профессиональными интересами и
склонностями
и
характерологическими
особенностями
личности.
Например,определено проявлениестудентами интереса к сфере «человек –
человек» (по опроснику ДДО Е.А. Климова), это означает их высокую
потребность в общении, что лучшим образом они работают в группе, чем
каждый отдельно.
Для те, кто проявил интерес к сфере «человек – техника», характерна
значительно более высокая стойкость аффекта и ригидное поведение, они
являются
более
реалистичными
и
независимыми
по
сравнению
с
остальными, а также более радикальными и склонными к экспериментам.
Выбравших
сферу
«человек -художественный
образ»
отличает
лабильность эмоций и большая потребность в общении, повышенная
импульсивность, а также большая эмоциональная чувствительность.
Тех,
кто
выбрал
характеризуетповышенная
сферу
«человек
ригидность
–
поведения,
знаковая
система»,
а
стойкость
также
аффекта, реалистичность и независимость.
Выбравших сферу «человек – природа» отличает ярко выраженная
сензитивность,
высокий
уровень
эмоциональной
чувствительности,
сочетающийся с высокой степенью уравновешенности.
В качестве итога необходимо отметить, что большинство студентов
(62%) четвертого курса характеризуется профессиональной направленностью
на тип профессии «Человек –человек». Эта направленность ведущая в
30
профессии педагога, поэтому далее в исследовании будут использованы
результаты именно по указанному типу профессии.
3.2. Исследование успеваемости студентов
Анализ успеваемости студентов 4-го курса факультета физической
культуры, проводился по результатам следующих практик:
1) Производственная летняя учебная практика;
2)
Производственная
педагогическая
практика
в
детском
оздоровительном лагере;
3) Производственнаяпедагогическая практика в школе;
4) Производственнаяпедагогическая практика в спортивной школе.
Анализ производился следующим образом: первоначально данные по
успеваемости сводились в таблицу 1, в приложении 2. Затем рассчитывалась
средняя оценка по каждому предмету. Далее рассчитывалась средняя оценка
за год обучения. Расчеты средних показателей производились по формуле 1.
Анализ
успеваемости выявил
следующие
средние
результаты,
приведенные в таблице 3.4
Таблица 3.4
Результаты успеваемости студентов
Курсы обучения
1-й курс
2-й курс
Летняя
Показатели
практика
Практика в
3-й курс
4-й курс
Школьная
Практика
практика
в спорт.
ДОЛ
Средний балл
по предметам
4,15
4,35
школе
4,34
4,43
31
Как видно из результатов исследования наибольшее среднее значение
выявлено на производственной педагогической практике в спортивной школе
и составил 4,43 балла. На втором месте средняя оценка за производственную
педагогическую практику в детском оздоровительном лагере – 4,35 балла. На
третьем месте в рейтинге оценки за производственную педагогическую
практику в школе – 4,34 балла, и на четвертом месте результаты
производственной летней учебной практики – 4,15 балла. Низкие результаты
на первой практике можно объяснить тем, что для студентов этот этап
учебного процесса в ВУЗе является новым.
В целом, подводя итог следует сказать, что выявленные результаты
можно отнести к высоким. Наблюдается положительная динамика изменений
в успеваемости студентов от курса к курсу обучения. 4,15 балла на первом
курсе и 4,43 балла на четвертом.
3.3.
Выявление
взаимосвязи
между
профессиональной
направленностью личности и успеваемостью студентов
Одной из задач нашего исследования является выявление взаимосвязи
между профессиональной направленностью и успеваемостью студентов
ФФК.
Предполагалось, что наиболее успешными в учебной деятельности
будут те студенты, которые имеют склонность к профессиональной
деятельности в системе «Человек — человек». Данное предположение мы
объясняли тем, что объектом деятельности специалиста в области
физической культуры и спорта выступают люди. И исходя из этого
успешность в учебно–профессиональной деятельности должна зависеть от
склонности к данному виду деятельности. По крайней мере, на первых
практиках, когда еще не совсем сформированы навыки и умения в
практической педагогической деятельности.
32
Для
определения
взаимозависимости
профессиональной
направленности и успешности в учебенеобходимо выделение групп по
степени успеваемости и рассмотрение тенденции в выделенных группах к
типу профессиональной деятельности.
Итак, выделим группы исходя из степени по успеваемости за 4 года
учебы в учреждении образования:
1-я группа – в нее вошли студенты, которые имеют оценки
«Удовлетворительно».
2-я группа – в данную группу вошли студенты, получавшие оценки
«Хорошо» и «Отлично»
и 3-я группа – в данной группе представлены студенты, получавшие
оценку «Отлично».
Группа отличников состоит из 7 обучающихся, их удельный вес в
выборке составил 15,2%. В указанной группе склонности к типам профессий
распределились следующим образом:
-«Человек –человек» - 58%;
-«Человек –художественный образ» - 43%;
-«Человек-знаковая система» - 12%.
Группу получавших оценки «хорошо» и «отлично» составила
22студента, это 47,8% от общего числа выборки.
В данной группе склонности к типам профессий распределились
следующим образом:
-«Человек –человек» - 64%;
-«Человек –художественный образ» -18 %;
-«Человек-знаковая система» - 18%.
Группаполучавших
оценки
удовлетворительно
представлена
12
студентами, их удельный вес в выборке 30%.
В данной группе направленности личностей студентов к типам
профессии распределены следующим образом:
-«Человек –человек» - 42%;
33
-«Человек-техника» - 28,5%
-«Человек-знаковая система» -22%;
-«Человек-природа» - 7,5%.
Как было выявлено выше успеваемость студентов четвертого курса на
данном промежутке исследования, имеет склонность к повышению от 4,15 к
4,43 баллам в среднем по группе исследуемых.
Анализ динамики склонности к типу профессий «Человек –человек»
также имеет склонность к росту значений от 0,29 баллов до 1,11 баллов.
Таблица 3.5
Ранжирование группы по успеваемости и профессиональной
направленности
Тип профессии
Группа
Человек –
человек
Человек
–
техника
Человек –
природа
Человек –
Человек –
знаковая художественный
система
образ
«Отличники»
58%
0%
0%
12%
43%
«Хорошисты»
64%
18%
0%
0%
18%
«Троечники»
43%
28%
7%
22%
0%
Подводя итог можно сказать, что среди групп исследованных
«отличников»,
«хорошистов»
и
«троечников»,
большинство
имеют
склонность к типу профессии «Человек –человек». Однако наибольшее
значение они имеют в группах «хорошистов» и «отличников» и снижаются в
группе «троечников». В данной группе замечено большое количество
случаев преобладания таких неспецифических для профессии учителя
физической культуры профессиональной направленности личности, как
«Человек — техника», «Человек –знаковая система». На наш взгляд в данном
случае профессиональная направленность личности данных студентов,
34
лежащая вне специфики педагогической деятельности, является ведущей
причиной низкой успеваемости студентов данной группы.
3.3.1 Корреляционный анализ
В дальнейшем в исследовании учитывались результаты динамики
изменений профессиональной направленности к типу профессий «Человек –
человек»,
поскольку
данная
направленность
отражает
будущую
профессиональную деятельность студентов. Для выполнения цели и решения
задач исследования, была определена степень связи между процессами
формирования
профессиональной
направленности
и
успеваемостью
студентов.
Эти два независимых друг от друга процесса имеющие общий объект
имеют тенденцию к изменениям. Для этого был рассчитан коэффициент r –
коэффициент ранговой корреляции. Данный коэффициент рассчитывается
по формуле 2.
В нашем случае Х – значения успеваемости студентов, для удобства
расчетов далее первый признак;
Y – ранговые значения профессиональной направленности профессии
типа «Человек –человек», для удобства расчетов, далее второй признак.
Таблица 3.6
Фрагмент образца расчета коэффициента корреляции
№
п/п
Хi
Yi
Xi –X
Yi -Y
(Xi-X)2
(Yi-Y)2
(Xi –X)( Yi -Y)
1
4,4
1,11
0,1
0,41
0.01
0,1681
0.041
r
0,041
0,041
1.
0,01 0,1681 0,041
Значение r , равное 1 свидетельствует о прямой связи между
успеваемостью
студентов
по
блоку«Практика»
и
профессиональной
35
направленностью
личности
студентов
на
тип
деятельности относящийся к системе «Человек–человек ».
профессиональной
36
ВЫВОДЫ
В
ходе
проведенного
исследования влияния
профессиональной
направленности личности студентов двух групп факультета физической
культуры на успеваемость по блоку «Практика» были получены следующие
выводы:
1. Анализ научно – методической литературы выявил:
- высокий уровень профессиональной направленности – это та
качественная особенность структуры мотивов личности, которая выражает
единство
интересов
и
личности
в
системе
профессионального
самоопределения.
- для развития профессиональной направленности необходима такая
организация
деятельности
студентов,
которая
актуализировала
бы
противоречие между требованиями предпочитаемой деятельности и ее
личностным смыслом для человека.
2. Анализ материалов тестирования выявил ,что из пяти предложенных
типов профессий 62% опрошенных студентов относят свою будущую
профессиональную деятельность к типу профессий «Человек-человек».
3. Анализ влияния профессиональной направленности личности на
успешность в учебной деятельности по блоку «Практика» выявил, что
наиболее успешны в учебной деятельности те студенты, профессиональная
направленность которых имеет направленность к типу профессий «Человекчеловек» и «Человек — художественный образ». Наименее успешны в
учебе студенты, имеющие профессиональную направленность к типу
профессий «Человек знаковая система» и «Человек — техника».
4.Корреляционный анализ зависимости динамики успеваемости в
учебной деятельности студентов от формирования профессиональной
направленности личности в системе «Человек –человек», выявил прямую
положительную связь. Коэффициент корреляции r = 1.
37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙЛИТЕРАТУРЫ
1. Введение в педагогическую деятельность:[Текст] Уч. пособ. для студ.
пед. вузов /Под ред. А.С. Роботовой. - М.: Академия, 2004..
2. Аксеновская, Л.Н. Проблемы современной психологии: теория,
практика, эксперимент. //Материалы юбилейной научно-практической
конференции молодых ученых, посвященной 40-летию кафедры
психологии (кафедры психологии). - Саратов: ИЦ Наука, 2012. – 180
с.
3. Алишев
Н.
В.,
Широков
В.
Д.
Общие
основы
построения
исследования// Профориентация и профотбор молодежи на рабочие
профессии. М., 1987. – 167 с.
4. Асмолов, А.Г. Деятельность и установка. / А.Г. Асмолов. – М.:
Просвещение, 2013. – С. 45–58.
5. Афонькина,
Ю.А.
Генезис
профессиональной
направленности:
автореферат дис. д-ра психолог. наук. / Ю.А. Афонькина. – СПб, 2013.
– 33 с.
6. Безумова, Л. Г., Ярушкин, Н. Н. Изменение ценностей в смысловой
сфере личности студентов в процессе их обучения в вузе. // Вестник
самарской гуманитарной академии. - 2012. - №1 (3). - С. 70-81.
7. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. / Л.И.
Божович. – М.: Педагогика, 2014. – С. 139.
8. Болотов, В.А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной
программе. / В.А. Болотов, В.В. Сериков // Педагогика. – 2013. – № 10.
– с. 8-14.
9. Борисенков, В.П. Вызовы современной эпохи и приоритетные задачи
педагогической науки. // Педагогика. - 2014. - №1. - С.6.
10.Брагина,
ориентаций
Ю.В.
Формирование
студентов
колледжа.
ценностно-профессиональных
//
Психолого-педагогические
проблемы в образовании. - №5 – 2015. – С.125-131.
38
11.Викентьева, Е.Н. Привлекательность труда как психологический аспект
организационной культуры.// Автореф. канд. псих. наук. – Спб., 2002. –
158 с.
12.Войлокова,
Е.Е.
Структурно-содержательные
характеристики
функциональных компонентов психической регуляции в разных типах
профессиональной деятельности. / Е.Е. Войлокова. – М.: Институт
Психологии РАН, 2010. – 26 с.
13.Газман О.С. Концептуальные основы содержания деятельности
классного руководителя (воспитателя) // Вестник образования. 1991.
№8.
14.Гильдингерш, М.Г., Добрусина, М.Е. Концептуальные подходы к
формированию
профессиональной
мобильности
рабочей
силы.//
Вестник Томского государственного университета - №377. – 2013. - С.
102.
15.Дьяченко, М.И., Кандыбович, Л.А. Формирование профессиональной
направленности личности студента. / М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович.
– М.: Книга по требованию, 2015. – 180 с.
16.Ефремов, Е.Г., Семенов, М.Ю. Профессиональное самосознание и
экономическое поведение личности. //Труды IV международной
научной конференции. - Омск: ОмГТУ, 2011. - 278 с.
17.Жалагина, Т.А. Психология труда и управления в современной России.
//Материалы
Международной
научно-практической
конференции,
посвященной 20-летию факультета психологии и социальной работы.
— Тверь: Тверской государственный университет, 2014. — 412 с.
18.Захарова,
А.Н.
Прикладная
психология
профессиональной
деятельности. / А.Н. Захарова. - Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 2010.
- 192 с.
19.Зеер, Э. Ф. Психология профессионального развития. / Э.Ф. Зеер. - М.:
Академия, 2009. – 400 с.
39
20.Зеер, Э.Ф., Морозова, С.А., Сыманюк, Э.Э. Профессиональная
мобильность – интегральное качество субъекта инновационной
деятельности.//Педагогическое образование в России. - №5. - 2012. –
С.90-96.
21.Игошев, Б.М., Ларионова, И.А., Байлук, В.В. Самопознание и
самопроектирование как условия самореализации личности. // Сборник
научных
трудов
по
материалам
Международного
форума
«Самореализация личности в современном социуме», 29 февраля - 01
марта 2012 г. – Екатеринбург, 2012. - 204 с.
22.Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы. Учебное пособие. / Е.П. Ильин. –
СПб.: Питер, 2014. – 380 с.
23.Ильин, Е.П. Работа и личность. Трудоголизм, перфекционизм, лень,. /
Е.П. Ильин.- СПб.: Питер, 2011. - 224 с.
24.Казанцева, Д.Б. Проблемы становления профессионала. //Материалы
международной научно-практической конференции 25–26 сентября
2013 года. – Прага:Vědeckovydavatelskécentrum «Sociosféra-CZ», 2013 –
139 с.
25.Кларин, М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе
исследования, игры и дискуссии. (Анализ зарубежного опыта). М.В.
Кларин. – Рига: НПЦ «Эксперимент», 1995.
26.Климов, Е. А. Введение в психологию труда: учебник для вузов. / Е.А.
Климов. - М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 2013. – 320 с.
27.Климов, Е. А. Психология профессионала: избр. психол. тр. / Е.А.
Климов. - Воронеж: НПО «МОДЭК», 2013. – 300 с.
28.Ковалева, А.И. Профессиональная мобильность.//Знание. Понимание.
Умение. - №1. – 2012. – С. 298-300.
29.Кошелева, А. Н. Ценностно-профессиональные ориентации различных
социальных групп: дис. … канд. психол. наук. / А.Н. Кошелева. - СПб.,
2011. – 125 с.
40
30.Краснорядцева, О. М. Ценностная детерминация профессионального
поведения педагогов. // Сибирский психол. журн. - 2012. - № 7. - С. 2531.Кунц, Л.И. Особенности профессионального становления студентов /
Л.И. Кунц; Под науч. ред. О.А. Белобрыкиной, О.А. Шамшиковой. //
Проблемы психологии мотивации: По материалам науч.-практич. конф.
– НГПУ: Новосибирск, 2015. – С. 84–218.
32.Ларионова, И.А. Формирование профессиональной мобильности в
подготовке современных специалистов.// Педагогическое образование
в России. - №1. – 2014. – С. 123-126.
33.Леонтьев, А.Н. Деятельность, сознание, личность / А.Н. Леонтьев; Под
ред. Ю.Б. Гиппенрейтер. // Психология личности. Тексты. – М.: АСТ,
2012. – С. 209.
34.Ломов, Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии
/ Б.Ф. Ломов. – М.: Педагогика, 2011. – С. 114, 209.
35.Мерлин, В.С. Лекции по психологии мотивов человека / В.С. Мерлин. –
Пермь, 2012. – С. 248.
36.Митина,
Ю.А.
технологии».
Практикум
/Ю.А.
по
Митина,
дисциплине
Н.В.
«Педагогические
Морозова.
–
Екатеринбург:Издательство РГППУ, 2010. – 73 с.
37.Михайлова, Т. В. Профессиональные ценностные ориентации: к
вопросу о содержании понятия. // Казанская наука. - 2012. - № 8. С.
105-107.
38.Мясищев, В.Н. Психология отношений / В.Н. Мясищев. – Воронеж:
Модек, 2005. – 356 с.
39.Носкова, К.А. Трудовая мобильность: специфический человеческий
капитал. // Гуманитарные научные исследования. – Май 2013. - № 5
[Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2013/05/3183
40.Платонов, К.К. Структура и развитие личности / К.К. Платонов. – М.:
Наука, 2014. – С. 126–127.
41
41.Полянская, В.А. Профессиональная направленность студентов-юристов
и
ее
динамика
на
начальном
этапе
освоения
юридической
деятельности: дисс. … канд. психол. наук: 19.00.06. / В.А. Полянская. –
М., 2004. – С. 7, 108.
42.Рейнвальд, Н.И. Психология личности / Н.И. Рейнвальд. – М.: РУДН,
2013. – 134 с.
43.Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. –
СПб.: Питер, 2012. – 519 с.
44.Сластенин, В.А. Педагогика[Текст] : учеб. Пособие для студентов
высш. пед. учеб. Заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н.
Шиянов.- М.: Издательский центр «Академия», 2002.- 576с.
45.Сейтешев, А.П. Профессиональная направленность личности: (Теория
и практика воспитания). / А.П. Сейтешев. – Алма-Ата: Наука, 2010. –
257 с.
46.Смышляева,
Л.Г.,
Сивицкая,
Л.А.
Педагогические
технологии
активизации обучения в высшей школе. Учебное пособие. / Л.Г.
Смышляева,
Л.А.
Сивицкая.
–
Томск:
Изд-во
Томского
политехнического университета, 2011. –49 с.
47.Соколов, А. В. Долгосрочное прогнозирование тенденций развития
образования
методами
Форсайт.
[Электронный
ресурс].
URL:
http://ecsocman.hse.ru/data/2011/05/06/1268034503/05sokolov66-76.pdf.
48.Супрунова, Л.Л. Поликультурное образование в системе подготовки
специалистов
к
профессиональной
деятельности
в
условиях
глобализации. // Педагогические записки 2006. Сборник научных
трудов. Вып. 2. -Пятигорск: ПГЛУ, 2013. - С.65-70.
49.Ходусов А.Н. Методологическая культура учителя и условия ее
формирования в системе современного педагогического образования. М.: Курск, 1997.
42
50.
Щербаков
А.
И.
Формирование
личности
учителя
советской школы в системе высшего педагогического образования. – Л.,
1968. – 120 с.
43
Приложение 1.
Анкета 1.
Ф.__________________________
И.__________________________
О._________________________
Группа____________
Инструкция: Предположим, что после соответствующего обучения вы
сможете выполнить любую работу из перечисленных ниже. Но если бы Вам
пришлось выбирать только из двух возможностей, то какой вид деятельности
Вы предпочитаете?
Внимательно прочитав оба утверждения, знаком «+» отметьте то из
них, которое привлекательно для Вас. Если предложенная работа очень
нравится Вам , то отметьте этот пункт двумя «+». Знаком «—» отметьте
занятие которое Вам не нравится. И в этом случае можно ставить два минуса.
Текст опросника:
1а). Уход за животными
2а).
Помощь
больным
людям
3а). Участие в оформлении
книг плакатов, журналов
4а). Обработка материалов
(древесину, ткань, металл)
5а). Обсуждение научных
книг
6а). Содержание животных
или
или
1б). Обслуживание машин
2б). Составление таблиц
или
3б). Контроль состояния и развития
растений
4б).
Доведение
товаров
до
потребителей
5б). Обсуждение художественных
популярных книг, статей
6б). Тренировка товарищей (или
младших школьников)
или
или
или
7а). Копирование рисунков, или
изображений
8а).Сообщения
или
(разъяснения) людямкакихлибо
сведений
(в
7б).
Управление
подъемным
краном, трактором, тепловозами т.п.
8б). Художественное оформление
выставок, витрин (или участие
в подготовке пьес, концертов)
44
справочномбюро,
на
экскурсии)
9а). Ремонт вещей (одежды, или
техники жилища)
10а). Лечение животных
или
11а).
Выведение
сортов растений
новы или
12а). Разрешение споров,
предупреждение
ссор,
убеждение,
разъяснение,
поощрение, наказание
13а). Участие в работе
кружков художественной
самодеятельности
14а). Наладка медицинских
приборов, аппаратов
15а). Составление точных
описаний,
отчетов
о
наблюдаемых явлениях
или
16а).Выполнение
лабораторных анализов в
больнице
17а).Окраска или роспись
стенили
помещений,
поверхность изделий
18а).Организация
культпоходов сверстников
или младших товарищей (в
театры музеи), экскурсии,
туристические походы
19а).
Изготовление
по
чертежам изделий, деталей
(машины, одежду)
20а). Вести борьбу с
болезнями растений, с
вредителями леса
или
9б)Поиск и исправление ошибок в
текстах, таблицах, рисунках
10б).
Выполнение
вычислений,
расчетов
11б).Конструирование,
проектирование
новых
видов
изделий(машин ,одежды, домов)
12б). Разбираться в чертежах, схемах,
таблицах (проверять, уточнять )
или
13б).Наблюдение,
микробов
или
14б).Оказание людям медицинской
помощи при ранениях, ушибах
15б).Художественное
описание,
отображение событий (наблюдаемых
событий, измеряемых объектах и т.д.
или представляемые)
16б). Прием, осмотр больных, беседы
с ними, назначение лечения
или
изучение
жизнь
или
17б). Осуществление монтажазданий
или сборка машин, приборов
или
18б). Игра на сцене, участие в
концертах
или
19б).Заниматься
черчением
копировать чертежи, карты
или
20б).
Работать на
машинах
(пишущей
компьютере).
клавишных
машинке,
45
Приложение 2.
Таблица 1.Динамика успеваемости студентов по «Практике».
Оценки за успеваемость, в баллах
№
исследуем
ого
Летняя
Практика в
Школьная
Практика в
практика
ДОЛ
практика
спорт. школе
1-й курс
2-й курс
3-й курс
4-й курс
1.
4
5
5
5
2.
4
5
5
5
3.
5
3
4
4
4.
5
5
5
5
5.
4
5
5
5
6.
4
4
4
4
7.
4
4
4
4
8.
3
3
5
5
9.
4
5
5
5
10.
4
5
4
4
11.
3
4
4
4
12.
4
4
4
4
13.
4
4
5
4
14.
5
5
5
5
15.
5
5
4
3
16.
5
5
4
4
17.
5
4
4
5
18.
4
5
5
5
19.
3
5
5
5
20.
5
4
5
5
21.
5
3
4
3
46
22.
5
5
5
5
23.
4
3
4
3
24.
4
5
5
4
25.
4
5
3
5
26.
4
3
4
5
27.
5
5
5
5
28.
4
5
4
4
29.
3
4
3
4
30.
4
4
4
4
31.
3
5
3
4
32.
4
4
3
4
33.
4
5
4
4
34.
3
5
4
4
35.
5
5
4
5
36.
5
5
5
5
37.
4
5
5
5
38.
4
5
5
5
39.
3
4
3
3
40.
4
5
5
5
41.
5
5
4
5
4,15
4,45
4,34
4,43
Средний
балл
год
за
47
Таблица 2.Результаты тестирования склонности к типам профессий.
№
Результаты второго
Результаты первого
исследуем
тестирования, в баллах
тестирования, в баллах
ого
Ч
Т
П
З
Х
Ч
Т
П
З
Х
1.
-6
-7
-5
-8
-4
-4
-8
-4
-6
-2
2.
+6
+6
-6
-8
-7
+8
+6
-8
-8
-8
3.
+1
-6
-6
-8
+3
+3
-3
-8
-8
-8
4.
0
-8
-4
-8
+8
+6
-5
0
-4
+8
5.
+3
-6
-6
-8
+8
+3
-8
-4
-8
+8
6.
-6
-8
-8
-6
-8
-2
-8
-8
-8
-8
7.
-6
-2
-8
-4
-8
-2
-4
-8
-2
-2
8.
0
0
-8
-2
+8
+1
+4
-8
-4
+6
9.
+1
-5
-8
-5
-4
+1
-5
-8
-4
-6
10.
+4
-3
-6
-2
+2
+6
0
0
-6
+1
11.
-2
-8
-8
-8
-6
0
-8
-8
-4
-8
12.
-2
+4
-6
-2
-6
+1
+6
-8
0
-2
13.
-4
+2
-8
-8
-6
+2
0
-8
-8
-8
14.
-6
-9
-8
-8
-6
-4
-8
-8
-6
-4
15.
0
-5
-6
-4
-7
+2
-5
-6
-4
-8
16.
+3
+2
-5
-2
-8
+6
+4
-8
-5
-8
17.
+2
-8
-6
-6
-4
+2
-8
-8
-8
-6
18.
+5
-7
-5
-5
+5
+4
-7
-5
-5
+6
19.
+5
-5
-6
-7
-6
+8
-4
-8
-8
-8
48
20.
-1
0
-8
-7
+12
+2
+4
-8
-8
+6
21.
-6
-6
-8
-8
-6
-6
-4
-8
-8
-8
22.
-2
-13
-6
-8
-8
0
-8
-8
+4
-8
23.
-2
+2
-6
+4
-8
0
0
-8
+6
-6
24.
+2
+6
+4
-8
-8
+4
+6
-6
-8
-8
25.
+8
-6
-6
-8
-6
+8
-6
-6
-8
-8
26.
+2
0
-8
-4
-4
+4
+1
-8
-6
-6
27.
0
+2
-8
-6
-8
+2
-2
-8
-4
-6
28.
-7
-8
-7
-8
-8
-4
-8
-6
-8
-8
29.
0
+1
-4
-4
-6
-2
+3
-6
-8
-2
30.
-6
-4
-8
-4
-7
-4
-2
-8
-6
-4
31.
-2
+2
-6
+4
-8
-4
+1
-4
+2
-8
32.
-4
-6
-8
-2
-8
-4
-8
-8
-2
-8
33.
0
-8
-6
-6
-4
+2
-8
-4
-2
-2
34.
0
0
+1
-6
+4
-2
+3
+3
-8
-8
35.
+2
-2
-8
-3
-8
+3
-3
-8
-3
-8
36.
-4
-8
-6
-6
-2
-6
-8
-8
-6
0
37.
+4
0
-8
-8
0
+4
0
-8
-8
0
38.
-5
0
-6
-8
-7
-1
+2
-6
-8
-3
39.
-8
-2
-8
-8
-8
-8
-4
-8
-8
-8
40.
+2
-6
-2
-8
+2
+4
-4
-2
-2
-1
41.
+4
-8
-6
-4
-6
+5
-6
-4
-2
+2
Средний
результат
(Х)
0,28
-3,22 -7,41 -5,44 -3,52
1,11
-2,33
-5,41 -5,80 -3,40
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв