МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского»
Кафедра режиссуры и хореографии
«Жизнь взаймы», музыка Tomaso Giovanni Albinoni «Адажио соль
минор» в исполнении камерного оркестра `I musici` (Рим)
Выпускная бакалаврская работа
по направлению 52.03.01 «Хореографическое искусство»
Выполнил: Студентка группы КХБ-609-О
Понемасова П. С.
Научный руководитель:
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры режиссуры и
хореографии ОмГУ им. Ф. М. Достоевского,
Сабанцева Т. В.
Допустить к защите:
Зав. кафедрой режиссуры и хореографии
ОмГУ им. Ф.М. Достоевского,
Доцент Монина Н. П.
«____»_____________201__ г.
__________________________
Защищена с оценкой:
«_________________»
«___»________201__г.
Омск – 2020
Содержание
1.
Название танца, автор музыки, автор постановки
3
2.
Экспликация танца:
А)
Тема, идея танца
Б)
Время, место действия, характеристика действующих 4
В)
лиц
Драматургия танца
5
Г)
Анализ музыки
6
3.
Описание танца:
А)
Рисунки танца, их описание
10
Б)
Описание движения и поз
13
4.
Схемы сценического оформления танца:
А)
Партитура света
14
Б)
Декорации, аксессуары
14
В)
Эскизы костюмов и их описание
14
5.
Список использованной литературы
17
3
КОМПОЗИЦИОННЫЙ ПЛАН
ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ
2
1. НАЗВАНИЕ НОМЕРА, АВТОР МУЗЫКИ, АВТОР ПОСТАНОВКИ.
Название номера: «Жизнь взаймы»
Автор музыки: Tomaso Giovanni Albinoni
Автор
постановки:
факультета
культуры
Понемасова
и
искусств
Полина
Сергеевна,
направления
студентка
«Хореографическое
искусство» ФГБОУ ВО «ОмГУ им. Ф. М. Достоевского».
2. ЭКСПЛИКАЦИЯ ТАНЦА.
а) Тема, идея танца.
Тема: Любовь и время, жизнь и смерть, человек и свобода. Данная тема
всегда является традиционной и очень актуальной: ведь любовь – это
бескорыстное чувство, которое намного сильнее смети.
Идея: Мы так часто говорим о любви к кому-то или чему-то, но далеко не
все задумываются об истинном и настоящем значении этого слова.
Любовь затрагивает душу абсолютно каждого человека. Любовь двух
людей приводит к рождению ребенка. Когда малыш появился на свет, его
окружают вниманием и заботой. Чувствуя это, младенец растет и дарит
тепло окружающим. Таким образом жизнь каждого человека начинается
с любви и сама жизнь зарождается вследствие любви.
Любовь окрыляет, дает силы, творит чудеса. Она неподвластна времени
и силам природы. Она летит сквозь года и дает веру в лучшее. Благодаря
ей человек открывает в себе такие качества, как доброта, честность,
верность, стойкость, уважение к окружающим. Это чистое, возвышенное
чувство может быть разным. Любовь бывает материнская или же
наоборот к своим дорогим родителям. Бывает любовь к друзьям, природе,
Родине. Меня смог вдохновить роман немецкого писателя Эрих Марии
Ремарка «Жизнь взаймы», где данная тема явно выражена.
Главными героями рома являются – молодая, болеющая туберкулезом
девушка Лилиан и более взрослый, зрелый автогонщик Клерфе. Девушка
знает цену жизни и острее ощущает ее, она борется за каждый прожитый
3
день. Гонщик наоборот привык рисковать и вечно гнаться за новыми
победами в своем деле. Единственная схожесть их в том, что они оба
свободны и независимы. На протяжении произведения герои пытаются
строить свои отношения, чувство любви наполняет их сердца и меняет
жизни. Лилиан каждый день охватывает страх смерти, она чувствует свою
слабость, чувствует, что никто не в силах ей помочь, ни Борис – взрослый
русский мужчина, который пытается уберечь больную от жизни за
стенами санатория, ни она сама. Ей хочется обрести свободу, начать жить
чувствами, именно поэтому она уезжает с Клерфе, хотя прекрасно
понимает на сколько велик риск. Впоследствии гонщик осознает, что
Лилиан не просто девушка в его жизни, он влюблен в нее. Он готов
оберегать ее, защищать, заботиться о ней лишь бы только она жила. Но
девушка не хочет получать такое обильное внимание к себе. У нее так же
есть чувства к Клерфе: ведь она безумно переживает и даже злится на
него, когда герой очередной раз уезжает на гонки. Героиня боится, что
эта любовь отнимет у нее свободу и поставит ей определенные рамки. Она
решает уйти от своего возлюбленного и стать хозяйкой своей жизни.
Резкое ухудшение здоровья дает ей понять, что она по прежнему в плену,
ей не спрятаться от своего недуга. Лилиан вновь возвращается к Клерфе,
что бы хотя бы ее сердце и чувства были в полной свободе. Она просит
гонщика оставить экстремальный спорт, поскольку не готова потерять
его. Клерфе разбивается. Лилиан случайно встречается с Борисом,
который искал ее и ездил по разным городам в своих поисках. Они
уезжают обратно в санаторий, где Лилиан вскоре скончалась.
В романе очень тесно переплетены между собой жизнь, смерть, любовь,
свобода, время. Лилиан смогла обрести свободу только, когда дала волю
своим чувствам. Клерфе считал, что человек понимает, что такое счастье
только потому, что познал «неизбежность смерти». Герой ощущал, что
девушку скоро умрет, и старался дать ей все, чтобы она не в чем не
нуждалась и была счастлива, но он не услышал главного, не понял, что
же так беспокоит ее сердце. А Борис в свою очередь просто любил
Лилиан. Любил как друга, дочь, как свою любимую женщину. И пусть эта
любовь была безответна, но она была так чиста и чувственна, что помогла
герою найти девушку. Перед смертью героиня открывает Борису свою
4
тайну: «Понятие времени» - вещь растяжимая: каждый человек понастоящему живёт всего лишь несколько дней или недель, что делает
ценным в жизни не её длину, а отношение к ней».
б) Время и место действия, характеристика действующих лиц.
Действие происходит в послевоенное время. Вторая мировая война
закончилась, и люди вернулись к своей обычной жизни. Место действия –
Франция, город Париж. В этом мирном городе переплетается история,
искусство, мода, любовь. Здесь же и разворачивается само действие
между героями. Не мало писателей, покорённых красотой Парижа,
создавали свои великие произведения. Город по-прежнему хранит на
своих прелестных улицах и в каменных стенах любовные тайны, интриги и
драмы.
Лилиан Дюнкерк – молодая девушка, которая неизлечима больна. Она
пытается радоваться жизни, наслаждаться каждым моментом и вздохом,
но не может, поскольку понимает, что времени осталось совсем немного.
Героиня смерилась со своим диагнозом и теперь она жаждет испытать
больше
ярких
эмоций,
впечатлений.
Именно
ее
образ
заставляет
задуматься о том, зачем человек приходит в этот мир, как изменяется его
мировоззрение и душевное состояние, когда жить осталось недолго.
Клерфэ – бесстрашный гонщик. Он привык рисковать, брать от жизни
все и быть первым. Его взгляды на жизнь разнятся со взглядами Лилиан,
все потому что он здоров. Клерфэ играет со смертью и вовсе не боится
умирать, ведь в его планах этого совсем нет. Любовь меняет его жизнь, но
гонщик
не
успевает
насладиться
ей
из-за
такого
безалаберного
отношения. Его образ создан для большего понимания трагической
судьбы героини.
Борис Волков – любовник Лилиан. Он на много старше девушки,
поэтому постоянно делится с ней своим жизненным опытом. Сердце
Мужчины переполнено любовью к героине как к подруге, дочери,
любимой женщине. Семьи у него нет, поэтому всю свои заботу и
внимание он проявляет именно к Лилиан. Мужчина пытается отгородить
девушку от жизни за стенами лечебницы. Он пытается убедить ее, что
5
здесь на много больше шансов выздороветь, поскольку у него был
подобный опыт.
в) Драматургия танца.
Хореографическая миниатюра-трио, жанр – классической танец.
Cлияние классического танца и авторской хореографии. Действующие
лица – Лилиан, Клерфе, Борис.
Экспозиция.
Вступление ассоциируется с поступью шагов. Под тревожные звуки
бассо континуо, сопровождаемого пиццикато виолончелей и контрабасов,
парень выносит девушку и направляется к центру. Навстречу к нему идет
второй исполнитель. Они плавно переносят девушку из одной поддержки
в другую. Все происходит медленно и спокойно.
Завязка.
Музыкальный темп нарастает. Исполнители начинают танцевать.
Иногда их танцевальные фрагменты совпадают. Пока исполняется дуэт
или
одна
из
поддержек,
у
другого
танцовщика
идет
свой
хореографический кусок.
Развитие действия.
Звучит мелодичное соло виолончели. Исполнители танцуют дуэты,
партнёры при этом меняются. Затем вступает орган, и музыка становится
импульсивнее. Вновь начинается общее взаимодействие. Хореография
здесь построена на высоких и сложных поддержках.
Кульминация.
Когда затихает виолончель, в музыкальном произведении начинается
«лейтмотив»,
то
есть
характерная
тема,
пронизывающая
все
произведение и неоднократно повторяющаяся в нем. В момент, когда у
исполнителей начинается общий танцевальный фрагмент, начинается
кульминация. Музыка здесь импульсивна. Некоторые поддержки уходят в
parterre (в пол).
Развязка.
И вновь звучит орган. Слышны резкие удары звуков. Исполнители то
замирают, то вновь начинают двигаться. Девушка будто теряет сознание,
6
поэтому каждая поддержка перетекают в другую таким образом, что бы
исполнительница не соприкасалась с полом. Так же движения ее
становятся более вялыми и ослабленными. Музыка затихает и девушку
уносят спиной к зрителю на задний план сцены.
г) Анализ музыки.
Томазо Джованни Альбинони (8 июня 1671 — 17 января 1751) —
является выдающимся венецианским композитором, а так же скрипачом
эпохи барокко. При жизни был известен преимущественно как автор
значительных опер, но в современном мире пользуется популярностью и
часто исполняется именно его инструментальная музыка.
Композитор написал около 50 опер, 28 из них были поставлены на
Родине, в Венеции, между 1693 и 1740 гг., однако внушительная их часть
не дошла до нас, так как огромный корпус рукописных партитур,
располагаемых в Дрездене, пропал во время бомбежки Союзников в 1944
году. В настоящее время композитор популярен, главным образом, из-за
инструментальной музыки, в частности концертам для гобоя op. 7 и op. 9,
которые были первыми изданными в Европе для этого инструмента.
Его
инструментальная
музыка
привлекла
огромное
внимание
композитора Иоганна Себастьяна Баха: ведь именно он написал во всяком
случае две фуги на темы венецианского мастера и неоднократно
пользовался
его
басовыми
партиями
для
упражнений
своих
воспитанников в гармонии.
Наследие Альбинони долгое время оставалось известным только
небольшому кругу музыковедов и ценителей старинной музыки. Эта
обстановка сохранялась аж до середины прошлого века.
Потому как немаловажная часть творчества Альбинони была утрачена
во время Второй мировой войны, довольно мало что известно о его жизни
и музыке после середины 1720-х.
История создания музыкального произведения.
Adagio Альбинони в первый раз опубликовано Ремо Джадзотто в 1958
году.
В 1945 году в предисловии к изданию Adagio g-moll Томазо Альбинони
1958 года Ремо Джадзотто доказывал всем, что восстановил сочинение по
7
крошечному отрывку, который же он отыскал в Миланской библиотеке в
начале сороковых годов.
Пьеса, по мнению и суждению критики, стилистически разнится от
бесспорных произведений барокко вообще и Альбинони особенно. В 1998
году общеизвестный музыковед и музыкальный руководитель, профессор
Люнебургского университета Вульф Дитер Лугерт в соавторстве с
Фолькером Шютцем обнародовал в журнале «Praxis des Musikunterrichts»
обзор спорного вопроса об авторстве Adagio, включающего кусочки писем
из Саксонской земельной библиотеки, в которых говориться о том, что
такой музыкальный фрагмент из творчества Альбинони в собрании
библиотеки недостает и никогда в нём замечен не был, именно поэтому
произведение в целом является несомненной мистификацией Джадзотто.
Адажио — одно из самых исполняемых музыкальных произведений
второй половины XX века.
Хронометраж танцевальной композиции: 6 минут 58 секунд
Музыкальный размер: 3/4
Ритмический рисунок: однородный.
Темповая характеристика: Темп медленный, спокойный.
Динамические оттенки:
Вступление: piano;
1-ая часть: mezzo piano; poco a poco crescendo;
2-ая часть: mezzo forte; sforzando; poco a poco crescendo;
3-я часть: mezzo forte; diminuendo;
4-ая часть: mezzo forte; crescendo; sforzando; forte; più forte;
5-ая часть: forte; sforzando; diminuendo; meno forte.
Периоды. Предложения. Фразы.
Вступление 8 тактов
8
1 часть 0:29-1:40
Состоит из 2 периодов.
1-й период состоит из 3 предложений; каждое предложение из 2 фраз;
каждая фраза из 2 тактов.
Всего 12 тактов в периоде.
2-ой период состоит из 2 предложений, каждое предложение из 2 фраз,
каждая фраза из 2 тактов.
Всего 8 тактов в периоде.
2 часть 1:40-3:32
Состоит из 4 периодов.
1-й период состоит из 2 предложений, каждое предложение из 2 фраз,
каждая фраза из 2 тактов.
Всего 8 тактов в периоде.
2-ой период так же состоит из 2 предложений, каждое предложение из 2
фраз, каждая фраза из 2 тактов.
Всего 8 тактов в периоде.
3-й период состоит из 3 предложений; каждое предложение из 2 фраз;
каждая фраза из 2 тактов.
Всего 12 тактов в периоде.
4-й период, как 1-й и 2-й периоды, состоит из 2 предложений, каждое
предложение из 2 фраз, каждая фраза из 2 тактов.
Всего 8 тактов в периоде.
3 часть 3:32-4:20
Состоит из 1 периода.
Он состоит из 4 предложений; каждое предложение из 2 фраз; каждая
фраза из 2 тактов; последние предложение не полное, оно состоит из 1
фразы, которая состоит из 2 тактов.
Всего 14 тактов в периоде.
4 часть 4:20-5:36
Состоит из 2 периодов.
9
1-й период состоит из 3 предложений; каждое предложение из 2 фраз;
каждая фраза из 2 тактов.
Всего 12 тактов в периоде.
2-ой период состоит из 2 предложений, каждое предложение из 2 фраз,
каждая фраза из 2 тактов.
Всего 8 тактов в периоде.
5 часть 5:36 и до финала.
Состоит из 2 периодов.
1-й период состоит из 4 предложений; каждое предложение из 2 фраз:
каждая фраза из 2 тактов.
Всего 16 тактов в периоде.
2-ой период состоит из 2 предложений, каждое предложение из 2 фраз,
каждая фраза из 2 тактов.
Всего 8 тактов в периоде.
Инструменты, присутствующие в «Адажио соль минор» Томазо
Джованни Альбинони.
Музыкальное произведение исполняет камерный оркестр `I musici` (Рим).
Струнные инструменты стоят во главе всего сочинения:
-Виолончель;
-Скрипка;
-Контрабас;
-Альт;
-Клавесин.
10
Орган звучит очень выразительно, ярко и многозначительно.
Так же в составе камерного оркестра могут присутствовать и духовые
инструменты:
-Флейта;
-Фагот и др.
Часто встречается фортепиано, челеста.
Образ в музыкальном произведении.
В
данном
разобщенности.
произведении
Мелодия
ощущается
довольно
тема
траурна,
одиночества,
печальна.
тоски,
Композитор
показывает нам в своем сочинении тяжелый жизненный путь. Вступление
ассоциируется с поступью шагов. Чувствуется строгость и минорность.
3. ОПИСАНИЕ ТАНЦА.
а) Рисунки танца и их описание.
Хореографическая
постановка
начинается
с
выхода
исполнителей.
Танцовщики выстраиваются рисунок 1.
11
Рис. 1
Далее идет перестроение в следующее положение (рисунок 2).
Рис. 2
В момент завязки номера исполнители переходят в рисунок 3.
12
Рис. 3
Далее танцовщики выстраиваются так, как изображено на рисунке 4.
Рис. 4
Происходит
перемещение
исполнителей
по сценической
площадке.
Начинается развитие действия и положение танцовщиков меняется в
соответствии с рисунком 5.
13
Рис. 5
В момент кульминации идет перемещение в рисунок 6.
Рис. 6
В момент развязки исполнители выстраиваются в рисунок 2, затем в
рисунок 4.
После чего идет перестроение на переднем плане сцене в
следующее положение (рисунок 7). Исполнители медленно движутся
данным рисунком на задний план сцены и застывают в этом же
положении.
14
Рис. 7
б) Описание движений и поз.
В танцевальном номере особое значение уделяется перемещению в
пространстве, особенно во время поддержек. Исполнители должны быть
в отличной физической форме, а так же знать правила исполнения
поддержек, что бы не допустить падений и все различных травм. Усилия
требуются от обоих партеров. Поддержки помогают раскрыть характер
героев, показать чувства и отношения между ними. Именно поэтому
исполнители так же должны обладать сильными мышцами, гибкостью
тела и концентрацией внимания, чтобы правильно отработать каждый
элемент. Номер начинается с выхода исполнителей: парень спокойным
шагом выносит девушку, которая сидит на его вытянутой руке; в это
время третий танцовщик уже стоит на сцене спиной к зрительному залу.
После ряда поддержек начинается общий танцевальный фрагмент.
Происходит слияние классического танца и авторской хореографии.
Довольно часто встречаются такие движения как Grand rond de jambe
developpè, Attitude tour lent, Port de bras, Arabesque. Для исполнения
данных движений и поз у исполнителей должны быть развиты такие
качества, как выворотность, величина шага, устойчивость. Так же в
постановке используются прыжки: Cabriole, Sissonne ferme, Assamble и
многие другие. Некоторые движения переходят в «Parterre», но долго там
не фиксируются. В номере присутствует и «Лейтмотив» - характерная
тема, пронизывающая все произведение и неоднократно повторяющаяся
в нем. Он начинается в момент кульминации: исполнители исполняют
15
общий танцевальный фрагмент, что и вначале номера, только в другом
рисунке. В конце номера танцовщики исполняют ряд высоких поддержек,
при этом девушка практически не сходит на пол. Каждый элемент
должен плавно перетекать в следующий. Далее парни фиксируют
девушку на вытянутых руках и спокойно уносят ее на задний план сцены.
5. СХЕМА СЦЕНИЧЕСКОГО ОФОРМЛЕНИЯ ТАНЦА:
а) Партитура света.
Световое оформление сцены начинается с «black out». Включается свет
с прострелом в 3 портале от 0 до 60%. В этот момент на сцене стоит один
из исполнителей. После того, как все герои появились на сцене и
станцевали общий хореографический фрагмент начинается заливка света
сначала до 30%, потом до 60%. Исполнители перемещаются по всему
пространству, при этом заливка света достигает 80%, рассеянный свет,
свет с прострелом в 3 портале. Когда исполнители снова начинают
танцевать общую хореографию, свет становится ярче и теплее. В момент
кульминации
в
музыке
слышен
«Лейтмотив»,
поэтому
на
сцене
происходит затемнение. Во время развязки номера и в момент еще одной
общий
хореографической
части
заливка
света
достигает
80%,
рассеянный свет, свет с прострелом в 3 портале. Постановка движется к
концу. Заливка света достигает 60%, свет с прострелом в 3 портале при
последних поддержках. Когда исполнители выходят на передний план
сцены заливка света снижается до 30%, рассеянный свет, свет с
прострелом в 3 портале. Девушку медленно несут на задний план сцены,
при этом свет с прострелом в 3 портале снижается от 60% до 0.
Исполнители спиной к зрителю уходят в «black out».
б) Декорации и аксессуары.
Декорации
и
аксессуары
в
хореографической
постановке
не
используются.
в) Эскизы костюмов и их описание.
16
Для своего номера я использовала удобные, легкие и практичные
костюмы. Мужской костюм состоит из трико без стопы серого цвета,
ткань которого состоит из 80% полиамида и 20% лайкры. Трико является
базовой
и
классической
частью
мужского
костюма
в
данном
хореографическом направлении. В балетном зале помимо разогревающих
саун, комбинезонов, вязанных носков и другой одежды, в первую очередь
юноши надевают трико, а девушки купальник. В нем удобно исполнять
exercice танцору, а хореографу и зрителю лучше видна фигура, красота и
правильное исполнение движений. Так же на обоих исполнителях надеты
белые шифоновые рубашки с объемным рукавом и открытой горловиной.
Головные уборы отсутствуют. Исполнители танцуют в телесных балетках
– это мягкая танцевальная обувь, сделанная из хлопчатобумажной ткани
и имеющая задник и стельку, для того чтобы фиксировать свод стопы.
Женский костюм состоит из летящего платья (шифон), купальника
«Маечки» телесного цвета, ткань которого состоит из 80% полиамида и
20% лайкры. Горловина круглая, на спине более глубокий круглый вырез.
Купальник обтягивает тело, при этом оставляя ноги открытыми. Он так
же является ходовой и базовой деталью костюма как на сценической
площадке, так и в балетном классе. Сверху надевается нежно персиковое
платье «Маечка» длиной до щиколотки сзади и до колена спереди,
тканью которого является шифон. Сшито оно по крою «Полусолнце».
Платье поддержкам и прыжкам легкости, зачёт своего кроя и материала.
Оно является накладным костюмом, то есть надевается через голову.
Вырез горловины и спины круглый. Героиня танцует в пуантах – это
женские
балетные
туфли.
В
классическом
танце
они
помогают
исполнительнице принять определенное положение и держать точку
опоры на кончиках пальцев ног. Головной убор отсутствует. Прическа:
низкий пучок (шишка) на ровный пробор.
Тона костюмов являются пастельными, нежными и универсальными.
Они
отлично
гармонируют
между
собой,
а
так
же
не
являются
вульгарными и вызывающими. Пастельные оттенки наполняют образ
спокойствием и мягкостью. Помогают зрителю прочувствовать всю
трогательность отношений между героями.
Пастель – это мягкий
17
оттенок,
который
изготавливают
при
разбавлении
определенного,
отдельного тона белым цветом.
Ниже будут представлены изображения костюмов.
18
6. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Александрова Н. А. Балет. Танец. Хореография : крат. слов. танцев.
терминов и понятий / сост. Н. А. Александрова. - СПб. : Лань : Планета
музыки, 2008. - 414 с.
2. Перлина Л. В. Танец модерн и методика его преподавания : учеб.
пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 071201 "Нар. художеств. творчество". Дисциплина СД.Ф.04.03 - "Танец и
методика преподавания" / Л. В. Перлина ; Алт. гос. акад. культуры и
искусств. - Барнаул : Изд-во АлтГАКИ, 2009. - 123 с.
3. Громова Е. Н. Детские танцы из классических балетов с нотным
приложением : учеб. пособие / Е. Н. Громова ; под ред. нар. артиста
России Ю. И. Громова. - Изд. 2-е, испр. - СПб. [и др.] : Лань : Планета
музыки, 2010. – 376 с.
4. Громов Ю. И. Танец и его роль в воспитании пластической культуры
актера / Ю. И. Громов. - Изд. 2-е, испр. - СПб. [и др.] : Лань : Планета
музыки, 2011. – 250 с.
5. Лапшина А. М. Пластическое воспитание. Танец : учебное пособие / А.
М. Лапшина ; [рец.: И. Б. Турусова, канд. искусствоведения Е. Н.
Яркова]. - Омск : Издательство ОмГУ, 2015. – 103 с.
6. Тимошенко Е. В. Методика преподавания классического танца :
[учебнометодическое пособие : в 2 частях] / Е. В. Тимошенко ; Ом. Гос.
Ун-т им. Ф. М. Достоевского. – Омск : Литера. – 2018. Ч. 1 / [рец.: Н. В.
Даренская, Е. С. Шевченко]. – 2018. – 102 с.
19
7. Сабанцева Т. В. Искусство танца и спорт : учебное пособие / Т. В.
Сабанцева, В. В. Непомнящих ; [рец.: Т. И. Эпп, Н. Л. Торопова] ; Ом.
гос. ун-т им. Ф. М. Достоевского. - Омск : Издательство ОмГУ, 2018. 101 с.
8. Торопова Н. Л. Классический танец. Методика исполнения движений
на пальцах : учебно-методическое пособие / Н. Л. Торопова, Е. В.
Тимошенко ;[рец.: Н. В. Даренская, Е. С. Шевченко] ; Ом. гос. ун-т им.
Ф. М.Достоевского. - Омск : Издательство ОмГУ, 2019. - 57 с.
9. Николаева Л. Я. Танец: теория, методика и практика: учебное
пособие / Л. Я. Николаева, Т. В. Сабанцева, О. А. Горобчук. – Омск:
Издательский центр КАН, 2019. – 118 с.
10.
Цискаридзе Н. М. Шесть экзаменационных уроков классического
танца П. А. Пестова / Н. М. Цискаридзе, И. Л. Кузнецов – Спб:
Академия Русского балета им. А. Я. Вагановой, 2019. – 256 с.
11. Илларионов Б. А. Петипа. Этюды / Б. А. Илларионов - Спб: Академия
Русского балета им. А. Я. Вагановой, 2019. – 104 с.
20
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв