Сохрани и опубликуйсвоё исследование
О проекте | Cоглашение | Партнёры
В эссе разобраны PR-технологии работы библиотек со СМИ, приведены кейсы из практики отечественных и зарубежных институтов.
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова (МГУ имени М.В. Ломоносова)
Комментировать 0
Рецензировать 0
Скачать - 0 байт
Enter the password to open this PDF file:
-
10 инфоповодов: чем может привлечь внимание СМИ библиотека Проблема поселковой библиотеки Дагомыса, гнездившейся на последнем этаже ветхого дома по Батумскому шоссе (выше гнездились только птицы), заключалась не в бедности фонда или отсутствии мягких кресел для чтения стандартный набор русской и европейской классики в библиотеке был, литература современная тоже, а кресла, при желании, всегда можно принести. Проблема заключалась в другом: о её существовании не то что молчали СМИ забывали сторожилы, она не была местом силы как, например, поселковый Дом Культуры, и главное после первого посещения в неё не хотелось возвращаться. Одним словом, библиотека не генерировала среду (особую библиотечнообщественную, такое комьюнити, если говорить о небольших поселках или спальных районах) и не превращалась в площадку для событий, то есть игнорировала основные пути привлечения к себе внимания. Пути эти с поправкой на разность масштабов библиотек, их историю и возможности, человеческие ресурсы, а также на развитие информационных технологий расшифровываем ниже. Генерация среды и трансформация в площадку. "В моей идеальной библиотеке прекрасные московские бабушки на волонтерских началах помогают детям мигрантов делать домашнее задание. Молодые люди приходят туда как в коворкинг. Кто-то пишет диссертацию, а рядом кто-то занимается репетиторством. Кто-то пришел поговорить и пьет кофе. Наконец, кто-то просто отдыхает", признается Борис Куприянов, один из главных реформаторов столичных библиотек (бывший заместитель руководителя московского библиотечного центра при правительстве Москвы) в интервью Meduza.io. Идеальная библиотека Куприянова, конечно, специфична и имеет вполне конкретную локализацию. При этом суть её создание особенной, удобной среды, внутри которой будут выстраиваться отношения как человек-организация, так и человек-человек применима к библиотекам повсеместно. Масштабировать идею сред помогают крупные сетевые акции например, Библионочь или Ночь в Музее. Через них же библиотеки при условии оригинальной программы могут привлекать внимание и аудитории, и СМИ, превращаясь в место встречи с любимыми (и нелюбимыми) авторами, лекторами, учеными, режиссерами и т.д., вообще становясь площадками для мероприятий разного формата, для прямого диалога, возможности вести который сегодня почти все мы парадоксальным образом лишены. Коллаборация с медиа. Не просто трансформироваться в площадку, а сделать это совместно с качественным, авторитетным медиа-проектом, имеющим ядро лояльной аудитории и постоянно привлекающим аудиторию новую, вот ход. 24 марта 2016 года проект Arzamas в сотрудничестве с РГБ организовал Вечер разговоров и музыки "Возвращение Средневековья": гости, попивая лавандовый пунш, сваренный по средневековому рецепту, слушали лекции ученых-медиевистов на знаменитой Мраморной лестнице, проповедуемый прогрессивными медиа эдьютейнмент (образовательное развлечение) в действии. Мероприятие как до, так и после активно обсуждалось в социальных сетях. В качестве специального гостя пригласили основателя паблика "Страдающее
Средневековье" (анонс о Вечере разместили в группе в "Вконтакте" почти 185 тыс. подписчиков, большая часть из которых молодежь). Данных о пересечении аудиторий Arzamas и "Страдающего Средневековья" у нас, к сожалению, нет, но мы можем констатировать факт: эта коллаборация вывела РГБ сразу в несколько пластов информационного поля: Facebook, "Вконтакте", СМИ ("Афиша Daily"). Упомянутая "Афиша" при поддержке Министерства культуры в 2014 выпускала музейную карту. Карта вкладывалась в номер журнала и позволяла держателю в течение месяца бесплатно посетить 25 московских музеев. Учитывая тот факт, что библиотеки могут организовывать субинституты (например, Музей библиотечной техники), попадание в список площадок-участниц и коллаборация с подобными медиа-проектами ещё один возможный вариант работы со СМИ. Имиджевые онлайн-проекты. В 2012 году редакция The New York Times опубликовала "Snow Fall" первый масштабный мультимедийный лонгрид, за считанные дни разлетевшийся по Сети (тысячи единовременно читающих пользователей, миллионы просмотров). За четыре года лонгрид как жанр эволюционировал, усовершенствовалась техническая база, словосочетание "цифровой сторителлинг" вошло в профессиональный сленг; он вышел за пределы журналистики и, усвоенный организациями культуры, превратился в инструмент создания имиджа. В 2014 году берлинский Фонд "Топография террора" и Музей Варшавского восстания опубликовали интерактивный интернет-сайт Warsaw Rising 1944, посвященный 70-й годовщине начала Варшавского восстания. Оффлайн-частью всего проекта стала выставка в Центре документации Фонда. Warsaw Rising 1944 пример успешного и качественного выхода культурной организации в международное и это важно медиаполе. Из отечественных экспериментов вспоминается совместный спецпроект ТАСС и Эрмитажа, посвященный 250-летию со дня основания музея. Да, музей организация иного формата (впрочем, природа обоих институтов сбор, хранение, изучение предметов одна), коммуникация с аудиторией в нем отлична от той, которая свойственна библиотеке. Но в случае с имиджевыми онлайн-проектами, с рассказыванием истории о себе, собственном бренде, различия их не имеют значения. Если закулисная жизнь театров и кураторство музейных выставок постоянно возникаю в информационном потоке, то жизнь и устройство библиотеки остается для массовой аудитории Terra Incognita. Сделай РГБ, крупнейшая библиотека континента, качественный лонгрид о том, как устроена система изнутри, как выглядит хранилище в девятнадцать ярусов, как книги "доставляются" на выдачу словом, конвертируй РГБ стандартную экскурсию по библиотеке в интерактивный онлайн-проект, она бы привлекла внимание СМИ не только отечественных, но и зарубежных. Библиотеки, не обладающие титулами в превосходной степени, могли бы, занимаясь самопродвижением, рассказать мультиформатную (фото, видео, динамическая инфографика, активные изображения - всё, что нравится пользователям и их привлекает) историю, например, о технологиях реставрации книг. . Оцифровка и публикация архивов в открытом доступе. Уникальность одна из базовых характеристик знания. Ещё одна доступность. Превратить уникальное знание, имеющее общественный интерес и хранящееся в архивах, в общее, открыть доступ к этим материалам и сделать это качественно (как технологически, так и визуально) = возможность для библиотеки выступить в роли ньюсмейкера. Собственно, проекты по
распространению доступа к знаниям и информации настоящее современного мира (ЭКБСОН, Google Books Library Project, The New York City Historical GIS Project и др.) Совместно с последним проектом Общественная библиотека Нью-Йорка опубликовала в Сети (на официальном сайте, в библиотечном сервисе Map Warper) более 20 тыс. старинных географических карт XVI-XX вв., все они под лицензией Creative Commons CCO 1.0 Universal Public Domain Dedication, т.е. их распространение и использование практически ничем не ограничено. Прикладная значимость, научный и любительский интерес вывели эту публикацию в топ культурно-научных новостей. Важно и то, что, чтобы превратить публикацию оцифрованных материалов в инфоповод, библиотека должна следовать инфоповодам общественным, соответствовать повестке дня, общей культурной (и политической) ситуации, "быть в тренде". Пример пойманного тренда недавняя (20 апреля) оцифровка и онлайн-размещение в Электронной библиотеке ГПИБ России (Историческая библиотека) номеров журнала "Лукоморье" за 1917 год. "Лукоморье" сатирический литературно-художественный журнал, издавался во время Первой мировой войны (и накануне Гражданской войны), в ситуации сегодняшней, когда дискуссий об искажении журналистской деятельности (и об искажении геополитической ситуации журналистами) становится больше и больше, интересен как прогрессирующий архетип СМИ. Возможно, публикация архива "Лукоморья" вызвала бы больший интерес у аудитории, если бы информация об этом активнее распространилась в социальных сетях. Грамотный SMM. В официальных группах Библиотеки Ф.М. Достоевского одной из самых посещаемых сегодня в Москве (и, по словам одного из главных библиотечных реформаторов Бориса Куприянова, вообще в Европе) чуть больше 6 тыс. подписчиков в "Вконтакте", почти 7 тыс. в Facebook. У Российской национальной библиотеки 716 (FB), у Исторической библиотеки (при очень живой ленте и постоянных обновлениях) 3 тыс., у ГПНТБ 5,5 тыс., у огромной РГБ 18 тыс. (для сравнения: у Нью-Йоркской публичной библиотеки 250 тыс., у Британской библиотеки 240 тыс., у Национальной библиотеки Франции 85 тыс.; следует, правда, учитывать тот факт, что страницы российских библиотек ведутся на русском языке и языковой барьер отсекает огромную часть потенциальных читателей). Все эти цифры, за которыми реальный люди, говорят о том, что, увы, создать живое онлайн-сообщество, такое облачное комьюнити из тех, кто посещает библиотеку и кто не может ее посетить, но хотел бы, создать не удается (как это удалось, например, книжному магазину "Фаланстер" 33,5 тыс. в "Вконтакте", 10,5 тыс. в Facebook). Как и во всех сферах, в ведении социальных сетей библиотек есть стандартные паттерны, преодоление которых может принести новую аудиторию (при преодолении замечательном внимание СМИ, что, впрочем, вторично для SMM, если учитывать тот факт, что суточная аудитория "Вконтакте" не говоря уже о Facebook в 2015 году превысила суточную аудиторию Первого канал). Насколько нам известно, ещё ни одна отечественная библиотека не завела канал Telegram'е. Появление такого (первого) канала обновляемого, с четкой концепцией само по себе станет инфоповодом. Разовые акции. Разовые акции могут стать инфоповодом. В январе 2016 года о сокращении книжного фонда московских библиотек и последующей бесплатной раздаче
списанных изданий москвичам через буккроссинг написали и рассказали почти все крупные городские СМИ и некоторые федеральные (Газета.ru). Борьба за права библиотек. Инфоповоды подобного рода, увы, ситуативны и неконтролируемы. Недавний инцидент с приказом о переезде библиотеки им. Данте Алигьери и передачи опустевшего дома Следственному комитету заполнил медиа. Петиция на сайте change.org начала активно разлетаться по сетям. Как пишет в колонке на Sostav.ru Лена Брандт, руководитель направления по связям с общественностью МФТИ: «Исследование, проведенное в очередной раз проектом "Коммуникационная лаборатория", показывает, что объем запроса на научную тематику в социальных медиа за год вырос больше чем в три раза. Растет количество СМИ, которые пишут о науке». Российским библиотекам сегодня для того, чтобы не выпадать из фокуса внимания медиа, стоит продолжать интегрироваться в международный контекст и чаще рассказывать СМИ о результатах своей работы (на самом деле журналисты всегда рады интересным и качественно рассказанным историям о науке). Алина Сахненко
Справка о деятельности ГПНТБ Государственная публичная научно-техническая библиотека России (ГПНТБ России) крупнейшая научно-техническая библиотека страны, научно-исследовательский институт и информационный центр федерального значения, является ключевым элементом государственной системы научно-технической информации. Совместно с Международной Ассоциацией пользователей и разработчиков электронных библиотек и новых информационных технологий (Ассоциация ЭБНИТ) ГПНТБ России разрабатывает инновационную Систему автоматизации библиотек ИРБИС64, которой пользуются более 3000 библиотек России и мира (Великобритания, США, страны СНГ), образовательные учреждения. При поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации ГПНТБ России работает над созданием ЭКБСОН сводного каталога нового поколения, обеспечивающего доступ к информационным ресурсам библиотек сферы образования и науки. Наряду с работой над новым интернет-ресурсом ГПНТБ России обеспечивает функционирование Российского сводного каталога по научно-технической литературе. В рамках проекта Министерства образования и науки Российской Федерации "Карта российской науки" ГПНТБ России участвует в создании национальной ITплатформы, на которой будут собраны данные о различных аспектах научной деятельности отдельных российских учёных и организаций. "Карта российской науки" может использоваться как база для создания аналитических материалов о состоянии сектора научных исследований и разработок. С 1994 года ГПНТБ России проводит Международную конференцию "Библиотеки и информационные ресурсы в современном мире науки, культуры, образования и бизнеса" (общепринятое сокращенное название "Крым"). Ежегодно её участниками становятся руководители и ведущие специалисты крупнейших библиотек мира, информационных компаний, преподаватели вузов культуры, сотрудники издательств и т.д. С 1997 года ГПНТБ России проводит ежегодную Международную конференцию "Информационные технологии, компьютерные системы и издательская продукция для библиотек" ("ЛИБКОМ"), ставшую одним из наиболее популярных и авторитетных профессиональных форумов в СНГ. ГПНТБ России регулярно проводит различные выставки (выставки литературы "Магнетизм и магнитные материалы", "Государство. Человек. Право", "Деньги и время" и т.д.), а также профессиональные семинары, круглые столы, дискуссии и т.д., развивает международные научно-образовательные программы. Библиотека также запустила проект "Музей библиотечной техники", цель которого – создание музейного комплекса, отражающего историю развития библиотечной техники. В ГПНТБ России работает Ученый совет, сформированный из известных ученых и ведущих специалистов в области библиотечно-информационных наук. При библиотеке создан Попечительский совет, представляющий её интересы на различных уровнях. ГПНТБ России сотрудничает с ЮНЕСКО, ООН, ЕС и другими международными институтами и фондами и является членом авторитетных профессиональных организаций Международной федерации библиотечных ассоциаций и учреждений (ИФЛА), Международной ассоциации библиотек технических университетов (ИАТУЛ).
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв