Психологические особенности подростков из семей разведенных родителей

Актуальность изучения психологических особенностей подростков из семей разведенных родителей обусловлено тем, что, с одной стороны, окружающий мир стремительно меняется, а, с другой стороны, увеличивается количество разводов в семьях с детьми-подростками. Таким образом, исследование психологических аспектов личности подростков, переживающих семейный кризис, их способность к адаптации к изменениям, становится очень важным, поскольку именно семья является институтом социализации личности, где ребенок получает свой первый жизненный опыт и развивается, наблюдая за своим ближайшим окружением. Развод в качестве ненормативного кризиса развития семейной системы пагубно воздействует на подростков, оказывает негативное влияние на формирование будущих членов общества и способен влиять на современную семейную систему в целом. Развод родителей является одним из решающих факторов снижения социализированности подростков, их социальной и школьной дезадаптации. Государственная семейная политика Российской Федерации делает упор на сохранении традиционных семейных ценностей, повышении роли семьи в жизни общества, повышении авторитета родительства в семье и обществе, на профилактике и преодолении семейного неблагополучия. На федеральном уровне подчеркивается значимость работы с институтом семьи и психологического анализа ситуации вступления молодого поколения в современное, постоянно меняющееся общество. Ввиду этого, подчеркивается важность проведения психологической работы с подростками из неполных семей и семей разведенных родителей. Научная новизна: 1) изучены психологические особенности подростков из семей разведенных родителей, а именно: особенности социализированности личности подростков: социальная адаптированность, социальная активность, автономность, приверженность к гуманистическим нормам жизнедеятельности в обществе (нравственность); личностная идентичность; социально педагогическая запущенность, которая отражается в сферах субъектности, общения и деятельности; моральная неустойчивость и индекс нравственности; близость взаимоотношений подростка с матерью и отцом, семейная сплоченность. 2) получено влияние временного периода, прошедшего с момента развода родителей на психологические особенности личности подростков и их уровень социализированности в современном обществе; 3) рассмотрены и осмыслены психологические характеристики феномена социализации подростков из семей разведенных родителей в зависимости от периода, прошедшего после развода и социально-психологического благополучия семьи; 4) составлен психодиагностический комплекс для изучения психологических характеристик личности подростков в целях оценки их социализированности; 5) составлена программа работы с подростками из семей разведенных родителей в форме социально-психологического тренинга. Цель исследования: изучить психологические особенности подростков из семей разведенных родителей. Гипотезами исследования выступили предположения о том, что: 1) существуют различия таких характеристик личности подростков из полных семей и семей разведенных родителей, как личностная идентичность, уровень развитости субъектных свойств, характеристики нравственной сферы, особенностей социализированности личности, близости семейных взаимоотношений; 2) существуют различия в психологических характеристиках между подростками в зависимости от периода времени, прошедшего после развода; 3) существуют различия между подростками в зависимости от социально-психологического благополучия семьи. В работе использовались следующие методы сбора эмпирической информации: комплексная методика изучения субъектности в подростково-юношеском возрасте («МЭДОС-3») в модификации Р. В. Овчаровой; методика оценки показателей нравственной направленности и индивидуальных характеристик нравственной сферы «Друг-советчик» Е. К. Веселовой; методика для изучения социализированности личности учащегося М. И. Рожкова; методика «Кто я?» М. Куна и Т. МакПартленда, семейная социограмма (Э. Эйдемиллер, В. Юстицкис). Выборка: исследование проводилось среди девушек и юношей в возрасте от 14 до 16 лет. Всего в исследовании приняло участие 327 человек. Среди участников исследования 182 человека (84 девушки и 98 юношей) – из полных семей и 145 человек – из семей разведенных родителей. Среди подростков из семей разведенных родителей 52 человек (31 девушка и 21 юноша) – находятся в «остром» периоде после развода и 93 человек (59 девушек и 34 юношей) – «не остром». Подростков из семей, в которых диагностировано социально-психологическое благополучие – 213 (среди них 111 девушек и 102 юношей), в которых диагностировано социально-психологическое неблагополучие – 114 (63 девушек и 51 юноша).

Психология
Исследования

Вуз: Российский государственный педагогический университет имени А И Герцена (РГПУ им. А И Герцена)

ID: 6055bcf0ccefde0001e8d8e7
UUID: 96531520-6b8a-0139-2eb8-0242ac180002
Язык: Русский
Опубликовано: около 3 лет назад
Просмотры: 22

18.44

Галашева Ольга

Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ)


0

Комментировать 0

Рецензировать 2

Скачать - 2,8 МБ


Поделиться работой
Current View

Рецензии:

  Авторизуйтесь, чтобы добавить рецензию

Рецензия от Галашева Ольга
Рецензия

около 3 лет назад
Рецензия от Галашева Ольга
Отзыв научного руководителя

около 3 лет назад
Для лиц старше 18 лет