Анализ состояния здоровья и физического развития школьников с
интеллектуальными нарушениями в сравнении с учащимися, не
имеющими отклонений.
Анализ
состояния
здоровья
школьников
9-10
лет
с
интеллектуальной
недостаточностью производился на основе личных медицинских карт и заключений
медико-психолого-педагогических комиссий на базе МБОУ «Школа - интернат № 8» г.
Саяногорска, в которой обучаются дети с интеллектуальной недостаточностью и МБОУ
«СОШ №50» г. Абазы, с коррекционными классами, реализующий инклюзивный
образовательный процесс. Был произведен анализ психических отклонений, выявлены и
систематизированы сопутствующие заболевания и вторичные отклонения, произведены
антропометрические измерения. Выявлены следующие диагностические характеристики:
резидуальная энцефалопотия - 41 %, резидуальная органическая микросимптоматика –
32%, гидроцефалия в стадии компенсации – 14 %, наследственная психопатологическая
отягощенность – 13 %.
На основе анализа медецинских карт нами был произведен анализ общих
хронических заболеваний у детей с интеллектуальными отклонениями в возрасте 9-10 лет.
На первом месте (77%) выявлены отклонения опорно-двигательного аппарата, выраженные
в форме: неправильной осанки, сколиозов разных степеней и сложности, деформаций стопы
различной степени и искаженния формы грудной клетки. На втором месте (36%) заболевания органов дыхания. На третьем месте (24%) - заболевания органов обмена
веществ и внутренних органов. Вегетососудистая дистония по гипертоническому типу12%. Комплексные заболевания - 92%.
Систематический контроль за состоянием физического развития и его соответствием
возрастным нормам, необходимо осуществлять переодически на всех этапах жизненого
пути детей с ограниченными возможностями здоровья. По медицинским показателям
между физическим развитием и заболеваниями существует прямая связь и логический
переход от второго к первому. Заболевания переходят в хроническую форму, когда уровень
физического
развития
имеет
тенденцию
к
снижению.
Нами
произведены
антропометрические измерения показателей физического развития детей, участвующих в
педагогическом эксперименте и их здоровых сверстников, не имеющих отклонений. По
окончании измерительных мероприятий был произведен сравнительный анализ, который,
выявил значительные отставания по всем показателям у школьников с интеллектуальной
недостаточностью (р<0,05). Полученные данные аналогичны результатам исследований
авторов Л.В.Харченко (1999), И.Ю.Горской (2003).
Так, в показателе длина тела у детей с пониженным интеллектом отставание от
сверстников, не имеющих отклонений: у мальчиков на 12,2 см, у девочек на 7,1 см. Однако
в показателе массы тела, дети с нарушениями интеллекта привосходят своих здоровых
сверстников с достоверностью различий (р < 0,05): – мальчики на 4,2 кг., девочки на 6 кг.
Эту разницу можно объяснить присутствием гиподинамии и низким двигательным
режимом, на основании которых не происходит сжигание жировых отложений и расход
килокалорий, при этом их потребление остается на прежнем уровне, а некоторых случаях –
увеличивается.
У школьников с интеллектуальными нарушениями выявлены более низкие
показатели, отражающие состояние дыхательной системы, окружности грудной клетки и
жизненной емкости легких, достоверность различий (р < 0,05) ниже, чем у здоровых
сверстников, хотя масса тела наоборот – выше. Это объясняется отсутствием
пропорционнальности тела, у некоторых детей с интеллектуальной недостаточностью
тазовая часть и нижние конечности привосходят в объеме и массе верхнюю часть туловища.
Анализ показателей кистевой динамометрии выявил значительные отставания у
школьников с пониженным интеллектом от здоровых сверстников. Разница полученных
результатов составляет: 3,8 кг. – у мальчиков и 4,3 кг.- у девочек.
Общие показатели физического развития детей 9–10 лет с интеллектуальной
недостаточностью согласуются с данными Б.В. Сермеева (1983) и в некоторых показателях
являются выше, чем результаты многолетней давности.
Таким образом, уровень физического развития школьников с интеллектуальными
нарушениями, в сравнении со здоровыми сверстниками, обусловлен присутствием
основного отклонения, сопутствующих заболеваний и отклонений, в сопровождении
низкого или отсутствующего двигательного режима.
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв