Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
Санкт-Петербургский государственный университет
Гарлыева Махри
АРХИТЕКТУРА МАВЗОЛЕЕВ НА БЛИЖНЕМ ВОСТОКЕ: ОТ
ТРАДИЦИИ К СОВРЕМЕННОСТИ.
Выпускная квалификационная работа по направлению
035300 «Искусства и гуманитарные науки»
Основной профиль подготовки: История и культура ислама
Научный руководитель:
Елена Игоревна Малозёмова
старший преподаватель Кафедры
междисциплинарных исследований
в области языков и литературы,
кандидат исторических наук
Санкт-Петербург
2016 г.
Оглавление.
Введение.
Глава первая. Становление и развертывание структуры
традиционного мавзолея.
1.1 История появления мусульманских надгробных сооружений
1.2
Термины и типы погребальных сооружений
1.2.1 Куббат ас - Сулабийя в Самарре
1.2.2 Куббат ас- Сахра в Иерусалиме
1.3
Иранская и Среднеазиатская архитектурная традиция
1.3.1 Мавзолей Саманидов
Глава вторая. Архитектура мавзолеев Средней Азии (на примере
Куняургенча) XII-XVI веков.
2.1
Мавзолей ил-Арслана
2.2
Мавзолей Текеша
2.3
Мавзолей Наджм ад-дина Кубра
2.4
Мавзолей Тюрабек-Ханым
Глава третья. Архитектура мавзолеев в начале XXI века.
3.1 Мечеть - мавзолей Шейха Зайда
3.2 Мечеть Туркменбаши Рухы при мавзолее Сапармурада Атаевича
Ниязова
Заключение
Список использованной литературы
Интернет - источники
Глоссарий
2
Актуальность темы обусловлена тем,
что архитектурное
искусство, как часть культуры, отображает социальные, политические и
экономические перемены,
происходящие
в мире.
Таким образом,
взаимодействие между европейскими странами и странами Ближнего
Востока проявляется в структуре архитектурных сооружений. В процессе
укрепления молодых государств и увеличения их территории, мусульмане
встречались с другими культурами, что приводило к заимствованиям
архитектурных черт других стран.
Новизна исследования заключается в попытке проследить развитие
архитектуры мавзолеев в период со второй половины X века по начало
XXI века в контексте сохранения местной локальной традиции постройки
мавзолеев. Работа в целом посвящена формулированию ответа на
следующий исследовательский вопрос: Как в разные эпохи мусульманские
мотивы отображались в архитектурных формах мавзолеев? В работе так
же
рассмотрен процесс сохранения и усовершенствования старых
тенденций постройки
в современной архитектуре мавзолеев. Объектом
исследования являются
работы средневековых мусульманских зодчих,
декораторов, каллиграфов, в основе которых всегда лежит продуманный и
тщательно выполненный чертеж, которые демонстрируют освоение
античного наследия, понимание законов геометрии и мастерское владение
линейкой и циркулем.
Предмет исследования - мавзолеи северных
областей стран Средней Азии, Ирана и Ближнего Востока в период
со
второй половины X века по начало XXIДля достижения поставленной цели
необходимо решить следующие задачи:
•
Выявить политические, социальные и экономические события,
способствующие внесению изменений в архитектурные формы
мавзолеев стран Средней Азии и Ближнего востока.
3
•
Выявить тенденции и закономерности образования и
формирования пространственной структуры традиционного
мавзолея, его важнейшие смыслообразующие архитектурные формы.
•
Проследить сохранение старых тенденций и выявить новые
черты в современной мавзолейной архитектуре.
•
Определить роль в создании традиционного мавзолея Средней
Азии формы иранского культового здания “ чахор-так”.
•
Соотнести архитектурные приемы, использованные в
строительстве мавзолеев Средней Азии с приемами современных
по строек других культовых сооружений в про странстве
мусульманской культуры.
Методология, использованная в работе, опирается на достижения
современной исследовательской мысли, приведенной в трудах по теории и
истории мусульманской архитектуры, интерпретацию исторических
памятников, общий анализ мавзолеев. Используются также труды по
теории и истории ислама.
4
Глава первая. Становление
традиционного мавзолея.
и
развертывание
структуры
Архитектура исламского мира как явление историческое и
художественное рождалась и формировалась в лоне первой мусульманской
державы – Арабского халифата (632–1258). Владения халифов в период их
наивысшего могущества, в VIII веке, простирались до Атлантического
океана на западе и до Инда и Сырдарьи на востоке, до побережий
Индийского океана на юге и до Кавказских гор на севере.1
Исламская идеология объединила страны, непохожие по географии и
климату, и народы, глубоко различные по языку и культуре, в результате
создав условия для развития цивилизации с широкими межрегиональными
и межконтинентальными контактами и богатейшим интеллектуальным и
художественным наследием. Из всех видов искусств, относящихся к
мусульманской культуре, самым заметным, оригинальным и
впечатляющим является архитектура.
Следует обратить внимание на особенность архитектурной традиции
сооружения исламских культовых построек. С одной стороны, это наличие
единых, универсальных для ислама подходов к планировке и возведению
различных зданий: мечетей, мавзолеев, медресе, ханака. Эти формы
проникают в гражданские и в жилые постройки – дворцы, караван-сараи,
водохранилища и другие типы зданий. С другой стороны, на эти
общепринятые для ислама приёмы накладывается местная, локальная
строительная традиция,
формирующая местный, своеобразный
архитектурный тип, благодаря которому можно выделять и различать
1
Стародуб - Еникеева Т. Сокровища исламской архитектуры. Москва. 2004. С.5
5
региональные традиции возведения мусульманских религиозных
построек.2
Среди них одно из ведущих место занимают мавзолеи. Мавзолей –
это мемориальная постройка в память религиозного авторитета или
правителя. Идея постройки мавзолеев изначально была чужда духу
ортодоксального ислама и, скорее, не должна была стать темой
вдохновения и объектом творческой изобретательности мусульманского
зодчего. Тем не менее, не позднее IX века появились сооружения, которые
со временем стали столь популярны и многочисленны, что количеством
могут спорить с мечетями. Создавались здания с целью увековечить память
мусульманского святого, праведника, приближенного к Богу и
находящегося под его покровительством, или шахида-свидетеля, который
мученически погибая в борьбе за веру, кровью свидетельствует истинность
своей религии. Гробница святого - нередко возведенная над мнимым
захоронением, почиталась при этом не как погребение усопшего, а как
место истечения божественной благодати- барака, особой жизненной силы,
которую божьи избранники, источают и в земной жизни, и после неё. 3
По мнению Татьяны Стародуб, построение композиции любой
сложности неизменно базировалось на прямоугольной или косоугольной
сетке и строгом соблюдении ориентации главных осей по странам света.
Осевая композиция, организующая пространство любого произведения
исламского искусства в соответствии с идеей сакральной ориентации, тем
самым вводит это произведение в единую универсальную систему
пространственных связей, созданную исламской космографией, и,
следовательно, в единую универсальную систему духовных ценностей,
созданную исламской цивилизацией. Строительное искусство, неразрывно
2
3
Там же.
Richard Ettinghausen and Oleg Grabar. The Art and Architecture of Islam. 650-1250. P.18
6
связанное с искусством орнамента и каллиграфии, хотя и не сразу, но
заняло в этой системе одно из самых важных и почетных мест.4
Математики и инженеры, мусульманские зодчие изобрели методы
преобразования элементарных геометрических фигур - квадрата,
треугольника и круга - в сложнейшие строительные конструкции и
ювелирно сплетенные орнаменты, используя простые инструменты и
дешевые материалы: глину, кирпич, природный камень, стук или гипс,
бетон. Более дорогие материалы - дерево, мрамор, стекло, глазурованную
керамику - применяли в основном для отделки. Строители и архитекторы
разработали многочисленные варианты стрельчатых, подковообразных,
фигурных арок, гладких или ребристых, ячеистых или ажурных сводов,
куполов на тромпах, парусах, консольных конструкциях, конических или
многогранных шатров, наборных, резных или расписных деревянных
потолков.
Изучение разных по времени создания и местоположению
памятников исламского мира говорит о том, что основу мусульманских
4
URL:
http://www.dissercat.com/content/evolyutsiya-tipov-srednevekovoi-islamskoi-
arkhitektury#ixzz3ZV2ymr9s (дата обращения:10.05.2015 17:20)
7
надгробных сооружений составляет центрально-купольная композиция. В
наземной части мавзолея можно выделить три зоны: 1) в основном
квадратный в плане погребальный зал, 2) переходная конструкция,
имеющая чаще всего форму восьмигранного барабана, 3)купол
сферический, реже конической и шатровой формы. Изучение
многочисленных хорошо сохранившихся памятников показывает, что
архитектурный тип мусульманского мавзолея в своей принципиальной
конструктивной основе с центрально-купольной композицией,
иконографически акцентирует идею перехода от земного к небесному
миру.
1.2.3 Куббат ас - Сулабийя в Самарре
Первый сохранившийся мавзолей находится в Самарре – Куббат асСулабийя. План и общий рисунок мавзолея вызывают ассоциации с
иерусалимским Куполом Скалы, но здесь сооружение воздвигли не над
хранительницей памяти событий священной истории, а над гробницей
халифов - «заместителей» (в трактовке Аббасидов) самого Бога 5. Куббат асСулабийя осталась в летописи погребальной исламской архитектуры
единственным в своем роде памятником. Судя по всему, в качестве модели
использовался образ Куббат ас-Сахры, с её структурным модулем –
сакральным числом «четыре»- и исламской идеей вселенского центра.
(рис.1)
5
Стародуб- Еникеева Т. Сокровища исламской архитектуры. Москва: Белый дом, 2004. С. 56
8
Рис. 1. Куббат ас - Сулабийя в Самарре. Ирак. 860-е г. реконструкция.
Куббат ас-Сахра (ар.«Купол над скалой») -
сооружение в
Иерусалиме, которое является композиционным и смысловым центром
архитектурно оформленного сакрального участка, предназначенного для
совершения молитвенного обряда. В основу плана сооружения положен
квадрат, одновременно являющийся базовой формообразующей единицей
конструкции. Постройки представляют собой объект культа, рассчитанный
на круговой обход. Архитектурная форма Куббат ас-Сахры трактована как
оболочка, скрывающая и укрывающая сокровище - святыню, окутанную
непостижимой духовной тайной и религиозными преданиями. Еще одна
чрезвычайно важная черта сооружения - это нарядный наружный декор
купола и стен, составляющий, драпировку
священной постройки.
(рис.2)
Иерусалимский тип мемориала в виде купольного сооружения с
восьмигранной галереей для обхода вокруг святыни, несмотря на
растущую популярность зийарата, включающего ритуальный обход
г р о б н и ц ы , н а Бл и ж н е м В о с то ке н е п ол у ч и л п р од ол же н и я .
9
Рис.2. Купол скалы. 687- 691/692. Иерусалим.
1.3
Иранская и Среднеазиатская архитектурная традиция
Иранскую и Среднеазиатскую архитектурную традицию
характеризует становление и развитие купольного мавзолея. В работах по
архитектуре мавзолея основное внимание, как правило, уделяется анализу
композиционно-планировочных параметров отдельных памятников и
описанию их декоративного оформления, раскрытию приёмов
художественного построения орнаментов и других изобразительных
средств, воздействующих на сознание человека. Иран задолго до прихода
Ислама выработал свою собственную традицию центрического
четырехстолпного купольного сакрального здания - «чахортак”. В связи с
10
особенностями шиитского ислама в Иране уделяли большое внимание
мавзолеям. Исследователи различают несколько типов мавзолеев. Из них
основными являются башнеобразные с шатровой кровлей, квадратные или
восьмиугольные в плане сооружения, увенчанные куполом, а также
портально-купольные здания. Шатровые мавзолеи лучше всего
сохранились в Куме – религиозной столице Ирана. Купольные мавзолеи на
квадратном основании – наиболее популярный тип мавзолея, он строился
повсеместно. А в XIV-XV вв. растет число портально-купольных
мавзолеев, воздвигнутых для потомков шиитских имамов (имам-задеперс.), например, мавзолей в Тусе (XIV в.).
Кирпич был основным материалом в Иране и Средней Азии. Камнем
могли пользоваться при закладке фундамента, деревом - при изготовлении
опор, крыш и дверей, но преобладал все же кирпич. Малый размер кирпича
позволяет наращивать округлые формы, а значит, возводить купола и
своды. Маленькие купола не требовали кружала и возводились с краев,
кольцо за кольцом. Так же кирпич позволяет создавать поверхностный
рисунок узорной кладкой, особенно когда кирпичи кладутся под углом
либо утопленными; такого рода орнамент особенно подходит для мест, где
ярко светит солнце.6
Эти свойства кирпичной кладки хорошо видны на саманидском
мавзолее в Бухаре. Мавзолею удалось сохранить свой первоначальный
облик. Мавзолей датируется
по надписи на дереве цветущим куфи,
содержащей имя Насра ибн Ахмада (914-943). Итак, мавзолей возведен из
обожженного кирпича. В плане имеет квадратную форму со стороной
к в а д р а т а 1 0 м . ( р и с . 3 ) Компактный кубический объем увенчан
6
Бренд Б. Искусство ислама. «Изд-во Фаир» Москва. 2008. С. 94.
11
сферическим куполом. Четыре фасада почти идентичны. Углы оформлены
в виде мощных приставленных башен, сливающихся с основным объемом.7
Рис.3. Мавзолей Саманидов. IX-X в. Бухара.
Все четыре стороны открыты для обзора. Они не имеют ни
декоративных оснований, ни возглавий - капителей. Завершает кубический
объем аркада, имеющая по 10 арок с каждой стороны. На углах кровли
расположены малые купола, которые немного сдвинуты к центру от осей
колонн. В центре кровли – главный купол с небольшим фонарем. В
7
Очерки истории распространения исламской цивилизации. Изд-во РОССПЭН. 2002. С. 450.
12
зависимости от освещения, внешний облик Мавзолея Саманидов меняется,
благодаря искусно выполненной декоративной кирпичной кладке.
Архитектурно здание Мавзолея Саманидов относится к типу зданий,
который известен со времен Сасанидов, как зороастрийский храм огня
«чахортак». Таким образом, Мавзолей Саманидов неразрывно связан с
традициями доарабского времени, в чем убеждают общая композиция и
многие элементы архитектурного декора. Внутри здания, четыре угловые
арки придают залу восьмиугольную форму. По углам восьмиугольника
расположены малые декоративные колонны с капителями. Поверх колонн
расположен узкий шестнадцатиугольный фриз, который переходит в свод
купола.
В то же время в архитектурных решениях мавзолея ярко выражены и
прогрессивные тенденции, определившие дальнейшее развитие
среднеазиатского архитектурного стиля, поиски новых форм и новых
решений. Мавзолей стал фамильной усыпальницей саманидов: в нем был
погребен и сам Исмаил, а затем, согласно упомянутым надписям над
входом, внук Исмаила. До 1920 года Мавзолей Саманидов находился в
запущенном состоянии и использовался в религиозных целях. В 1934 году
мавзолей был отреставрирован и территория вокруг мавзолея была
расчищена от могил.
13
Глава вторая. Архитектура мавзолеев Средней Азии (на примере
Куняургенча) XII-XVI веков
В 712 году весь Хорезм принял ислам, после чего Гургандж стал
называться на арабский лад Джурджанийа 8. Он быстро рос, так как
занимал выгодное положение на перекрестке торговых путей с юга на
северо-запад – к реке Волге, и на восток - в Монголию и Китай. В X веке
город назывался Ургенчем и был хорезмской столицей, куда переселились
ученые, философы и поэты. В связи с тем, что в городе жили такие
знаменитые философы и ученые Востока, как Авиценна, ал-Фараби, алХорезми, город прозвали «городом
тысячи мудрецов». Начало XI века,
наполненного грозными военными событиями, дальними походами и
сложными политическими
интригами, ознаменовано
блестящим
периодом правления хорезмшаха Ма’муна ибн Ма’муна. В соответствии с
традициями исламского периода, ученые и образованные люди, как
правило, сосредотачивались во дворцах падишахов и султанов. Эту
традицию возглавил халиф ал-Ма’мун (813-833).9 Следующий период
необычайного подъема культуры Хорезма связан с огузской династией
хорезмшахов – Ануштегинидов.10 В XII веке им даже удалось расширить
свои владения до размеров средневековой империи. Два первых
десятилетия XIII века, когда у власти стоял султан Ала ад–Дин Мухаммед
II, она достигла наибольшего могущества, простираясь от северных
районов Прикаспия до Персидского залива и от Кавказа до Гиндукуша.
Весь этот период Ургенч был имперским центром, в котором процветали
искусства, ремесла и торговля.
Köneürgenç- binagar ussalaryň şäheri. Üsti yetirlen ikinji neşir.-A.: Изд-во Türkmen döwlet neşirýat
gullugy, 2011. С. 11-12
9
URL: http://art-blog.uz/archives/4319 ( дата обращения: 16.04.2015, 00:44)
10
Köneürgenç- binagar ussalaryň şäheri. Üsti yetirlen ikinji neşir.-A.: Изд-во Türkmen döwlet neşirýat
gullugy, 2011. С. 13
14
8
В 1221 году после полугодовой осады город был взят и разрушен
монголами. Однако благодаря своему удобному местоположению Ургенч,
сравнительно быстро смог возродиться и сохранить значение торговоремесленного и административного центра. С начала XIV века весь Хорезм
вступил в благополучную фазу, продолжавшуюся вплоть до походов
Тимура.
В 1388 году Тимур подверг Ургенч опустошению и вывез отсюда
целые артели мастеров – архитекторов и строителей. После этого события
древний Ургенч уже не отправился, хотя не раз предпринимались попытки
его восстановления. С XV века начались процессы глобального характера,
мешавшие возрождению города. Во-первых, изменилось русло Амударьи:
река отошла от города почти на 40 километров. Во-вторых, политический и
экономический центр региона переместился из Хорезма в Мавераннахр
(область Самарканда и Бухары).11 Спустя еще почти столетие общий кризис
усугубился полным обезвоживанием окрестностей, и населению Ургенча
пришлось покинуть родные места. В 1646 году они поселились вдали от
родных мест между Хивой и основным руслом Амударьи. Там и был
основан новый город, который также получил название Ургенч, а
развалины некогда великого Гурганджа с тех пор именуются Старым
Ургенчем (Куняургенчем). Жизнь стала возвращаться сюда после того, как
в 1831 году севернее мавзолея Наджм ад-дина Кубра был прорыт обводной
канал Хан-яб. У его берегов сложился небольшой поселок, ставший
основой нынешнего города Куняургенча.
И именно здесь, в самом «сердце» среднеазиатского Востока, была
развита архитектура. Особого внимания заслуживают великолепнейшие по
архитектуре постройки – это мавзолей Наджм ад-дина Кубры, мавзолей
Köneürgenç- binagar ussalaryň şäheri. Üsti yetirlen ikinji neşir.-A.: Изд-во Türkmen döwlet neşirýat
gullugy, 2011. С. 38
15
11
Текеша, Мавзолей Тюрабег-Ханум,
минарет Кутлуг Тимура,
средневековый мавзолей Гульгердан, мавзолей ил-Арслана и крепости
Кыркмолла и Ак-кала.
Яркие следы эпохи хорезмшахов остались на городище Куняургенча
в виде археологических и архитектурных памятников. Среди них – два
шатровых мавзолея, которые называют по-разному, потому что сами они не
сохранили никаких надписей с указанием каких-либо конкретных имен.
Первый, более ранний, условно принято называть мавзолеем хорезмшаха
ил-Арслана, однако в народной традиции бытует название Пахрази-мазар,
по имени жившего в Гургандже знаменитого ученого энциклопедиста Фахр
ад-Дина ар-Рази12. Хотя известно, что он умер и похоронен в 1209 году в
Герате, в те времена на всем Востоке была традиция возводить
символические гробницы в память особо чтимых земляков, чей прах
остался на чужбине.
2.1
Мавзолей ил-Арслана
Мавзолей ил-Арслана (XII в) (рис.4)–одна из самых выдающихся
построек всей домонгольской Центральной Азии, сочетающая в себе
уникальные технические и художественные особенности с идеями и
образами будущей, еще не воплощенной архитектуры. Вот почему уже
несколько поколений искусствоведов на протяжении последних ста лет
снова и снова возвращаются к этому миниатюрному и неповторимому чуду
средневекового зодчества, пытаясь разгадать тайну его происхождения и
гармонии его простых форм, пропорций и облицовки.
Köneürgenç- binagar ussalaryň şäheri. Üsti yetirlen ikinji neşir.-A.: Изд-во Türkmen döwlet neşirýat
gullugy, 2011. Стр. 47
16
12
13
Рис.4. Мавзолей ил-Арслана. Вид с Востока. XII в. Куняургенч.
Кроме того, мавзолей ил-Арслана (Фахр ад-Дина Рази)–это
старейшее из уцелевших зданий столицы хорезмшахов, датируется
серединой XII века. Форма мавзолея отличается почти кристаллической
четкостью и простотой композиции: куб, на нем двеннадцатигранная
призма барабана и внешний купол в виде двенадцатигранного шатра.
Квадратный план (6,6х6,3м) внутри усложнен четырьмя нишами в каждой
стене единственного помещения размерами 3,5х3,6. (рис.5)
Köneürgenç- binagar ussalaryň şäheri. Üsti yetirlen ikinji neşir.-A.: Изд-во Türkmen döwlet neşirýat
gullugy, 2011. С. 15
17
13
Рис.5. Мавзолея ил-Арслана. План.
Двеннадцатигранный барабан на фасаде по осям прорезан
прямоугольными оконными проемами, которые в интерьере выходят к
началу внутреннего сфероидного купола. Купол мавзолея иль-Арслана –
самое древнее из уцелевших в этом регионе покрытий пирамидальной
формы. В отличие от центрических усыпальниц в этом мавзолее особо
акцентируется главный вход. Он разбит на три глубокие арочные ниши и
оформлен плитами резной терракоты с растительным орнаментом. 14
Завершает всю композицию фасада рельефная надпись в керамике. (рис.6 и
7)
14
Якубовский А.Ю. Развалины Ургенча. Л., 1930. С.43-45
18
Рис.6. Разрез Мавзолея ил-Арслана.
Рис.7. Куняургенч. Мавзолей ил-Арслана.Купол внутри.
19
2.2
Мавзолей Текеша
Второй по времени постройки в Куняургенче мавзолей, (XIIв.)
Шарап баба или Гёк–Гумбез (туркм. голубой купол) (рис.8), не менее
привлекателен, письменные источники указывают, что это ничто иное как
мавзолей хорезмшаха Текеша, сына иль- Арслана , того самого хорезмского
шаха, который при жизни еще возвел себе усыпальницу. Раскопки
подтвердили, что возвышающийся ныне в гордом одиночестве мавзолей,
увенчанный куполом в виде конуса, изначально был частью какого-то
большого здания, от которого остались только несколько участков
фундамента.15
Как бы то ни было, до нас дошло в почти полной
сохранности величественное монументальное сооружение, не имеющее
себе равных по оригинальности
замысла и мастерству исполнения,
смелости инженерной мысли, красоте деталей и изяществу внутреннего
убранства. Здесь многое необычно и, на первый взгляд, не вписывается в
каноны архитектуры того времени. Однако, если сопоставить эту
постройку с другими памятниками исламского мира от Малой Азии и
Закавказья до границ Китая и Индии, можно увидеть, как органично
связана она со многими из них, в чем-то предвосхищая лучшие
достижения мастеров строительного искусства.
Köneürgenç- binagar ussalaryň şäheri. Üsti yetirlen ikinji neşir.-A.: Изд-во Türkmen döwlet neşirýat
gullugy, 2011. С. 53
20
15
Рис.8. Мавзолей Текеша. XII в. Куняургенч.
Мавзолей Текеша расположен в 300 м северо-западнее мавзолея илАрслана . Имеет квадратное в плане помещение (рис.9), расширенное за
счет больших стрельчатых ниш со сталактитовыми сводами (рис.10), внури
которых арочные проемы, квадрат переходит в арочный восьмерик, затем в
шестнадцатигранник, оформленный нишками в виде семилопастных
вогнутых раковин. Дальше начинается внутренний сферический купол.
Мавзолей отличается своей величиной и оригинальной трактовкой верхней
части.
21
Рис.9. и 10. Куняургенч. План и разрез Мавзолея Текеша.
Архитектура мавзолея Текеша необыкновенна тем, что она сочетает в
себе два приема орнаментации. Одни части облицованы изразцами, а
другие – полированным неполивным кирпичем и резными неполивными
терракотами. Его конический купол облицован изразцами бирюзового
цвета (с легким зеленоватым оттенком) причем кирпичи положены по
диагоналям, образуя сочетание прямых углов, а нижнюю часть купола
охватывает пояс, состоящий из ромбиков. 16
Особый интерес представляет ребристая отделка барабана, не
имеющая аналогий в среднеазиатской архитектуре. Он богат пластикой
нарастающих вверх форм: сначала сильно выступающие двугранные ребра,
затем два ряда сталактитов между каждой парой ребер, взятые в рамки из
фигурного кирпича. Эффект усиливает западающие панно между ребрами,
обрамленные фигурной терракотой.17 (рис.11)
Якубовский А.Ю. Развалины Ургенча. Л., 1930. С. 40
Köneürgenç- binagar ussalaryň şäheri. Üsti yetirlen ikinji neşir.-A.: Изд-во Türkmen döwlet neşirýat
gullugy, 2011. С. 62
22
16
17
Рис.11. Куняургенч. Внутри Мавзолея Текеша.
Утраты и ремонты несколько обеднили облик мавзолея, но это не
мешает и сейчас по достоинству оценить оригинальность замысла, смелые
п о и с к и и ко н с т ру к т и в н ы е р е ш е н и я н е и з в е с т н ы х м а с т е р о в ,
свидетельствующие об их высоком профессионализме.
Мусульмане до сих пор приезжают, чтобы совершить паломничество
или « зыярат», обращаются к Богу с просьбой о ниспослании здоровья
родным и благополучия в семье. И одно из главных целей «зыярата»
является загадывание желаний.
2.3
Мавзолей Наджм ад-дина Кубра
Уже к монгольскому периоду древнего Ургенча относится мавзолей–
ханака Наджм ад-дина Кубра (1321-1333 гг) – комплекс на северной
23
окраине Гурганджа. (рис.12 и 13) Он включает четыре купольных
помещения: вестибюль (дехлиз), две одинаковые комнаты размером 6х6 м
слева и справа от него (в левой – 8 скромно оформленных поздних
захоронений) и усыпальницу (гурхана), расположенную на центральной
оси (9,3х 9,3м). В ней было надгробие, установленное, по преданию, над
могилой
знаменитого шейха Наджм ад-Дина Кубра (1145-1221) –
теоретика и практика исламского мистицизма, основавшего в Гургандже
ханаку и суфийское братство «кубравийа».
Рис.12. Мавзолей Наджм ад-дина Кубра напротив мавзолея Султана
Али.
IVв.
Куняургенч.
24
Рис. 13 Куняургенч. План мавзолея Наджм ад- Дина Кубра.
Конструктивно этот мавзолей, таким образом, отличается от
мавзолеев предшествующего периода. Пештак(входная арка) главного
фасада со слегка заметным перспективным сужением кверху и
стрельчатым сводом,(рис.14)
увенчан трёхъярусным карнизом со
сталактитами «ираки», ячейки которых состоят из трех частей резной
терракоты, а между ними расположены через одну терракотовые и
майоликовые плитки глубокого синего цвета, чья полива в особой технике
нанесения дает рисунок «изморози», то есть плитки как бы покрыты
инеем. Вся поверхность пештака была облицована майоликовыми
плитками, большинство которых утрачены, но остались арабские надписи,
главным образом цветочно-растительные элементы, характерные для
хорезмийской архитектурной керамики.18
Портальная стена мавзолея Наджм ад-Дина Кубра состоит из
расписных изразцов и терракотовых плит очень изящной работы. Весь
Köneürgenç- binagar ussalaryň şäheri. Üsti yetirlen ikinji neşir.-A.: Изд-во Türkmen döwlet neşirýat
gullugy, 2011. С.42
25
18
портал в арабской надписи, выполненной белыми буквами по синему фону.
По записи видно, что здание было построено при Кутлуг Тимур над
могилой шейха. Конец надписи: «на ристалище счастья, покровителя
царей, звезды земного мира и веры Кутлуг Тимура бен-Наджм ад-Дин бенТойды-Ака.»19 (рис.12)
По бокам помещены двери, а там, где расположены упомянутые
надписи, вставлены две большие плиты. Также хорош верх стрельчатой
арки, где выложено шестиугольными расписными плитками. По краю
тонкой композиции же расположена куфическая надпись: «Царство
принадлежит богу и т.д.»20 (рис.15)
Рис.14. Куняургенч. Мавзолей Наджм ад-дина Кубра.
19
20
Якубовский А.Ю. Развалины Ургенча. Л., 1930. С. 60-61.
Там же.
26
Рис.15. Куняургенч. Вход в Мавзолей Наджм ад-дина Кубра.
Глазурованное фаянсовое панно составило роскошную облицовку
надгробия. Рядом с надгробием стояла точно также декорированная
высокая (около 2 м) четырехгранная
призма, отмечающая, как принято
считать, место захоронения или падения отрубленной головы шейха, по
преданию погибшего в бою с монголами во время обороны Гурганджа.21
Столб вместе с кенотафом вдребезги разбил рухнувший в середине XX в.
купол гурханы, после чего куски их были закрыты временным деревянным
саркофагом. (рис.16)
21
Якубовский А.Ю. Развалины Ургенча. Л., 1930. Стр. 64
27
Рис.16. Куняургенч. Мавзолей Наджм ад-дина Кубра. Надгробие.
Мавзолей Султан-Али (XIV- XVIвв.) (рис.17) – расположен напротив
мавзолея Наджмад- дина Кубра, образуя с ним ансамбль кош. Также как и
мавзолей Тюрабег- ханум, в плане имеет шестигранную зияратхану и
прямоуголбную гурхану. Объемную же композицию образуют два портала
м е ж д у ко т о р ы м и з а к л ю ч е н ы д в е с о п р я ж е н н ы е п р и з м ы двеннадцатигранная и восьмигранная, увенчанные куполами. (рис.18)
Высокий входной портал с вписанными друг в друга П-образными рамами
схематично воспроизводит портал Тюрабег-ханум, но его величина и
формы сводчатой ниши больше соответствует архитектуре Наджм ад-Дина
Кубра. Здесь отсутствуют богатые ганчевые узоры, замысловатые арабские
надписи, украшенные мозаикой стены порталов. Скорее всего
предусматривалась облицовка мавзолея, но из-за неспокойной
политической обстановки в регионе строительные работы не были
завершены. Тем не менее, мавзолей Султан Али входит в число наиболее
посещаемых памятников, главным образом из-за того, что находится возле
28
мавзолея великого суфия и основателя ордена Кубравийа- Наджм ад-Дина
Кубра, места поломничества мусульман со всего мира.22
Рис.17. Мавзолей Султан –
Али.
XIV-XVIвв.
Куняургенч.
URL: http://www.advantour.com/rus/turkmenistan/dashoguz/su..( дата обращения 02.04.2015,
17:18)
22
29
Рис.18. План Мавзолея Султан – Али. Куняургенч.
2.4
Мавзолей Тюрабек-Ханым
Мавзолей Тюрабек-Ханым(рис.19)–это самый известный памятник
Куняургенча, сочетающий в себе изящество и монументальность,
уникальную объемно-планировочную композицию и великолепный декор.
Рис.19. Куняургенч. Мавзолей Тюрабек-Ханым.
Он демонстрирует уникальный для Хорезма прием анфиладной
планировки с продольно–осевой схемой трехчастного плана.(рис.20)
30
Рис.20. План Мавзолея Тюрабек-Ханым.
За выдвинутым вперед порталом с глубоким айваном находится
купольный вестибюль с комнатой-худжрой слева. В ней примечателен
оконный проем очень архаичной формы.
Справа от вестибюля – винтовая лестница, ведущая на плоскую
кровлю. На главной оси - шестигранный в плане зал (возможно зияратхана)
площадью около 100м2. Снаружи он разбит по внешнему контуру на
двенадцатигранник, 4 грани которого (одна с севера и три с юга) как бы
утоплены в примыкающие части здания (план, рис.20). Грани восточного и
западного фасадов оформлены четырьмя глубокими арочными нишами,
между которыми – проемы четырех больших окон.23 Эти приемы делают
внутреннее пространство необычайно светлым и придают центральному
объему форму почти ротонды, а благодаря шестигранной форме
центрального зала проще, чем при квадратном плане, решается переход к
23
Там же.
31
куполу. Над центральным залом словно парит перевернутая сфероидная
чаша,(рис.21 и 22) на которую нанесено мозаичное панно тончайшей
работы – интенсивный по цвету и пространственно сложный гирих из
звезд и многогранников с цветочно-растительным заполнением.
Рис.21 и 22. Куняургенч. Мавзолей Тюрабек-Ханым внутри.
За этим большим и торжественным залом – прямоугольное
помещение, под которым расположен склеп. Все фасады, включая барабан,
украшали изразцы
в четких кирпичных обрамлениях. Стены и потолки
интерьеров также обильно украшены резной кашинной мозаикой.
Мавзолей Тюрабек-Ханым сочетает в себе изяще ство и
монументальность, безудержную игру цвета в классических арабесках,
представляющих собой филигранные мозаичные панели. Со вкусом и
чувством меры зодчие использовали здесь блеск глазури в строгом
обрамлении благородной матовой терракоты облицовок из шлифованных
кирпичей. Никогда раньше архитектура Центральной не знала такой
творческой свободы в организации пространства, подчиненного решению
единой художественной задачи. (рис. 23 и 24)
32
Рис. 23 и 24 Фрагменты наружной декорации мавзолея Тюрабек Ханым.
33
Глава третья. Архитектура мавзолеев в начале XXI века.
3.1 Мечеть - мавзолей Шейха Зайда
Впервые, в эстетических символах мавзолейного комплекса
элементы исламской культуры и ОАЭ гармонично переплетаются с
культурными влияниями со всего мира. Ковер, люстра, внутренний двор,
купол и сама мечеть-мавзолей в целом относятся к числу самых больших
из когда-либо существовавших. Для возведения архитектурного памятника
были выбраны наиболее значимые стили и материалы со всего мира - от
македонского мрамора до современного и декоративного освещения, от
позолоченных капителей колонн, напоминающих финиковые пальмы,
растущие вокруг, до люстр из стекла и австрийского хрусталя,
изготовленных в Германии.
Огромное разнообразие геометрических форм, воплощенное в арках,
куполах и минаретах, свидетельствует об архитектурных влияниях разных
культур. Дизайн мечети — от основания до вершины — сочетает
различные стили и направления. Важно отметить, что главной целью стало
«объединение всего мира» с помощью мастеров и материалов из многих
стран, включая Китай, Германию, Грецию, Индию, Иран, Италию,
Марокко, Новую Зеландию, Турцию, Великобританию,и конечно, ОАЭ.
Мечеть шейха Зейда, самая большая в Объедененных Арабских
Эмиратах и шестая по велечине в мире, расположена в столице Абу-Даби.
Мечеть, строительство которой началось еще в 1996 году, была
официально открыта в месяц Рамадан в 2007 году. Здесь обрел покой
основатель и первый президент ОАЭ шейх Заид Бин Султан Нахаян, всеми
почитаемый лидер, которому удалось провести стремительную
модернизацию Абу Даби и объединить не только эмираты, но и интересы
многочисленных арабских племен. Несмотря на такое распространенное
34
мнение о мечети, которая кажется ничем иным, как иллюстрацией к
произведению под названием «Тысяча и одна ночь», ее настоящий смысл
состоит в другом.
Мечеть в Абу Даби — это знак благодарности и
уважения к Шейху ибн Султану.
Шейх Зайд ибн Султан аль-Нахайян родился 3 ноября 1918 года. Он
был младшим сыном шейха Султана ибн Зайда ибн Халифа аль-Нахайяна
правившего в Абу Даби с 1922 года и до его убийства в 1926-м. Зайд был
назван в честь своего деда, Зайда Великого, который правил эмиратом с
1855 по 1909 год. Его старший брат Шахбат стал правителем Абу Даби в
1928-м, после того, как их дядя, Сакр, тоже был убит. После этого случая
мать Зайда взяла со своих сыновей обещание не прибегать к насилию друг
против друга, и они сдержали его.
Когда Зайд появился на свет, Абу Даби был одной из семи областей
вдоль нижнего побережья Персидского залива (Persian Gulf), находившихся
под властью шейхов. Территории находились в договорных отношениях с
Великобританией (UK), подписав с ней ряд соглашений еще в конце 19-го
века. Пока он рос, на побережье не было ни одной школы в современном
понимании смысла этого слова, и Зайд получил начальное образование,
основанное на исламских принципах, жил в пустыне с бедуинскими
племенами, познакомившись с жизнью этих людей, их традициями и
удивительной способностью выживать в суровых условиях.
В 1946 году Зайд был назначен губернатором восточной части Абу
Даби и обосновался в Аль-Айне, в крепости Мувайджи. Восток Абу Даби в
то время был очень бедным. Когда поисковые партии компании 'Petroleum
Development' начали разведку нефти в этом районе, Зайд помогал им. С его
35
приходом в регионе начался период относительно стабильности. Так, шейх
Зайд проявил большой интерес к восстановлению сети водных каналов,
которые позволяли орошать некогда плодородные земли.
В 1958 году была найдена нефть, в 1962-м началась ее добыча, и
некоторые члены правящей семьи испытывали разочарование по поводу
отсутствия прогресса в Абу-Даби под управлением шейха Шахбата. В
результате бескровного дворцового переворота 6 августа 1966 года Шахбат
был отстранен от власти и покинул страну. В конце концов, после долгих и
трудных переговоров с правителями остальных шести эмиратов
Договорного Омана, в 1971 году были образованы Объединенные
Арабские Эмираты, а Зайд был избран первым президентом нового
государства.
Шейх Зайд считался относительно либеральным правителем. Так, с
его позволения в стране появились частная пресса, которая, однако, все
равно вынуждена была прибегать к самостоятельной цензуре, избегая
критики Зайда и членов правящей семьи. В стране даже была объявлена
свобода вероисповедания, что несколько контрастировало в глазах всего
остального арабского мира с ролью шейха Зайда как мусульманского главы
государства. Другие арабские страны, гораздо более консервативные,
нередко высказывали в адрес ОАЭ резкую критику из-за религиозной
терпимости к христианам и свободы, которой пользовались в ОАЭ
служащие западных компаний.
Шейх Зайд был одним из самых богатых людей в мире. Несмотря на
благосостояние, Зайд придерживался традиционного образа жизни, к
которому привык с детства, любил верховую езду и соколиную охоту и
отказался от охоты с огнестрельным оружием – хотя и очень преуспел в
36
этом виде спорта, - чтобы послужить примером в деле сохранения дикой
природы в условиях хрупкой пустынной экосистемы.
Он пользовался большой личной популярностью, в том числе и
потому, что направил огромные средства на развитие не только Абу Даби,
но и тех территорий Азии и Африки, где проживали исламские народы,
которым не так повезло с залежами нефти.
О нем вспоминают как о человеке, который 'заставил пустыню
зазеленеть'. По инициативе шейха Зайда строились больницы, школы и
университеты, бесплатные для граждан ОАЭ, а также благотворительные
больницы в Европе, Азии и Африке. Бесплатно распространялись
земельные участки, что принесло огромную пользу многим безземельным
семьям, строились немусульманские храмы, что с энтузиазмом восприняли
иностранные рабочие, которые составляют примерно три четверти
населения ОАЭ, получили определенные права и женщины, правда, в
рамках традиций – на труд и образование.
У шейха была огромная семья. Он был женат не менее семи (по
другим данным, девяти) раз, у него 19 сыновей и 14 дочерей. В последние
годы его здоровье ухудшилось, и в 2000 году Зайд перенес пересадку почки
в одной из американских клиник. Пока он проходил обследование, его
подданные написали шейху благодарственное письмо, сопроводив его
полутора миллионами подписей.
Зайд ибн Султан аль-Нахайян скончался 2 ноября 2004 года, в
возрасте 86 лет. Его преемником стал его старший сын Халифа ибн Зайд
аль-Нахайян.(рис.34)
37
рис.26 Мечеть-мавзолей Шейха Зайда
Шейх Зайд похоронен по правую сторону мечети. Со дня похорон
непрерывно 24 часа в сутки над его могилой читают Коран.
Архитектура мечети-мавзолея подчеркивает открытость: просторный
внутренний двор построен по образцу Большой Мечети в Самарре. Мечеть
представляет собой образец четко выверенного мусульманского культового
здания – арабскую колонную мечеть с внутренним молитвенным двором,
залом и минаретом. Стена комплекса с внешней стороны оформлена
элементами, которые заимствованы из месопотамской архитектуры:
нишами, выступами и фризами.24 (Рис. 26)
24
Сухоруков С.А. Архитектура стран ислама. Традиции и новации. Санкт-Петербург: Алетейя, 2014. стр. 30
38
Рис.27 Большая мечеть в Самарре.
Необходимо отметить, что в иранской архитектуре большое значение
придавалось открытому пространству внутреннего двора. Это проявлялось
как в гражданской архитектуре (в жилых домах, караван-сараях, дворцах),
так и культовых зданиях (мечетях и медресе). Этим объясняется часто
встречаемый отказ от декорирования поверхностей наружных стен в
пользу портала и фасадов, обращенных во двор.25
Просторный внутренний двор мавзолея-мечети шейха Зайда,
унаследованный от Омеядов(рис.27), окружен открытыми колоннадами,
которые не только обеспечивают доступ к мечети, но и с практической
точки зрения пропускает потоки легкого бриза. Это и есть та местная
архитектурная черта, которая отличает ее от мечетей – крепостей в
Самарре и Мечети Укба в Кайруане.
По четырем углам мечети стоят
четыре минарета, которые возвышаясь приблизительно на 115 метров,
хорошо видны из разных точек города. Внешний ряд главного здания
перекрывают множество куполов. (рис.28) Идея с многочисленными
25
39
куполами была уже известна в иранской и среднеазиатской архитектуре,
что проявилось в конструкции соборной мечети Калян в Бухаре.
Периметр Бухарской мечети Калян (130 x 80 метров) имеет
традиционный прямоугольный план с четырьмя айванами. Проходной,
восточный айван на входе оформлен внешним порталом, обращен на
площадь По-и-Калян, внутренний портал обращен во двор мечети. Опорой
перекрытия сводчатым галереям с 288 куполами, обходящей по периметру
двор мечети, служат 208 монументальных пилонов. (рис.29)
Рис.28 План мечети Шейха Зайда
40
Рис.29 Соборная мечеть Калян в Бухаре
Мечеть Калян более принижена к земле в связи с ее наличием
многочисленных приплюснутых куполов, в то время как, мечеть Шейха
Зайда непоколебимо возвышается над Абу Даби благодаря куполам с
четко- выразительным силуэтом на блестящей вершине, которых
расположены золотые полумесяцы.
Внутренний двор украшает одна из самых больших мраморных
мозаик в мире. Настоящим шедевром является причудливый растительный
узор, выл ожен н ый к руп ным и цветным и плиткам и м рам ора,
контрастирующими с маленькими белыми. В зависимости от освещения,
узор из разноцветного мрамора меняет цвет от нежных до ярких.(рис.30)
26
Рис.30. Внутренний двор мечети.
26
URL: http://newpix.ru/mechet-shejxa-zajda-sheikh-zayed-mosque ( дата обращения 15.04.2016
22:24)
41
При том, что здесь проявляется влияние индийского стиля, с разных
углов и при различном освещении взгляду открывается все разнообразие
эстетики мечети. Архитектор мечети использовал в своей постройке идеи,
мотивы и декоративные элементы, которые встречаются в орнаментации
внутренних поверхностей мавзолея Тадж- Махал. Обе постройки
поражают своей изящностью. В отделке Тадж-Махал применялись
самоцветы и разноцветный мрамор. Черным мрамором выполнен
эпиграфический декор, воспроизводящий суры Корана почерком сульс, в то
время, как в Мечети Зейда использован традиционный куфи.
Инновационное о свещение, со стоящее из солнечного и
искусственного света и игры теней, весьма оригинально, но отличается и
традиционными чертами. Прямые солнечные лучи проникают через
ажурные решетки и витражи.
С роскошными растительными узорами,
вьющимися по полам, стенам, колоннам и потокам, мечеть воплощает
идею ислама о Райском саде, и является полной противоположностью
окружающему ее пейзажу пустыни.
Изысканно декорированные купола притягивают к себе взоры,
пропуская сквозь витражи, лучи солнца и открывая синеву неба. Под
главным куполом в основном молельном зале, в центре восьмиконечной
звезды, висит люстра, поражающая своей величиной.
Самая большая из семи люстр, подвешенных в центре
восьмиконечных звезд, украшает главный купол. Эта роскошная люстра,
искуссно изготовленная
в Германии из стекла и кристаллов Свароски,
благодаря своим форме и цвету, по-праву становится эстетическим
акцентом зала. (рис.31)
42
27
Рис.31. Люстра
Под тремя огромными куполами расположился главный молельный
зал, купол поддерживают 32 колонны, образующие восьмигранник и
придающие монументальность богато украшенному интерьеру.
Молитвенный зал утопает в мозаике с цветочным рисунком, которая
гармонично сочетается с белым мрамором, привезенным из Италии.
В молельном зале, на стене Кибла, скромные витиеватые узоры,
которые называют каллиграфическими, имеют выпуклый орнамент, и
поэтому выглядят восхитительно. Еще больший эффект им придают золото
и подсветка. Золотым отливом, позолотой и мозаичным золотым стеклом
привлекают внимание и ниши в середине Кибла (михраб). и подсветка. На
стене размещены все 99 имен бога, встречающиеся в Коране. Каллиграфию
URL: http://newpix.ru/mechet-shejxa-zajda-sheikh-zayed-mosque (дата обращения 13.04.2016
08:21)
27
43
надписей разрабатывал знаменитый арабский каллиграф Мохаммед альТамими Манди. Система подсветки основана на оптическом волокне.
(рис.32)
Рис.32 Главный молельный зал
Над созданием самого большого ковра в мире площадью 5 625 кв.м, на
протяжении двух лет трудились 1 300 искусных мастеров. Ковер соткан в
Иране по проектуиранского художника Али Кхалиги. Мотивы ковра
перекликаются с узорами потолка, сближая землю и небеса. (рис.33)
44
Рис.33. Самый большой ковер в мире.
Особенностью мечети является повсеместное использование
мозаичного стекла и пятиконечных элементов. Вместо традиционных
деревянных решеток на окнах — цветные витражи. Традиционные
геометрические формы выглядят классично, а их необычное сочетанием и
воплощение — современно.
45
Обилие колонн и арок экстерьера мечети плавно переходит в
просторные коридоры в классическом стиле. Повторение элементов часто
встречаются в исламской эстетике. Мраморные колонны с цветочным
узором, позолоченные пальмовидные капители, подковообразные арки в
мавританском стиле и сияющий мрамор пола создают настроение,
располагая к созерцанию и мыслям о вечном.
28
Рис.34 Могила Шейха Зайда
3.2 Мечеть-мавзолейный комплекс Туркменбаши Рухы при
мавзолее Сапармурада Атаевича Ниязова
Биография Сапармурата Атаевича Ниязова
Сапармурат Атаевич Ниязов родился 19 февраля 1940 года в
Ашхабаде. Отец Сапармурата Ниязова - Атамурат погиб на фронте в годы
Великой Отечественной войны, во время ашхабадского землетрясения 1948
года погибли его мать Гурбансолтан-эдже и двое братьев. Сапармурат был
определен в дом-интернат. Закончив среднюю школу, в 1959 году начал
трудовой путь инструктором Туркменского территориального комитета
профсоюза рабочих и служащих геологоразведочных работ. Затем
28
URL: http://jj-tours.ru/articles/UAE/uae-pi-mosque.html (Дата обращения : 06.12.2015, 03:22)
46
продолжил образование в Ленинградском политехническом институте, где
в 1967 году получил диплом инженера-энергетика.
В 1965 г. работал формовщиком на одном из ленинградских
предприятий. С 1980 г. первый секретарь Ашхабадского горкома
Компартии. 29
В январе 1994 года на Всенародном референдуме подавляющее
большинство избирателей поддержало эту идею. Оппозиция не согласилась
с подобным положением вещей, аргументировав свою позицию как
юридическими нарушениями в ходе выборов, так и тяжелым
экономическим положением в стране. Однако, фактически, при выборах
президента и проведении референдума, положения Конституции были
соблюдены. Более того, Туркменбаши публично высказался против идеи
введения пожизненного президентства, с которой выступил Народный
Совет республики. Он заявил, что не в праве нарушать существующий
закон и предложил дождаться окончания срока своих полномочий в 2002
году.30
Имя Туркменбаши (глава туркмен) присвоено С.Ниязову официально
постановлением Меджлиса. Ему присвоена ученая степень доктора
политических и экономических наук, звание академика Академии наук
Туркменистана. Ниязов удостоен почетных званий ряда зарубежных
академий и университетов за разработку концепции государственной
независимости.
URL: https://lenta.ru/lib/14160039/full/ ( дата обращения: 10.04.2016 20:42)
URL : http://www.peoples.ru/state/king/turkmenistan/saparmurad_niyazov/ (дата обращения 10.04.2016
04:21)
29
30
47
Туркменбаши - первый обладатель высшей награды своего
государства - звания Герой Туркменистана и золотой медали "Алтын Ай"
("Золотая луна"). В 1995 году "за выдающийся вклад в реализацию идеи о
постоянном нейтралитете Туркменистана" ему вторично присвоено звание
Герой Туркменистана и золотая медаль "Алтын Ай". В 1994 году он же
основал движение национального возрождения "Галкыныш".
Утром 21 декабря 2006 года британский телеканал BBC News со
ссылкой на государственное телевидение Туркмении сообщил, что
накануне ночью Ниязов скончался от внезапной остановки сердца. 31
Мечеть Туркменбаши Рухы – это сакральный памятник Кипчак,
названный в честь Сапармурата Туркменбаши. Кипчак – это
специфическая концепция, которая объединяет в себе духовную и
географическую принадлежность этому священному месту, где погребена
семья первого президента Туркменистана. Там похоронены родители и
братья Сапармурата Ниязова.
Общая площадь мечети охватывает около 18 000 м2. Здание
построено из белого мрамора, высотой в пятьдесят пять метров. У четырех
углов мечети Туркменбаши возвышаются минареты, простирающиеся
ввысь на девяносто один метр каждый. Четыре минарета символизируют
независимость государства, которое Туркменистан приобрел в 1991 году.
Купола минаретов позолочены, а на самих минаретах золотыми буквами
выложены надписи, прославляющие туркменский народ.
Мечеть Туркменбаши настолько высока, что бросается в глаза с
высоты птичьего полета. Она признана самой крупной мечетью в мире с
одним куполом, а также самой большой во всей Центральной Азии. Купол
31
URL: https://lenta.ru/lib/14160039/full/ ( дата обращения: 10.04.2016 21:22)
48
мечети выполнен из позолоты. Мечеть построена в форме восьмигранника,
на каждой из граней которого расположен вход в храм.
32
Вид мечети начинается со стен Старой Нисы – святилища
парфянских царей, скрытого вековой пылью. У самого входа в мечеть
простираются ворота в виде арки, выполненные из белого мрамора, возле
которых построены фонтаны. Далее взору выпадает резная дверь,
сделанная из дерева марокканского ореха. Вся дверь покрыта
восьмигранниками - символом государственного герба Туркменистана.
На каждом куполе мечети
Туркменбаши присутствует полумесяц,
который использовался в качестве символа еще у карфагенов.
Вид изнутри уникален каждым своим элементом. Вся архитектура
здания выполнена в желто-золотых тонах. Пол из белого мрамора,
беломраморные колонны и огромный позолоченный купол придают
зданию величественный вид. В пространстве между куполом и колоннами
построено множество небольших окон с узорчатыми стеклами, а над ними
32
URL: http://photo-discovery.livejournal.com/4098351.html (дата обращения 5.05.2016 22:12)
49
в свою очередь выгравированы цитаты из книги первого президента
Туркменистана «Рухнама».
33
Над каждой колонной висит большая хрустальная люстра с золотой
основой. Мраморный пол тоже сделан в виде узора – в виде
восьмигранника. Изнутри каждая из восьми дверей сопровождена аркой с
надписями, прославляющими книгу Рухнама, а между дверьми построены
высокие окна с узорами в виде восьмиугольной звезды. На куполе мечети
также cияет огромный восьмигранник. Внутри здания есть два этажа. В
общей сложности мечеть может вместить до 10 000 человек: 7 000 мужчин
на 1 этаже и 3 000 женщин – на втором. Также на стенах мечети
присутствуют записи на арабском языке из Корана.34
Особое внимание уделено эстетическому аспекту проекта, что
обеспечивает полную гармонию между архитектурой фасадов и дизайном
интерьера, а также сочетают красоту и оригинальность каждой детали.
URL: http://photo-discovery.livejournal.com/4098351.html (дата обращения 5.05.2016 23:15)
1.
Turkmenistanyng ilkinji Prezidentining Gypjakdaky Ruhy metjidi. Изд-во:Türkmen döwlet neşirýat
gullugy,Ashgabat, 2007
33
34
50
Снаружи возле каждой арки разбиты фонтаны, вдоль всей площади
развеваются туркменские государственные флаги.
Такое изобилие желто-золотых тонов и позолоты является символом
XXI века, названного Золотым веком туркмен. Специально для этого
здания была сделана золотая отделка.
Схема плана мечети сделана в виде октаэдра. Эта фигура была
выбрана далеко неслучайно. Мечеть Туркменбаши обрела точно такую же
форму, как и сакральный исламский памятник Куббат ас-Сахра, также
известный как Купол скалы, который был построен при возникновении
ислама в Иерусалиме, где пророк Ибрагим был готов принести в жертву
Аллаху собственного сына Исмаила. В древние времена это было местом
престола Сулеймана, и отсюда на вершине скалы пророк Мохаммед
совершил мирадж – он вознесся в небо и представил себя Аллаху, он
увидел ад и рай перед возвращением в Мекку. Купол скалы был построен
спустя 65 лет.
Октаэдр мечети Туркменбаши Рухы окружен монументальной
оградой, состоящей из четырех минаретов и пяти террас, расположенных
противоположно восьми входам в молитвенную комнату. Все минареты и
террасы взаимосвязаны декоративными колоннадами, у подножия которых
по каскаду стекает вода, наполняющая большие бассейны, украшенные
фонтанами.35
1.
Turkmenistanyng ilkinji Prezidentining Gypjakdaky Ruhy metjidi. Изд-во:Türkmen döwlet neşirýat
gullugy,Ashgabat, 2007 С.102
35
51
Мечеть Туркменбаши находит свое отражение в другом шедевре
исламского искусства – Тадж-Махал в Индии, построенный императором
Шах Джаханом, преемником известного Байрам Хана. По обычаям
главный фасад мечети и центральный вход с террасой ориентированы на
Каабу – главный объект почитания в Исламе, расположенный в центре
мечети Аль-Харам в Саудовской Аравии.
Мечеть гораздо больше, чем древняя мечеть Геок-Тепе. Новая мечеть
изысканна в своих украшениях и отделке, а также хранилище картин. Все
основные материалы (в частности, мрамор) были импортированы из
Италии и Испании. Огромный блестящий золотой купол покрывает
центральное пространство. В мечети предоставлены все условия для
верующих. Мощная система вентиляции регулирует температуру в
молитвенной комнате, а в зимний период включается система подогрева
пола. Молитвенная комната покрыта огромным ковром, площадью 215
квадратных метров, на котором изображена восьмиконечная звезда Огузхана. Ковер соткан туркменскими ковровщицами. Два симметричных
здания расположены по обе стороны от мечети. В первом здании находится
духовная библиотека и офисы муфтия, лидера туркменских мусульман. В
то время как во втором здании расположены апартаменты президента
Сапармурата Туркменбаши и VIP-зал, который используется для
36
URL: http://photo-discovery.livejournal.com/4098351.html (дата обращения 5.05.2016 21:12)
52
проведения приемов важных гостей. Эпохальная мебель, сделанная из
ценных пород дерева, в сочетании с яркими красками туркменских ковров
создают официальную, но в тоже время уютную атмосферу. Чтобы была
возможность организовывать ритуальные мероприятия для 5 000 человек,
было также построено большое здание, предназначенное для приюта
паломников.37
Церемония поминовения - Садака - является подготовленным
надлежащим образом праздником для всех собравшихся ради такого
случая. Для этого и построен комплекс с кухнями, комнатами для
обслуживания, холодильниками и даже специальное место для ритуального
забоя животных.
За этими невысокими мраморными столами могут уместиться все
паломники. На кухне находится большое количество тамдыров – печей.
Эти тамдыры современные, они выложены из камня, облицованы плиткой
и работают на газу.
Turkmenistanyng ilkinji Prezidentining Gypjakdaky Ruhy metjidi. Изд-во:Türkmen döwlet
neşirýat gullugy, 2007 с. 28
37
53
38
Для соблюдения религиозной части церемонии поминовения, в
боковом здании были установлены специальные зоны для совершения
омовения.
Рядом с мечетью построен мавзолей Туркменбаши. Здесь похоронен
первый президент Туркменистана со своей семьей. В здании два уровня.
Входящий с улицы сразу попадает на верхний уровень, с высоты которого
можно осмотреть могилы Ниязова и его родных. На рисунке ниже справа
находится могила отца (сверху) и могила матери (снизу) Туркменбаши.
Слева на рисунке изображены могилы братьев Ниязова. Мать и братья
первого президента Туркменистана погибли во время ашхабадского
URL: http://photo-discovery.livejournal.com/4098351.html ( дата обращения 10.04.2016
21:10)
38
54
землетрясения, а отец ушел на фронт в 1942 году и погиб в бою за Кавказ.
Могила Сапармурата Туркменбаши находится по центру.39
40
Могилы первого президента Туркменистана и его семьи сделаны из
черного мрамора, в центре каждой могилы изображена золотая
восьмигранная звезда, под ней написаны имена погибших и даты смерти.
По краям изображены золотые колосья пшеницы – символ плодородия
туркменской земли. Могила Туркменбаши находится в центре на
постаменте в виде восьмиугольника из белого мрамора, который в свою
очередь обрамлен мраморным восьмиугольником черного цвета. Стены в
мавзолее также сделаны в черно-белых тонах, на каждой стене установлен
факел с позолоченным основанием, а на стенах написана краткая
биография каждого члена семьи. Между могилами, расположенными
сверху на рисунке, стоит ляух – восточная подставка для книг – сделанная
из редкой породы мускатного дерева на которой ней лежит Коран.
Turkmenistanyng ilkinji Prezidentining Gypjakdaky Ruhy metjidi. Изд-во:Türkmen döwlet
neşirýat gullugy,Ashgabat, 2007 с. 32
39
40
URL: http://photo-discovery.livejournal.com/4098351.html (дата обращения 5.05.2016 23:27)
55
Внутри мавзолея стоит монумент, у подножия которого часто лежат
венки и букеты цветов, которые приносят посетители мечети. История
создания мечети началась именно с этого монумента, который носит имя
Гурбансолтан Эдже – матери первого президента Туркменистана.
Открытие монумента пришлось на 6 октября 1997 года - день
поминовения - и расположен недалеко от старого кладбища, где
похоронены жители села Кипчак, погибшие во время землетрясения в 1948
году.41
Такой же памятник, но размером больше, установлен снаружи
мавзолея. На центральную часть мемориала приходится установка
статуэтки, изображающей женщину, которая пытается спасти своих детей,
удерживая стену, которая обрушивается на них. Эта идея была воссоздана
для того, чтобы показать весь ужас трагедии через подвиг матери. У
подножия памятника выстроена лестница из бледно-серого мрамора,
1.
Turkmenistanyng ilkinji Prezidentining Gypjakdaky Ruhy metjidi. Изд-во:Türkmen döwlet neşirýat
gullugy,Ashgabat, 2007
41
56
которая ведет к самому монументу. По обе стороны мемориала стоят
статуи, символизирующие женщин, которые ведут к постаменту, на
котором и построена скульптурная композиция. Композиция сделана из
темно-красного гранита. Этот цвет полностью гармонирует с черным
цветом земного шара, на котором установлен монумент, вдоль которого
струится серая полоса лестницы. Правильно использование в сочетании
цветов Мемориального комплекса обеспечивает его экспрессивность и не
отвлекает внимание зрителя несущественными деталями.
Скульптура, изображающая женщину, спасающую своих детей,
выполнена в бронзе.
Недалеко от монумента расположен памятник Атамурату Ниязову –
отцу Туркменбаши. Памятник выполнен из бронзы, он стоит на
беломраморном постаменте, от которого спускает вниз лестница из белого
мрамора.
В соответствии с общей схемой, разработанной Сапармуратом
Туркменбаши, пустыня, окружающая мечеть, со временем, сменилась
57
растительностью, оазисом красоты и процветания. Двадцать пять гектаров
из тридцати шести общего участка мечети занимает парк, в котором растут
десятки тысяч растений, деревьев, кустарников и экзотических цветов.
Заключение
В целом, можно сказать, что основные формы мусульманской
средневековой культовой архитектуры Ближнего Востока и Средней Азии
в большинстве случаев имеют в своих истоках старые, доисламские
традиционные черты, без которых трудно было бы представить
закономерного развития местной культовой архитектуры.
В заключение можно сказать, что ислам коренным образом изменил
образ жизни, как арабских племен, так и всех тех народов, которые
приняли эту религию. В результате внедрения ислама многие народы
расстались со своими нравами и обычаями и приняли все новое вместе с
молодой религией.
Новая религия способствовала утверждению новых культовых
построек, одним из которых являлся мавзолей. В исламском мире мавзолеи
почитаются как священные места и количество их намного больше, нежели
каких-либо других общественных зданий.
58
С образованием мусульманских государств в завоеванных странах
широко распространяется арабский язык и письменность, развиваются
большие экономические и культурные связи, чего не наблюдалось до этого.
Белее того, происходят взаимовлияния культур, которые в дальнейшем
образуют единую мусульманскую культуру.
1)
В ре зульт ате работы выявлен ряд о собенно стей
возникновения и развития архитектуры мавзолеев на
территории Средней Азии и Ближнего Востока, начиная с X
века.
2)
Выявлены тенденции и закономерности образования и
формирования пространственной структуры традиционного
мавзолея и
его важнейшие смыслообразующие
архитектурные формы.
3)
Определена роль влияний и взаимодействие
различных
культур на сложение памятников архитектуры. (Например:
традиционное, иранское, четырехстолпное, купольно сакральное здание – «чахор-так»)
4)
Выявлены характерные черты местных традиций, которые
использовались при декоре памятников архитектуры.
Д ет ально е рассмот рение проце сс а развития важнейших
архитектурных форм
мавзолеев:
-от простой архитектурной постройки к более сложной в плане
конструкции и орнаментальное декорирование её поверхности; декор
сооружений является не только элементом украшательства, но несет и
функциональную нагрузку, все его части как бы дополняют друг друга.
Мусульманский художник или зодчий ничего не делает ради чистого
59
украшательства, он стремится решить поставленную перед ним задачу, и
делает это красиво, со вкусом. Зодчий или художник руководствуется в
своем творчестве как желанием использовать элементы украшения
(декора), чтобы сделать здание красивым, так и намерением придать ему
достойный облик и соблюсти пропорциональность и соразмерность форм,
то е с т ь в о с п р о и з в е с т и то , ч то м ы н а бл юд а е м в п р и р од е .
Иллюстрации:
1. Рис.1. Куббат ас- Сулабийя в Самарре. Ирак. 860-е реконструкция. Стародуб - Еникеева Т.
Сокровища исламской архитектуры. Москва. 2004
2. Рис.2
Ку п ол
скалы.
687691/692.
И е р у с а л и м . URL:
http://www.tourister.ru/world/asia/israel/city/jerusalem/temples/ 1 4 1 3 2 (дат а обращения:
10.05.2015 18:05)
3. Рис.3. Мавзолей Саманидов. IX-X в. Бухара. Автор фотографии Малозёмова Е. И.
4. Р и с . 4 . М а в з о л е й и л - А р с л а н а . В и д с В о с т о к а . XII в . Ку н я у р г е н ч .
URL:http://www.advantour.com/turkmenistan/dashoguz/il-arslan.htm
(д а т а о б р а щ е н и я :
17.04.2015, 12:38)
5. Рис.5. Мавзолея ил-Арслана. План. Köneürgenç- binagar ussalaryň şäheri. Üsti yetirlen ikinji
neşir.-A.: Изд-во Türkmen döwlet neşirýat gullugy, 2011. Стр. 48
6. Рис.6. Разрез Мавзолея ил-Арслана. Köneürgenç- binagar ussalaryň şäheri. Üsti yetirlen ikinji
neşir.-A.: Изд-во Türkmen döwlet neşirýat gullugy, 2011. Стр. 51
7. Рис.7. Мавзолей ил-Арслана. Купол внутри. Köneürgenç- binagar ussalaryň şäheri. Üsti yetirlen
ikinji neşir.-A.: Изд-во Türkmen döwlet neşirýat gullugy, 2011. Стр. 53
8. Рис.8. Мавзолей Текеша. XII в.Куняургенч. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/42338
9. Рис.9 и 10. План и разрез Мавзолея Текеша. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/42338
(дата обращения: 17.04.2015, 20:43)
10. Рис.11. Внутри Мавзолея Текеша. Köneürgenç- binagar ussalaryň şäheri. Üsti yetirlen ikinji
neşir.-A.: Изд-во Türkmen döwlet neşirýat gullugy, 2011. Стр. 62
11. Рис.12. Мавзолей Наджм ад-дина Кубра напротив мавзолея Султана Али. IV в. Куняургенч.
URL: http://www.turkmenistan.gov.tm/?id=3159 (дата обращения: 21.04.2015, 22:02)
12. Рис. 13. План мавзолея Наджм ад- Дина Кубра. Куняургенч. Köneürgenç- binagar ussalaryň
şäheri. Üsti yetirlen ikinji neşir.-A.: Изд-во Türkmen döwlet neşirýat gullugy, 2011. Стр. 69
13. Рис.14. Мавзолей Наджм ад-дина Кубра. URL: http://www.turkmenistan.gov.tm/?id=3159
(дата обращения: 01.05.2015, 04:05)
60
14. Рис.15. Вход в Мавзолей Наджм ад-дина Кубра. Köneürgenç- binagar ussalaryň şäheri. Üsti
yetirlen ikinji neşir.-A.: Изд-во Türkmen döwlet neşirýat gullugy, 2011. Стр.45
15. Р и с . 1 6 . М а в з ол е й Н а д ж м а д - д и н а Куб р а . Н а д г р о б и е . URL:
http://www.xn--
h1aekdm.uz/mavzolej_nadzhmeddina/165760 (дата обращения: 04.05.2015, 13:09)
16. Рис.17. М а в з о л е й С у л т а н – А л и . XIV- XVI в в . Кун я урге н ч .
URL:
https://www.google.ru/search?q=тюрабек+ханым&neww.. (дата обращения 02.04.2015, 19:21)
17. Рис.18. План Мавзолея Султан – Али. Köneürgenç- binagar ussalaryň şäheri. Üsti yetirlen ikinji
neşir.-A.: Изд-во Türkmen döwlet neşirýat gullugy, 2011. С. 41.
18. Р и с . 1 9 . М а в з о л е й Т ю р а б е к - Х а н ы м . XIVв . К у н я у р г е н ч .
URL:
http://samlib.ru/d/dolgaja_g_a/turkmenistan7.shtml (дата обращения 02.04.2015, 23:32)
19. Рис.20. План Мавзолея Тюрабек-Ханым. Köneürgenç - binagar ussalaryň şäheri. Üsti
yetirlen ikinji neşir.-A.: Изд-во Türkmen döwlet neşirýat gullugy, 2011. С. 52.
20. Ри с . 2 1
и
2 2 . М а в з о л е й Т ю р а б е к - Х а н ы м в н у т р и . URL:
http://givetour.ru/countries/turkmenistan/sights (дата обращения 02.04.2015, 23:45)
21. Рис. 23 и 24. Фрагменты наружной декорации мавзолея Тюрабек Ханым. Köneürgençbinagar ussalaryň şäheri. Üsti yetirlen ikinji neşir.-A.: Изд-во Türkmen döwlet neşirýat gullugy,
2011. С. 55.
Список использованной литературы:
1. Бородина И.Ф. Архитектура Средней Азии конца XIV-XV в. // ВИА.
Т. VIII.
2. Бренд Б. Искусство ислама. // Архитектура в Иране и странах
Средней Азии. Москва: «Изд-во Фаир», 2008.
61
3. Веймарн Б.В. Искусство арабских стран и Ирана VII-XVII веков. -М.:
Искусство, 1974.
4. Воронина В.Л. Архитектура арабских стран // ВИА. Т. VIII. - С. 15109.
5. Воронина B.JI. Архитектура средневекового Ирана // ВИА. Т. VIII.-С.
144-182.
6. Шукуров Ш.М. Образ храма М.:Прогресс-Традиция, 2002. - 496 с.
7. Очерки истории распространения исламской цивилизации.// Первые
мавзолеи. Изд-во РОССПЭН. 2002.
8. Пугаченкова Г. А. Пути р а з в и т и я а р х и т е к т у р ы ю ж н о г о
Туркменистана поры рабовладения и феодализма. Изд-во Академии
наук СССР, Москва, 1958.
9. Пугаченкова Г. А. Искусство Туркменистана. Изд-во: «Искусство»,
Москва, 1967.
10.Стародуб- Еникеева Т. Сокровища исламской архитектуры. Москва:
Белый дом, 2004.
11.Стародуб Т. Х.
Эволюция типов средневековой исламской
архитектуры. [Текст]: дис. д-ра искусствоведения: Москва, 2006
12.Сухоруков С. А. Архитектура стран ислама. Традиции и новации.
Санкт- Петербург: Алетейя, 2014.
13.Якубовский А.Ю. Развалины Ургенча. Л., 1930
14.Köneürgenç- binagar ussalaryň şäheri. Üsti yetirlen ikinji neşir.-A.: Изд-во
Türkmen döwlet neşirýat gullugy, 2011
15.Richard Ettinghausen and Oleg Grabar. The Art and Architecture of
Islam.Yale University press.
16.Turkmenistanyng ilkinji Prezidentining Gypjakdaky Ruhy metjidi. Издво:Türkmen döwlet neşirýat gullugy,Ashgabat, 2007
Интернет-источники:
1. URL: http://archnet.org/resources
62
2. URL:http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/izobrazitelnoe_iskusstvo
/ISLAMSKAYA_MUSULMANSKAYA_ARHITEKTURA.html?page=0,4#part-2
3. URL: http://www.turkmenistan.gov.tm/?id=3159
4. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/42338
5. URL: http://www.intellectbooks.co.uk/journals/view-Journal,id=204/
6. URL: http://archnet.org/sites/3828
7. URL: http://ogurcova-online.com/bookpages/musul-manskaia-arkhitiektura
8. URL: http://www.islam.ru/content/kultura/9175
9. URL: http://jj-tours.ru/articles/UAE/uae-pi-mosque.html
10. URL: http://newpix.ru/mechet-shejxa-zajda-sheikh-zayed-mosque
11. URL: http://archnet.org/collections/9
12. URL: http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Islam/Grun/index.php
13. URL: http://photo-discovery.livejournal.com/4098351.html
14. URL: http://archnet.org/timelines/48/period/Umayyad/year/709
15. URL:http://islamreview.ru/culture/vydausaasa-arhitektura-vdohnovlennaaislamom/
ГЛОССАРИЙ
АЙВАН (араб., перс.) - зал без передней стены, перекрытый сводом или потолком на
колоннах или столбах.
АНФИЛАДА (от франц.- ряд) – композиция смежных помещений, дверные или
арочные проемы которых расположены на одной оси.
АРАБЕСКА (от франц. – арабский) – общее европейское название различных видов
исламского орнамента, построенного на геометрической сетке по принципу
бесконечного развития, повтора, симметрии и подобия одного или нескольких мотивов.
БАРАБАН – в архитектуре купольных сооружений цилиндрическое или многогранное
основание (шея) купола, нередко с окнами.
ГАНЧ (тюрк. – гипс) – в архитектуре Средней Азии белый вяжущий материал,
получаемый обжигом породы, содержащий гипс.
63
ГИРИХ (перс. - узел) – внешне сложный геометрический орнамент с одним или
множеством центров, построенный на прямо- и косоугольной и сетке и составленный
из стилизованных в геометрические фигуры надписей религиозного содержания.
ГУМБАД, гомбед, (перс. – купол, свод); гумбез (туркм.) - мавзолей в форме круглой
или многогранной в плане башни, нередко укрепленной контрфорсами ( в форме
трехгранных выступов или сомкнутых полуколонн) увенчанной коническим шатром
или полусферическим куполом.
ГУРХАНА (перс.- усыпальница) – перекрытое сводом
одним или несколькими надгробиями и склепом под ним.
или куполом помещение с
ЗИЯРАТ (араб., перс. – посещение) – паломничество к святым могилам, совершаемое в
соответствии с установленным обрядом.
ЗИЯРАТХАНА (перс. – помещение для зийарата ) - в Иране и Средней Азии
помещение в мавзолее или здание в мемориально-культовом комплексе,
предназначенное для поминальных молений.
КЕНОТАФ (греч. – пустая могила) – ложное захоронение, над которым возведен
памятник или гробница. В исламском мавзолее – пустой саркофаг, установленный
рядом с надгробием или над склепом.
КУББА (араб. – купол) – мусульманское мемориально-культовое сооружение ;
купольная или шатровая однокамерная гробница.
КУПОЛ (от лат. – бочечка) - покрытие сооружений, имеющее полусферическую,
коническую, шлемовидную или иную форму.
КУФИ (араб.) – общее название группы ранних арабских почерков, а также почерков, а
также почерк геометрического характера.
МУКАРНАС (араб. – украшенный лепным карнизом; от греч. слова, переводимого как
ячеистая крыша) – в арабской архитектуре название ячеистых декоративных
конструкций куполом, сводов, карнизов, более известных как сталактиты.
ПЕШТАК (перс. – передняя арка) – в средневековой архитектуре Среднего Востока
парадный
портал общественных
и культовых зданий в виде монументальной
вертикальной рамы, включающей сводчатый айван со входом в глубине.
ПИЛОН (греч. – ворота) – массивный устой, поддерживающий перекрытие входного
проема и глухая башня при парадном входе или въезде.
ПОРТАЛ (от лат.- вход, ворота ) – оформленный аркой или сводом парадный вход в
здание.
64
РОТОНДА (от лат. куполом.
круглый) – круглое в плане сооружение, обычно перекрытое
САРКОФАГ (греч. – пожиратель плоти) – гроб, погребальный ящик, из глины, дерева,
камня или другого материала, иногда богато оформленный росписью или скульптурной
резьбой.
СТАЛАКТИТЫ ( от греч. – натекший по капле) – принятое в европейских языках
название усложненной формы мукарнас. Декоративная конструкция нависающих один
над другим рядов гипсовых, деревянных или керамических призматических фигур,
обычно полых, с нишеобразным вырезом. Сталактиты напоминают разрезанные
пчелиные соты или известковую накипь в пещерах; нередко украшены росписью,
рельефом, керамической или зеркальной мозаикой.
СТУК (от нем.) – строительный и декоративный материал из обожженного природного
гипса или алебастра, используемый для формовки или отливки архитектурных деталей,
панно, панелей с последующей обработки поверхности резьбой или росписью.
Применялся с древности также для стенной штукатурки.
ХАНАКА (перс.), ханка (араб.) – мусульманское культовое здание, связанное с
суфизмом и религиозным подвижничеством; обитель суфиев, странноприимный дом.
Обычно включает просторный купольный зал или крытый двор для коллективного
совершения зикра и монументальный портал с большим айваном.
65
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв