Сохрани и опубликуйсвоё исследование
О проекте | Cоглашение | Партнёры
магистерская диссертация по направлению подготовки : 07.04.01 - Архитектура
Источник: Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Дальневосточный федеральный университет»
Комментировать 0
Рецензировать 0
Скачать - 10,6 МБ
Enter the password to open this PDF file:
-
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ.................................................................................................... 6 ГЛАВА 1. РАЗРАБОТКА КАТЕГОРИЙ ДЛЯ ИНТЕРПРЕТАЦИИ СЮЖЕТА В АРХИТЕКТУРЕ.............................................................................. 10 1.1 Аллюзии ................................................................................................. 12 1.2 Сценография .......................................................................................... 17 ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1. ............................................................................ 27 ГЛАВА 2. ПРОСТРАНСТВЕНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СЦЕНАРНОЙ СХЕМЫ АРХИТЕКТУРНО ЛАНДШАФТНОГО КОМПЛЕКСА НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ «КИТЕЖ-ГРАД» .......................................... 28 2.1 Пустынь (Лес) ........................................................................................ 35 2.2 Китеж малый (Град деревянный) ........................................................ 40 2.3 Китеж Великий (Град каменный) ........................................................ 45 ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 ............................................................................. 52 ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ПРОЕКТА АРХИТЕКТУРНО-ЛАНДШАФТНОГО КОМПЛЕКСА НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ «КИТЕЖ-ГРАД» ............................................................................. 53 3.1 Входная (предпарковая) зона............................................................... 54 3.2 Тематическая (парковая) зона ............................................................. 55 ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 3 ............................................................................. 69 ЗАКЛЮЧЕНИЕ ........................................................................................... 70 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ .......................................................................... 73 2
АННОТАЦИЯ Выпускной квалификационной работы студента группы М-3218 кафедры Архитектуры и градостроительства Инженерной школы ДВФУ Римского Валерия Игоревича «Архитектурно-ландшафтный комплекс национальной культуры Китеж-град». Научные руководители: профессор кафедры архитектуры и градостроительства Инженерной школы ДВФУ Бабенко Алексей Геннадьевич, доцент кафедры архитектуры и градостроительства Инженерной школы ДВФУ Гаврилов Алексей Геннадьевич. Актуальность исследования. Тема исследования посвящена вопросу интерпретации национального мифа «Китеж-Град» в архитектуре, в региональных условиях Приморского края. Приморский край – территория, освоенная Российским государством в середине 19-го века, и по отношению к большинству остальных регионов страны являющаяся относительно «молодой». В большей степени в силу этого факта облик местного культурного ландшафта недостаточно богат мотивами, отсылающих нас к истокам национальной истории и культуры. Это обстоятельство, демографического в условиях давления политического, сопредельных стран экономического, может и являться предпосылкой для целенаправленного формирования национального облика этой территории. Если учесть, что Приморский край – это регион, отдаленный от исторического ядра российских земель, закономерно могут возникнуть следующие вопросы. А так-ли необходимо воспроизводить здесь нечто напоминающее нам о исконно-русском культурном ландшафте? И вообще, уместно ли это в отрогах хребта Сихотэ-Алинь? Вопросы эти не имеют однозначного ответа. Взгляд, лежащий в предпосылке создания данной работы, заключается в том, что воспроизведение национальных мотивов 3
русской культуры в Приморском крае может быть обосновано и уместно. Это соображение подкреплено тем, что территория Приморского края, являющаяся «Воротами в Азию» с одной стороны и, что еще более важно, «Воротами в Европу» – с другой, должна иметь облик, подчеркивающий свою национальную идентичность. Тем самым, не лишний раз подчеркнуть свою принадлежность к государству, в котором она находится. Более того эта тенденция совпадает уже с начавшимся процессом «окультуривания», края в виде открытия филиала Мариинского театра, запланированного открытия филиалов Эрмитажа, Третьяковской галереи и Русского музея в г. Владивостоке. Общественный заказ на формирование национальной культурной среды в Приморском крае очевиден. Поэтому актуальность темы исследования заключается в восполнении дефицита мотивов национальной культуры в архитектурном контексте Приморского края и города Владивостока. Цель исследования. Разработка принципов организации общественной среды для интерпретации национального мифа «Китеж-Град» в архитектуре, в региональных условиях Приморского края. Задачами исследования: - анализ аналогов предполагаемого общественного пространства (парки развлечений, комплексы, национальные дворцы и т.д.) парки, и тематические создание парки, классификации храмовые принципов организации анализируемых объектов; - разработка принципов организации объемно - пространственной среды, основанной на интерпретации национального мифа «Китеж-Град», в региональных условиях Приморского края; - анализ сюжета мифа «Китеж-град» на возможность выражения его в архитектурно-ландшафтном комплексе 4
- разработка теоретической модели объемно - пространственной среды, основанной на интерпретации национального мифа «Китеж-Град», в региональных условиях Приморского края; - разработка экспериментального проектного предложения объемнопространственной среды, основанной на интерпретации национального мифа «Китеж-Град», в региональных условиях Приморского края. Объект исследования. Многообразие культурно-развлекательных, культурно-образовательных общественных пространств, основанных на интерпретации национального мифа. Предмет исследования. пространственные, художественные, Функциональные, семантические объемнохарактеристики проектируемого объекта. Границы исследования. В практическом плане границы исследования включают в себя многообразие видов общественных пространств, в которых реализована сюжетная составляющая культурного содержания (культурноразвлекательные, культурно-образовательные парки, храмовые, дворцовые комплексы). В теоретическом плане включает весь спектр содержания национального мифа «Китеж-Град», выраженный во всех видах искусства, а также история и типология русской культуры. Методологические исследовании будут принципы применены и анализ методы исследования. многообразия В культурно- развлекательных, культурно-образовательных общественных пространств на выявление их сценарной план-схемы, классификация сценарных план-схем на основные типы, теоретическое моделирование сценарной план-схем соответствующей условиям взятого для реализации в архитектуре мифа «Китеж-Град», экспериментальное проектирование на основе разработанной теоретической модели. 5
ВВЕДЕНИЕ Актуальность исследования. Тема исследования посвящена вопросу интерпретации национального мифа «Китеж-Град» в архитектуре, в региональных условиях Приморского края. Приморский край – территория, освоенная Российским государством в середине 19-го века, и по отношению к большинству остальных регионов страны являющаяся относительно «молодой». В большей степени в силу этого факта облик местного культурного ландшафта недостаточно богат мотивами, отсылающих нас к истокам национальной истории и культуры. Это обстоятельство, демографического в условиях давления политического, сопредельных стран экономического, может и являться предпосылкой для целенаправленного формирования национального облика этой территории. Если учесть, что Приморский край – это регион, отдаленный от исторического ядра российских земель, закономерно могут возникнуть следующие вопросы. А так-ли необходимо воспроизводить здесь нечто напоминающее нам о исконно-русском культурном ландшафте? И вообще, уместно ли это в отрогах хребта Сихотэ-Алинь? Вопросы эти не имеют однозначного ответа. Взгляд, лежащий в предпосылке создания данной работы, заключается в том, что воспроизведение национальных мотивов русской культуры в Приморском крае может быть обосновано и уместно. Это соображение подкреплено тем, что территория Приморского края, являющаяся «Воротами в Азию» с одной стороны и, что еще более важно, «Воротами в Европу» – с другой, должна иметь облик, подчеркивающий свою национальную идентичность. Тем самым, не лишний раз подчеркнуть свою принадлежность к государству, в котором она находится. Более того эта тенденция совпадает уже с начавшимся процессом «окультуривания», края в виде открытия филиала Мариинского театра, запланированного открытия 6
филиалов Эрмитажа, Третьяковской галереи и Русского музея в г. Владивостоке. Общественный заказ на формирование национальной культурной среды в Приморском крае очевиден. Поэтому актуальность темы исследования заключается в восполнении дефицита мотивов национальной культуры в архитектурном контексте Приморского края и города Владивостока. Цель исследования. Разработка принципов организации общественной среды для интерпретации национального мифа «Китеж-Град» в архитектурно-ландшафтном комплексе, в региональных условиях Приморского края. Задачами исследования: - Анализ аналогов предполагаемого общественного пространства (парки развлечений, национальные парки, тематические парки, храмовые комплексы, дворцы и т.д.). и создание классификации принципов организации анализируемых объектов. - Разработка принципов организации объемно - пространственной среды, основанной на интерпретации национального мифа «Китеж-Град», в региональных условиях Приморского края. - Разработка теоретической модели объемно - пространственной среды, основанной на интерпретации национального мифа «Китеж-Град», в региональных условиях Приморского края. - Разработка экспериментального проектного предложения объемнопространственной среды, основанной на интерпретации национального мифа «Китеж-Град», в региональных условиях Приморского края. Объект исследования. Многообразие культурно-развлекательных, культурно-образовательных общественных пространств. Предмет пространственные, исследования. художественные, Функциональные, семантические объемнохарактеристики проектируемого объекта. 7
Границы исследования. В практическом плане границы исследования включают в себя многообразие видов общественных тематических пространств (культурно-развлекательные, культурно-образовательные парки, храмовые, дворцовые комплексы). В теоретическом плане включает весь спектр содержания национального мифа «Китеж-Град», выраженный во всех видах искусства. Методологические исследовании будут принципы применены и анализ методы исследования. многообразия В культурно- развлекательных, культурно-образовательных общественных пространств на выявление их сценарной план-схемы, классификация сценарных план-схем на основные типы, теоретическое моделирование сценарной план-схем соответствующей условиям взятого для реализации в архитектуре мифа «Китеж-Град», экспериментальное проектирование на основе разработанной теоретической модели.на основе разработанной теоретической модели. Научная новизна. Научная новизна исследования заключается в том, что на его основе будут разработаны принципы проектирования и организации формы общественной среды, основанной на сюжетной схеме национального мифа «Китеж-Град» и его интерпретации в материальных формах в региональных условиях Приморского края. Практическая ценность. Практическая ценность исследования заключается в возможности использования выявленных принципов для проектирования подобного рода объектов. Краткое содержания по главам. Глава 1. Разработка категорий для интерпретации сюжета в архитектуре. В главе предлагается вариант развития тематического парка главным отличием, которого от своего аналога заключается в наличие сюжетной составляющей. Для того, чтобы понимать, как интерпретировать сюжет в архитектурно-ландшафтном комплексе, а также рационально описать этот процесс вводятся и разрабатываются категории аллюзия и 8
сценография. Категориям даются определения и на наглядных примерах демонстрируется принцип их работы. Глава 2. Пространственная организация сценарной схемы архитектурно ландшафтного комплекса национальной культуры «Китеж-град». Глава посвящена работе с участком для проектирования (выбору участка, определению границ проектирования), а также разработке функциональной и общей сценарной схем на основе которых будет разработан проект архитектурно-ландшафтного комплекса. Общая сценарная схема включает в себя схемы отдельных локаций, разработанных для того, чтобы выразить содержания сюжета о Китеж-граде в архитектурно-ландшафтном комплексе. Глава 3. Разработка экспериментального проекта архитектурно- ландшафтного комплекса национальной культуры «Китеж-град». Глава посвящена разработке экспериментального проекта архитектурно ландшафтного комплекса национальной культуры «Китеж-град» с учётом разработанных в первой главе категорий аллюзия и сценография, и разработанных во второй главе функциональной и общей сценарной схем. 9
ГЛАВА 1. РАЗРАБОТКА КАТЕГОРИЙ ДЛЯ ИНТЕРПРЕТАЦИИ СЮЖЕТА В АРХИТЕКТУРЕ Говоря о взятом за основу фольклорном сюжете «Китеж-Град», следует отметить, что его содержание с течением времени было последовательно выражено в таких видах искусств, как: поэзия, художественная проза, живопись, музыка, опера, кино и т.д. С публикации “Москвитянина” 1843 начинается волна «Китежских» очерков. В 1862 году П. Бессонов публикует в четвертом выпуске “Песен, собранных П.В. Киреевским” сам “Летописец”, а П. Мельников-Печерский в “Очерках поповщины” (1863-1867) — сопутствующий памятник начала XVIII века “Послание к отцу от сына из оного сокровенного монастыря” о том, как живут в невидимом граде. Он же первым воспел народную веру в Китеж в своей старообрядческой саге “В лесах” (1870–1874). С тех пор Китеж становится все более плодотворной художественной темой. К сюжету последствии обращаются поэты, музыканты, художники, композиторы и т.д. О Китеже пишут музыковеды, историки России, религии и литературы, фольклористы, этнографы, философы Сюжет, в процессе своего перемещения от одного вида искусств к другому, обрастал новым содержанием. Последней значимой интерпретацией Китежа была четырнадцатая опера русского композитора Николая Андреевича Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» (рис. 1) Продолжая данную последовательность интерпретаций мифологического сюжета из одного вида искусств в другой – от просто к сложному, можно прийти к выводу, что какого-либо внятного выражения сюжета в архитектуре, как, возможно, в замыкающем звене последовательности видов искусств, - не было создано, несмотря на то, что главным героем данного сюжета является Город – предмет деятельности архитектуры. 10
Рис. 1. Фрагмент оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии». Запись сделана в театре Teatro Lirico di Cagliari 04.05.2008. Для того чтобы понимать, как определённый сюжет, с определённым тематическим полем возможно интерпретировать в виде архитектурноландшафтного комплекса, необходима разработка категорий, через призму которых, во-первых, можно эту интерпретацию осуществить, во-вторых, описать, т.е. рационально выразить данный процесс. Достаточными для этой выполнения этой задачи категориями могут являться аллюзии и сценография. Аллюзии. Категория, через которую осмысляется создание объектов, обладающих коннотативными и денотативными свойствами, отображающими выбранную тематику. Сценография. Категория, через которую осмысляется отношение объектов друг к другу в пределах сюжетной линии. 11
1.1 Аллюзии Аллюзия (лат. allusio «намёк, шутка») – стилистическая фигура, содержащая указание, аналогию или намёк на некий литературный, исторический, мифологический или политический факт, закреплённый в текстовой культуре или в разговорной речи. Несмотря на то, что термин филологический, он может быть применен и осмыслен в архитектурном контексте. Под аллюзиями понимается отношение двух независимых архитектурных объектов, где один из них обладает качествами, позволяющими узнать в нём образ другого объекта. Принципиальным в данном контексте является отличие аллюзии от копии – полного повторения облика. Отличие от копии заключается в том, что копия обладает максимально схожим обликом с объектом обращения, аллюзия же в свою очередь при максимальной узнаваемости обладает максимальной непохожестью на объект, к которому она обращается. Ярким примером двух крайностей может служить римский Колизей (рис. 2) и аллюзии на него (рис. 3, 4). Рис. 2. Колизей. Рим, Италия 12
Рис. 3. Caesar Palace casino. Лас-Вегас, США Рис. 4. Дворец итальянской цивилизации. Рим, Италия В данном случае можно обнаружить, что хоть и со значительными отличиями «Колизей» Лас-Вегаса по отношению к дворцу итальянской 13
цивилизации является больше копией римского Колизея, нежели его аллюзией, т.к. в нём можно выделить больше качеств прямого подражания объекта обращения. Стоит указать, что вышеописанный пример не является эталоном, но лишь наглядной демонстрацией, проведенной между аллюзией и копией дефиниции и пример американского Колизея также может служить материалом для разработки данной категории о чём будет сказано ниже. В данной работе был проведен анализ на выявление принципов по которым могут строится аллюзии в архитектуре. В качестве объектов анализа был выбран ряд одних из самых показательных примеров использования названного принципа в архитектуре, преимущественно это архитектура казино Лас-Вегаса, т.к. локальной тенденцией оформления художественного образа казино является выбор конкретной популярной тематики, которая нередко связанна с архитектурой (египетские пирамиды, архитектурные памятники Рима, Парижа и т.д. рис. 5, 6) несмотря на свою артикуляцию и тяготению к прямому копированию рассматриваемые объекты обладают рядом значительных отличий с источником обращения. В выявлении и описании этих отличий как раз и заключается разработка принципов, по которым строятся аллюзии в архитектуре. В результате проведённого анализа были выявлены 10 принципов работы аллюзий (рис 7, 8) при необходимости которые можно классифицировать, как принципы обращения непосредственно к объекту воспроизведения, к контексту, в котором он находится и т.д. Вопрос о том является ли ряд выявленных принципов исчерпывающим намеренно оставляется открытым, т.к. целью данного анализа является указание на потенциал дальнейшей работы с обозначенной категорией. 14
Рис. 5. Luxor-casino. Лас-Вегас, США Рис. 6. Paris casino. Лас-Вегас, США 15
Рис. 7. Принципы работы аллюзий в архитектуре. Блок 1 Рис. 8. Принципы работы аллюзий в архитектуре. Блок 2 16
1.2 Сценография Сценография – вид художественного творчества, занимающийся созданием изобразительно-пластического образа спектакля, существующего в сценическом времени и пространстве. Необходимость использования категории сценография в данной работе обуславливается тем, что главной идеей проектируемого объекта является раскрытие сюжета. Рассматривать сюжет можно как последовательную смену событий, локаций в которых происходят эти события. Это повествование с конкретной начальной и финальной точкой. Таким образом категория разработка категории сценография необходима для того чтобы понять и описать как можно выразить сюжет в архитектурно- пространственной среде. Несмотря на то, что термин используется в театральном искусстве, он может быть применен и осмыслен в контексте архитектурно- пространственной среды. В названом выше определении используется ряд терминов: образ [спектакля] время [сценическое] пространство [сценическое] Заменяя спектакль, как то, к чему относится понятие образ, на архитектурно-пространственную среду или интерпретируя его в названном определении, получаем ряд различий: 1) В сценическом времени театральное повествование разворачивается по мере продолжительности нахождения зрителя на месте, однако, во времени пребывания в архитектурно-пространственной среде повествование разворачивается по мере перемещения зрителя в пространстве. 2) Сценическое пространство воспринимается в условно одной видимой плоскости. Архитектурное же – в бесконечном множестве. 17
С учетом названных нюансных различий, принцип работы остается неизменным и повествования. заключается в оформлении художественного образа А значит и термин употребим в контексте работы с архитектурно пространственной средой. В данной работе был проведен анализ на выявление принципов\приёмов по которым можно описывать и строить сценографию архитектурно-пространственной среды для выражения в ней конкретного сюжета. В результате был выявлен ряд принципов, состоящий из 6 наименований: 1.2.1 Линейная схема Линейная (рис. 9)схема является самой простой из нижеперечисленных и является прямым отрезком пути, соединяющим две точки (два объекта). Концами отрезка линейной схемы могут являться акцентные объекты, а само повествования представляет из себя путь от объекта «А» к объекту «В». Рис. 9. Линейная схема Наглядным примером использования линейной схемы является дворцово-парковый ансамбль Версаль. В рассмотренном примере (рис. 10) завершениями отрезка пути линейной схемы являются фонтан Аполлона (А) (рис. 11) и фонтан Латоны (В) (рис. 12). Рис. 10. Демонстрация линейной схемы на примере дворцово-паркового ансамбля Версаль 18
Рис. 11. Фонтан Аполлона. Версаль, Франция Рис. 12. Фонтан Латоны. Версаль, Франция 1.2.2 Линейная схема с разделением границ Двигаясь по пути усложнение схемы на том же примере дворцовопаркового комплекса Версаль можно выделить линейную схему с разделением границ (рис. 13). В контексте сценографии описанная схема нужна для разделения пути на части, которые при работе с сюжетом могут являться главами, сменой временных отрезков в пределах одной главы и т.д. 19
Рис. 13. Линейная схема с разделением границ В данном примере границами, разделяющими пространство на отдельные участки, являются ворота славы, королевские ворота и стена фасада дворца (рис 14). Несмотря на чётко выстроенную систему границ, пространство от ворот славы до входа в королевский комплекс лежит в рамках одного линейного пути. 1.2.3 Лучевая схема Лучевая схема (рис. 15) является результатом развития линейной схемы. Наглядным может служить организации площади Пьяцца-дельПополо в Риме (рис. 16). Площадь Пьяцца-дель-Пополо первая организованная трех лучевая схема, лучи которой расходятся из общей точки обозначенной акцентной доминантой – Обелиском Макото (рис. 17), каждый из которых закачивается также акцентной доминантой, пример – монумент Витториано на площади Венеции (рис. 18). В контексте работы с сюжетом описанная схема может быть использована в качестве приёма, который позволяет зрителю сделать выбор пути развития сюжетной линии. Рис. 15. N-лучевая схема 20
Рис. 14. Система границ дворцово-паркового комплекса Версаль 21
Рис. 16. План площади Пьяца дель Пополо. Рим, Италия Рис. 17. Обелиск Макото на площади Пьяца дель Пополо. Рим, Италия Рис. 18. Витториано – завершение одного из лучшей выходящих с плошади Пьяцца-дельПополо. Рим, Италия Продолжая лилию усложнения лучевой схемы, в качестве примера, но не схемы самостоятельной, можно выделить планировочное решение 22
тематического парка Диснейленд (рис. 20). Пример усложненной лучевой схемы, где расхождение лучей продолжается на завершении лучей первого порядка (рис. 19). Рис. 19. Пример усложненной лучевой схемы Рис. 20. План тематического парка Диснейленд. Анахайм, штат Калифорния, США 23
1.2.4 Дугообразная схема Дугообразная схема (рис. 21) все также представляет из себя усложнение схемы лучевой с той разницей, что длина пути может быть увеличена, а также при помощи данной схемы можно легко обеспечить зрительную изоляцию и постепенное раскрытие конечного пункта, разместив между началом пути и завершением объект загораживающий вид на конечную точку, как это изображено на рисунке дугообразной схемы (рис. 21). Рис. 21. Дугообразная схема 1.2.5 Цикличная схема Цикличная схема (рис. 22) в свою очередь является результатом усложнения схемы дугообразной. В отличие от схем предыдущий в данном случае нет разделения на начало и конец пути, для цикличной схемы достаточно одной точки, которая может являться и началом, и концом пути. Рис. 22. Цикличная схема В качестве усложнённого примера цикличной схемы можно рассмотреть планировочное решение тематического парка Эпкот (рис. 23, 24) 24
Рис. 23. Планировочная схема тематического парка Эпкот Рис. 24. План и фотографии отдельных тематических зон парка Эпкот. Бэй Лэйк, США 1.2.6 Линейно-высотная схема При добавлении третьей оси координат результат развития линейной схемы закономерно приводит к появлению схемы линейно-высотной (рис. 25). Тем самым из плоскостного формата схема рассматривается в формате объёмном. Примером линейно-высотной схемы может служить пространство зиккурата в Уре (рис. 26). 25
Рис. 25. Линейно-высотная схема Рис. 26. Изображение реконструкции зиккурата в Уре 26
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1. Результатом работы над первой главой стали: 1. Формулирование нового подхода для создания тематического парка. А именно продолжение линии его развития от парка атракционой к тематическому парку объединённой общей сюжетной линией. 2. Определение категорий необходимых для работы описанного выше подхода. Так как проектируемый объект становится сложнее своих аналогов, при его создании возникает больше сложностей, а именно сложность понимания того, как определённый сюжет, с определённым тематическим полем возможно интерпретировать в виде архитектурно-ландшафтного комплекса. Для этого необходима разработка категорий, через призму которых, во-первых, можно эту интерпретацию осуществить, во-вторых, описать, т.е. рационально выразить данный процесс. 3. Разработка описанных выше категорий: аллюзия и сценография. В первой главе была осуществлена попытка дать определение данным понятиям, обосновать их необходимость, а также описать принцип их работы и привести примеры реальных архитектурных объектов, на которых эти принципы наглядно демонстрируются. 27
ГЛАВА 2. ПРОСТРАНСТВЕНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СЦЕНАРНОЙ СХЕМЫ АРХИТЕКТУРНО ЛАНДШАФТНОГО КОМПЛЕКСА НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ «КИТЕЖГРАД» Тематический парк – объект повествующий. В случае проектируемого объекта этот тезис имеет ключевое значение. Повествовательная часть проектируемого тематического парка выражена в сказании о невидимом граде Китеже. Это последовательность раскрывающая история событий. тематику имеющая И парка, также, начало, конец, как выбранная тематический и парк конкретную история, должен быть структурирован. В нем должно быть начало – конкретное место откуда начинается путь, последовательность событий – последовательность смены мест и локаций, и конец – завершение пути. История же должна раскрываться по мере продвижения от начала пути к завершению. Ввиду этих соображений, помимо схемы функциональной, необходима разработка схемы сценарной, соответствующей сюжету тематического парка. Данная схема не может быть исчерпывающим ориентиром для проектирования, т. к. одной ей нельзя охватить все частности отдельных локаций и зон. Поэтому сценарная схема должна делиться на отдельные схемы, каждая из которых соответствует своей, отдельной зоне. Все перечисленные выше схемы не должны иметь конкретный масштаб, но отображать связи между объектами, расположенными в их границах, а также должны быть нанесены на участок проектирования в виде границ территории, которую они потенциально охватывают. В рамках работы данного семестра был выбран участок проектирования, а также разработаны схемы функциональная, общая сценарная и схемы отдельных локаций (Лес-Пустынь, Китеж Малый-Град деревянный, Китеж Великий-Град каменный) 28
Тематический парк – объект, в котором роль художественного образа играет ключевое значение. Соответственно место для реализации подобного рода объектов, его особенности, «дух» этого места должны соответствовать выбранной теме. В нашем случае выбор участка территории осуществляется в соответствии с рядом критериев. Критерии же эти в свою очередь делятся на две группы: обязательные и желательные, внутри которых можно выделить ряд критериев антропогенных и критериев природно- ландшафтных. Обязательные: Антропогенные: транспортная доступность; относительная близость населенных пунктов; свободная территория не менее 30 га. Природно-ландшафтные: наличие на территории участка нешироких водотоков (рек, ручьев); наличие на проектируемой территории обильных лесных насаждений; «закрытый» – не просматриваемый в полном объеме характер местности. Желательные: Антропогенные: наличие дополнительных «точек притяжения» (различных объектов, предназначенных для проведения досуга). Природно-ландшафтные: наличие на территории рассматриваемого и проектируемого участка водоёмов (озер, прудов); извилистый характер русла у водотоков (рек, ручьев) на участке; наличие живописных пейзажей и видов; визуальная изоляция территории от подъездной магистрали. Тематический парк – коммерческое предприятие, поэтому группа антропогенных критериев определяет условия реализации и успешного функционирования этого объекта в системе расселения юга Приморского 29
края, связанные с доступностью, наполняемостью, круглогодичностью эксплуатации. Группа критериев природно-ландшафтных исходит из предпосылок, диктуемых сюжетом о Китеж-граде, выбранного в качестве основной темы парка. Например, присутствие в критерия группе под обязательных номером 1 - – природно-ландшафтных наличие на территории рассматриваемого и проектируемого участка водотоков (рек, ручьев) объясняется тем, что в сюжете о Китеж-граде фигурируют реки (Санда, Узола, Саногда, Керженец). Их пересечение по сюжету хоть и не играет ключевой роли, в нашем же случае для построения упорядоченной, сценографической картины сценарной схемы объекта может играть роль существенную. Среди рассматриваемых вариантов размещения объекта, исходя из обозначенных выше критериев, был выбран участок в долине реки Шкотовка в месте примыкания дороги Шкотово-Партизанск к трассе ВладивостокНаходка. В непосредственной близости к выбранному месту находится Приморский Сафари-парк (что также является, дополнительным соответствием критерию 1 в группе необязательных – антропогенных) (рис. 1). За основу общей сценарной схемы было взято либретто оперы Николая Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», так как сюжет оперы конкретизировал исходный сюжет, заимствованный из различных источников, а также структурировал его в рамках оперного формата на действия и картины, тем самым сделав его удобным для работы. 30
Рис. 27. Выбор участка для проектирования 31
Рис. 28. Снимок участка проектирования № 6 Рис. 29. Снимок участка проектирования № 11 После проведенного анализа либретто оперы была выявлена последовательность смены локаций в пределах сюжета оперы (рис. 30). 32
Рис. 30. Последовательность смены локаций в пределах сюжета оперы Полученная последовательность смены локаций легла в основу общей сценарной схемы (рис. 5). Рис. 31. Общая сценарная схема На основе общей сценарной схемы был разработан план тематического зонирования. План тематического зонирования (рис. 32) представляет собой план выбранного участка, на который спроецирована общая сценарная схема в виде потенциальных границ тематических зон (Леса, Китежа Малого и Китежа Великого) После определения границ зон, участвующих в общей сценарной схеме, были определены границы парковой зоны. Тем самым это стало шагом для появления возможности создания функциональной схемы. 33
Функциональная схема (рис. 33) делится на: предпарковую (входную) и парковую (тематическую) зоны. Предпарковая зона вкючает в себя: 1. административный блок; 2. хозяйственный блок; 3. парковка (200 мест); 4. рекреационная зона. Рис. 32. План тематического зонирования После разработки общей сценарной схемы, плана тематического и функционального зонирования следует этап разработки схем каждой из локаций в отдельности. 34
Рис. 33. План функционального зонирования 2.1 Пустынь (Лес) Локация «Пустынь (Лес)» является первой в последовательности локаций разработанной общей сценарной схемы. Это то место куда посетитель попадает после входа в парковую зону. Тематическое содержание леса несет мотивы языческой истории древней Руси, так как именно этот аспект общественной и религиозной жизни был наиболее тесно связан с лесом. Отразить же в достоверности и в полноте своего содержания весь тот антураж, которым обладает данная тема не представляется возможным ввиду того факта, что многое из того, что мы могли бы знать утеряно и не изучено. Мы не имеем сохранившихся архитектурных памятников языческой культуры древней Руси. Более того, в 35
обывательском сознании отражение этих мотивов вероятно не сможет найти отклика и узнаваемости в силу вышеперечисленных фактов. Исходя из этих предпосылок, для решения вопроса о том, какое содержание должно быть отражено в локации Пустынь (Лес) в качестве центральной и единственной была выбрана тема русской народной сказки. Во-первых, русская народная сказка сохранила в следы исчезнувших форм социальной жизни Древней Руси соответствующей дохристианскому периоду. Во-вторых, русская народная сказка прямо или косвенно известна каждому жителю России, именно эта тема сможет быть узнанной и найти эмоциональный отклик у зрителя. Для осмысления темы русской сказки в пространстве принято классифицировать ее содержания на категории, каждая из которых соответствовала бы своему объекту. 2.1.1 Явления Русская народная сказка обладает набором устойчивых, в данном случае условно названных явлений. К ним относятся и выраженные в том или ином облике стихии, времена года, суточное время, загробный мир и т.д. Для выражения архитектурными средствами тех или иных вышеперечисленных явлений, согласно вышеупомянутой классификации, было принято присвоить данной категории объект «Сад». В своем архитектурном решении сад того или иного явления может быть узнан по своему облику. Для этого был составлен ряд источников для использования метафор в архитектуре, соответствующий каждому явлению в отдельности. 2.1.2 Сюжет Русская народная сказка обладает набором устойчивых сюжетов. Под сюжетом здесь понимается главный мотив той или иной сказки, который может быть выражен различными вариантами сказки. Например, сюжет 36
сказки про «Правду и Кривду» имеет 38 русских вариантов, 33 украинских и 15 белорусских. Эти сюжеты, как правило, имеют скрытый дидактический характер, несут в себе некую народную мудрость. Лучшим архитектурным средством для изображения дидактических посылов является скульптура. Поэтому согласно вышеупомянутой классификации, было принято присвоить категории сюжетов объект «Скульптурная группа» Для пространственной и смысловой организации объектов по отношению друг к другу была составлена схема локации Пустынь (Лес). На схеме изображены связи между объектами, а также их возможное пересечение друг с другом (рис. 34) 37
38
Рис. 34. Пространственная схема тематической локации Пустынь (Лес). 39
2.2 Китеж малый (Град деревянный) Локация «Китеж Малый (град деревянный)» является второй в последовательности локаций разработанной общей сценарной схемы. Посетитель попадает в Китеж Малый после того, как посетил и прошел Пустынь. В качестве тематического содержания Китежа Малого выступает жизнь средневекового русского города в различных ее проявлениях. К этому относится хозяйственная деятельность, различные промыслы, ремесла, общественная жизнь, выраженная в обрядово календарном творчестве, народных празднованиях, ярмарках, музыкально фольклоре, творчестве слова. Жизнь города связана с деятельностью его горожан, деятельность же горожан в свою очередь нередко связанна с архитектурой в различных ее проявлениях. Архитектурно-художественный образ проектируемого комплекса призван воспроизвести часть средневекового деревянного города с оборонительными сооружениями, с теремами и хоромами, рядовыми строениями, ремесленными и хозяйственными сооружениями, словом, со всеми многообразными элементами городской застройки. Для организации объектов, отражающих жизнь древнерусского города, на основе планировок ряда древнерусских городов (рис. 35) была разработана схема Китежа Малого (рис. 36). В схеме участвуют различные объекты градостроительной, культовой, жилой, ремесленной, хозяйственной типологии. На схеме отображены расположение объектов по отношению друг к другу и связь между ними. 40
Рис. 35. Планировки древнерусских городов X-XV в. Так как доступные нам знания о древнерусском деревянном зодчестве в силу недолговечности материала ограничены, в качестве источника обращения для создания художественного используется весь спектр русского деревянного зодчества, независимо от временного периода к которому он относится (рис. 37). В архитектурно-градостроительном решении Китежа малого предлагается, разумеется, не достоверное воссоздание древнерусского деревянного города, а возможное образное приближение к нему с использованием накопленного опыта изучения деревянного зодчества и архитектурно-художественных средств. В свойственной средневековью манере принято сочетать приемы регулярной и свободной планировки. Расположение построек и расстояния между ними должны быть как можно более разнообразными, хотя по пути следования основных пешеходных потоков везде соблюдена ширина не менее 6 м для обеспечения удобства прохода и пожарного проезда Различающиеся по степени достатка их владельцев жилые дома, амбары, торговые лавки, ремесленные мастерские. Постройки комплекса в целом должны представлять художественное, типологическое и конструктивное многообразие древнерусского деревянного зодчества. 41
42
43
Рис. 36. Пространственная схема тематической локации Китеж Малый. Рис. 37. Источник обращения для создания художественного образа Китежа Малого 44
2.3 Китеж Великий (Град каменный) Локация «Китеж Великий (град каменный)» является третьей в последовательности локаций разработанной общей сценарной схемы. Посетитель попадает в Китеж Великий после того, как посетил и прошел Китеж Малый. В качестве тематического содержания Китежа Великого выступает главный мотив сюжета сказания о невидимом Китеж-граде, а именно его «исчезновение». По сюжету сказания Китеж Великий был разорен, после чего загадочным образом исчез и отныне существует якобы только в своем идеализированном облике – облике града небесного. Опираясь на последовательность событий с ним произошедших, а именно разорение города и воплощение в идеализированном обличии, была составлена сценарно-пространственная схема данной локации (рис. 38) По ее замыслу град имеет три облика: земной, разоренный, небесный. У града есть конкретно определенное в пространстве начало – то место, откуда зритель начинает свой путь и конец, то место, куда зритель приходит в итоге. По мере прохождения, перед зрителем последовательно раскрываются все три облика града. Раскрытие его обликов в архитектурном пространстве происходит путем прохождения через условные слои, каждый из которых закрывает обзор последующего. Таким образом, предполагается, что каждый из обликов града раскрывается внезапным образом. Такой подход продиктован целью усиления драматического эффекта от «истории», которая «рассказывается» зрителю архитектурным пространством. Также, облик небесного града помимо роли финальной сцены всего сюжета, играет роль сцены вступительной. Небесный град расположен в месте доступном взору с самых начальных позиций зрителя – на выходе из зоны предпарковой и входе в зону парковую. Таким образом небесный град «встречает» зрителя в самом начале и в самом конце пути по тематическому парку. И так как в начале пути он недоступен для приближения к нему и 45
виден только с достаточно дальней дистанции, создается некая интрига, желание 46
Рис. 38. Схема Китежа Великого пройти весь путь от неизбежного начала, до интригующего конца. Именно с созданием такой дополнительной мотивации прохождения всего пути, увлеченности зрителя, связанно вышеописанное решение о расположении небесного града. Каждый из условных слоев должен обладать своим узнаваемым и отличительным обликом. Поэтому вопрос художественного решения для каждого из градов решается по-разному. Источник для решения художественного образа каждого из градов является общим. В широком смысле это культовая каменная архитектура Древней Руси, временной период строительства которой соответствует временному периоду происходящий событий, описанных в сказании о невидимом граде Китеже (приблизительно XII-XIII в.). Для земного града в качестве источника обращения для создания художественного образа выступает культовая архитектура Новгородских и Псковских земель Древней Руси. Данное решение обосновано тем, что облик культовой архитектуры вышеназванных земель наиболее близок к образу земного ограда (рис. 39). Отличительной чертой Псковского зодчества является житейский, обыденный образ храма, приближенного к человеку. Скромные уличанские храмы являлись общественными зданиями, возле них собирались на вече прихожане, в их трапезных вершились мирские дела. В каменных подклетах кончанский церквей хранились товары и порох для народного ополчения. Расчетливые, с практической сметкой, народные мастера отказываются от сложного и конструктивно не оправданных решений в пользу приземленных и прагматичных форм архитектуры. Про Новгород же можно сказать, что, начиная с 1170-х годов происходят изменения в характере культового строительства, проявляющиеся прежде всего в уменьшении размеров построек и переходе к 47
более простым четырехстолпным храмам. Рассчитанные на меньшее количество людей, объединенных территориально или по профессиональному признаку, каменные церкви, нередко заменявшие деревянные уличанские храмы, отображали более простые запросы и художественные идеалы посадского люда. От них не требовалось производить впечатление подавляющей мощи и потрясающего величия. Они служили общественными и композиционными центрами отдельных участков города. Эти небольшие, масштабные рядовой застройте четырехстолпные с тремя апсидами, храмы с позакомарными покрытиями и одной главой на барабане определяли облик здания, которое строилось зачастую всем приходом на собственные деньги. Рис. 39. Образ земного града 48
В случае града разоренного в качестве источника обращения для создания художественного образа выступает ряд метафор, применимых к облику града земного. Весь иллюстративный ряд метафор связан деструктивными, в широком смысле, качествами того или объекта, процесса, явления. Также для отражения опустошенности, безжизненности града приведена ссылка на архитектурные объекты, соответствующие этим характеристикам (Кладбище Сан-Катальдо. Модена, Италия; Сгоревший храм) (Рис. 40). Рис.40. Образ разоренного града Для небесного града в качестве источника обращения для создания художественного образа выступает культовая архитектура ВладимироСуздальского княжества, а также ряд метафор применимых к облику града небесного. Выбор в качестве источника обращения культовой архитектуры Владимиро-Суздальского княжества связан с тем, что облик данной архитектуры по отношению к облику архитектуры названных выше Новгородских и Псковских земель более «возвышенным» характером. 49
Политические амбиции Владимирских князей способности созданию более величественных форм культовой архитектуры, развитию архитектурноскульптурного декора. Владимирские храмы, украшенные роскошным резным нарядом, впечатляют своей торжественностью и царственной мощью. Ряд метафор применимых к облику небесного града представлен в виде объектов, явленний, процессов причастных к данному облику. (рис. 41). 50
Рис. 41. Образ небесного града 51
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 Результатом работы над второй главой стали: 1. Определение участка для проектирования. Для определения участка были разработаны критерии выбора, которые делятся на группы обязательных и желательных, а также на антропогенные и природные. Критерии диктуются техническими, эстетическими требованиями, а также требованиями сюжета. 2. Составление общей сценарной и функциональной схемы тематического парка. Так как сюжет не может быть рассказан от конца к началу или в любом произвольном порядке, была составлена общая сценарная схема, в которой обозначена строгая последовательность смены локаций в проектируемом комплексе в соответствии со сменой локаций в сюжете сказания о граде Китеже. Функциональная схема делит проектируемый комплекс на зону входную (предпарковую) и зону тематическую (парковую). 3. Определение потенциальных границ территории проектирования, а также границ территории функциональных и тематических зон. 4. Разработка схем каждой из отдельных тематических локаций (Лес, Китеж малый, Китеж Великий). 52
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ПРОЕКТА АРХИТЕКТУРНО-ЛАНДШАФТНОГО КОМПЛЕКСА НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ «КИТЕЖГРАД» Архитектурно-ландшафтный комплекс «Китеж-град» (рис. 42) состоит из двух зон: входной (предпарковой) и тематической (парковой). Площадь входной зоны 26220 м2, площадь тематической зоны 64120 м2, общая площадь 90340 м2. Рис. 42. Ген.план архитектурно-ландшафтного комплекса национально культуры «Китеж-граж» 53
Для территории проектируемого участка приведены следующие технико-экономические показатели (табл. 1). Таблица 1 Технико-экономические показатели № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Площадь: [м2] 641200 262200 276037 74350 46785 16140 3645 42577 903441 Площадь парковой зоны Площадь предпарковой зоны Площадь озеленения Площадь застройки Площадь пешеходных покрытий Площадь проездной части Площадь парковки Площадь водной поверхности Общая площадь 3.1 Входная (предпарковая) зона Наличие входной зоны обосновано технической необходимости. В ней расположены такие объекты, как: Административный корпус (табл. 2), хозяйственный корпус (табл. 3), парковка для персонала (15 мест), парковка для посетителей (120 мест). Входная (предпарковая) зона расположена в непосредственной близости от проезжей части (рис. 43). Рис. 43. Территория входной (предпарковой) зоны 54
Таблица 2 Состав помещений административного корпуса № Помещения: Площадь: п/п [м2] 1. Кабинет директора парка 12 2. Кабинет заместителя парка 12 3. Бухгалтерия 16 4. Зал совещаний 20 5. Главный сервер 10 6. Помещения отдыха и переодевания персонала 32 7. Сектор охраны парка 12 8. Санузлы персонала и уборочные комнаты 3*6 9. Зал приема и обслуживания посетителей 40 10. Мед. пункт 16 Итого 188 Таблица 3 № п/п 1. 1.1 1.2 1.3 1.4 2. 3. Состав помещений административного корпуса Помещения: Площадь: [м2] 4*30 Мастерские: 30 Столярная 30 Слесарная 30 Электротехническая 30 Художественная 12 Кладовая хозяйственного инвентаря 6 Санузлы персонала и уборочные комнаты 138 Итого 3.2 Тематическая (парковая) зона В основе оформления планировочного решения парковой зоны лежит форма окружности и её производные. Данное решение связанно с тем, что в своей совокупности весь путь по парковой зоне от начала и до конца представляет собой цикличное движение. Выстроена строгая последовательность смены локаций и принципиально не предполагается возможным попасть из первой локации (Пустынь) сразу в третью (Китеж Великий). Окружность – идеальная цикличная фигура, соответственно в 55
меньшем масштабе оформление отдельных частностей парковой зоны тяготеет к форме окружности тем самым подчёркивает общее решение парка. Как было обозначено выше тематическая зона архитектурно- ландшафтного комплекса Китеж-град состоит из трёх локаций: Пустынь, Китеж малый, Китеж Великий. Первой в последовательности локаций является пустынь, соответственно в неё первым делом и попадает посетитель, входящий в тематическую зону. 3.1.1 Пустынь (Лес) На входе посетителя встречает скульптурная группа «Дева Феврония в лесу» (рис. 44). Рис. 44. Скульптурная группа «Дева Феврония в лесу» Этот сюжет не соответствует оригинальному сюжету Китеж-града, но соответствует сюжету одноимённой оперы действие которой начинается с Девы Февронии (рис. 45). Рис. 45. Фрагмент оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии». 56
Запись сделана в театре Teatro Lirico di Cagliari 04.05.2008 Помимо входного пространства в парковой зоне расположен ряд скульптурных фигур прямо или косвенно отражающих сюжет сказания о Китеж-граде (рис 46). Рис. 46. Скульптурная группа «Правда и Кривда» Сад трёх царств. Тематика сада солнца, как и тематики всех остальных садов, взята из русского народного фольклора. В частности, сюжет трёх царств фигурирует в ряде русских народных сказок и связан с идеей о путешествии главного героя в загробный мир. Композиция сада выполнена в виде концентрических окружностей, стремящихся к геометрическому центру (рис.47). Рис. 47. Сад трёх царств 57
Посетитель проходит 3 условных границы, от внешнего круга к крайнему-внутреннему, 3 царства, от медного к золотому. В качестве источника обращения взята культовая архитектура русского деревянного зодчества, в частности шатровый и многоглавый ярусный тип храмов (рис. 18). Рис. 48. Успенский собор в г. Кемь, Покровская церковь Кижского погоста Границы концентрических окружностей выполнены в виде порталов, оформленных в искаженных образах отдельных частей обозначенных храмов. Конкретно взята их завершающая часть - купола. Купол храма - его венчающая часть, является символом небесной жизни, жизни в загробном мире. Купола храмов, как правило, находятся на недосягаемом для непосредственного контакта расстояния, как и опыт загробной жизни, они ему в данный момент недоступны. Приём перевернутых куполов (рис. 49) символизирует возможность доступности загробного мира, условно говоря, "переворачивается" не храм, а земля и наблюдатель "ходит" по "небу". Учитывая тезис об относительности всего по отношению ко всему, то последнее замечание не является ключевым в понимании описываемой метафоры. 58
Рис. 49. Сад трёх царств Также для выполнения ряда порталов отдельной окружности в качестве источника обращения взят элемент русской национальной одежды кокошник (рис. 50). Кокошник - женский головной убор, и описанные выше порталы символизирует женщину стоящая на входе в одно из царств, что является особо часто повторяемым сюжетом русских народных сказок, где в каждом из царств обитает женщина-страж. Рис. 3. Кокошник, как источник обращения для создания художественного образа 59
Сад солнца. Тематика сада солнца взята из русского народного фольклора. В культурной жизни Древней Руси, как и во многих других культурах, солнце играло важную роль. Сад выполнен в виде окружности, в центр которой устремлены пути, представляющие собой слабовыраженную спираль (рис. 51). В качестве главных источников обращения взяты колодец, выполненный в свойственном русскому деревянному зодчеству стиле, а также обнесенная срубом колокольня. (рис.52) Рис. 514. Сад солнца Рис. 52. Колодец и колокольня обнесенная срубом 60
В композиции имеется 5 колоколен, выставленных по принципу увеличения высоты каждой следующей. Спиральная композиция в плане плавно переходит в вертикальную спираль, тем самым усиливая выразительность эффекта. Вместо колоколов в каждой из колоколен в порядке иерархии имеются фигуры Платоновых тел: тетраэдр, октаэдр, гексаэдр, икосаэдр, додекаэдр (рис. 53). Платоновы тела в качестве символа могут иметь под собой множество интерпретаций. Все они в совокупности связаны с так называемым золотым сечением, благодаря которому, не прибегая к методу аналитических вычислений, можно вписать каждое из тех в сферу одного радиуса. Додекаэдр является самым "сложным" из Платоновых тел и помещен в центр над колодцем. А так как именно при помощи золотого сечения можно построить додекаэдр, а именно при помощи додекаэдра можно вписать все тела в одну сферу, то вся композиция в авторской интерпретации может быть понята, как солнце, вокруг которого "всё" "крутится" и без которого не может иметь жизни. Платоновы тела в различные времена также мыслились, как 4 стихии и 5 (додекаэдр), как главная из них - божественная стихия, благодаря которой всё имеет возможность существования. Ряд интерпретаций может быть нескончаем. Язык геометрии универсален для всех культур, поэтому данные фигуры могут быть достаточно органично вписаны в композицию. Додекаэдр в свою очередь расположен над колодцем, что в свою очередь символизирует явления рассветов и закатов, как опускания и поднимание фигуры додекаэдра в колодец (рис. 54) 61
Рис. 53. Платоновы тела Рис. 54.. Колодец в композиции сада Солнца Сад ночи является логическим продолжением последовательности садов рассвета и солнца. Ночь в контексте русского фольклора отождествляется с временем активности нечистых сил и представителей загробного мира. Сад выполнен в виде концентрического объёма имеющий внешний облик силуэтно схожий с обликом кургана (разновидность погребальных памятников) (рис. 55). 62
Рис. 55. Сад ночи В отличие от кургана сад ночи имеет вход во внутреннее пространство выполненный в виде русской избы. Проходя во внутренне пространство сада посетителю необходимо спуститься на уровень ниже, что символизирует нисхождение в загробный мир. Сад имеет три входа, что в контексте того, что сад является третьим в последовательности садов рассвета и дня, к каждым из которых ведут пути из сада трёх царств, является отсылкой к достаточно известному сюжету русского фольклора тридевятое царство (рис. 56). Рис. 56. Сад ночи Художественное оформление внутреннего пространства выполнено в виде расставленных по окружности часовен также символизирующий присутствие в мире загробном (рис. 57). 63
Рис. 57. Сад ночи Сад воды. Вода – универсальный символ и, как сюжет, подходит для отображения культурной жизни того или иного общества. Композиция сада выполнена в виде пересекающихся холмов, над которыми, на пути к вершине доминантного холма, расположены мосты (рис. 58). В качестве источника обращения взят ряжевый мост, проложенный через р. Кену в Архангельской области (рис. 59). Зрителю предлагается пройти по тому пути, по которому, при правильном использовании моста, человек никогда не пройдёт, а именно, под самим мостом, что также даёт возможность посмотреть на объект деревянного русского зодчества с непривычной точки зрения. В центре комопозиции расположена скульптура женщины с кувшином, что является символом истока реки - вершины, откуда текут все реки, и условные русла рек в этой копмозиции являются путями по которым идёт зритель (рис. 60). 64
Рисунок 58 Сад воды Рис.59. Ряжевый мост через р. Кену - Плесецкий район, Архангельской области Рис.60. Сад воды 65
Рис. 5. Сад воды 3.1.2 Китеж малый (Град деревянный) Помимо наличия, как части общего сюжета, функция Китежа малого заключена в изображении жизни и облика древнерусского города с вышеописанными поправками на невозможность достижения документальной точности. (рис. 61). Рисунок 61. Китеж Малый (град деревянный) Пространство Китежа малого условно делится на две части: пространство окольного града и пространство детинца (рис. 62). Такое 66
деление обусловлено планировочным решением древнерусских городов (рис. 35). Объекты Китежа малого можно условно поделить на группы, соответствующие их функциям: жилые, культовые, хозяйственные. Все объекты несут в себе в основном декоративную функцию за исключением группы хозяйственных построек, относящихся к ремеслу (рис. 62). Рис. 62. Зонирование Малого Китежа Строения, относящиеся к ремесленному типу, имеют возможность их использования по назначению или в музейно-ознакомительном качестве, например, строение кузни (рис. 63). 67
Рис. 63. Строение кузни Китеж Великий (Град каменный) Град каменный является финальной частью выстроенного в ландшафтно-архитектурном комплексе сюжета Китеж-града и «повествует» о том, что с градом в итоге случилось. Китеж Великий это в первую очередь объект ландшафтной архитектуры, в решение художественного образа которого не ставилась задача отразить облик древнерусского города. По своей форме представляет из себя плоский конусообразный массив с вписанный прудом в форме эллипса. Объект имеет трёхчастную структуру, где каждая из его частей воспринимается последовательно (т.е. после первой – вторая, после второй – третья). Три части соответствуют облику града земного, разорённого и небесного (рис. ). Наличие пруда обосновано тем, что в сюжете фигурирует озеро только в отражении которого можно наблюдать небесный град. 68
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 3 Результатом работы экспериментального над проекта третьей главой стал разработка архитектурно-ландшафтного комплекса национальной культуры «Китеж-град» в районе реки Шкотовка с учетом: 1. Разработанных в рамках работы над первой главой категорий аллюзия и сценография. Выбранный для темы сюжет обращается к конкретному временному периоду и территории, а именно к периоду феодальной раздробленности древней Руси (XII-XIII вв.). Главным героем этого сюжета является древнерусский город. Аллюзии в данном случае нужны для того чтобы, не прибегая к прямому копированию сохранившихся памятников архитектуры, отобразить облик древнерусского града, его собирательный образ. Сценография в данном случае нужна для того, чтобы линию повествования сюжета о Китеж-граде выразить в архитектурноландшафтном комплексе. 2. Разработанных в рамках работы над второй главой функциональной, общей сценарной схемы, а также отдельных сценарных схем, включённых в общую сценарную. В соответствии с функциональной схемой проектируемый парк был поделен на зоны предпарковую (входную) и парковую (тематическую). В соответствии со сценарной схемой и её частностей в виде схем отдельных локаций (лес, град деревянный, град каменный), была спроектирована вся парковая (тематическая) зона. 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Результатом работы над исследованием стали: 1. Предложение нового варианта развития тематических парков, где главным отличием от аналогов является наличие общего сюжета, объединяющего весь комплекс и разворачивающегося перед посетителем по мере его продвижения от начала архитектурно-ландшафтного комплекса к его концу. В данном случае за основу был взят сюжет национального сказания о граде Китеже. 2. Разработка категорий Аллюзия и Сценография для понимания того, каким образом сюжет о граде Китеже может быть интерпретирован в архитектурно-ландшафтном комплексе, а также для того, чтобы рационально описать этот процесс. Данным категориям даны определения и на наглядных примерах продемонстрирован принцип их работы. 3. Составление общей сценарной схемы тематического парка, в которой обозначена строгая последовательность смены локаций в проектируемом комплексе в соответствии со сменой локаций в сюжете сказания о граде Китеже. 4. С учётом общей сценарной схемы и категорий, описанных выше был разработан проект архитектурно-ландшафтного комплекса национальной культуры «Китеж-град». Стоит отметить обоснование актуальности темы «Архитектурноландшафтный комплекс национальной культуры «Китеж-град». Из названия исследования следует непосредственная связь с национальной культурой, этой связью актуальность и обосновывается. Проблема формирования национальной культурной среды особенностью расположения в Приморском Приморского края крае по обусловлена отношению к историческому ядру российских земель, а также транзитному положению в геополитическом пространстве – с одной стороны «Ворота в Азию», с другой 70
– «Ворота в Европу». Выбор тематики объекта исходит из необходимости решения геополитической задачи – формирования «парадного фасада» Тихоокеанской России и создания национального культурного ландшафта в интересах местного населения. Тем самым обосновывается актуальность создания архитектурно-ландшафтного комплекса национальной культуры «Китеж-град». Архитектурно-ландшафтный комплекс национальной культуры Китежград – объект во многих отношениях схожий с тематическим парком. Тематический парк, как тип архитектурного пространства для мировой практики является относительно новым предметом деятельности. Для отечественной практики – особенно. Опыт проектирования таких парков в странах Запада берет свое начало от с середины 50-х годов 20-го века. Одним из самых ярких примеров такого тематического парка является тематический парк Диснейленд – г. Анахайм, Калифорния, США (а также ряд его копийаналогов в Париже, Токио, Гонконге и т.д.). Парк, темой которого стал мир мультфильмов и сказок, «где интересно всем: и взрослым, и детям». Проектируемый в рамках данного исследования объект также имеет определённую тематику. В основе тематики архитектурно-ландшафтного комплекса лежит сюжет сказания о невидимом граде Китеже. Принципиальным отличием и нововведением проектируемого объекта по отношению к устоявшемуся пониманию тематического парка является наличие сюжетной составляющей. А именно если под тематический парком в данном контексте понимается обособленная территория, на которой расположен комплекс объектов, объединенных общей стилистикой и темой, то в проектируемом объекте помимо вышеперечисленного есть единый конкретный сюжет, события которого в своей последовательности разворачиваются перед посетителем по мере его продвижения от начала комплекса до его конца. Тем самым посетителю «рассказывается» определённая история, которая по замыслу использования комплекса не 71
может быть «рассказана» хаотичным, беспорядочным образом. То есть помимо общей тематики наличествует и единый сюжет. Это ключевое нововведение, которое было предложено в результате работы над исследованием Поставленная задача (посредством архитектурного пространства описать сюжет той или иной истории) для практики создания тематических парков нова. Поэтому, во-первых, для понимания, а, во-вторых, для рационального интерпретировать описания в того, каким образом архитектурно-ландшафтном сюжет комплексе, можно т.е. как повествование о чём-либо можно выразить «в камне», были разработаны категории (Аллюзии и Сценография) через призму которых можно рассматривать и понимать этот процесс. 72
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Бобринский А.А. Народные русские деревянные изделия – М.: Издательство В. Шевчук, 2014 – 264 с. 2. Ополовников А.В., Островский Г.С. Русь деревянная. Образы русского деревянного зодчества – Издательство "Детская ллитература" Москва, 1970 – 200 с. 3. Пилявский В.И., Тиц А.А., Ушаков Ю.С. История русской архитектуры – Издательство "Архитектура-С", 2003 – 512 с. 4. Бараг Л.Г., Новиков Н.В. Народные русские сказки А.Н.Афанасьева в трёх томах. Том I – Издательство "Наука" Москва, 1984 – 512 с. 5. Жабцев В.М. Русская живопись – Минск : Харвест, 2009 – 400 с. 6. Ушаков Ю.С. Ансамбль в народном зодчестве русского севера – Ленинград "Стройиздат" Ленинградское отделение, 1982 – 168 с. 7. Чарльз Дженкс. Язык архитектуры постмодернизма. – М.: Строиздат, 1985 г. - 138 с. 8. Роберт Вентури, Дениз Скотт Браун, Стивен Айзенур. Уроки ЛасВегаса: Забытый символизм архитектурной формы – М.: Strelka Press, 2015 – 212 с. 9. Пропп В.Я. Морфология волшебной сказки – Издательство «Лабиринт», 2001 – 147 с. 10. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки – Издательство «Лабиринт», 2000 – 335 с. 11. Кевин Линч. Образ города – Москва Стройиздат, 1982 – 328 с. 12. Майорова Н., Скоков Г. Шедевры русской иконописи – М. :Белый город, 2015 – 416 с. 13. Ильяна Т.В., Фомина М.С. История отечественного искусства – Москва «Юрайт», 2016 – 502 с. 14. Рэнди Брайт. Disneyland: Inside Story – Harry N Abrams, 1987 197 с. 73
15. Сайт института русской литература (Пушкинский Дом) Российской Академии наук [электронный ресурс]. URL: (дата обращения: ресурс] URL: http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=4960 18.11.2016) 16. Youtube [электронный https://www.youtube.com/watch?v=48RCln26Rtk&t=482s (дата обращения: 18.11.2016) 17. CLASSICLIVE.ORG [электронный ресурс] URL: http://classiclive.org/index.php?option=com_content&view=article&id=83:201105-04-15-00-08&catid=37:2011-05-01-13-42-34&Itemid=62 (дата обращения: 18.11.2016) 18. Wikipedia, электронная энциклопедия [электронный ресурс] URL: https://en.wikipedia.org/wiki/The_Legend_of_the_Invisible_City_of_Kitezh_and_t he_Maiden_Fevroniya (дата обращения: 18.11.2016) 74
ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение А Рис. А. Архитектурно-ландшафтный комплекс национальной культуры «Китеж-град» в г. Владивостоке
Приложение Б Рис. Б 1. Анализ аллюзий в архитектуре
0 Приложение Б Рис. Б 2. Выявление сценографических схем 1 2
2 Приложение В Рис. В 1. Работа с участком для проектирования 3 3
4 Приложение В Рис. В 2. Пустынь (Лес) 5 4
6 Приложение В Рис. В 3. Китеж малый (Град деревянный) 7 5
8 Приложение В Рис. В 4. Китеж великий (Град каменный) 9 6
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв