Аудиторный фактор дизайн-проектирования узкоспециализированных конвергентных СМИ

Актуальность данной работы обусловлена важностью изучения современных тенденций развития журналистики и медиадизайна: конвергенцией, все большей сегментацией СМИ, а также появлением новых каналов связи с аудиторией. Сегодня можно наблюдать возрастающую дифференциацию средств массовой информации с точки зрения тематической направленности. В журналистике появляются все новые и новые направления. Аудитория изданий так или иначе влияет на их внешний облик. Специализированные издания о сфере информационных технологий имеют свои особенности, в том числе и с точки зрения дизайна. Задача современной редакции подобных СМИ состоит в создании удобного и легкого для использования журнала и сайта. Данную проблему невозможно решить без учета мнения целевой аудитории. Многие издания стремятся следовать последним тенденциям в дизайне, ища новые каналы для распространения информации, делая множественные попытки редизайнов. Подобные изменения не всегда положительно влияют на внешний облик издания: иногда при переходе в электронный формат выпусков (например, в PDF), журналы теряют свою идентичность. Качество контента – безусловно, приоритетная цель СМИ, однако редакциям следует помнить и о дизайне. Необходим баланс между адекватным внешним представлением информации и ее смысловым содержанием. Несмотря на факт растущей сегментации средств массовой информации, многие специализированные издания претерпевают кризис. Лишь те журналы, которые частично или полностью перешли в интернет, сумели «выжить». Несмотря на оптимистические прогнозы относительно популярности печатной прессы, на примере рассматриваемых изданий можно наблюдать обратную ситуацию: частичный или полный отказ от бумажной версии. Объект исследования – это журналы об IT как узкоспециализированные издания. Предмет исследования – концепции и методы проектирования дизайна журналов об IT, а также практика взаимодействия редакций узкоспециализированных изданий с аудиторией. Цель исследования – определить зависимость между дизайном и аудиторией узкоспециализированных журналов о сфере IT. Задачи: • Определить особенности развития сегмента узкоспециализированных СМИ в условиях конвергенции; • изучить этапы и методы дизайн-проектирования специализированных журналов и их онлайн-версий; • выявить значение информационных и эстетических потребностей аудитории при планировании оформления и содержания узкоспециализированных изданий; • провести сравнительный анализ практики российских специализированных журналов об IT в сфере проектирования дизайна и организации обратной связи с аудиторией; • выяснить, существует ли взаимосвязь между аудиторией изданий и их внешним обликом на этапе проектирования, а также построить модель рекомендуемых действий для редакций по организации взаимодействия с аудиторией. Эмпирической базой исследования являются материалы пяти российских журналов об IT: «CNews», «Control Engineering Россия», «Хакер», «IT-Expert» и «UPgrade». Всего было изучено 125 номеров (24 номера журнала «Хакер», 12 номеров журнала «Control Engineering Russia», 6 номеров «CNews», 24 номера журнала «IT-Expert» за 2014 и 2015 годы; 59 номеров журнала «UPgrade» за 2016 год). Выборка обусловлена примерным временем последнего редизайна, который происходил в каждом из анализируемых изданий. Также в эмпирическую базу исследования входят материалы экспертного интервью, проведенного автором магистерской диссертации с главным редактором журнала «Хакер» 4 мая 2016 года. В ходе исследования применялись такие общенаучные методы, как анализ, индукция, дедукция, синтез. Для сбора эмпирического материала использовались: контент-анализ, личное формализованное интервью, классический анализ, а также сравнительный анализ. Теоретическая база состоит из научных работ в области графического дизайна и дизайна СМИ таких отечественных и зарубежных авторов, как А.А. Беляев, Е.А. Лазаревич, Я. Нильсен, И.А. Розенсон, С.В. Федорова, Ю.Г. Шаповал, L. Graham и др. Среди источников по аудитории СМИ работы таких исследователей как: Я. Н. Засурский, В.Б. Комоцкий, С.Г. Корконосенко, R. Cover. Проблемы взаимосвязи СМИ и целевой аудитории поднимали и развивали, А.В. Вырковский и М.А. Любимцева , Л.В. Кудинова, Д.А. Носаев, S. Livingstone, P.M. Napoli и др. Апробация отдельных положений магистерской диссертации прошла на конференции «Новое слово в науке и практике: гипотезы и апробация результатов исследований», в рамках которой были опубликованы тезисы к докладу «Шрифтовое оформление специализированных изданий о сфере информационных технологий» (Новое слово в науке и практике: гипотезы и апробация результатов исследований, № 22, 2016 год). Также отдельные тезисы исследования обсуждались в ходе научно-педагогической и научно-исследовательской практик в рамках учебных занятий. Структура работы: магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Новизна исследования. В настоящее время проблема учета информационных и эстетических потребностей целевой аудитории при формировании проекта дизайна узкоспециализированного издания не нашла должного отражения в специальной исследовательской литературе. Существует множество открытых вопросов, связанных с тем, на каком этапе следует выяснять мнение аудитории о дизайне конкретного издания, до или в процессе работы над ним. Кроме того, не в полной мере известно, стоит ли в вопросе оформления журнала и его сетевой версии полностью полагаться на мнение читателей, или в данном вопросе первостепенно мнение эксперта. Положения, выносимые на защиту: 1. Наблюдаемый переход от печатных СМИ к онлайн-изданиям обусловлен изменением способов восприятия информации. В связи с развитием технологий, аудитория многих специализированных изданий предпочитает получать информацию при помощи сайта или электронных номеров. 2. Совокупность журналов о сфере информационных технологий сформировалась в особый узкоспециализированный сегмент российского медиарынка. Такие издания обладают как внешними отличительными особенностями – с точки зрения дизайна, так и внутренними – с точки зрения контента. Журналы об IT ориентируются на эстетические и прагматические потребности целевой аудитории. 3. Существуют сходства и различия между анализируемыми изданиями. Среди схожих черт стоит отметить тяготение к жесткой структуре оформления материалов, стремление к упорядоченной логике подачи текстов и изображений. Среди ключевых отличий – использование цвета, акцентирование, использование контраста. 4. Иллюстрации в специализированных изданиях о сфере IT выполняют сопроводительную функцию: схемы, диаграммы, таблицы, скриншоты используются гораздо чаще, чем инфографика, и служат для дополнения текстовой информации. 5. Прослеживаются дальнейшие трансформации рассматриваемых специализированных конвергентных СМИ. Экспертное интервью подтвердило стремление редакций к поиску новых каналов связи с читателями. 6. Сформулированы рекомендации по обеспечению взаимодействия между редакцией и аудиторией специализированных изданий, включающие в себя учет мнения аудитории на этапе дизайн-проектирования издания, тестирование промежуточных макетов, а также активное использования социальных сетей для контакта с аудиторией.

Массовая коммуникация. Журналистика. Средства массовой информации
Диссертации

Вуз: Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ)

ID: 587d367c5f1be77c40d59077
UUID: d446c630-8b90-4278-b252-84b57aaf1681
Язык: Русский
Опубликовано: больше 7 лет назад
Просмотры: 90

Томаева Елизавета Владимировна

Источник: Санкт-Петербургский государственный университет


0

Комментировать 0

Рецензировать 0

Скачать - 5664557 bytes


Поделиться работой
Current View

Рецензии:

  Авторизуйтесь, чтобы добавить рецензию

- у работы пока нет рецензий -

Для лиц старше 18 лет