1
Рузанна Давидовна Аванесян
ДОУ 85, Центральный р-н, Санкт-Петербург, Россия
Ольга Андреевна Юнтунен (Румянцева)
Семейный центр «Мария», Хельсинки, Финляндия
Азбука своими руками: учимся вместе читать, слышать, говорить.
Тетрадь для домашних заданий по развитию речи и коррекции
звукопроизношения.
(методическое пособие для воспитателей, учителей, логопедов, терапевтов и
родителей)
Почему возникла эта статья?
Первая и основная причина – работа одного из авторов специальным учителем
(дословный перевод с финского «erityisopettaja») в русскоязычном детском
саду «Иделия» в Хельсинки. Тогда в очередной раз мы убедились в
актуальности разработанной еще в 90-х годах прошлого века нами,
коллективом Центра психолого-педагогической адаптации детей с тяжелыми
нарушениями речи на базе детского сада №85 Центрального района СанктПетербурга, методики домашних заданий и взаимодействия с родителями.
Этой методике уже более 20 лет, но ни у кого из нас все никак не доходили
руки связно рассказать о ней коллегам и родителям. Впечатляющие результаты
краткой полугодовой работы и послужили конкретным поводом к желанию
поделиться этим опытом, полностью себя оправдавшим даже в условиях
преобладания иноязычного окружения. Более того, представляемая методика
2
заслуживает свое полноправное место в ряду дополнительных возможностей
освоения родного языка в условиях иммиграции и изучения языка как
иностранного в детских группах методом погружения.
Вторая причина. Несмотря на то, что рынок методической литературы по
развитию речи и обучению чтению сегодня избыточно переполнен
множеством разного качества книжек и тетрадок, нашим ближайшим коллегам
ни разу не попадалось системное описание подобного пособия ранее.
Думается, оно будет интересно многим, так как отличается своеобразием
организации взаимодействия между взрослым и ребенком, свободным
творческим началом и, возможно, новыми методическими идеями. При этом
главным здесь было и остается сотрудничество – мы все делаем вместе с
детьми и многими специалистами, а совместный труд на детскую пользу, как
известно, объединяет.*
Третья. Во время жизни и работы в Финляндии одной из нас довелось
познакомиться с некоторыми игровыми методиками коррекции и
автоматизации звукопроизношения (а это – мы знаем – один из наиболее
трудоемких и скучных процессов в коррекции речи, требующий внесения
постоянного разнообразия), с которыми мы не встречались в русскоязычном
варианте и которые Ольга Юнтунен русифицировала и адаптировала в своей
работе. Надеемся, они придутся по вкусу не только нам.
Что такое самодельная Азбука?
Самодельная Азбука – это обычная толстая тетрадка (или альбом),
превращенная своими руками при помощи цветных карандашей, картинок и
клея в книжку с упражнениями по обучению чтению, развитию
*
аллюзия на известные слова кота Матроскина.
3
фонематического (звукового) анализа, коррекции звукопроизношения и других
функций речи, умственного и общего развития ребенка.
При описании целей, задач и методики работы мы постараемся быть
предельно последовательными и лаконичными, т.к. литературы с
теоретическими и лирическими экскурсами в проблему можно найти очень
много, а повторения излишни и утомительны.
Зачем нужна и чему служит самодельная Азбука?
1. Способ оформления домашних заданий.
Прежде всего, как сообщает название, эта Азбука – вариант оформления
домашних заданий ребенку и родителям, которые дает специалист,
занимающийся развитием и коррекцией речи ребенка, а также других высших
психических функций.
Известно, что преодоление речевого расстройства – процесс часто довольно
длительный и многофункциональный. Дети, страдающие такими тяжелыми
нарушениями, как алалия, детская афазия или общее недоразвитие речи
первой-второй степени в сочетании с другими отклонениями в развитии,
например, аутизмом или умственной отсталостью, обычно посещают
специализированные коррекционно-развивающие учреждения с раннего
детства и до школы. Большинство отрабатываемых навыков требует
многократного, достаточно нудного повторения заданий в разных вариантах. И
без включения в коррекционно-развивающий процесс всей семьи не обойтись,
поэтому домашние задания, позволяющие дома уточнить, расширить и
закрепить пройденное на занятиях со специалистами, необходимы. Прилежное
исполнение заданий многократно ускоряет и оптимизирует коррекционный
процесс – всем известная банальность.
4
Мы с коллегами (среди которых обязательно необходимо назвать Нину
Евсеевну Старосельскую) уже более 20 лет назад пришли к естественному
выводу, что обучение чтению, начиная с самых первых этапов работы с
ребенком по преодолению (особенно тяжелого) нарушения речи, независимо
от возраста и тяжести дефекта, оптимизирует весь процесс невероятным
образом, и, уча читать, мы убиваем тем самым двух зайцев – и речь развиваем,
и приобретаем такой необходимый в жизни навык.
Самодельная Азбука помогает нам превратить процесс оформления и
выполнения домашних заданий не только в строгую и последовательную
систему, но и в занимательную творческую игру, активно включая в нее всю
семью. Мы начинаем ее вести с самого начала занятий с самыми маленькими
детьми. Разработанная нами и апробированная в стенах Центра методика
развития речи и обучения чтению позволяет заниматься с детьми, начиная с
полутора-двух лет (при желании, возможностях и необходимости
профилактики еще и раньше), и наши малыши с большим удовольствием
включаются в эту многосерийную игру.
Интересно то, что многие увлеченные родители самостоятельно или по чьемуто совету приходят к этой идее и начинают оформлять подобные
«самодельные книжки» для занятий со своим ребенком. Описания вариантов
такого подвижничества можно найти в интернете. Конечно же, мы с вами
знаем, и то, что далеко не все родители проявляют желательные активность и
прилежание при выполнении любых заданий, но включение в
доброжелательное сотрудничество всех родителей (в Финляндии существует
термин «kasvatuskumppanuus» - воспитательное
товарищество/сотрудничество), пожалуй, вечный подводный камень любой
педагогической работы. Это невозможно, но тем усерднее мы будем работать с
теми, кто стремится и откликается, и надеяться на то, что положительные
5
примеры и успехи сослужат свою добрую службу, вызвав желание им
подражать.
2. Системное сочетание коррекционно-учебных индивидуальных
необходимостей и возможностей ребенка с творчески-игровым
подходом.
Самодельная Азбука и, прежде всего, свободная форма ее оформления дает
возможность сочетать коррекционно-учебную необходимость каждого
конкретного ребенка (индивидуальный подход – качество и степень дефекта,
возраст, личностные особенности, в том числе темпы развития) с игровой
формой подачи материала системным образом, т.е. мы можем собрать под
одной обложкой все нуждающиеся в коррекции и развитии функции,
параметры и темы с учетом динамики во времени.
В отличие от множества предлагаемых пособий мы намеренно не будем
давать здесь жестко регламентированных программ и списков готовых заданий
– пусть каждый из вас реализует по максимуму свой профессиональный и
творческий багаж. Эта методика не для стереотипного некритичного
копирования, приведем лишь необходимые, иллюстрирующие суть, примеры.
3. Метод синергетической координации работы специалистов и родителей.
Единая тетрадь для домашних заданий – способ координации работы
нескольких специалистов в случае, когда маленький пациент нуждается в
синхронизации усилий по многим направлениям развития. Свои задания в
Азбуку могут вносить все, кто работает с ребенком: воспитатель, дефектолог,
логопед, психолог, физиотерапевт, психоневролог, арт-терапевт и другие. При
этом каждый, естественно, может отслеживать работу коллег и инициировать
необходимые обсуждения и изменения.
В условиях, когда с ребенком работает только один специалист, например,
логопед или воспитатель, в его компетенции находятся все разделы и задания,
6
согласовывать свои действия необходимо только с учебно-коррекционным
планом и реалиями конкретного ребенка. Если же специалистов много, то им,
конечно же, следует договориться о «правилах игры», распределении функций
и направлений, чтобы каждый мог сосредоточиться исключительно на своей
специфике.
4. Способ отслеживания динамики развития ребенка.
Азбука – эффективный способ отслеживания динамики развития ребенка и
преодоления имеющихся трудностей. То, какие задания дает работающий с
ребенком специалист и в каком темпе ребенок с ними справляется, весьма
наглядно показывает скорость и качество продвижения, что также при
необходимости помогает уточнить диагноз и скорректировать учебнотерапевтические программы.
5. Повод к совместной деятельности ребенка и родителя, способ
обеспечения взаимодействия и обратной связи.
Пятый по положению, но, возможно, даже первый по значимости фактор –
совместная деятельность ребенка и родителя, обеспечение взаимодействия
между специалистом и семьей, гарантия обратной связи.
В наше время готовых, придуманных кем-то и напечатанных на красивой
бумаге, пособий и всяческих электронных обучающих программ мы потихоньку
начали забывать, что такое «сделать своими руками», придумать, изобрести,
вырезать, наклеить, нарисовать, воплотить… да еще и вместе с ребенком.
Также редкие логопеды и другие специалисты, в основном только в случае
частных занятий, допускают присутствие родителей на занятии. Кажется, все
направлено на то, чтобы максимально разъединить участников и изолировать
ребенка, придавая этой изоляции «высокий» статус, к сожалению, часто
ложной самостоятельности. При этом достаточно многие родители не просто
интересуются, что происходит с их ребенком и каковы его успехи, но хотели бы
7
принимать активное участие в коррекционно-развивающем процессе, помогать
своему малышу, дружить с ним в его делах и учиться самим. Налаживание
активного позитивного взаимодействия с семьей, обмен информацией и
коррекционно-педагогическими приемами, обучение родителей – одна из
важнейших задач учебно-коррекционного процесса. Базовый педагогический
принцип – единство воспитательных подходов – жизненно важен (мы не будем
застревать здесь на теории синергии систем – об этом можно прочитать
дополнительную литературу). Азбука обязательно оформляется вместе с
родителями, и тем самым все получают такую возможность. В ходе работы над
Азбукой родители лучше узнают своего ребенка и структуру его дефекта, учатся
понимать его и общаться на равных в условиях сотрудничества, налаживаются
контакт и взаимодействие, улучшаются отношения, появляется общая тема для
полезного и радостного времяпрепровождения. Некоторые родители, надо
сказать, так увлекаются этими занятиями, что, к примеру, своими рисунками
превращают тетрадь в настоящее произведение искусства.
Рис.1
6. Способ организации занятости ребенка.
8
Азбука как длительный творческий проект – способ организации интересной и
значимой занятости ребенка. Тетрадь может вестись на протяжении не одного
учебного года, разрастаясь до нескольких томов. У ребенка формируется
необходимость практически ежедневного ритуала не только по оформлению
новых страниц, но и по повторению уже пройденного материала. Пункт по
работе с Азбукой включается в ежедневное расписание домашних занятий, для
которого можно даже создать специальный значок-пиктограмму, если вы
используете картиночное расписание и визуальную коммуникацию. Тетрадка
становится долгоиграющей игрушкой наподобие сериала. Некоторые ребята
настолько привязываются к ней, что предпочитают «чтение» своей Азбуки
любым другим занятиям.
7. Повод для поощрений ребенка.
Азбука – лишний повод для поощрения ребенка. Выполненные за неделю
задания, реальные достижения в развитии заслуживают своей награды, будь то
мороженое, поход в кино или новая игрушка. Заполнили пять страниц,
повторили – ты заслужил награду! В каждой семье наверняка есть свои
варианты возможных поощрений и наград, мотивирующих и приносящих
радость как ребенку, так и взрослому. Ежедневно оформляемая своими руками
Азбука очень наглядна и показательна: что мы успели с тобой за прошедшую
неделю и чему ты уже научился. Совместное же творчество – это тоже способ
поощрить, подбодрить: мы вместе, и я болею за тебя, поддерживаю и радуюсь
успехам.
Перечислим неоспоримые достоинства данной методики:
доступность
дешевизна
простота
9
наглядность
практичность
большая свобода для творчества
лонгитюдность (продолжительность работы во времени)
индивидуальность
системность (учет всех необходимостей ребенка)
синергичность (объединение) усилий специалистов и семьи
обеспечение обратной связи
активное взаимодействие взрослого с ребенком
С чего начинать и как работать с Азбукой? (Методика)
Для создания Азбуки лучше всего подойдет максимально возможно толстая
тетрадь формата А4 с достаточно плотным переплетом, листы могут быть как
обычные в клеточку (лучше даже в крупную клетку, т.к. удобнее будет писать
тексты от руки), так и пустые альбомные.
После оформления обложки (картинки, рисунки, надписи и т.п.) тетрадь
желательно обернуть прозрачной пленкой или вложить в готовую
обложку/папку.
Внутри тетради предпочтительнее работать цветными карандашами и
шариковой ручкой, т.к. и фломастеры, и краски будут просвечивать сквозь
любую бумагу, лишая нас возможности использовать оборотную сторону листа.
При работе цветными карандашами Азбука будет выглядеть гораздо опрятнее.
На первой странице или обложке поместите фотографию ребенка и подпишите
имя-фамилию и дату начала создания Азбуки. Можно уже сейчас (да-да, прямо
10
с полутора-двух лет) начать изучение букв с буквы Я, сказав, что эта буква –
целое слово. Все остальное оформление этой страницы может быть
совершенно свободным.
Вторую страницу мы обычно посвящаем семье: фотографии всех близких
ребенку людей и домашних животных, а также небольшой рассказикзнакомство, сочиненный самим ребенком или вместе с родителями и
записанный печатными буквами.
После чего начинается, можно сказать, безграничное творчество по
оформлению страниц нашей Азбуки, направляемое только коррекционноучебным планом и определяемое возможностями каждого участника. Каждый
из создателей Азбуки – и специалисты, и ребенок с родителями – могут
выбрать тему и стиль оформления каждой последующей страницы. Будучи
логопедами-дефектологами, в этой брошюре мы будем говорить в основном о
темах, вносимых в Азбуку для решения именно логопедических задач, но для
преодоления комплексного дефекта в Азбуку могут быть включены
совершенно различные задания - от общеразвивающих дидактических (стишки
или поделки от воспитателя группы) до дыхательных и физических упражнений
(от физиотерапевта). Специалист может записывать задания по датам или
страницам, рисовать их, вклеивать распечатанные на принтере страницы.
Родители – оставлять свои комментарии или вопросы по мере их
возникновения. Каждый трудится в меру своих способностей и старания. К
слову, я сама совсем не умею рисовать, но адаптировать любое задание и
схематично изобразить необходимое получается даже у меня.
Сколько бы ни было задано заданий в один день (например, 3-5 страниц для
оформления), дома оформляйте в день не более 1-2 новых страниц в
зависимости от сложности заданий, остальные задания повторяйте, уделяя
особое внимание наиболее трудно получающимся у ребенка моментам. В
11
целом на работу с Азбукой желательно выделять не более 20-30 минут в день в
зависимости от возможностей и желания ребенка. Только начинающим
занятия малышам достаточно и 5-10 минут в день, но им, как правило, и не
задают много заданий. Важно, чтобы Азбука не стала предметом ссор и
недовольства и вызывала лишь положительные эмоции. Поощрение за каждое
выполненное задание обязательно, будь то кусочек любимого лакомства,
любимая песенка или игра с любимой игрушкой. Начальные требования
сведите к минимуму, увеличивая их по мере развития умений и навыков.
Специалистам желательно следить за темпом работы коллег и родителей и не
давать слишком много заданий вперед, на каких-то этапах уделяя больше
внимания повторению и закреплению пройденного материала.
Один из основных принципов – максимальное привлечение к оформлению и
работе с тетрадью самого ребенка в меру его возможностей. Пусть задание
будет сделано, с точки зрения взрослых, и не столь совершенно, но это будет
сделано его руками с его пониманием и видением. Рисовать, раскрашивать,
вырезать, приклеивать, фантазировать может в определенных пределах
каждый, даже самый маленький, ребенок. Взрослый может всячески помогать,
к примеру, на первых порах при необходимости направлять руку ребенка с
карандашом или ножницами, но давайте возможность детям делать самим. Тут
не будет правильных-неправильных цветов для раскрашивания или рисунков
для рисования, тут будут только спокойные предложения по возможному
решению и одобрение сделанного.
При введении этой методики в работу рекомендуется провести беседу или
родительское собрание в группе, где будут освещены цели и задачи, основные
принципы и методы работы с Азбукой, задана грамотная мотивация,
оговорены условия и даны ответы на вопросы. В условиях частного детского
сада в Финляндии я, например, подготовила и размножила разъяснительное
письмо, встретившись индивидуально с теми родителями, кто изъявил
12
желание; все желающие получили также возможность лично присутствовать на
занятиях и поучиться приемам работы и взаимодействия с ребенком, что
невероятно подняло их мотивацию и веру в успех.
В каком порядке, как и какие оформляем страницы?
Хотелось бы сказать – в непроизвольном, но, конечно же, это не так. Порядок
добавления тем и разделов в Азбуку, как уже говорилось, напрямую будет
зависеть от целей, задач и хода коррекционного процесса в целом, который
подчинен обычно достаточно жесткому коррекционно-воспитательному плану,
разработанному либо одним специалистом, либо коллективом коррекционноучебного заведения. Но все-таки каждый конкретный терапевт или учитель,
записывающий очередное задание на следующей странице, будет
отталкиваться от своего личного видения актуальных необходимостей и
возможностей ребенка.
Первые две страницы, как было сказано, обычно посвящаются ребенку и его
близким – это не только знакомство, но и актуализация тем «Я» и «Семья».
Далее следуют все возможные лексические, грамматические, звуковые,
двигательные, дыхательные и другие странички – в зависимости от насущной
необходимости сегодняшнего коррекционного дня и фантазии участников, а уж
фантазии опытным дефектологам не занимать. Вариативность методик
развития и коррекции необходимых навыков практически не знает границ.
Каждый из работающих с ребенком специалистов последовательно дает свои
задания, заполняя следующую (при необходимости несколько подряд)
страницу. Возможными критериями здесь будут – грамотность оформления
заданий и их соответствие научно-методическим требованиям, что,
естественно, в каждом случае будет зависеть от компетентности самого
13
специалиста, и здесь, к сожалению, поручиться ни за что нельзя и остается
лишь надеяться на лучшее - на то, что с ребенком работает настоящий
профессионал своего дела. Все разделы и темы идут вперемешку и
параллельно, но каждая соблюдает свою логическую линию от простого к
сложному в зависимости от коррекционно-учебных этапов, которые проходит
ребенок.
Как работать со звуками и буквами?
Освоение звуков и букв мы начинаем с самого первого дня, независимо от
возраста ребенка и ступени его развития, которые естественным образом
впоследствии будут оказывать влияние на скорость переключения с одного
задания на другое, что, в свою очередь, определяется одним критерием –
усвоением пройденного материала. На некоторых заданиях ребенок может
«застревать» неделями, пока не освоит (например, букву А с двухлетними
неговорящими детьми, у которых в наличии апраксические сложности, мы
можем изучать не одну неделю, параллельно выполняя другие неречевые
задания по развитию понимания речи или артикуляционной моторики и
дыхания); некоторые пункты задаются лишь формально для уточнения факта
наличия того или иного навыка – да, мы это знаем, ребенок это освоил.
Итак, начинаем с написания печатных букв и определения начального звука в
слове, от фонетически самых простых звуков к самым сложным в произнесении
и постановке именно у этого ребенка. Понятно, что работу над звуками и
буквами желательно синхронизировать с этапами их постановки в устной речи.
Надо сказать, что для некоторых детей с некоторыми видами дизартрии,
ринолалии и моторной алалии может быть трудным произнесение даже
гласных звуков, поэтому спешка здесь исключена (планы типа «даешь 10 звуков
за год» не всегда корректны) – мы сначала терпеливо работаем над
14
постановкой звуков, давая для начала всевозможные незвуковые задания, и
лишь при условии наличия изолированного звука в устной речи переходим к
буквам. Возможно, в некоторых случаях показано начинать работу с наиболее
хорошо произносимых согласных, пусть то будет даже звук Р.
Звуко-буквенная страница оформляется следующим образом. Вверху в центре
(хотя это не принципиально) пишется достаточно большая (~1/3 от страницы)
объемная, чтобы ее можно было раскрасить, буква.
15
Рис. 2. Задание: Раскрасить букву карандашами. Обвести ее указательным
пальчиком, произнося звук. Найти и приклеить или нарисовать картинки-
16
слова, начинающиеся на звук А (5-7 штук). Проговорить их, протягивая
первый звук.
- Посмотри, я пишу тебе в Азбуку букву А. Какую букву я написала? А. Рот
большой-большой, как у акулы: А. Давай теперь вместе споем. Вдохнули,
открыли большой широкий рот и выдыхаем Ааааа. Вот какой у тебя большой
рот. Посмотри. (В логопедическом кабинете эти упражнения, как правило,
проделываются перед зеркалом. Я подключаю еще и жесты – широко
разводим вверх-вниз обе руки или большой и указательный палец.) Давай еще
разок: вдох – большой рот – Ааааа. А теперь давай нарисуем вместе эту букву
пальчиком. (В зависимости от возраста и возможностей ребенок обводит букву
в тетради сам указательным пальцем рядом с пальцем взрослого или взрослый
делает это, взяв руку ребенка в свою. Можно «написать» букву в воздухе,
помня о зеркальности восприятия.) Какую букву мы пишем? Ааааа. Какая буква
поселилась у тебя в Азбуке?
И так далее. В ходе оформления одной буквы звук повторяется в разных
вариантах от 10 до 20 раз. На последний вопрос уже желательно, чтобы
ребенок давал самостоятельный ответ без подсказки взрослого.
Внизу страницы пишется или приклеивается распечатанное (в современных
условиях задания можно готовить заранее на компьютере) домашнее задание:
«Раскрасить букву карандашами. Обвести ее указательным пальчиком,
произнося звук. Найти и приклеить или нарисовать картинки-слова,
начинающиеся на звук А (5-7 штук). Проговорить их, протягивая первый
звук». Не стоит напоминать, что на следующем занятии желательно
«проверить» выполнение домашнего задания и закрепить пройденный
материал: «Расскажи, какие картинки поселились в твоей Азбуке? Сколько их?
С какой буквой они дружат? На какую букву начинается слово «автобус»? Есть
17
ли у тебя животные на букву А? Что такое круглое, полосатое, сладкое, сочное
дружит с буквой А?» и другие всевозможные игровые вопросы,
формулируемые с учетом возраста и этапа развития ребенка. Если задание
оказывается невыполненным, новое задание не дается, а родителям
вписывается под соответствующей датой отдельная просьба-напоминание о
важности аккуратного и своевременного исполнения заданий и о
невозможности продвижения вперед в случае их неисполнения. По мере
повторения аналогичных заданий их расписывание сводится лишь к
необходимым уточнениям и комментариям, так как все участники уже освоили
систему в целом. Например, к букве О: «Буква О в начале слов должна быть
четко произносимой, т.е. стоять под ударением: ослик, обруч, облако, овощи,
обувь, озеро…».
Nota bene. При оформлении любого логопедического задания важно помнить о
фонетических тонкостях русского языка, о которых часто забывают в
современных изданиях. Таких как: изменение звучания гласных в безударной
позиции (О звучит как А, Е – как И), оглушении звонких согласных в конечной
позиции или при ассимиляции и других, в силу чего, к примеру, упражнения на
отработку и чтение звонких согласных звуков и букв, их обозначающих, не
включают в себя обратные закрытые склады типа АБ, УГ и т.д. и слова, где
отрабатываемый звонкие согласный находится в конце слова.
Рекомендуемый порядок оформления звуко-буквенных страничек, с точки
зрения усложнения артикуляции звуков речи: А, У, И, О, М, П, К, Т, Б, Г, Д, Э, Ф,
В, Н, Х, С, З, Ц, Й, Ы, Я, Ю, Е, Ё, Ч, Ш, Ж, Щ, Л, Р. Повторимся, качество овладения
звукопроизношением у всех детей будет предельно индивидуальным, как и
учебно-коррекционные планы каждого специалиста, поэтому названный
порядок может меняться в зависимости от необходимости. Я, к слову, люблю
давать сразу после А букву М (в подавляющем большинстве случаев звук М
доступен для произнесения или постановки у всех детей, хотя были и такие, с
18
кем мы учились его произносить достаточно долго), т.к. соединение двух букв
линией («Буквы взялись за ручки» - они специально располагаются на
страницах одного разворота) позволяет тут же перейти к чтению обратного
склада АМ, т.е. моментально начать процесс обучения звуковому слиянию.
19
Рис. 3. Эти два задания могут быть оформлены на разных страницах. До них
уже заполнены соответствующие страницы с буквами в начале слов по типу
Рис. 2.
Задание 1: Посмотри, буквы А и М взялись за ручки – что у них получилось?
(Поставьте указательный палец ребенка на букву А и, ведя его по линии от А
к М, протяжно проговаривайте: ААААММ.) Давай еще разок. А теперь сам.
Как пальчик побежит?
Задание 2: Посмотри, какие тут у нас буквы? Правильно: А, У, И, О и М. Буква
М пошла погулять и вывела своих собачек на поводках. Пальчик бежит от А к
М: ААААММ (указательный палец ребенка продвигается по линии от А к М).
А теперь: УУУУУММ. (и так далее) Покажи еще разок, как умеет читать
твой пальчик.
Надежда Сергеевна Жукова в своем Букваре, в котором она развивает эту же
методику обучения чтению посредством звуко-складового слияния,
рекомендует начинать с соединения гласных А и У, что тоже хорошо, но
зачастую гораздо более сложно артикуляционно, чем АМ; открыть рот при
произнесении А, а потом вытянуть губы трубочкой на У физиологически
сложнее, чем просто их сомкнуть и помычать на М. Кстати, в индивидуальной
работе мы часто используем как основное пособие для начального обучения
чтению, кроме карточек звуков и складов по принципу методики Зайцева,
именно Букварь Жуковой. Наверняка кто-то из практиков предпочтет другие
варианты, и будет прав со своей точки зрения, если их выбор, конечно,
обоснован учебно-коррекционными теоретическими и практическими
реалиями.
В случаях многолетних коррекционных процессов и стойких нарушений
фонематического слуха после того, как отработаны все звуки в начале слов,
20
можно перейти к оформлению страниц, на которых все звуки или самые
сложные для анализа и произношения отрабатывались бы в позициях в конце и
середине слов. Таким образом, наша Азбука становится многотомной.
Как работать над постановкой и автоматизацией звукопроизношения?
Безусловно, мы понимаем, что у каждого логопеда наработана копилка своих
методов и приемов, которые он постоянно использует в ежедневной практике
и которые он будет переносить в Азбуку. И нам не хотелось бы здесь повторять
всем давно известное и много раз в разных вариантах опубликованное, мы
только поделимся некими, как нам показалось, новыми для русскоязычной
логопедической парадигмы приемами, относящимся в большинстве своем
именно к методике домашних заданий. Предлагаемая визуализация
упражнений по автоматизации звуков реально облегчает и увеселяет эти
длительные и часто нудные процессы.
Ниже описанные приемы – это действительная визуализация всем знакомых
упражнений по постановке и автоматизации изолированных звуков речи,
включающая в работу еще большее количество анализаторных систем и
позволяющая превратить упражнения в более увлекательную творческую игру.
Основная идея данных заданий – визуализация на бумаге той зрительнопредметной ассоциации, которая достаточно традиционно возникает при
произнесении того или иного звука (например, Р – тарахтение трактора, Л –
гудение самолета, Ж – жужжание жука и т.д.) с добавлением к ней
двигательного компонента, т.е. некой возможности протянуть это движение во
времени, подкрепляемое движением руки. Ассоциации и варианты их
иллюстрирования могут быть самыми различными – ну, буквально все, что
приходит вам в голову прямо в ходе занятия. Давая задания, вы можете не
только использовать проверенные заготовки, но тут же фантазировать вместе с
21
ребенком и воплощать свои фантазии на бумаге: «На что похож звук Ш? Что у
нас может шипеть? Змея, чайник, утюг?.. Что мы с тобой нарисуем?»
22
Рис. 4. Задание: Давай нарисуем с тобой змею. Как она шипит? Правильно:
ШШШШ (звук уже поставлен на предыдущих занятиях). Давай будем играть
так: твой пальчик бежит от головы к хвосту, а язычок шипит, как змея:
ШШШШ (обязательно проверяйте правильность артикуляции: губы
вытянуты в трубочку, зубы слегка разомкнуты, язык в форме чашечки за
зубами, воздушная струя теплая). Медленно, медленно: ШШШШ. А теперь
быстро. А теперь опять медленно.
Начнем, пожалуй, с примера одного из самых первых, рекомендуемых к
постановке в случае мультизвуковых нарушений, звуков – со свистящего
согласного С (в случае более тяжелых вариантов нарушений речи мы начинаем
работу с еще более простых по артикуляции звуков – М, Т, К или даже гласных,
варианты упражнений для которых представим позднее среди общих
примеров). Повторю, что перед тем, как оформлять страницу той или иной
буквы в Азбуке, соответствующий звук должен быть поставлен устно на
логопедическом занятии в результате необходимых традиционных в
логопедии артикуляционных упражнений и постановочных приемов. Задания
в Азбуке – задания на закрепление и автоматизацию поставленного логопедом
произношения в домашних условиях. На что похож звук С, если его произнести
коротко или длинно? На звук, к примеру, капающей из крана или текущей
воды. Капающая вода – иллюстрация краткого изолированного С-С-С-С,
текущая – длинного ССССС. Итак, в одном из верхних углов страницы рисуем
кран, из которого капает вода – капельки вниз. «Смотри, что мы нарисовали?
Вода капает: С-С-С-С. Мы научились уже с тобой говорить С: улыбнись, поставь
зубы на зубы, прижми язычок к нижним зубам, дуй: С-С-С», при этом
указательный палец руки перескакивает с капли на каплю. Можно нарисовать
несколько капельных струек, если мы хотим увеличить количество повторений.
Нарисованная картинка сопровождается записанным традиционным заданием:
23
«Из крана капает вода. Указательный пальчик перепрыгивает с капли на
каплю: С-С-С-С. Ребенок произносит отрывисто звук С. Следите за
правильным произношением: улыбка, зубы на зубы, язык упирается в нижние
зубы, воздух выходит прямо». Родителям будет понятна инструкция, если они
до этого посетили инструктаж на родительском собрании и выполняли с
ребенком артикуляторные упражнения. Если родитель присутствует на занятии,
устное объяснение и показ значительно облегчают задачу взаимопонимания,
часто даже и записывать ничего не нужно. Вторая картинка – вода течет из
крана струями (прямые линии): при произнесении длинного ССССС палец
«бежит» по линии.
24
Рис. 5. Эти задания также могут быть оформлены на отдельных страницах.
Задание: Смотри, что тут у нас? Кран с водой. Как она капает? С-С-С-С
(ребенок произносит краткий звук С, который уже поставлен). А теперь
давай вместе с пальчиком – каким, правым или левым? Давай попробуем
25
левым. Пальчик прыгает по капелькам: С-С-С-С (родителям можно еще раз
напомнить о правильной артикуляции звука). А здесь у нас вода течет
струями: СССС (ребенок произносит протяжный звук С, продвигая
указательный или какой-либо другой палец по линиям).
26
Рис. 6. Задание: Смотри-ка, что тут у нас? Воздушный шарик! Как мы его
надуваем? СССС (Указательный палец ребенка ставится на «точку отсчета»
27
и движется по стрелке.) Давай надуем его еще разок. А теперь ты сам.
(Одновременно отрабатывается длинный речевой выдох.)
Приведем еще примеры возможного оформления заданий на автоматизацию
различных изолированных звуков. Остальные необходимые упражнения и
даже больше, уверены, каждый из вас способен придумать самостоятельно. На
один и тот же звук можно придумать и нарисовать несколько ассоциаций,
увеличив количество упражнений и разнообразив их.
Звук Ч: паровоз едет по рельсам Ч-Ч-Ч-Ч.
28
Рис. 7
Звук Л: таяние сосулек Л-Л-Л-Л и гудение самолета ЛЛЛЛ.
30
Звук Т: молоток забивает гвозди Т-Т-Т-Т или тук-тук-тук (на дифференциацию
передне- и заднеязычного звуков)
Звук К: птичка клюет зерна К-К-К-К
Рис. 9
31
Звук З: пчелка летит к цветку ЗЗЗЗ.
33
Звук К: дождик капает КАП-КАП-КАП.
Рис. 11
34
В особо тяжелых случаях мы также отрабатываем звукосочетания на материале
дву- или трехзвуковых (или более) ономатопей (звукоподражаний).
АУ – дети кричат в лесу.
УА – малыш плачет в кроватке.
МУ – корова мычит.
ПИ – мышь пищит.
Би-би – машина гудит и так далее, «озвучить» можно буквально все.
Как при помощи Азбуки обучать чтению?
Параллельно с изучением букв и автоматизацией звукопроизношения можно
обучать и чтению с самого малого возраста (самым младшим нашим
неговорящим пациентам, с удовольствием работавшим по этой методике, еще
не исполнилось и двух лет). Мы положили в основу обучения чтению методику
звукового слияния обратных складов и методику складового
(согласный+гласный) чтения, подробно разработанную Николаем
Александровичем Зайцевым и адаптированную к логопедическим реалиям
Ниной Евсеевной Старосельской. Все это обязательно накладывается на
тщательное обучение звуковому анализу: узнавание и различение звуков,
выделение звука из слова, определение порядка звуков в слове и т.д.
Еще одно замечание: обучение чтению идет параллельно с изучением звуков и
букв. Не нужно ждать, когда они все будут пройдены, добавляйте упражнения
по слиянию и чтению складов по мере изучения букв. Упражнения в чтении
будут естественным продолжением упражнений по автоматизации
поставленных звуков.
35
Думаем, будет достаточно привести несколько примеров оформления страниц,
чтобы было понятно, как это происходит на практике. В работе с более
старшими «продвинутыми» детьми постепенно можно подключать Букварь
Н.С. Жуковой. Да, мы опираемся в своей работе именно на него по причине его
практичности и максимального соответствия нашим методикам, но можно
использовать и другие, например, букварь для детей с тяжелыми нарушениями
речи Т.С.Резниченко.
36
Рис. 12 Повторимся, что каждое новое задание лучше оформлять на отдельной
странице достаточно крупными буквами.
Задание 1: Аналогично заданию к рис. 3.
37
Задание 2: Давай вместе с пальчиком почитаем склады. Какие у нас тут
буквы? АП-АП-АП (и так далее). Еще разок. А теперь давай сам, как твой
пальчик читает?
Рис. 13
Задание 1: Как тарахтит трактор? РРРР (аналогично заданию к Рис. 4).
38
Задание 2: Задание аналогично Рис. 3.
Задание 3: Задание аналогично Рис. 12.
Задание 4: Подобные стишки для автоматизации звука можно придумывать
прямо вместе с ребенком (читать их с ребенком поначалу, конечно, не нужно, а
со временем, по мере развития навыка, он начнет это делать сам).
39
Рис. 14 Задания даются и выполняются по аналогии с предыдущими.
40
Какие еще возможны темы и типы заданий?
Лексические темы – актуальные группы предметов для формирования
словарного запаса и навыков классификации, начиная от самых близких и
понятных, окружающих и интересующих ребенка и заканчивая самыми,
казалось бы, далекими. Игрушки, человек и части тела, фрукты, овощи,
животные домашние, животные дикие, одежда, обувь, продукты, мебель,
деревья, цветы, ягоды и т.д. Все, что воспитатель/логопед сочтет необходимым
в согласии с учебным планом, или то, что более всего интересует ребенка в
данный момент, например, машины, жуки или динозавры. Подробный разбор
тем, интересных самому ребенку, особенно повышает его начальную
мотивацию в работе с Азбукой.
Тематическая страница оформляется так: вверху страницы крупными
печатными буквами пишется название темы, например, «ИГРУШКИ» и дается
задание: «Нарисовать или наклеить картинки, изображающие игрушки (не
менее 5). Проговорить вместе все названия: Что это? Игрушки. Какие здесь
игрушки? Это машинка. Это кукла. И т.д.». Можно подписать картинки
печатными буквами, следите за грамотным написанием слов.
Грамматические темы: Кто? Что? Он, Она, Оно, Они, числительные
количественные от 1 до 10, один – много, прилагательные (цвета, формы,
признаки), глаголы, предлоги, наречия, противопоставления и т.д. – все, что
предусмотрено учебно-коррекционным планом по развитию речи и
мышления.
Развитие фразовой речи происходит, в основном, на уже пройденном
материале путем наращивания: слово – словосочетание – фраза из 2х слов и
постепенное ее удлинение.
41
Всевозможные задания на развитие памяти, внимания, мыслительных
навыков. Их можно записывать на страницу или вклеивать размноженное на
принтере, выбранное из многочисленных готовых методических тетрадей или
распечатанное из интернета.
Задания на развитие общей, пальчиковой и артикуляционной моторики,
дыхания, эмоций, фантазии, по подготовке руки к письму и т.п. – каждый из
включенных в процесс специалистов, уверены, сам прекрасно знает, что будет
необходимо для этого конкретного ребенка, чью Азбуку он держит в руках.
Примеры возможных страниц и упражнений.
В заключение приведем еще несколько фотографий страниц реальных Азбук
моих пациентов.
И хотя, повторимся, уверены, что данная работа ведется во многих
коррекционно-развивающих учреждениях, в рунете мы нашли буквально
несколько ссылок на попытки ведения подобных тетрадей. К сожалению,
некоторые из них носили чисто любительский и общеразвивающий характер,
то есть велись вне коррекционных задач самими родителями или в кружках
общего развития; в некоторых из них задания ограничивались лишь
выделением начального звука в слове и сосредоточением на
звукопроизношении; в некоторых - задания и комментарии были даны
прописными буквами, из чего можно заключить, что участие ребенка в ведении
тетради и обучение чтению не входило в задачи коррекционно-развивающей
работы.
44
Литература:
Аванесян Р.Д., Виноградова М.А. Организация и принципы работы психологопедагогического центра социальной адаптации детей с тяжелыми
нарушениями речи. //Диагностика и коррекция речевых нарушений.
Методические материалы научно-практической конференции «Центральные
механизмы речи», СПб, 1997.
Аванесян Р.Д., Румянцева О.А., Сизова О.Б. Карта обследования ребенка с
системными нарушениями речи. //Проблемы патологии развития и распада
речевой функции. Методические материалы научно-практической
конференции «Центральные механизмы речи». СПб: Издательство СанктПетербургского университета, 1999.
Аванесян Р.Д., Румянцева О.А., Сизова О.Б. Программа первого года
коррекционной работы с трехлетними детьми, имеющими системное
недоразвитие речи. //Диагностика и коррекция речевых нарушений.
Методические материалы научно-практической конференции «Центральные
механизмы речи», СПб, 1997.
Аванесян Р.Д., Юнтунен (Румянцева) О.А. Обучение диалогу детей с
нарушениями речевого развития. //Современные подходы к диагностике и
коррекции речевых расстройств. Методические материалы научнопрактической конференции «Центральные механизмы речи». СПб:
Издательство Санкт-Петербургского университета, 2001.
Жукова Н.С. Букварь.
Зайцев Н.А. Кубики и таблицы для обучения чтению.
45
Зайцев Н.А. Письмо. Чтение. Счет.
Резниченко Т.С. Занимательный букварь для детей с тяжелыми нарушениями
речи. – М.: Гном, 2002.
Румянцева (Юнтунен) О.А., Старосельская Н.Е. Звукоподражания (ономатопеи)
– начало коррекционной работы с неговорящими детьми. //Проблемы детской
речи – 1996: материалы межвузовской конференции, СПб: Образование, 1996.
Румянцева О.А., Старосельская Н.Е. Начальный этап коррекционной работы с
неговорящими детьми. //Диагностика и коррекция речевых нарушений.
Методические материалы научно-практической конференции «Центральные
механизмы речи», СПб, 1997.
Старосельская Н.Е. О новом в методике обучения чтению детей с
недоразвитием речи. //Диагностика и коррекция речевых нарушений.
Методические материалы научно-практической конференции «Центральные
механизмы речи», СПб, 1997.
Юнтунен (Румянцева) О. Забота как принцип дошкольного воспитания.
//Материалы Международной научно-практической конференции
«Философия, психология, педагогика развития социальной активности и
творчества личности». СПб, 2013.
Юнтунен (Румянцева) О. К вопросу о возможном сходстве методик
преодоления алалии и обучения русскому языку как иностранному. //Русский
язык для детей 3-10 лет: воспитание и обучение в ситуации двуязычия.
Международный семинар в Хельсинки, 2000.
Юнтунен (Румянцева) О. Соня. //Две девочки: Соня и Надя. Дневниковые
записи. СПб: Тускарора, 2001.
47
http://www.baby.ru/blogs/post/278876721-226649287/
50
http://www.maam.ru/detskijsad/korekcionye-logopedicheskie-zadanija.html
Школа раннего развития «Сема»
http://www.liveinternet.ru/users/5117382/quotes/page44.html
51
НАША самодельная чудо-книжка
http://www.babyblog.ru/user/medvejinka/339059#
52
http://vk.com/wall-28267479?own=1&offset=100
53
http://azbuka-uma.by/samodelnaya_kniga
54
http://mamadelki.ru/iz-nenuzhnyx-veshhej/samodelnaya-knizhka-dlyachteniya.html
Примеры, заимствованные на финских интернет-сайтах
55
http://www.puheterapeutti-annamaria.com/
http://diagnoosi.vuodatus.net/lue/2007/09/puheterapia-harjoituksia
56
http://puhepuu.fi/puheterapia/miten/
57
http://www.lily.fi/blogit/ma-material-girl/miten-arravikainen-oppi-puhumaan
http://www.lily.fi/blogit/ma-material-girl/miten-arravikainen-oppi-puhumaan
http://diagnoosi.vuodatus.net/lue/2007/05/puheterapiaharjoituksia
58
http://puhettaterapeutista.fi/tag/toisto/
59
http://villahulina.blogspot.fi/2012_05_01_archive.html
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв