Биографический фильм: драматургия, композиция, изобразительные средства

Аннотация магистерской диссертации Смирновой Надежды Николаевны «БИОГРАФИЧЕСКИЙ ФИЛЬМ: ДРАМАТУРГИЯ, КОМПОЗИЦИЯ, ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА» Н. рук. – Маевская Марина Игоревна, канд. филол. наук, доцент Направление подготовки – «Журналистика» Профиль – «Документальный фильм: творчество и технологии» Актуальность. В сфере кино и телевидения последние годы наблюдается повышенный интерес к истории и героям прошлого. Документальный биографический фильм как явление не выделяется исследователями в самостоятельный жанр, однако подобные фильмы занимают значительную часть телевещания федеральных телеканалов. Они существуют как в виде отдельных произведений, так и в виде форматных циклов. Накоплен богатый инструментарий для создания биографических фильмов, и он требует осмысления. Новизна. Тема биографических фильмов затрагивалась различными исследователями в работах о портретных, исторических фильмах и в рамках других исследований, однако представляется необходимым целостное осмысление этого распространенного на современном экране явления. Цель работы – определить существующие формы, структуры и изобразительные средства документальных биографических фильмов. Для достижения цели потребуют решения несколько задач: 1. Выявить предпосылки появления документального биографического фильма. 2. Обозначить существующие формы отечественных документальных биографических фильмов. 3. Определить структуру и средства визуализации в подобных фильмах. 4. Выявить специфику документальных биографических телевизионных фильмов и циклов. Объект: отечественные документальные биографические фильмы. Предмет: композиционное и драматургическое решение, изобразительные средства документальных биографических фильмов. Теоретическую базу исследования составили работы теоретиков, изучавших историю документалистики и портретного фильма: Л.Н. Джулай, С.В. Дробашенко, Г.С. Прожико, С.А. Муратов. Также мы обращались к монографиям и книгам А.А. Пронина, М. Рабигера, В.Ф. Познина, К.Э. Разлогова, Н.Л. Горюновой и др. для понимания существующих принципов драматургического построения документального фильма и средств экранной выразительности. Эмпирический материал. Материал для исследования составили документальные биографические фильмы, созданные отечественными авторами. Основной акцент сделан на фильмы, вышедшие в телевизионный эфир в течение последних 5-6 лет (в период с 2010 по 2016 год). Для написания работы использовались следующие методы: • историко-хронологический метод; • метод сопоставительного анализа; • метод анализа контента (для изучения художественных средств выразительности); • метод структурного анализа (для выявления композиционных приемов в документальных биографических фильмах). Гипотеза. Мы предполагаем, что форматирование телевизионного контента оказывает влияние на структуру биографических фильмов, в частности, драматургия и композиция тяготеют к стандартизации, а изобразительные средства – к упрощению. Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, фильмографии, библиографии и приложений. Во введении представлены актуальность работы, новизна, практическая значимость, указаны цели и задачи, обозначены методы исследования, а также описаны объект, предмет и эмпирический материал работы. В первой главе рассматривается исторический аспект вопроса, прослеживаются предпосылки появления документальных биографических фильмов, обозначаются современные экранные формы подобных работ. Во второй главе выявлены композиционные приемы и выразительные средства, используемые в отечественных биографических фильмах. Также говорится о применении художественной реконструкции и анимации. В третьей главе представлен сравнительный анализ документальных биографических фильмов с точки зрения построения произведений, идеологической и художественной трактовки событий и героев прошлого. В заключении сделаны выводы по теме работы. Практическая значимость. Данная работа носит исследовательский характер и может быть использована для разработки образовательных программ специальностей, связанных с документальным кино и телевидением. Исследование может быть интересно культурологам и искусствоведам, изучающим медиапродукцию, а также начинающим режиссерам, которые найдут в работе основы построения драматургии и множество примеров современных документальных биографических фильмов. Апробация результатов исследования осуществлялась на 14-й международной конференции студентов, магистрантов и аспирантов «Медиа в современном мире. Молодые исследователи» (11-13 марта 2015 года), где автор выступала с докладом на тему «Коллективное повествование в историко-биографическом фильме» (тезисы выступления представлены в электронном сборнике материалов конференции). Тезисы на тему «Анимация как инструмент режиссера при создании документального биографического фильма» включены в электронный сборник «Медиа в современном мире. Молодые исследователи» по итогам 15-й международной конференции студентов, магистрантов и аспирантов (9-11 марта 2016 года). Основные положения работы: 1. Жизнеописания, литературные очерки и биографии предшествовали эпохе кинематографа, и определили смысловую составляющую аудиовизуальных биографических произведений. 2. Мемориальные и юбилейные фильмы являются подвидами биографического документального фильма и обладают специфическими чертами: хвалебной интонацией, коллективной презентацией героя и, подчас, слабой подтекстовой составляющей, рекламностью. 3. Среди авторов телевизионных биографических фильмов наиболее популярным способом построения документальных биографических фильмов является инверсивная (нелинейная) композиция и коллективное повествование, что объясняется нацеленностью на массовую аудиторию, необходимостью привлечения и удержания внимания зрителей. 4. Для создания визуального ряда биографических фильмов используется стандартный набор средств: хроника, архивные фотографии, документы, интервью с людьми, причастными к жизни героя, а также художественные реконструкции, анимация и компьютерная графика. Последние могут стать особенностью фильма, стилеобразующими факторами. 5. Специфической чертой биографических телевизионных проектов становится искусственная драматизация, проявляющаяся в построении сценария, интонации закадрового голоса, воздействии на эмоции зрителей, акцентах на драматических моментах, нарастающем напряжении, рефренах. 6. Телевизионные биографические циклы строятся шаблонно в заданном формате, также однообразная структура характерна для мемориальных фильмов («фильмов-некрологов»). Единичные авторские телефильмы более разнообразны в драматургических, композиционных и изобразительных средствах.

Массовая коммуникация. Журналистика. Средства массовой информации
Диссертации

Вуз: Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ)

ID: 587d367c5f1be77c40d59074
UUID: 91c0cc34-8538-4324-97c9-c11b587a3e89
Язык: Русский
Опубликовано: больше 4 лет назад
Просмотры: 521

Смирнова Надежда Николаевна

Источник: Санкт-Петербургский государственный университет


0

Комментировать 0

Рецензировать 0

Скачать - 570669 bytes


Поделиться работой
Current View

Рецензии:

  Авторизуйтесь, чтобы добавить рецензию

- у работы пока нет рецензий -

Для лиц старше 18 лет