Деловое издание как субъект освещения политико-экономического давления на Россию

Современная деловая пресса сегодня является одним из авторитетнейших источников информации. В деловой периодике отражается весь процесс политического и экономического развития мира. Основная особенность таких СМИ заключается в их способности к быстрому реагированию на происходящие актуальные события в области политики, экономики, мирового и отечественного финансового рынка, международного права, отраслевой и профессиональной информации, а также событий, происходящих в других сферах общества. Актуальность исследования обусловлена несколькими причинами. Во-первых, к деловым медиа прислушиваются не только властные, финансовые структуры, но и общественность в целом. Такой широкий круг аудитории во многом объясняет тот факт, что деловая пресса становится инструментом управления сознанием человека. Роль этого инструмента возрастает в период обострения международных отношений, становясь полноценным «оружием» информационной войны. Во-вторых, иметь важную информацию сегодня значит иметь власть. В этой связи зачастую в конфликтных ситуациях журналисты, не прибегая к существенным финансовым затратам, используют специальные приемы освещения событий, формируя в силу различных причин у читателя определенное отношение к происходящему. Неоднородная информация на страницах мировых газет об обстановке на Украине – яркий пример информационно-психологического воздействия со стороны иностранного медиарынка. В течение последних двух лет власти США и ЕС ведут необъявленную «войну» против России на нескольких уровнях. С одной стороны, это введение санкций, конечной целью которых является смена режима и дестабилизация финансовых процессов в стране. С другой стороны, бойкотирование России как участника международных групп – «Большой семерки», «БРИКС». Но самым мощным и эффективным, на сегодняшний день, остается политико-экономическое давление в деловых СМИ как элемент информационной войны, поэтому важным видится изучение форм проявления давления и приемов воздействия на аудиторию. Новизна данной работы заключается в том, что автор впервые анализирует и сравнивает особенности приемов политико-экономического давления в деловых изданиях, а также идентифицирует формы презентации и уровень обозначенного воздействия в зарубежных и отечественных качественных газетах на примере “The Wall Street Journal”, “The Times” и «Коммерсантъ». Цель исследования – выявить особенности реализации политико-экономического давления в российской и зарубежной деловой прессе. Задачи: - идентифицировать понятие и типологические характеристики деловой журналистики; - проследить историю развития деловой прессы в ведущих странах мира; - изучить сущность, структуру санкций и причины их введения; - проанализировать современный этап влияния санкций в связи с украинским кризисом на отношения Запада и России; - изучить приемы политико-экономического давления на страницах деловых изданий; - проанализировать материалы деловых газет “The Wall Street Journal”, “The Times” в качестве представителей стороны «нападения» на Россию и «Коммерсантъ» как противоположную сторону в освещении украинского конфликта; - на основе анализа выявить свойственные для зарубежной и отечественной деловой прессы приемы и характер политико-экономического давления. Объект исследования – современная качественная пресса в международном информационном пространстве. Предмет исследования – приемы политико-экономического давления в деловых изданиях как способ влияния на Россию. Теоретическую базу исследования представляют собой ряд научных работ, посвященных деловой журналистике. В частности, вопросы развития и генезиса деловой прессы, манипулятивного воздействия на аудиторию со стороны СМИ затрагиваются в трудах Г. C. Мельник и С. М. Виноградовой, Д. Н. Нечаева и В. В. Тулупова, C. Roush, A. Arrese, М. А. Гончарова, Е. Л. Доценко, Г. Шиллера. Кроме того, основой научной базы стали труды и статьи по теории экономики, международного права и информационной политике – И. Горохова, Л. В. Шарончиковой, Д. Б. Левина, Г. И. Тункина и др. Эмпирическую базу исследования составили выпуски деловых газет “The Wall Street Journal”, “The Times” и «Коммерсантъ» с марта по август 2014 года. Хронологические рамки исследования обусловлены тем, что за указанный период были введены три основные, четко структурированные, волны санкций против России, в отличие от последующих «ужесточений», которые не носили столь серьезный и продуманный характер. Методы исследования. Теоретические – анализ и синтез изучаемого материала; контент-анализ – выявление приемов политико-экономического давления в деловой прессе; дедукция – переход от общего теоретического пласта к конкретным выпускам газет; экстраполяция – перенос особенностей использования приемов политико-экономического давления в изданиях “The Wall Street Journal”, “The Times” и «Коммерсантъ» на деловую прессу США, Европы и России в целом; обобщение полученных результатов для завершения исследования. Практические – мониторинг информационных материалов из открытых источников, посвященных теме санкций; сравнительный анализ приемов информационно-психологического воздействия в материалах вышеуказанных изданий; наблюдение за контентом рассматриваемых деловых газет. Структура работы. Состоит из введения, трех глав, семи разделов, заключения, списка литературы и приложения. Положения, выносимые на защиту: - Деловая пресса в период напряжения международных отношений становится инструментом политико-экономического давления; - Манипулятивный потенциал деловые СМИ развивают за счет искусной игры в тексте, стирающей различия между реальностью и фикцией; - Главная тема в современных деловых изданиях – экономические и политические взаимоотношения США, ЕС и России в связи с украинским кризисом; - Приемы политико-экономического давления являются основными в американской газете “The Wall Street Journal” при освещении украинского кризиса и в целях создания образа России-врага, в британском “The Times” находятся на допустимом уровне и практически не используются против Запада в российских изданиях, в частности, в «Коммерсанте». Апробация. Материалы магистерской диссертации были апробированы на занятиях по аналитической журналистике (дисциплина «Теория и практика современной прессы») в рамках научно-педагогической практики. Для студентов автором были проведены тренинги «Приемы политико-экономического давления в деловых изданиях» и «Способы верификации информации в деловых изданиях. Отсылка». Кроме того, основные положения исследования были представлены в докладах всероссийских научных семинаров и конференций, по итогам которых опубликованы следующие материалы: 1. Деловое издание “The Times” как инструмент политико-экономического давления на Россию // Актуальные проблемы журналистики. Сборник трудов молодых ученых. Томск, 2015. С. 107-109. 2. Деловая пресса об экономических санкциях: приемы подачи материалов // Медиа в современном мире. Молодые исследователи. Материалы 14-й международной научно-практической конференции студентов, магистрантов и аспирантов 11 – 13 марта 2015 г. Санкт-Петербург, 2015. С. 126 – 128. 3. Приемы освещения международных отношений в “The Wall Street Journal” // Средства массовой информации в современном мире. 54-е Петербургские чтения. Санкт-Петербург, 2015. (URL: http://jf.spbu.ru/conference/5385.html). 4. Особенности реализации политико-экономического давления в деловых изданиях // Медиа в современном мире. 55-е Петербургские чтения. Санкт-Петербург, 2016. (URL: http://jf.spbu.ru/conference/6081/6096.html).

Массовая коммуникация. Журналистика. Средства массовой информации
Диссертации

Вуз: Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ)

ID: 587d368b5f1be77c40d591f6
UUID: 4eb4e6f7-55a6-4777-8ce2-737abc78fd7f
Язык: Русский
Опубликовано: почти 8 лет назад
Просмотры: 13

Ракина Марина Павловна

Источник: Санкт-Петербургский государственный университет


0

Комментировать 0

Рецензировать 0

Скачать - 1890963 bytes


Поделиться работой
Current View

Рецензии:

  Авторизуйтесь, чтобы добавить рецензию

- у работы пока нет рецензий -

Для лиц старше 18 лет