Чмир Роман
Начальник Центра развития современных
компетенций детей ФГБОУ ВО Мичуринский ГАУ
Детская журналистика как педагогический феномен в дополнительном
образовании.
Одна из проблем современной школы – снижение познавательной
активности ребенка, узость творческого мышления, неумение грамотно
выражать свои мысли и низкая осведомленность о научной и культурной
жизни города, региона, страны. Пассивное поглощение информации из
интернет- пространства или телевизионных каналов не способствует
раскрытию творческих или интеллектуальных ресурсов школьников, а
наоборот, может подавить все ростки интересной, активной и научнопознавательной жизни. Мультимедийные средства обучения, при всей своей
безграничной информационной составляющей и поразительной наглядности
перестали быть помощниками в процессе обучения. Они дают знания, но не
радость открытия и научного творчества. Результат работы с ними не
становится процессом творения, личным значимым достижением, а
превращается в процесс копирования и преобразования уже имеющейся
информации. Изменения в мире коренным образом повлияли и на систему
образования.
Современная система дополнительного образования меняется, как и все
общество, в котором мы живем. Мы постоянно ищем новые формы и методы,
которые бы позволили нашим детям полноценно, всесторонне проявить себя
в жизни. Это не только получение научных знаний, но и умение общаться,
анализировать, развивать творческие способности, работать в команде и
создавать продукт, которым можно гордиться. Каждый предмет по
отдельности, по которой обучаются дети, интересен, но сам по себе, если не
связан с другими отраслями знаний - он мертв.
В 2016 году на базе Мичуринского государственного аграрного
университета нами была организована комплексная работа с детьми в рамках
дополнительного образования, а уже в 2018 году, нами был выигран грант
Министерства образования и науки Российской Федерации на создание
Центров современных компетенций детей на базе университетов по
приоритетным направлениям науки. Цель Центра – создание условий для
научно-исследовательской работы детей нашего города и области с
использованием современного научного оборудования, с подключением
ведущих специалистов вуза в проектную деятельность детей. Образование
сегодня постепенно уходит от изучения определенного предмета и
становится
межпредметным,
позволяющим
сформировать
единую
естественнонаучную картину мира на стыке изучения многих дисциплин.
Мы, работники Центра развития современных компетенций детей, все
это время пытаемся найти то межпредметное, интегрирующее звено, которое
бы смогло школьнику максимально раскрыться и объединить полученные
знания воедино, и в результате своей работы мы нашли это звено, им
оказалось
направление
«Журналистика»
в
нашем
учреждении
дополнительного образования. Журналистами не рождаются, а становятся в
результате развития в себе многих умений и навыков. Это и умение находить
интересное в окружающем мире, и грамотно излагать на бумаге свои мысли,
критически
воспринимать
мыслить,
ответы
умение
на
них,
анализировать,
и
слушать
задавать
собеседника.
вопросы,
На
эту
образовательную программу записываются многие обучающие Центра.
Вначале они получают журналистское задание по определенному вопросу,
входящему в изучаемый ими материал на кружке естественнонаучной,
технической или социально-педагогической направленности, затем, спектр
работ расширяется, и вот они уже ныряют в проблемы иных сфер знаний,
стараются в них разобраться, понять, ищут и находят дополнительную
информацию по изучаемому вопросу. И вот, написав не один десяток статей,
формируется мини-коллектив, издательство, которое с интересом ищет,
находит и описывает необходимый материал, превращает его в статью, очерк,
интервью, эссе, фоторепортаж.
Но это еще половина работы нашего
журналистского клуба. Детям всегда важен результат, продукт, которым
можно гордиться среди сверстников и в кругу семьи. Это дает стимул для
дальнейших исследований, работы, поиска. Понимая возникшую перед нами
проблему, мы обратились за помощью в издательский дом «Мичуринск»
нашего города и области, который пошел нам на встречу, и раз в месяц
выделяет целый разворот в своей газете для работ обучающихся в Центре.
Это в свою очередь послужило началом сотрудничества и с сайтом «Редкий
экземпляр», газетой «Ровесник» и многими другими печатными и интернетизданиями нашего края.
Направление «Журналистика» развивает ребенка, это бесспорно. Оно
позволяет решить проблему избытка времени у молодежи, расширяет круг
общения и возможностей. Только 25 % времени юные журналисты проводят
в учебных аудиториях Центра, в остальной же период они посещают научные
центры, знакомятся с учеными, их работами, проводят экскурсии в музеи,
театры, выставки, нас принимают и в администрации города. Перед каждым
посещением того или иного места мы ставим перед школьниками
проблемный вопрос, на который они должны ответить после экскурсии.
Ответ – это статья, фоторепортаж, вариант решения проблемы, анализ
увиденного. Написание статьи - это сложный процесс, на который уходит
много времени, консультаций с преподавателем русского языка и литературы,
обсуждение
стиля написания с опытным журналистом, творческое
оформление, изучение истории данного вопроса. В этом и заключается
ценность направления. Происходит большая интеграция между такими
предметами
как
изобразительное
биология,
искусство,
история,
что
литература,
позволяет
русский
формировать
у
язык,
ребенка
естественнонаучную картину мира, объединить все знания в продукт,
которым можно гордиться – статью.
Важно отметить, что первоначальный материал дети презентуют
своим коллегам и руководителям кружка. Это не общий хор одобрения
каждого слова или снимка, а жаркая дискуссия, с критикой, хвалой,
замечаниями, комментариями. Умение слушать критику, исправлять свои
ошибки и недочеты – важная компетенция современного человека, которая не
всегда развита даже у взрослых. Занятия в нашем Центре этому учат, как и
учат уважать чужое мнение, не поддаваться на провокации, отстаивать свою
точку зрения.
В мире информации, компьютеров и больших баз данных, с их
противоречивым толкованием, фейковыми новостями и разноплановыми
комментариями к ним, ребенку нужно понять, что такое информационная
безопасность, какими методами создаются новости и какое многообразие
интерпретаций
определенного
события
может
быть.
Направление
«Журналистика» приближает школьника к пониманию этих основ, что в
дальнейшем может помочь ориентироваться в мире информации, который все
больше и больше погружает наш социум.
С педагогической точки зрения детская журналистика - это мощный
мотивационный фактор для развития личности ребенка. Он сочетает в себе
лучшие стороны проектной деятельности, о которой очень много говорят в
последнее время. Нужно обладать комплексом компетенций для создания
статьи, являющейся синтезом общественных дисциплин, научных знаний,
умений работать с информационными технологиями и многообразием
художественного оформления полученного материала.
Занятие в клубе «Журналистика» Центра развития современных
компетенций детей ФГБОУ ВО «Мичуринский ГАУ»
Журналистика не стоит на одном месте. Она интересна тем, что для
школьников каждое занятие – сюрприз. Они не знают куда пойдут, какую
тему или какое событие будут освещать. Каждое занятие – научное
приключение. Познавательная активность – важная составляющая личности.
Научить ребенка смотреть на мир широко раскрытыми глазами, критически
относиться к любым информационным событиям, анализировать, создавать,
творить – значит научить жить! Мы надеемся, что наше направление
«Журналистика» поможет найти каждому ребенку свое место в жизни и даст
бесценный опыт полноценного общения.
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв