Сохрани и опубликуйсвоё исследование
О проекте | Cоглашение | Партнёры
выпускная бакалаврская работа по направлению подготовки : 38.03.04 - Государственное и муниципальное управление
Источник: Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Дальневосточный федеральный университет»
Комментировать 0
Рецензировать 0
Скачать - 2,3 МБ
Enter the password to open this PDF file:
-
Оглавление Введение ................................................................................................................... 3 1 Теоретико-организационные основы управления общим образованием в Российской Федерации ........................................................................................ 6 1.1 Понятие и сущность общего образования в Российской Федерации .... 6 1.2 Нормативно-правовое регулирование общего образования в Российской Федерации .......................................................................................................... 10 1.3 Система органов государственной власти, осуществляющих управление и регламентацию в сфере образования ........................................................... 16 2 Деятельность комитета образования по развитию общего образования в Еврейской автономной области ........................................................................... 24 2.1 Современное состояние системы общего образования в Еврейской автономной области .......................................................................................... 24 2.2 Анализ основных направлений деятельности комитета образования в сфере развития общего образования ............................................................... 32 2.3 Предложения по совершенствованию деятельности комитета образования Еврейской автономной области ....................................................................... 45 Заключение ............................................................................................................ 50 Список использованных источников .................................................................. 52 Приложение А ....................................................................................................... 57
Введение В современном мире значение образования как важнейшего фактора формирования нового качества экономики и общества увеличивается вместе с ростом влияния человеческого капитала. Российская система образования способна конкурировать с системами образования передовых стран. При этом необходимы широкая поддержка со стороны общественности проводимой образовательной политики, восстановление ответственности и активной роли государства в этой сфере, глубокая и всесторонняя модернизация образования с выделением необходимых для этого ресурсов и созданием механизмов их эффективного использования. От уровня образования напрямую зависит качество трудовых ресурсов, а, следовательно, и состояние экономики, промышленности, производства. Образование выступает фактором воспроизводства социально- профессиональной структуры общества. Система образования формирует гражданина, тем самым оказывает воздействие на политическую сферу общественной жизни. Через культурно-воспитательную функцию образование оказывает влияние на духовную жизнь общества. Формирование общей культуры является условием любой профессиональной подготовки в будущем, создает условия и предпосылки для социальной мобильности человека или социальной группы, сохраняет и передает культурное достояние общества из поколения в поколение. Современное образование – это одно из средств решения важнейших проблем не только общества, но и отдельных индивидов. В любом государстве характер системы образования определяется социально-экономическим и политическим строем, а также культурно-историческими и национальными особенностями страны. Требования общества к образованию выражаются в системе принципов государственной образовательной политики. Целями государственной политики в этой сфере является создание условий для реализации гражданами своих прав на образование, по своей структуре и 3
качеству соответствующее потребностям развития экономики и гражданского общества. Что касается деятельности исполнительных органов, осуществляющих управления системой образования в Российской Федерации, стоит отметить, что данная деятельность всегда вызывает множество споров и вопросов. Подробное рассмотрение данной деятельности, её последующий анализ, а за ним и предложение решения выявленных проблем, может способствовать развитию системы образования в Российской Федерации. Актуальность изучения деятельности комитета образования ЕАО обусловлена необходимостью значительных организационных изменений в системе дошкольного, общего, профессионального и дополнительного образования в связи с наличием социально-демографических изменений, происходящих в области в последние годы, с введением федерального государственного образовательного стандарта. Таким образом тема выпускной квалификационной работы является актуальной. Целью данной выпускной квалификационной работы является разработка мероприятий по совершенствованию деятельности комитета образования Еврейской автономной области в сфере общего образования и разработка мероприятий по совершенствованию его деятельности. Исходя из поставленной цели, были поставлены следующие задачи исследования: 1) Изучение организационно-правовых основ деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере общего образования; 2) Анализ состояния общего образования в Еврейской автономной области; 3) Анализ основных направлений деятельности комитета образования Еврейской автономной области по развитию общего образования; 4) Разработка мероприятий по совершенствованию деятельности в сфере общего образования. 4
Объектом исследования являются муниципальные органы исполнительной власти Еврейской автономной области, осуществляющие управление системой общего образования. Предметом исследования является деятельность органов исполнительной власти Еврейской автономной области, осуществляющих управление системой общего образования. В данной выпускной квалификационной работе были использованы следующие методы: анализ, синтез, системный анализ, классификация. Информационной Российской Федерации, базой исследования федеральные законы послужили: Российской Конституция Федерации, Законодательные акты Еврейской автономной области, законодательные акты мэрии города Биробиджан и решения городской Думы, отчетные и статистические данные, информация из сети Интернет. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, а также из заключения, списка используемых источников и приложения. 5
Теоретико-организационные 1 основы управления общим образованием в Российской Федерации 1.1 Понятие и сущность общего образования в Российской Федерации Изучая общее образование в России необходимо разобраться в терминологии. Для начала нужно дать определение образования в России в целом, но так как образование является объектом исследования разных отраслей знаний юриспруденции и философии, - т.д. - педагогики, представителями социологии, данных наук экономики, предложены доктринальные определения образования и обучения, которые существенно отличаются друг от друга (даже внутри одной отрасли знаний). Например, в педагогике отдельными авторами образование понимается как процесс и результат усвоения человеком социального опыта, системы знаний, умений и навыков, необходимых для жизни в обществе, а обучение определяется как совместная деятельность учащегося и преподавателя, направленная на достижение учебных целей, овладение знаниями, умениями и навыками, заданными учебными планами и программами. Поэтому за четким определением обратимся к закону. Образование – единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов [4]. 6
Данное определение дано в Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации», что же касается определения общего образования, то оно так же дано в данном законе. Общее образование – вид образования, который направлен на развитие личности и приобретение в процессе освоения основных общеобразовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для жизни человека в обществе, осознанного выбора профессии и получения профессионального образования [4]. На сегодняшний день общее образование включает в себя следующие уровни, которые закреплены в ст. 10 Закона: 1) Дошкольное образование; 2) Начальное общее образование; 3) Основное общее образование; 4) Среднее общее образование. Согласно формирование ст. 66 начальное личности общее обучающегося, образование развитие его направлено на индивидуальных способностей, положительной мотивации и умений в учебной деятельности (овладение чтением, письмом, счетом, основными навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни) [4]. Основное общее образование направлено на становление и формирование личности обучающегося эстетического вкуса и (формирование здорового образа нравственных жизни, высокой убеждений, культуры межличностного и межэтнического общения, овладение основами наук, государственным языком Российской Федерации, навыками умственного и физического труда, развитие склонностей, интересов, способности к социальному самоопределению). Что касается среднего общего образования то оно нацелено на дальнейшее становление и формирование личности обучающегося, развитие 7
интереса к познанию и творческих способностей обучающегося, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе индивидуализации и профессиональной ориентации содержания среднего общего образования, подготовку обучающегося к жизни в обществе, самостоятельному жизненному выбору, продолжению образования и началу профессиональной деятельности. Также ст. 66 установлено, что начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование являются обязательными уровнями образования [4]. Схема системы образования Российской Федерации представлена на рисунке 1. Источник: разработка автора на основе [4]. Рисунок 1 – Система образования Российской Федерации За последние десять лет система российского образования претерпела значительные изменения в русле общих процессов демократизации жизни общества, формирования рыночной экономики. Это стало возможным в 8
результате последовательной реализации законодательных актов в области образования, других нормативных документов. Основными изменениями за последние годы стали: 1 сентября 2016 года вступили в силу новые образовательные стандарты для детей с ограниченными возможностями здоровья; с 2015 вводятся новые федеральные государственные образовательные стандарты; изменения в едином государственном экзамене, а также в государственной итоговой аттестации; утверждение новых показателей мониторинга в системе образования; разделение Министерства образования и науки согласно Указу Президента Российской Федерации «О структуре федеральных органов исполнительной власти» от 15 мая 2018 года [38]. Также на сегодняшний день в планах развития образования в России реализация приоритетных проектов, а именно таких как: 1) Приоритетный проект «Рабочие кадры для передовых технологий»; 2) Приоритетный проект «Вузы как центры пространства создания инноваций»; 3) Приоритетный проект «Создание современной образовательной среды для школьников»; 4) Приоритетный проект «Рабочие кадры для передовых технологий»; 5) Приоритетный проект «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации»; 6) Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей» [37]. Таким образом можно констатировать, что на сегодняшний день образование имеет четко сформулированную систему, закрепленную законодательно, а также планируется реализация ряда перспективных проектов, 9
которые будут способствовать непосредственному развитию, как и общего образования, так и образования в целом. 1.2 Нормативно-правовое регулирование общего образования в Российской Федерации Основное нормативно правовое регулирование закреплено в Конституции Российской Федерации, в статье 43, а именно закреплено, что: каждый имеет право на образование; гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях; каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии; основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования; Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования [1]. Также еще одним основным документом в сфере образования в Российской Федерации закреплено в 4 статье Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Где основными целями нормативно правового регулирования является установление государственных гарантий, механизмов реализации прав и свобод человека в сфере образования, создание условий развития системы образования, защита прав и интересов участников отношений в сфере образования. Между тем выделяются и основные задачи: обеспечение и защита конституционного права граждан Российской Федерации на образование; 10
создание правовых, экономических и финансовых условий для свободного функционирования и развития системы образования Российской Федерации; создание правовых гарантий для согласования интересов участников отношений в сфере образования; определение правового положения участников отношений в сфере образования; создание условий для получения образования в Российской Федерации иностранными гражданами и лицами без гражданства; разграничение полномочий в сфере образования между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления [4]. В таблице 1 представлено нормативно - правовое обеспечение общего образования в Российской Федерации. Таблица 1 – Нормативно - правовое обеспечение общего образования в Российской Федерации № п/п 1 НПА Конституция Российской Федерации Дата принятия от 12.12.1993. Федеральное законодательство 2 «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ 3 «Об общих принципах организации от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ местного самоуправления в российской федерации» Нормативные-правовые акты органов исполнительной власти Российской Федерации 11
Окончание таблицы 1 № НПА п/п 4 5 6 7 8 «Об утверждении мониторинга образования» Дата принятия показателей Приказ Министерства образования системы и науки российской федерации от 22 сентября 2017 г. № 955 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта Начального общего образования» «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта Основного общего образования» «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта Среднего общего образования» «Об утверждении Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» Приказ Министерства Образования и науки от 6 октября 2009 г. № 373 Приказ Министерства Образования и науки от 17 декабря 2010 г. № 1897 Приказ Министерства Образования и науки от 6 октября 2009 г. № 413 Приказа Минобрнауки России от 22.01.2014 № 32 Источник: разработка автора на основе [38] Рассматривая документы, которые регулируют именно общее образование следует отметить приказа Минобрнауки России от 22.01.2014 № 32 «Об утверждении Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования». Порядок приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования регламентирует прием граждан Российской Федерации в организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования [9]. 12
Важную роль играет и серия федеральных образовательных стандартов. Кратко рассмотрим федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Данный стандарт принят приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 и представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. Предметом регулирования стандарта являются отношения в сфере образования, возникающие при реализации образовательной программы дошкольного образования. В Стандарте учитываются: индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования, индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья; возможности освоения ребенком программы дошкольного образования на разных этапах ее реализации [10]. Федеральный государственный стандарт начального общего образования. Данный стандарт принят приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373 и представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего образования. Стандарт включает в себя требования: к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования; к структуре основной образовательной программы начального общего образования, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы участниками образовательных отношений; 13 и части, формируемой
к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям [11]. Требования к результатам, структуре и условиям освоения основной образовательной программы начального общего образования учитывают возрастные и индивидуальные особенности обучающихся при получении начального общего образования, самоценность начального общего образования как фундамента всего последующего образования [11]. Федеральный государственный стандарт среднего общего образования. Данный стандарт принят приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 и представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы основного общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию. Стандарт включает в себя требования: к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования; к структуре основной образовательной программы основного общего образования, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объёму, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса; к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования, в том числе к кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям [12]. Требования к результатам, структуре и условиям освоения основной образовательной программы основного общего образования учитывают возрастные и индивидуальные особенности обучающихся на ступени основного общего образования, включая образовательные потребности обучающихся с 14
ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, а также значимость ступени общего образования для дальнейшего развития обучающихся [12]. И заключительным стандартом является федеральный государственный стандарт среднего общего образования. Данный стандарт принят приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. № 413 и представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы среднего общего образования. Стандарт включает в себя требования: к результатам освоения основной образовательной программы; к структуре основной образовательной программы, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений; к условиям реализации основной образовательной программы, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям [13]. Требования к результатам освоения основной образовательной программы, ее структуре и условиям реализации учитывают возрастные и индивидуальные особенности обучающихся при получении среднего общего образования, включая образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, а также значимость данного уровня организациях, общего образования осуществляющих для продолжения образовательную обучения в деятельность, профессиональной деятельности и успешной социализации [13]. Относительно новым нормативно-правовым документом является Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 сентября 2017 г. № 955 «Об утверждении показателей мониторинга системы образования», который утверждает новый расширенный перечень показателей по которому будет оцениваться нынешнее состояние образования в стране [14]. 15
Подводя итоги рассмотрению основных нормативно-правовых актов в сфере регулирования общего образования, можно сделать вывод о том, что нормативно-правовое регулирование в сфере образования находится на достаточно высоком уровне и охватывает все аспекты, касающиеся образования. 1.3 Система органов государственной власти, осуществляющих управление и регламентацию в сфере образования В Российской осуществляется на образовательных Федерации принципах организаций, управление системой законности, образования демократии, информационной автономии открытости системы образования и учета общественного мнения и носит государственнообщественный характер. Управление системой образования включает в себя: формирование системы взаимодействующих федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования; осуществление стратегического планирования развития системы образования; принятие и реализацию государственных программ Российской Федерации, федеральных и региональных программ, направленных на развитие системы образования; проведение мониторинга в системе образования; информационное и методическое обеспечение деятельности федеральных государственных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования; 16
государственную регламентацию образовательной деятельности; независимую оценку качества образования, общественную и общественно-профессиональную аккредитацию; подготовку и повышение квалификации работников федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, руководителей и педагогических работников образовательных организаций [38]. Государственное управление в сфере образования осуществляют в пределах своих полномочий федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации. В муниципальных районах и городских округах управление в сфере образования осуществляется соответствующими органами местного самоуправления. Федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в сфере образования, являются: федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования; федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере образования; федеральные государственные органы, имеющие в своем ведении образовательные организации; федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, осуществляет координацию деятельности в сфере образования федеральных государственных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и иных субъектов системы образования [38]. 17
Система органов исполнительной власти представлена на рисунке 2. Правительство России Минобрнауки Региональные органы управления образованием Рособрнадзор Росмолодежь Источник: разработка автора на основе [4] Рисунок 2 – Система органов исполнительной власти Стоит отметить, что 15 мая 2018 года было выдвинуто предложение о разделении Минобрнауки на 2 ведомства: 1) Министерство просвещения; 2) Министерство науки и высшего образования. Данное разделение пока не осуществилось, реформирование планируется осуществлять до 2019 года [38]. Основой образовательной управления является деятельности. государственная Государственная регламентация регламентация образовательной деятельности направлена на установление единых требований осуществления образовательной деятельности и процедур, связанных с установлением и проверкой соблюдения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, этих требований. Данная регламентация включает в себя: лицензирование образовательной деятельности; государственную аккредитацию образовательной деятельности; 18
государственный контроль (надзор) в сфере образования. Что касается лицензирования образовательной деятельности то согласно Федеральному закону №99-ФЗ деятельности» образовательная «О лицензировании деятельность отдельных подлежит видов обязательному лицензированию. Лицензирование образовательной деятельности осуществляется: по видам образования; по уровням образования; по профессиям; специальностям; направлениям подготовки (для профессионального образования); по подвидам дополнительного образования. Лицензирование образовательной деятельности осуществляется лицензирующим органом – Федеральная служба по надзору в сфере образования. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки находится в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации [5]. Еще одним видом регламентации является государственная аккредитация образовательной деятельности. Государственная аккредитация образовательной деятельности реализуемым проводится в по соответствии основным с образовательным федеральными программам, государственными образовательными стандартами, за исключением образовательных программ дошкольного образования, а также по основным образовательным программам, реализуемым в соответствии с образовательными стандартами. Целью государственной аккредитации образовательной деятельности является подтверждение соответствия федеральным государственным образовательным стандартам образовательной деятельности по основным образовательным программам и подготовки обучающихся в образовательных организациях, организациях, осуществляющих 19 обучение, а также
индивидуальными предпринимателями, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно [4]. Государственная аккредитация образовательной деятельности проводится аккредитационным органом – Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки находится в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации. При проведении государственной аккредитации образовательной деятельности по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования аккредитационный орган принимает решение о государственной аккредитации или об отказе в государственной аккредитации образовательной деятельности по указанным образовательным программам в отношении каждого уровня общего образования, к которому относятся заявленные для государственной аккредитации основные общеобразовательные программы [4]. Что касается государственного контроля (надзора) в сфере образования то под федеральным государственным контролем качества образования понимается деятельность по оценке соответствия содержания и качества подготовки обучающихся по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам федеральным государственным образовательным стандартам посредством организации и проведения проверок качества образования и принятия по их результатам предусмотренных мер. Государственный контроль (надзор) включает в себя: федеральный государственный контроль качества образования; федеральный государственный надзор в сфере образования [4]. Данный контроль осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими 20 переданные Российской
Федерацией полномочия по государственному контролю (надзору) в сфере образования. Еще одним инструментом управления и регламентации является педагогическая экспертиза. Педагогическая экспертиза проводится в отношении проектов нормативных правовых актов и нормативных правовых актов, касающихся вопросов обучения и воспитания, в целях выявления и предотвращения установления ими положений, способствующих негативному воздействию на качество обучения по образовательным программам определенного уровня и (или) направленности и условия их освоения обучающимися [4]. Проведение педагогической экспертизы проектов нормативных правовых актов и нормативных правовых актов, касающихся вопросов обучения и воспитания, организуется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. К проведению педагогической экспертизы на общественных началах привлекаются физические и юридические лица, имеющие необходимую квалификацию. Порядок проведения педагогической экспертизы устанавливается Правительством Российской Федерации. Одним из видов общественного управления является независимая оценка качества образования. Независимая оценка качества образования направлена на получение сведений об образовательной деятельности, о качестве подготовки обучающихся и реализации образовательных программ. Независимая оценка качества образования включает в себя: независимую оценку качества подготовки обучающихся; независимую образовательной оценку деятельности качества условий организациями, осуществления осуществляющими образовательную деятельность [4]. Независимая оценка качества образования осуществляется юридическими лицами, выполняющими конкретные виды такой оценки. 21
Важно отметить, что результаты независимой оценки качества образования не влекут за собой приостановление или аннулирование лицензии на осуществление образовательной деятельности, приостановление государственной аккредитации или лишение государственной аккредитации в отношении организаций, осуществляющих образовательную деятельность. На основе результатов независимой оценки качества образования могут формироваться рейтинги организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и (или) реализуемых ими образовательных программ. Как и в других сферах общества в сфере образования также реализуется принцип открытости и прозрачности. В частности, предусмотрена информационная открытость системы образования и мониторинг в сфере образования. Информация о системе образования включает в себя данные официального статистического учета, касающиеся системы образования, данные мониторинга системы образования и иные данные, получаемые при осуществлении своих функций федеральными государственными органами и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, организациями, осуществляющими образовательную деятельность, а также иными организациями, осуществляющими деятельность в сфере образования [4]. Мониторинг системы образования представляет собой систематическое стандартизированное наблюдение за состоянием образования и динамикой изменений его результатов, условиями осуществления образовательной деятельности, контингентом обучающихся, учебными и внеучебными достижениями обучающихся, профессиональными достижениями выпускников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, состоянием сети организаций, осуществляющих образовательную деятельность. 22
Организация мониторинга системы образования осуществляется федеральными государственными органами и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования. Порядок осуществления также перечень обязательной мониторинга системы образования, информации, подлежащей а мониторингу, устанавливается Правительством Российской Федерации [4]. В целях обеспечения информационной открытости создаются, формируются и ведутся государственные информационные системы, в том числе государственные информационные системы. Создание, формирование, ведение данных систем осуществляется уполномоченными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Безусловно, никакая система управления не может считаться идеальной, но система управления в сфере образования Российской Федерации может похвастаться четкой организационной структурой, а также четкой регламентацией своей деятельности, что говорит о высоком уровне данной системы. 23
Деятельность комитета 2 образования по развитию общего образования в Еврейской автономной области 2.1 Современное состояние системы общего образования в Еврейской автономной области Система общего образования области включает 66 государственных и муниципальных образовательных учреждений и 12 филиалов: 8 учреждений и 5 филиалов реализуют программы только начального общего образования; 11 учреждений и 6 филиалов – основного общего образования, 42 учреждения и 1 филиал – среднего общего образования, 3 учреждения – для детей с ограниченными возможностями здоровья. Количество образовательных организаций, реализующих программы общего образования представлено на рисунке 3. 74 73 72 72 69 70 67 68 66 66 66 2015 2016 2017 66 64 62 2011 2012 2013 2014 Источник: разработка автора на основе на основе [36] Рисунок 3 – Количество образовательных организаций, реализующих программы общего образования На данном графике прослеживается уменьшение количества образовательных организация, реализующих программы общего образования, на первый взгляд может показаться, что это является негативной тенденцией, 24
но стоит отметить, что сокращение количества таких организаций чаще всего происходит из-за укрупнения данных организаций и открытия новых. В 19 общеобразовательных учреждениях реализуются программы дошкольного образования. В 8 общеобразовательных учреждениях имеются отдельные классы для детей с ограниченными возможностями здоровья. Всего обучающихся на начало учебного года – 20 004 человек (на начало 2016/2017 учебного года – 19693), в том числе в школах и классах для детей с ограниченными возможностями здоровья обучается 734 обучающихся (октябрь 2017 года – 741) [37]. Общая численность обучающихся в образовательных организациях, реализующих программы общего образования в Еврейской автономной области представлена на рисунке 4. 20 321 20 500 20 097 20 000 19 447 19 500 18 923 19 000 18 414 18 560 18 653 18 633 2011 2012 2013 18 500 18 000 17 500 17 000 2010 2014 2015 2016 2017 Источник: разработка автора на основе [36] Рисунок 4 – Общая численность обучающихся в образовательных организациях, реализующих программы общего образования в Еврейской автономной области На данном графике видна положительная тенденция численности обучающихся в образовательных организациях, реализующих программы общего образования в Еврейской автономной области. 25
Число школ, работающих в две смены, – 19 и 3 филиала (28,6%). Численность обучающихся, занимающихся во второй смене, – 2556 чел., что составляет 13,1% от общего количества учащихся (2015 год – 13,1%). Во вторую смену занимаются 19,3% учащихся 1 – 4 классов (от общего количества учащихся 1 – 4 классов) и 9,7% учащихся 5 – 9 классов (от общего количества учащихся 5 – 9 классов) [37]. В 27 школах и 4 филиалах организованы группы продленного дня (2017 год – в 27 школах и 4 филиалах) с количеством обучающихся 1239 чел., что составляет 6,6% от общего количества обучающихся (2017 год – 1407 чел.). По итогам 2016 учебного года: переведены в следующий класс с академической задолженностью 203 учащихся (1,1%, 2017 год – 0,98%); оставлены на повторный год обучения – 70 учащихся (0,4%); переведены на адаптированные программы – 81 учащийся (0,4%) [37]. В соответствии с региональным планом-графиком введения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования с 2016/2017 учебного года в 53 школах все учащиеся пятых, шестых классов (3755 чел.) и в 3 – х пилотных школах 294 учащихся седьмых классов обучаются по ФГОС основного общего образования. Доля учащихся, обучающихся по ФГОС (в общей численности учащихся общеобразовательных учреждений, реализующих ФГОС) – 65,3%. В целях реализации плана действий по обеспечению введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее – ФГОС ОВЗ) с 1 сентября 2016 года 190 школьников обучаются по ФГОС ОВЗ. В качестве основных ступеней внедрения ФГОС ОВЗ в практику работы общеобразовательных организаций области определены организационно26
содержательные мероприятия по нормативно-правовому, методическому, информационному и кадровому обеспечению реализации ФГОС ОВЗ. Для учащихся 9 классов во всех школах области организована пред профильная подготовка, способствующая принятию школьниками решения о выборе направления дальнейшего обучения и созданию условий для повышения готовности подростков к социальному, профессиональному и культурному самоопределению в целом. Профильное обучение организовано в 37 общеобразовательных учреждениях из 43, реализующих программы среднего общего образования. Количество учащихся 10 и 11 классов, обучающихся по программам профильного обучения, составляет 1042 человек. Наиболее востребованными являются следующий профиль: социально-гуманитарный (35% старшеклассников). Доля школ, имеющих водопровод, центральное отопление, канализацию, в общем числе общеобразовательных учреждений: водопровод – 85,9%; центральное отопление – 91%; канализацию – 89,7%. Доля общеобразовательных учреждений, здания которых требуют капитального ремонта – 6,15%. На территории области 1 школа, здание которой находится в аварийном состоянии (ОГБОУ «Специальная (коррекционная) школа-интернат» в с. Ленинское) [37]. В 2016/2017 учебном году 45 школьных автобусов, отвечающих современным требованиям ГОСТ Р51160-98 «Автобусы для перевозки детей», подвозили в общеобразовательные учреждения области по 43 маршрутам 1758 школьников, что позволяет обеспечить 100% обучающихся школ, нуждающихся в подвозе между поселениями. На сегодняшний день остается актуальной проблема по созданию современных условий для занятий физической культурой, в том числе обеспечению возможности пользоваться современно спортзалами и спортплощадками, в 15 сельских школах. 27 оборудованными
Распоряжением правительства области от 25.12.2015 № 422-рп утвержден комплекс мероприятий по созданию в общеобразовательных организациях Еврейской автономной области, расположенных в сельской местности, условий для занятий физической культурой и спортом в 2016 году. В соответствии с комплексом мероприятий в 2016 году отремонтированы спортивные залы в 4 сельских школах, оборудована 1 площадка открытых плоскостных спортивных сооружений, в 1 школе перепрофилирована аудитория под спортзал [37]. По результатам конкурсного отбора, в областной бюджет области из федерального бюджета на улучшение условий для занятия физической культурой и спортом поступили финансовые средства в размере 14 867,1 тыс. рублей. Дополнительно из бюджета Еврейской автономной области на реализацию комплекса мероприятий выделено 789,9 тыс. рублей. На 1 персональный компьютер, используемый в учебных целях, в среднем приходится 8,456 учащихся. С 01 сентября 2016 года 42 школьных автобуса, отвечающих современным требованиям ГОСТ Р51160-98 «Автобусы для перевозки детей», были задействованы в организации школьных перевозок. Подвоз 1640 школьников в 33 общеобразовательных учреждений осуществлялся по 43 маршрутам, что позволило обеспечить 100 % обучающихся школ, нуждающихся в подвозе между поселениями. В школах области действуют следующие модели организации школьного питания: 64 (81,3 %) – имеют столовые полного цикла; 1 (2,7 %) – комбинат школьного и студенческого питания; 4 (10,7 %) – имеют столовые доготовочные; 28 (5,3 %) – имеют буфеты – раздаточные [37]. Во всех школах, реализующих программы общего образования в очной форме, обеспечена возможность пользоваться столовыми, оборудованными 28
современны технологическим оборудованием, современно оформленными залами для приема пищи. Объем средств, направленных на организацию горячего питания обучающихся в текущем учебном году (всего) составил 12230397,6 руб. Дотации (субсидии, субвенции), (социальная поддержка), льготы по оплате питания получили 4384 школьников, из них: из малообеспеченных семей 3527 человек, из многодетных семей – 857 человек. Все учащиеся школ области обеспечены бесплатными учебниками из фондов школьных библиотек. В 2017 году поступили более 27 тысяч экземпляров учебников и учебных пособий на общую сумму 8 817, 1 тыс. рублей. Общий объем финансирования всех образовательных организаций, реализующих программы общего образования в Еврейской автономной области представлен на рисунке 5. 1 800 000 1 600 000 1 400 000 1 200 000 1 427 463 1 496 552 1 503 435 1 509 986 1 563 497 2014 2015 2016 2017 1 295 980 1 148 916 1 000 000 800 000 600 000 400 000 200 000 0 2011 2012 2013 Источник: Разработка автора на основе [36] Рисунок 5 – Общий объем финансирования всех образовательных организаций, реализующих программы общего образования в ЕАО Еще одним важным показателем оценки деятельности комитета образования является охват детей дошкольным образованием, который представлен на рисунок 6. 29
74 71,61 72,2 2015 2016 73,1 72 69,1 70 66,5 68 66 63,4 64 62 62 60 58 56 2011 2012 2013 2014 2017 Источник: разработка автора на основе [36] Рисунок 6 – Охват детей дошкольным образованием в ЕАО На данном графике явно видна стагнация охвата детей дошкольным образованием. Что касается материальной базы и ее износа то на рисунке 7 представлено число образовательных организаций, реализующих программы общего образования, здания которых требуют капитального ремонта. 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0 9 8 6 5 4 2013 2014 2015 2016 2017 Источник: разработка автора на основе [36] Рисунок 7 – Число образовательных организаций, реализующих программы общего образования, здания которых требуют капитального ремонта 30
Данный график демонстрирует положительную тенденцию, т.к число образовательных организаций, реализующих программы общего образования, здания которых требуют капитального, ремонта с каждым годом сокращается. Еще одним немаловажным показателем оценки состояния системы общего образования является количество специальных педагогов, таких как психологи, дефектологи и д.р. осуществляющих свою деятельность в образовательных организация реализующих программы общего образования и процентное соотношение к общему количеству работников в сфере общего образования представлено на рисунке 8. 1,40 1,28 1,20 1,00 0,80 0,67 0,60 0,54 0,60 0,40 0,20 0,00 Педагог-психолог Учитель-логопед Учитель-дефектолог Социальный педагог Источник: разработка автора на основе [36] Рисунок 8 – Количество специальных педагогов, в % от общего количества работников По данному графику можно судить о катастрофической нехватке специальных педагогов, а это очень серьезная проблема ведь для применения новых ФГОС необходимо достаточное количество таких педагогов. Важным показателем оценки состояния системы общего образования является количество нарушений в сфере общего образования в ЕАО представлено на рисунке 9. 31
283 300 234 250 200 146 150 100 50 0 2015 2016 2017 Источник: разработка автора на основе [36] Рисунок 9 – Количество нарушений в сфере образования в ЕАО На данном графике прослеживается негативная тенденция увеличения количества нарушений в сфере общего образования. Подводя итоги рассмотрения современного состояния системы общего образования в Еврейской автономной области, можно утверждать, что оно находится на достаточно высоком уровне и постоянно развивается. Тем не менее, существуют некоторые проблемы, которые требуют особого внимания, например, недостаточное количество специальных педагогов. 2.2 Анализ основных направлений деятельности комитета образования в сфере развития общего образования В Еврейской автономной области сформирована региональная модель осуществления полномочий Российской Федерации в сфере образования, переданных для осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Законом Российской Федерации от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [4]. Комитет имеет чёткую организационную структуру, различные элементы которой выполняют собственные уникальные функции. 32
Комитет возглавляет председатель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности губернатором области по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. На данный момент должность председателя занимает Пчелкина Татьяна Михайловна Председатель комитета имеет трех заместителей, в том числе одного первого заместителя, назначаемых на должность и освобождаемых от должности губернатором области в установленном порядке. Заместители председателя комитета осуществляют свои полномочия в соответствии с должностным регламентом [18]. Организационная структура комитета образования представлена на рисунке 10. Источник: разработка автора на основе [18] Рисунок 10 – Организационная структура комитета образования Еврейской автономной области Основной деятельностью комитета образования в сфере общего образования является: 1) Государственный контроль и надзор в сфере образования; 2) Лицензионный контроль; 33
3) Лицензирование; 4) Государственная аккредитация образовательной деятельности; 5) Аттестация педагогических кадров [18]. Разбирая подробно каждый из пунктов начнем с государственного контроля и надзора в сфере образования. Во втором квартале 2018 года комитетом образования запланировано следующее количество проверок: 1) Проверок муниципальных бюджетных общеобразовательных казенных общеобразовательных учреждений – 4; 2) Проверок муниципальных учреждений – 6; 3) Проверок муниципальных казённых дошкольных образовательных учреждений – 4. Цели данных проверок: 1) Федеральный государственный надзор в сфере образования; 2) Федеральный государственный контроль качества образования; 3) Контроль за соблюдением лицензионных требований при осуществлении образовательной деятельности. Данные проверки имеют форму плановых выездных. Некоторые из них проводятся совместно с другими государственными органами контроля(надзора), а также с муниципальными органами контроля, например: управление природных ресурсов правительства ЕАО; управление трудовой занятости населения правительства ЕАО; управление ветеринарии при правительстве ЕАО; территориальное отделение управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по ЕАО по Смидовичскому и Облученскому районам [18]. 34
Так как комитет образования при осуществлении контроля(надзора) использует риск – ориентированный подход то при поступлении информации о нарушении действует следующая схема, которая представлена на рисунке 11. Анализ Высокая зона риска информации Низкая зона риска Рейтинг эффективности по разным направлениям деятельности Вне зоны риска Источник: разработка автора на основе [36] Рисунок 11 – Применение риск-ориентированного подхода Помимо государственного контроля(надзора) комитет образования Еврейской автономной области осуществляет лицензирование образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, организаций, осуществляющих обучение, а также индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность. Лицензирование образовательной деятельности осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» с учетом особенностей, установленных Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации». Что касается государственной аккредитации образовательной деятельности, то стоит отметить, что за период 2017 – 2018 аккредитационную экспертизу успешно прошли пять образовательных учреждений в числе которых : ОГПОБУ «Биробиджанский медицинский колледж», ОГПОБУ «Технический колледж», ОГПБУ «Центр образования «Приоритет», ОГПОБУ 35
«Сельскохозяйственный техникум», ОГПОБУ «Политехнический техникум» [36]. Переходя к аттестации педагогических кадров, стоит отметить, что согласно утвержденному графику аттестационных комиссий каждый месяц предусмотрено по одной аттестационной комиссий. Таким образом, подводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод, о том, что организационная структура комитета образования Еврейской автономной области имеет четкий регламент, предусмотренный положением комитета, что способствует четкому и профессиональному выполнению своих должностных обязанностей, которые были рассмотрены в данном разделе. Согласно докладу коллегии комитета образования «Об итогах работы комитета образования Еврейской автономной области в 2017 году и задачах на 2018 год» на 2018 год запланирована модернизация региональных систем дошкольного образования в которую включено: Создание 1345 дополнительных мест в детских садах 160 зданий подвергнутся капитальному ремонту; 315 зданий будут реконструированы; 750 помещений будет приспособлено; 120 зданий будет приобретено; На 2018 – 2019 год запланирована централизация управления, которая включает в себя передачу полномочий по управлению образовательными организациями с муниципального уровня на областной [36]. Ожидаемые результаты от централизации управления представлены на рисунке 12. 36
160 145 140 120 100 80 65 60 40 19 20 4 0 2017 2019 Областных организаций Областных школ Источник: разработка автора на основе [36] Рисунок 12 – Ожидаемые результаты от централизации управления Эффекты реализации проекта: 1) Единая образовательная политика; 2) Уменьшение доли учащихся, обучающихся во вторую смену, с 13% до 12%; 3) Концентрация научно-методических, кадровых и материально- технические ресурсов; 4) Возможность осуществления профессиональной подготовки школьников (с 0% до 15% учащихся); 5) Система управления на основе образовательных округов; 6) Эффективность использования бюджетных средств (экономия не менее 10%); 7) Повышение качества психологического сопровождения детей (с 35% до 100% детей); 8) При выборе школы границы муниципальных образований отсутствуют. Так же в 2018 году предполагается осуществить следующие мероприятия в сфере общего образования: 37
1) Строительство школы на 1000 мест в городе Биробиджане – 14,85 млн. руб.; 2) Строительство школы – детского сада на 100 мест в селе Радде – 2,97 млн. руб.; 3) Строительство школы – детского сада на 100 мест в селе Будукан – 2,97 млн. руб.; 4) Реконструкция школы в селе Валдгейм – 2,97 млн. руб.; 5) Приобретение жилых помещений специализированного жилищного фонда для педагогических работников образовательных организаций (38 квартир) – 63,2 млн. руб. Основным же направлением деятельности комитета образования является реализация государственной программы Еврейской автономной области «Развитие образования Еврейской автономной области» на 2016 – 2018 годы. Цель данной программы – обеспечение доступности качественного образования, соответствующего современным требованиям и запросам общества, государства и личности. Так как это комплексная программа, она включает в себя ряд разносторонних задач, а именно: 1) Обеспечение предоставления доступности, дошкольного, общего повышение образования уровня и качества дополнительного образования детей; 2) Приведение дополнительного содержания профессионального и качества образования профессионального в соответствие и с потребностями рынка труда; 3) Обеспечение защиты прав детей, развития и интеграции в общество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в областных государственных образовательных бюджетных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; 4) Организация отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков. Показатели финансирования программы представлены на рисунке 13. 38
2 015 000,00 2 010 675,93 2 010 000,00 2 005 000,00 2 000 000,00 1 995 000,00 1 990 000,00 1 986 309,30 1 983 084,80 1 985 000,00 1 980 000,00 1 975 000,00 1 970 000,00 1 965 000,00 Тыс. руб 2016 2017 2018 Источник: разработка автора на основе [19] Рисунок 13 – Ресурсное обеспечение реализации государственной программы за счет средств областного бюджета Ожидаемые результаты реализации государственной программы: 1) Повышение уровня доступности дошкольного образования до 90% к 2019 году; 2) Увеличение доли обучающихся общеобразовательных организаций, обучающихся по новым федеральным государственным стандартам с 64,1% в 2016 году до 90% к 2019 году; 3) Обеспечение качества и доступности дополнительного образования детей в 100% общеобразовательных (образовательных) организаций; 4) Доведение профессиональных доли выпускников образовательных областных организаций, государственных получивших востребованную на региональном рынке труда профессию, к 2019 году до 95%; 5) Предоставление мер государственной и социальной поддержки 100% детей, нуждающихся в предоставлении указанных мер, охваченных социальным сопровождением, в общей численности детей данной категории; 39
6) Обеспечение охвата 99,5% детей и подростков организованным отдыхом, оздоровлением и занятостью [19]. Программа является организационной основой развития образования на территории Еврейской автономной области и определяет стратегию его дальнейшего развития. В данной программе предусмотрено 3 подпрограммы: 1. Подпрограмма 1 «Развитие дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования»; 2. Подпрограмма 2 «Развитие системы защиты прав детей»; 3. Подпрограмма 3 «Организация отдыха, оздоровления, занятости детей» [19]. Таким образом, очевидно, что одним из основных направлений деятельности комитета является развитие общего образования. Основными показателя данной подпрограммы, которые касаются общего образования, является: 1) Доля обучающихся в государственных (муниципальных) общеобразовательных организациях, занимающихся в одну смену – рисунок 14; 2) Доля выпускников государственных (муниципальных) общеобразовательных организаций, не получивших аттестат о среднем общем образовании – рисунок 15; 3) Доля детей, охваченных образовательными программами дополнительного образования детей, в общей численности детей и молодежи в возрасте 5 - 18 лет – рисунок 16; 4) Удельный вес численности обучающихся общеобразовательных организаций, стандартам, обучающихся в общей по новым численности федеральным обучающихся организаций – рисунок 17. 40 государственным общеобразовательных
15 14,8 14,8 14,6 14,6 14,4 14,4 14,2 14,1 14 13,8 13,6 2015 2016 2017 2018 Источник: разработка автора нас основе [19] Рисунок 14 – Доля обучающихся в государственных (муниципальных) общеобразовательных организациях, занимающихся в одну смену 6 5,1 5 4 3,2 2,8 3 2,2 2 1 0 2015 2016 2017 2018 Источник: разработка автора на основе [19] Рисунок 15 – Доля выпускников государственных (муниципальных) общеобразовательных организаций, не получивших аттестат о среднем общем образовании 41
90 80 77 77 77 77 2015 2016 2017 2018 70 60 50 40 30 20 10 0 Источник: разработка автора на основе [19] Рисунок 16 – Доля детей, охваченных образовательными программами дополнительного образования детей, в общей численности детей и молодежи в возрасте 5 - 18 лет 100 90 90 80 72,7 64,1 70 60 55,4 50 40 30 20 10 0 2015 2016 2017 2018 Источник: разработка автора на основе [19] Рисунок 17 – Удельный вес численности обучающихся общеобразовательных организаций, обучающихся по новым федеральным государственным стандартам, в общей численности обучающихся общеобразовательных организаций. Стоит отметить, что на данный момент, все показатели соответствуют запланированным значениям. В процессе реализации подпрограммы ожидается достижение следующих социально-экономических результатов: 42
уровень доступности дошкольного образования к 2019 году повысится до 90 процентов; реализация образовательных программ дошкольного образования в 100% муниципальных дошкольных образовательных организациях и в муниципальных общеобразовательных организациях будет осуществляться в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов; доля детей дошкольного возраста, получающих дошкольное образование, повысится на 1% ежегодно; продолжится работа по обеспечению воспитанников получения дошкольного образования в условиях, отвечающих современным требованиям реализации программ организациях, дошкольного реализующих образования, образовательные в образовательных программы дошкольного образования в 6 муниципальных образованиях области; доля обучающихся общеобразовательных организаций, обучающихся по новым федеральным государственным стандартам возрастет с 64,1 процента в 2016 году до 90 процентов к 2019 году; снизится доля выпускников государственных (муниципальных) общеобразовательных организаций, не получивших аттестат о среднем общем образовании, с 5,1 процента в 2015 году до 2,2 процента в 2018 году; приведение в соответствие с санитарно-эпидемиологическими требованиями, требованиями федеральных государственных образовательных стандартов условий обучения школьников будет осуществлено в 5 муниципальных общеобразовательных организациях; повысится дополнительного качество образования и будет детей во (образовательных) организациях; 43 обеспечена всех доступность общеобразовательных
будет сохранена доля детей, охваченных образовательными программами дополнительного образования детей, в общей численности детей и молодежи в возрасте 5 - 18 лет, на уровне 77 процентов [19]. Таким образом, данная программа направлена на различные аспекты образования, но в связи с быстро изменяющимися социальными потребностями, а также изменением законодательства, в данной программе не отражены современные показатели мониторинга системы образования, которые утверждены приказом Минобрнауки России от 22.09.2017 № 955 «Об утверждении показателей мониторинга системы образования». В связи с этим, можно выделить несколько проблем в деятельности комитета образования, которые существуют на сегодняшний день: большие сроки программы; повышение количества нарушений в сфере образования; нехватка психологов и дефектологов; проблемы с введением новых ФГОС; стагнация в части охвата детей дополнительным образованием. Стоит разобрать каждую из проблем подробнее. Большие сроки программы отражаются в сроках программы с 2016 по 2018 годы в течении которых происходит отставание от постоянно развивающейся внешней среды, а также от постоянно изменяющимися нормативно-правовыми актами. Количество нарушений в сфере общего образования с каждым годом увеличивается, это прослеживается на рисунке 10. Проведенные в ходе работы над выпускной квалификационной работой интервью с заместителем председателя комитета образования и начальником отдела общего образования, подтвердили наличие проблемы отсутствия специальных педагогов. Это так же подтверждается данными, продемонстрированными на рисунке. Кроме того, вышеуказанные интервью подтвердили наличие проблемы введения ФГОС. По словам вышеуказанных 44
экспертов, образовательные организации просто не готовы к применению новых федеральных государственных образовательных стандартов. Что же касается стагнации охвата детей дошкольным образованием, то данная проблема наблюдается при анализе рисунка 6. На основе проведенного в данном разделе анализа, можно сделать следующие выводы. Комитет образования ЕАО в настоящее время реализует множество проектов, планируется также осуществить такие проекты, как: централизация государственных управления, а также образовательных введение стандартов. новых Безусловно, федеральных существуют проблемы, которые требуют особого внимания, такие как разработка актуальных программ по развитию общего образования, увеличение охвата дополнительным образованием среди детей, а также неготовность образовательных организаций введения новых федеральных государственных образовательных стандартов. 2.3 Предложения по совершенствованию деятельности комитета образования Еврейской автономной области Выявленные в ходе проведенного анализа проблемы, позволили сделать вывод о необходимости разработки государственной программы, которая направлена на решение выявленных проблем, а именно: большие сроки программы; увеличение количества нарушений в сфере образования; нехватка психологов и дефектологов; 1/3 образовательных организаций не ввело новые ФГОС; серьезные проблемы с введением ФГОС; стагнация в части охвата детей дополнительным образованием. Цель данной программы состоит в комплексном и эффективном развитии региональной системы образования, обеспечивающем повышение доступности и качества образования посредством решения остро стоящих проблем. 45
Задачи: формирование непрерывного обеспечивающей гибкой, образования, текущие подотчетной развивающей и обществу человеческий перспективные системы потенциал, потребности социально- экономического развития; создание условий для применения новых ФГОС; развитие инфраструктуры и организационно-экономических механизмов, обеспечивающих максимально равную доступность услуг общего, дополнительного образования детей; создание современной системы контроля и мониторинга качества образования на основе принципов открытости, объективности, прозрачности, общественно-профессионального участия. Ожидаемые результаты программы: своевременное принятие нормативно-правовых актов; уменьшение количества нарушений в сфере образования; введение новых федеральных государственных образовательных стандартов во всех образовательных учреждениях; устранение нехватки психологов и дефектологов; увеличение охвата детей дополнительным образованием. Предполагается, что государственная программа будет разрабатываться с учетом небольших сроков, а именно на период с 2019 по 2020 годы. Малые сроки программы имеют следующие преимущества: большая динамика развития образования; своевременное реагирование на постоянно изменяющуюся внешнюю среду; более жесткий контроль за исполнителями и участниками программы; улучшение системы мониторинга предоставления показателей. 46 за счет более частого
Ресурсное обеспечение реализации государственной программы области за счет средств областного бюджета представлено в таблице 2. Таблица 2 – Ресурсное обеспечение реализации государственной программы области за счет средств областного бюджета Наименование государственной программы, мероприятия подпрограммы Основное мероприятие. Развитие общего образования в соответствии ФГОС Ответственный исполнитель, соисполнители, участники Комитет образования области Реализация образовательных программ общего образования в муниципальных образовательных организациях и в муниципальных общеобразовательных организациях в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов Предоставление бюджетам муниципальных образований области субсидий на ремонт и реконструкцию зданий (помещений), а также материальное оснащение помещений образовательных организаций, реализующих общеобразовательные программы общего образования образования Комитет образования области Основное мероприятие. Повышение доступности и качества дополнительного образования детей Комитет образования области Реализация образовательных программ областными государственными организациями дополнительного образования детей Комитет образования области Всего 2019 год 2020 год 828644 404322 424322 2082389 1023540 1058849 Комитет образования области 47
Окончание таблицы 2 Наименование государственной программы, мероприятия подпрограммы Государственная поддержка педагогических работников, занимающиеся дополнительным образованием детей Проведение мероприятий в целях обеспечения качества дополнительного образования Основное мероприятие. Обеспечение участников образовательного процесса психолого-медикопедагогической помощью Ответственный исполнитель, соисполнители, участники Комитет образования области Комитет образования области Комитет образования области Организация системы раннего выявления и оказания помощи детям, нуждающимся в психолого-медикопедагогической помощи Комитет образования области Организация системы переподготовки педагогов Комитет образования области Комитет образования области Комитет образования области Государственная поддержка специальных педагогов Основное мероприятие. Предупреждение и выявление нарушений в сфере общего образования Организация системы раннего выявления и предотвращения нарушений Всего 2019 год 2020 год 5949 2691 3258 3272 1569 1703 Комитет образования области Источник: разработка автора Некоторые из мероприятий могут быть реализованы различными способами, поэтому были предложены рекомендуемые способы реализации мероприятий, которые отражены в таблице 3. 48
Таблица 3 – Рекомендуемые способы реализации мероприятий программы Мероприятия Способ реализации Государственная поддержка Предоставление внеочередных и/или педагогических работников, дополнительных отпускных дней; занимающиеся дополнительная денежная стимуляция для дополнительным педагогов, совмещающих преподавание в школах/д. образованием детей. садах и преподавание дополнительного образования; досрочная пенсия. Проведение мероприятий в приглашение педагогов с других регионов и/или целях обеспечения качества зарубежных педагогов; дополнительного изучение опыта других регионов и/или образования. зарубежного опыта; выделение субсидий на ремонт и реконструкцию зданий, а также на материальное оснащение; повышение квалификации педагогов дополнительного образования. Организация системы раннего сотрудничество с органами опеки и выявления и оказания помощи попечительства; детям, нуждающимся в проведение ежегодной диспансеризации; психолого-медико проведение планерок и собраний для педагогов. педагогической помощи. Организация системы сотрудничество с областным институтом переподготовки педагогов. повышения квалификации. Государственная поддержка предоставление внеочередных и/или специальных педагогов. дополнительных отпускных дней; дополнительная денежная стимуляция для педагогов, совмещающих преподавание в школах/д. садах и преподавание дополнительного образования; досрочная пенсия. Организация системы раннего проведение информационной выявления и предотвращения нарушений в сфере общего возможными субъектами нарушений. образования. Источник: разработка автора работы с Таким образом представленная программа решает проблемы, которые были обнаружены при анализе основных направлений деятельности комитета образования, а также при анализе современного состояния системы общего образования в Еврейской автономной области. 49
Заключение Подводя итоги исследования можно сделать несколько выводов. При определении понятий и сущности общего образования в Российской Федерации можно утверждать, что на сегодняшний день образование имеет четко сформулированную систему, закрепленную законодательно, а также планируется реализация ряда перспективных проектов, которые будут способствовать непосредственному развитию, как и общего образования, так и образования в целом. Подводя итоги рассмотрению основных нормативно-правовых актов в сфере регулирования общего образования, можно сделать вывод о том, что нормативно-правовое регулирование в сфере образования находится на достаточно высоком уровне и охватывает все аспекты, касающиеся образования. Анализируя современное состояние системы общего образования в Еврейской автономной области, можно утверждать, что оно находится на достаточно высоком уровне и постоянно развивается. Тем не менее, существуют некоторые проблемы, которые требуют особого внимания, например, недостаточное количество специальных педагогов. На основе проведенного анализа в разделе 2.2, можно сделать следующие выводы. Комитет образования ЕАО в настоящее время реализует множество проектов, планируется также осуществить такие проекты, как: централизация управления, а также введение новых федеральных государственных образовательных стандартов. Безусловно, существуют проблемы, которые требуют особого внимания, такие как разработка актуальных программ по развитию общего образования, увеличение охвата дополнительным образованием среди детей, а также неготовность образовательных организаций введения новых федеральных государственных образовательных стандартов. Выявленные в ходе проведенного анализа проблемы, позволили сделать вывод о необходимости разработки государственной программы, которая направлена на решение выявленных проблем, а именно: 50
большие сроки программы; увеличение количества нарушений в сфере образования; нехватка психологов и дефектологов; 1/3 образовательных организаций не ввело новые ФГОС; серьезные проблемы с введением ФГОС; стагнация в части охвата детей дополнительным образованием. Таким образом представленная программа решает проблемы, которые были обнаружены при анализе основных направлений деятельности комитета образования, а также при анализе современного состояния системы общего образования в Еврейской автономной области. 51
Список использованных источников 1. Конституция Российской Федерации. – М: Эксмо, 2015. – 64 с 2. Гражданский кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: часть первая: от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ: Принят Государственной Думой 21 октября 1994 года : [ред. от 23.05.2018] – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/ 3. Гражданский кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] : часть вторая: 26 января 1996 года № 14-ФЗ : Принят Государственной Думой 22 декабря 1995 года : [ред. от 23.05.2018]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9027/#dst0 4. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс]: от 29.12.2012 № 273-ФЗ : Принят Гос. Думой 21 декабря 2012 года : [Редакция от 07.03.2018]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ 5. О лицензировании отдельных видов деятельности [Электронный ресурс] : от 04.05.2011 № 99-ФЗ : Принят Государственной Думой 22 апреля 2011 года : [Редакция от 31.12.2017]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_113658/ 6. О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012– 2017 годы [Электронный ресурс] : Указ Президента Российской Федерации от 01.06.2012 г. № 761. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://kremlin.ru/acts/bank/35418 7. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы [Электронный ресурс] : постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № – 295. Электрон. дан. – Режим доступа: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102349659&rdk=&backlink=1 8. Об утверждении стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс] : распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-Р. – Электрон. дан.– 52
Режим доступа: https://www.terkom370.ru/zakonodatelstvo/236-rasporyazhenie- pravitelstva-rf-ot-29-05-2015-n-996-r-ob-utverzhdenii-strategii-razvitiyavospitaniya-v-rossijskoj-federatsii-na-period-do-2025-goda Об утверждении Порядка приема граждан на обучение по 9. образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования [Электронный ресурс] : Приказ Минобрнауки России от 22.01.2014 № 32. Электрон. – дан. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_161385/ Об утверждении федерального государственного образовательного 10. стандарта дошкольного образования [Электронный ресурс] Приказ : Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_154637/#dst0 Об 11. утверждении государственного общего [Ред. от введении образовательного образования Минобрнауки и 31.12.2015]. от – действие федерального стандарта [Электронный России в ресурс] 06.10.2009 Электрон. начального дан. : № – Приказ 373 Режим : доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_161385/ Об утверждении федерального государственного образовательного 12. стандарта основного общего образования [Электронный ресурс] : Приказ Минобрнауки [Ред. от России 31.12.2015]. от – Электрон. 17.12.2010 дан. – № Режим 1897: доступа: http://www.consultant.ru/document/Cons_doc_LAW_110255/#dst0 Об утверждении федерального государственного образовательного 13. стандарта среднего общего образования [Электронный ресурс] : Приказ Минобрнауки от [ред. России 29.06.2017]. от – Электрон. 17.05.2012 дан. – N 413: Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_131131/#dst0 14. Об утверждении показателей мониторинга системы образования [Электронный ресурс] : Приказ Минобрнауки России от от 22 сентября 2017 г. 53
№ 955 ОЗ. – Электрон. дан. – Режим доступа: https://xn--80abucjiibhv9a.xn-p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%8 2%D1%8B/11371 15. период Об 2019 областном и бюджете 2020 Еврейской на 2018 год годов [Электронный Автономной и на ресурс] плановый : Области закон от 30 ноября 2017 г. № 181-ОЗ. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://npa.eao.ru/law?d&nd=642238034&prevDoc=642239239&mark=3VVVVUL3 BLJR4J0D0HBML0ST8GHP0AJEHDD2DR0OCK3VVVP710JP9DRG#I0 16. О государственной программе Еврейской автономной области «Доступная среда в Еврейской автономной области» на 2014 – 2020 годы [Электронный ресурс] : Постановление Правительства Еврейской автономной области от 31 октября 2013 года № 575-пп. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/460218880 17. Об утверждении Плана мероприятий на 2016 - 2017 годы по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы на территории Еврейской автономной области [Электронный ресурс] : Постановление правительства Еврейской автономной области от 15.12.2015 № 547-пп. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/7900201512250004 18. О комитете образования Еврейской автономной области [Электронный ресурс] : Постановление Правительства Еврейской автономной области от 29 июля 2014 г. № 373-ПП. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/412382268 19. О государственной программе Еврейской автономной области «Развитие образования Еврейской автономной области» на 2016 - 2018 годы [Электронный ресурс] : Постановление Правительства Еврейской автономной области от 23 октября 2015 г. № 479-пп. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/430660214 54
20. Об утверждении общеобразовательных перечня организациях мероприятий Еврейской по созданию автономной в области, расположенных в сельской местности, условий для занятий физической культурой и спортом в 2016 году [Электронный ресурс] : Распоряжение Правительства Еврейской автономной области от 25 декабря 2015 г. № 422-рп.– Электрон. дан. – Режим доступа: http://npa.eao.ru/law?d&nd=642233537 21. Байденко, В. И. Целеполагание как инструмент обновления образовательных стандартов и программ / В.И. Байденко // Проблемы качества образования. -2003. - С. 35-38. 22. России: Бердашкевич, А.П. Образовательное законодательство регионов проблемы и перспективы развития А.П / Бердашкевич // Государственная власть и местное самоуправление. - 2009. - №10. - С.23-27. 23. Василенко, А.А. Правовое регулирование обязательственных договорных отношений в государственных образовательных учреждениях / А.А. Василенко // Журнал российского права. - 2007. - № 7. - С.45-51. 24. Гребенникова, И.Д. Правовые проблемы модернизации российского образовательного процесса / И.Д. Гребенникова // Юридическое образование и наука. - 2008. - № 2. - С.98-101. 25. Гришнова, Е.Е. Модернизация учебного процесса: проблемы и тенденции / Е.Е. Гришнова // – 2011. - № 8-9. – С. 41-46 26. Гусева, Т.А. Концепция правового регулирования статуса автономных образовательных учреждений / Т.А. Гусева // Право и экономика. 2006. - № 12. - С.65-67. 27. Гуськова, М.В. Эволюция процесса и результатов внедрения федеральных государственных образовательных стандартов в практику высшего профессионального образования / М.В. Гуськова // Высшее образование сегодня. – 2011. - №9. – С. 10-14. 28. Кананыкина, Е.С. Источники образовательного права в системе источников права / Е.С. Кананыкина // Юридическое образование и наука. – 2007. - №2. - С.4-7. 55
29. Козырин, А.Н. Современные контуры образовательного права / А.Н. Козырин // Закон. - 2007. - №4. - С.43-44. 30. Козырин, А.Н. Современные проблемы систематизации образовательного законодательства / А.Н. Козырин // ФЦОЗ. - 2008. - С.78-79. 31. Короткое, Э.М. Управление качеством образования. Учебное пособие для вузов / Э.М. Короткое // Академический проект. - 2006. - С.156158. 32. Митрохин, В.К. Образовательная политика как структурный элемент национальной безопасности / В.К. Митрохин // Юридический мир. 2006. - №5. - С.12-15. 33. Русакова, Е.М. Образовательное право в системе российского права / Е.М. Русакова // Юридическое образование и наука. - 2010. - №3. - С.41-42. 34. Эфрикян, Р.А. Виды и содержание полномочий органов местного самоуправления по организации деятельности школьных и дошкольных образовательных учреждений / Р.А. Эфрикян // Общество и право. - 2008. - №3. - С.63-64. 35. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/ 36. Официальный сайт единой межведомственной информационно – статистической системы [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: https://fedstat.ru/ 37. Официальный сайт комитета образования Еврейской автономной области [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://komobr-eao.ru/ 38. Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: https://xn-80abucjiibhv9a.xn--p1ai/ 39. Официальный сайт Правительства Российской [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – http://government.ru/ 56 Федерации
40. Официальный сайт Казначейства России [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – http://www.roskazna.ru/ 41. Официальный сайт Президента Российской [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – http://kremlin.ru/ Приложение А ПАСПОРТ «Развитие общего образования» 57 Федерации
2019 – 2020 годы Наименование подпрограммы Ответственный исполнитель подпрограммы (соисполнитель государственной программы) Участники подпрограммы Развитие общего образования Комитет образования области; управление культуры правительства области; управление здравоохранения правительства области; органы местного самоуправления области Областное государственное автономное общеобразовательное учреждение «Центр образования «Ступени»; областное государственное общеобразовательное бюджетное учреждение «Центр образования «Приоритет»; областное государственное общеобразовательное бюджетное учреждение «Специальная (коррекционная) школа-интернат»; областное государственное общеобразовательное бюджетное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Специальная (коррекционная) школаинтернат»; областное государственное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детско-юношеский центр»; областное государственное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детско-юношеский центр еврейской культуры»; областное государственное автономное учреждение «Центр оценки качества образования»; областное государственное бюджетное учреждение «Центр психолого-медикопедагогической помощи»; областное государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт повышения квалификации педагогических работников»; 58
Цель подпрограммы Задачи программы областное государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Учебно-методический центр по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности» Комплексное и эффективное развитие региональной системы образования, обеспечивающее повышение доступности и качества образования посредством решения остро стоящих проблем 1) формирование гибкой, подотчетной обществу системы непрерывного образования, развивающей человеческий потенциал, обеспечивающей текущие и перспективные потребности социальноэкономического развития; 2) создание условий для применения новых ФГОС 3) развитие инфраструктуры и организационно-экономических механизмов, обеспечивающих максимально равную доступность услуг общего, дополнительного образования детей; 4) создание контроля и образования открытости, современной системы мониторинга качества на основе объективности, прозрачности, профессионального участия. 59 принципов общественно-
Целевые показатели 1) Доступность дошкольного (индикаторы) программы образования 2) Удельный вес численности детей, посещающих частные организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми, в общей численности детей, посещающих организации, реализующие образовательные программы дошкольного образования, присмотр и уход за детьми. 3) Наполняемость групп в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми: 4) Численность детей, посещающих организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми, в расчете на 1 педагогического работника. 5) Состав педагогических работников (без внешних совместителей и работавших по договорам гражданскоправового характера) организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми. 6) Отношение среднемесячной заработной платы педагогических работников дошкольных образовательных организаций к среднемесячной заработной плате в сфере общего образования в субъекте Российской Федерации (по государственным и муниципальным образовательным организациям). 7) Структура численности детей 60
с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся по образовательным программам дошкольного образования в группах компенсирующей, оздоровительной и комбинированной направленности. 8) Удельный вес численности детей, охваченных летними оздоровительными мероприятиями, в общей численности детей, посещающих организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми. 9) Темп роста числа организаций (обособленных подразделений (филиалов), осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми. 10) Расходы консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации на дошкольное образование в расчете на 1 ребенка, посещающего организацию, осуществляющую образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми. 11) Охват детей начальным общим, основным общим и средним общим образованием (отношение численности обучающихся по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования к численности детей в возрасте 7 - 18 лет). 12) Удельный вес численности обучающихся по образовательным программам, соответствующим федеральным государственным образовательным стандартам начального общего, основного общего, среднего 61
общего образования, в общей численности обучающихся по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования. 13) Удельный вес численности обучающихся в первую смену в общей численности обучающихся по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования по очной форме обучения. 14) Численность обучающихся по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования в расчете на 1 педагогического работника 15) Доля выпускников общеобразовательных организаций, успешно сдавших единый государственный экзамен (далее - ЕГЭ) по русскому языку и математике, в общей численности выпускников общеобразовательных организаций, сдававших ЕГЭ по данным предметам; 16) Среднее значение количества баллов по ЕГЭ, полученных выпускниками, освоившими образовательные программы среднего общего образования; 17) Удельный вес численности обучающихся, получивших на государственной итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, в общей численности обучающихся, участвовавших в государственной итоговой аттестации реализации 2019 – 2020 Этапы и сроки подпрограммы Объемы бюджетных Общий объем финансирования ассигнований подпрограммы программы составляет тыс. рублей за счет средств областного бюджета, в том числе по годам: 62
Ожидаемые результаты Своевременное принятие реализации подпрограммы нормативно-правовых актов Эффективность государственных программ в сфере образования увеличится Уменьшение количества нарушений в сфере образования Введение новых федеральных государственных образовательных стандартов во всех образовательных учреждениях Увеличится охват детей дополнительным образованием . 63
Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв