Diachronic changes of the representation of the concept "State" in English

Цель работы – рассмотреть диахронные изменения репрезентации концепта «состояние» с 17 по 20 век и динамику метафоризации результативных структур. Предметом исследования являются исторические изменения в содержании и выражении концепта «состояние» в 17, 18, 19 и 20 веках. Объект исследования – языковые выражения (структурно-семантические модели) концепта «состояние» и его субконцептов (результативного и нерезультативного состояния) на протяжении рассматриваемого периода. Методология исследования – функциональная грамматика, грамматика конструкций, диахроническая концептология. Методы исследования - функционально-семантический анализ, концептуальный анализ, гештальт-анализ, сплошная выборка и статистический анализ. Были проанализированы 20 памятников художественной литературы 17-20 веков (пять произведений на каждый век), проведен анализ репрезентантов концепта «состояние», найденных в вышеупомянутых памятниках. Актуальность работы заключается в исследовании концепта «состояние» в русле диахронической концептологии – современного направления когнитивной лингвистики. Исследование данного концепта в таком виде ранее не проводилось. Были исследованы репрезентанты концепта в диахронном плане: структурно-семантические модели, их семантика и процесс метафоризации неконвенциональных результативных конструкций. Концепт рассмотрен в качестве гештальта в мировоззрении представителей англоговорящего социума на протяжении четырех веков. Особое внимание уделено так называемой «точке разлома» (19 век), в которой кардинально изменяется соотношение использования некоторых гештальт-функций в художественных произведениях, что свидетельствует о социальных и лингвистических преобразованиях в картине мира человека. Работа состоит из Введения, трех Глав, Заключения, Списка использованной литературы, Материалов для анализа, Приложения и Дидактического компонента. В результате анализа литературных памятников мы выявили, что на протяжении четырех исследуемых веков произошли следующие диахронные изменения в репрезентации концепта «состояние»: 1. Частотность встречаемости репрезентантов концепта «состояние» на одинаковое количество страниц художественного текста возрастает как в целом, так и в отдельных субконцептах. При этом соотношение нерезультативных и результативных конструкций остается неизменным. 2. Количество гештальт-функций варьируется в зависимости от субконцепта, но гештальт-функции «Психологическое состояние» и «Физическое состояние» остаются наиболее частотными. Различно их распределение внутри субконцептов: гештальт-функция «Психологическое состояние» преобладает в нерезультативных конструкциях, гештальт-функция «Физическое состояние» – в результативных. 3. Частотность встречаемости этих гештальт-функций обнаруживает заметные колебания: 19 век является «точкой разлома», в которой направление развития меняется на противоположное. Однако в целом общий анализ результатов исследования показывает, что эти гештальт-функции сохраняют свое доминирующее положение на протяжении всего изучаемого периода. 4. Метафорическое использование результативных конструкций рассматривается как превращение событийного фрейма в каузативный фрейм, которое сопровождается изменениями в транзитивности основного глагола. В этом случае глаголы реализуют свой вспомогательный лексико-семантический потенциал, а именно «силовую динамику». 5. Колебания частотности наиболее употребительных гештальт-функций – «Психологическое состояние» и «Физическое состояние» в 19 веке – то есть развитие в противоположном направлении, может найти возможное когнитивное объяснение: эволюция концептуальной картины мира англоговорящего социума отражена в его языковой картине мира. Таким образом, видение концепта «состояние» как гештальта, на наш взгляд, проливает свет на то, как языковые и неязыковые знания представлены в языке, как люди воспринимают язык, как они формируют значения и выбирают средства их репрезентации, используя как собственный языковой опыт, так и собственное языковое мировоззрение. Это напрямую связано с процессами взаимодействия лексики и грамматики, семантики и синтаксиса, с вопросами структуры формирования языковых категорий в сознании человека.

Языкознание
Диссертации

Вуз: Московский государственный лингвистический университет (ФГБОУ ВПО МГЛУ)

ID: 5f366f5acd3d3e0001b93c38
UUID: 9e2e17c0-c04b-0138-199d-0242ac180006
Язык: Английский
Опубликовано: около 4 лет назад
Просмотры: 5

10.1

Александра Плетнева

Московский государственный лингвистический университет (ФГБОУ ВПО МГЛУ)


0

Комментировать 0

Рецензировать 0

Скачать - 1,9 МБ


Поделиться работой
Current View

Рецензии:

  Авторизуйтесь, чтобы добавить рецензию

- у работы пока нет рецензий -

Для лиц старше 18 лет