Баранов Сергей Николаевич
студент
Мусихина Светлана Александровна
кан.пед.наук, доцент кафедры
дефектологии
ФГБОУ ВПО «Курганский государственный университет»
г. Курган, Курганская область
ДИАГНОСТИКА СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У
ДЕТЕЙ С УМЕРЕННОЙ СТЕПЕНЬЮ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ
Аннотация: Мышление детей с умеренной степенью умственной
отсталости развивается медленнее, чем у детей без нарушений интеллекта.
Поэтому данный вид мышления необходимо исследовать, чтобы в дальнейшем
выстроить коррекционно-развивающую работу для данной категории детей
должным образом.
Ключевые слова: словесно-логическое мышление, умеренная степень
умственной отсталости, методики диагностики.
Недостаточная сформированность познавательных процессов, зачастую
является главной причиной трудностей, возникающих у детей с умеренной
умственной отсталостью при обучении в школе. Именно поэтому проблема
исследования мышления и его коррекции у детей с умеренной умственной
отсталостью относится к числу актуальных, теоретически и практически
значимых, но недостаточно разработанных с теоретической и практической
точек зрения.
Изучением особенностей детей с умеренной и тяжелой степенью
умственной отсталости занимались такие ученые как Маллер А.Р., Цикото Г.В.,
Лещинская Т.Л., Якубовская Е.А. В наименьшей степени у детей данной
категории развито словесно-логическое мышление, так как оно представляет
собой наиболее поздний этап исторического и онтогенетического развития
мышления в целом.
Словесно-логическое мышление – вид мышления, осуществляемый при
помощи логических операций с понятиями. Словесно-логическое мышление
функционирует на базе языковых средств. Для этого вида мышления характерно
использование понятий, логических конструкций, которые иногда не имеют
прямого образного выражения [1].
Рассмотрим особенности словесно-логического мышления характерные
для детей с умеренной умственной отсталостью более подробно.
Словесно-логическое
неполноценностью
мышление
мыслительных
таких
детей
процессов:
характеризуется
анализа,
синтеза,
абстрагирования, сравнения. Дети с умеренной умственной отсталостью
затрудняются выполнить мысленное расчленение предмета, явления, ситуации
и выявить составляющие их элементы [2]. Несформированность операции
абстрагирования выражается у учащихся в неумении отделить существенные
признаки от несущественных. При сравнении часто соотносят между собой
несопоставимые признаки предметов. В ходе сравнения обнаруживается
«соскальзывание»: переходят к более простому виду деятельности, например,
описанию одного из описываемых объектов [4].
Для
выявления
уровня
сформированности
словесно-логического
мышления можно использовать методики Федосеевой О.А. «Обобщение
понятий», К. Гольдштейна «Классификация предметов» видоизмененную
впоследствии Л.С. Выготским и Б.В. Зейгарник, а также «Сравнение
понятий»[3]. Данные методики направленны на исследование таких параметров
словесно-логического мышления как логичность, способность обобщать,
классифицировать и сравнивать предметы и понятия.
Рассмотрим данные методики более подробно.
Методика «Обобщение понятий» Федосеевой О.А. направленна на
исследование логичности мышления. В ходе исследования испытуемому
предлагается обобщить представленные понятия, т.е. назвать их одним
категориальным понятием.
Методика «Классификация предметов» К. Гольдштейна содержит 16
карточек с изображениями животных, мебели, фруктов, овощей. Испытуемый
должен разложить картинки на 4 группы, в соответствие с категорией предмета.
Методика «Сравнение понятий». Испытуемому предлагается сравнить
между собой 5 слов и объяснить, чем они похожи и чем отличаются.
Результаты исследования можно интерпретировать по 3-х уровневой
системе оценивания:
высокий уровень – испытуемый правильно и обобщенно оценивает
ситуацию в целом, доказывает сделанное обобщение анализом конкретных
фрагментов,
фрагменты
анализирует
в
определенном
порядке
(последовательно);
средний уровень – при выполнении задания у обследуемого возникают
затруднения, необходима помощь экспериментатора в виде стимулирования и
исправления ответов;
низкий уровень – испытуемый не справляется с заданием, помощь
экспериментатора не воспринимает, не переходит к выполнению следующих
этапов задания.
Таким образом, представленные в данной статье методики диагностики
параметров словесно-логического мышления у детей с умеренной умственной
отсталостью могут быть использованы при обследовании детей данной
категории, а результаты учитываться при планировании коррекционноразвивающей работы.
Список литературы
1.
Брюшинкин, В.Н. Практический курс логики для гуманитариев [Текст]/
В.Н. Брюшинкин. - М.: Просвещение, 1996;
2.
Маллер А.Р., Цикото Г.В. Обучение, воспитание и трудовая подготовка
детей с нарушениями интеллекта. М., 1999;
3.
Методика “Сравнение понятий” / Альманах психологических тестов –
М., 1995;
4.
Петрова
олигофренов. М., 1999.
В.Г.
Практическая
и
умственная
деятельность
детей-
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв