Должен ли вуз готовить IT-специалистов?
Высшее образование в России будет, наверное, еще долгое время неиссякаемым источником
споров и пререканий граждан страны. Одни будут говорить, что фундаментальные основы,
заложенные еще при советской власти, обеспечили столь мощную базу, что как плохо с ней ни
обходись – все равно эффект будет. Другие абсолютно справедливо будут возражать, мол, в союзе
– это уже как *цать лет назад, если не больше - не совсем актуальная база-то выходит. И все,
конечно, будут по-своему правы, и консенсуса достигнут вряд ли… Скорее снова сменится власть в
государстве, а то и вообще устройство последнего. Но что-то мы отвлеклись от основной темы. А
лейтмотивом статьи должна стать простая идея: подготовка специалистов в области
информационных технологий на базе современных отечественных вузов – это миф или
реальность?
По моему мнению, есть две кардинально отличающиеся позиции на этот счет, бытующие в
народе. Они достаточно очевидны, но упоминания достойны. Во-первых, это типичноконсервативный взгляд на всю отрасль в целом. Он подразумевает приблизительно следующий
ход мысли: «У страны и так много проблем, санкции-революции-войны со всех сторон, какой тут
IT? И вообще система образования пусть лучше готовит медиков, инженеров, юристов. Нет у нас, к
сожалению, того уровня развития университетов и институтов в стране, чтобы обеспечить
нормальное функционирование образования в столь сложной и бурно развивающейся сфере.»
Во-вторых, существует диаметрально противоположное мнение, высказываемое
(псевдо-)инноваторами – тут, как говорится, «нужное подчеркнуть» или решайте сами, что верно «За IT будущее,- говорят они,- даешь его в массы!» А уж каким, простите, макаром – одному богу
известно. Я склонен считать, что есть правда «и у наших, и у ваших», но собственное мнение ни с
теми, ни с другими не совпадает.
Учитывая действительно невысокий потенциал ВУЗов России к перманентному обновлению
программ и средств обучения, что называется – поддержании их в состоянии up-to-date, наивно
полагать, что даже невероятных масштабов финансирование сможет помочь решить нашу
сложную проблему. На это способны, как говорят у нас в математике, быть может, лишь
конечное(читай 2-3) число учебных заведений, что в масштабах нашей необъятной Родины есть
пренебрежимо малая величина. К сожалению… Решение требуется куда более нетривиальное и
комплексное. Но самое главное то, что не я один разделяю позицию, суть которой сейчас изложу:
в соответствии с нижеследующими размышлениями уже работает то самое до неприличия
скромное число институтов. Суть его такова: университет должен обеспечивать базовую
подготовку студента по физико-математическим дисциплинам, их производным и некоторым
специальным предметам по мере возможностей. С упором на качество предметов, а не путем
экстенсивного увеличения их количества, разумеется. А вот профессиональную подготовку
должны осуществлять компании, где молодые специалисты в последствии будут трудиться. Это
действительно неплохое решение: студентов учат люди, непосредственно работающие по
специальности. Обучение происходит с привлечением технологий и информации, полученных
фирмами в ходе решения реальных задач, полезных на практике. Самим предприятиям тоже
достается нехилый бонус – возможность получить высококвалифицированных работников,
качество обучения которых напрямую зависит от самой организации. Сплошной набор стимулов и
плюсов для всех взаимодействующих сторон! Будучи студентом МГТУ им. Н. Э Баумана, я могу
далеко за примером не ходить: уже несколько лет на базе университета работает Технопарк от
Mail.ru, где в течение двух лет ребят бесплатно обучают программированию, разработке
высоконагруженных систем, администрированию, анализу и контролю больших данных и
множеству еще более интересных и нужных вещей. Похожая схема реализована в Высшей Школе
Экономики, где не менее известная отечественная компания Яндекс организовала целую
кафедру. Последняя, к слову, ведет обучение и на собственных «мощностях» - многие наверняка
слышали про Школу Дизайна или Школу Анализа Данных от интернет-гиганта. Выпускники
подобных заведений востребованы на рынке труда. Но что важнее – они сразу по окончании
могут приступить к работе, где их уже знают, где они сами адаптировались. К таким проектам
необходимо привлекать государственную поддержку – тогда страна решит проблему утечки умов
и недостаточной оснащенности ресурсами и кадрами IT-отрасли в целом.
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв