Обучение IT-специалистов – дело рук самих специалистов?
«Высшее образование обязательно» - эту фразу можно увидеть практически в
каждом объявлении о найме персонала. Неважно, какой будет вакансия. Даже
администраторам в спортивных залах необходим диплом о присвоении специальности
менеджера, экономиста или психолога.
По последним оценкам Организации экономического и социального развития в
России 60 процентов взрослых имеют высшее или среднее специальное образование. Это
самый высокий показатель. Канада, занявшая в рейтинге второе место, отстает от нас на 6
процентов, а США – на 17 процентов1.
Верны ли цифры? Не стоит забывать о липовых дипломах, купленных оценках и
нулевых знаниях. Еще одна проблема – вузовские программы. Как не крути, но в
университетах, академиях и институтах еще живы советские постулаты образования.
Может показаться, что в этом нет ничего плохого, но с 1991 года наука и техника шагнули
так далеко вперед, что даже Капица, Ландау и Сахаров сильно удивились бы, а развитие
IT-сферы повергло бы в шок многих советских изобретателей. Теперь компьютеры,
программы, гаджеты устаревают меньше, чем за полгода. Успевают ли образовательные
программы за таким темпом? И должны ли вузы вообще при таких раскладах готовить
IT-специалистов?
К сожалению, в информационных технологиях я «ламер» и ответить на эти
вопросы самостоятельно не могу. Поэтому о том, нужно ли высшее образование
программистам,
системным
администраторам,
специалистам
информационной
безопасности и техподдержки, расскажут сами сотрудники IT-сферы.
Дмитрий, программист:
Я окончил вуз по специальности «прикладная математика и информатика».
Университетские программы дают минимальные базовые знания, которых совершенно не
достаточно для работы, но как основа они незаменимы.
Я уже больше 3-х лет работаю по специальности и до сих пор узнаю новое: все
очень быстро развивается и без дополнительной литературы не обойтись даже сейчас, а в
начале ее было просто невероятно много.
Думаю, что готовить IT-специалистов в вузах, безусловно, нужно, но с большим
упором на практику и современным программам.
Александр, программист:
Половина университетской программы - фундаментальные знания, и они
актуальны. Другая половина дико устарела. Например, по искусственному интеллекту у
нас был учебник от 1980 года.
Не знаю как сейчас на нашей кафедре (там программу «перекраивали»), но в 2012
году выпускники не имели достаточной квалификации для нормальной работы.
Приходишь в компанию и смотришь квадратными глазами на все, что там есть.
С другой стороны, информационные технологии так быстро развиваются, что пока
будет готовиться программа курса по чему-либо конкретному, тема продвинется далеко
вперед. Парадокс Ахиллеса и черепахи, только вместо черепахи - леопард.
За время учебы мне приходилось читать очень много литературы. Ее и до сих пор
требуется огромное количество. Это в основном справочники.
Мне пригодились знания, данные в университете, но опять же – стандартные: SQL,
ОПП. На самом деле, все эти навыки можно получить на конкретной работе.
Но специалисты в информационных технологиях должны получать высшее
образование, и не только они - мир сейчас слишком информационный. Если отказаться от
всего, то, в лучшем случае, мы вернемся в середину 20 века.
Владимир, администратор сайта:
1
Богданов В.Л. Высшее образование: состояние и перспективы развития. Стратегия России, 2016,
№4, стр.3-7
Я окончил университет 10 лет назад. Моя специальность – преподаватель физики и
информатики. Но учителем я не работал: еще в студенческие годы начал разрабатывать
сайты и мне это нравилось гораздо больше. Информация, что нам давали по информатике,
была устаревшей. Приходилось самому искать все необходимое.
После выпуска я понял, что без дополнительных знаний мне на работу не
устроиться – того базиса, что дали в вузе было недостаточно. Да и профиль университета
был педагогический: нас готовили только к тому, чтобы передать определенную
информацию школьникам. А для работы в IT-сфере необходимо было гораздо больше.
Поэтому я проходил дополнительные курсы в престижных вузах страны, которые
специализировались на этой теме.
Считаю, что вузы должны готовить IT-специалистов. Необходимы новые
программы, специальные лаборатории, взаимодействие с конкретными компаниями.
Важно, чтобы этим занимались профильные учебные заведения, чтобы у ребят, которые
хотят работать в этой сфере, были все возможности для развития. Непрофильные же вузы
готовят некомпетентных специалистов, которые тратят 4-6 лет на то, что можно освоить
за год или два.
Иван, системный администратор:
Моя специальность по диплому – автоматизация промышленных установок. Это
далеко от информационных технологий. А системным администратором я стал довольно
просто: после окончания вуза в 2005 году пришел в одну из компаний, подал резюме,
честно признался, что ничего не смыслю в системах. В итоге, меня взяли и за три месяца,
что просидел за книгами и в поисковиках, я разобрался в теме, свою работу выполнял на
«отлично».
Если честно, теория для электронщиков не особо важна. Но высшее образование
необходимо. Потому что это не только приобретение специальности, но и своеобразное
воспитание человека, который будет нацелен на саморазвитие. Учебные программы
должны подстраиваться под современные требования. К примеру, зачем изучать
синтаксис HTML, если это справочная информация? А студенты это проходят по полгода.
Если убрать такие моменты, то сроки образования можно будет сократить и максимально
приблизить к практике.
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв