Должен ли ВУЗ готовить IT-специалистов?
Академическое образование обвиняют в закостенелости, особенно, когда речь идет об
IT-специальностях. Пора отказаться от университетской подготовки айтишников?
Ответ однозначный – нет. Нужно ли менять отношения между ВУЗами, студентами и
бизнесом? Они уже меняются.
В 1991 году издательство Просвещение выпустило «Энциклопедию профессора
Фортрана». Благодаря этой книжке у тысяч детей появились первые компьютеры (правда
маленькие и бумажные) и первые знания о программировании.
Спустя 25 лет дети осваивают смартфоны и планшеты раньше, чем родной язык.
Фундамент пирамиды образования потрескался.
Школьники смеются над наивностью уроков информатики. Действительно, забавно
объяснять, что «Клавиатура – это устройство ввода данных» десятилетнему человеку,
который умеет вести переписку одним пальцем даже не доставая смартфон из-под
парты. Потеряв уважение к учебной программе еще в 5 классе, дети заочно
обесценивают вообще все, что исходит от школы. Это первая проблема, которая
достается ВУЗу в наследство от средней ступени – кредит недоверия.
Елена Подгорная, учитель информатики
и заместитель директора по IT в школе №2828.
Огорчает, что пока не работают попытки школы помогать подросткам в
профориентации. Мы участвуем в программах и с ВУЗами, и с бизнесом, но
по-настоящему заинтересовать, вовлечь учеников не удается. По моим
наблюдениям, IT-специальности сегодня выбирает примерно 12%
выпускников. Это осознанный выбор, но школа на него не влияет, все
решается внутри семьи. Дети готовятся и успешно поступают на профильные
факультеты в МГУ, МИФИ, МГТУ им. Баумана и другие крупные
университеты. Им нравится там учиться, они видят перспективу, цель.
Профориентация – вторая проблема. Любой преподаватель скажет: научить можно
только того, кто хочет учиться. Ребенок, которого в университет занесло случайно или
завело надежной рукой родителя, учиться не захочет. Один и тот же факультет ежегодно
выпускает и недоучек, и звезд профессии. Больше участия вуза в профориентации
школьника – меньше недоспециалистов на рынке труда.
Оставим ремесло артелям.
Едва ли не главная претензия к IT-образованию в российских ВУЗах – отсталость
учебных программ. Угнаться за технологиями неповоротливой системе академического
образования не под силу. А нужна ли эта гонка вообще? Скорее нет, чем да.
Евгений Артамонов, программист в международной IT-корпорации.
Я поступил на факультет вычислительной математики и кибернетики МГУ
осознанно, хотел быть программистом. Я понимал, чего жду от учебы –
фундаментальных знаний математики, и я их получил на очень высоком
уровне, они стали базой для профессии и карьеры. Были и сто лет как
устаревшие технологии, которые приходилось учить к зачетам. Их надо было
просто перетерпеть и забыть. И уж, конечно, я не рассчитывал на
университетскую программу в том, что касалось современных технологий.
Это было начало 90-х, когда в ходу была шутка про «самый надежный
отечественный компьютер – счеты с костяшками». Самообразование стало
привычкой, необходимой частью профессиональной жизни. ВУЗ не мог дать
актуальных знаний за пределами фундаментальных предметов, зато научил
правильно работать с информацией, критически ее оценивать и
структурировать.
ВУЗ – не ремесленническая артель, а студент – не подмастерье. Он не зубрит
последовательность действий, доводя их до автоматизма, а понимает, что он делает,
какой результат хочет получить. Думает, как усовершенствовать и процесс, и результат. В
России легкодоступность, умноженная на низкое качество высшего образования, убила
его важную социальную задачу – формировать культурный уровень человека, его
способность мыслить, оценивать, анализировать. Сейчас идет зачистка сферы от
третьесортных заведений. Следующий шаг – изменение программ.
Главная компетенция будущего.
В деловой среде, близкой к теме образования, уже идут разговоры о разделении
академических программ, дающих фундаментальные знания, и курсов по
востребованным здесь и сейчас профессиональным навыкам.
Недавно, в марте, прошел круглый стол, где звездные представители областей
инновационного обучения, рекрутинга и форсайт-менеджмента обсуждали профессии
будущего. По самым смелым футуристическим пророчествам мечта Сыроежкина
«вкалывают роботы, а не человек» исполнится в горизонте 30 лет. Мнения экспертов
сошлись на менее радикальном прогнозе – все профессии уже в ближайшем будущем
будут так или иначе требовать от специалиста IT компетенций. Самый известный хантер
Рунета Алена Владимирская считает, что умение «кодить» в очень скоро станет базовым
навыком, как чтение или письмо. Значит, в широком смысле, любой специалист,
вышедший из стен ВУЗа будет частично IT-специалистом.
И, конечно, при таких прогнозах фундаментальное техническое образование обязательно
будет существовать, укрепиться его связь с реальным бизнесом. Уже сегодня на базах
крупнейших университетов есть площадки, где корпорации профилируют студентов под
свои требования. Например, пятый год действует Технопарк Mail.ru в МГТУ им. Баумана.
Выращивание специалистов совместными усилиями академического образования и
бизнеса это сильная тенденция с большим потенциалом роста. Отвечая на заглавный
вопрос статьи: да, ВУЗы должны готовить IT-специалистов, а фундаментальное
техническое образование есть и будет обязательным для высокотехнологичных
профессий.
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв