Духовный лидер в журналистике: культура публичного диалога

Актуальность данной магистерской диссертации определяется важностью изучения духовного лидерства в современном медиапространстве, а также необходимостью исследования медиавлияния лидерства как общественного явления на процесс формирования ценностных ориентиров общества. В связи с появлением новых стратегий изображения человека в медиасфере, исключительную значимость приобрел поиск средствами массовой информации эффективных, востребованных читателем технологий (как изобразить лидера) для создания портрета духовного лидера. Цель исследования – изучение приемов, средств и стратегий создания медиапроизведений по тематике духовного лидерства, а также условий реальной представленности и перспектив духовного лидерства в контексте современного медийного диалога. Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи: — изучить научную литературу и источники по данной проблематике; — сделать историко-филологический обзор подходов и традиций истолкования лидерства; — выявить востребованные обществом образы восприятия лидеров в историко-культурном наследии; — рассмотреть особенности проявления духовного лидерства, выделив основные особенности в современном медиапространстве; — выявить степень влияния феномена духовного лидерства на процесс формирования ценностных ориентиров современного общества; — на основе полученных результатов показать наиболее эффективные стратегии публичного диалога в качестве модели при создании журналистского произведения. Объектом данной магистерской диссертации выступает образ духовного лидера, проецируемый в средствах массовой информации, а также моделируемый аудиторией массмедиа как желаемый; отображение лидера в передачах телевизионных каналов. Предметом исследования являются вопросы духовного лидерства в средствах массовой информации, феномен духовного лидера, а также практика отражения философско-духовного опыта лидерства и личностные особенности людей, способных или претендующих быть лидерами в рамках публичного диалога. Теоретическую основу магистерской диссертации составили труды отечественных и зарубежных исследователей. Данное исследование, по сути, носит междисциплинарный характер; изучаемый круг вопросов относится к сфере журналистики, а также рассматривается в психологии, культурологии и философии. Духовное лидерство в философии изучали Барт Р. «Система моды», Бодрийар Ж. «Общество потребления», Бердяев Н. А. «Царство духа и царство кесаря», Ортега-и-Гассет Х. «Эстетика. Философия культуры» и т.д. Феномен лидера и его отражение в произведениях массовой коммуникаций был описан в трудах, посвященных культуре общества и культурологии, это работы Гуревича П.С. «Философия культуры», Кагана М.С. «Философия как мировоззрение», Каган М. С. «Философская теория ценности», Дускаева Л. Р. «Досуговая журналистика в России», Волобуева Л. Н. «Досуг в структуре образа жизни: философско-культурологические аспекты», Ионин Л. Г. «Социология культуры: учеб. пособие для вузов», Сидоров А. В. «Журналистика. Общество. Ценности: Коллективная монография», Марьина Л.П. «Журналистика и культура: динамика взаимодействия». Исследователи журналистики отмечали важность культуры понимания и поиска приемов изображения человека в таких трудах, как Куличкина Г.В. «Технологии масс-медиа в социально-культурной деятельности», Степанов Ю. С. «Константы: Словарь русской культуры», Воскресенская М. А. «Журналист как исследователь культуры: вопросы профессиональной подготовки». Методологическая база исследования. При написании научной работы использовались общенаучные методы: анализ, синтез, сопоставление. В качестве ключевых методов сбора и обработки эмпирического материала были использованы наблюдение, мониторинг, описание, метод интерпретации, работа с документами, сравнительный анализ, социологический опрос, фокус-группа. Эмпирическую базу исследования составили журналистские произведения, посвященные лидерству и духовному лидерству. В работе исследуются двенадцать выпусков телевизионных программ «Линия жизни», «Правила жизни» и «Белая студия» телеканала «Россия – Культура» за период с 2015 – 2016 г.г., материалы литературно-художественной критики и рецензии на телепередачи, отзывы о передачах в Интернет-пространстве, в социальных сетях. Для уточнения и сопоставления полученных эмпирических данных использовались опубликованные результаты социологических опросов Фонда «Общественное мнение» и АНО – автономная некоммерческая организация Аналитический Центр Юрия Левады. Источники были отобраны по причине наличия в них публикаций по интересующей нас тематике. Положения, выносимые на защиту: — в современном медиапространстве духовное лидерство трактуется неоднозначно: существует интерес аудитории к духовной жизни и одновременно происходит подмена смыслов в понимании духовного лидерства; — для СМИ значимо как создание портрета лидера (изображение личности), так и наиболее эффективных, востребованных читателем технологий (стратегии и культура диалога); — современное медиапространство является сферой репрезентации лидерства и духовных лидеров, в частности, как части культуры общества. Содержание дискурсивных медиапосланий, транслируемых лидерами, создает поле ценностей и смыслов, представляющих аудитории возможные перспективы социокультурных преобразований. Положения магистерской диссертации прошли научную апробацию в двух конференциях. Были опубликованы тезисы и научная статья. — «Медиаподходы к истолкованию духовного лидерства: аспекты взаимопонимания телеведущего и его героев» на форуме «Дни петербургской философии-2014». — «Духовный лидер: культура современного диалога» «Медиа в современном мире. Молодые исследователи» (СПбГУ, 9-11 марта 2016). Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, каждая из которых разделена на параграфы, заключения и списка литературы, приложений. Первая глава «Лидерство: этимология понятия и образ восприятия в историко-культурном наследии» посвящена определению понятий «лидер и лидерство», «духовный лидер», анализу исторических подходов к пониманию изучаемого вопроса. Во второй главе «Исторические подходы к пониманию феномена «лидер» автор анализирует образы восприятия лидеров в историко-культурном наследии. В третье главе «Изображение духовного лидера в современном медиапространстве» сделаны попытки рассмотреть особенности проявления духовного лидерства в современном медиапространстве. Список литературы и источников содержит 57 наименований.

Массовая коммуникация. Журналистика. Средства массовой информации
Диссертации

Вуз: Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ)

ID: 587d36835f1be77c40d59128
UUID: 288463d4-e4bf-4162-98c8-20f897d3c111
Язык: Русский
Опубликовано: больше 7 лет назад
Просмотры: 83

Базанова Дарья Дмитриевна

Источник: Санкт-Петербургский государственный университет


0

Комментировать 0

Рецензировать 0

Скачать - 2422339 bytes


Поделиться работой
Current View

Рецензии:

  Авторизуйтесь, чтобы добавить рецензию

- у работы пока нет рецензий -

Для лиц старше 18 лет