Экологическая журналистика как инструмент политического влияния

Экологические идеи присутствуют в поле политики с 70-х годов XX века. Говорить об экологии как о компоненте политической жизни общества справедливо, так как термин «зеленые» имеет политическую окраску, объединяет политическую идеологию и ее сторонников, отстаивающих идею создания экологически устойчивого общества. Журналистика является полноправным участником экополитической коммуникации. Как социальный институт экологическая журналистика служит целям экологического просвещения и воспитания. Не менее важны ее задачи в политико-правовой сфере: пропаганда и агитация экологической ответственности, организация гражданской активности, контроль действий органов власти, контроль за соблюдением существующего законодательства политическими и бизнес-субъектами, а также рекомендации по совершенствованию правовых норм. Актуальность исследования определяется тем, что сегодня экологические проблемы признаны глобальными. В России 2017 год объявлен Годом Экологии, к 2020 г. необходимо определиться с мерами по реализации климатических соглашений. От того, как используется потенциал экологической журналистики, зависит эффективность усилий по преодолению экологического кризиса. Вызывает тревогу взгляд на журналистику как на инструмент для удовлетворения сиюминутных политических или коммерческих интересов. О такой опасности говорят современные зарубежные исследования медиа и массовых коммуникаций. Новизна исследования определяется тем, что за последние пять лет в российской науке не было проведено изучения политического потенциала экологической журналистики в достижении целей устойчивого развития и реализации климатических соглашений. Цель работы – проанализировать эффективность экологической журналистики как инструмента политического влияния. Для достижения поставленной цели сформулированы следующие задачи: • Выявить случаи использования экологической журналистики как инструмента политического влияния, • Определить субъекты и объекты такого влияния, ключевые сюжеты, потенциальные и реализуемые политические эффекты, • Сравнить содержание политического направления экологической журналистики в локальной, региональной и федеральной повестке, • Оценить с этической точки зрения допустимость использования журналистики в политических целях. Объект исследования – экологический дискурс в российских СМИ. Предмет исследования – специфика реализации политических функций в материалах экологической журналистики. Теоретико-методологическая база. Основными теоретическими позициями данной магистерской диссертации выступают работы, формирующие теоретический фундамент экологического направления журналистики. Общепризнанный вклад в развитие дисциплины осуществили Шарон и Кенет Фридман, работу зарубежных специалистов продолжили Л. А. Коханова, О.А. Берлова, В. Е. Борейко, В. Б. Колесникова и А.Л Кочинева, а также В. А. Королев. Экологическая коммуникация изучалась по работам классика Р. Кокса и отечественного исследователя О. А. Захаровой. Для характеристики взаимоотношения властных структур и средств массовой информации были изучены труды экополитического направления: Д. И. Ромасевича, О. П. Буйлова, Г. В. Косова, Ю. А. Харламова и С. А. Нефедова Экологическая журналистика рассматривается как политический актор в диссертационных исследованиях Е. А. Шарковой (2012) и Л. Н. Харченко (2002), в статьях Н. В. Шулениной и Т. В. Шумилиной. При написании второй главы использовалась функционально-ролевая характеристика журналистики, представленная в трудах С. Г. Корконосенко, системно-функциональное изучение журналистской деятельности учеными Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» Санкт-Петербургского государственного университета. Эмпирическая база исследования включает в себя материалы отечественных средств массовой информации: публикации на странице информационного проекта «+1», реализуемого силами трех крупных медиахолдингов страны – информационного агентства ТАСС, издательств «Коммерсантъ» и РБК, а также материалы специализированного выпуска журнала «Экология и право», посвященного изменениям климата, что обусловлено актуальностью этой проблемы на глобальном уровне. В ходе написания диссертации использовались такие методы исследования как качественно-количественный анализ текстов СМИ, функционально-ролевой и семантический анализ, а также общенаучные методы синтеза, обобщения фактов. Для выявления латентных аспектов содержания текстов использовалось кодирование. Прежде всего, исследовались попытки осуществления политического влияния через публикации. Выявлен ряд лексем, указывающих на такие попытки. Хронологические рамки исследования: ноябрь-май 2017 года – срок существования анализируемого проекта. Структура исследования обусловлена поставленными целями и задачами. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Положения, выносимые на защиту – экологическая журналистика является не только агентом политического влияния, но также и агентом коммерческого PR-влияния. Вывод обусловлен данными, полученными в ходе количественного и семантического анализа: основным источником экологической информации для журналистов кроссплатформенного проекта «+1» являются пресс-релизы. Если говорить об открытых случаях использования сообщений пресс-служб, то доминирует PR-информация экологически ориентированных организаций, чуть меньше сообщений от официальных ведомств. Если учитывать обнаруженные случаи скрытого использования PR-технологий, то предпочтение отдается трансляции экологически ответственных инициатив бизнес-субъектов. Это можно объяснить бизнес-ориентацией двух из трех изданий (РБК и «Коммерсант»), реализующих проект «+1». Взвесив плюсы и минусы такой специфики содержания экологических материалов на страницах общеполитических изданий, сделан вывод о том, что публикации создают не только положительный имидж определенным бизнес-субъектам, но также исполняют просветительскую, воспитательную и пропагандистско-агитационную функцию. Это не является серьезным нарушением журналистской этики. К сожалению, на страницах проанализированных изданий практически полностью отсутствуют такие возможные источники экологической информации, как отдельные граждане (представители народа), лидеры мнений, не имеющие отношения к представленным в текстах бизнес-компаниям и экологическим организациям, а также политические организации негосударственного характера (партии, политические движения). Также были выявлены тематические доминанты экологических материалов, определены ключевые сюжеты экологических материалов. На уровне федеральной повестки максимальное внимание уделяется проблеме отходов (сбор, утилизация, переработка), на международном, глобальном уровне выделяется тема изменений климата. В этом мы видим разницу между особенностями подачи информации в рамках федеральной и глобальной повестки: выбор сюжета определяется тем, внимание каких экополитических акторов требуется для решения проблемы. На региональном и местном уровнях чаще звучат темы локального загрязнения воздуха или воды, так как требуется участие местных политиков. Выявлена популярность темы экологической ответственности бизнеса. Таким образом, был опровергнут существующий в отечественных исследованиях тезис о закрытой информационной политике большинства бизнес-субъектов, но подтвержден вывод зарубежных авторов о наибольшей эффективности бизнеса в роли «спин-докторов». Наконец, подтвердилась гипотеза о значительной роли НКО и НПО в экополитическом процессе. В рамках проекта «+1» три медиахолдинга страны (ТАСС, РБК и «Коммерсантъ») предоставили площадку для выражения экологами своих позиций. Хочется отметить критику российской политической власти, популяризацию зарубежного опыта реализации экологической политики в СМИ. Повышению эффективности материалов экологической журналистики может способствовать внедрение в профессиональную практику репортажей и обращение к такому источнику экологической информации, как граждане.

Массовая коммуникация. Журналистика. Средства массовой информации
Дипломы

Вуз: Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ)

ID: 5a6f882c7966e12684eea1f6
UUID: 21a7c918-6644-4e76-a8d3-861b729bea92
Язык: Русский
Опубликовано: около 6 лет назад
Просмотры: 865

Сидорова Маргарита Сергеевна

Источник: Санкт-Петербургский государственный университет


0

Комментировать 0

Рецензировать 0

Скачать - 1,3 МБ


Поделиться работой
Current View

Рецензии:

  Авторизуйтесь, чтобы добавить рецензию

- у работы пока нет рецензий -

Для лиц старше 18 лет