Экологические принципы бионического фоормообразования объектов дизайна городской курортной среды Сочи

Важная особенность естественно - природного ландшафта Сочи – его неповторимость, оригинальность и разнообразие, что вызывает потребность в новом подходе к проектированию, формирующим художественно - дизайнерский образ среды, соответствующий уникальности первичной среде. В этой связи происходит значительное усиление научных интересов к различным аспектам экологического проектирования дизайнерских объектов городской среды. Темпы обновления городской курортной среды должны учитывать особенности новых требований к дизайну курортных территорий, современные технологические и материальные возможности диктуют необходимость новых подходов, немыслимых сегодня без современного, профессионального дизайна. В естественно-природной среде заложены возможности альтернативных проектных решений. В результате этого исторически природная среда обозначена как источник идей. Эдвард Т. Холл утверждает в книге «Скрытое измерение», что «человек и окружающая его среда взаимно формируют друг друга. В настоящее время человек в состоянии действительно создать весь мир, в котором живет. Создавая его, человек фактически определяет, каким организмом он будет». Человек всегда черпал идеи, наблюдая за природой. Бионика, как прикладная наука, изучающая особенности строения и жизнедеятельности организмов с целью использования различных приспособлений живой природы в технике, получила сегодня большое распространение не только в развитии технического знания, но и в сфере дизайна. Возникшее противоречие между неповторимой природной средой и однотипными искусственными постройками, требует решения средствами дизайн – проектирования. В настоящее время качество городской курортной среды сильно пострадало – хаотичные застройки и высотные однотипные здания всё более отдаляют от изначальный идеи создания города-сада. Применение бионического формообразования, которое отличается неограниченными ресурсами расширения возможностей в области генезиса новых художественных форм, позволяет решить проблему гармоничного вписывания искусственных объектов в окружающий ландшафт, сохранив зеленые оазисы. В дизайне бионика заняла положение перспективного направления благодаря универсальной категории языка, специфика которого состоит в органическом сочетании проектно-технических и образных начал, что было отмечено в разработках Ю.С. Лебедев «Архитектурная бионика». Бионика способна решать вопросы эффективности, рациональности и экологичности технического развития. Несмотря на то, что эта наука возникла уже более полувека назад, исследования в этой области по-прежнему актуальны и необходимы для развития современного дизайна. Посредством бионического формообразования решаются так же проблемы гомогенности и гетерогенности городской среды. Сохраняя сложный горный ландшафт, архитектор Антонио Гауди (1852-1926 гг.) осуществлял систему дорог, галерей с опорами, не только по форме похожими на природные образования, но и старался понять принципы формообразования живых структур, тем самым обогащая городскую среду. Немецкий философ Рудольф Штайнер применял антропный принцип (греч. antropos– человек) в своем творчестве, базирующийся на признании космической активности человека и его взаимосвязи с Универсумом (Абсолютом), развивал теорию античности наряду с Протагором, Анаксагором, Бруно, Леонардо да Винчи, К.Э Циолковским, В.И. Вернадским, Ф. Хойлом и многими другими. В природе совершенствование живых организмов сопровождается их целесообразностью, т.е. параллельно идет процесс отмирания и деградации изживших себя форм, на место которых становятся новые, более оптимальные и приспособленные для окружающей среды формы. Глобально этот же закон управляет дизайном. Принципиальная разница рождения новых форм в природе и дизайне заключается в том, что в природе этот сложный процесс сопровождается естественным отбором в длительный отрезок времени, в дизайне же на эмпирическом уровне применяют бионические формы. В средовом проектировании это ассоциируется с принципами поверхностного формообразования как средством художественной выразительности. В промышленном дизайне заимствуются принципы функционирования живых организмов (способы передвижения, изменения цвета, внешних очертаний и т.д.). Все вышеизложенное актуализирует значение экологических принципов бионического формообразования в проектировании объектов дизайна городской курортной среды Сочи.

Искусство. Искусствоведение
Диссертации

Вуз: Сочинский государственный университет (СГУТиКД)

ID: 5f46f40dcd3d3e0001746ff7
UUID: 1e538800-ca24-0138-21f1-0242ac180006
Язык: Русский
Опубликовано: около 4 лет назад
Просмотры: 378

32.38

Григорян Сильвия

Сочинский государственный университет (СГУТиКД)


0

Комментировать 0

Рецензировать 1

Скачать - 11,8 МБ


Поделиться работой
Current View

Рецензии:

  Авторизуйтесь, чтобы добавить рецензию

Рецензия от Григорян Сильвия
Актуальность темы ВКР заключается в исследовании проблем симбиоза естественно - природной и искусственной среды, выявлении принципов организации природных объектов и их применение в формообразовании средовых объектов дизайна, а так же исследованы экологические возможности проектирования городской среды посредством бионического дизайна. Разработаны экологически обоснованные объекты городско...

около 4 лет назад
Для лиц старше 18 лет