ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(СПбГУ)
Ал-Хилли Фарис Ибрахим
Экономическая политика Ирака
в начале XXI века
Направление: 41.04.03 «Востоковедение и африканистика»
Магистерская диссертация
(Профиль: Экономика и международные экономические отношения стран
Азии и Африки)
Научный руководитель:
Доцент кафедры Теории
общественного развития
стран Азии и Африки,
Кандидат экономических наук
Желтякова И.А.
Рецензент:
Кандидат экономических наук
Иванова Е.А.
Санкт-Петербург
2016
Оглавление
Введение..........................................................................................................2-3
1. Характеристика состояния экономики Республики Ирак
в
XXI веке........................................................................................................4-9
2. Анализ состояния и экономики Ирака и перспектив развития отдельных
секторов........................................................................................................10-23
2.1 Сельское хозяйство................................................................................10-12
2.2 Финансовый сектор. Банковская система............................................12-14
2.3 Нефтегазовый сектор.............................................................................15-18
2.4 Транспорт и инфраструктура................................................................19-23
3. Основные экономические показатели Ирака........................................24-37
4. История и перспективы нефтегазового сектора Ирака.......................38-44
4.1 Иностранные нефтедобывающие компании на территории
Ирака............................................................................................................45-48
Заключение...................................................................................................49-50
Список использованных материалов.........................................................51-55
Введение
Ирак является одним из государств Ближнего Востока, занимающим
важное геополитическое положение в регионе, обладающим огромными
1
запасами сырьевых ресурсов, составляющими основу экономического
потенциала страны.
На рубеже нового тысячелетия Ирак неоднократно вовлекался в
военные действия, экономика страны поднималась и рушилась
практически до основания. В результате вооруженных конфликтов и
экономической блокады Ирак оказался в крайне тяжелом экономическом
положении. И только в последние годы, несмотря на угрозу со стороны
запрещённой на территории РФ террористической группировки
«Исламское Государство», появляются положительные тенденции развития
иракской экономики, намечается экономический рост.
Актуальность темы исследования. В данном исследовании автор
сделал попытку на о снове суще ствующих экономиче ских и
государственных проблем в Республике Ирак систематизировать динамику
основных экономических показателей, дать качественную сравнительную
оценку экономического состояния страны в XXI веке, осветить
положительные и отрицательные тенденции, а также перспективы
будущего развития экономики страны.
Следует отметить, что отечественных научных исследований
экономики Ирака в новейший период, основанных на глубоком
сравнительном анализе, практически нет. На сегодняшний день в
отечественной литературе существуют работы, посвящённые лишь
отдельным экономическим вопросам Ирака, основным направлением
которых является нефтегазовый сектор. В зарубежной литературе можно
встретить большое количество всевозможных источников по данной теме:
от отдельных докладов и аналитических работ ЦРУ США до обширных
исследований различных международных организаций, таких как ООН,
МОТ, Мировой Банк и т.д.
Ввиду отсутствия более-менее полных обширных работ по
современному состоянию иракской экономики на русском языке,
актуальность данной магистерской диссертации не вызывает сомнений.
2
Объектом исследования является экономика Республики Ирак.
Предметом исследования является экономическое развитие Республики
Ирак, состояние и перспективы развития нефтегазовой отрасли Ирака,
основные экономические показатели иракской экономики.
Целью диссертационной работы является качественная оценка
экономического состояния Ирака в XXI веке, освещение основных проблем
экономики, путей их решения и перспектив развития.
Исходя из цели исследования в диссертации решаются следующие
задачи:
Определить важнейшие экономические проблемы Ирака.
На основе сравнительного анализа данных различных
источников определить текущее состояние основных секторов
экономики Ирака.
Дать сравнительную характеристику и оценку состояния
нефтегазовой отрасли Ирака.
Выявить основные проблемы и особенности восстановления
и развития экономики Ирака.
Магистерская диссертация состоит из введения, трёх глав,
заключения, списка использованных источников и литературы.
Теоретической основой работы являются данные таких
государственных и международных организаций как: Центральный Банк
Республики Ирак, ООН, МОТ, ОПЕК, ЦРУ США, Мировой Банк,
International Monetary Fund, Transparency International.
1. Характеристика состояния экономики Республики Ирак в XXI веке
Структура экономики Ирака всегда характеризовалась жестким контролем
и вмешательством со стороны государства. Различные правительства,
3
начиная со времен британского мандата1 и монархии2, правительства
партии Баас3 и Саддама Хусейна4, все они во главе своей политики ставили
следующие цели: закрепление цен стабилизация потребления. Тотальный
контроль экономики государством переходил от одного режима к другому.
Во время правления Хашимитской династии в Ираке (1921-1958гг) в
результате правительственной политики сильно выросла зависимость от
доходов, связанных с нефтедобычей, индустриализация не проводилась,
были провалены все попытки по созданию государственного сектора,
задающего темп экономического роста страны. Экономика находилась на
феодальном уровне, что препятствовало повышению эффективности
производства, сильно тормозило развитие частного сектора.
В период власти военных правительств (1958-1968гг) в экономике Ирака
намечаются положительные тенденции: активно развивается ин
В 1968 году бразды правления в свои руки берет партия Баас.
Вплоть до 2003 года в стране существовала однопартийная система.
Политика баасистов под руководством Саддама Хусейна (траты на военные
расходы, война с Ираном, вторжение в Кувейт) оказала сокрушительное
воздействие на экономику. Это явилось причиной накопления огромного
внешнего долга, высокого уровня безработицы и инфляции.
«За период с 1975-1980гг военные расходы Ирака увеличились с 3 до 19,7
1 Территория,
на которую Лига Наций выдала мандат на внешнее управление согласно
статье 22 Версальского договора.
2 Иракское государство
в период действия и после окончания мандата,
выданного Великобритании в 1920 году Лигой Наций.(1921-1958)
3 Саддам
Хусейн Абд аль-Маджид ат-Тикрити - государственный и политический
деятель Ирака, президент (1979—2003гг), премьер-министр Ирака (1979—1991 и 1994
—2003).
4 Партия арабского
социалистического возрождения, в арабском мире именуемая «Баас»
(от ар. «возрождение», «воскрешение») — политическая партия, основанная Мишелем
Афлякуми в 1947 году в Сирии.
Идеология «баасизма»,представляетсобой смесь арабскогосоциализма, национализма и
антиимпериалистического движения.
4
млрд. долларов. В последующее десятилетие эти расходы составили около
25 млрд. долларов5». «Одна только война с Ираном нанесла иракской
экономике ущерб в 450 млрд. долларов6».
В течение 70-х годов ХХ века большинство многообещающих проектов по
добыче и переработке нефти было отложено до лучших времен. Восемь лет
войны с Ираном истощили иракские запасы нефти и повергли страну в
долги. Первая «Война в заливе» 7 и экономические санкции еще больше
подорвали хромающую экономику страны. Начиная с 1980 года, экономика
Ирака переживает серьезный спад: резко падает валовой внутренний
продукт, галопирующая инфляция, падение покупательной способности
национальной валюты и увеличение внешнего долга страны.
Не лишним будет отметить, что до ирано-иракской войны Ирак был одной
из наиболее перспективных и процветающих стран на Ближнем Востоке с
доходом выше среднего, высокими показателями в области
здравоохранения и строительства.
Но тем не менее, перед вторжением в 2003 году войск коалиции во главе с
США экономика страны была в плачевном состоянии.
Практически все хозяйственные секторы страны развалились,
гиперинфляция и безработица возросли до максимума, а громадный
внешний долг вынудил экономику опираться лишь на доходы, связанные с
добычей и переработкой нефти. «В период с 2000 по 2003 годы ВВП
страны снизился с 31,7 млрд. долларов до 12 млрд. долларов
соответственно8».
5 ЦРУ США (https://www.cia.gov/library/publications) (Дата обращения: 12.08.2015)
6 Мировой банк (http://data.worldbank.org/data-catalog) (Дата обращения: 08.09.2015)
7 «Война в
заливе» — война (1990 — 1991гг.) между многонациональными силами
и Ираком за освобождение и восстановление независимости Кувейта.
8 Руденко
Л.Н. Восстановление и развитие экономики Ирака
5
Временная коалиционная администрация (ВКА) 9 дала некоторый толчок к
восстановлению экономики страны. Международные санкции были
отменены, а в период с марта 2003г. по июнь 2004г. силами ВКА
осуществлялась специальная программа по построению экономики
рыночного типа, включающая в себя модернизацию финансовой системы,
создание различных государственных институтов, приватизацию
государственных объектов и наведение общественного порядка в стране.
Благодаря реформам был учрежден Центральный банк Ирака. В
министерство финансов страны было направлено большое число
специалистов и советников из США, велось активное обучение иракских
банковских работников. Активно проводилась денежная реформа, по
некоторым оценкам довольно успешно. В 2004 году введен иракский динар
нового образца, который показал себя стабильным и постепенно
повышался по отношению к доллару США. В том же году Временная
Администрация страны вводит в действие тридцать девятый закон,
позволяющий зарубежным инвесторам иметь компании в Ираке со
стопроцентным иностранным капиталом. Основной целью этого закона
было создание благоприятной среды для ведения бизнеса в стране.
По решению Временной Администрации приватизация государственных
активов не проводилась, эту задачу оставили на будущее законное иракское
правительство. «Как предостерег Всемирный банк, осуществление этих
задач без должной макроэкономической стабильности серьезно отразилось
бы на повседневной жизни иракцев. Но это едва ли означало, что
с о х р а н е н и е с т а т у с - к в о г о с уд а р с т в е н н ы х п р е д п р и я т и й и
сельскохозяйственных субсидий желательно с экономической точки
(по материалам Центра стратегических и международных исследований США), М. 2005
9 После того
как коалиционные силы взяли на себя контроль над Ираком, была создана
Коалиционная Временная Администрация во главе с администратором, назначенным
США.
6
зрения10» . В с е п о п ы т к и В р е м е н н о й А д м и н и с т р а ц и и п о
трансформированию нефтяного сектора оказались крайне неэффективны.
Основной целью было увеличение добычи нефти до предвоенного уровня,
что не было достигнуто. Ирак продолжал импортировать нефтепродукты в
большом объеме.
Еще одной существенной неудачей правления Временной Администрации
явилось значительно возросший уровень коррупции среди иракских и
американских должностных лиц, аудиторов и даже подрядчиков. Более
того, Временная Администрация оказалась бессильна в вопросе
отслеживания и контроля расходов иракского правительства на снижение
уровня коррупции в стране.
«В начале своей официальной деятельности Временная Администрация
поставила своей целью обеспечить работой как минимум 50 тысяч
иракцев, но к середине 2004 года было задействовано лишь 15 тысяч
человек, что составляет менее 1% от общего числа трудоспособного
населения Ирака, оцениваемого в тот период в 7 млн человек11».
15 тысяч работали с минимальным уровнем заработной платы, на
еженедельной или месячной основе, остальное население было лишь
частично занято, либо в целом оставалось без работы.
Таким образом, политика Временной Администрации по сокращению
уровня безработицы оказалась провальной. Помимо этого, остальные
макроэкономические показатели странны неуклонно падали (уровень ВВП,
ВВП на душу населения, рост потребительских цен). В целом, экономика
Ирака в период правления Временной Администрации существенно
деградировала. Большая часть всех реформ так и осталась на бумаге, а те,
что удалось реализовать, не укладывались в единую стратегическую
10 Руденко
Л.Н. Восстановление и развитие экономики Ирака
(по материалам Центра стратегических и международных исследований США), М. 2005
11 Коноплянник А.
О ценах на нефть и нефтяных деривативах / А.Коноплянник //
Экономические стратегии. – 2009. - №2. – С. 73- 74.
7
систему реформирования страны.
«Одной из главных проблем экономики страны в тот период можно назвать
огромный внешний долг Ирака, оцениваемый в 125 млрд. долларов 12».
Этот долг складывался из международных займов, экспортных кредитов и
финансовой поддержки во время ирано-иракской войны. В полном объеме
эта проблема не решалась Временной Администрацией, а наоборот
усугублялась.
Тем не менее, с переходом власти к Временному Правительству, законному
и выборному, с 2004 года экономика страны начинает постепенно
реанимироваться. В 2006 году международная экономическая организация
Global Insight опубликовало свое исследование, в котором констатирует
следующее: «гражданская война или нет, у Ирака есть экономика,— и она
стремится вверх.
Американская Торговая палата сообщает о 34 000 зарегистрированных
компаний в Ираке в 2014 году, в отличие от 8 000 три года назад. «Продажи
подержанных автомобилей, телевизоров и мобильных телефонов резко
взлетели вверх. Учитывая очень нестабильную политическую и
экономическую обстановку в стране, факт роста экономики заставляет
удивляться13».
2. Анализ состояния и экономики Ирака и перспектив развития
отдельных секторов
2.1 Сельское хозяйство Ирака
Территории земли Ирака составляют 43,7 млн. га, а пригодных для
земледелия всего около 5450 тыс. га (примерно 1/8 от общей территории
страны). До 4000 тыс. га отведено под пастбища, остальные земли
выведены из сельскохозяйственного оборота по причине неблагоприятных
12 Jonathan
E. Sanford Iraq's economy: Past, present, future. NY, 2014 P.23
13 Silvia Spring (2006-12-24). "Blood and Money: In what might be called the mother of all
surprises, Iraq's economy is growing strong, even booming in places". Newsweek
International (In The Daily Beast).
8
засушливых погодных условий и засоления почв, в том числе по причине
отсутствия дренажа ранее орошаемых земель. Основные
сельскохозяйственные культуры – рис, ячмень и пшеница. Под эти
культуры отведена почти половина всех пахотных угодий, расположенных
по большей части в более увлажненной северной части страны. Массивные
территории в речных долинах отведены под плантации финиковой пальмы,
плоды которых – финики, во время правления Саддама Хусейна являлись
житницей страны, товаром, экспортируемым по всему миру.
Животноводство развито в горных районах страны. Склоны гор заняты
широкими альпийскими лугами, весьма благоприятными для разведения
скота. Иракское животноводство в большей мере базируется на разведении
овец и коз, в меньшей степени крупного рогатого скота (буйволы,
верблюды, коровы).
В настоящее время в сельскохозяйственной отрасли производится около
9,8% от ВВП страны. Население, занятое в этой отрасли насчитывает 6
м л н . ч е л о в е к . « В п е р и од 2 0 0 3 – 2 0 1 5 г г.
п р о и з вод с т во
сельскохозяйственной продукции плавно снижалось в среднем на 1,1% в
год, это приводило к снижению производства сельскохозяйственной
продукции на душу населения примерно на 3,9% каждый год14».
С 2012 года в стране постепенно создается и развивается система
нормированного снабжения населения сельскохозяйственными
продуктами. «Согласно исследованию, проведенному Всемирной
продовольственной программой в 2002-2003 гг., 60% иракских граждан
зависят от этой системы — они обладают недостаточной покупательной
способностью, чтобы быть независимыми от продовольственной помощи.
Более половины общего потребления продовольствия приходится на
14 Руденко
Л.Н. Восстановление и развитие экономики Ирака
(по материалам Центра стратегических и международных исследований США), М. 200
9
импорт15».
Сельскохозяйственная отрасль занимает слабую позицию в экономике
Ирака. За последние тридцать лет вплоть до нашего времени
сельскохозяйственный сектор Ирака значительно пострадал и продолжает
страдать от непрекращающихся военных конфликтов и постоянных
попыток государства подмять под себя все сельское хозяйство страны.
Значительный рост населения в течение последних трех десятилетий, а
также стагнация в сельскохозяйственном
секторе значительно усилили
зависимость страны от импорта. « В 1980 году примерно 50%
продовольственных запасов Ирака приходилось на импорт, а в 2002 году –
90%16». В середине 1980-х сельское хозяйство составляло всего 14% от
ВВП. Но по причине
жестких международных санкций и неоднозначной
программы «Oil for food17» нефтяной сектор постепенно ослабевал, и «к
1992 году сельское хозяйство уже составляло 35% от ВВП18».
В этот период сельское хозяйство играло важнейшую роль в жизни Ирака:
поставки продовольственных товаров из-за рубежа были сильно
затруднены из-за наложенного эмбарго. Несколько облегчила ситуацию
запущенная ООН в 1995 программа «Нефть в обмен на продовольствие
(Oil for food)», предоставив возможность правительству поставлять нефть
на мировой рынок, получая взамен товары первой необходимости.
Крупнейшими агропромышленными компаниями, ценные бумаги которых
15 Руденко
Л.Н. Восстановление и развитие экономики Ирака
(по материалам Центра стратегических и международных исследований США), М. 2005
16 Там
же
17 Программа «Нефть
в обмен на продовольствие», проводимая ООН в 1995- 2003 гг,
позволяла Ираку продавать нефть на мировом рынке в обмен на продовольствие и
товары первой необходимости, но не позволяла ему восстановить свои вооружённые
силы.
18 Центральный банк Ирака:
http://www.cbi.iq/index.php?pid=TheCbi (Дата обращения:
15.01.2016
10
обращались на багдадской бирже, были такие компании, как «Iraqi Meat &
Crop Production & Marketing, Babylonian Plant & Animal Production19».
На сегодняшний день сельское хозяйство Ирака до сих пор находится в
плачевном состоянии: губительные последствия принесла сильнейшая
засуха (1999 и 2001 годы), полуразрушенная ирригационная система,
отсталая отрасль животноводства по причине отсутствия кормов и пастбищ
для скота. «До 80% всех продуктов поступают из-за рубежа, в основном из
Турции20». Более менее сельское хозяйство развивается лишь на севере
Ирака, на территории Иракского Курдистана.
2.2 Финансовый сектор. Банковская система.
Финансовый сектор Ирака остается слабым. Банковская система состоит из
Центрального банка и 22 банков, два из которых являются
государственными («Рафидейн» и «Рашид», обладающие
90%
коммерческих банковских активов и 75% отделений банковской сети), 16
— частные коммерческие банки и 4 — специализированные
государственные банки. Общая сумма активов банковской системы
эквивалентна 2 млрд долларов.
19 Гордеев
В.В. Мировая экономика и проблемы глобализации . – М, 2010. – С.300
20 Аль-Нуайми Халдун.
Политика привлечения иностранных инвестиций в Ираке //
Экономика и управление. 2013. - №4 (36). – С.63
11
После первой Войны в Заливе правительство Ирака вновь начало создание
частных банков. «Помимо банков, кредитовавших крупный бизнес,
появились банки, кредитовавшие малые предприятия. Государственные
банки теперь должны были обслуживать только государственные
предприятия21».
Последствия Второй войны в Персидском заливе были разрушительными
для государственных и частных банков. Государственные банки
пострадали больше всего: «Rafidian Bank разграбили на сумму около 300
млн долларов США, его головной офис и многие отделения были
полностью разграблены и сожжены22». Потери Rasheed Bank составили 138
млрд иракских динар, что эквивалентно 69 млн долларов США.
«Многие частные банки передали свои деньги в хранилища Центрального
банка Ирака ещё до войны, что позволило им избежать тяжёлых
финансовых потерь, которые были характерны для крупных
государственных коммерческих банков23».
В Ираке практически отсутствует финансовое посредничество, а
существующие финансовые институты неэффективны. Новый закон о
банковской системе вступил в действие в августе 2003 г., он открыл
иракский финансовый сектор для иностранных инвестиций.
Еще одним существенным источником нестабильности в экономике Ирака
являются международные финансовые обязательства страны. Они сильно
тормозили использование финансовых средств на восстановление
экономики страны по двум причинам. Во-первых, бремя долга,
доставшееся стране в наследство режимом С. Хусейна, будет поглощать
большую часть доходов государства, которые могли бы быть направлены
на реанимирование иракской экономики.
21 Bergams
22 Там
же
23 Там
же
J. An overview of the Iraqi banking system – NY, 2007 P.12
12
Во-вторых, иракский внешний долг и другие финансовые обязательства
служат препятствием для экономической интеграции страны в
международные рынки капиталов.
«Эти международные финансовые обязательства можно свести к трем
основным типам: претензии по репарациям в связи с войной в Персидском
заливе — 33,3 млрд. долларов, незавершенные контракты — 57,2 млрд.
долларов, внешний долг — 90 млрд. долларов24».
Таким образом, общая сумма иракских международных финансовых
обязательств в 2005 году оценивалась в 80 млрд. долларов.
В 2008 году иракское правительство убедило некоторые страны простить
часть внешнего долга страны. « Ранее Парижский клуб стран-кредиторов
списал Ираку около 66,5 миллиарда долларов, а также Россия простила
более 12 миллиардов долларов25».
2.3НЕФТЕГАЗОВЫЙ СЕКТОР.
«Ирак расположен над центром самого крупного сосредоточения нефти в
мире. Страна как будто плавает над огромным нефтяным бассейном26». В
свете возрастающих потребностей мировой экономики в этом сырье Ирак
является наименее изученной страной из всех государств-экспортеров
24 ЦРУ США (https://www.cia.gov/library/publications) (Дата обращения: 12.08.2015)
25 Leonard
B. Measuring Stability and Security in Iraq. — DIANE Publishing, 2009. —
С. 13
26 Ахмад,
Дж. Американская оценка источников нефти в Иране / Дж. Ахмад
[Электронный ресурс]. (www.ahwazstudies.org/ arabic/ A7-new-o.L.) (Дата обращения:
26.03.16)
13
нефти. Нет сомнения, что именно огромное экономическое значение Ирака
и стало одной из главных причин американской оккупации страны в 2003 г.
Республика Ирак – один из основателей Организации стран - экспортёров
нефти (ОПЕК), созданной на конференции в Багдаде 14 сентября 1960 г.
По официальным оценкам запасы нефти Ирака оцениваются в 143 млрд.
баррелей, это примерно 8,7 % мировых запасов нефти в 2013 г.,
национальные запасы газа – 280 трлн. кубических футов. «В мировых
газовых рейтингах Ирак занимает 11-е место27». С самого начала
производство нефти в Ираке осуществлялось в основном за счет
иностранных инвестиций в нефтяную промышленность, так как из-за
слабости собственного экономического потенциала страна не могла
самостоятельно развивать эту отрасль 28». В Ираке самые высокие запасы
нефти в мире. Но условия соглашений с иностранными компаниями по
разработке таких месторождений передавали фактически полное право на
ресурсы нефти и газа.
«Также им принадлежали все решения относительно условий экспорта
нефти, ценообразования, уровня добычи и объема, решения по найму
сотрудников29».
Иностранные
влияние
инвестиции стали фактором, оказывающим большое
на страны Ближнего Востока, развивали экономику во всех ее
секторах, в том числе в нефтегазовом. Обеспечивали создание рабочих
мест для граждан страны, повышению профессионального уровня
27 Post-War
Iraq: Potential Issues Raised by Previous Occupation and Peacekeeping
Experiences, April 24, 2003. P.13
28 Касаев
Э.О. Иракская нефть: проблемы законодательства влияют на перспективы, М.
– 2012, С.126
29 Ботани Д.Ш.
Прогнозирование экспорта нефти Ирака/ Д.Ш. Ботани // Математико-
статистический анализ социально-экономических процессов, М.:2010. – С.27
14
специалистов. Так, например, Ирак в 2008 году разработал несколько
десятков инвестиционных проектов в различных отраслях экономики,
многие из которых относятся именно к нефтегазовому сектору.
Поскольку нефтяная промышленность особенно интересна для
инвестирования средств, в виду все большего интереса мирового рынка к
нефти и ее относительного дефицита. Правительство Ирака дает
множество возможностей для инвесторов, например, снятие ограничения
по движениям финансов, страхование инвестиционных проектов,
предоставление налоговых льгот на долгое время. Ирак создает
благоприятный климат для инвестиций, множество финансовых и
налоговых возможностей, разрабатывает систему гарантий. Сегодня
экономика Ирака создала инструменты для притока инвестиций, которые
должны обеспечить приход в экономику современных инструментов
производства, новых технологий, эффективного управления, прозрачности
процессов – гармоничного развития всех отраслей экономики.
На мировом рынке наибольший интерес к Иракской нефти проявляют
Китай, Индия и страны-члены Евросоюза. Поскольку данный сектор
страны остро ощущает нехватку оборудования и современных технологий,
Ирак привлекает иностранные инвестиции. Цель страны
направлена на
реализацию крупных и высокотехнологических проектов.
Нефтеперерабатывающая отрасль оказывает влияние на экологию страны и
благополучие народа, нефть является невозобновляемым природным
ресурсом, соответственно промышленность нефтяной отрасли подвержена
тщательному регулированию правительством страны.
Правительство
Ирака постоянно привлекает иностранный капитал для развития. Именно
инвестиции привносят в энергетическую отрасль новейшие технологии,
инновационные методики и оборудование, отрасль становиться более
эффективной на всех этапах добычи нефти.
«С 2003 года в Ираке отмечается нестабильная политическая обстановка,
15
которая вселила в народ опасения за будущее, частный капитал стал
отказываться от накоплений, дополнительные риски были созданы низким
уровнем безопасности. Все это не только ограничивает приток новых
инвестиций в экономику, но обуславливает отток иностранных капиталов
из экономики Ирака30».
Поскольку нефтеперерабатывающая отрасль является стратегически
важной, правительство старается взять под защиту организации, которые
вкладывают капитал. Нефтяная отрасль в Ираке связана с высокими
рисками, но инвесторы всегда могут рассчитывать на поддержку
вооруженных сил страны и корпоративную безопасность. Безусловно, все
эти аспекты увеличивают стоимость проектов, но стимулом для инвесторов
является высокий доход.
«В итоге нестабильная политическая обстановка и высокие риски в данном
секторе становятся главным препятствием на пути инвестиционного
капитала и развития экономики Ирака31».
Также сыграли свою роль оккупация Ирака, ошибки ведения внутренней
политики. Все это привело к отставанию Ирака в экономической и
социальной сферах, расцвету коррупции. « Ведь после 2003 в течение
десятилетия, в условиях отсутствия продуктов, Ирак заполняли
второсортными товарами по завышенным стоимостям при помощи
повсеместной коррупции компаний-импортеров32».
В развитии страны и ее экономики развитие частного сектора, играет одну
30 Волконский В.А.
Нефтяной комплекс: финансовые потоки и ценообразование. –
М.:2002,С.59
31 ИЗ
Statistical Review of World Energy: http://www.bp.com/content/dam/bp-country (Дата
обращения 29.02.2016)
32 Зини,
М. А. Иракская экономика в про- шлом и настоящем и выбор будущего: в 3 т. /
М. А. Зини. – Багдад: Дар аль-Милак ли фа- нун ва адаб ва нашр, 2009. – Т. 3. – 434 с.
(на араб. яз.)
16
из важнейших ролей. В Ираке потенциал частного сектора по сравнении с
государственным падает, что, безусловно, так же препятствует притоку
инвестиций.
Для инвестиционного процесса необходимы достаточные финансы,
квалифицированные кадры, оборудование и технологические ресурсы. «В
сегодняшней ситуации частный сектор Ирака не обладает всем
необходимым, соответственно, не может заниматься крупными проектами
для развития инфраструктуры, восстановлением производства 33».
2.4. Транспорт и инфраструктура.
Инфраструктурный и транспортный секторы Ирака получили свое
развитие преимущественно в XX веке. В 70-е и 80-е годы правительство
активно инвестировало огромные средства в модернизацию транспорта и
путей сообщения. Большинство построенной инфраструктуры было
разрушено в течение первой войны в заливе, а попыткам ее восстановления
препятствовали санкции, наложенные европейскими странами.
Морской транспорт
Главный порт Ирака – Басра, находится в 50 милях от Персидского залива.
До «нефтяного бума 1970-х34»порт Басра был сравнительно небольшим,
33 Абиди,
Х. Л. Иракская нефть и нефтяная политика в Ираке и в регионе в свете
американской оккупации: в 3 т. / Х. Л. аз-Забиди. – Ба- гдад: Иракский центр
исследований, 2007. – Т. 1. – 366 с. (на араб. яз.)
34 Нефтяной кризис 1973
года начался 17 октября 1973 года. В этот день все арабские
17
ориентированным на торговлю с Сирией и Иорданией. Порт был
значительно поврежден во время Ирано-Иракской войны, а также от
авиаударов сил коалиции. 1980-е годы строится несколько портов в городах
Ум Каср и Хор аз-Зубейр, также соединенных с Персидским заливом. Порт
Хор аз-Зубейр стал основным для транспортировки нефти и
нефтепродуктов, а Ум Каср – продовольствия и товаров первой
необходимости. Был прорыт огромный канал между городами АльНасирия и Багдадом в декабре 1992г.
Железнодорожный транспорт
«В стране есть одна единственная государственная компания, связанная с
железнодорожным транспортом – «Иракские республиканские железные
дороги35»
В составе государственной компании находится 1905 километров путей.
Железная дорога пересекает страну с юго-востока от Басры на северо-запад
до Багдада и далее с ответвлениями до Эрбиля, Мосула, Акашата.
Железнодорожная система Ирака имеет пять главных направлений.
Северо-западное направление соединяет Багдад , Мосул и турецкую
границу. Второе направление соединяет север Багдада с Киркуком и
Эрбилем. Третье – юг Багдада с Басрой и Ум Каср. Четвертое направление
соединяет город Кусайба на границе с Сирией и промышленные города
севера страны.
Из-за плачевного состояния железных дорог и отсутствия инвестиций
железнодорожный транспорт практически не используется. «Лишь в
октябре 2008 года транспортный сервис был возобновлен между Багдадом
страны-члены ОПЕК, а также Египет и Сирия, заявили, что они не будут
поставлять нефть странам, поддержавшим Израиль в ходе Войны Судного дня в его
конфликте с Сирией и Египтом. Это касалось прежде всего США и их союзников
в Западной Европе. В течение следующего года цена на нефть поднялась с трёх до
двенадцати долларов за баррель.
35 Hughes
Hugh. Middle East Railways. – Continental Railway Circle, 1981. – P.87-99
18
и его южным пригородом Доура36».
Только начиная с 2015 года, комитет транспорта Ирака начинает закупать
новые локомотивы и реконструировать старые железные дороги.
Авиационный транспорт
В Ираке есть порядка 113 аэропортов, из них 80 с твердым покрытием
взлетно-посадочной полосы. Международных аэропортов всего пять:
Багдадский международный аэропорт, международный аэропорт Басры,
Эн-Наджаф, Мосульский международный аэропорт и международный
аэропорт Эрбиля.
Энергетика
Энергетический
сектор
Ирака
благосостояния
страны
и
является
может внести
ключевым
для
существенный
будущего
вклад
в
стабильность и безопасность мировых энергетических рынков.
Ирак уже стал третьим по величине мировым экспортером нефти и
имеет
ресурсы
и
планы
быстро
нарастить
добычу
нефти
и
природного газа, вновь поднимаясь на ноги после трех десятилетий,
отмеченных
конфликтами и нестабильностью. Успех в освоении потенциала углеводоро
дов Ирака
и
эффективное
доходами могут стать
распоряжение
полученными
от
этого
двигателем социального и экономического
развития страны. Неудача будет препятствовать восстановлению Ирака
и станет предвестником будущих штормов на
мировых
энергетических
рынках.
Правительство Ирака в 80-е годы инвестировало огромные средства в
развитие энергетиче ского комплекс а, заключая конт ракты с
Великобританией, Западной Германией, Францией, Италией и СССР. Было
36 David White.
Rebuilding Iraq’s ravaged railways. Railway Gazette International (1 марта
2004) P.82
19
построено огромное количество электростанций, гидроэлектростанций.
Большинство этих станций работает на нефти или газе, лишь 2% гидроэлектростанции. Единственный АЭС в стране был разрушен в ходе
израильской атаки в 1981 году. К 1987 году Ирак стал первой страной на
Ближнем Востоке, экспортирующей энергетические ресурсы. К 1990 году
суммарная мощность энергетики Ирака составляла 9000 милливатт.
Бомбежка страны в ходе первой войны в Заливе разрушила 90%
энергетического комплекса страны, а суммарная мощность опустилась до
340 милливатт к марту 1991 года.
«К 1998 было проведено множество работ по реставрации энергетики, и
суммарная мощность достигла 5000 милливатт37». На сегодняшний день
мощность составляет примерно 2500 милливатт. В жилых домах
электричество доступно только 12 часов в сутки, с многочисленными
перебоями.
В стране очень популярны дизельные двигатели, их можно встретить почти
в каждом доме, что частично компенсирует перебои в подаче
электричества.
«Амбиции Ирака увеличить добычу нефти и газа никак не ограничены ни
размерами
стоимостью
углеводородных
по
предполагается
которые
разработки38». Вступившие
их
международными
мощностей
запасов,
компаниями
добыче
почти
нефти
в пять
очень
в
подразумевают
–
уже
в
силу
обширны,
контракты
чрезвычайный
текущем
раз увеличить
ни
с
рост
десятилетии
нынешний
уровень
добычи,который составляет 3 миллиона баррелей в день (млн барр./день).
Достичь к 2020 году суточного объема добычи свыше 9 млн барр. в
день означало бы выйти на наибольший непрерывный рост в истории
мировой нефтяной промышленности. «Природный газ может играть
37 Energy
Information Administration, Country Analysis Brief: Iraq, February 2003
(http://www.eia.doe.gov/emeu/cabs/iraq.html#elec). (Дата обращения 23.01.2016)
38 ИЗ Statistical Review of World Energy (http://www.bp.com/content/dam/bp-country)
(Дата обращения: 29.02.2016)
20
более важную роль в будущем Ирака, уменьшив доминирование
нефти в структуре энергоресурсов страны. Важным шагом станет
улавливание и обработка иракского попутного газа, большая часть
которого сейчас сжигается в факелах. Но попутный газ, сам по себе,
не сможет удовлетворить прогнозируемые потребности Ирака, которые
к 2035 г. превысят 70 млрд м3 , поскольку природный газ становится
основным видом топлива для выработки электроэнергии39».
Баланс природного газа Ирака и возможность получить излишки для
экспорта
зависит
от
создания
стимулов
к
разработке
газовых
месторождений.
Критичной для национального развития Ирака является необходимость уве
личения выработки электроэнергии и поддержание соответствующих
темпов ее роста, способного удовлетворить растущий спрос. Иракские
электростанции производят электроэнергии больше, чем когда бы то
ни было ранее, нозатяжные отключения электричества все еще происходят
практически ежедневно во многих районах страны. «Очевидно, что для
полного
покрытия
потребностей
Ираку
необходимо увеличить
электрогенерирующие мощности на 70%. При условии своевременного
ввода планируемых новых мощностей, выработка электроэнергии,
подключенная
к
сетям,
догонит
прогнозную
величину
пиковых
потребностей примерно к 2015 году40».
«Энергетические
39 Там
ресурсы
предоставляют
Ираку
средства
же
40 ИЗ Statistical Review of World Energy (http://www.bp.com/content/dam/bp-country)
(Дата обращения: 29.02.2016)
21
для
оживления экономики и получения новой роли в мире, достойных его поте
нциала и богатства его ресурсной базы41».
III. Основные экономические показатели Ирака
Таблица 1. Основные экономические показатели Ирака
Показатель
2006
2007 2008
2009
2010
2011
2012
2013
2014
2015
Население (млн)
28.6
28.7
29.4
30.1
30.9
31.7
32.6
33.4
34.3
37.0
ВВП на душу населения
($)
1960
1941 2020
2086
2145
2304 2530
2673
2438
4800
ВВП (млрд. ир.динаров)
65.1
88.8
131
111
138
186
218
232
224
130
Уровень безработицы (%)
18
16.9
15.3
15.3
15.2
15.2
15.4
15.1
16.4
16.4
Уровень инфляции
(индекс потребительских
цен, годовая динамика в
%)
76.5
50
11
6.37
6
5.6
6.1
1.9
2.2
1.4
Индекс потребительских
цен
19
15
13
15
15
18
18
16
16
16
41 Там
же
22
Торговый баланс (млрд $)
11.8
22.9
33.5
-1.7
7
31
44
39.2
38.3
40
Объем экспорта (млрд $)
30.5
39.5
63.7
39.7
51.7
79.6
94.2
89.7
83.9
-
Объем импорта (млрд $)
18.7
16.6
30.1
41.5
43.9
47.8
50.1
50.4
45.2
42.9
Индекс коррупции
19
15
13
15
15
18
18
16
16
16
Денежный агрегат М0
18
19
25
42
41
52
58
62
73
60
Денежный агрегат М1
13
18
21
30
39
49
60
62
74
64
Данные предоставлены Центральным Банком Ирака 42 и сайтом ЦРУ США 43
значения в таблице – сравнительные усредненные данные из разных
источников.
Население
Согласно данным ООН, на конец 2015 года, население Ирака составляло 37
032 056 человек. За 2015 год население Ирака увеличилось приблизительно
на 1 183 712 человек. Учитывая, что население Ирака в начале года
оценивалось в 35 848 344 человека, годовой прирост составил 3.30
%.С огл а с н о д а н н ым Д е па рт а м е нт а Ст ат ис т ики Орг а низ а ции
Объединенных Наций, общая площадь Ирака составляет 438 317
квадратных километров. Под общей площадью подразумевается площадь
суши и площадь всех водных поверхностей государства в пределах
международных границ. Плотность населения считается как отношение
общей численности населения, проживающей на данной территории, к
общей площади этой территории. Таким образом, плотность населения
Ирака равна 84.5 человека на квадратный километр. Вот основные
демографические показатели Ирака за 2015 год:
Родившихся: 1 257 201 человек
Умерших: 190 355 человека
Естественный прирост населения: 1 066 847 человек
42 Центральный банк Ирака:
http://www.cbi.iq/index.php?pid=TheCbi (Дата обращения:
15.01.2016
43 ЦРУ США (https://www.cia.gov/library/publications) (Дата обращения: 12.08.2015)
23
Миграционный прирост населения: 116 866 человек
Мужчин: 18 584 469 человек (по оценке на 31 декабря 2015 года)
Женщин: 18 447 587 человек (по оценке на 31 декабря 2015 года)
Рисунок 1. Динамика населения Ирака.
Динамика населения Ирака 2006-2015гг (млн. человек)
40
37
35
30
28.06
28.74
29.43
30.16
2007
2008
2009
31.76
30.96
32.58
33.42
34.28
25
20
15
10
2006
2010
2011
2012
2013
2014
2015
ВВП (Валовой внутренний продукт)
ВВП (Валовой внутренний продукт) — макроэкономический показатель,
отражающий рыночную стоимость всех конечных товаров и услуг,
произведённых за год во всех отраслях экономики на территории
государства для потребления, экспорта и накопления, вне зависимости от
национальной принадлежности использованных факторов производства.
ВВП Ирака к 2015 году достиг 170 млрд. долларов. «Рекордный показатель
был достигнут в 2013 году – 232 млрд. долларов, что в сравнении с 2003
годом – 30 млрд. долларов, является очень положительной динамикой
роста44».
Данные на графике о ВВП Ирака взяты с сайта Центрального Банка
Ирака45.
44 Международная организация International monetary
(http://www.imf.org/external/pubs/ft/weo) (Дата обращения: 07.10.2015)
45 Центральный банк Ирака:
http://www.cbi.iq/index.php?pid=TheCbi (Дата обращения:
24
Рисунок 2. Динамика населения Ирака.
ВВП Ирака 2006-2015гг (млрд. долларов)
250
232
221
218
200
185.7
173
150
138.52
131.6
111.6
100
88.8
65
50
0
2006
2007
2008
2009
2010
2011
2012
2013
2014
2015
ВВП на душу населения (по паритету покупательной способности)
ВВП в расчёте на душу населения определяет уровень экономического
развития государства. ВВП на душу населения нельзя считать точной
характеристикой, так как немалое значение имеет отраслевая
структура производства, качество выпускаемых товаров, эффективность
расхода материалов и энергии на единицу продукции, и т.д. Все показатели
для сопоставимости выражаются в единой валюте — доллар США.
«Пересчёты из национальных валют в доллары выполняются по рыночным
обменным курсам валют. ВВП на душу населения в Ираке в 1970 году
составлял 238 долларов, занимал 130 место в мире 46». ВВП на душу
населения в Ираке был меньше, чем ВВП на душу населения в мире (921
долларов) на 683 долларов. « На конец 2015 года ВВП на душу населения
Ирака колебался на отметке в 4800 согласно данным, опубликованным
16.01.2016
46 Мировой банк (http://data.worldbank.org/data-catalog) (Дата обращения: 08.09.2015)
25
ООН47».
Рисунок 2. ВВП на душу населения
ВВП на душу населения 2006-2015гг (млрд. долларов)
6000
4800
5000
4000
3000
1960.8
2000
1941
2020.89
2086
2007
2008
2009
2145.01
2010
2304.73
2530.32
2673.5
2012
2013
2438.79
1000
0
2006
2011
2014
2015
Уровень безработицы
«Уровень безработицы может быть определен по национальной мере, по
унифицированной мере МОТ или по унифицированной мере ОЭСР.
Унифицированная мера безработицы ОЭСР показывает число безработных
в процентах от рабочей силы (общее количество занятых людей плюс
безработные)48».
Согласно определению Международной организации труда, «безработные»
– это те, кто в настоящее время не работает, но готовы и способны работать
за зарплату и активно ищут работу49».
Очевидно, что война в Ираке не может пойти на пользу экономике страны.
Тем не менее, уровень безработицы снизился до 16% от своего максимума
28,10% в 2003 году.
47 ИЗ Statistical Review of World Energy (http://www.bp.com/content/dam/bp-country)
(Дата обращения: 29.02.2016)
48 Организация экономического
сотрудничества и развития (http://www.oecd.org/) (Дата
обращения: 29.02.2016)
49 Международная организация труда (http://www.ilo.org/stat) (Дата обращения:
12.03.2016)
26
Данные по уровню безработицы Ирака предоставлены Всемирным
Банком50.
Рисунок 3. Уровень безработицы
Уровень безработицы 2006-2015гг (%)
18.5
18
18
17.5
17
16.9
16.5
16.4
16.4
2014
2015
16
16
15.5
15.4
15.3
15.3
15.2
2008
2009
2010
15.1
15
14.5
14
13.5
2006
2007
2011
2012
2013
Уровень инфляции и индекс потребительских цен.
И н ф л я ц и я — повышение общего уровня цен на товары и услуги,
процентное изменение индекса потребительских цен. С 1970г по 2015г
среднее значение для Ирака составило 39.12 % при минимуме в размере
-16.12 % в 1996 г., и максимуме в размере 448.5 % в 1994 г.
Индекс потребительских цен (ИПЦ) — один из видов индексов цен,
созданный для измерения среднего уровня цен на товары и услуги
(потребительской корзины) за определённый период в экономике.
Рисунок 4. Уровень инфляции
50 Мировой банк (http://data.worldbank.org/data-catalog) (Дата обращения: 08.09.2015)
27
Уровень инфляции 2006-2015гг (%)
90
76.55
80
70
60
50
50
40
30
20
11
10
0
2006
2007
2008
6.37
2009
6
5.6
2010
2011
6.1
2012
2
0.2
1.6
2013
2014
2015
1.9
2.2
1.4
2013
2014
2015
Рисунок 5. Индекс потребительских цен (ИПЦ).
ИПЦ 2006-2015гг (млрд. долларов)
60
53.2
50
40
30.8
30
20
10
0
2006
2.7
2007
2008
5.6
2.4
-2.2
2009
2010
2011
6.1
2012
-10
Денежная масса (денежные агрегаты)
«Денежная масса — совокупность наличных денег, находящихся в
обращении, и остатков безналичных средств на счетах, которыми
располагают физические, юридические лица и государство3951».
Показателями структуры денежной массы являются денежные агрегаты.
Денежными агрегатами называются виды денег и денежных средств,
отличающиеся друг от друга степенью ликвидности (возможностью
быстрого превращения в наличные деньги).
51 Новый экономический словарь
/ Под редакцией А. Н. Азрилияна. — М, 2006. С.88
28
М0 = наличные деньги в обращении (монеты, банкноты), (прямой долг
населению
М1
=
М0
+ чеки, вклады до востребования ( в т о м ч и с л е
банковские дебетовые карты), остатки средств в национальной валюте на
расчетных счетах организаций, текущих и иных счетах до востребования
населения, нефинансовых и финансовых (кроме кредитных) организаций
М2 = М1 + срочные вклады, остатки средств в национальной валюте на
счетах срочных депозитов и иных привлеченных на срок средств
населения, нефинансовых и финансовых (кроме кредитных) организаций.
Рассмотрим динамику изменения основной денежной массы Ирака за
период 2006-2015 годы.
Рисунок 6. Денежный агрегат МО.
Денежный агрегат M0 2006-2015гг
(млрд. иракских динаров)
80
73
70
60
52
50
42
41
2009
2010
58
62
61
40
30
18
20
19
25
10
0
2006
2007
2008
2011
2012
2013
2014
2015
Рисунок 7. Денежный агрегат M152.
52 Центральный банк Ирака:
http://www.cbi.iq/index.php?pid=TheCbi (Дата обращения:
15.01.2016
29
Денежный агрегат M1 2006-2015гг
(млрд. иракских динаров)
80
74
70
64
62
60
60
48
50
39
40
30
30
20
13
18
21
10
0
2006
2007
2008
2009
2010
2011
2012
2013
2014
2015
Рисунок 8. Денежный агрегат M253.
Денежный агрегат M2 2006-2015гг
(млрд. иракских динаров)
100
90
90
82
76
80
70
70
60
60
46
50
38
40
30
18
20
25
20
10
0
2006
2007
2008
2009
2010
2011
2012
2013
2014
2015
Внешнеторговый баланс.
Внешнеторговый баланс страны́ — соотношение между суммой цен
товаров, вывезенных какой-либо страной, либо группой стран, и суммой
53 Там
же
30
цен товаров, ввезенных ими за определенный период времени, например за
год, квартал, месяц. «Внешнеторговый баланс включает фактически
оплаченные и осуществлённые в кредит товарные сделки54».
Торговое сальдо — это годовой (квартальный или ежемесячный)
показатель сведения внешнеторговых сделок страны. « Если торговый
баланс имеет положительное сальдо, это означает, что в денежном
эквиваленте (товарный объём переводится в денежный) товаров за границу
(экспорт) было отправлено больше, чем получено из других стран
(импорт). Если сальдо отрицательно, то ввоз товаров преобладает над
вывозом. Положительный торговый баланс говорит о спросе товаров
данной страны на международном рынке55»
Рисунок 8. Внешнеторговый баланс.
Внешнеторговый баланс 2006-2015гг
(млн. иракских динаров)
50000
44053
39321
40000
33555
31877
30000
22964
20000
11821
7848
10000
0
2006
2007
2008
-1729
2009
2010
2011
2012
2013
90
82
2014
2015
-10000
Импорт
По данным Центрального Банка Ирака совокупный объем импорта Ирака в
2014 г. оценивался на сумму 45200000 тыс. долл. США. Страна ежегодно
54 Блауг М.
Доктрина торгового баланса // Экономическая мысль в
ретроспективе. — М.: Дело, 1994. — С. 9-10
55 Экономика
и право: словарь-справочник.
— М. Л. Кураков, В. Л. Кураков, А. Л. Кураков. 2004.
31
наращивает объемы импортируемой продукции – темп прироста в 20092013 гг. составляет 22%.
«За период 2006 – 2015 годы Ирак осуществлял постоянные импортные
поставки из 94 стран. Основными странами-импортерами продукции на
рынок Ирака являлись Турция, Китай, США, Корея, Германия, Италия,
Иордания, Индия, Украина и Таиланд 56». На представленных графиках
показаны основные импортеры Ирака в последние годы.
Рисунок 9. Доля основных стран-импортеров в общем объеме импорта
Ирака в 2014 году.
Доля основных стран - импортеров в общем объеме импорта Ирака в 2014 г.
Совокупный объем импорта Ирака в 2015 г. оценивался на сумму 42940000
тыс. долларов США. Основными странами-импортерами продукции на
рынок Ирака в 2014 г. являлись Турция, Китай, США, Корея, Россия,
Германия, Иордания, Италия, Индия и Украина.
Рисунок 10. Доля основных стран-импортеров в общем объеме импорта
Ирака в 2015 году.
Доля основных стран - импортеров в общем объеме импорта Ирака в 2015 г.
56 Документ ЕС
«Торговля с Ираком» (электронная версия)
(http://trade.ec.europa.eu/doclib/docs/2006/september/tradoc_113405.pdf) (Дата обращения:
29.02.2016)
32
На графике, представленном ниже, хорошо видно, что за последние десять
лет суммарный объем импорта в Ираке постоянно рос. Основные товары,
импортируемые в страну: машины и транспорт – 38%, промышленные
товары и полуфабрикаты – 27%, химикаты – 7%, различное минеральное
топливо – 10%, товары первой необходимости – 18%. Данные импорта
Ирака на графике – сравнительные показатели ЦБ Ирака57 и ЦРУ США58.
Рисунок 11. Объем импорта
57 Центральный банк Ирака:
http://www.cbi.iq/index.php?pid=TheCbi (Дата обращения:
15.01.2016
58 ЦРУ США (https://www.cia.gov/library/publications) (Дата обращения: 12.08.2015)
33
Объем импорта 2006-2015гг (млрд. долларов)
60
47.8
50
41.5
50.1
50.4
45.2
43.9
42.9
40
30.1
30
18.7
20
16.6
10
0
2006
2007
2008
2009
2010
2011
2012
2013
2014
2015
Экспорт
Основным продуктом экспорта в стране является нефть. Ирак занимает
второе место в мире по ее запасам. Ее поставки за рубеж приносят около
90 процентов доходов в бюджет страны.
Из всего объема экспортируемой Ираком нефти около 37% поступает в
Америку, 34% - в Азию, 29% - в Европу.
Экспортирует Ирак и некоторые другие виды сырья. Страна продает также
финики, кожсырье и шерсть. Половина экспорта направляется в США,
остальное идет в Италию, Испанию и Канаду.
«За период 2006-2012 годы Ирак активно наращивал добычу и экспорт
нефти, достигнув рекордных показателей в 2012 году – 94 миллиарда
долларов59».
Рисунок 12. Объем экспорта
59 Документ ЕС
«Торговля с Ираком» (электронная версия)
(http://trade.ec.europa.eu/doclib/docs/2006/september/tradoc_113405.pdf) (Дата обращения:
29.02.2016)
34
Объем экспорта 2006-2014гг (млрд. долларов)
100
94.2
90
89.7
83.9
79.6
80
70
63.7
60
51.7
50
40
30.5
30
39.7
39.5
20
10
0
2006
2007
2008
2009
2010
2011
2012
2013
2014
Далее экспорт начинает падать, а с появлением террористической
группировки ИГИЛ, запрещенной в РФ, данные об экспорте страны либо
вообще отсутствуют, либо весьма ориентировочны. Данные предоставлены
Центральным Банком Ирака60.
Коррупция
Для определения уровня коррупции в разных странах организация
60 Центральный банк Ирака:
http://www.cbi.iq/index.php?pid=TheCbi (Дата обращения:
15.01.2016
35
использует индекс восприятия коррупции. «Индекс восприятия коррупции
(The Corruption Perceptions Index) — глобальное исследование, где
государства мира оцениваются по показателю распространенности
коррупции в государственном секторе61». Данный показатель
рассчитывается по методике международной неправительственной
организации Transparency International62 по 100-бальной шкале.
Рисунок 13. Уровень коррупции
Уровень коррупции 2006-2014гг (CPI)
100
90
80
70
60
50
40
30
19
20
15
13
15
15
2007
2008
2009
2010
18
18
16
16
16
2011
2012
2013
2014
2015
10
0
2006
4. История и перспективы нефтегазового сектора Ирака
Добыча сырой нефти в Ираке началась в 1927 г. «Однако изначально
61 Документ ЕС
«Торговля с Ираком» (электронная версия)
(http://trade.ec.europa.eu/doclib/docs/2006/september/tradoc_113405.pdf) (Дата обращения:
29.02.2016)
62 Международная неправительственная организация Transparency International
(http://www.transparency.org/research/cpi/overview) (Дата обращения: 15.03.2016)
36
объемы производства были относительно малы, лишь в 1934 г. они
достигли уровня 10,660 млн. бар в год63». В том же году среднедневной
прирост добычи достиг 930%. Именно тогда и начался масштабный
экспорт иракской нефти на мировой рынок. В течение следующих лет
объем производства нефти почти целиком зависел от ситуации в мире:
значительно снизившись в 1939−1943 гг., он вырастал в 1945−1948 и снова
падал в 1948−1949 гг. по причине войны в Палестине и как следствие
остановкой поставок иракской сырой нефти в Хайфу. Значительное
влияние рост производства нефти в Ираке оказал и рост ее добычи в
соседних странах – Саудовской Аравии, Кувейте, Иране, а также
международный запрет на поставки иракской нефти в любое государство,
кроме Великобритании и Франции. Такая острая зависимость между
политическими событиями на Ближнем Востоке и объемом производства
нефти в Ираке оставалась на протяжении долгих лет.
«Развитие нефтяной отрасли Ирака в конце 1980-х гг. – 2003 г. проходило
под влиянием структурных преобразований, проведенных в этой сфере в
конце 1980-х гг. Так, 6 апреля 1987 г. Совет революционного командования
Ирака принял решение ликвидировать Национальную нефтяную компанию
Ирака, в ведении которой ранее находились добыча и экспорт нефти. Ее
функции были переданы Министерству нефти 64». В 1990 г. экономика
страны погрузилась в глубокий кризис, вызванный резким падением
мировых цен на нефть и требованиями стран-кредиторов о немедленной
выплате многомиллиардных долгов.
Кувейт был одним из самых крупных кредиторов Ирака, благодаря
политике режима Саддама Хусейна, данный факт спровоцировал в 1990 г.
иракское вторжение. Следующая за этими событиями первая война в
63 Сабри М.
Показатели экономического развития движения в Ираке, Багдад:2002 С.509
64 Министерство
нефти Ирака. Управление экономикой: обзор нефтяного сектора
страны. – Багдад: Министерство нефти, 2009. – С.176
37
Заливе нанесла катастрофический урон всей нефтяной инфраструктуре
Ирака как за счет непосредственного урона артиллерией, так и за счет
технической деградации в результате неспособности обновления
оборудования ввиду отсутствия финансовых ресурсов.
«ВВС США целенаправленно уничтожали иракские главные нефтяные
объекты, газохранилища, насосные станции и другие объекты
нефтегазовой инфраструктуры65». Весь этот нанесенный ущерб привел к
плачевным последствиям для нефтегазового сектора страны: прекратился
экспорт нефти из-за санкций Совета Безопасности ООН, что в итоге
привело к большим потерям доходов Ирака и не лучшим образом
отразилось на его положении на мировом рынке.
Прекращение поступления инвестиций в нефтяной сектор привело к
устареванию производственных мощностей и технологий в этой отрасли.
«Значительно сократились объемы геологоразведочных работ – с 72 в
месяц до 1 в месяц, число нефтяных вышек – с 20 до 3, что крайне
негативно сказалось на состоянии нефтяных полей. Прекращение работ по
улучшению состояния нефтяных скважин и подземных источников воды
привело к увеличению в нефтяных запасах посторонних примесей. Так,
например, в отдельные периоды на нефтяных месторождениях Киркука
поступало до 300 тыс. бар примесей в сутки, что значительно понижало
качество нефти66».
Таким образом, в 1990-х гг. отчетливо проявились все недостатки и
слабости нефтегазового сектора Ирака, связанные с перекосом в ее
структуре: практически исчезновение перерабатывающего сектора,
ограничения на экспорт природных ресурсов и значительные колебания
65Джалаби, У. Нефтяная политика Ирака (описание и анализ) / У. Джалаби. – Багдад:.
(на араб. яз.)
66 Ахмад,
Дж. Американская оценка источников нефти в Иране / Дж. Ахмад
[Электронный ресурс]. (www.ahwazstudies.org/ arabic/ A7-new-o.L.) (Дата обращения:
26.03.16)
38
цен на газ, вызванные экономической блокадой страны. Все это
усугублялось ошибочной политикой режима С. Хусейна.
Военная интервенция Ирака силами США и ее последствия нанесли в
результате огромный ущерб нефтегазовому сектору страны. Большинство
политологов считают, что настоящей целью вторжения США в Ирак было
обеспечение тотального контроля над нефтью страны, насильственное
проведение тотальной приватизации в нефтяном секторе, а также
наращивание темпов добычи нефти и газа для создания дополнительных
инструментов влияния на ОПЕК.
При достижении этих целей США смогли существенно предотвратить
разграбление нефтегазовой отрасли, что нельзя сказать про остальные.
«Власти США сконцентрировали все свои силы на увеличение добычи
нефти и ее экспорта. Так, за первые три года уровень производства удалось
поднять на 2,6 млн. бареллей в сутки67». По сравнению с этим же
показателем в 2003 году (300 тысяч бареллей в сутки), можно смело
утверждать о положительной динамике роста.
«Власти США неоднократно официально заявляли о необходимости
непосредственного вовлечения и участия иракцев в нефтедобывающей
отрасли, но на деле никто из иракского временного правительства не
принимал участия в управлении этой отрасли68».
Но уже начиная с 2006 года производство иракской нефти переживает спад
из-за значительного ущерба, нанесенного нефтегазовой инфраструктуре,
начали разваливаться как добывающая, так и транспортная сети.
В попытках предотвращения нового краха министерством нефти Ирака
были разработаны специальные проекты по увеличению экспорта нефти и
67 Теребов
О. США — Ирак: триумф, провал или тупик? // США, Канада. Экономика,
политика, культура, 2004, № 12, с. 75-88.
68 Отчет Министерства нефти Ирака за 2006
г. – Багдад: Министерство нефти, 2007. –
С.435
39
реконструкции транспортных сетей. Но, к сожалению, ни один из этих
проектов в полной мере реализовать не удалось. «Финансовые ресурсы,
предназначенные для строительства новых трубопроводов и реставрации
старых, а также обеспечения логистики нефти к портам, были разворованы
и так и остались лишь на бумаге69».
«Официально принятый план министерства развития по созданию
обширной сети нефтеналивных портов был исполнен в лучшем случае на
20-25%70».
В 2007 году министерство планирования Ирака совместно с министерством
нефти разработали программу развития нефтегазового сектора,
рассчитанную на три года. «Согласно этой программе планировалось
увеличить уровень нефтедобычи до 3,2 млн. бареллей в день уже к началу
2011 года71».
Крупный объем инвестиций планировалось направить на юг Ирака,
богатый своими нефтяными месторождениями.
Основной упор тогда ставили на сотрудничество с Ираном. Это
сотрудничество предполагало совместную разработку крупных
месторождений на юге Ирака, а также строительство инфраструктуры и
нефтепроводов.
Однако хотя ежедневный потенциал добычи оценивается в 3−3,5 млн.
бареллей, он сдерживается неразвитой инфраструктурой, нестабильным
внутриполитическим положением и находится на уровне чуть более 2 млн.
бареллей.
В Таблице 2. показана динамика инвестиций в нефтяной сектор в
2007−2015 гг. Она наглядно демонстрирует, что Министерство нефти
69 Экономидес М.,
Олини Р. Цвет нефти. Крупнейший мировой бизнес: история, деньги
и политика// Пер. с англ. – М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2004.
70 Отчет Министерства нефти Ирака за 2008
г. – Багдад: Министерство нефти, 2009. –
С.432
71 Министерство
нефти Ирака. Управление экономикой: обзор нефтяного сектора
страны. – Багдад: Министерство нефти, 2009. – С.145
40
считает привлечение инвестиций приоритетом в своей деятельности и
понимает их необходимость для развития экономики Ирака.
Таблица 2. Затраты на инвестиции,
запланированные на нефтяной сектор в стратегии национального развития
(в млрд. долларов)72
Проекты
Добыча нефти
2007 2008 200 2010 201 201 2013 2014 2015
9
1
2
4,7
4,8
5,3
5,4
3
3,8
4,6
5,2
Разработка газовых
месторождений
0,45 0,5 0,55 0,5
0,5
0,3
0,5
0,6
0,8
Мобилизация газа
0,5
0,5
5,2
0,5
0,5
0,5
0,3
0,4
0,5
0,5
Системы фильтрации 1,25 1,35 1,4
1,5
1,7
0,9
1,2
1,4
1,4
Строительство
трубопроводов
0,7
0,7
0,8
0,8
0,8
0,5
0,6
0,7
0,8
Поддержание добычи
на существующих
месторождениях
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
Разведка нефти
0,1
0,1
0,1
0,1
0,1
0,8
0,8
0,1
1,2
Исходя из данных этой таблицы, можно сделать следующие выводы:
1. Проекты по увеличению нефтедобычи являются стратегически важными
для роста ее экспорта, обеспечивающего финансирование восстановления
и развития Ирака, и в целом формирует бюджет страны. Так, в 2007 г. 55%
всех инвестиций (8,3 млрд. дол.) были нацелены именно на нефтегазовый
сектор. В 2015 году правительство разработало новые проекты, но процент
инвестиций, направленных на увеличение нефтедобычи официально не
72 Отчет Министерства нефти Ирака за 2015
г. – Багдад: Министерство нефти, 2015. –
602 с. (на араб. яз.)
41
был закреплен.
2. «Огромное значение имеет очистка нефти, ведь с каждым годом спрос
именно на очищенную нефть неуклонно растет. На модернизацию этой
отрасли в 2007 было потрачено 15% инвестиций, в 2008 – 16%, в 2010 –
15,7%, в 2014 – 23%73».
3. Далее инвестиции нацелены на строительство внутренних и
международных нефтепроводов и логистических систем.
Эти проекты представляются наиболее сложными, ведь именно
нефтепроводы и газопроводы чаще всего подвергаются террористическим
атакам. Только за 2015 год 65км нефтепровода было уничтожено
боевиками террористических группировок. По этой причине, учитывая
большие риски, инвестиций в эти проекты поступает не так много.
В 2007 г. было направлено 8,5% инвестиций, в 2009 – 8,7%, в 2010 – 8,4%.
4. «Крайне недостаточно внимания правительство Ирака уделяет
нефтеперерабатывающей отрасли, что во многом решило бы проблему
потребности Ирака в электричестве, которая растет каждый день 74».
В 2007 г. было направлено 2,5% инвестиций, а в 2008−2011 гг. – 3%, 2,7%
и 3,2%.
Нельзя не учитывать стратегически важную роль нефтяного сектора для
страны, находящегося в прямой зависимости от поступлений иностранной
валюты, что в свою очередь делает возможным реализацию всестороннего
восстановления страны и создание развитой инфраструктуры для светлого
будущего иракской экономики.
«В наши дни, для государств с экономикой, основанной на добыче и
экспорте нефтегазовых ресурсов приоритетными задачами являются:
грамотное распоряжение нефтяными ресурсами, характер распределения
73 Ахмед,
Б.А. Экономика нефть и нефтяные инвестиции в Ираке / Б.А. Ахмед. —
Багдад: Изд-во Дом мудрости, 2011. — 256 с.
74 Jonathan
E. Sainford. Iraq's Economy: Past, Present, Future. Report for Congress
42
доходов от экспорта нефти и стабильность динамики роста75».
ИНОСТРАННЫЕ НЕФТЕДОБЫВАЮЩИЕ КОМПАНИИ НА
ТЕРРИТОРИИ ИРАКА
Зарубежные компании, занимающиеся нефтедобычей на территории Ирака
разворачивают свою деятельность в основном на юге, т.к. север страны
охвачен беспорядками и частично управляется террористическими
группировками.
По заявлению правительства Ирака, весной 2014 года экспорт нефти с
месторождений, находящихся на юге страны, показал рекордные
75 Муса Мирза Хасан. Нефтяной фактор социально-экономического развития Ирака,
М.2003, С.12
43
показатели с 2003 года – около 2.5 миллионов баррелей в сутки.
На сегодняшний день работа иностранных компаний приносит в бюджет
страны около 90 % прибыли, которое правительство рискует потерять в
случае обострения конфронтации и отказа компаний от своих вложений.
«Компания ExxonMobil Iraq, принадлежащая США, англо-голландская
Royal Dutch Shell в 2010 году подписали ряд контрактов с South Oil
Company of Iraq (Южная нефтяная компания Ирака) на разработку
нефтяного месторождения Западная Курна-1 провинции Басра на юге
Ирака76». « Запасы Западной Курны-1 оцениваются в 8,7 млрд баррелей
нефти. Доля ExxonMobil - 60%, иракской стороны - 25%, Royal Dutch Shell
— 15%77».
Осенью 2011 года компания ExxonMobil Iraq и руководителями Иракского
Курдистана был подписан акт, который дал американской компании право
на нефтеразработку месторождений в 6 секторах на территории страны.
Правительством Ирака акт был признан незаконным. В связи с этим
случаем,
в мае 2012,
при прохождении тендера на разработку уже 12
секторов на юге страны, американскую компанию лишили права
участвовать в тендере.
Проект по разработке месторождения Зубейра (юг страны), запасы
которого оцениваются 4 миллиарда баррелей нефти,
исполняется
компанией «ENI (Италия, оператор проекта), в консорциуме с Occidental
Petroleum (США) и Kogas (Южная Корея). Контракт на разработку был
подписан в январе 2010 года и рассчитан на 20 лет с возможностью
пролонгации на 5 лет. В соответствии с контрактом компании инвестируют
в проект около 20 млрд. долларов78».
76 Kenneth
M. Pollack, A Switch in Time: A New Strategy for America in Iraq (Washington:
The Brookings Institution, February 2015), P.106.
77 K.M.
Langley, Iraq: Some Aspects of the Economic Scene, NY, P.123
78 Gordon
O.F. Johnson, “Iraq’s Oil Revenues Should Empower the People,” speech to the
Heritage Foundation, June 3, 2006
44
Проект по разработке месторождения южная Румейла (юг Ирака,
провинция Басра). В соответствии с контрактом, подписанным в ноябре
2009 года проект осуществляется компаниями China National Petroleum and
Gas Corporation и британской BP. «Контракт рассчитан на 20 лет с
возможностью пролонгации на 5 лет. В соответствии с соглашением Ирак
будет получать около 98 % дохода. Доли акций: Государственная
организация по нефтяному маркетингу Ирака – 25 % акций, доля BP – 38
%, доля CNPC – 37 %. Ожидаемый уровень добычи к 2017 году - около
2,85 млн. баррелей нефти в день79».
В июне 2014 года ВР открыла программу эвакуации штатных сотрудников,
работающих на месторождении Южная Румейла.
Деятельность российских компаний на территории Ирака:
«Месторождение Западная Курна-2 расположено на юге Ирака, севернее
города Басра. Это месторождение считается одним из самых больших в
мире – запасы на 2013 год оценивались около 14 млрд баррелей. На работу
с этим проектом получила права российская компания Лукойл в
консорциуме с Statoil (Норвегия)80». На сегодняшний день это самый
крупный проект в мире, в котором принимает участие российская
компания. В мае 2012 года российская компания выкупила долю акций
79 Bathsheba Crocker,
80 ПАО
“Reconstructing Iraq’s Economy”, Washington
«Лукойл» (http://www.lukoil.ru) (Дата обращения: 11.02.2016)
45
Statoil. Сегодня Лукойл владеет 75% акций, государственная Северная
компания Ирака – 25%.
В январе 2013 года компанией ЛУКОЙЛ и Ираком было подписано
дополнительное соглашение, в соответствии с которым был установлен
целевой уровень добычи – 1.2 млн баррелей нефти в сутки в течение 19,5
лет, а также был продлен срок действия контракта - 25 лет с возможностью
пролонгации на 5 лет. 29 марта 2014 года компания "ЛУКОЙЛ Оверсиз"
(оператор зарубежных проектов ЛУКОЙЛа) начала свою деятельность на
по данному проекту, к июню уровень добычи достиг 200 тыс. баррелей
нефти в сутки, в конце года данный показатель планируется повысить
вдвое - 400 тыс. баррелей в сутки. Общий объем инвестиций российской
компанией составил $4 млрд. Сегодня на месторождении Западная Курна2 компания Лукойл реализовывает строительные проекты: установка
подготовки нефти, газотурбинная электростанция, экспортный
нефтепровод, резервуарный парк.
Месторождение Бадра, находится на востоке Ирака, провинция Вассит. По
оценкам экспертов запасы составляют 3 млрд баррелей нефти. В январе
2010 года контракт на осуществление этого проекта в консорциуме с
зарубежными компаниями подписала российская компания Газпром-нефть.
Для Газпром-нефти это один из первых международных контрактов
на
добычу природного ресурса.
Газпром-нефть является оператором проекта,
доля акций составляет –
30%, Kogas (Южная Корея) - 22,5% акций, Petronas (Малайзия)- 15%, Oil
Exploration Company (Ирак, представляет правительство) - 25%, нефтяная
компания Турции владеет 7,5% акций.
Затраты на разработку месторождения оценивается в $3 млрд. К 2014 году
на месторождении запущен центральный пункт сбора нефти,
производительность которого составляет 60 тыс. баррелей в сутки, также
46
месторождение подключили к нефтепроводу – магистральной
трубопроводной системой Ирака. Целевой уровень добычи нефти по этому
проекту - 15 тыс. баррелей в сутки.
Проект на разработку и добычу нефти на блоке 12 в провинциях Наджаф и
Мутанна, находящихся на юге страны, реализовывается
российской
компании "Башнефть" совместно с Premier Oil (Британия). В соответствии
с контрактом, который компании подписали с South Oil Company, которая
представляет интересы Ирака доля "Башнефть" – 72% акций, Premier Oil 28%. Объем инвестиций - $120 млн в течение 5 лет. По договору компаний,
консорциум обязан выплатить стороне, представляющей Ирак (South Oil
Company),
бонус -
$15 млн пропорционально долям, которые
принадлежат компании: $10,5 млн - "Башнефть", $4,5 млн - Premier Oil.
Российские нефтедобывающие компании весьма заинтересованы в
инвестировании иракской нефти. С каждым годом объемы добычи растут,
планируется освоить новые месторождения и расширять сотрудничество
между Республикой Ирак и Российской Федерацией.
Заключение
Несмотря на ослабление позиций на международной арене и внутренние
беспорядки, Ирак по-прежнему обладает большим экономическим
потенциалом. В современных экономических реалиях Ираку просто
необходимо открыться международному рынку, а также привлекать
иностранные инвестиции для реализации проектов по восстановлению
страны, по внедрению новых технологий и повышению уровня жизни.
Эти инвестиции должны быть эффективно освоены, чтобы оправдать
результат их привлечения. На сегодняшний момент это сопряжено с
определенными трудностями по причине высокого уровня коррупции в
стране.
47
Перед правительством Ирака стоят следующие основные задачи:
создание благоприятных условий для привлечения иностранных
инвестиций
разработка стратегии по борьбе с коррупцией в стране
скорейшее проведение приватизации
развитие нефтеперерабатывающей отрасли, как минимум для
обеспечения страны электричеством
необходима работа с законодательством
привлечение передовых технологий для достижения экономического
роста во всех отраслях экономики
Целью диссертационной работы являлась качественная оценка
экономического состояния Ирака в XXI веке, были освещены основные
проблемы экономики страны, возможные пути их решения и перспективы
развития.
Исходя из целей исследования были решены следующие задачи:
определены важнейшие экономические проблемы страны,
тормозящие ее развитие.
определено текущее состояние основных секторов экономики Ирака.
освещены проблемы и особенности нефтегазового сектора страны,
обозначены перспективы и основные задачи.
выявлены основные сложности восстановления и развития
экономики Ирака
В настоящее время Ирак готов развивать свою экономику и
инфраструктуру, стремится к переходу к рыночной экономике и
экономической открытости. В достижении этих целей Ирак сталкивается с
рядом определенных проблем. Пока эти проблемы рассматриваются как
краткосрочные, но если невысокие цены на нефть, нестабильная
политическая обстановка и проблемы безопасности страны продолжат
сдерживать потоки иностранных инвестиций, Ирак не сможет достичь
своих целей.
48
Список использованных материалов
Источники
На английском:
1) ЦРУ США (https://www.cia.gov/library/publications) (Дата обращения:
12.08.2015)
2) Мировой банк (http://data.worldbank.org/data-catalog) (Дата обращения:
08.09.2015)
3) Международная организация International monetary
(http://www.imf.org/external/pubs/ft/weo) (Дата обращения: 07.10.2015)
4) Организация экономического сотрудничества и развития
(http://www.oecd.org/) (Дата обращения: 29.02.2016)
5) Международная организация труда (http://www.ilo.org/stat) (Дата
обращения: 12.03.2016)
6) Документ ЕС «Торговля с Ираком» (электронная версия)
(http://trade.ec.europa.eu/doclib/docs/2006/september/tradoc_113405.pdf)
(Дата обращения: 29.02.2016)
7) Международная неправительственная организация Transparency
49
International (http://www.transparency.org/research/cpi/overview) (Дата
обращения: 15.03.2016)
8) ИЗ Statistical Review of World Energy (http://www.bp.com/content/dam/bpcountry) (Дата обращения: 29.02.2016)
9) Energy Information Administration,
(http://www.eia.doe.gov/emeu/cabs/iraq.html#elec). (Дата обращения
23.01.2016)
На арабском:
1) Ахмад, Дж. Американская оценка источников нефти в Иране / Дж.
Ахмад [Электронный ресурс]. (www.ahwazstudies.org/ arabic/ A7-new-o.L.)
(Дата обращения: 26.03.16)
2) Министерство нефти Ирака. Управление экономикой: обзор нефтяного
сектора страны. – Багдад: Министерство нефти, 2009. – 760 с.
3) Отчет Министерства нефти Ирака за 2006 г. – Багдад: Министерство
нефти, 2007. – 542 с.
4) Отчет Министерства нефти Ирака за 2008 г. – Багдад: Министерство
нефти, 2009. – 568 с.
5) Отчет Министерства нефти Ирака за 2015 г. – Багдад: Министерство
нефти, 2015. – 602 с.
6) Центральный банк Ирака: http://www.cbi.iq/index.php?pid=TheCbi (Дата
обращения: 15.01.2016)
50
Литература
На русском:
1) Аль-Нуайми Халдун. Политика привлечения иностранных инвестиций в
Ираке // Экономика и управление. 2013. - №4 (36)
2) Блауг М. Доктрина торгового баланса // Экономическая мысль в
ретроспективе. — М.: 1994
3) Ботани Д.Ш. Прогнозирование экспорта нефти Ирака/ Д.Ш. Ботани //
Математико-статистический анализ социально-экономических процессов,
М.:2010.
4) Волконский В.А. Нефтяной комплекс: финансовые потоки и
ценообразование. – М.:2002
5) Гордеев В.В. Мировая экономика и проблемы глобализации . – М, 2010
6) Касаев Э.О. Иракская нефть: проблемы законодательства влияют на
перспективы, М. – 2012.
7) Коноплянник А. О ценах на нефть и нефтяных деривативах . – 2009
8) Новый экономический словарь / Под редакцией А. Н. Азрилияна. — М,
2006.
9) Руденко Л.Н. Восстановление и развитие экономики Ирака
(по материалам Центра стратегических и международных исследований
США), М. – 2005
10) Теребов О. США — Ирак: триумф, провал или тупик? // США, Канада.
Экономика, политика, культура № 12, М. - 2004
11) Экономидес М., Олини Р. Цвет нефти. Крупнейший мировой бизнес:
51
история, деньги и политика// Пер. с англ., М. – 2004.
12) Экономика и право: словарь-справочник.
— М. Л. П. Кураков, В. Л. Кураков, А. Л. Кураков., М.– 2004.
На английском:
1) Abbas Alnasrawi, “The Economy of Iraq” –NY, 1994
2) Bergams J. An overview of the Iraqi banking system – NY, 2007
3) Bathsheba Crocker, “Reconstructing Iraq’s Economy”, –Washington, 2015
3) David White. Rebuilding Iraq’s ravaged railways. Railway Gazette
International– NY, 2007
4) Gordon O.F. Johnson, “Iraq’s Oil Revenues Should Empower the People,”
speech to the Heritage Foundation, – Washington, 2004
5) Hughes Hugh. Middle East Railways. – Continental Railway Circle, – NY,
2013
6)Kenneth M. Pollack, A Switch in Time: A New Strategy for America in Iraq
(Washington: The Brookings Institution, February 2006).
7) K.M. Langley, “Iraq: Some Aspects of the Economic Scene” – NY, 2014
8) Leonard B. Measuring Stability and Security in Iraq. – Colorado, 2007
9) Peter K. Cornelius. The Arab World Competitiveness Report, – Chicago, 2011
10) Post-War Iraq: Potential Issues Raised by Previous Occupation and
Peacekeeping Experiences– NY, 2003
52
11) Silvia Spring (2006-12-24). "Blood and Money: In what might be called the
mother of all surprises, Iraq's economy is growing strong, even booming in
places". Newsweek International (In The Daily Beast). – NY, 2014
12) James Glanz, “Infrastructure Below Prewar Levels,” The New York Times,
February 9, 2006
13) Jonathan E. Sanford Iraq's economy: Past, present, future. – NY, 2014
На арабском:
1) Ахмед, Б.А. Экономика нефть и нефтяные инвестиции в Ираке / Б.А.
Ахмед. — Багдад: Изд-во Дом мудрости, 2011.
2) Абиди, Х. Л. Иракская нефть и нефтяная политика в Ираке и в регионе в
свете американской оккупации: в 3 т. / Х. Л. аз-Забиди. – Багдад: Иракский
центр исследований, 2007. – Т. 1.
3) Ахмад, Дж. Американская оценка источников нефти в Иране / Дж.
Ахмад [Электронный ресурс]. – Режим доступа: (www.ahwazstudies.org/
arabic/ A7-new-o.L.) – (Дата обращения: 26.03.2015).
4) Джалаби, У. Нефтяная политика Ирака (описание и анализ) / У. Джалаби.
– Багдад: Центр стратегических исследований, 2008.
5) Зини, М. А. Иракская экономика в про- шлом и настоящем и выбор
будущего: в 3 т. / М. А. Зини. – Багдад:, 2009. – Т. 3.
6) Сабри М. Показатели экономического развития движения в Ираке,
Багдад, 2002.
53
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв