УДК 330
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО НЕРАВЕНСТВА
В РОССИИ
Салимшин Ильнар Ленарович
*Башкирский государственный университет; ilnarsalimsin@gmail.ru
Научный руководитель – кандидат социологических наук, доцент
кафедры общей экономической теории, Апокина Кристина Валерьевна
Аннотация: Социальное неравенство и стратификация общества – какова их
сущность? В чём их различие? Могут ли они содействовать социальному
прогрессу? После распада СССР многое поменялось из-за либерализации страны
и перехода к рынку. Поменялись как нравственные ориентиры, так и
материальные. Вследствие этого в современном российском обществе проблема
социального неравенства стала весьма актуальной.
Ключевые слова: Социальное неравенство, политика, экономика, социология,
статистика.
В СССР средний доход в верхних слоях 1% граждан был всего в 4-5 раз
выше, чем в обществе в целом. Эта относительно эгалитарная ситуация резко
изменилась в начале 1990-х годов, когда поспешно принятые экономические
реформы резко превратили плановую экономику в капиталистический
свободный рынок.
Неудачная приватизационная программа создала новый класс олигархов.
Между тем, на другом конце общества обычные россияне видели, как их
сбережения были уничтожены гиперинфляцией (между 1990 и 1996 годами цены
выросли почти в 5.000 раз) [5]. Зарплаты, часто выплачиваемые с опозданием
или вообще не выплачиваемые, не поспевали за ростом, упав на 36% в реальном
выражении [6]. Результатом стало катастрофическое падение уровня жизни и
увеличение разрыва между богатыми и бедными.
2000-2014 годы. После десятилетия спада в 1990-х годах в 1999 году
начался
период
устойчивого
экономического
роста,
прерванный
кратковременной рецессией в 2009 году. Часть новых богатств России начала
просачиваться к населению в целом. Серьезное неравенство сохранялось, но
доля в экономике нижней половины общества выросла с 10% в 1996 году до все
еще скромных 17 % в 2014 году. Этой тенденции способствовало постепенное
снижение безработицы, которая сократилась вдвое с 11% в 2000 году до 5,2% в
2014 году, а также разрыв в заработной плате между высокооплачиваемыми и
низкооплачиваемыми работниками.
После двух лет рецессии рост возобновился в 2017 году, достигнув 1,7 %.
Однако экономическое восстановление экономики еще не принесло пользы
обычным гражданам, у которых уже четвертый год подряд падает реальный
располагаемый доход (сумма доходов домохозяйств, оставшаяся после оплаты
основных покупок). Согласно официальной российской статистике, процент
населения, живущего за чертой бедности, имеет рост с 10,8 % в 2013 году до
13,8% в 2016 году – это означает, что почти 20 миллионов россиян не имеют
достаточно денег, чтобы жить.
Социальное неравенство существует. Люди среднего слоя всегда будут
иметь меньший общественный престиж, нежели богатая прослойка. Иное дело,
что различия в доходах не должны быть чрезмерными. Так, «разница в доходах
между 10% самых богатых и 10% самых бедных россиян увеличилась в период
с 2000 по 2006 годы с 13,9 до 15,3 раза, а уже в 2009 доходы различались в 16,7
раза»[1]. Подобная тенденция, к сожалению, свидетельствует о поляризации и
дестабилизации общества.
Например, в современной России ярко выражена этакратическая
стратификация.
Также
значимой
тенденцией
является
неравенство
по
территориальному признаку. В нашей стране существует огромное количество
городов, которые не имеют перспективного будущего. По статистике на 2000 год
количество моногородов в РФ равнялось 467 и 332 поселков городского типа [2,
с. 7].
Из этого вытекает проблема существования «проблемных городов», где
находится малое количество предприятий для трудоспособного населения или
2
вовсе
они
закрываются
из-за
нерентабельности
существования.
Такие
предприятия, заводы, фабрики будут терпеть огромные потери из-за нехватки
бюджета и из-за того, что процесс модернизации обошел данные организации и
большинство оборудования безнадежно устарело. Статистика Росстата также
сообщает нам о том, что уровень безработицы в таких населенных пунктах
существенно выше, чем в среднем по стране. Так, уровень официальной
безработицы среди сельских жителей на январь 2019 г. составил 8%. Этот
показатель выше, чем среди городских жителей в 2 раза[4].
Чтобы решить проблему неравенства в регионах нужно, в первую очередь,
содействовать развитию институтов гражданского самоуправления. В этой
сфере можно отметить, что государство само порождает некие симулякры,
которые существуют не для помощи населению, а для «галочки». Так, по данным
Росстата на 22.04.19 г. в РФ имеется 90 835 общественных 34 объединений, из
них 20 066 – профсоюзные организации[5]. Однако на практике они не влияют
на проводимую социальную политику государства.
Крупные предприниматели могут создавать социально ответственные
проекты. К примеру, государство в сотрудничестве с предпринимателями может
реализовать проект «Помоги старику (обездоленному) поесть, а завтра жизнь
поможет тебе», создав в каждом городе сеть заведений, где бесплатно будет
организована раздача горячего питания социально незащищенным гражданам.
Роль государства состоит в создании равных благоприятных условий для
эффективного развития всех институтов в различных формах и для повышения
качества жизни населения со стороны как государства и бизнеса, так и самого
населения.
Проблемы неравенства в РФ связаны с различным уровнем жизни в
регионах. В России сохраняется возрастная, образовательная, гендерная
дискриминация, что способствует формированию неравенства и блокирует
создание социальных связей. Изменения должны реализовываться комплексно и
целенаправленно, для сокращения неравенства в РФ нужно создать условия,
когда будет исключаться феномен социальной эксклюзии [3].
3
В условиях
трансформации общества и перехода развитых стран к «вложениям капитала в
людей» нельзя говорить о том, что неравенство непобедимо, но для этого
государство должно обеспечить равный доступ к общественным благам.
Географическое и связанное с ним экономическое неравенство, которое
обсуждалось ранее, означает, что любой лидер, будь то демократический или
авторитарный, должен использовать государство для перераспределения от
богатых к бедным регионам, по крайней мере, достаточно, чтобы предотвратить
беспорядки или даже сепаратистские вызовы. Учитывая затянувшиеся травмы
1990-х годов, признается высокий спрос на социальное страхование и
ответственную макроэкономическую политику. Президент России неоднократно
ссылался на страх экономической нестабильности, чтобы усилить свою
поддержку и дискредитировать соперников. Россияне, похоже, хотят не столько
выравнивания ради выравнивания, сколько хорошо функционирующего
государства
со
значительной
социальной
составляющей.
Простое
перераспределение денег регионам или даже отдельным лицам не удовлетворит
спрос на эти услуги. Необходимы институциональные изменения.
По уже упомянутым причинам экономическое неравенство в России,
скорее всего, останется достаточно высоким. Экономические последствия этого
будут зависеть от того, как будут развиваться представления об этом
неравенстве. Если государство станет более эффективным в обеспечении
широких возможностей для всех и обеспечив страховку для тех, кто потерпит
неудачу, избежав при этом разрушительной экономической турбулентности,
тогда
россияне,
скорее
всего,
согласятся
на
сосуществование
мультимиллиардеров и нищих, как это делает большинство их американских
коллег.
Однако,
нынешнее
сочетание
кланового
капитализма
с
коррумпированным и неэффективным государством вряд ли останется
стабильным, поскольку страна продолжает модернизацию.
4
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Горшков М.К. Социальные неравенства как вызов современной России
// Вестник Института социологии. 2010. № 1. C. 24-47
2. Моногород: управление развитием / Т.В. Ускова [и др.]. Вологда:
ИСЭРТ РАН, 2012. С. 7.
3. Управление процессом образования с учетом современных требований
Алешкина О.В., Апокина К.В. Экономика и управление: научно-практический
журнал. 2020. № 3 (153). С. 143-146.
РОССТАТ
4.
http://www.gks.ru/bgd/free/B04_03/IssWWW.exe/Stg/d04/34.htm
РОССТАТ
5.
http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/state/#
6. From Soviets to Oligarchs: Inequality and Property in Russia 1905-2016
http://piketty.pse.ens.fr/files/NPZ2017WIDworld.pdf
7. Transition Report 1999 http://piketty.pse.ens.fr/files/NPZ2017WIDworld.pdf
5
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв