УДК 298.9
47.03.03
Статья
содержит
исследование
эсхатологической
стороны
учения
саентологической церкви при помощи текстуального анализа религиознофилософских и научно-фантастических произведений Л. Рона Хаббарда. В ходе
статьи выявлена роль эсхатологических представлений как части религиозного
учения саентологии.
Ключевые слова и фразы: религия, новые религиозные движения, эсхатология,
саентология, Дианетика, тэтан, оперирующий тэтан, Хаббард, «New age».
Исламов Тимур Ринатович, студент кафедры религиоведения, гр. 13.1-801,
Казанский
(Приволжский)
Федеральный
Университет
aikyrie@mail.ru
ЭСХАТОЛОГИЧЕСКИЕ МОТИВЫ В РАБОТАХ Л. РОНА ХАББАРДА
Саентологическая церковь является примером как нового религиозного
движения (НРД), так и религии «New age», сформировавшейся в результате
синкретизма
различных
религиозных
идей,
элементов
фрейдистского
психоанализа и научной фантастики. На сегодняшний день активно пополняет
ряды последователей, во многом за счет вовлечения в свою деятельность
популярных медийных личностей (Дж. Траволта, Т. Круз и т. д.).
Религиозная организация «Церковь Саентологии» возникла в ЛосАнджелесе в 1954 году, в основу легли труды Лафайета Рональда Хаббарда
(1911-1986), американского писателя-фантаста. Весь массив его работ делится
преимущественно на два направления, связанных с Дианетикой и саентологией.
К
первому
относятся
работы,
рассматривающие
существование
«реактивного» и «аналитического» ума, инграмм (записей прошлых негативных
эмоций) и технологий, позволяющих освободиться от их влияния: «Дианетика –
55!», «Дианетика: современная наука о разуме» и др.
Ко второму относятся работы, в которых рассматриваются основы
саентологической религии: природа тэты, «шкалы тонов» (эмоциональное
состояние в определенное время), мифологическая концепция происхождения
мира, существование трансцендентных сил: «Саентология: новый взгляд на
жизнь», «Саентология: основы мысли» и др.
Со временем, Л. Р. Хаббард приходит к тому, что духовная составляющая
жизни людей играет не менее важную роль, чем материальная. Работы,
касающиеся терапевтических практик, уступают место представлениям о
существовании трансцендентных сущностей и Бога. Эти сущности, духи – так
называемые тэты, существовали еще до появления вселенной и не имели никаких
физических и временных границ. Однако они сами обладали возможностью
создавать и управлять материей, энергией, временем и пространством. Подобное
самодостаточное существование продолжалось до тех пор, пока тэты вдруг сами
не попали в ловушку собственного творения и лишились былого могущества.
И с тех пор они начинают накапливать в себе инграммы, перенося их в свои
создания. Таким образом, происходит своеобразная борьба между духовными
тэтами и их материальными творениями. Но при этом, первые являются
бессмертными и возраст их практически не исчисляем.
Л. Р. Хаббард понимал тэту как определенную жизненная энергию,
одухотворяющую тело человека. В дальнейшем она трансформируется в тэтан,
своего рода аналог души в христианстве. Но, в отличие от того же христианства,
в саентологии утверждается, что тэтан - это и есть человек, его личность, а
материальное тело – всего лишь оболочка, которую можно покинуть. К тому же,
допускается существование всемогущего Бога, который, однако, непознаваем
вовсе [1].
Постепенно трансформируясь, к 60-м годам XX столетия, саентология
начинает обладать признаками, присущими для традиционных религий: вера в
существование Бога, спасение человечества путем применения религиозной
практики,
сверхъестественных сущностей, способных перемещаться
по
человеческим телам. Однако в то же время, религиозной доктрине саентологов
присущи специфические черты. К примеру, в большинстве традиционных
религий принято считать, что человек состоит из двух элементов – души и тела,
непосредственно влияющих друг на друга и не представляемых обособленно. Но
Л. Р. Хаббард утверждал, что душа, т.е. тэтан, это и есть человек, и он способен
отрываться от тела и существовать независимо от него [3, с. 24]. Тэтан может
видеть, слышать и осязать без наличия каких-либо органов чувств. Тело
предстает своего рода механизмом, компьютером, с помощью которого душа
взаимодействует с материальным миром.
Еще одна специфическая черта – идея о реинкарнации. Тэтан, не являясь
подвластным ни материи, ни времени, ни пространству и ни энергии, является
бесконечным существом [4, с. 187]. Соответственно, когда погибает тело, то
душа просто покидает его и, в зависимости от целей, может вернуться обратно в
материальный мир, найдя новую оболочку. Кроме того, концепция о
переселении душ повлекла за собой возникновение идей о спасении тэтана путем
полного духовного очищения. Таким образом, главной целью человека
становится достижение своего «изначального состояния», так называемого
«оперирующего тэтана» (ОТ). И этот путь является постепенным.
В совокупности, все специфические черты формируют еще одну –
установка на совершенствование мира. Как мы уже отметили, духовная
сущность (тэтан), хоть и обладает возможностью покидать материальное тело,
но все же является зависимым от него, пока не достигнет максимального уровня
ОТ [5, с. 85]. Это обосновывает основную направленность деятельности ЦС –
совершенствование мира. Адептам веры предлагают не бежать от реального
мира, а пытаться подчинить его своим интересам и изменить.
Если рассмотреть саентологическое совершенствование мира подробнее,
то в основе их учения лежит принцип динамичности существования. Он описан
в Писании ЦС, носит название «Выживай!» и состоит из восьми составляющих
– динамик. Все они выражают стремление индивида к выживанию и
представляют определенный вариант ее достижения. К примеру, путем создания
семьи, посредством группы, через Бога. Кроме того, в них выражены стремления
к выживанию тэтана, человечества, иных форм жизни и вообще всей Вселенной.
Эти динамики проходятся последовательно и завершаются последней – восьмой,
бесконечностью и отождествлением с Богом [6, с. 95]. Соответственно, духовное
спасение в саентологии принимает индивидуально-личностный характер.
Эсхатологическим «ядром» учения Хаббарда является т. н. «космическая
опера» («космоопера»), из которой следует выделить «Инцидент II». Миф
повествует о Ксену, императоре межгалактической империи, который 75
миллионов лет назад, стремясь к установлению собственной диктатуры, под
предлогом решения проблемы перенаселения вселенной переправил на Тиджиэк
(Землю) порядка 250 миллиардов человек в состоянии анабиоза на космолетах,
«напоминающих Дуглас ДС-8», поместил вокруг крупнейших вулканов, затем
взорвав при помощи водородных бомб их тела, обрекая на вечные скитания их
тэтаны.
Ксену контролирует человечество при помощи психиатров, именно они по
его указанию стерли память тэтанам, заменив ее на воспоминания о различных
религиях. После уничтожения атмосферы Марса и убийства всех его жителей, на
планете была создана станция имплантации, куда тэтаны возвращались для
повторения процедуры, поскольку их воспоминания со временем размывались
[7].
Имплантаты представляют собой дурные мысли и желания, подавляющие
тэтана и стоящие на его пути к освобождению, также «имплантат R6»
запрограммирован на убийство человека при помощи различных заболеваний
(воспаление легких и т. д.) за попытку его разгадать либо уничтожить.
«Инцидент II» и другие мифы, связанные с историей появления человека
на Земле, происхождения вселенной и т. п. доступны лишь адептам начиная со
ступени «ОТ III», на пути к которой саентолог проходит ряд дорогостоящих
курсов, поэтому миф о Ксену и прочие «тайные» знания публично отрицаются
представителями организации.
Таким образом, проведенный текстуальный анализ позволяет нам сделать
вывод о том, что в учении саентологической церкви эсхатологический миф
находится в актуализированном состоянии. Он оказывает существенное влияние
на всю систему миропонимания члена организации и является одним из
определяющих факторов выбора направленности человеческой деятельности. В
дальнейших исследованиях упомянутые факторы могут быть рассмотрены
более детально, способствуя тем самым наиболее полному пониманию учения,
сформулированного Л. Р. Хаббардом.
Список источников
1. Атак Дж. Капкан безграничной свободы. [Электронный ресурс]. – URL:
https://scorcher.ru/mist/dianetica/1.htm (дата обращения 11.12.2018).
2. Хаббард Л. Р. Дианетика: современная наука о разуме. – Копенгаген, Дания:
New Era Publication International Aps. 2007. – 688 с.
3. Хаббард Л. Р. Саентология: новый взгляд на жизнь. – М.: Нью Эра, 2001. –
310 с.
4. Саентология: справочная работа, представленная Международной Церковью
Саентологии. – Копенгаген, Дания: New Era Publication International Aps.
1998. – 287 с.
5. Хаббард Л. Р. Саентология: основы мысли. – Копенгаген, Дания: New Era
Publication International Aps. 1999. – 206 с.
6. Хаббард Л. Р. Самоанализ. М.: Нью Эра, 1999. - 217 с.
7. Хаббард Л. Р. Роль Земли. [Электронный ресурс]. URL:
https://wikileaks.org/wiki/Scientology_cult_Role_of_Earth_Hubbard_recording_a
nd_transcript_1952 (дата обращения: 12.12.2018)
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв