Эволюция форм визуализации данных в новых медиа (на примере научно-популярных он-лайн проектов)

Аннотация магистерской диссертации Морозова Никиты Алексеевича ЭВОЛЮЦИЯ ФОРМ ВИЗУАЛИЗАЦИИ ДАННЫХ В НОВЫХ МЕДИА (НА ПРИМЕРЕ НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫХ ОНЛАЙН ПРОЕКТОВ) THE EVOLUTION OF DATA VISUALIZATION FORMS IN NEW MEDIA (ON THE EXAMPLE OF POPULAR SCIENCE ONLINE PROJECTS) Н. рук. — Якунин Александр Васильевич, канд. филол. наук, доцент Направление подготовки — журналистика Профиль — медиадизайн Ключевые слова: визуализация данных, новые медиа, научно-популярный, научная визуализация, инфотейнмент, эстетика Key words: data visualization, new media, popular science, scientific visualization, infotainment, aesthetics Актуальность. В последние десятилетия характер взаимодействия науки и общества претерпел значительные изменения. На фоне глобальной перестройки информационной среды изменилась роль массового потребителя — он стал активным участником информационных процессов. С распространением интернета и развитием технологий, в мире установилась новая концепция взаимодействия общества и науки. Ее полное название заучит как «public engagement in science and technology» — «общественная вовлеченность в науку и технологии». Эта концепция предполагает размытие четких рамок классической научной коммуникации, а также изменения в восприятии информации, которое стало более активным. Данная концепция должна была повлиять и не визуализацию данных, как на одну из важных частей научной коммуникации. С развитием технологий, у визуализаторов данных появляется больше средств для репрезентации информации. В визуализациях научно-популярных новых медиа появляется элементы инфотейнмента, повышается роль эстетики. В настоящее время нет исследований, которые бы изучали изменения в характере визуализации данных в научно-популярных проектах. Цель данного исследования — охарактеризовать изменения в визуализации данных в научно-популярных онлайн-проектах. Для достижение поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи: — Определить и разобрать понятия: «визуализация данных», «научно-популярный», «новые медиа», «эстетика», «инфотейнмент», «научная визуализация»; — Определить место научно-популярных медиа в современных новых медиа — На основе источников изучить формы и методы визуализации данных; — Провести количественный контент-анализ визуализации данных в научно-популярных интернет-проектах; — Проанализировать изменения (или их отсутствие) в формах визуализации данных. Объект исследования — визуализации данных в научно-популярных ресурсах Интернета Предмет исследования — изменения в формах визуализации данных Теоретико-методологическую базу исследования составили: в вопросах о научно-популярном жанре: работы А.А. Тертычного, Д. Мидоуса, М.В. Литке, Е.А. Макаровой, Э.А. Лазаревича, О.М. Овчинниковой, Ю.В. Курковой, Л. Цао и некоторых других исследователей; в вопросах новых медиа: работы Л. Мановича, Р. Логана и некоторых других исследователей; в вопросах визуализации данных: работы Н. Ильинского, Д. Стиля, О.В. Песковой, А.Ю. Зиновьева, А.И. Пыжьяновой, Х. Нэгеля, Н. Яу, К. Уэйра, И.К. Романовой, Т Мунзнер и других иссследователей; в вопросах инфотейнмента и его элементов в визуализации: работы П. Ланквоски, С. Бьорка, И.С. Соколовой, А. Марчевского, К. Каппа, Д. Джуула, С. Сордена, Е.Ю. Кармаловой, А.А. Ханкаевой и других авторов; в вопросах эстетики визуализации: работы Э. Вандер Моэре, А. Блэка, Д. Фишера, Л. Татеосян и других авторов. Для достижения поставленных цели и задач мы используем методы сравнительного анализа, типологического анализа, количественного контент-анализа. Апробация отдельных положений магистерской диссертации прошла в рамках конференции «Медиа в современном мире. 56-е Петербургские чтения» 2017 года. Один из авторов работы был заявлен в качестве эксперта на круглом столе «Медиадизайн: смыслы и интерпретации». Материалы были опубликованы в сборнике по итогам конференции. Структура работы исследования соответствует поставленным цели и задачам и состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. В первой главе определяются понятия: «визуализация данных», «научно-популярный», «новые медиа», «научная визуализация», рассматривается место научно-популярного жанра в современных новых медиа, дается оценка общего положения научной коммуникации. Во второй главе дается определение понятий «эстетика», «инфотейнмент», описываются категории инфотейнмента в современной научной визуализации, описываются наиболее актуальные формы и методы способов визуализации данных в научно-популярных новых медиа, проводится контент-анализ. В заключении делаются выводы по проделанной работе. Эмпирическую базу составили проекты NASA Scientific Visualization Studio, а также лауреаты премии за лучшую визуализацию журнала Science. Положения, выносимые на защиту: — Из-за того, что большинство визуализаций производится в одном сегменте новых медиа, наблюдается некоторая однообразность их форм. —Интерактивность, на данный момент, используется в визуализациях данных на удивление редко, еще реже используются элементы геймификации. Элементы инфотейнмента и эстетики действительно проникают в научную визуализацию, однако говорить о полноценном уклоне в развлекательную сторону еще рано. Тем не менее, из-аз прогресса технологий, совместной работе ученых и дизайнеров и некоторых других условий, формы научной визуализации будут изменяться все сильнее.

Массовая коммуникация. Журналистика. Средства массовой информации
Дипломы

Вуз: Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ)

ID: 5a6f880f7966e12684ee9e47
UUID: ad82f75f-95ff-44fd-8ea1-d467ed248156
Язык: Русский
Опубликовано: около 6 лет назад
Просмотры: 339

Морозов Никита Алексеевич

Источник: Санкт-Петербургский государственный университет


0

Комментировать 0

Рецензировать 0

Скачать - 3,0 МБ


Поделиться работой
Current View

Рецензии:

  Авторизуйтесь, чтобы добавить рецензию

- у работы пока нет рецензий -

Для лиц старше 18 лет