Эволюция клубных спортивных медиа (на примере футбольного клуба «Зенит»)

Аннотация Актуальность темы исследования. «Зенит» – самый популярный футбольный клуб России и постсоветского пространства. Результаты социологических исследований, проведенных Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) в 2016 году , свидетельствуют о том, что за санкт-петербургский «Зенит» болеют 13% россиян, что является лучшим результатом среди всех отечественных клубов. Для сравнения: московские ЦСКА и «Спартак» поддерживают по 8% болельщиков. Таким образом, «Зенит» второй год возглавляет соответствующий рейтинг, а доля поклонников команды только растет. По данным исследования компаний ACNielsen и Sport+Markt активная аудитория болельщиков «Зенита» в России составляет 12,6 миллионов человек. В Санкт-Петербурге клуб поддерживают 2 миллиона человек, а индекс узнаваемости близок к 100%. Объектом изучения являются клубные средства массовой информации футбольного клуба «Зенита», предметом – факторы, определяющие процесс развития взаимоотношений между болельщиками и футбольным клубом «Зенит» с появлением новых средств массовой коммуникации. Научная новизна состоит в изучении эволюции клубных средств массовой информации «Зенита» в связи с прохождением им определенных исторических этапов в своем развитии. В ходе исследования мы выделим четыре цикла в жизни сине-бело-голубых в их современной истории и оценим работу футбольного клуба с болельщиками на протяжении каждого из них. В поле нашего зрения будут попадать особенности функционирования различных средств массовой коммуникации, а помогут в изучении экспертные интервью с работниками пресс-службы «Зенита». Кроме того, мы впервые проанализируем опыт английских футбольных команд в формировании клубных газет, радио, телеканалов и интернет-сайтов и сравним их с российской практикой на примере футбольного клуба «Зенит». Структурировав информацию из иностранных источников, мы узнаем, какие английские клубы стали первопроходцами в сфере клубных средств массовой информации, как они привлекали болельщицкую аудиторию и каких результатов они добились от внедрения инновационных технологий. Цель исследования – выяснить особенности развития клубных средств массовой информации в российском футболе на примере «Зенита». В процессе исследования мы выполним следующие задачи, необходимые для достижения цели: 1) обратимся к историческим аспектам проблемы: построению работы футбольных клубов с болельщиками на примере старейшей Футбольной ассоциации Англии; 2) определим роль новых медиа в развитии коммуникации между болельщиками и футбольными клубами; 3) выделим основные вехи в развитии клубной прессы санкт-петербургского «Зенита»; 4) получим экспертные комментарии и оценки специалистов из области клубного телевидения, радио и интернет-сайтов; 5) на основе полученных в ходе исследования сведений сделаем вывод, а также составим исторический прогноз на ближайшее будущее. Исходя из поставленной цели и сформулированных задач, была сформирована следующая структура дипломной работы. Она состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии. Первая глава представляет собой обобщение опыта английских футбольных клубов в работе с болельщиками и инновациями в сфере клубных средств массовой информации. Вторая глава посвящена анализу процесса развития средств массовой информации футбольного клуба «Зенита», особенностям и специфике работы сине-бело-голубых с болельщиками в информационном поле. Также поставленные в ходе исследования задачи определили следующую теоретическую базу исследования. В первой главе наиболее востребованными оказались энциклопедические издания по истории футбола, публикации на английских интернет-порталах, повествующие о появлении в Англии инновационных средств коммуникации между футбольными клубами и болельщиками, а также веб-сайты английских команд и их публичные страницы в социальных сетях. В первом параграфе первой главы мы ссылались на такие энциклопедические издания о футболе, как книга Дэвида Голдблатта «Энциклопедия футбола» и коллективное произведение Пьера Ланфранши, Кристиана Айзенберга, Тони Мейсона и Альфреда Валя «FIFA 100 лет. Век футбола» . Стоит отметить, что эти исследования помогли воссоздать общую обзорную картину, поэтому для уточнения частных вопросов мы обратились к ряду англоязычных статей: «The People’s Game: The History of Football Revisited» , «Football’s Secret Story» и другие. Кроме того, мы изучили архивные журналистские материалы британского издания «Sporting Nation» и использовали в работе цитату одного из первых отчетов с футбольного матча. При изучении влияния технического прогресса на эволюцию отношений между болельщиками и футбольными клубами мы обратились к трудам Тома Мейсона и Фрэнка Кернкросса , которые позволили нам сформировать мнение о состоянии радио и телевидения в середине 20 века. Получить более отчетливую картину нам удалось из исследования BBC «Broadcasting Research Finding» о качественных и количественных показателях аудитории футбольных трансляций чемпионата мира по футболу 1966 года в Англии. В параграфе «Зарождение первых клубных средств массовой информации в британском футболе» мы также имели дело с англоязычными исследованиями. Сначала мы проанализировали книги Тома Кэмпбелла, Дэвида Поттера и Джима Куинна об истории футбольного клуба «Селтик», а затем обратились к официальным сайтам команда «Ипсвич Тауна» и «Блэкберн Роверс» . В заключении параграфа мы осуществили обзор ведущих английский изданий «Гардиан» и «Индепендент» а также ознакомились с материалами интернет-порталов «Би-би-си» и «Гол». Исследуя зарождение фанатской аудитории футбольного клуба «Зенита», мы сделали основной упор на классический труд историка ленинградского футбола Дмитрия Догановского «Зенит. История в лицах» . Кроме того, мы посетили гостевую книгу объединенного сайта фанатов «Зенита», откуда узнали о зачатках фанатского движения в Санкт-Петербурге. В разговоре о советском футболе той поры мы не могли не обратиться к фундаментальной работе историка и журналиста Акселя Вартаняна «Летопись советского футбола» , а также к исследованию известного американского ученого и главного зарубежного эксперта по советскому спорту Роберта Эдельмана «Серьезная забава»: История зрелищного спорта в СССР» . Эти труды помогли нам лучше разобраться в специфике советского футбола и его болельщицкой аудитории. Во второй главе мы опирались на следующие источники – клубные программки с домашних матчей «Зенита» 1939-х – 2017-х годов, архив клубной газеты и журнала «Наш «Зенит», контент официального сайта сине-бело-голубых, записи эфиров радиостанции «Радио Зенит», видеозаписи с You-Tube-канала клубного телеканала «Зенит ТВ». Кроме того, правильному пониманию процессов, происходивших в департаменте футбольного клуба «Зенит» по работе со средствами массовой информации, нам помогло экспертное интервью работника пресс-службы Алексея Антипина. Бывший редактор газеты и журнала «Наш «Зенит», автор передачи на «Радио Зенит», составитель предматчевых программок, а также редактор официального сайта рассказал о том, как зарождались и развивались клубные медиа, а также дал прогноз на будущее. Помимо вышеназванного метода экспертного интервью, в процессе написания работы были использованы в качестве основных сравнительно-исторический и историко-типологический методы, а также общенаучные методы анализа, синтеза, сравнения и обобщения.

Массовая коммуникация. Журналистика. Средства массовой информации
Дипломы

Вуз: Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ)

ID: 5a6f881e7966e12684eea031
UUID: 40309a4b-1141-42d0-9aa3-1f9e1c7b0aab
Язык: Русский
Опубликовано: около 6 лет назад
Просмотры: 286

Ковалев Филипп Юрьевич

Источник: Санкт-Петербургский государственный университет


0

Комментировать 0

Рецензировать 0

Скачать - 1,3 МБ


Поделиться работой
Current View

Рецензии:

  Авторизуйтесь, чтобы добавить рецензию

- у работы пока нет рецензий -

Для лиц старше 18 лет