Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение
высшего образования
МОСКОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Институт педагогики и психологии
Кафедра психологии развития личности
Курсовая работа на тему:
ФЕНОМЕН ЭТНИЧЕСКОГО САМОСОЗНАНИЯ В
ПСИХОЛОГИИ
Научный руководитель:
Профессор кафедры психологии
развития личности, доцент,
доктор психологических наук
Дугарова Туяна Цыреновна
Выполнила:
Студентка 1 курса бакалавриата
В.А. Тихомолова
2
Москва
2020
Феномен этнического самосознания в психологии
Содержание
Введени
е
Глава I.
………………………………………………………………
.
Этническое самосознание. Основные
понятия, структура и развитие….
…………………………………
Понятие и компоненты этнического
1.1.
1.2.
3
5
самосознания в психологической
литературе……………………………...
Формирование и формы этнического
5
самосознания………………………………………..
1
……...
Исследование этнического
3
1
самосознания…….……….
Организация и методы
7
1
исследования…………………….
Результаты
7
1
Глава II.
2.1.
2.2.
исследования………………………………….
9
Заключе ………………………………………………………………
ние
Список литературы
Приложение
.
3
Введение
Данная
этнического
работа
посвящена
самосознания
в
исследованию
психологии.
феномена
Этническое
самосознание приобретает в настоящее время особенную
значимость, так как это играет большую роль в становлении
человека в социуме, его жизнь в родной стране и поведение
с
представителями
других
культур.
Актуальность
исследования непрерывно растет, что на первый взгляд
может
показаться
удивительным
на
фоне
всеобщей
глобализации и слияния культур, однако это представляет
важный аспект взаимодействия человека с обществом и
осознания
собственной
самосознание
зависит
от
идентичности.
совокупности
Этническое
компонентов,
в
которых играют роль не только внешние признаки, но и
внутренние,
например,
самоощущение.
Процесс
непосредственно самоопределения и самоотождествления с
группой является значимым: это социализация человека,
его защита, а значит утрата общности и тождественности
погружает человека незнакомую и потенциально опасную
среду, в которой человеку будет тяжело ориентироваться.
Именно
этническое
возникновение
отношений.
В
этнических
связи
ксенофобическими
и
с
самосознание
групп
и
их
обуславливает
общественных
возрастающими
националистическими
в
обществе
взглядами
встает вопрос: какова роль этнического самосознания в
поведении человека?
4
Объектом
исследования
является
этническое
самосознание в сознании человека.
Предметом являются формы выражения этнического
самосознания, его роль в поведении человека.
Цель
исследования:
проанализировать
данные
исследования этнической идентичности, выделить её место
в становлении индивидуализации человека и определить
какую роль он играет в поведении.
Задачи исследования:
1.
Изучить
научную,
учебную
и
справочную
литературу по данной теме
2.
Описать
общее
представление
о
феномене
этнического самосознания
3.
Провести исследование о влиянии этнического
самосознания на деятельность человека
Гипотеза:
этническое
самосознание
играет
первостепенную роль в самоощущении человека в обществе
и является одним из ключевых факторов в реализации
поведения индивида. Отождествление себя человеком с той
или иной группой формирует разные модели поведения в
зависимости от того, идентифицирует ли себя человек с
представителями
этническое
данного
самосознание
этноса
или
выражается
нет.
Также,
различно
в
зависимости от среды обитания человека. Для людей,
живущих в отличной от их собственной среде, характерно
более яркое выражение своей этнической принадлежности,
тогда как для людей, живущих в своей среде или схожей,
подобное выражение не характерно. В свою очередь, для
5
людей
смешанного
тенденции
к
происхождения
снижению
будут
чувства
наблюдаться
этнической
принадлежности, поскольку они не могут ориентироваться
на единое происхождение. В качестве методов исследования
использованы опросы по заранее составленным опросникам,
анализ статистики и интерпретация.
6
Глава I.
Этническое самосознание. Основные понятия,
структура и развитие
1.1. Понятие и компоненты этнического самосознания в
психологической литературе
Для того чтобы точнее раскрыть понятие «этническое
самосознание»,
первым
делом
необходимо
рассмотреть
понятия «этнос» и «самосознание», чтобы рассмотреть
этническое самосознание наиболее точно и в достаточной
степени корректно.
По мнению С. Н. Широкогорова этнос является группой
людей, объединенной единством происхождения, языка,
уклада жизни и обычаев. Л. Н. Гумилев же считал этнос
географической категорией и выделял, что это объединение
географических,
биологических,
социальных
и
психологических феноменов. С развитием этнографии и
социологии понятие этнос приобрело другие определения и
новые признаки.1 Сейчас этносом считается объединение
людей, соединенных между собой общей культурой, языком,
нравами
и
психологией.
Язык
занимает
одну
из
главенствующих позиций, формирующую и развивающую
этническую
общность,
которая
хоть
и
не
является
обязательным условием для формирования этноса, все же
выступает как следствие образования этнической группы.
1
Ашхамахова А.А., Дадашев Агабаба Айдын Оглы Соотношение понятий «Этнос» и
«Нация» в социальной философии // Общество: философия, история, культура. –
2017. – №2. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sootnoshenie-ponyatiy-etnos-i-natsiyav-sotsialnoy-filosofii (дата обращения: 23.11.2020).
7
Еще одним определением понятия этнос будет звучать как
прежде всего и главным образом относительно устойчивую
социокультурную общность1. Обобщив эти точки зрения,
можно сформулировать, что входит в понятие этнос: единая
территория, схожесть языка, устойчивость группы, общее
происхождение, подобность обычаев и осознание своей
уникальности, отличающий от других групп.
В
настоящий
посвящено
момент
большое
феномену
количество
научных
самосознания
трудов.
Само
определение термина самосознания достаточно разобщено,
однако
можно
выделить
несколько
положений,
фигурирующих в психологической литературе.2
Первый
момент:
сосредоточенность
самосознанием
сознания
на
себе.
Это
является
способность
человека фокусироваться на своем внутреннем мире, своих
уникальных мыслительных чертах и определять свою место
в структуре мира. Под таким определением понимается
умение концентрироваться, понимать свои мыслительные
процессы,
а
также
осознание
самой
умственной
деятельности.
Второй
момент:
самосознание
определяет
наличие
рефлексии. Рефлексией называется анализ человеком своих
собственных чувств, мыслей и эмоций. Это оценка своих
потребностей и состояний с целью усовершенствовать себя
1
Зененко Н.В. Этническое самосознание и лингвистический национализм (на
материале испанского языка) // Вестник Московского государственного
лингвистического университета. Гуманитарные науки. – 2018. – №10 (803). – URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/etnicheskoe-samosoznanie-i-lingvisticheskiynatsionalizm-na-materiale-ispanskogo-yazyka (дата обращения: 23.11.2020).
21
Просекова Е. Н. Феномен самосознания в трудах отечественных и зарубежных
ученых // Общество: социология, психология, педагогика. – 2016. – №4. – URL: https://
cyberleninka.ru/article/n/fenomen-samosoznaniya-v-trudah-otechestvennyh-izarubezhnyh-uchenyh (дата обращения: 25.11.2020).
8
как
личность,
выявив
свои
проблемные
стороны.
Под
рефлексией так же понимают саморегуляцию, то есть
умение управлять своим состоянием, крепко связанную с
термином самопознание.
Третий
момент:
понятию
самосознания
отвечает
отношение личности, человека к самому себе, то есть
самоотношение личности. Самоотношение здесь понимается
как
«чувство,
направленное
на
свою
личность,
выражающееся при позитивном самоотношении в любви и
самоуважении, отношении к себе как к ценности, что
предполагает его устойчивый характер».1
Последний момент: управляющая роль самосознания
играет ключевой фактор в отношении человека к внешнему
миру.
То
есть,
самосознание
определяет
деятельность
человека во внешнем мире и его отношение с обществом.
Согласно
всему
вышеперечисленному
можно
утверждать, что самосознание играет важную роль не
только
в
психической
определяет
его
деятельности
человека,
взаимоотношения
с
но
и
окружающей
действительностью.
В свою очередь, этническое самосознание являются
частью самосознания человека и определяет его место в
социальном
является
строе
одним
общества.
из
видов
Этническое
социальной
самосознание
идентификации
личности. Оно, как и любой вид общественного сознания,
существует
1
в
двух
уровнях:
уровень
теоретический
Кочеткова Т. Н. Самоотношение личности как система установок, направленных
на себя // Вестник Санкт-Петербургского университета. Политология.
Международные отношения. – 2007. – №1. – URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/samootnoshenie-lichnosti-kak-sistema-ustanovoknapravlennyh-na-sebya (дата обращения: 25.11.2020).
и
9
уровень бытовой. Под теоретическим уровнем понимается
идеология группы, то есть ее мировоззрение, взгляд на
окружающую действительность. Тогда как бытовой уровень
определяется
события,
реакциями
происходящие
этой
в
группы
на
группе.1
этой
некоторые
Эти
уровни
присутствуют и в этническом самосознании. Этническое
самосознание
конкретного
этноса
является
значимой
чертой этноса, о чем говорилось ранее, и без самосознания
не может быть этнической группы.2 Оно включает в себя
понимание своего этноса, его традиций, норм, ценностей,
представление о своей этнической группе и идентификацию
с
данной
группой,
что
определяет
характер
взаимоотношений с различными формами этого общества. 3
Идентификацией
называют
процесс
отождествления
человеком себя с другим индивидом или, в данном случае, с
группой людей. Этническое самосознание находит свое
отражение в языке, в искусстве, в культурной жизни
каждого члена общества и в отношении к окружающему
миру.
Этническое самосознание отражает собственный образ
человека
о
этнической
себе
как
группы.
об
Этот
определенном
образ
представителе
включает
в
себя
психологические установки и стереотипы, касающиеся тех
отличительных черт, которые формируют этнос, а также тех
1
Крысько В.Г. Этническая психология: учебное пособие. – М.,2008. – с.76-78
Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. – М.,1983. – с. 174-176
3
Бондарева Ю.М., Кадацких И.Ю. Психологические особенности этнического
самосознания студентов вуза // Территория науки. – 2017. – №3. – URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-osobennosti-etnicheskogosamosoznaniya-studentov-vuza (дата обращения: 30.11.2020).
2
10
черт,
которые
определяют
форму
поведения
данной
общности.1
По мнению В. Ю. Хотинец существуют несколько
компонентов этнического самосознания.2
Первый
компонент:
осознание
особенностей
этнической культуры своей этнической общности. Здесь
выражается противопоставление «я – другой» или «мы –
они». Без этой концепции этническое самосознание не
может существовать, так как данное явление является его
основой.
Противопоставление
структурообразующим
«я
–
компонентом,
другой»
является
реализующимся
в
потребности в контактах с себе подобными. 3 Данное явление
выражается в отличии одной общности от другой через
представления об уникальных чертах различных этнических
групп. Что касается отличительных особенностей, то одной
из
них
является
самоназвание
или
этноним.
Именно
наличие этнонима выражает осознание принадлежности к
определенной этнической группе. Наряду с самоназванием
к этническим особенностям относят родной язык. Именно
когда этническая группа воспринимает язык как «родной»
он и становится компонентом этнического самосознания. В.
Бромлей указывает, что язык у каждых представителей
этнических
1
групп
неразрывно
связан
с
развитием
Арзамасцева Н.Г., Константинова В. В. Этническое самосознание личности
студента как показатель сформированности его этнокультурной компетентности //
Вестник Марийского государственного университета. – 2018. – №4 (32). – URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/etnicheskoe-samosoznanie-lichnosti-studenta-kakpokazatel-sformirovannosti-ego-etnokulturnoy-kompetentnosti (дата обращения:
30.11.2020).
2
Хотинец В.Ю. Этническое самосознание. – СПб., 2000. – с. 88-102
3
Корнилова О.А., Артюков А.П., Василевская Е.А. Идентичность личности в
структуре самосознания: этнический аспект // Наука о человеке: гуманитарные
исследования. – 2019. – №3 (37). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/identichnostlichnosti-v-strukture-samosoznaniya-etnicheskiy-aspekt (дата обращения: 05.12.2020).
11
психологических
специфических
свойств
традиций.
этноса
Язык,
и
в
формированием
его
понимании,
способствует развитию уникального видения мира, так как в
каждом отдельном языке есть свои специфические черты
для
обозначения
характерные
действительности,
особенности
что
определенного
формирует
этнического
характера.1 Данный компонент отражает культуру в данной
этнической общности.
Второй
компонент:
особенностей
компонент
своей
входит
осознание
этнической
понятие
психологических
общности.
этнического
В
данный
характера.
В.
Бромлей указывает в своей работе, что этнический характер
включен в социально-психологические черты человека, но
не является суммой общих черт этнической группы. Он
также утверждает, что этнический характер не является
отражением
общечеловеческих
черт,
например,
трудолюбие, ведь в каждом отдельном этносе трудолюбие
может проявляться совершенно по-разному. Это может
говорить о том, что этнический характер является суммой
особенностей и уникальных черт, которые находят свое
выражение
в
психологическом
складе
отдельного
представителя этноса и собственный специфический взгляд
на ту или иную общечеловеческую черту.2 Сюда же входят и
нравственная система этнической группы.
Третьим
компонентом
является
осознание
тождественности со своей этнической общностью. Основой
этнического
1
2
самосознания
является
Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. – М.,1983. – с. 163-170
Там же. – с. 149-151
этническая
12
самоидентификация, «формирование которой зависит от
степени выраженности и интенсивности воздействия на
личность реальных компонентов этнического мира в ходе
этнитизации».1 Этническая идентичность характеризуется
системой образов и представлений, которые включают
человека в его этнос. В своей работе Хотинец выделяет три
вида
этнической
идентичности:
этноцентрическую,
полиэтническую и трансэтническую. Каждый из этих видов
характеризует определенное направление идентичности.
Этноцентризм, например, направляет личность человека
только на одну этническую группу, с которой этот индивид
связывает свои ценности, нормы, нравственные постулаты,
цели
и
пр.
В
свою
очередь
полиэтнический
вид
идентичности направляет личность человека на несколько
этнических общностей, на развитие равного отношения к
различным этносам. Такие люди интересуются культурой
других стран и этносов, а также изучают другие языки.
Подобная направленность в настоящее время считается
наиболее
оптимальной,
толерантности.
особенно
Последний
тип,
в
контексте
трансэтнический,
характеризуется позицией «гражданин мира» и такие люди
стремятся
не
относить
себя
к
какому-либо
этносу,
подчеркивая, что они принадлежат к человечеству, а не к
конкретному этносу.
Четвертый
этнопсихических
компонент:
особенностей.
осознание
Сам
собственных
процесс
осознания
лежит через коммуникацию с другими людьми: здесь также
проявляется концепция «я – другой». И. И. Чеснокова в
1
Хотинец В.Ю. Этническое самосознание. – СПб., 2000. – с. 97
13
своей
работе
подчеркивает,
что
развитие
психики
происходит от изначальной целостности субъекта и объекта
к последующему разделению на «я» и «другие». Процесс
разделения сопровождается появлением самосознания и
личность начинает отделять себя от окружающих людей.
Когда произошло отделение «я», возникает и самооценка
личности в контексте сравнения с другими. Благодаря этому
человек
может
осуществлять
первичный
анализ
своих
действий, соотнеся их с действиями других. В этой же
работе рассматривается процесс возникновения концепции
«мы – они», где человек оценивает сам себя исходя из
принятых в группе норм и правил, подстраиваясь под
требования
этнического
данной
группы.1
самосознания
В
у
данном
компоненте
человека
происходит
соотнесение себя с группой: какие у него есть черты,
характерные для данной группы и как он вписывается в
данную общность. Это позволяет человеку понять самого
себя именно через соотношение себя и своей группы,
позволяет
почувствовать
напрямую
отвечает
себя
похожим
потребности
в
на
них,
контактах
с
что
себе
подобными.
Пятый компонент: осознание себя субъектом своей
этнической общности. Данный компонент выражается в
осознании личностью своей принадлежности к той или иной
этнической
группе.
Это
выражение
называется
определенностью этнической идентичности и является ее
показателем.2 Определенность характеризуется четкостью
1
Чеснокова И.И. Проблемы самосознания в психологии. – М., 1977 – с. 38-40
Егизарьянц А.А. Валентность и определенность этнической идентичности как
индикаторы отношений в поликультурном регионе // Вестник МГУКИ. – 2009. – №3. –
2
14
этнической идентичности и не может быть не осознаваемым
процессом. Также, это отношение личности к связям со
своей этнической группой и само наличие этих связей, как,
например,
нормативы
и
ценности,
присущие
данному
этносу.
Последним
компонентом
является
социально-
нравственная самооценка этничности. Основой для оценки
своих
социально-нравственных
явления
автостереотипа
и
этнических
черт
гетеростереотипа.
будут
Подобные
стереотипы влияют на межкультурные отношения, а значит
и определяют действия и поведение человека в различных
ситуациях
межкультурного
взаимодействий.1
представлением
и
внутрикультурного
Автостереотип
о
собственной
характеризуется
этнической
группе
и
формируется на основе идентификации себя с другими
членами своей группы, тогда как гетеростереотип – это
представление о других этнических группах и формируется
на
основе
противопоставления
«мы
–
другие»
и
идентификации с ними не происходит. Таким образом,
самооценка себя как представителя определенного этноса,
собственное отношение к этому и соответствие с нормами,
ценностями и культурой данного этноса являются одним из
компонентов этнического самосознания.
URL: https://cyberleninka.ru/article/n/valentnost-i-opredelennost-etnicheskoyidentichnosti-kak-indikatory-otnosheniy-v-polikulturnom-regione (дата обращения:
10.12.2020).
1
Старченко В.В. Этнические стереотипы в межэтническом взаимодействии в
поликультурном регионе // Наука и современность. – 2016. – №49. – URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/etnicheskie-stereotipy-v-mezhetnicheskomvzaimodeystvii-v-polikulturnom-regione (дата обращения: 10.12.2020).
15
1.2. Формирование и формы этнического самосознания
Этническое
самосознание
приобретается
в
ходе
социализации личности и проходит в своем формировании
несколько
этапов.
Наиболее
значимыми
институтами
формирования этнического самосознания являются семья и
школы, как первые агенты социализации.1
Начальный этап приходится на дошкольный и младший
школьный возраст. Хотинец В. Ю. называет данный этап
сказочно-мифологическим.
На
данном
этапе
ребенок
наиболее приближен к своей семье и смутно представляет
знания о собственной этнической принадлежности и его
наличие. Здесь ребенок приобщается к этнической культуре
через сказки и идентификацию себя с культурным героем.
На
этом
этапе
самосознания,
закладывается
когда
могут
база
этнического
сформироваться
как
предрассудки и предубеждения, так и толерантность и
терпимость
по
отношению
к
представителям
других
этнических групп.2
Второй этап – подростковый. На данном этапе уже
формируется осознанная этническая самоидентификация и
образ различных этнических групп. Помимо становления
этнического самосознания, на этот возраст приходятся и
попытки определения своего места в жизни. Это происходит
через
приобретение
собственно-значимых
ценностей,
связанных, в том числе, и с этническим самосознанием. 3
1
Кривых С. В., Ясюченя Е. Л. Становление этнического самосознания личности //
МНКО. – 2010. – №1. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/stanovlenie-etnicheskogosamosoznaniya-lichnosti (дата обращения: 13.12.2020).
2
Хотинец В.Ю. Этническое самосознание. – СПб., 2000. – с. 141-144
3
Овчинникова Т.М. Особенности этнического самосознания в подростковом и
юношеском возрасте // Вестник Омского государственного педагогического
16
Третий
этап
–
этап
юношеского
или
старшего
школьного возраста. На юношеский возраст приходится
укрепление своей этнической идентичности, определяется
ценностно-нормативное этническое мировоззрение. Именно
здесь приходит осознание человеком, что он представитель
своей этнической группы.1
Выделяют также четвертый этап развития этнического
самосознания – студенческий. Этот этап позволяет человеку
расширить свои знание об этнокультурной организации
жизни,
а
также
укрепляет
знание
о
межкультурном
взаимодействии.
Этническое
самосознание
не
имеет
определенного
выражения и может принимать различные формы. Нормой
выражения
этнического
самосознания
является
«позитивная этническая идентичность». В зависимости от
отклонения, в большую или меньшую стороны, выделяют
два полюса, гипоидентификация и гиперидентификация,
включающие
в
себя
несколько
направленностей.
Нормальная этническая идентичность позволяет человеку
удерживать баланс между сохранением для себя этнических
ценностей и взаимодействием с представителями других
этнических групп.2
Первый
Этноцентризм
вид
гиперидентичности
составляет
основу
–
этноцентризм.
гиперидентичности
университета. Гуманитарные исследования. – 2016. –№2 (11). – URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-etnicheskogo-samosoznaniya-vpodrostkovom-i-yunosheskom-vozraste (дата обращения: 13.12.2020).
1
Овчинникова Т.М. Особенности этнического самосознания в подростковом и
юношеском возрасте // Вестник Омского государственного педагогического
университета. Гуманитарные исследования. – 2016. – №2 (11). – URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-etnicheskogo-samosoznaniya-vpodrostkovom-i-yunosheskom-vozraste (дата обращения: 13.12.2020).
2
Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. – М., 1998. – с. 113
и
17
выражается в четком разделении по принципу «свой –
чужой»,
а
также
в
предрассудках
и
предубеждениях
относительно других этносов. Чаще всего проявляется в
желании
показать
превосходство
«своей»
группы
над
прочими.
Следующий
Этноэгоизм
вид
не
определяется
является
как
этноэгоизм.
жестким
примером
гиперидентичности и чаще всего проявляется в чуть более
усиленной
акцентировке
на
особенности
и
исключительности своей этнической группы.
Более ярким проявлением гиперидентичности является
этноизоляционизм
яркой
или
убежденностью
этнофанатизм.
в
Характеризуется
превосходстве
над
другими
этническими группами, нетолерантностью и ксенофобией.
Крайним
видом
гиперидентичности
считается
национализм. Проявляется в дискриминации людей по
этническому
признаку.
Также
выраженная
агрессивность
по
проявляется
отношению
к
ярко
другим
этническим группам, вплоть до призывов уничтожения.
Таким
образом,
гиперидентичности
можно
заметить,
характеризуется
что
сам
тип
увеличивающимся
позитивизмом по отношению к своей группе, в то время как
по отношению к другим группам возрастает негативизм. Это
означает, что для данного типа характерными чертами
будет
являться
положительную
то,
окраску,
окрашены негативно.
что
тогда
автостереотипы
как
имеют
гетеростереотипы
18
В типе гипоидентичности также можно выде6лить
несколько
видов.1
характеризуется
Первый
вид
негативной
–
Этнонегативизм.
окраской
Он
собственной
этнической идентичности. Данный вид ориентирован на
свой
этнос,
негативной.
но
не
с
Человек
с
позитивной
точки
зрения,
подобной
формой
а
с
этнического
самосознания будет критиковать свой этнос, но при этом
привлекательность
к
другим
этническим
группам
не
выражена.
Второй
вид
гипоидентичности
этноэлиминацией.
называется
Определяется
частичной
направленностью, причислением себя к другому этносу и
исключением
себя
из
своей
этнической
группы,
что,
впрочем, не влияет на осознание принадлежности к своей
этнической группе.
Последний
вид
гипоидентичности,
этнонигилизм,
определяется как самоотрицание принадлежности, полное
исключение из своего этноса, в то же время с сознательным
причислением себя к другой этнической группе.
Таким
образом,
гипоидентичность
определяется
позитивным отношением к гетеростереотипам, тогда как
автостереотипы оцениваются негативно.
Как уже говорилось ранее, этническая идентичность
является ядром этнического самосознания. По мнению Е.П.
Белинской
этническая
идентичность
выступает
для
человека определенным ориентиром, поддержкой, в то
время, когда он утрачивает опоры. В той же работе она
указывает, что этническая самоидентификация подвержена
1
Хотинец В.Ю. Этническое самосознание. – СПб., 2000. – с. 110
19
влиянию статуса группы в социальном строе общества. Так,
например, она указывает, что у людей, которые живут в
среде, отличающейся от их собственной, характерно более
сильное выражение собственной этнической идентичности,
в то время как для людей, живущих в схожей среде или в
своей
среде,
этническая
существенно
значимой.
смешанным
этническим
чувство
сложности
идентификация
не
то
у
В
же
время,
происхождением
идентификации
с
является
людей
со
наблюдается
какой-то
одной
определенной этнической группой, в силу того, что он
воспринимает себя как представителя обеих групп. Также, в
той же работе, можно выделить, что при погружении в
отличную
от
выражение
своей
своей
происхождения.
корреляцию
самооценкой
меньшинство,
с
среду
происходит
индивидуальности
Е.П.
Белинская
этнической
среди
детей,
помещенных
на
более
яркое
основе
своего
выделила
принадлежностью
составляющих
в
среду
прямую
и
низкой
этническое
этнического
большинства. В то же время, как они осознают свою
этническую принадлежность, они сравнивают себя не с
детьми, принадлежащими к той же группе, а с детьми,
принадлежащими к большинству.1
1
Белинская Е.П., Стефаненко Т.Г. Этническая социализация подростка. – М., 2000. –
с. 88-92
20
Глава II.
Исследование этнического самосознания
2.1 Организация и методы исследования
Анализ
литературы,
проведенный
в
первой
главе
данной работы показал, что этническое самосознание –
сложная
структура,
человека
в
этническое
компонентом
являющаяся
социальном
строе
самосознание
самого
частью
общества.
является
этноса,
самосознания
что
При
этом,
структурным
означает,
без
этого
компонента не может быть самого этноса. Этническое
самосознание состоит из таких компонентов как: осознание
особенностей
этнической
культуры
своей
этнической
общности, осознание психологических особенностей своей
этнической общности, осознание тождественности со своей
этнической
общностью,
осознание
собственных
этнопсихических особенностей, осознание себя субъектом
своей
этнической
общности
и
социально-нравственная
самооценка этничности. При этом этническое самосознание
формируется по своим определенным законам: начальный
этап приходится на дошкольный и младший школьный
возраст, второй этап – подростковый, третий этап – этап
юношеского
студенческий.
возраста,
а
Этническое
также
четвертый
самосознание
не
этап
–
имеет
определенного выражения и может принимать различные
формы.
Нормой
выражения
является
«позитивная
этническая идентичность». В зависимости от отклонения, в
21
большую или меньшую стороны, выделяют два полюса,
гипоидентификация и гиперидентификация.
Цель
эмпирического
исследования
–
изучение
этнической идентичности и выявление различий у групп,
относящихся
к
представителей
разным
этничностям:
других
национально-смешанной
у
русских,
национальностей
этничности,
и
у
у
людей
проживающих
на
территории России.
В
качестве
гипотезы
было
выдвинуто
следующее
предположение: этническое самосознание имеет большое
влияние
на
поведение
индивида
в
обществе.
Самоидентификация человека с той или иной группой
формирует у него разные модели поведения, а также
различное
самоощущение.
В
связи
с
этим,
можно
предположить, что у людей, относящихся на определенной
территории к группе этнического меньшинства будет более
выражено чувство принадлежности к своей этнической
группе, по сравнению с людьми, относящимися к группе
большинства или к смешанно-национальной группе. Вместе
с этим у национально-смешанной группы предполагается
снижение чувства принадлежности к своей этнической
группе из-за того, что они не могут себя идентифицировать
с
какой-то
конкретной
группой
в
силу
разного
происхождения. В то же время, у группы представителей
большинства
должен
наблюдаться
нормальный
чувства принадлежности к своей этнической группе.
уровень
22
В исследовании приняло участие 63 человека разного
пола от 17 до 47 лет, проживающих на момент исследования
в Российской Федерации. Из них 47 человек от 17 до 47 лет
определили себя как русских, 6 человек от 19 до 22 лет
относят себя к национально-смешанной группе и 10 человек
от 20 до 24 лет указали, что полностью относят себя к
другим национальностям.
Исследование
выполнено
в
определить
феномена
форме
этнического
анкетного
опроса.
самоидентификацию
особенностей
собственной
самосознания
Он
позволяет
через
этнической
осознание
группы
и
субъективной значимости для человека членства в данной
этнической группе. В процессе исследования применялись
труды известных ученых таких, как Г.У. Солдатова, В.Ю.
Хотинец, С.В. Кривых и Е.П. Белинская, которые внесли
огромный вклад в исследованную тему работы.
Анкетный
«Этническая
опрос
составлен
идентичность»
на
О.Л.
основе
методики
Романовой.
В
исследовании приняло участие 63 человека разного пола от
17 до 47 лет, проживающих на момент исследования в
Российской Федерации.
Все утверждения в опросе были поделены на три
категории, в зависимости от предмета исследования, по
которым определяется уровень этнической идентичности:
1.
Чувство
принадлежности
к
своей
этнической
группе
2.
Значимость этнической принадлежности
23
3.
Оценка
взаимоотношений
большинства
и
меньшинства.
В опросе представлено 22 утверждения, с которыми
респонденты должны ознакомиться и ответить «согласен»,
«не согласен» и «затруднюсь ответить». Ниже список всех
представленных утверждений приведен в приложении 1.
Результаты опроса оцениваются при помощи ключа
(табл. 1).
Показатели этнической
идентичности
Чувство принадлежности к
своей этнической группе
Значимость этнической
принадлежности
Номера вопросов
–5, –7, +8, +9, –11, –13, +21
+1, +3, +4, +6, +10, +12, –
14
Оценка взаимоотношений
+2, +15, +16, –17, +18, –19,
большинства и меньшинства
+20
Таблица 1.
Каждый из представленных показателей имеет три
уровня, согласно которым оценивается уровень этнической
идентичности:
1.
Повышенный
2.
Нормальный
3.
Низкий
В данном ключе представлены как прямые, так и
обратные вопросы, поэтому при интерпретации полученных
24
результатов необходимо принимать во внимание, что в
утверждениях
со
знаком
минус,
нужно
присвоить
противоположное значение балла на противоположное.
Согласно методике баллы присваиваются следующим
образом:
ответу
«согласен»
присваивается
значение
3
балла, «не согласен» – 1 балл, «затрудняюсь ответить» – 2
балла. Минимум баллов для каждого показателя составляет
7, максимум – 21.
25
2.2. Результаты исследования
По результатам опросника О. Л. Романовой были
получены следующие результаты: у национально-смешанной
группы, у людей другой национальности и у русских
преобладает показатель «Чувство принадлежности к своей
этнической группе». Вместе с этим можно заметить разницу
в
показателях
«Взаимоотношения
«Значимость
этнического
национальности»
большинства
и
и
меньшинства». Данные представлены на рисунке 1 и в
таблицах 1,2 и 3.
26
Рис. 1. Сравнительный анализ результатов методики
«Шкальный опросник О.Л. Романовой для исследования
этнической идентичности» на трех выборках.
Таблица 1
Распределение показателей параметров этнической
идентичности по шкальному опроснику О.Л. Романовой для
группы, относящих себя к русским
Русские
низки средн высок
Показатели
й
ий
ий
аб
аб
аб
с.
%
с.
%
с.
55,
Чувство принадлежности к своей ЭГ
2
4,4 25 6
26,
Значимость национальности
12 7
Взаимоотношения большинства и
меньшинства
13,
6
3
%
40,
18 0
62,
28 2
11,
5
1
3
6,7
80,
36 0
Таблица 2
Распределение показателей параметров этнической
идентичности по шкальному опроснику О.Л. Романовой для
группы, относящих себя к другим национальностям
Показатели
Другие
национальности
27
низки средн высок
й
ий
ий
аб
аб
аб
с.
Чувство принадлежности к своей ЭГ
Значимость национальности
0
1
Взаимоотношения большинства и
меньшинства
0
% с.
%
с.
0,
45,
0 5
5
9,
72,
1 8
7
0,
81,
0 9
8
%
54,
6
5
18,
2
2
18,
2
2
Таблица 3
Распределение показателей параметров этнической
идентичности по шкальному опроснику О.Л. Романовой для
национально-смешанной группы
Смешанная
национальность
низки средни высок
Показатели
й
й
ий
аб
аб
аб
с.
% с.
%
с.
0,
Чувство принадлежности к своей ЭГ 0
%
71,
0 2
28,6 5
0,
100,
4
Значимость национальности
0
0 7
0
0
0,0
Взаимоотношения большинства и
0
0, 6
85,7 1
14,
28
меньшинства
0
3
Таблица 3.
Анализ полученных данных позволяет сделать вывод о
том, что в группе, участники которой относят себя к
русским,
чувство
принадлежности
к
своей
этнической
группе имеет нормальный уровень – 25 человек (55,6%) и
высокий – 18 человек (40%), в то время как у группы,
причисляющей себя к другим национальностям отмечается
высокий уровень чувства принадлежности – 6 человек (54%),
а у группы, где национальность смешанная показатель
высокий
–
5
человек
(71,4%).
Уровень
значимости
национальности также имеет средний уровень – 28 человек
(62,2%), что на 10,5% меньше, чем во второй группе – 8
человек (72,7%), и на 37,8% меньше, чем в третьей – 7
человек
(100%).
Средний
уровень
этнических
взаимоотношений большинства и меньшинства наблюдается
у 80% опрошенных, что на 1,8% меньше, чем у участников
второй группы – 9 человек (81,8%), и на 5,7% меньше, чем в
3 группе – 6 человек (85,7%).
Таблица 4
Среднее значение баллов по показателям параметров
этнической идентичности по шкальному опроснику О.Л.
Романовой
Группа
Показатели
Чувство
Значимость
Взаимоотноше
принадлежно национально
ния
сти к своей
большинства
сти
29
и
ЭГ
16,76
меньшинства
12,82
13,89
сти
Национально
16,91
14,91
16,09
-смешанные
18,43
15,14
15,29
Русские
Другие
национально
Из рисунка 1 и таблиц 1, 2, 3 и 4 можно заметить
различия между тремя группами в показателях. Показатель
«значимость национальности» у группы, относящих себя к
русским ниже, чем у людей из национально-смешанных
семей.
Показатель
«взаимоотношений
большинства
и
меньшинства» у представителей других национальностей
выше, чем у группы людей, относящих себя к русским. Это
может быть объяснено тем, что из-за того, что люди другой
национальности находятся в среде, отличной от своей, они
чувствуют
себя
в
меньшинстве,
а
значит
вопрос
взаимоотношений большинства и меньшинства стоит для
них более остро. С помощью математического критерия
Краскала-Уоллеса
подтверждаются,
(при
но
р<0,05)
вместе
с
полученные
этим,
из
данные
рис.1
можно
заметить, что и показатель «чувство принадлежности к
своей этнической группе» у трех групп отличается, однако
значимость
различий
выделить не удалось.
по
математическому
критерию
30
Рис. 2. Средний балл каждого из показателей в группе
людей, относящих себя к русским
Рис. 3. Средний балл каждого из показателей в группе
представителей других национальностей
31
Рис. 4. Средний балл каждого из показателей в группе
людей национально-смешанной этничности
На рисунках 2, 3 и 4 представлен средний балл каждого
из показателей у национально-смешанной группы, у людей
другой национальности и у русских. Показаны уровни всех
трех показателей, где зеленый – это низкий уровень,
оранжевый – нормальный и красный – высокий. Несмотря на
то, что у людей национально-смешанной группы показатель
чувства принадлежности к своей этнической группе имеет
выраженный высокий уровень, а у русских и людей другой
национальности
уровень
нормальный,
математический
критерий значимых различий не выявил.
Таким образом, гипотеза о том, что у представителей
других национальностей уровень чувства принадлежности к
своей
этнической
группе
будет
повышенный,
национально-смешанной
группы
подтвердилась,
математический
так
как
–
а
пониженной
у
не
критерий
не
показал значимых различий между ответами у трех групп.
Вместе с этим, при помощи анализа удалось выявить
различие в показателе «взаимоотношения большинства и
меньшинства»
у
русских
и
в
представителей
национальностей,
а
идентичности»
национально-смешанной
у
также
у
показателе
других
«значимость
группы
и
у
группы, относящих себя к русским.
Можно сделать вывод о том, что и русские, и люди
национально-смешанной
других
национальностей
этничности,
имеют
и
представители
повышенное
чувство
32
принадлежности
к
своей
этнической
группе,
что
выражается в интересе к культуре, к истории своего народа,
заинтересованности в развитии своего этноса. Для людей из
национально-смешанной группы наблюдается повышенная
значимость национальности в процессе социализации с
другими людьми. В то время как у русских выявлен более
низкий
уровень
представителей
показателя
значимости
других
нормальный.
национальностей
национальности,
национальностей
У
наблюдается
а
у
уровень
представителей
других
повышенный
уровень
показателя взаимодействия большинства и меньшинства.
Здесь имеет место быть повышенная уверенность у данной
группы в том, что этническое большинство должно обладать
большими
привилегиями
в
своей
стране,
нежели
представители других этнических групп. У русских данный
показатель находится на нормальном уровне, в то время как
для
людей
из
национально-смешанной
группы
данный
показатель чуть более ярко выражен, но формально не
отличается.
33
Заключение
В рамках данного исследования был изучен феномен
этнического самосознания в психологии.
Целью курсовой работы было проанализировать данные
исследования этнической идентичности, выделить её место
в становлении индивидуализации человека и определить
какую роль он играет в поведении.
Для
реализации
следующие
задачи:
цели
исследования
изучили
были
научную,
решены
учебную
и
справочную литературу по данной теме; описать общее
представление
провести
о
феномене
исследование
этнического
самосознания;
влиянии
этнического
о
самосознания на деятельность человека.
В первой главе было рассмотрено понятие этнического
самосознание в психологической литературе, а также были
выявлены основные компоненты, факторы формирования, а
также основные формы проявления.
Под объектом исследования понималось этническое
самосознание в сознании человека.
Под
предметом
выражения
исследования
этнического
понимались
самосознания
и
его
формы
роль
в
поведении человека.
Таким образом, на этапе теоретического исследования
было
дано
определение
этнического
самосознания,
рассмотрено его формирование и формы и приведены
некоторые
обществе.
аспекты
влияния
на
поведение
человека
в
34
Во второй части работы было проведено эмпирическое
исследование
этнического
некоторых
самосознания.
компонентов
В
структуры
исследовании
приняло
участие 63 человека, которые были поделены на три
группы: русские, представители других национальностей и
национально-смешанная группа. По результатам опроса
было выявлено, что есть значимые различия в показателе
«взаимоотношения
большинства
и
меньшинства»
у
представителей других национальностей и у русских, также
различия в показателе «значимость национальности» у
национально-смешанной группы и у группы русских. Вместе
с этим, гипотеза исследования о том, что для людей
национально-смешанного
происхождения
наблюдаться
к
тенденции
принадлежности
к
подтвердилась
математический
и
своей
будут
снижению
этнической
критерий
чувства
группе
не
не
выявил
значимых различий.
Данная работа не претендует на полноту исследования,
однако исследование феномена этнического самосознания в
психологии остается актуальной и требует продолжения
исследования в данном направлении.
35
Список литературы
1.
Арзамасцева
Н.Г.,
Константинова
Этническое
самосознание
личности
показатель
сформированности
его
В.В.
студента
как
этнокультурной
компетентности // Вестник Марийского государственного
университета.
2018.
№4
(32).
URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/etnicheskoe-samosoznanielichnosti-studenta-kak-pokazatel-sformirovannosti-egoetnokulturnoy-kompetentnosti (дата обращения: 30.11.2020).
2.
Ашхамахова А.А., Дадашев Агабаба Айдын Оглы
Соотношение понятий «Этнос» и «Нация» в социальной
философии // Общество: философия, история, культура.
2017. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sootnoshenieponyatiy-etnos-i-natsiya-v-sotsialnoy-filosofii (дата обращения:
23.11.2020).
3.
Белинская
социализация
социальный
Е.П.,
подростка.
институт;
Стефаненко
–
М.:
Т.Г.
Московский
Воронеж:
Этническая
психолого-
Издательство
НПО
«МОДЭК», 2000. – 208 с.
4.
Бондарева Ю.М., Кадацких И.Ю. Психологические
особенности этнического самосознания студентов вуза //
Территория
науки.
2017.
№3.
URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-osobennostietnicheskogo-samosoznaniya-studentov-vuza (дата обращения:
30.11.2020).
5.
Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. – М.: Наука,
1983 – 418 с.
36
6.
Егизарьянц А.А. Валентность и определенность
этнической идентичности как индикаторы отношений в
поликультурном регионе // Вестник МГУКИ. 2009. №3. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/valentnost-i-opredelennostetnicheskoy-identichnosti-kak-indikatory-otnosheniy-vpolikulturnom-regione (дата обращения: 10.12.2020).
7.
Зененко
Н.В.
Этническое
самосознание
и
лингвистический национализм (на материале испанского
языка)
//
Вестник
Московского
государственного
лингвистического университета. Гуманитарные науки. 2018.
№10 (803). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/etnicheskoesamosoznanie-i-lingvisticheskiy-natsionalizm-na-materialeispanskogo-yazyka (дата обращения: 23.11.2020).
8.
Корнилова О.А., Артюков А.П., Василевская Е.А.
Идентичность
личности
в
структуре
самосознания:
этнический аспект // Наука о человеке: гуманитарные
исследования.
2019.
№3
(37).
URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/identichnost-lichnosti-vstrukture-samosoznaniya-etnicheskiy-aspekt (дата обращения:
05.12.2020).
9.
Кочеткова
Т.Н.
Самоотношение
личности
как
система установок, направленных на себя // Вестник СанктПетербургского
Международные
университета.
отношения.
Политология.
2007.
№1.
URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/samootnoshenie-lichnosti-kaksistema-ustanovok-napravlennyh-na-sebya
25.11.2020).
(дата
обращения:
37
10. Кривых
С.В.,
Ясюченя
Е.Л.
Становление
этнического самосознания личности // МНКО. 2010. №1.
URL: https://cyberleninka.ru/article/n/stanovlenie-etnicheskogosamosoznaniya-lichnosti (дата обращения: 13.12.2020).
11.
Крысько В.Г. Этническая психология: учебное
пособие. – М.: Академия, 2008. – 320 с.
12.
Овчинникова
Т.М.
Особенности
этнического
самосознания в подростковом и юношеском возрасте //
Вестник
Омского
государственного
педагогического
университета. Гуманитарные исследования. 2016. №2 (11).
URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-
etnicheskogo-samosoznaniya-v-podrostkovom-i-yunosheskomvozraste (дата обращения: 13.12.2020).
13.
Просекова Е.Н. Феномен самосознания в трудах
отечественных
социология,
и
зарубежных
психология,
ученых
педагогика.
//
2016.
Общество:
№4.
URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/fenomen-samosoznaniya-vtrudah-otechestvennyh-i-zarubezhnyh-uchenyh
(дата
обращения: 25.11.2020).
14.
Старченко
межэтническом
регионе
//
Наука
В.В.
Этнические
взаимодействии
и
в
современность.
стереотипы
в
поликультурном
2016.
№49.
URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/etnicheskie-stereotipy-vmezhetnicheskom-vzaimodeystvii-v-polikulturnom-regione (дата
обращения: 10.12.2020).
15.
Солдатова
Г.У.
Психология
напряженности. – М.: Смысл, 1998. – 389 с.
межэтнической
38
16.
Хотинец В.Ю. Этническое самосознание. – СПб.:
Алетейя, 2000. – 235 с.
17.
Чеснокова
И.И.
Проблемы
психологии. – М.: Наука, 1977. – 144 с.
самосознания
в
39
Приложение 1.
1.
Укажите свою национальность
2.
Я
интересуюсь
историей
и
культурой
своего
народа
3.
Считаю, что в любых межнациональных спорах
человек должен защищать интересы своей нации
4.
Представители
одной
национальности
должны
общаться между собой на своем родном языке
5.
Думаю, что национальная гордость — чувство,
которое нужно воспитывать с детства
6.
Считаю,
ориентироваться
что
при
на
их
общении
личные
с
людьми
качества,
а
нужно
не
на
национальную принадлежность
7.
Меня крайне задевает, если я слышу что-либо
оскорбительное в адрес своего народа
8.
Национальная
принадлежность
—
это
то,
что
всегда будет разъединять людей
9.
Считаю,
что
представители
каждой
национальности должны жить на земле своих предков
10.
В
дружбе,
а
тем
более
в
браке
нужно
ориентироваться на национальность партнера
11.
Я испытываю глубокое чувство личной гордости,
когда слышу что-либо о выдающемся достижении своего
народа
12.
Считаю, что люди имеют право жить на любой
территории
вне
принадлежности
зависимости
от
своей
национальной
40
13.
Думаю,
что
органично
можно
развивать
и
сохранять только свою национальную культуру
14.
Поддерживаю смешанные браки, так как они
связывают между собой различные национальности
15.
Если я встречаюсь с обвинением в адрес своего
народа, то, как правило, не отношу это на свой счет
16.
Считаю,
что
преподавание
в
школе
в
многонациональном государстве должно быть организовано
на языке коренного большинства населения
17.
Считаю,
что
политическая
власть
в
многонациональном государстве должна находиться в руках
коренного большинства населения
18.
Представители коренного большинства населения
не должны иметь никаких преимуществ перед другими
народами, живущими на данной территории
19.
Считаю,
национальности
что
имеют
представители
право
решать
—
коренной
жить
в
их
государстве людям других национальностей или нет
20.
Думаю, что в правительстве многонационального
государства
должны
находиться
представители
всех
национальностей, проживающих на его территории
21.
Думаю,
национальности
что
представители
должны
иметь
коренной
определенные
преимущества, так как они живут на своей территории
22.
Если
бы
я
имел
возможность
выбора
национальности, то предпочел бы ту, которую имею сейчас
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв