Фестивальная кинокритика как инструмент просветительского медиадискурса

Аннотация магистерской диссертации Никифоровой Галины Витальевны «ФЕСТИВАЛЬНАЯ КИНОКРИТИКА КАК ИНСТРУМЕНТ ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОГО МЕДИАДИСКУРСА» Н. рук. – Васильева Виктория Владимировна, канд. филол. наук, доцент Направление подготовки – Журналистика Профиль – Журналистика сферы досуга Ключевые слова: кинофестиваль, кинокритика, фестивальная кинокритика, просвещение, дискурс, просветительский медиадискурс. Фестивальное движение в России и мире развивается, и всё большее количество журналистов необходимо для обслуживания кинофестивалей, следовательно, кинокритика как направление журналисткой деятельности становится всё более актуальной. Обычно со сферами культуры, искусства, образования связывают просветительский медиадискурс – именно в этих областях общественной жизни на передний план выходит просветительская функция журналистики. Для качественной работы в этой области важно понять, что лежит в основе этой профессиональной специализации журналиста, нуждающейся в опредёлённых знаниях и специальной квалификации. Актуальность данной исследовательской работы обусловлена необходимостью изучения механизмов функционирования просветительского медиадискурса, одним из инструментов которого является фестивальная кинокритика. Теоретическую базу исследования составили две условные группы источников. В первую вошли работы исследователей, занимающихся изучением медиадискурса и речевых особенностей языка массмедиа: Н.Д. Арутюновой , Л.Р. Дускаевой , А.А. Кибрик , О.В. Орловой , С.Ю. Полуйковой , С.П. Суворовой и других. Вторую группу источников составляют работы, посвящённые кинофестивалям и кино, среди авторов которых, в частности, киновед К.Э. Разлогов и некоторые другие исследователи, а также сами кинокритики, дискутирующие о кинофестивалях в материалах, опубликованных в специализированных изданиях. В исследовании используются следующие методы: метод теоретического анализа специальной лингвистической и киноведческой литературы, метод определения понятий, методы интенционально-стилистического анализа текста. Объектом исследования является просветительский медиадискурс. В качестве предмета исследования выступает фестивальная кинокритика как один из инструментов его формирования. Цель исследования – выявление специфических речевых особенностей фестивальной кинокритики, направленных на реализацию просветительской функции журналистского текста. Задачи, выполненные в рамках исследования: 1. изучить процесс становления просветительской журналистики в отечественных средствах массовой информации; 2. проанализировать подходы к ключевому понятию нашего исследования «просветительский медиадискурс»; 3. выделить уровни реализации просветительской функции в журналистском тексте; 4. дать краткую характеристику современного кинофестивального движения и фестивального кино; 5. описать жанровую модель освещения кинофестиваля в современных российских СМИ; 6. определить ключевое понятие исследования «фестивальная кинокритика» и её функции; 7. провести интенционально-стилистический анализ текстов фестивальной кинокритики; 8. выявить роль оценки в реализации просветительской задачи в текстах фестивальной кинокритики; 9. сформулировать отличительные особенности речевой репрезентации культурного события в фестивальной кинокритике. Эмпирическим материалом исследования являются публикации о кинофестивалях в российских печатных и электронных СМИ. Основными изданиями, материалы которых анализируются в работе, стали специализированные киноведческие и досуговые издания: «Искусство кино», «Сеанс», «Афиша-Daily» и др., а также тексты о кинофестивалях в общественно-политических изданиях, таких как «Известия», «Российская газета», ВВС, «Медуза», «Новая Газета», «Эхо Москвы» и пр. Выбор эмпирической базы обусловлен темой магистерской диссертации и исследуемой сферой журналистской деятельности. Научная новизна исследования заключается в том, что в нем впервые выделяется текстотип, который определяется «фестивальная кинокритика». В работе определяется это понятие, выявляются отличительные особенности и функции фестивальной кинокритики, и это понятие вводится в круг журналистских жанров, которые используются в средствах массовой информации для освещения кинофестиваля. Положения, выносимые на защиту: 1. Просветительский медиадискурс представляет собой совокупность медиатекстов, направленных на просвещение аудитории в той или иной сфере, при этом просветительская функция – одна из главных функций журналистики, и она может реализовываться на нескольких различных уровнях; 2. Кинофестивали активно развиваются и нуждаются в качественной информационной поддержке средств массовой информации, в первую очередь для просвещения читателей и привлечения внимания к фестивалям, и поэтому жанровая модель освещения крупного фестиваля включает в себя как информационные, так и аналитические жанры; 3. Фестивальная кинокритика – это тип текста, представляющий собой глубокий, всесторонний анализ фестивального кино, в процессе которого критик не только даёт оценку произведению искусства, но и рассматривает его в контексте кинофестиваля и современной общественно-исторической ситуации; 4. Просветительская функция в фестивальной кинокритике реализуется сложной системы интенциональности, включающей в себя все три типа авторских интенций, выражения эстетических оценок посредством коммуникативных действий объяснения оценки и подтверждения оценки и формирования событийности. Структура работы обусловлена логикой решения исследовательских задач: магистерская диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения и списка литературы. Список литературы включает 55 источников. Общий объём магистерской диссертации составляет 112 страниц.

Массовая коммуникация. Журналистика. Средства массовой информации
Дипломы

Вуз: Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ)

ID: 5a6f88307966e12684eea277
UUID: 739657de-7f49-4fd4-ab4b-5cb4008a8c90
Язык: Русский
Опубликовано: около 6 лет назад
Просмотры: 77

Никифорова Галина Витальевна

Источник: Санкт-Петербургский государственный университет


0

Комментировать 0

Рецензировать 0

Скачать - 1,2 МБ


Поделиться работой
Current View

Рецензии:

  Авторизуйтесь, чтобы добавить рецензию

- у работы пока нет рецензий -

Для лиц старше 18 лет