Функционирование дискурсива "и" в письменной научной речи (на материале текстов по физике и лингвистике XVIII-XXI вв.)

Дискурсивы относятся к единицам «второго плана», которые организуют дискурс. В русистике такие единицы начали изучать еще со времен Ломоносова в качестве служебных частей речи. Сейчас под дискурсивами подразумеваются далеко не только служебные части речи, но и целые речевые конструкции. Лингвисты с интересом подходят к их изучению, ведь дискурсивы с трудом поддаются описанию и анализу из-за того, что имеют неоднозначные значения и функции. На этом фоне возникает ряд вопросов к единицам «второго плана». Просуществовав в языке так долго, отразили ли дискурсивы на себе какие-нибудь языковые изменения, претерпели ли какие-либо изменения их функции и значения? Может ли один дискурсив отразить основные закономерности научного функционального стиля и специфику видов науки? Нам кажется интересным обратиться к этим вопросам на материале одного из самых частотных дискурсивов в любом русском тексте – дискурсива «и». Целью работы является изучение особенностей употребления дискурсива «и» в научных текстах по лингвистике и физике XVIII–XXI веков. Актуальность проведенного исследования определяется несколькими факторами: 1) необходимостью изучения языковых единиц, использованных в пределах вспомогательной системы дискурса, в диахроническом аспекте; 2) недостаточной изученностью роли в научном тексте дискурсива «и». Объектом исследования является слово «и» в научных текстах XVIII–XXI веков. Предметом исследования являются функции и семантика дискурсива «и» в диахроническом аспекте. Материал исследования – минимальные контексты с употреблением дискурсива «и» в восьми научных текстах: четырех по лингвистике и четырех по физике. Объем материала по каждой из выборок составил 5000 словоупотреблений (по 1000 словоупотреблений из разных пяти частей текстов), общий объем материала равен 40 000 словоупотреблений. В ходе обработки материала были использованы две компьютерные программы: «ABBYY FineReader 11» и «AntConc». Основу методологии работы составляют описательный метод, сопоставительно-количественный метод, дискурсивно-стилистический метод и метод функционально-семантического анализа. На наш взгляд, представленная работа характеризуется некоторой новизной, поскольку:  предложена подробная интерпретация употребления слова «и» в качестве дискурсива;  определена специфика использования дискурсива «и» относительно такого дискурсивного фактора, как вид науки;  впервые рассмотрено употребление дискурсива «и» в диахроническом аспекте. В ходе исследования мы обобщили данные о дискурсиве «и» в научном тексте, уточнили место слова «и» в классификации дискурсивов Е.Ю. Викторовой и описали особенности употребления дискурсивных комплексов с участием единицы «и» в нашем материале. Рассмотрев специфику употребления этой единицы в минимальных контекстах, мы пришли к выводу, что она имеет некоторые особенности употребления в научном тексте. Особенно интересным случаем оказалась способность дискурсива «и» вступать в тесную связь с другими дискурсивами, стоящими рядом, создавая дискурсивный комплекс. При рассмотрении общих тенденций употребления единицы «и» в текстах по лингвистике и физике было выделено явное отличие лингвистического вида науки. На основании сопоставительно-количественного анализа мы определили общие закономерности употребления дискурсивов для научного текста в целом, частные закономерности для текстов по физике и текстов по лингвистике, а также общую картину употребления дискурсива в диахроническом аспекте. На фоне общей статичной картины употребления, что объясняется «несклонностью» научного стиля к радикальным изменениям правил и его устойчивостью, нами все же выделяется единая динамическая тенденция, разграничивающая тексты по физике и лингвистике: употребление дискурсивов-регулятивов в текстах по лингвистике значительно увеличивается. В связи с развитием языка и научного текста эти единицы оказываются более востребованными специалистами, обладающими культурой письменной научной речи на высоком уровне. Функционально-семантический анализ подтверждает этот факт, показывая, что у лингвистов вместе с количеством повышается и разнообразие употребляемых дискурсивов-регулятивов. Это наглядно иллюстрирует стремление научного лингвистического текста к экономии речевых усилий. Помимо этого, на примере конкретных единиц функционально-семантический анализ показывает изменения системы русского языка: многие сочетания, в которых участвует единица «и», меняют свое графическое написание и лексический состав, а некоторые совсем выходят из употребления. Функции и семантика дискурсивных комплексов с участием единицы «и» усложняется, а дискурсив «и» перенимает от других единиц с более выраженной семантикой новые смысловые оттенки, которые теряются, если убрать «и» из предложения. Таким образом, даже анализ такой «микроскопической» единицы, как «и», позволяет нам заметить не только изменения системы русского языка в диахроническом аспекте, но и изменения, произошедшие в научном письменном тексте и его отдельных видов за четыре века.

Языкознание
Дипломы

Вуз: Пермский государственный национальный исследовательский университет (ПГНИУ)

ID: 60dcaa25e4dde5000191f5c0
UUID: c05aacb0-bbf6-0139-382f-0242ac180005
Язык: Русский
Опубликовано: почти 3 года назад
Просмотры: 11

14.22

Екатерина Шлыкова

Пермский государственный национальный исследовательский университет (ПГНИУ)


0

Комментировать 0

Рецензировать 1

Скачать - 1,7 МБ


Поделиться работой
Current View

Рецензии:

  Авторизуйтесь, чтобы добавить рецензию

Рецензия от Екатерина Шлыкова
Отзыв научного руководителя.

почти 3 года назад
Для лиц старше 18 лет