МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
имени М.В.ЛОМОНОСОВА
Факультет глобальных процессов
Зайцев Владислав Валерьевич
«ГЛОБАЛЬНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ В.И. ВЕРНАДСКОГО»
Курсовая работа
Научный руководитель:
Доктор политических наук,
Профессор
И.В.
Ильин
2
Москва
Оглавление
Введение................................................................................................................3
Глава 1. Теоретические аспекты биосферы.......................................................6
Глава 2. Источники глобального мировоззрения в досократической
философии Древней Греции................................................................................8
Глава 3. Теоретические аспекты ноосферы.....................................................16
Глава 3. Истоки учения о ноосфере..................................................................21
Заключение.........................................................................................................25
Библиография.....................................................................................................26
3
Введение.
Философские воззрения В.И Вернадского оказали огромное влияние на
современный, стремительно развивающийся мир. Ученый во многом
предвосхитил развитие человеческой мысли, направленной на осмысление
глобальных процессов и порождаемых ими проблем.
В наши дни учение Вернадского является объектом пристального
внимания со стороны, как философов, так и политиков. Хотелось бы
заметить, что изучением занимаются не только отечественные мыслители, но
и иностранные исследователи. Неслучайно авторы термина «вернадскианская
революция» Жак Гриневальд и Николас Полунин
вопрос,
не
следует
ли
нам
как
можно
писали: «Возникает
серьезнее
задуматься
о
«вернадскианской революции» как термине, охватывающем всю широту его
концепций, а она может эффективно привести к прогрессу в образовании,
касающемся окружающей среды, а в конечном итоге к улучшению жизни
людей… Наша Земля – подвижная, динамичная и «живая». Мы должны
понять глобальную окружающую среду как единое целое – с тем, чтобы
повысить нашу способность обнаруживать всякое предупреждение о любых
важных изменениях и реагировать на них. Это – новый объект для
применения усилий мирового научного сообщества».1
Но, несмотря на огромное количество работ, посвященных В. И.
Вернадскому, его богатое творческое наследие представляло и еще долго
будет представлять интерес, как для теоретиков, так и для практиков,
занимающихся вопросами глобалистики, экологии, геологии (список может
быть дополнен еще многими другими науками, которые были объектом
изучения В. И. Вернадского, благодаря его междисциплинарному подходу к
знанию).
Поэтому актуальность обращения к данной теме не вызывает
вопросов.
1 Полунин Ж., Гриневальд Ж. Биосфера и Вернадский.// В. И. Вернадский: pro et contra. — СПб.:
РХГУ, 2000, с. 548-551/ с. 550.
4
Цель представляемого исследования — показать, что появление теории
о био- и ноосфере является закономерным событием, подготовленным до
этого, как научной мыслью, так и общественным сознанием.
Основные поставленные в работе задачи:
1) Рассмотреть теоретические аспекты учения о биосфере
2) Проследить источники глобального мировоззрения в досократической
философии Древней Греции
3) Изучить теорию ноосферы В.И. Вернадского
4) Показать, как и кем было подготовлено учение о ноосфере до В.И.
Вернадского
Предмет моего исследования — учение В.И. Вернадского био- и
ноосфере
Объект исследования — источники планетарного мировоззрения
В.И.Вернадского
В процессе работы я использовал следующие методы исследования:
1) Анализ докуметов
2) Сравнение
3) Системный подход
4) Исторический метод
Учение о Ноосфере В.И.Вернадского занимает особое место в его
творчестве. За два года до смерти в 1942 году он пишет: «…Живу в мире
перемен. Начало ноосферы. Это доступно. Какой переворот пережит».2
Гений Вернадского состоит в том, что он чувствовал смену эпох, предвидел
время, в котором важнейшую роль будет играть информация. Как же, если не
2 Вернадский В.И. «Самое сложное – мозг государственного человека». Из неопубликованных
дневников 1942 г. // Родина. 2000. №12. С. 15.
5
ноосфера, по-другому назвать мир, в котором мы сейчас живем, где новости с
другого конца мира передаются в считанные секунды, в том мире, где разум
отдельного человека есть частица вселенского, общего разума.
Но прежде, чем прийти к этой идее, В.И.Вернадский размышлял о
человеке, о его месте и связи с другими живыми веществами на планете
Земля. Так у него рождалась идея о биосфере.
6
Глава 1. Теоретические аспекты биосферы.
Одним из основных вопросов философского раздела гносеологии,
науке
о
познании,
является
размышление
о
том,
что
доступно
непосредственному наблюдению. Зачастую мы не можем смотреть вглубь
предмета, мы видим лишь только его границы. Так, можно наблюдать, как
солнце заходит за линию горизонта, очерчивая уходящими лучами границу
океана и моря. Или же, к примеру, морские обитатели могли бы догадаться о
существовании той среды, в которой они живут, только будучи выловлены и
вытянуты на воздух.
До написания теории
о биосфере, человек не смотрел на себя со
стороны, не ощущал себя частью совокупности живой системы, заселяющей
оболочку Земли. Его наблюдению не была доступна глубина, он не
задумывался о своей взаимосвязанности со всем сущим.
Впервые термин «биосфера» в 19 веке ввели французский биолог Ж. Б.
Ламарк и австрийский геолог Э. Зюсс и охарактеризовали ее как область
земной коры, охваченную жизнью.3 Наравне с этим понятием были даны
определения водной оболочки — гидросферы и твердой — литосферы.
Интересно, что именно М. В. Ломоносов (о котором пойдет речь далее) в
1765 году ввел термин «атмосфера» после открытия атмосферы Венеры.
Широкое распространение понятие «биосфера» получило только в
начале 20 века в работах В.И Вернадского. По нему биосфера (от греч. bios —
жизнь и sphaire — шар) — это одна из оболочек Земли, состав и энергетика
которой
в
существенных
своих
чертах
определенны
прошлой
или
современной деятельностью живого вещества. 4 Теория биосферы формирует
парадигму о взаимодействии человека и природы: человек как живой
организм является частью биосферы, и если он ее разрушит, то подорвет
3 Вернадский В. И. Несколько слов о ноосфере // Успехи современной биологии. — 1944 г., № 18,
стр. 113—120.
4 Глобалистика: Энциклопедия / Гл. ред. И.И.Мазур, А.Н. Чумаков; Центр научных и
прикладных программ «ДИАЛОГ». – М.: ОАО Издательство «Радуга», 2003.- С.78
7
условия своего существования. Представляя собой единое целое с
окружающим миром, он ответственен за свои поступки, как перед лицом его
искомого начала — природы, так и перед лицом будущих поколений. Сейчас
тяжело найти на планете участок суши или моря, где нельзя было бы
заметить антропогенного
воздействия: разрушение озонового слоя,
радиоактивные осадки после ядерных испытаний и др. Поэтому человек
должен пересмотреть основные принципы природопользования и охраны
окружающей среды.
Изучение биосферы, осмысление роли человека в ее взаимодействии с
природой является предметом биософии, философской системе знаний о
жизни, основанной на многоуровневых объектах биоса, являющихся
носителями жизни. Биософия считает, что человек, как существо, способное
созидать «вторую природу», должен являться гарантом биосферы. Ему
необходимо пробуждать в себе любовь к биосу и развивать в себе инстинкт
самосохранения для осознания единства с природой. Ведь в случае
вмешательства человека в отрегулированные временем биологические и
геологические процессы, появляются проблемы глобального масштаба,
наносящие сокрушительный, зачастую невосстановимый урон биосфере
Земли.
Источники такого глобального мировоззрения существовали задолго до
появления теории о биосфере Вернадского. Их начало можно проследить еще
с эпохи Античности.
Глава 2. Источники глобального мировоззрения в досократической
философии Древней Греции.
В значении единства всего сущего, теория Вернадского близка к идеям
древнегреческих мыслителей: не только Платона и Аристотеля, но даже и
8
философов досократического периода. Несмотря на то, что их учения были
во многом наивны, некоторые положения о всеединстве и ответственности
каждого элемента системы, были верны.
Отличительной особенностью древнегреческой философии является их
представление космоса, как единого прекрасного и законосообразного
целого.
Во времена античности люди впервые стали задавать себе вопросы о
том, как устроен мир, есть ли определенный порядок устройства вещей,
существует ли взаимозависимость между человеком, природой, космосом.
Аристотель писал про древних философов: «Из тех, кто первым занялся
философией, большинство считало началом всех вещей одни лишь начала
материи: то, из чего состоят все вещи, из чего первого они возникают и во что
в конечном счете уходят, причем основное пребывает, а по свойствам своим
меняется, это они и считают элементом и началом вещей. И поэтому они
полагают, что ничто не возникает и не погибает, так как подобная основная
природа всегда сохраняется...»5.
Одним из таких родоначальников был философ Милетской школы
Фалес. Он принимал воду как начало всего: земля существует, потому что
плавает на воде, а Солнце и другие небесные тела питаются испарениями
воды. Насколько бы нам не казался наивным взгляд Фалеса на устройство
мира, во многом он был прав: вода – это источник жизни на нашей планете,
без нее не возможно представить существование. Неслучайно сейчас во
многих засушливых регионах обостряется проблема нехватки пресной воды.
Другим мыслителем, рассматривавшем мироустройство, был другой
представитель Милетской школы – Анаксимен. Субстанциональное начало
для него – это воздух и его видоизменения: ветер, облака, вода, огонь, земля,
эфир.
5 Аристотель. Метафизика. М.; Л.; 1934. Книга 1, глава 3.
9
Анаксимен выделяет понятие «чистого воздуха» (эфира), который
являются составляющим космогонического процесса. По Анаксимену
космогонический процесс разделяется на две фазы: космогонию, когда все
возникает из воздуха, и из обратного процесса, когда все снова возвращается
в искомое состояние, то есть в воздух.
Я считаю его взгляд наиболее точным, ведь наша планета есть такое
порождение Космоса, как и жизнь организмов является последствием
движения и развития воды как субстанции. Соответственно, наша планета –
это единая взаимосвязанная динамичная глобальная система, которая
представляет собой точку в пространстве и отрезок во времени. Она придет к
превращению в новое качественное состояние либо к возвращению в
искомую субстанцию. (По Анаксимену – это «чистый воздух», эфир.)
В отличии от Фалеса и Анаксимена, Гераклит видел начало всего
сущего в огне. По его мнению, в космосе происходит постоянное
превращение стихий друг в друга. «Смерть земли – рождение воды, смерть
воды – рождение воздуха, а воздуха – огня: и обратно» 6. Можно рассмотреть
это, как циклические процессы в природе, где нарушение работы одного из
составляющих может повести к отрицательным последствиям работы всей
системы.
Гераклит считал, что количество огня в космосе все время убывает, то
есть рано или поздно огонь погаснет. После этого останется только земля,
которая скоро воспламенится, и все сущее превратится в огонь. Мировой
пожар у мыслителя не только физическое, но и нравственное событие. Пожар
будет мировым судом.
Следовательно,
Гераклита
можно
назвать
первым
мыслителем,
заговорившем о возможном конце света. И в идее угасания огня он был прав:
6 Ф.К. Кессиди. Гераклит. Л.; 2004. Изд. Алетейя 3-е, испр. и доп.
10
науке сейчас известно, что Солнце (огонь) не вечно, и оно потухнет через
несколько миллиардов лет.
Философия Эмпедокла интересна тем, что она представляет некий
синтез учений мыслителей того времени. Он выделяет четыре первоосновы,
которые называет «четырьмя корнями вселенной». «Скажем о первых и
равных по древности мира основах, в коих возникло все то, что нынче мы
зрим во Вселенной»7. По Эмпедоклу, они являются вечными и не
переходящими друг в друга независимыми началами сущего. Все вещи
складываются из этих стихий, также как и дом сложен из кирпичей и камней,
которые в соединении дают нечто целостное.
Каждый предмет создан в неповторимой манере: «Кость, например,
составлена из двух частей воды, двух частей земли и четырех частей огня».
В наши дни, когда границы нашего сознания размеров Космоса
разрываются светом все более дальних звезд, вода, воздух и огонь (тепло)
являются теми субстанциями, которые связывают нашу планету с другими.
Наличие воды, атмосферы (то есть воздуха), температуры, пригодной для
жизни (огня), являются факторами наличия возможной жизни на других
планетах.
Отличительной от остальных была философия Анаксимандра. Он узрел
начало
в
неком
бессмертном,
неуничтожимом
апейроне,
основным
состоянием которого является вечная активность и движение.
Находясь в движении, апейрон выделяет из себя противоположности:
влажное и сухое, холодное и теплое. Сочетание этих составляющих рождает
стихии (воздух – влажное и горячее, земля – сухое и холодное). Движение
стихий, в свою очередь, производят на свет мировой океан, сушу, небесные
светила и, что более значимо, человека. Анаксимандр одним из первых
заговорил о процессе эволюции, отрицая божественное начало.
7 Лукреций Карр. О природе вещей. М., 1947. Т. II
11
В статье Хайдеггера «Изречение Анаксимандра» рассматриваются две
разных трактовки высказывания древнегреческого философа. Фридрих
Ницше дает такой перевод: «Откуда вещи берут свое происхождение, туда же
должны они сойти по необходимости; ибо должны они платить пени и быть
осуждены за свою несправедливость сообразно порядку времени». Герман
Дильс же трактует по-другому: «Из чего же вещи берут происхождение, туда
и гибель их идет по необходимости; ибо они платят друг другу взыскание и
пени за свое бесчинство после установленного срока».8
Различие высказываний состоит в использовании словосочетания «друг
другу». Отношение выражено в этических нормах: «за несправедливость» (у
Ницше), «за бесчинство» (у Дильса).
Судя по переводу Ницше, каждое рождение есть преступление перед
исходной субстанцией. Вина состоит в том, что вещь покидает единую
первооснову. В результате чего, все превратится в исходной апейрон. Можно
провести параллель с окружающим современным миром: чем дальше человек
уходит от первоначальной природы, нанося ей вред, тем ближе он ведет себя
к неотвратимой гибели, воссоединению с началом. Здесь уместно упомянуть
олдувайскую теорию, впервые рассмотренную Ричардом Дунканом в 1989
году. Основное ее положение состоит в том, что после того, как закончатся
энергетические ресурсы, человечество будет деградировать и в конце концов
вернется в пещеры, в то место, откуда он вышел, и сольется с искомым
началом – природой.
8 Хайдеггер М. Изречение Анаксимандра. // Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге. М.,
1991. С.28-68.
12
Рис. 1
Олдувайская теория индустриальной цивилизации
(http://worldcrisis.ru/crisis/1150944)
Исходя из высказывания Дильса, можно предположить, что вещи,
возникающие из апейрона виновны не перед ним, а друг перед другом за
нарушение чувства меры. Как видно, такая трактовка тоже подходит под
определение причины многих современных глобальных проблем. Человек не
знает меры в своем отношении как к окружающей природе, порождая
экологические проблемы, так и к социуму, следствием чего являются
многочисленные военные конфликты.
Из единого начала атомов (бытие) и пустоты (небытие) пытались
объяснить многообразие мира философы-атомисты Демокрит и Левкипп.
По Демокриту: «Атом – это неделимая, совершенно плотная,
непроницаемая, не содержащая в себе никакой пустоты, вследствие своей
малой величины не воспринимаемая чувствами, самостоятельная частица
13
вещества»9. Различное соединение атомов, различимое по характеристикам
внешней формы, порядка и положения, представляет собой определенный
предмет.
Одним из важнейших свойств атома и всего мира мыслители выделяли
движение. Атомисты ввели категорию пустоты, потому что считали что
движение без нее не возможно. В процессе складывания и сцепления атомов
в пустоте рождаются вещи. Изменение вещей происходит в процессе
изменения их положения и порядка.
Таким образом, человек представляет собой единое целое с природой,
организм, включенный в общую живую систему. Здесь необходимо
упомянуть, что учения древнегреческих философов перекликаются с идеей
биосферы В.И. Вернадского. «Живое вещество биосферы есть совокупность
живых организмов, в ней живущих»10. То есть, учение о биосфере
Вернадского вступает во временной диалог с философией атомистов.
Главное, что получилось у атомистов – это построить образ мира, в
котором есть возникновение и уничтожение, движении и разнообразие вещей
при их едином происхождении. Все многообразие мира есть одно целое,
устроенное общим законом – логосом.
Одним из первых, кто заговорил о взаимосвязи человека с окружающим
миром через определенный закон, был Гераклит. В его учении встречается
категория логоса.
По Гераклиту: «Логос – это разумная необходимость, познаваемый
закон, управляющий миром»11.
9 Чанышев А.Н. История философии Древнего мира: Учебник для вузов. - М.: Академический
Проект: 2005. С. 203
10 Вернадский В.И. Размышления натуралиста. Научная мысль как планетное явление. М., 1977.
С. 14.
11 Ф.К. Кессиди. Гераклит. Л.; 2004. Изд. Алетейя 3-е, испр. и доп.
14
Он имеет вещественное начало и связан с огнем, поэтому душа, одно из
превращений огня, питается мировым логосом, разлитым в окружающей
среде и самообогащает субъективный логос.
Гераклит подчеркивал равносильность людей в познавательных
способностях, потому что логос присущ всем. Однако из-за морального
несовершенства многим не дано постичь единый закон. Поэтому Гераклит
призывал не услаждать тело, а стремиться к постижению истины, логоса.
«Самые достойные люди всему предпочитают одно: вечную славу смертным
вещам».12
Хотелось бы подчеркнуть, что проблема является актуальной и в наши
дни. В наши дни люди слишком много внимания уделяют материальным
ценностям, часто забывая про духовные основы.
В основе учения Демокрита лежит идея уподобления микрокосма
(человека, животного) макрокосму и наоборот. Человек представляет собой
малый мир, который устроен с окружающей средой действительностью с
помощью логоса.
Аристотель в произведении «О душе» пишет: «Демокрит говорит, что
от дыхания получается, для тех, кто дышит, некий [результат] – именно, что
оно препятствует выдавливанию наружу души... Он говорит, что душа и
теплота – это одно и то же – первотела из числа имеющих шарообразную
форму. Когда же они выделяются наружу, так как окружающая [среда]
выдавливает их из тела, то приходит на помощь (как утверждает философ)
вдох. Ведь в воздухе есть очень большое число таких [атомов], которые он
называет разумом и душой: когда [человек] дышит и когда [в него] входит
воздух, эти [атомы], войдя вместе с ним и препятствуя сжиманию, мешают
душе, находящейся в живых существах, выходить наружу». И продолжает:
«Дыхание и выдыхание содержит в себе жизнь и смерть. Ибо смерть – это
12 Ф.К. Кессиди. Гераклит. Л.; 2004. Изд. Алетейя 3-е, испр. и доп.
15
выход такого рода атомов из тела в силу выдавливания их окружающей
средой». 13
Иными словами, души постоянно обмениваются своими атомами с
окружающим миром. Выдох означает, что душа стремиться покинуть тело, а
с каждым вздохом она возвращается, но уже воссоединенная с атомами
воздуха.
Трактовка Аристотеля наиболее близка к эзотерическому, мистическому
представлению о ноосфере, которое появилось в начале 20 века. В нем
ноосфера рассматривается, как поле вокруг планеты, вокруг которого летают
мысли всех людей. Эту точку зрения отстаивали Даниил Андреев, автор
философского романа «Роза Мира», в котором говорил о Государстве Духа,
создании интеррелигии и интеркультуры, и Николай Рерих, мыслитель,
общественный деятель, создатель пакта Рериха, одного из первого в истории
международного договора о защите культурного наследия.
13 Аристотель. Сочинения. В 4 т. (Серия «Философское наследие»). М.: Мысль, 1975—1983. Т. I
16
Глава 3. Теоретические аспекты ноосферы.
Также как и «биосфера», термин «ноосфера» не был введен В.И.
Вернадским. Его авторы: Эдуард Леруа и его друг Пьер Тейяр де Шарден.
Французские философы познакомились с русским ученым, когда он по
приглашению читал в Сорбонне лекции об экологических оболочках земного
шара. Возможно, именно тогда у Леруа родилась идея, которую потом
замечательно будет развивать Вернадский — теория о переходе биосферы в
новую фазу — ноосферу.
Эдуард Леруа писал: «Начиная с человека , эволюция осуществляется
новыми , чисто психическими средствами : через промышленность ,
общество , язык , интеллект и т . д .. , и таким образом биосфера переходит в
ноосферу».
14
В.И. Вернадский принял идею француза и со скромностью
написал ему, что Леруа развил идею биосферы.
В свою очередь Пьер де Шарден размышлял о духовной эволюции
Вселенной, итогом которой являлась духовная деятельность человека, а в
перспективе — преображение Вселенной и соединение с Творцом. Как
появление человека на Земле есть последственный этап в развитии планеты,
так и переход к ноосфере — закономерный процесс, намеченный с
возникновения Земли. Он писал: «Человек — не статический центр мира, как
он долго полагал, а ось и вершина эволюции, что много прекраснее».15
Наряду с термином “ноосфера” для обозначения всей совокупности
процессов, связанных с разумной деятельностью человека на планете,
предлагались
также
термины
«Интеллектосфера»
(А.
Гумбольдт),
,
«Пневматосфера» (П. В. Флоренский), «Семиосфера» (Ю. М. Лотман). Но
14 Le Roy, E. L'exigence idealiste et le fait l'evolution. - Paris,1927. - P. 195-196
15 Тейяр де Шарден, П. Феномен человека. - М.: Наука, 1987. - С.40
17
именно термин «ноосфера» закрепился в науке, как самый содержательный и
перспективный.
Существует несколько трактовок определения ноосферы. Разные
авторы по-разному отвечают на вопрос: является ли ноосфера объективным
явлением или же абстрактное образование?
Одно из них гласит, что ноосфера появилась совместно с человеком и,
как биосфера, является предметом изучения в первую очередь естественных
наук. Эту точку зрения отстаивал Л.Н. Гумилев.
Свое видение ноосферы ученый раскрывает в труде «Этногенез и
биосфера Земли». К продуктам ноосферы Гумилев относит науку, искусству,
культуру, как «кристаллизацию деятельности разума». Он подчеркивает ее
изначальное отличие от природы и задается вопросом о роли и значении
ноосферы. «Античность подарила нам развалины городов, а Средневековье –
руины замков. И вряд ли в наше время найдется человек, который предпочел
бы видеть на месте лесов и степей груды отходов и бетонированные
площадки».16 Как мы видим из этого высказывания, Гумилев отождествляет
ноосферу с культурой человека и говорит об отхождении от первоначальной
природы. Биосфера обязательно должна сохраняться для нормального
существования и устойчивого развития человека. «Не биосфера на нашей
планете должна превращаться в ноосферу, а социосфера, причем в
глобальном масштабе»17. Конечно же, мы не можем отделить человека от
биосферы, потому что она жизненно ему необходима. Мы должны
рассматривать развитие социосферы в русле биосферы, только в этом случае
возможен переход к устойчивому развитию.
Но наиболее точное определение дается в словаре глобалистики,
составленным под редакцией И.И. Мазура и А.Н. Чумакова.18 Ноосфера (от
16 Гумилёв Л. Н. Этногенез и биосфера Земли. СПб.: Кристалл, 2001.
17 Урсул А.Д. Перспективы экоразвития. М., 1990. С. 12-48, 251-258.
18 Глобалистика: Энциклопедия / Гл. ред. И.И.Мазур, А.Н. Чумаков; Центр научных и
прикладных программ «ДИАЛОГ». – М.: ОАО Издательство «Радуга», 2003.- С.702
18
греч. νόος — «разум» и σφαῖρα — «шар») - это гипотетическое будущее
состояние общества и его взаимодействия с природой, в котором
приоритетное место будет занимать коллективный общечеловеческий разум,
направляющий социоприродную эволюцию.
Хотелось бы подчеркнуть, что эти идеи из теории начинают переходить
в практику, из книг и докладов в политическую сферу общества. «Концепция
перехода Российской Федерации к устойчивому развитию», которая была
утверждена Указом Президента РФ от 1996 года, гласит: «Движение
человечества к устойчивому развитию в конечном счете приведет к
формированию предсказанной В. И. Вернадским сферы разума (ноосферы),
когда мерилом национального и индивидуального богатства станут духовные
ценности и знания Человека, живущего в гармонии с окружающей средой».19
Однако для осуществления этой концепции, опирающейся на идеи
ноосферы обязательно наличие условий, которые исследователь Ф.Т. Яшина
выделила в трудах Вернадского:20
1. Заселение человеком всей планеты.
2. Резкое преобразование средств связи и обмена между странами.
3. Усиление связей, в том числе политических, между всеми странами Земли.
4. Начало преобладания геологической роли человека над другими
геологическими процессами, протекающими в биосфере.
5. Расширение границ биосферы и выход в космос.
6. Открытие новых источников энергии.
7. Равенство людей всех рас и религий.
19 Указ Президента Российской Федерации от 1 апреля 1996 года № 440 «О концепции перехода
Российской Федерации к устойчивому развитию»
20 Яншина, Ф.Т. Эволюция взглядов В.И. Вернадского на биосферу и развитие учения о
ноосфере. - М.: Наука, 1996. - С. 73-75
19
8. Увеличение роли народных масс в решении вопросов внешней и
внутренней политики.
9. Свобода научной мысли и научного искания от давления религиозных,
философских и политических построений и создание в государственном
строе условий, благоприятных для свободной научной мысли.
10. Продуманная система народного образования и подъём благосостояния
трудящихся. Создание реальной возможности не допустить недоедания и
голода, нищеты и чрезвычайно ослабить болезни.
11. Разумное преобразование первичной природы Земли с целью сделать её
способной удовлетворить все материальные, эстетические и духовные
потребности численно возрастающего населения.
12. Исключение войн из жизни общества.
Половина условий, связанная
с техническим и географическим
освоением человеком планеты выполнена: на Земле не осталось места,
недоступного человеку; появление средств связи — интернет, телевидение,
радио;
образование
межгосударственных
организаций,
регулирующих
отношения государств (ООН, ВТО); продолжается добыча ресурсов из недр
земли, создаются искусственные водоемы; широко осваивается космос;
используются новые виды энергии (атомная, солнечная, водородная).
С другой стороны, условия, связанные с осознанием человека его
губительного воздействия на окружающую среду и пониманием своего места
во Вселенной, еще не выполнены. Люди должны учиться управлять своими
животными инстинктами, трудясь на благо своих потомков.
Именно в этом разрыве, между техническим и нравственным развитием
человека, и состоит главный трагизм ситуации. Р. А. Кутырев это определили
термином «ноофобия» - страхом перед достижениями науки и неверием в
способность человека найти разумный выход из кризиса. 21 Это сводится к
21 Кутырев, В.А. Разум против человека. - Нижний Новогород, 1999.
20
борьбе этического начала и к природному стремлению человека к
самосовершенствованию, развитию. «Разрыв между разумом и интеллектом
— главное препятствие на пути формирования ноосферы». 22
Разум
выступает как этическое начало, способность творить добро, а интеллект —
способность решать задачи, независимо от их моральности.
«Вполне понятно, что идеальное не может существовать без
материального, и ноосфера – это материально-идеальное образование, но
главенствующим активным фактором выступает разум».23 Говоря о ноосфере,
мы связываем ее именно с тем периодом развития материи, когда на
главенствующую роль выходит идеальное, разум. Но для существования
последнего необходимо новое понимание интеллекта: от отдельного к
коллективно-целостному, который
будет
обслуживать интересы всего
человечества. Но, главное, повторюсь, это создание «нравственного,
гуманного разума всего объединенного человечества».24
22 Режабек Б.Г. Век Глобализации // Учение В.И. Вернадского о Ноосфере и поиск пути выхода из
глобального кризиса. - М.:Учитель, 2008. – С.159 - 168
23 Ильин И. В., Урсул А.Д. Вестник Московского университета // В.И. Вернадский –
основоположник глобальных исследований. – М.: Издательство Московского университета, 2013. –
С. 3 - 27
24 Урсул А.Д. Перспективы экоразвития. М., 1990. С. 12-48, 251-258.
21
Глава 3. Истоки учения о ноосфере.
Но что же являлось источником глобального мировоззрения В.И.
Вернадского? Почему именно он развивал идею ноосферы?
Поле планетарного мировоззрения было подготовлено российской
культурой и наукой за несколько веков до теории Вернадского. Одним из
основоположников был великий ученый – М.В. Ломоносов.25
Широкий кругозор и синтетичность научных исследований определили
область междисциплинарного мировоззрения двух ученых. Еще один фактор
связывает этих мыслителей: начиная с геологической науки, они приходят к
идеи, что Земля – это единое целое, которое формируется под воздействием
взаимосвязанных между собой внешних и внутренних факторов. Неслучайно
в 1900 году Вернадский публикует брошюру «О значении трудов
М.В.Ломоносова в минералогии и геологии».26
Ломоносов говорил, что из нескольких всегда складывается общая
система, содержащая не противоречащие друг другу заключения – Система
Всего, Главный интеграл мироздания или Конгруит Универса. «Congruit
Universum» (Все согласуется).27
Хотелось бы также отметить, что Ломоносов являлся родоначальником
современных
быстроразвивающихся
научных
направлений:
палеоглобалистика, эволюционная глобалистика и космоглобалистика. Он
одним из первых отметил значение внутренних сил в образовании рельефа
Земли, но с другой стороны, в своих трудах выходил далеко за границы
Земли:
25 Абылгазиев И.И., Габдуллин Р.Р., Ильин И.В. и др. Глобальные социоприродные процессы и
системы. М., 2011
26 Вернадский В.И. О значении трудов М.В. Ломоносова в минералогии и геологии. М., 1900.
27 М.В. Ломоносов Пролегомены к натуральной философии, 1764-1765
22
Открылась бездна, звезд полна;
Звездам числа нет, бездне дна.28
Тема единства – соборности - является одной из главных категорий в
русской философии. Почти что каждый русский философ рассматривал
проблему соборности, но по-разному ее растолковывая. Так, в учении
Владимира Сергеевича Соловьева встречается понятие «всеединство», у
Семена Людвиговича Франка – это «внутреннее органическое единство,
лежащее в основе всякого человеческого общения, всякого общественного
объединения людей»29. Можно сказать, что ноосфера Вернадского есть
разновидность идее о единстве, собирающей в себя теории, существовавшие
в русской мысли ранее. И не только подытоживающие научную мысль, а
русскую идею в целом. Итак, общим определением для понятия единства
является «соборность».
Соборность – понятие русской философии, означающее свободное
духовное единение людей, как в церковной жизни, так и в мирской общности,
общение в братстве и любви.30 Хотелось бы отметить, что эта категория
является особой для русского народа. Подтверждением тому может служить
тот факт, что русский – единственный язык, в котором существует понятие
соборности. Оно обозначает особую силу и дух народа, его идею.
Соборность – совмещение индивидуального и социального начала.
Относясь к церковному признаку, соборность содержит качество вселенности
и и вседоступности церкви. Оно обращается к каждому человеку, независимо
от его национальности, пола, возраста и других характеристик. Неслучайно
28 М.В. Ломоносов Ода 9 «Вечернее размышление о Божием Величестве при случае великого
Северного сияния», 1751
29 Франк С.Л. Духовные основы общества. М. 1992. С. 58.
30 Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.
23
Николай Александрович Бердяев говорил: «Есть круговая соборная
ответственность всех людей за всех, каждого за весь мир, все люди – братья
по несчастью, все люди участвовали в первородном грехе, и каждый может
спастись лишь вместе с миром»31.
Но, наряду с положительными качествами, соборность, как идея
русской космичности, единства, также имеет в себе и отрицательные
последствия. Здесь уместно привести цитату из Фазиля Абдуловича
Искандера: «Мы слишком космичны. Отсюда наши беды. Обрабатывать свой
виноградник — не наша философия. А вот вырастить виноградник в тундре
— это нам интересно».32 То есть, упиваясь космичностью, масштабами своей
деятельности, русский народ зачастую безвозмездно работает, действует в
ущерб себе, но в пользу всего человечества, общества. И совершает он это
благодаря строгим нравственным убеждениям, зная, что нужно помочь,
защитить других людей, потому что по идее соборности все человечество
едино в своей духовности и зиждется на силе этических первоначал добра и
любви. Для доказательства этого, достаточно вспомнить помощь России
славянским народом во время русской-турецкой войны 1877-1878 года, когда
необычайно сильно всколыхнулось мнение русского народа в их желании
поддержать своих братьев в Европе.
Другой отрицательным последствием соборности русского народа
может являться коммунизм. Ведь неслучайно, что Россия была одна из
первых стран, где за основу государственного устройства была выбрана эта
идеология. Произошла замена ценностей и деформация главной русской
идеи, и, вместо духовного единства, страна вышла к безликому
коллективизму, как его определяет Н.А. Бердяев.
31 Бердяев Н.А. «Философия свободы. Смысл творчества». М., 1989, с. 190.
32 Ф. Искандер. Рассказы,
повесть, сказка, диалог, эссе, стихи. Серия "Зеркало XX век".
Екатеринбург, "У-Фактория", 1999. С. 269
24
Идеи, лежащие в основе учения о ноосферы, были подготовлены
российскими писателями еще в XIX веке. Ф.М. Достоевский в Пушкинской
речи говорит о всемирном значении русского народа. «Стать настоящим
русским, может быть, и значит только стать братом всех людей, всечеловеком,
если хотите… потому что наш удел и есть всемирность, и не мечом
приобретенная, а силой братства и братского стремления нашего к
воссоединению людей.»33
Здесь также можно привести строки другого русского гения Федора
Ивановича Тютчева:
Час тоски невыразимой!..
Всё во мне, и я во всем!..34
Итак, как мы видим, появление учение о ноосфере именно в России
является закономерным, так оно было подготовлено заранее трудами ученых,
поэтов, мыслителей. Можно сказать, что идея о ноосфере подтверждает сама
себя: она, как и другие мысли человечества, витала во времени и
пространстве задолго до появления Вернадского. Она не раз выражала себя
пером писателя, мнением народа, духовным единством церкви. Но именно
В.И. Вернадский был первым, кто смог заговорить о ноосфере в научной
среде, как о должном, закономерном событии в истории человечества.
Заключение.
Рассмотрев теоретические аспекты учений о био и ноосфере, в своей
работе я пытался доказать, что эти теории были подготовлены до
33 Ф.М. Достоевский. Полное собрание сочинений, т. 26. Ленинград, Наука, 1984, С. 129
34 Тютчев Ф. И. Полное собрание стихотворений.. — Л.: Советский писатель, 1987. — С. 127.
25
Вернадского, не только отечественными, но и древнегреческими
мыслителями. Мировоззрение единства уже существовало в философии
досократического периода, которую можно назвать источником современного
глобального мировоззрения.
Для ноосферы необходимо наличие некоторых условий, многие из
которых еще не осуществлены: человек еще не способен осознать себя как
творца, ответственного за свои деяния. Однако уже сейчас идеи ноосферы
начинают проникать из теории в практику: она является основой концепции
перехода к устойчивому развитию в России, и, с другой стороны, идеалом , к
которому стоит стремиться всему социуму.
На протяжении нескольких веков тема единства была основным
лейтмотивом творчества русских писателей и философов. Она
формировалась в общественном сознании и мышлении, во многом ее
развитию способствовала такая черта русского характера, как соборность.
Ни в какой другой стране, кроме как в России, не могла родиться идея
ноосферы, всеобщей ответственности человека. Ведь именно в этой стране
рождались такие умы, как М.В.Ломоносов, Л.Н.Гумилев, К.Э.Циолковский,
А.Л.Чижевский, А.П.Королев, В.И.Вернадский. Именно благодаря
объединенным усилиям этих гениев, а не каждого в отдельности, Россия
является родиной первого человека, которому открылась возможность
взглянуть на наш мир со стороны, осознать его границы и место в
космическом пространстве. Поэтому Россия не случайно является родиной
учения Вернадского о ноосфере.
Библиография.
1) Le Roy, E. L'exigence idealiste et le fait l'evolution. - Paris,1927. - P. 195196
2) Абылгазиев И.И., Габдуллин Р.Р., Ильин И.В. и др. Глобальные
социоприродные процессы и системы. М., 2011
26
3) Аристотель. Метафизика. М.; Л.; 1934. Книга 1, глава 3.
4) Аристотель. Сочинения. В 4 т. (Серия «Философское наследие»). М.:
Мысль, 1975—1983. Т. I
5) Бердяев Н.А. «Философия свободы. Смысл творчества». М., 1989, с.
190.
6) Вернадский В. И. Несколько слов о ноосфере // Успехи современной
биологии. — 1944 г., № 18, стр. 113—120.
7) Вернадский В.И. «Самое сложное – мозг государственного человека».
Из неопубликованных дневников 1942 г. // Родина. 2000. №12. С. 15.
8) Вернадский В.И. О значении трудов М.В. Ломоносова в минералогии и
геологии. М., 1900.
9) Вернадский В.И. Размышления натуралиста. Научная мысль как
планетное явление. М., 1977. С. 14.
10)
Глобалистика: Энциклопедия / Гл. ред. И.И.Мазур, А.Н. Чумаков;
Центр научных и прикладных программ «ДИАЛОГ». – М.: ОАО
Издательство «Радуга», 2003.- С.702
11)
Гумилёв Л. Н. Этногенез и биосфера Земли. СПб.: Кристалл,
2001.
12)
Ильин И. В., Урсул А.Д. Вестник Московского университета //
В.И. Вернадский – основоположник глобальных исследований. – М.:
Издательство Московского университета, 2013. – С. 3 - 27
13)
Кутырев, В.А. Разум против человека. - Нижний Новогород, 1999.
14) Лукреций Карр. О природе вещей. М., 1947. Т. II
15) М.В. Ломоносов Ода 9 «Вечернее размышление о Божием Величестве
при случае великого Северного сияния», 1751
16)
М.В. Ломоносов Пролегомены к натуральной философии, 17641765
17)
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под
редакцией В. С. Стёпина. 2001.
18) Полунин Ж., Гриневальд Ж. Биосфера и Вернадский.// В. И.
Вернадский: pro et contra. — СПб.: РХГУ, 2000, с. 548-551/ с. 550.
19)
Режабек Б.Г. Век Глобализации // Учение В.И. Вернадского о
Ноосфере и поиск пути выхода из глобального кризиса. - М.:Учитель,
2008. – С.159 - 168
20)
Тейяр де Шарден, П. Феномен человека. - М.: Наука, 1987. - С.40
27
21)
Тютчев Ф. И. Полное собрание стихотворений.. — Л.: Советский
писатель, 1987. — С. 127.
22)
Указ Президента Российской Федерации от 1 апреля 1996 года №
440 «О концепции перехода Российской Федерации к устойчивому
развитию»
23)
Урсул А.Д. Перспективы экоразвития. М., 1990. С. 12-48, 251-258.
24) Ф. Искандер. Рассказы,
повесть, сказка, диалог, эссе, стихи. Серия
"Зеркало XX век". Екатеринбург, "У-Фактория", 1999. С. 269
25) Ф.К. Кессиди. Гераклит. Л.; 2004. Изд. Алетейя 3-е, испр. и доп.
26) Ф.М. Достоевский. Полное собрание сочинений, т. 26. Ленинград,
Наука, 1984, С. 129
27)
Франк С.Л. Духовные основы общества. М. 1992. С. 58.
28) Хайдеггер М. Изречение Анаксимандра. // Хайдеггер М. Разговор на
проселочной дороге. М., 1991. С.28-68.
29) Чанышев А.Н. История философии Древнего мира: Учебник для вузов.
- М.: Академический Проект: 2005. С. 203
30)
Яншина, Ф.Т. Эволюция взглядов В.И. Вернадского на биосферу
и развитие учения о ноосфере. - М.: Наука, 1996. - С. 73-75
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв