Государственная стратегия «Один пояс-один путь» в политической журналистике КНР

Аннотация магистерской диссертации ЛИ Шуцзе «ГОСУДАРСТВЕННАЯ СТРАТЕГИЯ "ОДИН ПОЯС – ОДИН ПУТЬ" В ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖУРНАЛИСТИКЕ КНР» «national policy " the belt and road initiatives" in political journalism of china» Н. рук. – Марина Аркадьевна Воскресенская, д., ист., наук, доцент Направление подготовки – журналистика, Профиль – политическая журналистика Ключевые слова: государственная стратегия, «Один пояс – один путь», политическая пропаганда, китайская журналистика и коммуникация, трандиционные СМИ, международный дискурс. Key words: National strategy, the Belt and Road Initiatives, political propaganda, Chinese journalism and communication, traditional media, international discourse. Актуальность темы исследования, заявленной в настоящей магистерской диссертации, определяется острой потребностью государственно-политического руководства КНР в пропаганде стратегической инициативы «Один пояс – один путь» и важностью изучения характеристик китайской политической журналистики, степени влияния государственных СМИ Китая и методов осуществления пропаганды инициативы «Один пояс – один путь» в массмедиа. Новизна исследования подтверждается тем, что до настоящего времени ни российскими, ни китайскими учеными не проводилось комплексного анализа взаимовлияний журналистского и политического полей для выявления векторов, способов и результатов пропаганды государственной инициативы «Один пояс – один путь», выдвинутой Председателем КНР Си Цзиньпином в 2013 году. Цель исследования – показать особенности и динамику осуществления китайскими СМИ политической пропаганды государственной стратегии «Один пояс – один путь». Для достижения поставленной цели сформулированы следующие задачи: - раскрыть содержание стратегии «Один пояс – один путь» и значение ее реализации для современной государственной политики КНР; - определить методы пропаганды политической стратегии «Один пояс – один путь» в китайских СМИ и оценить ее текущие результаты; - на основе контент-анализа публикаций в иноязычной версии газеты «Жэньминь Жибао» выявить и описать в динамике ведущие тенденции освещения и проблемы продвижения государственной стратегии «Один пояс – один путь» за пределами КНР. Объектом исследования выступают китайские СМИ как медиаинструмент политической пропаганды. Предмет исследования – специфика освещения государственных стратегических инициатив средствами массовой информации КНР. Хронологические рамки исследования: сентябрь 2013 г. – конец 2016 г., то есть период времени с момента официального объявления о запуске мегапроекта «Один пояс – один путь» до кульминационного этапа его пропаганды в массмедиа КНР. Эмпирическая база исследования представлена материалами китайских СМИ об указанном проекте. Ее составляют три группы источников, каждая из которых соответствует определенному формату коммуникации – печатному, аудиовизуальному, сетевому. Первая группа включает печатные информационные источники: 176 публикаций газеты «Жэньминь Жибао» – главного официального издания КНР. Вторую группу составили журналистские произведения телеканала CCTV (China Central Television – Центральное телевидение Китая) – главного телевещательного ресурса страны. Для анализа были отобраны программы «Один пояс – один путь: тысячелетнее пересечение пространства и времени», «Фокусироваться на стратегию «Один пояс – один путь», «Широта и долгота». В третью группу вошли данные интернет-сайтов: информационное агентство «Синьхуа» и информационный портал «Хуаньцю Шибао». Все упомянутые медиаресурсы активно задействуются китайским руководством в качестве площадки для пропаганды государственной стратегии «Один пояс – один путь» внутри страны и за рубежом. Теоретико-методологической базой исследования стали положения теории журналистики и теории коммуникации, касающиеся международного дискурса в массмедиа и вопросов взаимосвязи политической стратегии с журналистикой (С. Г. Корконосенко, А. В. Вырковский, А. И. Соловьев и др.). Теоретической опорой служили также определения и развернутые характеристики жанровых форм, которые содержатся в трудах по теории журналистики (А. А. Тертычный, Г. С. Мельник, А. Н. Тепляшина и др.). В ходе работы применялись следующие конкретные методы исследования: сравнительный анализ, контент-анализ, описательный метод, метод обобщения и интерпретации эмпирических данных. Практическая значимость работы подчеркивается новизной избранной для изучения темы. Материалы диссертации могут использоваться в дальнейших научных разработках, в учебном процессе и в практической журналистской деятельности при анализе вопросов политической коммуникации в медиасфере КНР. Структура диссертации определяется поставленными задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав (поделенных на пять разделов), заключения и списка использованной литературы. В первой главе дается общая характеристика стратегии «Один пояс – один путь», раскрывается суть концепции этого мегапроекта и описывается процессс ее осуществления в реальности, включая вопросы информационной поддержки. Во второй главе представлены результаты анализа публикаций зарубежного издания газеты «Жэньминь жибао», освещающих тематику стратегии «Один пояс – один путь», рассматривается технология пропаганды этого проекта, особое внимание уделяется проблемам продвижения китайской инициативы в вовлеченных государствах. Основные выводы. В информационном сопровождении мегапроекта «Один пояс – один путь» задействованы ведущие массмедиа КНР, такие как информационное агентство «Синьхуа», телекомпания CCTV, газета «Жэньминь Жибао», информационный портал «Хуаньцю Шибао». Благодаря их влиятельности и авторитетности в глазах широкой аудитории пропаганда этой государственной стратегии достигла заметных успехов. В результате изучения материалов вышеуказанных средств массовой информации можно отметить их устойчивый интерес к освещению стратегии «Один пояс – один путь». При этом следует подчеркнуть особую роль зарубежного издания газеты «Жэньминь жибао» в распространении сведений о данной китайской инициативе и ее пропаганде в международных масштабах. Вместе с тем произведенный анализ выявил ряд недостатков пропагандистской деятельности китайских СМИ: 1.Пропаганда в китайской журналистике имеет характер «одномерного насаждения», в ней отсутствует двустороннее взаимодействие. Китайское правительство наращивает активность распространения стратегии «Один пояс – один путь» с помощью традиционных СМИ и действует устарелыми однообразными методами. Такой способ коммуникации является довольно простым, но имеет существенный недостаток – отсутствие взаимодействия и связи между участниками информационного процесса. 2.При продвижении мегапроекта «Один пояс – один путь» в различных регионах Китая и за рубежом не всегда учитывается местная специфика. Необходима кропотливая работа по адаптации самой стратегии и приемов ее пропаганды к требованиям населения конкретных территорий с учетом религиозных, этнокультурных, социальных, политических факторов общественного развития. 3.Пропаганда стратегии «Один пояс – один путь» в китайской журналистике в основном нацелена на сферу экономики и политики, при этом недостаточное внимание уделяется вопросам культуры и социальных условий жизни.

Массовая коммуникация. Журналистика. Средства массовой информации
Дипломы

Вуз: Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ)

ID: 5a6f88177966e12684ee9f4f
UUID: b9bb7618-8290-470d-b9f6-fae7c3b14fd4
Язык: Русский
Опубликовано: почти 7 лет назад
Просмотры: 339

Ли Шуцзе

Источник: Санкт-Петербургский государственный университет


0

Комментировать 0

Рецензировать 0

Скачать - 1,7 МБ


Поделиться работой
Current View

Рецензии:

  Авторизуйтесь, чтобы добавить рецензию

- у работы пока нет рецензий -

Для лиц старше 18 лет