ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«АМУРСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(ФГБОУ ВО «АмГПГУ»)
ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ
Ким Юлия Алексеевна
ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СРЕДСТВАМИ
ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА НА ПРИМЕРЕ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Направление подготовки
44.03.05 «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)»
Профили
«Начальное образование» и «Иностранный язык»
Бакалаврская работа
Комсомольск-на-Амуре, 2019
1
Работа выполнена на кафедре иностранных языков федерального
государственного бюджетного образовательного учреждения высшего
образования «Амурский гуманитарно-педагогический государственный
университет»
Научный руководитель: Березина С.С., старший преподаватель кафедры
иностранных языков
Защита бакалаврской работы состоится: « 26 » июня 2019 г. в 8ч. 30 мин.,
в аудитории «319» в ГЭК направления подготовки 44.03.05 «Педагогическое
образование (с двумя профилями подготовки)» профили «Начальное
образование» и «Иностранный язык» института педагогики и психологии
К защите допускаю:
Научный руководитель
Заведующий кафедрой
иностранных языков
Директор ИПиП
______________________
(подпись)
Березина С.С.
______________________
(подпись)
Косицына И.Б.
______________________
(подпись)
Чулкова Н.Ю.
2
Оглавление
Введение ....................................................................................................................... 4
Глава 1 Теоретические основы исследования .......................................................... 8
1.1 Сущность и содержание гражданско-патриотического воспитания ................ 8
1.2 Гражданско-патриотическое воспитание как педагогическая задача ............ 13
1.3 Понятие творчества и его роль в рамках учебного процесса ......................... 15
1.4 Классификация творческих заданий ................................................................. 18
1.5 Виды творческой деятельности по иностранному языку в начальных классах . 21
Выводы по главе 1 ..................................................................................................... 23
Глава 2 Использование творческих видов деятельности на уроках английского
языка в начальных классах, как средство гражданско-патриотического
воспитания ................................................................................................................. 23
2.1 Анализ УМК О.В. Афанасьевой, И.В. Михеевой «Rainbow English» на
предмет представленности творческих заданий, соответствующих принципам
гражданско-патриотического воспитания .............................................................. 23
2.2 Эффективность использования творческих заданий на уроках английского
языка, как средства гражданско-патриотического воспитания ............................ 32
2.3 Разработка методического комплекса творческих видов деятельности,
ориентированных на гражданско-патриотическое воспитание младшего
школьника по программе УМК «Rainbow English» ............................................... 34
Выводы по главе 2 ..................................................................................................... 37
Заключение ................................................................................................................ 40
Библиографический список ..................................................................................... 43
Приложение ............................................................................................................... 45
3
Введение
Идея патриотизма во все времена занимала особое место не только в
духовной жизни общества, но и во всех важнейших сферах его деятельности - в
культурной, идеологической, политической, экономической, военной и других.
Содержание и направленность патриотизма определяются, прежде всего,
духовным и нравственным климатом общества, его историческими корнями,
питающими общественную жизнь поколений [11].
Важнейшим средством формирования гражданского общества, укрепления
единства и целостности многонациональной Российской Федерации является
патриотическое воспитание. Именно патриотическое воспитание продолжает
оставаться одной из наиболее важных проблем государства и современной
школы. На это указывают программа «Патриотическое воспитание граждан РФ»,
принятая на 2016-2020 годы; программа «Развития воспитательной компоненты
в общеобразовательных учреждениях»; «Стратегия развития воспитания в РФ в
период до 2025 года», «Концепция духовно-нравственного развития и
воспитания личности гражданина России» [8].
Проблема воспитания патриотических чувств с давних пор привлекала
пристальное внимание ученых, педагогов, философов и психологов. С точки
зрения русской философии, воспитанию патриотизма уделяли внимание
Н.А.Бердяев, В.С. Соловьев и другие ученые. Психологические особенности
патриотического воспитания были открыты в работах П.П. Блонского,
А.Н.Леонтьева, С.Л. Рубинштейна. Исключительно важное место в изучении
воспитания патриотических чувств принадлежит прогрессивным мыслителям
прошлого, таким как В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко и
другим ученым. Многие труды имеют значение для изучения педагогических
аспектов гражданско-патриотического воспитания. Их авторами являются
П.И.Пидкасистый, В.А. Сластенин и многие другие. Однако вопросы,
исследуемые в них, до сих пор являются актуальными. Работу над гражданско4
патриотическим воспитанием следует начинать с раннего детства, так как это
самый сенситивный для этого период. Однако многие нравственные качества
человека, а также патриотические чувства, формируются именно в школьные
годы [6].
Преподавание в современной российской школе даёт учителю широкие
возможности по воспитанию гражданственности, патриотизма, правовой
культуры, высоких нравственных качеств личности. Этому способствует
коммуникативная направленность предмета английский язык, его обращённость
к изучению быта, обычаев, традиций и, прежде всего, языка другого народа.
Также,
урок
иностранного
языка
позволяет
формировать
творческие
способности, обогащающие практический опыт учеников, их интеллектуальный
потенциал, и способствует умственной активности, т. к. этот предмет обладает
определенной спецификой — все виды языковой деятельности направленны на
развитие творчества учеников. Данная специфика предмета позволяет соблюдать
еще одно необходимое условие современного образования - воспитание
свободной, образованной, развитой личности, способной жить и творить в
постоянно изменяющихся условиях, быть конкурентоспособной [8].
Руководствуясь всем вышеизложенным, была выбрана тема выпускной
квалификационной
работы:
«Гражданско-патриотическое
воспитание
средствами иностранного языка на примере творческой деятельности учащихся
начальной школы».
Актуальность: патриотическое воспитание во все времена являлось
важной задачей. В современном мире эта задача не потеряла своей актуальности
и только сильнее увеличилась в своей значимости.
Цель исследования: выявить эффективность использования творческих
видов деятельности на уроках английского языка в начальных классах, как
одного из средств гражданско-патриотического воспитания.
Объект исследования: процесс формирования гражданского-правового
5
воспитания учащихся на уроках иностранного языка в младшей школе.
Предмет
исследования:
способы
формирования
гражданско-
патриотического воспитания младших школьников на уроках иностранного языка.
В основу исследования положена гипотеза, согласно которой воспитание
патриотических чувств у младших школьников на уроках английского языка
значительно повысится, если применять творческие виды заданий.
Для решения поставленной цели исследования и выдвинутой гипотезы
были сформулированы следующие задачи:
1) Осуществить анализ психолого-педагогической литературы по проблеме
воспитания гражданско-патриотических чувств у младших школьников;
2) дать определение понятиям: гражданско-патриотическое воспитание,
творчество;
3) раскрыть суть гражданско-патриотического воспитания и особенностей
развития творческих способностей младшего школьника;
4) рассмотреть гражданско-патриотические принципы в обучении;
5) изучить классификацию творческих заданий;
6) проанализировать учебно-методический комплекс УМК О. В. Афанасьевой,
И. В. Михеевой. "Rainbow English" на предмет представленности творческих заданий
и соответствие их принципам гражданско-патриотического воспитания ;
7) выявить эффективность использования творческих заданий, направленных
на развитие гражданско-патриотического воспитания младшего школьника;
8) разработать и предложить методический комплекс творческих видов
деятельности, ориентированных на гражданско-патриотичекое воспитание
учащихся начальных классов по программе УМК "Rainbow English";
9) проверить эффективность использования данной разработки.
6
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы
исследования: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме
исследования; анкетирование; описательный метод; методы обобщения данных
исследования.
Теоретическая
значимость
данной
исследовательской
работы
заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы в
разработках методических комплексов для образовательных учреждений.
Практическая значимость исследования состоит в разработке комплекса
творческих заданий, направленных на воспитание гражданско-патриотических
чувств у младших школьников, которые могут быть использованы учителями
начальных классов на уроках английского языка.
База исследования: МОУ СОШ №37 г. Комсомольск-на-Амуре.
Структура работы отражает логику, содержание, результаты исследования
и состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений.
7
Глава 1 Теоретические основы исследования
В главе 1 мы рассмотрим понятия гражданско-патриотического воспитания,
творчества в рамках учебного процесса, особенностей развития творческих
способностей младших школьников и классификацию видов творческой
деятельности и компоненты гражданско-патриотического воспитания.
1.1
Сущность и содержание гражданско-патриотического
воспитания
На данном этапе развития современного образования важное значение
приобретают вопросы воспитания у подрастающего поколения как чувства
уважения к другим народам, так и чувства любви к Родине. Молодое поколение
россиян контактирует с новыми социальными посредниками и реалиями. Оно
уже не приемлет прежних устоев и ценностей прежней общественной системы,
появился новый социальный тип личности. В этих условиях важным является
становление обновленной системы гражданско-патриотического воспитания,
формулировка новых задач и повышение эффективности его форм и методов [13].
Усилился процесс снижения воспитательного воздействия российской
культуры, искусства, образования - важных факторов формирования патриотизма.
Среди молодого поколения более заметной стала утрата традиционного
российского патриотического сознания.
Произошла
утрата
идеологических
ценностей,
патриотическое
и
интернациональное воспитание находятся в процессе перестройки в новых
социально-экономических условиях.
Объективные и субъективные процессы, происходящие в обществе,
существенно обострили национальный вопрос. Как следствие, патриотизм порой
перерождается в национализм, утрачивается истинное значение и понимание
интернационализма [12].
8
К.Д. Ушинский считал, что чувство национального самосознания человека,
его любовь к Родине составляют нравственную основу личности гражданина.
П.П. Блонский рассматривал гражданское воспитание как политическое,
формирование человеческих качеств относил к нравственному воспитанию.
А.С. Макаренко педагогический процесс подчинял единой цели воспитанию достойного гражданина, особое внимание уделяя самочувствию
человека в коллективе, характеру коллективных связей и реакций. Среди качеств
личности особо выделялись дисциплинированность, готовность к действию и
торможению,
принципиальность,
которые,
по
мнению
Макаренко,
синтезируются у политически деятельного и ответственного человека.
Попытку обобщения теоретического и практического опыта гражданского
воспитания в советском обществе предпринял в 1960-1970-х годах В.А.
Сухомлинский, который рассматривал гражданственность в неразрывной связи с
гуманизмом. Он считал непременным условием гражданского воспитания
организацию эмоциональной, насыщенной и деятельной жизни коллектива,
всемерно способствующей развитию гражданской активности каждой личности
[10].
Гражданское самосознание личности развивается с опорой на жизненную
позицию личности: осознание, оценка человеком своего знания, нравственного
облика и интересов, идеалов и мотивов поведения, целостная оценка самого себя
как деятеля, как чувствующего и мыслящего существа по мере осознания им себя
в качестве члена общества, носителя общественно значимой позиции.
Понимания
воспитанником
своего
внутреннего
мира
зависит
от
сформированности у него социальных установок для себя.
Гражданские качества формируются под влиянием социальной среды и
собственных усилий личности в специально созданных условиях. Чувство любви
к Родине, чувство ответственности за свои поступки и действия, инициативность,
самостоятельность - важную роль в процессе воспитания этих качеств играет
9
формирование и развитие у учащихся потребностей и положительных мотивов,
связанных с этими качествами [13].
Социальная активность как деятельное отношение человека к социуму,
определяющее его гражданское поведение, жизненная позиция (нестабильная в
подростковом возрасте) оказывают влияние на формирование гражданского
сознания и развитие гражданских качеств личности - патриотизма, чувства
ответственности перед Родиной, чувство любви к ней [11].
Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей
Родины, желание сохранять её характер и культурные особенности и
идентификация себя с другими членами нации, готовность подчинить свои
интересы интересам страны, стремление защищать интересы Родины и своего
народа [7].
Исторический
закреплённое
источник
существование
патриотизма
обособленных
-
веками
и
государств,
тысячелетиями
формировавшие
привязанность к родной земле, языку, традициям. В условиях образования наций
и образования национальных государств патриотизм становится составной
частью общественного сознания, отражающего общенациональные моменты в
его развитии [6].
На личностном уровне патриотизм выступает как важнейшая, устойчивая
характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных
идеалах, нормах поведения [5].
На макроуровне патриотизм представляет собой значимую часть
общественного сознания, проявляющуюся в коллективных настроениях,
чувствах, оценках, в отношении к своему народу, его образу жизни, истории,
культуре, государству, системе основополагающих ценностей [5].
Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека.
Зарождаясь из любви к своей малой Родине, патриотические чувства, пройдя
через целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до
10
общегосударственного патриотического самосознания, до осознанной любви к
своему Отечеству [8].
Патриотизм всегда конкретен, направлен на реальные объекты. Деятельная
сторона
патриотизма
является
определяющей,
именно
она
способна
преобразовать чувственное начало в конкретные для Отечества и государства
дела и поступки [6].
В патриотизме гармонично сочетаются лучшие национальные традиции
народа с преданностью к служению Отечеству. Патриотизм неразрывно связан с
интернационализмом [4].
Патриотизм - это особая направленность самореализации и социального
поведения граждан, критериями для которых являются любовь и служение
Отечеству, обеспечение целостности и суверенитета России, ее национальная
безопасность, устойчивое развитие, долг и ответственность, предполагающие
приоритет общественных и государственных начал над индивидуальными
интересами и устремлениями и выступающие как высший смысл жизни и
деятельности личности, всех социальных групп и слоев общества [9].
Патриотизм - это сознательно и добровольно принимаемая позиция
граждан, в которой приоритет общественного, государственного выступает не
ограничением, а стимулом индивидуальной свободы и условием всестороннего
развития гражданского общества. Такое понимание патриотизма является
базовым, а концепция выступает в этой связи как направление формирования и
реализации данного типа социального поведения граждан [10].
Недооценка патриотизма как важнейшей составляющей общественного
сознания приводит к ослаблению социально-экономических, духовных и
культурных основ развития общества и государства. Этим и определяется
приоритетность патриотического воспитания в общей системе воспитания
граждан России [8].
11
Патриотическое
воспитательного
процесса,
целенаправленную
общественных
воспитание,
являясь
представляет
деятельность
организаций
по
органов
составной
собой
частью
систематическую
государственной
формированию
общего
у
власти
граждан
и
и
высокого
патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к
выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите
интересов Родины [7].
Как
один
осуществляемой
из
видов
многоплановой,
деятельности
масштабной
патриотическое
и
постоянно
воспитание
включает
социальные, целевые, функциональные, организационные и другие аспекты,
обладает высоким уровнем комплексности, то есть охватывает своим
воздействием все поколения, пронизывает все стороны жизни: социальноэкономическую,
политическую,
духовную,
правовую,
педагогическую,
опирается на образование, культуру, историю, государство, этносы. Оно является
неотъемлемой частью всей жизнедеятельности российского общества, его
социальных и государственных институтов.
Патриотическое воспитание предполагает формирование у граждан
общественно значимых ориентаций, гармоничного сочетания личных и
общественных интересов, преодоление чуждых обществу процессов и явлений,
разрушающих его устои и потенциал созидания. Технология патриотического
воспитания должна быть направлена на создание условий для национального
возрождения России как великой державы [8].
Цель гражданско-патриотического воспитания - развитие в российском
обществе высокой социальной активности, гражданской ответственности,
духовности, становление граждан, обладающих позитивными ценностями и
качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах
Отечества, укрепления государства, обеспечения его жизненно важных
интересов и устойчивого развития [6].
12
1.2
Гражданско-патриотическое воспитание как педагогическая
задача
Патриотическое воспитание, по мнению А.Р. Сагировой, прежде всего
должно проводиться на уроке. Урок был, остается и останется важнейшим
звеном воспитательной работы с учениками. Именно на уроках должен
закладываться фундамент гражданско-патриотических чувств, сознания и
поведения гражданина и патриота своей страны, человека, который будет
строителем и защитником своего Отечества [15].
Работа
комплексно.
по
гражданско-патриотическому
Комплексный
подход
отражает
воспитанию
важнейшую
проводится
особенность
воспитания - направленность на целостное формирование всесторонне и
гармонично развитой личности [11].
Современная педагогика подчеркивает, что процесс воспитания должен
строиться как целенаправленное взаимодействие воспитателей и воспитанников,
как организация определенных отношений между учащимися, воспитателями и
окружающей жизнью. Следовательно, комплексный подход имеет закономерный
характер и является одним из принципов воспитания школьников. Он объективно
требует
сочетания
всех
сторон
гармонично
развивающейся
личности;
органической связи задач, содержания, методов и форм организации процесса
воспитания;
четкого
согласованного
взаимодействия
школы,
семьи,
производственных коллективов и общественности; единства воспитания и
самовоспитания школьников [10].
Только при правильном учете методологической обусловленности
комплексного подхода мы можем раскрыть его наиболее существенные
характеристики как принципа коммунистического воспитания. В обучении
объективно уже заложены возможности и факторы воспитательного влияния, но
их превращение в действительность не может происходить автоматически, без
умелых действий и специального внимания учителя [6].
13
Богатым источником воспитательного влияния процесса обучения является
его содержание. Руководствуясь пониманием роли своего предмета во
всесторонним и гармоничном развитии личности школьника, учитель выделяет
в содержании образования, ведущие мировоззренческие идеи, важные в
воспитательном отношении понятия, законы и теории [3].
Согласно исследованиям О. Н. Рулёва, решая задачи гражданскопатриотического воспитания, каждый педагог должен строить свою работу в
соответствии с местными условиями и особенностями детей, учитывая
следующие принципы:
1) ориентация на нравственные отношения в коллективе, нравственный
принцип воспитания: «улучшить общество, улучшив самих себя». Наиболее
полно и последовательно этот принцип выражают ценности альтруизма,
альтруистического отношения к окружающим;
2) личностная ориентация нравственного воспитания, направленность его
на формирование сознательной жизненной позиции воспитуемых. Этот принцип
предполагает развитие мотивов альтруизма, реализацию потребности в
самоуважении через готовность к альтруистическим поступкам;
3) комплексный подход к нравственному воспитанию, охватывающий
последовательно основные моменты как собственно воспитательного процесса
(переживание – потребность и мотив деятельности – действие – практическая
деятельность), так и процесса самовоспитания личности (осознание –
самосознание – поступок);
4)
культурно-исторический
контекст
воспитания,
формирующий
понимание и знание российских традиций и ценностей, роли России в истории и
мире.
Коллективообразующий
исторического
воспитания
результат
–
нравственного
интеграция
субъектов
и
и
культурноучастников
воспитательного процесса в коллектив, общность, скрепленные моральнопсихологическим единством и оказывающие целенаправленное воздействие на
окружающую социальную среду [9].
Гражданско-патриотическое воспитание включает в себя:
14
1)
субъективную
значимость
идентификации
личностью
себя
с
определенной страной, народом, культурой, природой на основе происхождения
и похожести;
2)
эмоционально окрашенные представления (образы политических,
этнокультурных, пейзажных явлений и предметов, собственных действий по
отношению к Отечеству;
3) ориентир субъекта на действия, приносящие благо Отчеству, на защиту
своей Родины;
4) регулирование конкретных действий в жизнедеятельности личности [7].
Процесс воспитания гражданско-патриотических чувств у младших
школьников должен строится как педагогическое стимулирование переживаний
субъектом происхождения и собственной похожести по отношению к стране,
привнесение гражданско-патриотического контекста в совокупность ролей,
ситуаций, норм и правил поведения и деятельности воспитанников [12].
1.3
Понятие творчества и его роль в рамках учебного процесса
В настоящее время понятие «творчество» стало очень актуальным, это
связано с революционизированием научной мысли, соединением производства и
науки, беспрерывным обновлением идей и технологий, которые несут в себе
творческое начало. Как считает английский психолог — Э.Торранс, в основе
научной деятельности, как и в любой другой, лежат те же творческие
способности, что и художественной [10].
В
психолого-педагогической
литературе
понятие
творчества
рассматривается, с одной стороны, как характеристика деятельности: ее
особого вида (творческая деятельность — наука, искусство, литература), с
другой, проблема связана с психологическими характеристиками творчества,
здесь она сопряжена с проблемой способностей [1].
По мнению большинства психологов (Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева,
Я.А. Пономарева, Ю.А. Самарина, В.Ф. Паламарчук), творчество — это процесс
15
мыслительной деятельности, приводящий к созданию качественно новых
материальных и духовных ценностей [6].
Э.Ю. Мизюрова и Н.Е. Воробьев считают, что творчество — это
деятельность,
результатом
оригинальных
ценностей,
которой
является
установление
создание
новых
неповторимых,
фактов,
свойств,
закономерностей, методов исследования и преобразования.
В.И. Андреев выделил ряд признаков, которые характеризуют творческую
деятельность, как целостный процесс:
− наличие противоречия проблемной ситуации или творческой задачи;
− личная и социальная значимость и прогрессивность, вносящая вклад в
развитие личности, общества;
− наличие объективных и субъективных предпосылок, условий для
творчества;
− оригинальность и новизна результата или процесса.
Как считает ученый, если исключить любой из перечисленных признаков,
то творческая деятельность не может быть ей названа [8].
Творчество, по мнению Г.С Альтшуллера, включает в себя следующие
компоненты:
− перцептивный компонент (наблюдательность, концентрация внимания);
− интеллектуальный
компонент
(интуиция,
обширность
знаний,
самостоятельность, воображение, быстрота мышления и т. д.);
характерологический компонент (стремление к открытиям, способность
удивляться) [7].
Творческая деятельность формирует творческую личность — личность,
способную
к
созидательно-инновационной
деятельности
и
самосовершенствованию [4]. Алферова О.И. выделила основные составляющие
творческой личности:
− творческая
направленность,
которая
включает
мотивационно-
потребностную ориентацию на творческое самовыражение, целевые
установки общественно и личностно значимые результаты;
16
− творческий потенциал, включающий совокупность интеллектуальных и
практических знаний, умений и навыков, способность применять их в
проблемных ситуациях;
− индивидуально-психологическое своеобразие, которое включает волевые
черты
характера,
эмоциональную
устойчивость
при
преодолении
трудностей, критическая самооценка, самоорганизация [2].
В рамках образования понятие «творчество» связывают с понятиями
«развитие», «способности», «одарённость» [11].
И.Л. Лернер определил творчество в учебном процессе как форму
деятельности человека, которая направленна на создание ценностей, важных для
формирования личности как общественного субъекта. Также ученый выделил
следующие черты творческого процесса:
− самостоятельный, межсистемный и внутрисистемный перенос умений и
знаний в новую ситуацию;
− видение новой проблемы в традиционной ситуации;
− видение новой функции объекта в отличие от традиционной;
− видение структуры объекта;
− учёт альтернатив при решении задач;
− преобразование
и
комбинирование
ранее
известных
способов
деятельности при решении новой проблемы;
− создание принципиально нового способа объяснения [8].
Основываясь на определении понятия творчества И.Л. Лернером и
выделенными им чертами процесса творчества А.Г. Асмолов сделал вывод о том,
что если с раннего детства детей включать в творческую деятельность, это
приведет к развитию у них:
− пытливости ума;
− гибкости мышления;
− памяти;
17
− способности предвидения и других качеств, характерных для человека с
развитым интеллектом [5].
Также, А.Г. Асмолов отметил, что творческая деятельность немыслима без
осознания цели поиска, активного воспроизведения ранее изученных знаний,
интереса к самостоятельному поиску новых знаний, и, наконец, эмоций и
воображения. В процессе взаимодействия с учащимися учитель может
наблюдать и фиксировать проявление перечисленных качеств, давать общую
характеристику того, является ли отношение учеников к учению творческим и
заинтересованным и планировать свою собственную деятельность в зависимости
от этого. В основе любой творческой деятельности лежит предвосхищение её
вероятных результатов [11].
Следовательно, можно сделать вывод о том, что развитие творческих
способностей — одна из важнейших задач образования, творческая деятельность
школьников направленна на овладение творческим опытом познания, создания,
преобразования, использования в новом качестве объектов материальной и
духовной культуры в процессе образовательной деятельности, организованной в
сотрудничестве с педагогом.
Таким образом, исходя из приведенных и рассмотренных нами
определений понятия творчества, как общего, так и в рамках учебного процесса,
мы можем проследить определенную общность во всех взглядах исследователей,
касающихся показателей процесса создания нового, содействующего развитию.
1.4 Классификация творческих заданий по иностранному языку
Творческие задания создают такие ситуации для учащихся, в которых
ученик должен самостоятельно найти способ решения, применить знания в
новых условиях, создать что-то субъективно-новое [2].
Творческие
задания
формируют
потребность
в
самовыражении,
сопереживании, размышлении над разными фактами и явлениями, это создает
условия для раскрытия всех интеллектуальных и духовных возможностей
учащихся [9].
18
А.В. Хуторской определил творческие задания как форму организации
учебной информации, в которой наряду с заданными условиями и неизвестными
данными, содержится указание для самостоятельной творческой деятельности,
которая направленна на реализацию их личностного потенциала и получение
требуемого образовательного продукта [7].
Исследователь разработал классификацию творческих заданий, в которую
он включил:
− когнитивные задания (формирование и развитие познавательных умений
учащихся: умения искать и находить причины возникновения явлений,
умение задавать вопросы, проводить опыты);
− креативные
задания (формирование креативных свойств личности:
фантазию, гибкость, умение придумать новое);
− организационно-деятельностные задания (формирование способности
осознавать
и
формулировать
цели
своей
учебной
деятельности,
организации своего учебного роста, осознания результатов своего
обучения) [5].
На основе общей классификации А.В. Хуторского Кульневич С.В.
разработал классификацию творческих заданий по английскому языку:
1)
Коммуникативные
задания
—
вид
творческих
упражнений,
обеспечивают формирование речевых умений, наиболее высокого уровня
овладения языком. Такие задания считаются ведущими на занятиях по
английскому языку, на их выполнения рекомендуется отводить основную часть
учебного времени. Коммуникативные задания включают в себя группы
упражнений: композиционные; дискутивные; ситуативные;т вопросно —
ответные; игровые.
2)
Продуктивные – задания, направленные на развитие: умения
осознанно использовать речевые средства в соответствии с ситуативной задачей,
умения определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать, строить
умозаключение, делать выводы; умения выдвигать гипотезы; умения построить
логическую цепь рассуждений; умения выводить следствия и причинно19
следственных связей; умения осознанно строить речевые высказывания; навыков
перевода с русского на английский; умения передать содержание текста с опорой
и без; умения высказываться по теме; умения владеть монологической формой
речи в соответствии с синтаксическими и грамматическими нормами
английского языка.
3)
Репродуктивные задания
— вид упражнений, связанный
с
воспроизведением услышанного или прочитанного. Творческая репродукция
связана с суждением, расширением, преобразованием, обобщением — целым
рядом мыслительных операций [3].
Такие упражнения направленны на развитие умений и навыков:
−
извлечения необходимой информации и трансформаций структуры и
языкового материала текста;
−
выявления основных элементов содержания текста;
−
поиска информации в текстах разного жанра;
−
определения второстепенной информации и основной;
−
семантизации языковых единиц и речевых образцов, их нахождение
в тексте;
−
языковой догадки;
−
свободного ориентирования и восприятия текстов разного стиля;
−
проведения словообразовательного анализа;
−
применения грамматических правил при выполнении работы;
−
нахождения ключевых слов в тексте.
4) Рецептивные — упражнения, которые связаны с восприятием готового
языкового материала при чтении и аудировании. Такие задания носят творческий
характер, при их выполнении у ребенка участвуют различные мыслительные
операции: анализ, синтез, умозаключение. Рецептивные упражнения могут быть
речевыми и языковыми, их наличие необходимо при формировании всех видов
речевой деятельности [1].
20
Автор классификации выделил, что для гармоничного сочетания научного
и творческого развития личности необходимо использование творческих
упражнений в одинаковом объеме по перечисленным видам: рецептивным,
продуктивным, репродуктивным, коммуникативным.
Данной классификации творческих заданий по английскому языку мы
будем придерживаться в дальнейшем исследовании.
1.5 Виды творческой деятельности на уроках английского языка в
начальных классах
Для успешного освоения необходимых знаний и умений требуется
максимальная концентрация памяти, внимания, мышления учеников на уроке [10].
Повысить процесс умственного труда детей, а также мотивацию и интерес к
предмету позволяет использование следующих, рассмотренных нами творческих
заданий:
1. Игры. Данный вид творческих заданий активизируют стремление детей
к контакту в коллективе, дают возможность привить ученикам в младшем
школьном возрасте интерес к языку, создают позитивное отношение к его
изучению,
стимулируют
самостоятельную
культурно-мыслительную
деятельность детей [9].
По мнению Гришковой Г.Н. на начальном этапе обучения предпочтение
нужно отдавать фонетическим играм, предусматривающим: формирование
навыков фонематического слуха, навыков установления адекватных звукобуквенных соотношений, навыков произношения связного высказывания [11].
Большое значение играют орфографические игры, которые используются
на уроке с целью формирования навыков угадывания буквы в слове, изучения
места буквы в слове. Также существуют орфографические игры, которые
формируют
орфографические
и
словообразовательные
навыки.
Они
используются на уроке для проверки усвоения орфографии в пределах
изученного материала [8].
21
Немаловажную роль в обучении английскому языку младших школьников
играют лексические игры. Цели использования таких игр разнообразны:
повторение, закрепление изученной лексики, её активизация; формирование
навыков диалогической и монологической речи; развитие контекстуальной
догадки [4].
Ролевая игра — еще одна возможность для активизации учебного процесса,
представляющая
собой
условную
передачу
ее
участниками
реальной
практической деятельности людей и создающая условия реального общения [6].
Ролевая игра мотивирует речевую деятельность: ученики оказываются в
ситуации, активизирующей потребность что-либо высказать или выяснить,
поделиться с собеседником [3].
Существуют определенные требования к использованию обучающих игр
на уроке английского языка:
− необходимо всегда знать цель применения игры;
− игры должны соответствовать возрастным и языковым способностям
учеников;
− в игре должно быть задействовано как можно больше учащихся;
− игры служат для развития всех видов речевой деятельности и
проводятся на английском языке [9].
Место игр на уроке и отводимое игре время зависят от ряда факторов
подготовки учащихся, изучаемого материала, целей и условий урока и т.д.
Например, если игра используется в качестве тренировочного упражнения при
первичном закреплении, то ей можно отвести 20-25 минут урока. В дальнейшем
та же игра может проводиться повторением уже пройденного материала. Одна и
та же игра может быть использована на различных этапах урока [8].
2. Песни и рифмовки. Данный вид творческой деятельности является
одним из эффективных способов влияния на эмоциональную сферу школьника.
Песни способствуют совершенствованию навыков произношения, развития
музыкального
слуха,
эстетическому
22
воспитанию
учеников,
раскрытию
творческих способностей, создают способствующий психологический климат на
уроке [2].
Рифмовки учат детей выражать свои чувства и доносить их до других,
развивать фантазию и творческие способности учащихся [8].
Чаще всего песни и рифмовки на уроке английского языка в начальной
школе применяют для:
− фонетической зарядки на начальном этапе урока;
− закрепления грамматического и лексического материала;
− как стимул для развития речевых умений;
− как средство релаксации в середине и в конце урока [5].
3. Проекты. Такой вид творческой деятельности ориентирован на
самостоятельную
деятельность
учеников,
выполнение
разнообразных
творческих заданий на уроке и проектных разработок. Целью проекта является:
создание условий для развития творческой познавательной деятельности
учащегося [7].
Таким образом мы рассмотрели основные виды творческой деятельности
на уроках английского языка в начальных классах, которые позволяют сделать
урок интересным и динамичным, повысить мотивацию ребенка, формированию
стойкого интереса к дальнейшему изучению английского языка, а также
способствуют активизации познавательной и творческой активности учащихся
начальных классов, развитию мышления, памяти, сообразительности, внимания,
обогащению речи и словарного запаса.
Выводы по главе 1
Таким образом, рассмотрев в данной главе сущность гражданскопатриотического воспитания, особенности творчества в рамках учебного
процесса, классификацию творческих заданий, виды творческой деятельности на
уроках иностранного языка, мы пришли к следующим выводам:
1) патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей
Родины, желание сохранять её характер и культурные особенности и
23
идентификация себя с другими членами нации, готовность подчинить свои
интересы интересам страны, стремление защищать интересы Родины и своего
народа;
2) цель гражданско-патриотического воспитания - развитие в российском
обществе высокой социальной активности, гражданской ответственности,
духовности, становление граждан, обладающих позитивными ценностями и
качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах
Отечества, укрепления государства, обеспечения его жизненно важных
интересов и устойчивого развития;
3) работа по патриотическому воспитанию проводится комплексно.
Комплексный подход отражает важнейшую особенность воспитания
-
направленность на целостное формирование всесторонне и гармонично развитой
личности;
4) согласно исследованиям О. Н. Рулёва, решая задачи гражданскопатриотического воспитания, каждый педагог должен строить свою работу в
соответствии с местными условиями и особенностями детей, учитывая
следующие принципы: ориентация на нравственные отношения в коллективе,
личностная ориентация нравственного воспитания, направленность его на
формирование сознательной жизненной позиции воспитуемых, комплексный
подход к нравственному воспитанию, охватывающий последовательно основные
моменты как собственно воспитательного процесса (переживание – потребность
и мотив деятельности – действие – практическая деятельность), так и процесса
самовоспитания личности (осознание – самосознание – поступок), культурноисторический контекст воспитания, формирующий понимание и знание
российских традиций и ценностей, роли России в истории и мире;
5) из рассмотренных нами определений творчества, наиболее полным, на
наш взгляд, является определение И.Л. Лернера;
6) в рамках учебного процесса творчество позволяет создать условия для
раскрытия всех интеллектуальных и духовных возможностей учащихся,
мотивировать детей к обучению, развивать творческие способности;
24
7) сущность развития творческих способностей младших школьников
заключается в помощи ребенку использования его возможности воображения в
прогрессивном саморазвитии, для того, чтобы активизировать познавательную
деятельность, что позволит ребенку в свободной форме раскрыть свою личность.
Младший школьный возраст является самым оптимальным для развития
творческих способностей, так как мышление детей в этом возрасте отличается
высоким темпом развития;
8) творческое задание — это форма организации учебного процесса,
содержащая указания учащимся для самостоятельной творческой деятельности,
которая направленна на реализацию их личностного потенциала, получение
требуемого образовательного продукта;
9) Кульневич С.В. разработал классификацию творческих заданий по
английскому языку, раскрывающую их направленность по 4 направлениям:
коммуникативные
задания,
продуктивные,
репродуктивные
задания,
рецептивные;
10) мы рассмотрели основные виды творческой деятельности на уроках
английского языка в начальных классах, которые позволяют сделать урок
интересным и динамичным, повысить мотивацию ребенка, а также способствуют
развитию мышления, памяти, сообразительности, внимания, обогащению речи и
словарного запаса ученика: игры, песни и рифмовки, проекты.
Таким образом, в главе 1 нами была проанализирована литература, на
основе знаний которой мы можем перейти к практической части исследования.
25
Глава 2 Использование творческих видов деятельности на уроках
английского языка в начальных классах, как средство гражданскопатриотического воспитания
Итак, в теоретической части исследования, мы рассмотрели понятие
творчества и выяснили, что развитие творческой самостоятельной личности не
представляется возможным без использования на уроках иностранного языка
заданий творческого характера.
В данной связи, в главе 2 мы представим анализ УМК О. В. Афанасьевой,
И. В. Михеевой "Rainbow English" на предмет представленности творческих
заданий и предложим систему творческих упражнений, направленных на
развитие творческих способностей.
2.1
Анализ УМК О.В. Афанасьевой, И.В. Михеевой «Rainbow
English» на предмет представленности творческих заданий,
соответствующим принципам гражданско-патриотического воспитания
Целью исследования являлся анализ УМК О. В. Афанасьевой, И. В.
Михеевой "Rainbow English" на предмет представленности творческих заданий,
относительно классификации, разработанной С.В. Кульневич и соотвтствие этих
заданий принципам гражданско-патриотического воспитания О.Н. Рулёва.
Нами был проведен анализ рабочей программы 2-4 классов МОУ СОШ
№37, используемой педагогом для работы, который показал, что для ее
реализации используется УМК О. В. Афанасьевой, И. В. Михеевой "Rainbow
English". На изучение английского языка в данной программе отводится 68 часов
в год, 2 часа в неделю (Приложение 4).
Программа
УМК
«Rainbow
English»
соответствует
возрастным
особенностям младших школьников, разработана в рамках ФГОС. В
планируемых результатах данной программы сказано, что в процессе участия в
26
моделированных ситуациях общения, ролевых играх у младших школьников
формируются
речевые
способности,
личностные
качества,
творческое
мышление и воображение, а также, ученики учатся самостоятельно ставить и
решать личностно-значимые коммуникативные задачи, что способствует
повышению
мотивации
изучения
гражданско-патриотического
иностранного
воспитания. Мы
языка,
формированию
проанализировали
учебно-
методический комплекс «Rainbow English», на наличие в нём упражнений,
способствующих творческому развитию личности младшего школьника.
Данный УМК включает задания, благодаря которым возможно развитие
творческих способностей младших школьников: проектные задания, обсуждение
в группах общей проблемы, либо мини-задач, индивидуальные домашние
задания творческого характера.
Мы рассмотрели темы, которые изучаются на протяжении обучения в
начальной школе по УМК «Rainbow English» и привели их в таблице 1.
Таблица 1 - Темы курса английского языка УМК «Rainbow English»
Класс
Темы курса
«Знакомство»
«Мир вокруг нас»
«Откуда мы родом?»
«Эмоции. Оценка происходящего»
«Семья»
2
«Люди и города»
«Люди и их занятия»
«Мы считаем»
«Время и действия»
«What We See and What We Have»
«What We Like»
3
«What We See and What We Have»
27
Продолжение таблицы 1
«What We Like»
«How Many?»
«Happy Birthday»
«What`s Your Job?»
«Animals»
«Seasons and Months»
«I Go to School»
«I love Food»
4
«The Weather We Have»
«At The Weekend»
«Meet John Barker and His Family»
«My day»
«At Home»
Из данных таблицы можно сделать вывод о том, что данный УМК не
уделяет особое внимание сравнению повседневных моделей поведения,
предметов, в родной стране обучающего и стране изучаемого языка, что является
одним из компонентов развития творческих способностей детей младшего
школьного возраста.
Далее нами были изучены задания творческого характера, встречающиеся
в учебниках Афанасьевой О.В., Михеевой И.В., «Rainbow English» 2, 3, 4 классов
по вышеперечисленным темам (Приложение 1).
Количество творческих упражнений мы распределили по 4 направлениям
классификации С.В. Кульневич, данные представлены в таблице 2.
Таблица 2 - Количественная характеристика творческих упражнений в
учебниках «Rainbow English»
Класс Количество
коммуникативных
творческих
упражнений
Количество
Количество
продуктивных
рецептивных
творческих упражнений творческих
упражнений
28
Количество
репродуктивных
творческих
упражнений
Продолжение таблицы 2
2
98
138
186
138
3
72
96
136
256
4
99
161
113
187
Также мы подсчитали количество творческих упражнений в рабочих
тетрадях к УМК «Rainbow English», данные приведены в таблице 3.
Таблица 3 - Количественная характеристика творческих упражнений в
рабочих тетрадях «Rainbow English»
Класс
Количество
Количество
Количество
Количество
коммуникативных
продуктивных
рецептивных
репродуктивных
творческих
творческих
творческих
творческих
упражнений
упражнений
упражнений
упражнений
2
69
71
68
46
3
49
37
94
74
4
26
97
67
64
Далее мы сложили количество творческих упражнений курса английского
языка в рабочих тетрадях и учебниках со 2 по 4 классы, к УМК «Rainbow English»
и занесли результаты в таблицу 4.
Таблица 4 - Общее количество творческих заданий к УМК «Rainbow
English» со 2 по 4 классы.
Количество
Количество
Количество
Количество
Всего
коммуникативных
продуктивных
репродуктивных
рецептивных
упражнений
творческих
творческих
творческих
творческих
упражнений
упражнений
упражнений
упражнений
413
600
664
765
29
2442
В результате мы получили процентное соотношение количества
творческих упражнений, представленных к данному УМК, данные показаны на
рисунке 1:
Коммуникативные
творческие
упражнения
31
Продуктивные
творческие
упражнения
27
Репродуктивные
творческие
упражнения
17
Рецептивные
творческие
упражнения
25
Рисунок 1 – Процентное соотношение количества творческих упражнений.
Как уже упоминалось в теоретической части нашего исследования, автор
выбранной нами классификации считает, что для успешного и полного развития
творческих способностей младших школьников нужно использовать задания
творческого характера коммуникативной, продуктивной, репродуктивной,
рецептивной направленности в, примерно, одинаковом объеме.
Исходя из данных диаграммы, можно сделать вывод о том, что большее
процентное соотношение творческих упражнений, представленных к УМК
«Rainbow English» имеют рецептивные упражнения, имея значительную разницу
с количеством коммуникативных творческих упражнений.
Далее, мы посчитали количество заданий, содержащих компоненты
гражданско-патриотического воспитания О.Н. Рулёва, результаты внесли в
таблицу 5.
Таблица 5 - Творческие задания, содержащие компоненты гражданскопатриотического воспитания.
Деятельностный компонент
Эмоционально-
Содержательный
побудительный
946
803
30
649
В результате выяснилось, что количество этих упражнений имеют между
собой весомую разницу, которую демонстрирует рисунок 2:
28,37
Деятельностный компонент
32,88
эмоционально-побудительный
компонент
0
Содержательный компонент
38,73
Рисунок 2 – Процентное соотношение между заданиями.
Вышесказанное может повлиять на качество процесса развития творческих
способностей младших школьников, их гражданско-патриотическое воспитание,
а значит планируемые результаты, представленные в рабочей программе
образовательного учреждения МОУ СОШ №37 могут быть достигнуты не в
полной мере.
В ходе данного исследования мы посетили уроки английского языка в 4
«А» классе и выявили, что учитель, для полного достижения планируемых
результатов программы использует дополнительные учебные пособия данного
УМК: книга для учителя, мультимедийные презентации, раздаточный материал.
В результате полученных данных мы предположили, что для достижения
планируемых
результатов
программы
учебно-методического
комплекса
«Rainbow English» в полной мере, не достаточно использовать на уроках
английского языка только те виды творческих заданий по изучаемым темам,
которые приведены в учебниках и рабочих тетрадях к рассматриваемому УМК,
потому что необходим примерно одинаковый объем упражнений по
классификации С.В. Кульневич и содержанию гражданско-патриотических
компонентов О.Н. Рулёва.
31
2.2 Эффективность использования творческих заданий на уроках
английского языка, как средства гражданско-патриотического воспитания
Для того чтобы проверить выдвинутую выше гипотезу, необходимо
проверить эффективность использования творческих заданий для достижения
планируемых результатов программы УМК «Rainbow English».
Мы
провели
исследование,
в
ходе
которого
измерили
уровень
сформированности гражданско-патриотических знаний школьников.
Цель исследования: определение уровня когнитивной составляющей
патриотических чувств у младших школьников.
Исследование проводилось на базе МОУ СОШ №37, города Комсомольскна-Амуре. Участие приняли 27 учеников 4 «А» класса.
За основу мы взяли исследование по разработке критериев и методик
оценки результатов работы по патриотическому воспитанию граждан,
обобщенных профессором, доктором философских наук В.И. Лутовиновым
(Приложение 2).
В
разработку
входит:
сбор
данных
(информации)
о
состоянии
патриотического воспитания (источниками данных могут быть: наблюдения и
исследования педагогов, результаты бесед, опросов, анкетирования; результаты
и выводы различных проверок, наблюдения и мнения научных руководителей
школы); обработка данных; анализ проделанной текущей работы; определение
выводов об уровне и результатах патриотического воспитания в классе,
формулирование конкретных задач и мер по их дальнейшему улучшению.
Ученикам была предложена анкета из 10 вопросов (Приложение 3), ответы
на которые показывают какие знания о своей стране, семье, городе
сформированы у младших школьников по изученным темам: «Meet John Barker
and His Family»; «At Home»; «I love Food»; «At The Weekend».
32
Оценивание проводилось по полноте представлений о патриотизме.
Поскольку полнота определяется показателем объема фактического знания,
на основе проведенного анализа ответов учащихся были выделены высокий,
средний, низкий уровни:
1)
8-10 баллов – высокий уровень;
2)
5-7 баллов – средний уровень;
3)
0-4 балла – низкий уровень.
На рисунке 3 показан результат, в котором большее процентное
соотношение из составили низкий уровень патриотических знаний.
Высокий уровень
Средний уровень
Низкий уровень
Рисунок 3 – Процентное соотношение между уровнем патриотических знаний.
Таким образом, основываясь на полученных данных, мы получили
подтверждение нашего предположения о том, что для достижения планируемых
результатов программы УМК «Rainbow English» в полной мере, не достаточно
использовать на уроках английского языка только те виды творческих заданий по
изучаемым темам, которые приведены в учебниках и рабочих тетрадях к
рассматриваемому УМК , так как
необходим примерно одинаковый объем
упражнений по классификации С.В. Кульневич и содержанию гражданскопатриотических компонентов О.Н. Рулёва.
33
2.3 Разработка методического комплекса творческих видов деятельности,
ориентированных на гражданско-патриотическое воспитание младшего
школьника по программе УМК «Rainbow English»
Основываясь на полученных результатах проведенного анализа, нами была
разработана система разных видов творческих заданий, которые могут
оптимизировать достижение планируемых результатов программы УМК
«Rainbow English», мы создали многофункциональный информационный сайт
"Копилка творческих заданий" к выбранному УМК, затем загрузили туда файлы
с заданиями к темам программы для каждого класса (Приложение 5). Сайт
включает комплексы авторских разработок творческих заданий, которые
соответствуют представленной нами классификации исследователя О.Н. Рулёва,
а также содержат гражданско-патриотические компоненты, выделенные С.В.
Кульневичем.
Творческая активность развивается в процессе творческой деятельности,
которая в свою очередь побуждает детей к познанию, поиску новых решений в
нестандартных ситуациях. Для поддержания и развития интереса учащихся к
изучению иностранного языка, развития у детей творческих способностей
необходимо использовать разнообразные виды творческой деятельности.
Предлагаемые нами примеры заданий, которые могут быть использованы
на уроке английского языка в начальных классах, мы разбили по основным
рассмотренным нами ранее видам творческой деятельности: игры, песни и
рифмовки, проекты.
Рассмотрим один из видов творческой деятельности на уроке английского
языка в 4 классе, по теме ««Happy Birthday»».
Проект «Mind-mapping», предложенного американским ученым Т.
Бьюзеном. Данное творческое задание включает в себя составление интеллекткарт, которые помогут ученику младшего школьного возраста эффективнее
запомнить новый лексический материал. Задаётся ключевое слово, учащиеся
34
должны предложить любые понятия, связанные с ним ассоциативно.
Перечисленные понятия составляют определенную схему. Правила построения
таких схем:
1) в центре листа, расположенного горизонтально, изображается ключевое
понятие или образ;
2) используя разные цвета, изображаются ветки первого уровня, исходящие
от
центрального
образа,
на
которых
записываются
слова,
ассоциирующиеся с этим образом;
3) к веткам первого уровня добавляются ветки 2 уровня, раскрывающие идеи,
написанные на ветках 1-ого уровня, на каждом ответвлении записывается
ключевое слово;
4) использование максимального количества цветов для рисования карты;
5) добавление
рисунков, символов, ассоциирующимися с ключевыми
словами;
6) изображение, при необходимости стрелок, соединяющих разные понятия
на разных ветках.
Получившаяся интеллект-карта может самостоятельно дополняться
учениками, их можно расширять, оставаясь в рамках одной темы.
Мы предложили использовать данный вид творческой деятельности на
этапе закрепления знаний — для стимулирования мыслительной деятельности.
Смысл этого приема заключается в попытке систематизировать имеющиеся
знания по той или иной проблеме. Составление такой карты позволяет детям
свободно и открыто думать по поводу темы, за основу взято слово «Motherland»
(Приложение 6), ученики вспоминают слова по этой теме, вводится лексический
материал, которого нет в учебном материале, поэтому пополняется словарный
запас учеников, они фиксируют новые слова.
Также, мы предложили использовать данную разработку на этапе
закрепления полученного материала, по теме «Food». Данная проектная
деятельность позволяет:
1) создать мотивацию к изучению английского языка;
35
2) организовать групповую и индивидуальную деятельность;
3) осуществлять дифференцированный подход к обучающимся;
4) научить использовать справочники или словари для овладения новыми
языковыми средствами.
Учащиеся сравнивают блюда национальной Русской и Британкой кухни, в
помощь можно разложить заготовки названий некоторых блюд, одинаковые
блюда стран можно выделять или подчеркивать. В дальнейшем ученики
представляют свои работы, сравнивая сходства и различия национальных блюд
двух стран.
Проект «Mind-mapping» помогает развивать творческое мышление, внимание,
память, сделать процесс обучения иностранному языку интереснее и плодотворнее.
В блок песен и рифмовок можно включить творческое задание — изменение в
рифмовке неверного порядка слов.
Яркость, образность в стихах для детей
пробуждают у них интерес к иностранному языку. Мы предложили использование
данного вида работы на уроке по теме: «Family»
Цель данного урока: формирование ключевых языковых компетенций на
уроке английского языка в ситуациях реального общения.
Данный вид творческой деятельности используется на этапе первичной
отработки лексических навыков. Стихи создают у учащихся мотивацию к изучению
иностранного языка, положительный настрой, а также развивают учащихся духовно,
эстетически развивают их.
Использование стихов на уроках иностранного языка способствует
формированию лексических навыков у учащихся и повышают эффективность
обучения.
Учащийся начальной школы ассоциирует слово «Родина» с чувственным
восприятие, то есть для него это место, где находится семья. Важно показать
ученикам значимость места их «малой» Родины, так как данный аспект включает
гражданско-патриотическое воспитание.
36
Игры являются неотъемлемой частью проведения уроков английского
языка для младших школьников. Игры помогают и обучают относиться к делу
творчески, а значит выполнять его качественно, на более высоком уровне.
В данный блок мы предложили игру «Guess the animal». Это упражнение
нацелено на совершенствование всех ранее приобретенных навыков.
Ученики сравнивают каких животных, расположенных на экране они
могут встретить в своей и англоговорящей стране, затем составляют портрет
животного и описывают его внешность.
Мы предполагаем, что использование на уроках английского языка,
приведенных нами заданий, обеспечит оптимизацию достижения поставленной
в рабочей программе учебно-методического комплекса цели: развития
способности к творческой деятельности при изучении английского языка, а
также гражданско-патриотическому воспитанию младшего школьника.
Выводы по главе 2
В данной главе мы выполнили анализ УМК О. В. Афанасьевой, И. В.
Михеевой "Rainbow English" на предмет представленности творческих заданий
относительно классификации, разработанной С.В. Кульневич и содержания в
заданиях компонентов гражданско-патриотического воспитания О.Н. Рулёва,
предложили
систему
универсальных
творческих
заданий
для
уроков
английского языка в начальных классах и пришли к следующим выводам:
− в УМК «Rainbow English» не в полной мере достигаются планируемые
результаты рабочей программы образовательного учреждения;
− помимо предложенных в рассматриваемом УМК творческих заданий
учитель использует: книгу для учителя, мультимедийные презентации,
раздаточный материал;
− данный УМК не уделяет особое внимание сравнению повседневных
моделей поведения, предметов, в родной стране обучающего и стране
изучаемого языка, что является одним из компонентов гражданско37
патриотического воспитания, а также развития творческих способностей
детей младшего школьного возраста.
Основываясь на полученных результатах анализа УМК “Rainbow English”,
нами была разработана система разнообразных видов творческой деятельности,
по развитию иноязычной коммуникативной компетенции, целью которых
является
оптимизация
достижения
планируемых
программы.
38
результатов
данной
Заключение
В ходе анализа методической литературы по теме исследования мы
подробно изучили понятие гражданско-патриотического воспитания, раскрыли
это понятие, как педагогическую задачу, определили творчество и его роль в
рамках учебного процесса, заключающуюся в развитии интереса, мотивации к
изучению английского языка, развитию мыслительных процессов и творческих
способностей ученика.
Гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях – это
целенаправленный,
нравственно
обусловленный
процесс
подготовки
подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях
демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении
социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также
максимальному развитию своих способностей в целях достижения жизненного
успеха.
Целью гражданско-патриотического воспитания является развитие в
российском
обществе
высокой
социальной
активности,
гражданской
ответственности, духовности, становление граждан, обладающих позитивными
ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в
интересах Отечества, укрепления государства, обеспечения его жизненно
важных интересов и устойчивого развития. Коммуникативная направленность
предмета английский язык, его обращенность к изучению обычаев, традиций,
языка другого народа способствует тому, что преподавание английского языка в
современной школе дает учителю широкие возможности по воспитанию
патриотизма. Нужно подбирать материал, который давал бы знания об истории,
традициях, людях, учить сопоставлять и делать выводы, для этого подходят
именно творческие виды деятельности.
Согласно исследованиям О. Н. Рулёва, решая задачи гражданскопатриотического воспитания, выбранные педагогом задания на уроке должны
содержать следующие компоненты гражданско-патриотического воспитания:
деятельностный компонент, эмоционально-побудительный, содержательный.
39
Творчество — неотъемлемая часть образовательного процесса. Из
рассмотренных нами определений творчества, наиболее полным, на наш взгляд,
является определение И.Л. Лернера; творчество в учебном процессе как форму
деятельности человека, которая направленна на создание ценностей, важных для
формирования личности как общественного субъекта. Сущность развития
творческих способностей младших школьников заключается в помощи ребенку
использования его возможности воображения для того, чтобы активизировать
познавательную деятельность, что позволит ребенку в свободной форме
раскрыть свою личность. Младший школьный возраст является самым
оптимальным для развития творческих способностей, так как мышление детей в
этом возрасте отличается высоким темпом развития.
Творческое задание — это форма организации учебного процесса,
содержащая указания учащимся для самостоятельной творческой деятельности,
которая направленна на реализацию их личностного потенциала, получение
требуемого образовательного продукта.
Кульневич С.В. разработал классификацию творческих заданий по
английскому языку, раскрывающую их направленность по 4 направлениям:
-
коммуникативные задания;
-
продуктивные,
-
репродуктивные задания;
-
рецептивные.
Как считает автор данной классификации для гармоничного сочетания
научного и творческого развития личности необходимо использовать эти задания
в примерно одинаковом объеме.
Мы рассмотрели основные виды творческой деятельности на уроках
английского языка в начальных классах, которые позволяют сделать урок
интересным и динамичным, повысить мотивацию ребенка, а также способствуют
развитию мышления, памяти, сообразительности, внимания, обогащению речи и
словарного запаса ученика.
40
Для того, чтобы изучить какие виды творческих заданий используют на
уроках английского языка, мы провели анализ УМК «Rainbow English», на
предмет представленности творческих заданий, относительно классификации,
разработанной С.В. Кульневич и соотвтствие этих заданий принципам
гражданско-патриотического воспитания, выделенных О.Н. Рулёвым.
Помимо предложенных в рассматриваемом УМК творческих заданий
учитель использует: книгу для учителя, мультимедийные презентации,
раздаточный материал.
Данный УМК не уделяет особое внимание сравнению повседневных
моделей поведения, предметов, как в родной стране обучающегося, так и в
стране изучаемого языка, что является одним из компонентов гражданскопатриотического воспитания младшего школьника.
В результате полученных данных мы предположили, что для достижения
планируемых результатов программы УМК “Rainbow English” в полной мере, не
достаточно использовать на уроках английского языка только те виды
творческих заданий по изучаемым темам, которые приведены в учебниках и
рабочих тетрадях к рассматриваемому УМК, потому что необходим примерно
одинаковый объем упражнений по классификации С.В. Кульневич и
содержанию гражданско-патриотических компонентов, предложенных
О.Н.
Рулёвым.
Чтобы проверить уровень эффективности использования творческих
заданий для достижения планируемых результатов программы УМК “Rainbow
English” мы провели диагностику учащихся 4 "А" класса МОУ СОШ №37.
Ученикам была предложена анкета из 10 вопросов, ответы на которые
показывают какой уровень знаний о своей стране, семье, городе сформированы
у младших школьников по изученным темам из УМК.
Данные, которые мы получили, проведя анкетирование подтвердили наше
предположение о том, что для достижения планируемых результатов программы
УМК “Rainbow English” в полной мере, не достаточно использовать на уроках
41
английского языка только те виды творческих заданий по изучаемым темам,
которые приведены в учебниках и рабочих тетрадях к рассматриваемому УМК.
Основываясь на полученных результатах проведенного анализа, нами
была разработана система разных видов творческих заданий, целью которых
является оптимизация достижения планируемых результатов программы
учебно-методического комплекса. Эти задания мы разбили по основным видам
творческой деятельности (игры, песни и рифмовки, проекты). Для удобства мы
создали сайт "Копилка творческих заданий" к УМК “Rainbow English”, куда
загрузили файлы с заданиями к темам программы для каждого класса. Учитель
может использовать этот сайт для того, чтобы разнообразить урок английского
языка творческим заданием, направленным на гражданско-патриотическое
воспитание младшего школьника, развитие его творческих способностей. Мы
предполагаем, что использование на уроках английского языка, приведенных
нами заданий, обеспечит оптимизацию достижения поставленной в рабочей
программе УМК цели: развитие способности к творческой деятельности и
гражданско-патриотического воспитания при изучении английского языка.
Таким образом, процесс формирования патриотических чувств у детей
младшего школьного возраста требует длительного времени, а временные рамки
исследования не позволили отследить окончательный результат, в дальнейшем
планируется работа в данном направлении и использование творческих видов
деятельности не только для достижения максимального творческого и
интеллектуального развития личности ребенка, но и для формирования
гражданско-патриотических чувств у младших школьников.
42
Библиографический список
1. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. М.:Педагогика, 1977.
257 с.
2. Бекаревич Т.И. Понятие «подход» в теоретических исследованиях по
методике преподавания иностранным языкам в начальной и средней
школе// Теория и практика образования в современном мире: материалы
Междунар. науч. конф.СПб.: Реноме, 2012. С. 314-316.
3. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. М.: Айриспресс, 1997.
352 с.
4. Большой энциклопедический словарь / под ред. А.М. Прохорова. М.:
Большая Российская энциклопедия, 2002. 1456 с.
5. Воробьёва Т.И. Коммуникативное обучение младших школьников в
процессе игры-драматизации сказочных сюжетов. Екатеринбург, 2009. 57 с.
6. Выготский Л.С. Педагогика: собр. сочинений. М.: Педагогика, 2002. 504 с.
7. Выготский Л.С.Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991. С. 33-37.
8. Гальскова Н.Д. Теория и практика обучения иностранным языкам. М.:
Айрис Пресс, 2004. 240с.
9. Гез.
Н.И.
Роль
условий
общения
при
обучении
слушанию
и
говорению//Иностранные языки в школе. 1981. №5. С. 32.
10.ДавыдовВ.В. Проблемы развивающего обучения.М.:Педагогика, 1986. 87 с.
11.Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. М.: Русский
язык. 2003, 442 с.
12. Данилюк
А.Я.,Кондаков
А.М.,
Тишков
В.А.
Концепция
духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина
России.М.: Просвещение, 2009. 23 с.
43
13. Зайцева К.П. Об актуальности формирования коммуникативных навыков
в учебной деятельности младших школьников //«Эйдос»: сетевой журн.
2011. URL: htlp://www.emissia.org/ofTline/ 2011/1552.htm (дата обращения
11.03.2018).
14. Зимняя И.А. Педагогическая психология // учебник. Изд.2-ое. М.: Логос,
2005. 384 с.
15.Зимняя
И.А.
Психологические
аспекты
обучения
говорению
на
иностранном языке. М.: Логос, 1985. 175 с.
16. Зорин Л.И. Проблема разработки критериев уровня патриотического
воспитания младших школьников // Вестник.ТГУ, выпуск 7. 2008.
17. Зосимовский А.В. Критерии нравственной воспитанности. М.: Педагогика,
1992. № 11. С. 90-91.
18. Зырянова А.В. Деловая игра «Умеем ли мы общаться?» М.: Просвещение,
2000. С. 20-21.
19. Ибраева М.В. Игра – метод обучения английскому языку// «Начальная
школа»: сетевой журн. 2015.
20. Израилевич Е.Е., Качалова К.Н. Практическая грамматика английского
языка. М.: Юнвес, 2003. 718 с.
21. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической
антропологии. Том I// «Начальная школа»: сетевой журн. 2015.
44
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв