Характеристика основных методов оценки эффективности персонала
Л.К. Климович и Е.В. Ермольчик выделяют 3 группы методов по оценке
эффективности персонала [7]:
1. Прогностический метод: анкетирование; анализ письменных или
устных характеристик; метод опроса (например, сбор мнений и
отзывов
руководителей
и
коллег);
беседы;
психолого-
педагогические тесты.
2. Практический метод: пригодность работника к выполнению
трудовых обязанностей определяется на основе результатов его
практической работы.
3. Имитационный
метод:
работнику
предлагается
конкретная
профессиональная ситуация или задача, которую он должен решить.
В практической деятельности специалиста по управлению персоналом
можно условно разделить все методы оценки эффективности работников на
следующие группы [7]:
1. Стандартная оценка: руководитель заполняет специальный бланк
для оценки эффективности каждого сотрудника из всего персонала;
2. Анкетирование: руководитель оценивает каждую позицию в анкете
в
балловой
системе
для
подсчета
баллового
показателя
эффективности работника;
3. Метод
вынужденного
подходящую
для
выбора:
оцениваемого
эксперт
выбирает
работника
наиболее
характеристику
эффективности его деятельности из предложенного ему выбора;
4. Описательный метод: последовательная описательная письменная
характеристика профессиональных достижений и недостатков
сотрудника при оценке его эффективности;
5. Метод решающей ситуации: описание верных и неверных действий
в определенных ситуациях; с описаниями сопоставляются действия
оцениваемого сотрудника в аналогичных ситуациях.
6. Метод
шкалы
наблюдений:
оценка
эффективности
профессиональных действий работника в решающих ситуациях
путем фиксации того, как и сколько раз работник вел себя в них.
Н.В. Колосовская в своем научном исследовании отмечает две группы
методов по оценке эффективности персонала [8]:
Экономический метод (эффективность деятельности организации в
целом
и
персонала
в
частности;
уровень
достижения
профессиональных целей; объем и качество выполнения работ или
оказания услуг; лояльность организации; количество заказов на
изготовление продукции или выполнения возмездных услуг);
Социально-психологический
деятельностью;
особенности
(удовлетворенность
поведения
и
трудовой
индивидуально-
личностные особенности персонала; скрытые возможности и
профессиональный потенциал работников, которые смогут сделать
их работу в компании более эффективной). Автор отмечает основные
критерии для оценки эффективности персонала:
Коэффициент использования рабочего времени – это отношение
времени, затраченного на исполнение своих профессиональных
обязанностей к продолжительности длительности рабочего дня;
Коэффициент
производительности
труда
–
это
отношение
количества условных единиц оказанных услуг за отчетный период к
среднему количеству условных единиц услуг за тот же отчетный
период среди персонала данного профиля.
Коэффициент качества осуществленных работ – это отношение
количества рекламаций за отчетный период к количеству условных
единиц оказанных услуг за тот же отчетный период.
Коэффициент финансовой эффективности сделанных работ или
оказанных услуг – это отношение разности стоимостей условных
единиц услуг или продукции, произведенных работником, и затрат
на рекламации за отчетный период.
М.Л. Манасян [9] в своей диссертации на соискание ученой степени
кандидата технических наук «Модели, алгоритмы и комплекс программ оценки
эффективности
работы
персонала»
подчеркнул
такие
методы
оценки
эффективности персонала, как:
Аттестация: подтверждение квалификации персонала;
Тестирование:
исследование
определенных
показателей
эффективности персонала;
Структурированное интервью: целенаправленная беседа по заранее
утвержденной анкете без дополнительных разъяснений;
MBO (Management by Objectives): система оценки результативности
труда;
основная
цель
метода
–
оценить
результаты
профессиональной деятельности сотрудника и его эффективности,
составить необходимый список профессиональных задач на
следующий период выполнения трудовых обязанностей, составить
индивидуальные планы профессионального развития сотрудника:
PM: метод оценки способов достижения полученных результатов;
Метод 360 градусов: оценки эффективности сотрудника всем его
профессиональным окружение в организации; затем составление
профессионального рейтинга его эффективности;
Ассесcмент-центр: метод комплексной оценки эффективности,
который основан на моделировании
основных моментов и
критериев эффективности;
QCS: система по контролю за качеством [9].
Условно все методы оценки эффективности персонала можно разделить на
3 большие группы:
Качественные методы: матричный метод, групповая дискуссия,
метод 360 градусов, интервью, анализ документов;
Количественные методы: ранговый метод, метод бальной оценки и
метод свободной бальной оценки; анкетирование; личностные
опросники;
Комбинированные методы: тестирование, метод оценок.
В.С. Квагинидзе, В.С. Смирнов и А.В. Черкасов [6] утверждают, что все
методы оценки эффективности персонала должны быть:
объективны, т.к. одно частное мнение или суждение не оказывает
значительного влияния на процесс оценки эффективности;
надежны, т.к. оценка выносится относительно независимо от
влияния
разнообразных
ситуативных
факторов,
таких
как
настроение, погода, прошлые профессиональные успехи или
неудачи;
достоверны в отношении трудовой деятельности конкретного
работника. т.к. оценивают уровень эффективности работника;
комплексны, т.к. оценивается не только каждый из сотрудников
организации, но и связи и отношения внутри предприятия, а также
возможности фирмы в целом;
доступны и понятны для персонала [6].
Самым важным методом при оценке эффективности персонала являются
ключевые показатели эффективности (KRI). К ним относятся такие показатели
деятельности подразделения или всей организации в целом, которые помогают
ей в достижении стратегических и операционных целей. Применение в своей
профессиональной деятельности таких ключевых показателей эффективности
дает всем учреждениям возможность оценить свое профессиональное развитие и
помочь в оценке реализации профессиональной стратегии. На настоящий
момент, существуют несколько готовых программ для использования KRI в
своей деятельности: KPI-Drive [3], MAS Project [5], 1С:Управление по целям и
KPI [1], KPI Monitor [4], SAP SuccessFactors [11], Elma KPI [2], KPI Suite [10].
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. 1С: Управление по целям и KPI [Электронный ресурс] / Сайт программы
1С: Предприятие. – URL: https://solutions.1c.ru/catalog/kpi/features (дата
обращения 01.06.2018).
2. ELMA KPI – управление эффективностью [Электронный ресурс] / Сайт
Elma-bpm.ru. – URL: https://www.elma-bpm.ru/product/kpi (дата обращения
15.06.2018).
3. KPI
Drive.
Идеальная
система
управления
и
мотивации
завод
[Электронный ресурс] / Сайт программы KPI-Drive. – URL: https://kpidrive.ru (дата обращения 15.06.2018).
4. KPI MONITOR: программа для автоматизации системы управления
персоналом [Электронный ресурс] / Сайт «KPI Monitor». – URL:
http://www.kpi-monitor.ru (дата обращения 15.06.2018).
5. MAS Project – многофункциональная система управления [Электронный
ресурс] / Сайт программы MAS Project. – URL: https://clients.masproject.pro
(дата обращения 15.06.2018).
6. Квагинидзе, В. С. Современные методы, принципы и процедуры оценки
персонала компании [Электронный ресурс] / В. С. Квагинидзе,
В. С. Смирнов, А. В. Черкасов // – URL: https://cyberleninka.ru (дата
обращения 15.06.2018).
7. Климович, Л. К. Методы оценки персонала [Текст] / Л. К. Климович,
Е. В. Ермольчик // Вестник ГГТУ им. П. О. Сухого. – №2. – 2003. –
С.52-60.
8. Колосовская, Н. В. Оценка эффективности труда по критериальным
показателям [Текст] / Н. В. Колосовская // Вектор науки ТГУ. – № 3(13). –
2010. – С. 236-239.
9. Манасян, М. Л. Модели, алгоритмы и комплекс программ оценки
эффективности работы персонала [Текст] : автореферат дис. на соискание
ученой степени кандидата технических наук / М. Л. Манасян. – М., 2005. –
24 с.
10.Программная платформа для сбора обработки и мониторинга данных.
[Электронный ресурс] / Сайт KPI Suite. – URL: http://www.kpisuite.com
(дата обращения 15.06.2018).
11.Россия (Russia) – SAP SuccessFactors [Электронный ресурс] / Сайт SAP
SuccessFactors – URL: https://www.successfactors.com/ru_ru.html (дата
обращения 15.06.2018).
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв