ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(НИУ «БелГУ»)
СОЦИАЛЬНО-ТЕОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ ИМЕНИ МИТРОПОЛИТА
МОСКОВСКОГО И КОЛОМЕНСКОГО МАКАРИЯ (БУЛГАКОВА)
КАФЕДРА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В
СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА
Выпускная квалификационная работа
обучающегося по направлению подготовки 39.03.02 Социальная работа
очной формы обучения, группы 87001406
Волобуевой Дарьи Андреевны
Научный руководитель:
ст. преподаватель
кафедры социальной работы
Сазонова Е.С.
Рецензент:
заместитель директора по
учебной работе ГБОУ
«Белгородская коррекционная
общеобразовательная школаинтернат №23»
Данилюк Л.Е.
БЕЛГОРОД 2018
3
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ
9
ПРИМЕНЕНИЯИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ В СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИ ДЕТЕЙ С
НАРУШЕНИЕМ СЛУХА
1.1. Сущность социальной реабилитации детей с нарушением слуха
9
1.2. Информационно-коммуникативные технологии в социальной
19
реабилитации детей с нарушением слуха: понятие, особенности,
классификация
2.ПЕРСПЕКТИВЫ
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
КОММУНИКАТИВНЫХ
ИНФОРМАЦИОННО-
ТЕХНОЛОГИЙ
В
30
СОЦИАЛЬНОЙ
РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА
2.1. Проблемы социальной реабилитации детей с нарушением слуха
(на
примере
ГБОУ
«Белгородская
30
коррекционная
общеобразовательная школа-интернат № 23»)
2.2. Социальный проект «Вместе с родителями»
42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
50
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
53
ПРИЛОЖЕНИЯ
58
ВВЕДЕНИЕ
4
Актуальность
проблемы
исследования.В
сегодняшнем
обществе
отметилась существенная тенденция, связанная с увеличением количества
детей,
имеющих
различные
нарушения
слуха.По
данным
Всемирной
организации здравоохранения в мире на сегодняшний день проживает 360 млн.
инвалидов по слуху, среди которых 32 млн. составляют дети [61].
Слух занимает одно из ведущих мест в развитии и формировании
будущей личности. Благодаря ему ребенок может слышать речь своих
родителей, имитировать её, а также пытаться самостоятельно произносить
отдельные слоги и слова. Взаимодействуя с родителями, ребенок осуществляет
приобщение к окружающему ему миру, стремиться проверять собственную
речь и сопоставлять её с другими. В будущем наличие слуха помогает ему в
освоении чтения и письма.
Проблемы со слухом приводят к нарушению процесса формирования
речи и развитию познавательной деятельности у ребенка. Сегодня появляется
потребность в реализации мер и выполнении мероприятий, направленных на
реабилитацию и абилитациюданной категории детей. Для разрешения данной
задачи необходимо использовать и внедрять информационно-коммуникативные
технологии.
На сегодняшний день применение информационно-коммуникативных
технологий
является
коммуникативные
распространенным
технологии,
которые
феноменом.Информационноиспользуются
в
социальной
реабилитации детей с нарушением слуха помогают создавать необходимые
условия для раскрытия их потенциала, обеспечивать равные возможности для
социализации в современных условиях.
Информационные
технологии
в
процессе
реабилитации
детей
с
нарушением слуха предоставляют возможность не только удовлетворить
основные потребности в получении новых знаний, но и содействуют развитию
способности собственными усилиями получать данные знания.
5
В процессе социальной реабилитации информационно-коммуникативные
технологии дают возможность развивать у детей такие качества, как внимание,
психические реакции, уверенность, что позволяет адаптироваться в обществе,
создавать условия для развития личности.
Исходя из этого, можно сказать, что использование информационнокоммуникативных технологий в процессе реабилитации детей с нарушением
слуха необходимо для разностороннего развития данной категории детей.
Степень
является
разработанности
междисциплинарной
проблемы
областью,
исследования:данная
поскольку
охватывает
тема
такие
разнообразные дисциплины и практики, как компьютерные науки, социология,
педагогика, дефектология, образование, коммуникации.
Существенную роль в исследовании проблем детей с нарушением слуха
сыграли научные труды дефектологов: Л.С. Выгодского и Р.М. Боскис.
Восприятию глухих детей посвятила свой научный труд Л.И. Аксенова. Т.В.
Розанова и И.В Королева в своих работах изучали проблемы детей с
нарушением слуха.
Особенности
психического
склада
детей
с
нарушением
слуха
рассмотрены в трудах: Р.М. Боскис, Т.В. Розановой, И.М. Соловьева. Вопросы
социальной адаптации и интеграции детей с нарушением слуха отражены в
работах:В.М. Астафьевой, Э.В. Миронова, Н.Д. Шматко. Разобраться в
вопросах воспитания и обучения детей с нарушением слуха помогла научная
работа Л.А. Головница.
Рассматривали социальную реабилитацию П.К. Анохин, В.П. Белов, Н.Ф.
Дементьева, А.И. Осадчих. Изучали проблемы, связанные с разработкой
технологий социальной реабилитации: Г.В. Дремова, Н.Ф. Дементьева, Е.И.
Холостова.
Изучению
социальной реабилитации
детей
с
нарушением
слуха
посвящены работы: Л.Г. Гуслякова, Н.Ф. Дементьева, Д.И. Лаврова,
Л.М. Томилова, И.А. Москалик, Л.И. Руленкова, М.И. Никитина.
6
Рассмотрению информационно-коммуникативных технологий посвящены
работы: В.П. Беспалько, Ю.С. Брановского, Б.С. Гершунского, К.К. Колина, Ф.
Янушкевича, А.Г. Гейна, Е.А. Ракитина, В.А. Шаповалова,Э.Л. Семенюка,
Л.В. Скворцова.
Использование информационно-компьютерных технологий в социальной
реабилитации детей с нарушением слухастроится на следующих положениях
исследований отечественных и зарубежных ученых в данной области:
психологических
(И.В.
Работин,
В.В.
Тихомиров);
дидактических
(Р.А. Абдумова, С.А. Богданов, А.П. Ершов, Т.О. Егоров, А.А. Кузнецов,
Т.А. Сергеева) и методических (Н.В. Апатов, Н.Ф. Талызина).
Исследованию сущности информационно-коммуникативных технологий
в реабилитации детей с нарушением слуха посвящены исследования:
В.И. Голода, Т.К. Королевской,В.В. Рубцова,В.С. Васильевой иЮ.В. Нарихнюк,
Т.И. Галишникова, Т.К. Королевской, О.И. Кукушкина, С.В. Сацевич.
Анализ
специальной
литературы
и
научных
публикаций
дает
возможность утверждать, что к настоящему времени наукой накоплен
существенный резерв знаний по социальной реабилитации детей с нарушением
слуха,
но
применение
информационно-коммуникативных
технологий
в
условиях реабилитации изучен не в полной мере.
Объект исследования:информационно-коммуникативные технологии в
социальной реабилитации инвалидов.
Предмет
исследования:особенности
применения
информационно-
коммуникативных технологий в социальной реабилитации детей с нарушением
слуха.
Цельисследования:
раскрыть
содержание
информационно-
коммуникативных технологийв социальной реабилитации детей с нарушением
слуха и разработать социальный проект
Достижение поставленной цели исследования потребовало постановки и
решения следующихзадач:
7
1) изучитьтеоретические
основы
применения
информационно-
коммуникативных технологий в социальной реабилитации детей с нарушением
слуха;
2)выявить проблемы социальной реабилитации детей с нарушением слуха
(на примере ГБОУ «Белгородская коррекционная общеобразовательная школаинтернат № 23»);
3) разработать социальный проект «Вместе с родителями».
Теоретико-методологическая основа исследования:
–
концепциясоциальной
реабилитациичеловека
с
ограниченными
возможностями здоровья А. Мессера, Г. Риккерта, В. Штерна;
– социоцентристские
теории
развития
личности
Э.
Дюркгейма,
(анализ
специальной
Т. Парсонса, К. Маркса;
– коммуникационная концепция Х.А. Инниса;
– теория информации К. Шеннона.
Методы исследования:
– методы
общетеоретического
исследования
литературы по данной проблеме, сравнение, синтез);
– методы сбора первичного эмпирического материала (наблюдение,
анкетирование, экспертный опрос, контент-анализ документов);
– методы обработки первичного эмпирического материала (пакет
программ SPSSforWindows, MicrosoftOfficeExcel).
Эмпирическая
база
исследования.Информационной
базой
исследования стали: Конвенция о правах ребенка № 44/25 от 20.11.1989;
федеральные законы: «О социальной защите инвалидов в Российской
Федерации» № 181-ФЗ от 24.11.1995 (ред. от 29.12.2017), «Об абилитации
инвалидов» № 419-ФЗ от 24.11.1995 (ред. 01.12.2014);специальная литература;
данные
Федеральной
отчетнаядокументация,
службы
сайт
государственной
ГБОУ
общеобразовательная школа-интернат №23».
статистики;
«Белгородская
устав,
коррекционная
8
В качестве эмпирической базы исследования выступили результаты
авторского
социальногоисследования«Влияние
коммуникативных
технологий
на
социальную
информационно-
реабилитацию
детей
с
нарушением слуха», которое было проведено на базе ГБОУ «Белгородская
коррекционная
общеобразовательная
школа-интернат
№23»
в
ходе
прохождения производственной практики (декабрь 2017) и преддипломной
практики (апрель 2018). Информация была получена на основе осуществления
опроса обучающихся с нарушением слуха (N=50), опросародителей детей с
нарушением слуха(N=30) и экспертного опроса специалистов (N=10) ГБОУ
«Белгородская коррекционная общеобразовательная школа-интернат №23».
Теоретико-практическая
значимость
исследования
состоит
в
рассмотрении и анализе уже имеющихся определений «информационнокоммуникативных технологий», а также формулировки авторского. В данной
работе
описаны
основные
определения
и
направления
социальной
реабилитации детей с нарушением слуха, а также выявлены различные
классификации и особенности информационно-коммуникативных технологий.
Выводы, полученные в результате исследования можно использовать в
деятельности учреждений, работающих с детьми с нарушением слуха.
Результаты
исследования
помогут
определить
слабые
места
в
уже
существующей системе социальной реабилитации детей с нарушением слуха, а
также проследить необходимость изучения данного понятия.
Практическая значимость данной работы прослеживается в возможном
использовании результатов данного исследования на базе ГБОУ «Белгородская
коррекционная
общеобразовательная
школа-интернат
№23»,
путем
организации и внедрения совместных занятий родителей и детей с нарушением
слуха с применением информационно-коммуникативных технологий «Вместе с
родителями».
Апробация результатов исследования: проходила на базе ГБОУ
«Белгородская коррекционная общеобразовательная школа-интернат №23» в
9
ходе
прохождения
квалификационная
производственнойпреддипломной
работа
выполнена
по
заказу
практики.Выпускная
ГБОУ
«Белгородская
коррекционная общеобразовательная школа-интернат №23».
Структура работы. Работа включает в себя введение, две главы,
заключение, список литературы, приложения.
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯИНФОРМАЦИОННОКОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИ
ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА
10
1.1. Сущность социальной реабилитации детей с нарушением слуха
Слух имеет важное значение в формировании личности ребенка. Под
нарушением слуха принято пониматьчастичную или полную потерю человеком
возможности распознавать звуки окружающей его среды[42].
Дети – непрерывно растущий и формирующийся организм, на каждом
возрастном этапе, имеющий определенные физиологические, морфологические
и психологические характеристики [63].
Дети с нарушением слуха – специфическая категория общества, имеющая
глубокое стойкое нарушение слуха, которое может быть врожденным,
наследственным или приобретенном в раннем детстве еще до овладения
ребенком речи [62].
Р.М. Боскисвыделила две основные группы детей с нарушением слуха по
степени слуховых расстройств: глухие и слабослышащие.
К группе глухих относят детей, с полным отсутствием слуха, который не
может быть самостоятельно применен для формирования речевого запаса[13].
Абсолютная глухота у детей диагностируется довольно нечасто, обычно
сохраняется возможность распознавать громкие звуки, которые находятся
рядом с ухом [44].
Среди глухих можно выделить две подгруппы: глухие без речи
(ранооглохшие)
и
глухие,
сохранившие
в
какой-то
мере
слух
(позднооглохшие).Ранооглохшие – дети со стойким нарушением слуха,
врожденным
или приобретенным
в детстве,
до
возникновения
речи.
Позднооглохшие – дети с утратой слуха, но сравнительно сохраненной речью,
вследствие более позднего появления глухоты[24].
Л.В. Нейманвыделяет следующие группы глухоты:
– дети, слышащие неречевые звуки;
11
– дети, слышащие речевые звуки;
– дети, воспринимающие гласные и некоторые согласные, на основе
которых возможно возникновение в речи слогов и слов;
– люди, воспринимающие знакомые слова и предложения [38].
К группе слабослышащих относят детей, с неполной слуховой
недостаточностью, которая затрудняет развитие речи, но дает возможность
самостоятельно накапливать речевой запас [14].
Данную группу детей можно условно разделить на две подгруппы:
– дети с незначительным снижением слуха и лучшим развитием речи;
– дети со значительным снижением слуха и тяжелым недоразвитием речи.
Существуют следующие параметры оценки ограничений способности у
детей с нарушением слуха:
– способность говорить (говорить слова, воспринимать речь, объяснять
смысл с помощью речи);
– способность слушать (понимать речь);
– способность к символической коммуникации (воспринимать знаки и
символы, получать и передавать информацию) [15].
Говоря о природе происхождения, нарушения слуха можно подразделить
на три группы:
– наследственные, которые передаются на генетическом уровне детям от
родителей;
– врожденные, которые связаны с внутриутробным формированием плода
и полученными травмами во время родов;
– приобретенные, которые появляются на протяжении жизни в результате
перенесенных травм или болезней.
Наряду с наследственными факторами, нарушения слуха у детей могут
быть вызваны следующими причинами:
– инфекционные заболевания, которые были перенесены матерью в
процессе протекания беременности – грипп, краснуха, корь;
12
–родовые травмы ребенка, детский церебральный паралич;
– врожденные пороки формирования у ребенка, а также патологии
строения уха;
– последствия детских инфекционных заболеваний – отита, кори,
менингита;
– черепно-мозговые травмы;
– повреждения внутреннего уха.
Присутствие одной из вышеперечисленных причин может значительно
повысить риск формирования врожденных или приобретенных расстройств
слуха у ребенка [17].
Согласно Конвенции о правах ребенка, дети-инвалиды имеют равные
права и свободы наравне с другими людьми. Дети-инвалиды имеют право
свободно выражать свои взгляды и получать помощь в соответствии своей
группе инвалидности и возрасту [1].
Согласно Федеральному закону «О социальной защите инвалидов в
Российской
Федерации»
под
социальной
реабилитацией
инвалидов
подразумевается процесс абсолютного или частичного восстановление навыков
инвалидов в бытовой, общественной и иной деятельности [2].
На Генеральной Ассамблеи ООН было сформулировано следующее
определение
социальной
реабилитации:
процесс,
направленный
на
восстановление физических, интеллектуальных и психических особенностей, а
также предоставление необходимых реабилитационных средств.
Существует большое количество определений понятия социальной
реабилитации. Профессионалы из разных областей описывая свое определение
опираются на различные аспекты в определении сущности данного термина.
Социальная реабилитация, согласно определению Е.И. Холостовой– это
система
мероприятий,
ориентированных
на
возобновление
потерянных
человеком социальных взаимосвязей и взаимоотношений, по причине
нарушений здоровья [52].
13
В данном определении Е.И. Холостова выделяет социальный аспект,
который
нацелен
на
восстановление
социальных
взаимодействий
с
окружающей средой.
Н.Ф. Дементьева понимает под социальной реабилитацией, – это
комплекс приемов и методов, нацеленных на восстановление общественных
связей индивида, его общественного и психического положения в социуме [23].
Н.Ф. Дементьева в данном определении опирается на психологический
аспект, который предусматривает возобновление утраченных психологических
особенностей личности.
Социальная
реабилитация
по
Т.С.
Алферовой–
это
комплекс
медицинских, педагогических и социально-экономических мер, направленных
на
восстановление
здоровья
ребенка,
восполнение
ограничений
жизнедеятельности[9].
Здесь Т.С. Алферовой выделен медицинский аспект, направленный на
устранение инвалидности с помощью возобновление нарушенных функций
организма.
С 1 января 2016 в силу вступил федеральный закон № 419-ФЗ«Об
абилитации инвалидов». Возникло новое понятие, совпадающее со знакомым
нам термином «реабилитация». Хотя различия между ними все-таки имеются
[3].
Абилитация – процесс, направленный на приобретение и развитие еще
несформированных умений и навыков, в отличие от социальной реабилитации,
которая предполагает возобновление потерянных функций по причине травмы
или заболевания.
Главная цель социальной реабилитации – формирование всесторонней
диагностики,
формирование
индивидуальной
программы
воспитания
и
обучения ребенка специалистами и экспертами различного профиля –
логопедами,
сурдопедагогами,
педагогами [54].
психологами,
врачами
и
социальными
14
Социальная реабилитация детей с нарушением слуха – это комплекс
социальных, медицинских, творческих мероприятий действий и мероприятий,
направленных на осуществление одинаковых возможностей и прав детей во
всех областях жизни общества, изменение отношения общества к глухим [45].
Социальная реабилитация детей с нарушением слуха включает в себя
проведение системы мероприятий, направленных на исправление или
компенсацию психологических функций. Процесс социальной реабилитации
предполагает
организацию
определенных
условий,
способствующих
поддержанию положительного эффекта (общение, досуг) [43].
Сущность
социальной
реабилитации
детей
с
нарушением
слуха
заключается в организации окружающей обстановки согласно потребностям
ребенка, в формировании условий для получения информации [37].
Основной задачей социальной реабилитации детей с нарушением слуха
выступает включение их в развивающую, самодостаточную и активную
социальную деятельность. Одновременно данная деятельность становится
необходимым условием компенсирования дефекта [56].
Комплекс социальной реабилитации детей нарушением слуха содержит
несколько последовательных этапов.
Первый этап – диагностический. Главную роль в данном этапе исполняют
врачи, которые при помощи новейшего медицинского оборудования и техники
ставят диагноз. Дополнительно включается в работу психолог, который
определяет
уровень
психического
формирования
ребенка
с
задачей
обнаружения дополнительных расстройств.
Преждевременное
обнаружение
у
детей
нарушение
слуха
и
использование реабилитационных процедур – гарантия благополучного
восстановления.
формирования
Существуют
восприятия,
специализированные
используется
индивидуальных и коллективных занятий.
аппаратура
тренажеры
для
для
проведения
15
Второй этап – коррекционно-реабилитационный. Сурдолог выбирает и
подготавливает слуховой аппарат. Выбор способа и режима работы аппарата
зависит
от следующих характеристик:
возрастных
и психологических
особенностей; медицинских показателей; требований к протезированию.
Меры,
ориентированные
на
социальную
реабилитацию
детей
с
нарушением слуха, необходимо предпринимать, когда ребенку исполнится
2-3
года.
Восстановление
таких
детей
входит
в
обязанности
специализированных детских садов, яслей, а после и школ, которые с помощью
речевых занятий при применении слухового аппарата стараются преодолеть
последствия данного дефекта [18].
Также на данном этапе психолог проводит работу с родителями ребенка,
потому что после установки медицинского диагноза, родители оказываются в
стрессовой ситуации. Социальная реабилитация ребенка с нарушением слуха в
домашних условиях осуществляется с помощью речевого взаимодействия с
родителями и друзьями, которые имеют нормальный слух и речь. Данный
компонент восстановительной операции требует от родителей большого
упорства [60].
Психолог помогает справиться с тревогой и волнениями, учит родителей
следить за формированием ребенка и рассматривать достигнутые результаты.
В этой стадии включается и социальный педагог. Он разъясняет родителям
права и обязанности плохослышащих, содействует в оформлении инвалидности
и предоставляет рекомендации по заполнению реабилитационной карты
ребенка [19].
Социальная реабилитация детей с нарушением слуха проходит по
следующим направлениям: социально-средовое, социально-психологическое,
социально-педагогическое, социокультурное и социально-бытовое.
Социально-средовая реабилитация – набор услуг, ориентированных на
вхождение ребенка в общество, посредством предоставления необходимого
16
комплекса инструментов реабилитации. Обеспечение детей сурдотехническими
средствами и обучение родителей использованию данных технических средств.
Социально-психологическая
реабилитация
–
набор
услуг,
ориентированных на предоставление психологической помощи детям с
нарушением слуха, в частности:
– психологическая коррекция;
– психологическая диагностика;
– психологическое консультирование;
– социально-психологический тренинг;
– психотерапевтическая помощь [48].
Социально-педагогическая реабилитация – набор услуг по адаптации
детей к обстановке социальной среды посредством применения педагогических
средств и способов. Социально-педагогическая реабилитация содержит:
– социально-педагогическое консультирование;
– педагогическое просвещение;
– социально-педагогическая диагностика;
– коррекционное обучение [49].
Социокультурная реабилитация – набор мероприятий, направленных на
поддержание приемлемой степени участия детей с нарушением слуха в
социальных взаимодействиях, обучение умениям проводить отдых и досуг.
Организация досуговой деятельности рассчитана на индивидуальные
особенности коммуникативной и познавательной деятельности детей с
нарушением слуха. Важным принципом выступает совместное взаимодействие
специалистов разных специальностей – логопеда, психолога.
Социально-бытовая адаптация – подготовка ребенка с нарушением слуха
мероприятиям по самообслуживанию и оснащение жилищных условий в
зависимости с имеющимися ограничениями жизнедеятельности. социальнобытовая адаптация направлена на детей, не обладающих необходимыми
социально-бытовыми знаниями.
17
Социально-бытовая адаптация содержит в себе: обучение детей умениям
личной гигиены, навыкам самообслуживания при использовании современных
технических средств реабилитации [53].
Индивидуальная программа реабилитации и абилитации детей с
нарушением
слуха
содержит
в
себе
разнообразные
формы
и
виды
реабилитационных мероприятий: физиотерапию, психотерапию, массаж, ЛФК.
Индивидуальная
программа
является
законченной
при
условии
абсолютного осуществления реабилитационного потенциала ребенка. Процесс
социальной реабилитации реализуется при помощи медицинских, социальных
и педагогических сотрудников [32].
Индивидуальная программа реабилитации и абилитации содержит список
мероприятий,
ориентируемых
на
социально-бытовую,
социально-
психологическую, социально-средовую реабилитацию и включает в себя:
– психологическую поддержку и предоставление помощи в разрешении
личных трудностей.
– осведомление и консультирование в отношении вопросов социальной
реабилитации.
– диагностика и коррекция личности ребенка с нарушением слуха.
– формирование
мотивации
у
детей
к
проведению
процедур
индивидуальной программы социальной реабилитации.
Социально-реабилитационные мероприятия для детей с нарушением
слуха подразделяются на индивидуальные и групповые формы деятельности.
Индивидуальные формы включают в себя:
беседу, консультирование,
практические занятия и интервьюирование. Групповые формы подразделяются
на: арт-терапию, круглый стол, викторины, лекции.
Существуют следующие методы социальной реабилитация для детей с
нарушением слуха:
1) медицинские методы: хирургические и медицинские методы лечения.
2) технические методы: слуховые аппараты.
18
3) социальные методы: ориентированы на социализацию.
4) психолого-педагогические методы: логопедические и сурдологические
методики, формирование у детей речи и слуха, психических функций.
Необходимо создать определенные реабилитационные меры, для того
чтобы данная категория детей имела равные права и возможности с другими
людьми. Отбор методов и средств при формировании процедур социальной
реабилитации для детей с нарушением слуха назначается согласно соматофизиологическим и социальны-психологическим характеристикам данной
категории детей [58].
В социальной реабилитации слабослышащих детей главную роль играют
различные
технические
средства,
а
также
современное
электронное
протезирование [35].
Для социальной реабилитации детей с нарушением слуха необходимы
специальные
реабилитационные
процедуры,
наличие
определенных
технических инструментов – слуховых аппаратов, телефонных приставок для
слабослышащих
детей,
оборудование
комнат
и
применение
в
реабилитационном процессе инструментов (слухоречевое оборудование) [10].
Слуховые аппараты и ушные вкладыши отбираются персонально. Детям с
нарушением слуха бесплатно предоставляются обычные слуховые аппараты, а
более современные аппараты представляют индивидуальное устройство,
которое индивидуально регулируется на воссоздание окружающих звуков [40].
По месту расположения выделяются следующие слуховые аппараты:
– заушные слуховые аппараты – располагаются за ухом и трубочкой
воздуховодом объединены с внутриушным вкладышем, размещающимся в
слуховом проходе.
– внутриушные слуховые аппараты – располагаются в ушном проходе.
Они изготавливаются индивидуально, после предварительного слепка ушного
прохода. Они незаметны и комфорты.
19
– карманные слуховые аппараты –располагаются вне уха. Представляет
собой прямоугольный корпус, который соединен шнуром с телефоном и
ушным вкладышем [12].
Для эффективного внедрения программы социальной реабилитации
является
существенным
применение
субтитрования
информационных
программ и телепередач, направленных на детей с нарушением слуха [27].
Вследствие
транспортных
этого
средствах,
происходит
информационное
оборудование
транспорта
обеспечение
для
глухих
на
и
слабослышащих с помощью светового сигнализатора остановки и начала
движения, мигающим маяком и «бегущей строкой» – сведениями о названиях
остановок [11].
В целях социальной реабилитации для детей с нарушением слуха
используются различные технические средства. Среди которых выделяются:
– ушные
вкладыши
каплевидной
формы,
которые
отвечают
индивидуальным характеристикам слухового прохода;
– система индивидуального прослушивания телерадиоаппаратуры;
– индивидуальные слуховые аппараты;
– заушные слуховые аппараты.
Существует гарантированный список социально-реабилитационных услуг
и мероприятий, которыми обеспечиваются дети с нарушением слуха:
– оснащение элементов окружающей среды современными техническими
инструментами коммуникаций и связи: уличные текстофоны, телефоны с
возможностями телекоммуникации.
– создание телевизионных передач с субтитрами.
– организация центров реабилитации для детей с нарушением слуха на
базе учреждений социальной защиты.
– оснащение транспортных средств: табло с бегущей строкой для
информирования об остановках.
20
– предоставление детям с нарушением слуха специальных средств
коммуникации: текстовые телефонные аппараты, будильник с вибратором.
– денежные выплаты на покупку телефонных аппаратов: пейджер,
сотовый телефон для передачи текстовых сообщений, телефон с бегущей
строкой.
Таким образом можно прийти к следующим выводам: существует
большое
количество
определений
понятия
социальной
реабилитации.
Профессионалы из разных областей описывая свое определение опираются на
различные аспекты – социальный, психологический, медицинский.
Под социальной реабилитацией детей с нарушением слуха мы понимаем
комплекс социальных, медицинских, творческих мероприятий действий и
мероприятий, направленных на осуществление одинаковых возможностей и
прав детей во всех областях жизни общества, изменение отношения общества к
глухим.
1.2.Информационно-коммуникативные технологии в социальной реабилитации
детей с нарушением слуха: понятие, особенности, классификация
Формирование
сегодняшнего
информационно-техническим
общества
процессом.
неразделимо
Прежде
чем
связано
начать
с
изучение
информационно-коммуникативных технологий, в первую очередь нужно
определить содержание ключевого понятия. Популярные в литературных
источниках определения довольно похожи. Приведем некоторые из них.
Е.В.
Клоковпонимает
под
информационно-коммуникативными
технологиями большой спектр цифровых технологий, применяемых для
формирования, передачи и распределения информации и предоставления
услуг[29].
21
А.А.
технологии
Дородницынопределяет
как
информационных
совокупность
процессов
информационно-коммуникативные
приемов
в
и
способов
осуществления
разных
сферах
человеческой
жизнедеятельности[25].
А.С.
Шукманова
рассматривает
информационно-коммуникативные
технологии как комплекс методов обработки информации с использованием
современных компьютерных технологий [59].
В словаре методических терминов и понятий под информационнокоммуникативной технологией подразумевается комплекс приемов и процессов
и технических инструментов, внедренных с целью поиска, обработки, хранения
и передачи информации.
В толковом словаре по информационной-технологии говорится, что
информационно-коммуникативная технология – это получение, обработка и
распространение информации в графическом, текстовом, аудио- и видеоформате [5].
Рассмотрев данные понятие мною было сформировано следующие
определение информационно-коммуникативных технологий – это технологии
доступа к разнообразным информационным ресурсам (компьютер, телевизор,
интернет, мультимедиа, DVD, CD), с помощью чего происходит обмен
информацией, коммуникация.
Информационно-коммуникативные технологии имеют ряд особенностей,
среди которых могут быть выделены пять наиболее главных:
1. Помогают активировать и результативно применять информационные
средства общества;
2. Помогают оптимизировать и автоматизировать информационные
процессы;
3. Обеспечивают информационное взаимодействие между людьми,
способах подготовки и передачи информации;
4. Позволяют получать и накапливать новую информацию и знания;
22
5. Оказывают помощь в разрешении глобальных проблем человечества
[51].
О.П.
Кутькинасчитает,
что
информационно-коммуникативные
технологии ориентированы на рациональное применение информационных
ресурсов, поэтому выделяет следующие главные особенности информационнокоммуникативных технологий:
– целью
информационно-коммуникативных
технологий
выступает
получение информации;
– предметом информационно-коммуникативных технологий выступают
данные;
– показателями информационно-коммуникативных технологий выступает
актуальность информации, её достоверность и целостность[31].
В.Г. Шебаницсчитает, что информационно-коммуникативные технологии
включают в себя ряд аспектов, среди которых он выделяет:
1) мотивационный (увеличение значенияи формированиеположительный
мотивации);
2) содержательный (создание домашних заданий, построение таблиц и
плакатов);
3) учебно-методический (сопровождение образовательного процесса);
4) организационный (разныеальтернативы организации обучения);
5) контрольно-оценочный (контроль и оценка результатов)[57].
По
мнению,А.С.
Гринберга,
информационно-коммуникативные
технологии имеют пять основных принципов:
1.
Интерактивный
режим
работы
(взаимодействие
человека
и
компьютера);
2. Отличные графические возможности передачи изображений и видео;
3. Персональность (комфортные параметры устройств и практичность их
эксплуатации);
23
4. Простота и доступность координации устройствами получения
информации;
5. Легкость сохранения и изменения полученной информации[21].
С точки зрения, И.В. Робертацелями применения информационнокоммуникативных технологий являются:
– усовершенствование активности познавательной деятельности;
– расширение объема и совершенствования поиска информации;
– повышение результативности и качества процесса обучения [41].
В.И.
Дымков
и
И.Н.
Синицинклассифицируют
информационно-
коммуникативные технологии по следующим критериям:
1. Функционально-ориентированные технологии. Предназначены для
выполнения обработки информации. Данные технологии обладают большим
уровнем универсальности и доступности.
2. Предметно-ориентированные технологии. Направлены на разрешение
определенной специальной задачи в определенной сфере.
3. Проблемно-ориентированные
технологии.
Данные
технологии
занимает промежуточное положение между функционально-ориентированными
и предметно-ориентированными технологиями. Направлены на выделение
определенных прикладных проблем[26].
По
мнению
И.Г.
Захаровойсуществуют
следующие
возможности
применения информационно-коммуникативных технологий:
– для отбора литературы, в Интернете при помощи поисковых систем;
– для работы с текстами и таблицами, создания презентаций и буклетов;
– для сохранения и накопления информации;
– для общения;
– для
прослушивания
музыки,
просмотра
изображений,
создание
графиков и схем[30].
С
точки
зрения,
Э.Г.
Азимова,
А.Н.
Щукина
коммуникативные технологии имеют ряд параметров:
информационно-
24
1. По решаемым задачам:
а) средства, предоставляющие начальную подготовку (обучающие
системы, электронные учебники);
б) средства практической подготовки (практикумы, задачки);
в) дополнительные средства (словари, энциклопедии).
2. По функциям:
а)
информационно-обучающие
(электронные
книги
и
словари,
обучающие программы);
б) интерактивные (электронные конференции, электронная почта).
3. По типу информации:
а) визуальная информация (фотографии, диаграммы, схемы);
б) текстовая
информация
(словари,
энциклопедии,
учебники,
справочники);
в) аудиоинформация (музыкальные проигрыватели) [6].
По
мнению
C.С.Свириденкосуществуютследующие
категории
информационно-коммуникативных технологий:
– обучающие средства (получение знаний, формирование навыков и
умений).
– тренажеры(проработка и повторение знаний, умений и навыков).
–
информационно-поисковые
и
справочные
средства
(систематизациязнаний и навыков).
– демонстрационные средства (визуализация предметов и событий).
– учебно-игровые средства (организация учебного процесса).
– лабораторные
средства
(эксперименты
с
помощью
техники
и
оборудования).
– моделирующие средства (создание объектов, предметов в целях их
рассмотрения).
– расчетные средства (автоматизация подсчётов).
25
– инструментальные
средства
(обработка
текстов,
редактирование
информации)[46].
В.С. Черешкинразделил информационно-коммуникативные технологии
на следующиеинструменты:
– компьютерные программы – компьютерные учебники, рассчитанные
для получения новых знаний и умений.
– цифровые образовательные ресурсы. Позволяют разнообразить и
повысить работу учителя и ребенка, усовершенствовать качество образования.
– телекоммуникационные системы. Помогают производить выход в
мировые коммуникационные сети.
– диагностические и тестовые системы. Целью которых является
диагностика, оценка и контроль знаний, навыков и способностей.
– мультимедийные презентации. Позволяют показать информацию в виде
красочных опорных образов.
– электронные энциклопедии. Являются подобием простых справочных
ресурсов: словарей, справочников. Позволяют быстро найти информацию при
вводе ключевых слов, включают в себя аудио- и видеофрагменты.
– ресурсы сети Интернет. (электронная почта, поисковые системы).
– программы-тренажеры(наблюдение за ходом работы).
– электронные учебники и учебные курсы. Данные пособия включают
темы школьного курса, а также дополнительный материал [55].
Применение информационно-коммуникативных технологий принимает
значимость в структуре социальной реабилитации глухих и слабослышащих
детей.
В
современном
обществе
изготовление
технических
средств,
предоставляющих доступ к информационным ресурсам находится в процессе
развития[16].
В процессе социальной реабилитации информационно-коммуникативные
технологии дают возможность развивать у детей такие качества, как внимание,
26
психические реакции, уверенность, что позволяет адаптироваться в обществе,
создавать условия для развития личности [22].
Для детей с нарушением слуха созданы специальные компьютерные
технологии, при которых голос педагога трансформируется в зрительные
символы на мониторе компьютера. Компьютер представляет собой не только
средство совершенствования учебного процесса, но и инструмент восполнения
потерянной или нарушенной слуховой функции [7].
Технические
возможности
современных
компьютеров
позволяют
эффективно работать на них и детям с нарушением слуха. Освоение умениями
и знаниями работы позволяет детям осуществлять интеграцию в общество, дает
возможность увеличить спектр специальностей, использующих современные
информационные технологии [34].
Использование современных компьютерных программ в процессе
индивидуальных уроков по развитию произношения и формированию
слухового восприятия помогают детям воспринимать полученную информацию
как в зрительном, так и в звуковом формате. Специализированное организация
компьютерных приложений помогает сурдопедагогу заниматься и формировать
у детей речь, память и мышление, требующие коррекции и развития [47].
Посредством
специальных
компьютерных
программ
разрешаются
различные цели: изучение окружающего мира, формирование речи, развитие
коммуникации.
Происходит
коррекция
нарушений
интеллектуальной
деятельности слабослышащих детей [36].
Рассчитаны занятия разного уровня сложности, в основе которых
находится усвоение и конкретизирование лексического смысла слов. Переход к
следующим блокам занятий осуществляется только после усвоения материала
предыдущих. Что позволяет в более короткие сроки усвоить новый материал
[33].
Во время выполнения упражнений при помощи компьютерных программ
у ребенка возникает решительность в собственных силах и стремление
27
выучиться разговаривать правильно. Дети в меньшей мере утомляются,
сохраняют работоспособность. Работая на компьютере, ребенок может видеть
успехи проделанной работы, у него повышается мотивация.
Социальная реабилитация детей с нарушением слуха происходит на
полисенсорной основе. Существенной с данной точки зрения становится опора
на зрительный анализатор. Наглядность материала увеличивает его усваивание
детьми с нарушением слуха, поскольку происходит задействование всех
каналов
восприятия
информации
–
зрительного,
механического,
эмоционального [20].
Детям с нарушением слуха легче воспринимать информацию с помощью
картинки. Формирование их мышления осуществляется посредством образов.
Применение интерактивных досок, мультимедийных презентаций в процессе
изучения позволяет упростить усвоение полученного материала.
Иллюстрации
и
анимация
созданы
в
виде,
располагающим
к
дружелюбной форме взаимодействия с компьютерными инструментами, что
обеспечивает чувство удобства и стимулирует к активному восприятию
полученного материала[4].
Максимальный
эффект
от
использования
информационно-
коммуникативных технологий в процессе социальной реабилитации связан с
представлением
введением
материала,
текстового
интерактивными
сопровождения
речи
мультимедиа-презентациями,
учителя.
Особое
значение
представляют видеоматериалы. Предоставление информации в формате
мультимедийной презентации уменьшает время и облегчает предоставление
материала [8].
Средства информационно-коммуникативных технологий в работе с
детьми с нарушением слуха должны удовлетворять ряд требований:
– учитывать психофизические особенности здоровья детей;
– соответствовать физическому доступу детей к техническим средствам;
– создавать единство образовательных и реабилитационных процессов;
28
– учитывать индивидуальные характеристики и возможности детей;
– активизировать память, внимание и мышление.
Основными
особенностями
использования
информационно-
коммуникативных технологий в социальной реабилитации детей с нарушением
слуха выступают:
– развитие личных и социальных навыков,
– развитие возможности для участия в совместной деятельности;
– воспринимание
и
усвоение
трудных
вопросов
в
процессе
предоставления наиболее эффективной подачи информации;
– использование разных стилей обучения;
– развитие творческого потенциала и уверенности в себе;
– большая информационная емкость;
– организация благоприятного психологического климата;
– организация коммуникации между детьми.
Основными целями использования информационно-коммуникативных
технологий в работе с детьми с нарушением слуха является:
– повышение результативности процесса социальной реабилитации;
– повышение мотивации социальной реабилитации;
– содействие в активизации познавательной сферы;
– оптимизация учебно-воспитательного процесса;
– организация самостоятельной работы каждого ребенка.
Информационно-коммуникативные технологии действенны, потому что
осуществление необходимых упражнений будет выполняться в собственном
темпе, задания применяются с учетом индивидуальных особенностей и имеют
разный уровень сложности, интерактивную доску можно применять для
предоставления информации.
Кроме того, современные информационно-коммуникативные технологии,
разрешающие с легкостью изменять громкость, могут быть употреблены для
упражнений по остаточному слуху и формированию речевых навыков. Что
29
играет важное значение в системе социальной реабилитации не слышащего
ребенка.
В работе с детьми с нарушением слуха педагог сопровождает свою
работу необходимой пояснительной информацией при помощи экрана
компьютера, что облегчает деятельность учителя и содействует более
успешному освоению детьми полученного материала.
Применение информационно-коммуникативных технологий способствует
обеспечению наглядности; экономии времени; создает умения самостоятельной
деятельности; предоставляет каждому ребенку организовывать работу в
собственном
темпе;
помогает
обеспечивает
возможность
осуществлять
быстро
проверить
работу
и
индивидуально;
оценить
результаты
проделанной деятельности.
Учитывая
вышесказанное
можно
сделать
следующий
вывод:
информационно-коммуникативные технологии – комплекс методов обработки
информации с использованием современных компьютерных технологий.
Их
основными
особенностями
являются:
информационное
взаимодействие между людьми; получение и накапливание новой информации;
оптимизирование информационных процессов; помощь в решении глобальных
проблем.Информационно-коммуникативные технологиирассматриваются по
разным основаниям:
– по решаемым задачам;
– по функциям;
– по целям;
– по типу информации;
– по категориям;
– по возможностям применения.
В
работе
с
детьми
с
нарушением
слуха
информационно-
коммуникативные технологии дают возможность развивать такие качества, как
30
внимание, психические реакции, уверенность, что позволяет адаптироваться в
обществе, создавать условия для развития личности.
31
2.ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОКОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СОЦИАЛЬНОЙ
РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА
2.1. Проблемы социальной реабилитации детей с нарушением слуха (на
примере ГБОУ «Белгородская коррекционная общеобразовательная школаинтернат № 23»)
В процессе социальной реабилитации детей с нарушением слуха на базе
специализированных учрежденийиспользуются различные информационнокоммуникативные технологии.
В
Белгородской
области
таким
учреждением
является
ГБОУ
«Белгородская коррекционная общеобразовательная школа-интернат № 23».
Данное учреждение существует для того, чтобы выполнять задачу по
усвоению
адаптированных
самообслуживанию,
адаптации
общеобразовательных
и
социальной
реабилитации
программ,
детей
с
нарушением слуха. Основной целью, которого является образовательная
деятельность по образовательным программам начального, основного и
среднего образования.
В данном учреждении создаются специальные условия, необходимые для
социальной реабилитации детей с нарушением слуха.
В
школе
в
полном
объеме
представлены
различные
средства
информационно-коммуникативных технологий: электронные версии учебных
пособий по отдельным предметам и темам; электронные версии справочников,
энциклопедий и словарей; компьютерные тренажеры; мультимедийные
учебники; программы тестирования.
Также она оборудована современным компьютерным оборудованием,
здесь
имеется
компьютерный
класс,
предметные
кабинеты,
кабинеты
начальных классов и слуховой работы с выходом в Интернет, локальная
32
сеть.Общее количество компьютеров, находящихся в школе – 75 штук.
Интерактивная доска – 1 штука.
Для более подробного и детального изучения проблемы социальной
реабилитации детей с нарушением слуха было проведено социальное
исследование «Влияние информационно-коммуникативных технологий на
социальную реабилитацию детей с нарушением слуха».
Главной целью исследования было выявление влияния информационнокоммуникативных технологий на социально-педагогическую, социальнопсихологическую, социально-бытовую и социально-средовую реабилитации
детей с нарушением слуха на базе МБОУ «Белгородская коррекционная
общеобразовательная школа-интернат № 23»
В процессе осуществления исследования, на различных его этапах были
использованы следующие методы:
1) анализ
документов
ГБОУ
«Белгородская
коррекционная
общеобразовательная школа-интернат № 23»;
2) анкетирование детей с нарушением слуха, обучающихся в ГБОУ
«Белгородская коррекционная общеобразовательная школа-интернат № 23»;
Был проведен опрос детей с нарушением слуха, в котором приняли
участие 50 человек, среди них 35 девочек и 15 мальчиков, в возрасте от 10 до 18
лет (см. приложение 1).
3) анкетирование родителей детей с нарушением слуха, обучающихся в
ГБОУ «Белгородская коррекционная общеобразовательная школа-интернат №
23».
Было проведено анкетирование родителей детей с нарушением слуха,
обучающихся в 7, 8, 9 и 10 классах в котором приняли участие 30 человек,
которые посетили школу в течении прохождения практики
(см. приложение
2).
4) экспертный опрос (анкетирование) специалистов ГБОУ «Белгородская
коррекционная общеобразовательная школа-интернат № 23».
33
В ГБОУ «Белгородская коррекционная общеобразовательная школаинтернат № 23» работают специалисты различных профессий: дефектологи,
педагоги-психологи, социальные педагоги, которые занимаются вопросами
социальной реабилитацией детей с нарушением слуха и используют в своей
работе
современные
информационно-коммуникативные
технологии.
В
анкетировании специалистов приняли участие 10 экспертов, работающих в
школе-интернате №23.
В возрасте от 40 до 54 лет, стаж работы которых варьируется от 2 до 30
лет. Уровень образования, полученный данными экспертами – высшее
профессиональное образование, имеют психологическое и педагогическое
образование (см. приложение 3).
5) включенное наблюдение, которое применялось для изучения влияния
информационно-коммуникативных технологий на социально-педагогическую,
социально-психологическую,
социально-бытовую
и
социально-средовую
реабилитации детей с нарушением слуха.
Учебный
материал
был
представлен
в
виде
разных
носителей
информации: текста, иллюстраций, компьютерной анимации, видеофрагментов.
В результате чего дети легче воспринимали и запоминали новый материал.
Если у учащихся возникали трудности в процессе работы, то педагоги
помогали им, задавали наводящие вопросы, проводили дополнительные
занятия. Для учащихся, которые без трудностей, справлялись с учебной
программой добавлялись дополнительные задания, предоставлялись более
самостоятельные виды деятельности.
В ходе проведения исследования для более детального изучения нами
была
выдвинута
рабочая
гипотеза:
информационно-коммуникативных
выявление
технологий
на
особенностей
результат
влияния
социальной
реабилитации детей с нарушением слуха позволит:
– выявить результативность всех видов социальной реабилитации
(социально-педагогической, социально-психологической, социально-бытовой и
34
социально-средовой),
что
позволит
проводить
мониторинг
качества
реабилитационных услуг;
– привлечение
родителей
к
использованию
информационно-
коммуникативных технологий в работе с ребенком (при подготовке домашних
заданий, получении информации для досуга) станет дополнительным ресурсом
ля повышения результативности социальной реабилитации.
– организация социальной реабилитации с помощью информационнокоммуникативных технологий в периоды обучения позволит детям с
нарушением слуха визуально воспринимать недостаток слухового восприятия.
Результаты анкетирования были проанализированы и представлены в
виде диаграмм.
На
открытый
вопрос
«Укажите
какие
проблемы
социальной
реабилитации существуют у детей с нарушением слуха?» родители ответили,
что это прежде всего: получение новой информации, трудности в обучении, в
общении,
ограниченная
мобильность,
неравенство
возможностей,
взаимодействие с окружающими.
На аналогичный вопрос эксперты ответили: дефицитарность слухового
анализатора, больше половины родителей вне школы с детьми не занимаются.
Все вопросы реабилитации перекладывают на школу, нет во многих
учреждениях сурдопереводчиков, коммуникация, нехватка специалистов,
недостаточность получения культурных ценностей.
Это показывает, что родители и эксперты по-разномувидят проблемы,
которые существуют в социальной реабилитации детей с нарушением слуха.Из
этого можно сделать вывод, что большая часть детей с нарушением слуха в
своей жизни сталкивается с проблемами в социальной реабилитации.
На
открытый
вопрос
«С
помощью
каких
информационно-
коммуникативных технологий, можно решить проблемы?» эксперты выделили
следующие
варианты
ответа:
видео-уроки,
презентации,
тесты,
мультимедийные диски, надо делать все в комплексе, компьютерные
35
программы, тренажеры, электронные учебники, программы тестирования,
проектор, экран, мультимедийные презентации.
Из этого можно сделать вывод, что существует большое количество
современных информационно-коммуникативных технологий и что с их
применением можно будет легче и в более интереснее решить проблемы
социальной реабилитации детей с нарушением слуха.
На открытый вопрос о том, помогает ли применение информационнокоммуникативных технологий в социальной реабилитации детей с нарушением
слуха были получены следующие результаты: 40% опрошенных ответили, что
помогает в полном мере, 60% – частично. Данный ответ говорит о том, что
применение информационно-коммуникативных технологий помогает их детям
в процессе социальной реабилитации.
Эксперты
на
открытый
вопрос
«В
чём
помогает
применение
информационно-коммуникативных технологий в социальной реабилитации
детей с нарушением слуха?» ответили, что:
– дети визуально воспринимают недостаток слухового восприятия;
– в результате игровой деятельности дети легче получают новую
информацию;
– в получении новой информации, поскольку зрительное восприятие
информации приобретает у детей ведущую роль.В ходе анкетирования нам
удалось выявить, в чем состоит помощь от использования информационнокоммуникативных технологий.
Родителям был задан открытый вопрос о том какие информационнокоммуникативные
технологии,
можно
использовать
в
социальной
реабилитации детей с нарушением слуха. В результате были получены
следующие ответы: компьютер, ноутбук; мультимедийные диски; развивающие
игры; показ адаптированных фильмов; электронные учебники; экран, проектор;
мультфильмы
с
сурдопереводом;
развивающие
игры
и
упражнения;
специализированная аппаратура; презентации, интерактивные карты.
36
На вопрос об отношении к внедрению информационно-коммуникативных
технологий в процесс социальной реабилитации родители ответили следующим
образом: 93,3% опрошенных относятся положительно, 6,7% – нейтрально. На
аналогичный вопрос все опрошенные дети ответили: что также относятся
положительно.
Данный вопрос показал, что, как и родители, так и дети положительно
относятся к внедрению информационно-коммуникативных технологий в
процесс социальной реабилитации.
На
вопрос
об
отношении
к
использованию
информационно-
коммуникативных технологий в школе, респонденты ответили следующим
образом: 76,7% опрошенных считают возможным использование; 13,3% –
использование должно быть ограничено; 10% затруднились ответить.
На аналогичный вопрос дети дали следующие варианты ответов: 80%
опрошенных, считают возможным использование, 5% – использование должно
быть ограничено, 15% затруднились ответить.
На следующий вопрос, облегчает ли процесс реабилитации ребенка
использование информационно-коммуникативных технологий, респонденты
ответили: 43,3%, опрошенных ответили, что облегчает в полной мере; 56,7% –
облегчает частично.
Мнение респондентов о том, чем использование информационнокоммуникативных технологий помогает ребенку с нарушением слуха,
распределилось следующим образом (Диаграмма 1):
37
70
60
50
40
30
20
10
0
Дети с нарушением слуха
Родители
Приобретение навыков
Приобретение новых знаний
Дают возможность для самовыражения
Приобретение новых умений
Развитие навыков взаимопомощи
Диаграмма 1. Распределение ответов на вопрос: «Чем использование информационнокоммуникативных технологий помогает ребенку с нарушением слуха»
Что показывает идентичность ответов респондентов на данный вопрос, о
том,
что
использование
информационно-коммуникативных
технологий
помогает в получении новых знаний.
Из этого можно сделать вывод, что применение информационнокоммуникативных технологий помогает ребенку в самых различных аспектах, с
помощью них, он может получать как новые умения, так и новые знания.
На вопрос о том созданы ли условия в школе для использования
информационно-коммуникативных технологий, родители ответили: 13,3%
опрошенных, считают, что созданы полностью; 76,6% – созданы частично;
6,7% – отсутствуют; 3,3% затруднились ответить.
На данный вопрос дети ответили следующим образом: 65% опрошенных
ответили, что созданы полностью, 20% – частично, 15% затруднились ответить
на данный вопрос. На аналогичный вопрос эксперты ответили: да, созданы.
В итоге можно сделать вывод, что в школе созданы необходимые условия
для применения информационно-коммуникативных технологий.
На вопрос о том, довольны ли дети режимом работы на компьютере, с
компьютерными программами были получены следующие результаты: 75%
38
опрошенных, ответили, что их все устаивает, 20% – хотят иметь больше
компьютерного времени, 5% – компьютер мешает другим занятиям.
На вопрос об оценке эффективности от применения информационнокоммуникативных технологий в социальной реабилитации по 5-бальной шкале,
был выделен средний балл – 4,5.
На аналогичный вопрос, эксперты поставили – 4,8. Из этого можно
сделать вывод, родители детей с нарушением слуха и эксперты высоко
оценивают эффективность от применения информационно-коммуникативных
технологий.
На вопрос об оценке уровня знаний и умений в использовании
информационно-коммуникативных технологий, дети с нарушением слуха дали
следующую оценку – 4,6.
На вопрос, о желании осваивать и использовать появляющиеся новые
информационно-коммуникативные
технологии,
дети,
были
получены
следующие результаты: 85% опрошенных ответили да, 15% затруднились
ответить на заданный вопрос.
На следующий вопрос о результатах ребенка в процессе использования
информационно-коммуникативных технологий, были получены следующие
результаты: 76,6% опрошенных ответили, что дети получают новые знания,
имеют возможность развивать свои способности; 23,3% – дети получают
основные знания, но способности недостаточно развиваются.
Из этого можно сделать вывод, что в процессе использования
информационно-коммуникативных технологий дети с нарушением слуха могут
получать дополнительные знания и развивать уже имеющиеся способности.
На вопрос о том, удовлетворены ли вы процессом социальной
реабилитации
своего
коммуникативных
удовлетворены
ребенка
технологий,
полностью;
при
использовании
родители
63,3%
затруднились ответить (Диаграмма 2).
ответили:
удовлетворены
информационно20%
опрошенных
частично;
16,7%
39
Затруднились ответить
16.7
Удовлетворены частично
63.3
Удовлетворены полностью
20
0
10
20
30
40
50
60
70
Диаграмма 2. Распределение ответов на вопрос: «Удовлетворены ли Вы процессом
социальной реабилитации ребенка с нарушением слуха с использованием информационнокоммуникативных технологий»
О том, какие инструменты следует применять в процессе социальной
реабилитации детей, были получены следующие ответы от респондентов
(Диаграмма 3):
120
100
80
60
40
20
0
Дети с нарушением слуха
Родители
Экран
Специализированные программы
Электронные учебники
Эксперты
Проектор
Мультимедийные диски
Тренажеры и программы тестирования
40
Диаграмма 3. Распределение ответов на вопрос: «Как Вы думаете, какие инструменты
следует использовать в процессе реабилитации детей?»
Это
показывает,
специализированным
что
респонденты
программам,
дают
которые
высокую
используются
в
оценку
процессе
социальной реабилитации, также важное значение имеют тренажеры и
программы тестирования.
Из этого можно сделать вывод, что существует большой выбор
инструментов, с помощью которых процесс социальной реабилитации детей с
нарушением слуха можно сделать более интересным и разнообразным.
На следующий вопрос о том, что умеют делать дети, используя
современные средства информационно-коммуникативных технологий, были
получены следующие результаты (Диаграмма 4):
Работать с электронными энциклопедиями
20
Пользоваться почтой
14
Делать презентации
26
Работать с обучающими программами
16
Работать с электронными учебниками
28
Создавать таблицы
16
Умеют набирать текст
40
0
5
10
15
20
25
30
35
40
45
Диаграмма 4. Распределение ответов на вопрос: «Вы умеете…»
Следующим вопросом, на который предлагалась ответить родителям
звучал следующим образом: что бы вы хотели изменить в процессе
использования информационно-коммуникативных технологий? На который
41
50% ответили, что необходимо приобрести дополнительные компьютеры;
53.3% – дополнительную звукоусиливающую аппаратуру; 60% – следует
разнообразить
работу
специализированные
с
детьми;
программы;
63.3%
23,3%
–
–
использовать
повысить
новые
квалификацию
специалистов.
На
вопрос,
когда
эксперты
используют
информационно-
коммуникативные технологии в своей деятельности, респонденты дали
следующие варианты ответов: все эксперты– используют при подготовке к
занятиям; 80% – при проведении тестирований; 90% – при проведении
коррекционно-развивающих занятий (Диаграмма 5).
Проведение коррекционно-развивающих занятий
90
Проведение тестирований
80
Подготовка к занятиям
100
0
20
40
60
80
100
120
Диаграмма 5. Распределение ответов на вопрос: «В каких случаях Вы используете
информационно-коммуникативные технологии?»
Можно
технологии
сделать
вывод,
используются
на
что
всех
информационно-коммуникативные
этапах
осуществления
социальной
реабилитации, начиная от подготовки к занятиям, до проведения тестирования
по изученному материалу.
Следующим вопросом, на который предлагалась звучал следующим
образом:
«Что
бы
вы
хотели
изменить
в
процессе
использования
42
информационно-коммуникативных технологий?» На который респонденты
ответили следующим образом (Диаграмма 6):
90
80
70
60
50
40
30
20
10
0
Дети с нарушением слуха
Родители
Дополнительные компьютеры
Разнообразить работу с детьми
Повысит квалификацию специалистов
Эксперты
Дополнительная аппаратура
Новые специализированные программы
Диаграмма 6. Распределение ответов на вопрос «Что бы Вы хотели изменить в
процессе применения информационно-коммуникативных технологий для реабилитации
детей?»
Из этого можно сделать вывод, что мнение респондентов разделились,
для детей важное место занимает различные формы работы, для родителей
важным фактором являются новые специализированные программы, эксперты
важное место уделяют дополнительной аппаратуре.
На
открытый
вопрос:«Какие
информационно-коммуникативные
технологии эксперты использует в процессе социальной реабилитации?»,
респонденты дали следующие варианты ответов: мультимедийные учебники;
интерактивные тренажеры; электронные пособия; программы тестирования.
На открытый вопрос о том, какие мероприятия могут повысить
эффективность применения информационно-коммуникативных технологий в
социальной реабилитации детей с нарушением слуха, на который эксперты
ответили так: совместные занятия родителей и детей; дополнительные уроки и
43
игры на компьютере; проведение открытых уроков с использованием ИКТ;
использование
специальных
учебных
программ;
использование
дополнительных информационных ресурсов; использование дополнительных
специализированных программ.
Опираясь на все вышеперечисленное можно сделать вывод, о том,что
организация совместных занятий родителей и детей с нарушением слуха
позволит повысить эффективность всего процесса социальной реабилитации.
2.2. Социальный проект «Вместе с родителями»
Для решения проблем, которые были выявлены в ходе проведения
исследования, мы предлагаем разработать и внедрить в работу учреждения
проект «Вместе с родителями».
Цель проекта:
Совершенствование
процесса
социальной
реабилитации
детей
с
нарушением слуха посредством разработки и организации совместных занятий
для родителей и детей, с применением современных информационнокоммуникативных технологий на базе ГБОУ «Белгородская коррекционная
общеобразовательная школа-интернат № 23».
Задачи:
– повысить компетентность родителей детей с нарушением слуха в
применении
информационно-коммуникативных
технологий
в
процессе
социальной реабилитации;
– установить контакты между родителями детей с нарушением слуха и
педагогическим коллективом школы;
– рассмотреть и выделить набор необходимых компьютерных программ,
дидактических материалов и презентаций для применения в работе с
родителями детей с нарушением слуха;
44
– составить график работы компьютерного класса для родителей, детей с
нарушением слуха и педагогов для осуществления социальной реабилитации;
–провести индивидуальную и групповую консультации родителей по
вопросам
работы
с
современными
информационно-коммуникативными
технологиями;
– обучить и повысить квалификацию специалистов, осуществляющих
социальную реабилитацию детей с нарушением слуха;
–активизировать население области в решении проблем социальной
реабилитации детей с нарушением слуха.
Ожидаемые результаты:
1. Повышение компетентности родителей детей с нарушением слуха в
применении информационно-коммуникативных технологий;
2. Повышение эффективности процесса социальной реабилитации детей с
нарушением слуха;
3. Разработка и внедрение системы совместных занятий родителей и
детей
с
нарушением
слуха
с
использованием
информационно-
коммуникативных технологий;
4. Осуществление сотрудничества между школой и родителями детей с
нарушением слуха в процессе взаимодействия на занятиях с использованием
информационно-коммуникативных технологий.
Целевые группы:
1. Дети с нарушением слуха и их семьи;
2. Дети, нуждающиеся в социальной реабилитации и их семьи;
3. Дошкольники с проблемами со слухом и их семьи;
4. Специалисты, работающие с детьми с нарушением слуха.
Условия реализации:
–компьютерный класс (количество мест – 10);
–набор дидактических материалов и презентаций для занятий;
45
– составление режима работы компьютерного класса для проведения;
занятий. Занятия будет проводиться 2 раза в неделю, по 45 минут, после
уроков;
–организация групп родителей и детей. Каждая группа будет состоять из
10 родителей и 10 детей, для которых будет выделен отдельный компьютерный
стол и необходимый набор компьютерных программ;
– включение специалистов в совместные занятия родителей и детей, с
целью разрешения трудностей, возникших в процессе выполнения заданий и
упражнений;
– проведение консультаций с родителями детей нарушением слуха при
возникновении
трудностей
в
процессе
использования
информационно-
коммуникативных технологий;
– предоставление родителям специальной литературы по работе с
информационно-коммуникативными технологиями и набора компьютерных
программ для дополнительной подготовки родителей на дому.
На каждом этапе реализации проекта, использовались различные методы:
– организационный
этап
–
наблюдение,
анкетирование,
анализ,
систематизация.
– основной этап – изменение, преобразование, усовершенствование.
– заключительный этап – анализ, мониторинг, коррекция.
Разработанный план-график проекта, включает в себя ключевые
мероприятия, которые следует провести в рамках проекта, их содержание,
необходимые ресурсы, исполнителей, ожидаемые результаты, а также сроки
реализации.
На
каждом
этапе
проекта,
были
определены
основные
блоки
мероприятий, которые необходимо выполнить, в течении конкретного времени.
1. Организационный этап.
Теоретический анализ проблемной ситуации; проведение экспертного
опроса и анкетирования среди детей с нарушением слуха и их родителей;
46
анализ полученных результатов исследования, систематизация данных и
составление практических и методологических рекомендаций специалистам,
занимающихсясоциальной реабилитацией детей с нарушением слуха; анализ
опыта других субъектов по решению проблем социальной реабилитации детей
с нарушением слуха; составление методических и практических рекомендаций
(материалов) специалистам, занимающимся помощью детям с нарушением
слуха.
Сроки исполнения с апреля 2018 по июль 2018 года. Ответственные
исполнители: исследовательская группа и специалисты ГБОУ «Белгородская
коррекционная общеобразовательная школа-интернат № 23».
2. Основной этап.
Анализ нормативно-правовой документации и научно-методической
литературы;
определение
должностных
функций
каждого
специалиста;
обеспечение материально-техническими средствами для работы; подготовка
структуры внедрения информационно-коммуникативных технологий, как
инструмент работы с родителями детей с нарушением слуха;обучение
родителей
детей
с
нарушением
слуха
пользованию
компьютерными
программами; организация консультаций по трудным вопросам; составление
графика занятий родителей, детей с нарушением слуха и специалистов;
проведение совместных занятий.
Сроки выполнения с августа 2018 по май 2019 года.Ответственные
исполнители: исследовательская группа и специалисты ГБОУ «Белгородская
коррекционная общеобразовательная школа-интернат № 23».
3. Заключительный этап.
Анализ проведенных занятий, оценка их эффективности,мониторинг
результатов
организации
трудностей.Доработка
занятий,
проекта
анализапроделанной работы.
на
мероприятия
основе
по
разрешению
полученных
данных
47
Сроки выполнения с апреля 2019 по май 2019 года.Ответственные
исполнители: исследовательская группа и специалисты ГБОУ «Белгородская
коррекционная общеобразовательная школа-интернат № 23».
Говоря о ресурсном обеспечении проекта, можно выделить следующие
ресурсы:
– финансовые ресурсы: проект будет реализован на средства ГБОУ
«Белгородская коррекционная общеобразовательная школа-интернат № 23».
– информационные ресурсы: организация закладки с расписанием групп,
а также указанием места и времени проведения занятий на сайтеГБОУ
«Белгородская коррекционная общеобразовательная школа-интернат № 23».
– материально-технические
ресурсы:
специальная
литература;
компьютеры и орг. техника; звукоусиливающая аппаратура; мультимедийные
диски; канцтовары; организация рабочего пространства; инструментарий для
проведения тестирования и консультаций; Интернет-ресурсы.
– нормативные ресурсы: организация внутренних правил поведения для
специалистов и родителей в процессе проведения занятий с детьми с
нарушением слуха.
– человеческие ресурсы: привлечение специалистов ГБОУ «Белгородской
коррекционной
общеобразовательной
школы-интерната
дефектолога,
специалиста
по
Привлечение
родителей,
столкнувшихся
реабилитации
детей
с
социальной
нарушением
работе,
с
слуха,
№
23»,
врача-
психолога-педагога.
проблемами
нуждающихся
социальной
в
помощи
специалистов.
Несомненно, в процессе реализации социального проекта, можно
выделить определенные риски, которые могут негативно отразиться на ходе
всего проекта. Риски проекта представлены в приложении (см. приложение 4).
Обоснование жизнеспособности и перспектив дальнейшего развития
социального проекта:
48
В настоящее время информационно-коммуникативные технологии,
применяемые в процессе социальной реабилитации детей с нарушением слуха,
начинают постепенно развиваться и повсеместно использоваться. Для нашей
страны данная тема является достаточно актуальной, поскольку данные
технологии находятся на начальном этапе своего формирования.
Некоторые родители не применяют информационно-коммуникативные
технологии в процессе социальной реабилитации своих детей с нарушением
слуха, они перекладывают весь процесс обучения на педагогический коллектив
школы. Это может быть вызвано как наличием компьютерной неграмотности,
так и недостаточностью психолого-педагогических знаний.
Для разрешения данных проблем необходимо организовать совместные
занятия в ГБОУ «Белгородской коррекционной общеобразовательной школыинтерната № 23»для родителей и детей под присмотром педагогов и
психологов школы.
Если в процессе у родителей будут возникатьтрудности, то в школе будут
организовываться консультации по их разрешению, где каждый родитель
сможет задать интересующий его вопрос, а специалист ответит на него, также
будет предоставляться специализированная литература и набор компьютерных
программ для дополнительной подготовки родителей.
В результате реализации проекта дети смогут взаимодействовать со
своими родителями; родители получают новую информацию о современных
информационно-коммуникативных технологиях и научаться с ними работать;
будет реализован индивидуальный подход к каждому ребенку, а также
использоваться новые технические средства и программы, которые помогут
повысить продуктивность всего процесса социальной реабилитации детей с
нарушением слуха.
После
определенных
реализации
социального
результатов,
качественных показателей.
проекта,
выражающихся
в
планируется
виде
достижение
количественных
и
49
Количественные показатели:
–увеличение количества родителей, прошедших совместные занятия для
родителей и детей (не менее 30 родителей в год);
–расширен спектр дидактических материалов и презентаций для
организации совместных занятий родителей и детей с нарушением слуха
(введение 5 направлений);
Качественные показатели:
–повышение эффективности программы социальной реабилитации детей
с нарушением слуха;
– повышение
компьютерными
нарушением
уровня
родительской
программами
слуха
по
компетенции
социальной
(сравнительный
анализ
в
реабилитации
уровня
овладении
детей
с
родительской
компетентности до начала проведения занятий и после их завершения);
– удовлетворенность родителей процессом социальной реабилитации
детей с нарушением слуха с применением информационно-коммуникативных
технологий.
Для реализации данного проекта, необходимо определить актуальность
проблемы,
которая
непосредственно
затрагивается.Информационно-
коммуникативные технологии играют важное значение в процессе социальной
реабилитации, в развитии и формировании личности ребенка с нарушением
слуха. Помогают приобщать ребенка с нарушением слуха к окружающему ему
миру, учат решать трудности и проблемы, появляющиеся в повседневной
жизни с помощью игровой деятельности.
Главную роль в жизни каждого ребенка играет первый социальный
институт, именуемый семьей. Однако проблема многих семей состоит в том,
что всю ответственность за обучение и воспитание своего ребенка они
перекладывают на школу, а сами отстраняются. Это может быть вызвано, как
нежеланием понять внутренний мир ребенка, так и наличием компьютерной
неграмотности.
50
Для разрешения данного противоречия необходимо привлечь родителей к
обучению
своих
благоприятный
детей,
климат
что
в
позволит
данной
в
семье
дальнейшем
организовать
и
необходимый
создать
психологический комфорт для благоприятного развития личности.
Организация совместных занятий родителей и детей с нарушением слуха
позволит усовершенствовать процесс социальной реабилитации и в процессе
работы установить взаимодействие родителя и ребенка.
Планируемые результаты:
1) Повышена компетентность родителей детей с нарушением слуха в
применении информационно-коммуникативных технологий;
2) Повышена эффективность процесса социальной реабилитации детей с
нарушением слуха;
3) Организованы и проведены занятия для родителей и детей с
нарушением
слуха
с
применением
информационно-коммуникативных
технологий;
4) Осуществлено взаимодействие родителей и школы в процессе
организации и проведения совместных занятий родителей и детей.
Данный опыт внедрения социального проекта, может быть полезен
подобным учреждениям, которые функционируют в Российской Федерации.
51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В современном обществе продолжает увеличиваться количество детей,
имеющих различные степени нарушения слуха.Дети с нарушением слуха –
специфическая категория общества, имеющая глубокое стойкое нарушение
слуха, которое может быть врожденным, наследственным или приобретенном в
раннем детстве еще до овладения ребенком речи.
Очень важное значение в жизни каждого ребенка с нарушением слуха
имеет социальная реабилитация.Социальная реабилитация детей с нарушением
слуха – система социальных, медицинских и психологических мер, которые
ориентированы на предоставление одинаковых возможностей и прав детей во
всех областях жизни.
Целью социальной реабилитации является – формирование всесторонней
диагностики,
формирование
индивидуальной
программы
воспитания
и
обучения ребенка с нарушением слуха. Основной задачей выступает включение
детей с нарушением слуха в развивающую, самодостаточную и активную
социальную деятельность.
Социальная реабилитация детей с нарушением слуха включает в себя
следующие направления: социально-средовое, социально-психологическое,
социально-педагогическое, социокультурное и социально-бытовое.
Для более продуктивной реализации процесса социальной реабилитации
перспективно использовать современные информационно-коммуникативные
технологии.Информационно-коммуникативные
технологии
–
комплекс
приемов и процессов и технических инструментов, внедренных с целью поиска,
обработки, хранения и передачи информации.
Их основными особенностями являются: обеспечение наглядности
предоставляемой информации; экономия времени обучения и реабилитации;
помощь в получении навыков самостоятельной работы; помощь в проверке и
оценке своих результатов. Информационно-коммуникативные технологии
52
рассматриваются по разным основаниям: по решаемым задачам; по функциям;
по целям; по типу информации; по категориям.
Современные
средства
и
инструменты
информационно-
коммуникативных технологий в процессе работе с детьми с нарушением слуха
должны быть направлены на удовлетворение психофизическиххарактеристик
здоровья данной категории детей, создавать единство реабилитационного и
образовательного процесса.
Рассчитаны занятия разного уровня сложности, в основе которых
находится усвоение и конкретизирование лексического смысла слов. Переход к
следующим блокам занятий осуществляется только после усвоения материала
предыдущих.
Во время выполнения упражненийс помощью компьютерных программ у
ребенка возникает решительность в собственных силах и стремление выучиться
разговаривать правильно. Работая на компьютере, ребенок может видеть
успехи проделанной работы, у него повышается мотивация.
С целью выявления проблем социальной реабилитации детей с
нарушением слуха было проведено социальное исследование на базе МБОУ
«Белгородская коррекционная общеобразовательная школа-интернат № 23».
Целью данного исследования было выявление влияния информационнокоммуникативных технологий на социально-педагогическую, социальнопсихологическую, социально-бытовую и социально-средовую реабилитации
детей с нарушением слуха.В исследовании приняло участие 50 человек – детей
с нарушением слуха,30 человек – родителей и 10 специалистов.
Результаты данного исследования выявили: проблемы социальной
реабилитации детей с нарушением слуха,выделили основные инструменты
информационно-коммуникативных
технологий
и
мероприятия,
которые
способны социальной реабилитации детей с нарушением слуха: совместные
занятия родителей и детей; дополнительные уроки; использование специальных
53
учебных программ; использование дополнительных специализированных
программ.
Дети с нарушением слуха очень нуждаются как в поддержке и помощи со
стороны специалистов данного учреждения, так и со стороны своих близких,
семьи. По мнению экспертов, большая часть родителей вне школы не
занимаются своими детьми. Весь процесс обучения и реабилитации своего
ребенка они перекладывают на школу и педагогический коллектив.
В школе ведется работа с детьми с применением современных средств
информационно-коммуникативных
технологий
–
программ-тренажеров,
электронных пособий, программ тестирования, но также существует реальная
необходимость привлечения родителей к обучению и реабилитации своего
ребенка.
Опираясь
на результаты
проведенного нами исследования
было
предложено создание и внедрение на базе ГБОУ «Белгородская коррекционная
общеобразовательная школа-интернат № 23» социального проекта «Вместе с
родителями», основная цель которого – совместные занятия родителей и детей
с нарушением слуха с использованием информационно-коммуникативных
технологий в социальной реабилитации.
В
результате
реализации
данного
социально
проекта
ожидается
повышение родительской компетентности в процессе применения современных
информационных
технологий,
повышение
результативности
процесса
социальной реабилитации детей с нарушением слуха.
Данный опыт внедрения социального проекта в Белгородской области,
несомненно будет полезен подобным учреждениям, которые функционируют в
Российской Федерации.
Таким образом более детальное и тщательное изучение информационнокоммуникативных
технологий
позволит
реабилитации детей с нарушением слуха.
облегчить
процесс
социальной
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв