2
Заманауи әлемдегі мектеп – мұғалім – инновация
ЗАМАНАУИ ӘЛЕМДЕГІ
МЕКТЕП – МҰҒАЛІМ – ИННОВАЦИЯ
Қазақстандық жаңашыл педагог, қоғам қайраткері,
Қазақстанның еңбек сіңірген мұғалімі,
Социалистік Еңбек Ері, педагогика ғылымдарының кандидаты
НҰРТАЗИНА РАФИҚА БЕКЕНҚЫЗЫНЫҢ
туғанына 100 жыл толуына арналған
Бірінші халықаралық педагогикалық оқулар аясындағы
халықаралық ғылыми-тәжірибелік конференция
материалдары
ШКОЛА – УЧИТЕЛЬ – ИННОВАЦИИ
В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Первые международные педагогические чтения,
посвященные 100-летию со дня рождения
выдающегося педагога-новатора, общественного деятеля,
Заслуженного учителя Казахстана,
Героя Социалистического Труда, кандидата педагогических наук
НУРТАЗИНОЙ РАФИКИ БЕКЕНОВНЫ
материалы
международной научно-практической конференции
Павлодар
2021
Школа – учитель – инновации в современном мире
УДК
ББК
3
373.5
74.200
З 21
Редакциялық алқа:
Павлодар педагогикалық университеті басқарма төрағасы – ректор Жанбол Жилбаев;
ҒЖ және ХБ жөніндегі проректор С.В. Мырзақұлов; ф.ғ.д., проф. А.Е. Агманова; ф.ғ.д.,
проф. Н.Ж. Шаймерденова; ф.ғ.д., проф. З.К. Темиргазина; ГҒЖМ деканы, ф.ғ.к., проф.
Қ.С. Ерғалиев; ҒЗҚ департаменті директоры Г.А. Сулейменова; ГҒЖМ вице-деканы, ф.ғ.к.,
доцент М.И. Оразханова; «Тарих» ББ жетекшісі, т.ғ.к., доцент А.Е. Каримова; «Орыс тілі
мен әдебиеті» ББ жетекшісі, ф.ғ.к., аға оқытушы Г.К. Абзулдинова; ф.ғ.к., доцент
Л.Е. Токатова; аға оқытушы Е.П. Гаранина; аға оқытушы Д.В. Пашканьян.
З 21
Заманауи әлемдегі мектеп – мұғалім – инновация: Қазақстандық жаңашыл педагог,
қоғам қайраткері, Қазақстанның еңбек сіңірген мұғалімі, Социалистік Еңбек Ері, педагогика ғылымдарының кандидаты Нұртазина Рафика Бекенқызының туғанына 100 жыл
толуына арналған Бірінші халықаралық педагогикалық оқулар аясындағы
халықаралық ғылыми-тәжірибелік конференция материалдары. – Павлодар: ППУ, 2021. –
791 б.
ISBN 978-601-267-649-5
Жинаққа «Заманауи әлемдегі мектеп – мұғалім – инновация» Бірінші халықаралық
педагогикалық оқулары аясында өткізілген конференция материалдары енгізілді. Басылым
ғалымдарға, оқытушылар мен мұғалімдерге, докторанттарға, магистранттарға, студенттерге, жалпы көпшілік оқырман қауымға арналады.
Мақалалар авторлық редакцияда басылды.
Редакционная коллегия:
Председатель правления – ректор Павлодарского педагогического университета
Жанбол Жилбаев; проректор по НР и МС С.В. Мурзакулов; д.ф.н., проф. А.Е. Агманова;
д.ф.н., проф. Н.Ж. Шаймерденова; д.ф.н., проф. З.К. Темиргазина; декан ВШГН, к.ф.н.,
проф. К.С. Ергалиев; директор ДПИ Г.А. Сулейменова; вице-декан ВШГН, к.ф.н., доцент
М.И. Оразханова; руководитель ОП «История», к.и.н., доцент А.Е. Каримова; руководитель
ОП «Русский языки литература», к.ф.н., ст. преподаватель Г.К. Абзулдинова; к.ф.н., доцент
Л.Е. Токатова; ст. преподаватель Е.П. Гаранина; ст. преподаватель Д.В. Пашканьян.
Ш 67 Школа – учитель – инновации в современном мире: материалы международной научнопрактической конференции в рамках Первых международных педагогических чтений,
посвященных 100-летию со дня рождения выдающегося педагога-новатора, общественного
деятеля, Заслуженного учителя Казахстана, Героя Социалистического Труда, кандидата педагогических наук Нуртазиной Рафики Бекеновны. – Павлодар: ППУ, 2021. – 791 с.
В сборник вошли материалы конференции, проводимой в рамках Первых международных педагогических чтений «Школа – учитель – инновации в современном мире». Издание адресовано ученым, преподавателям и учителям, докторантам, магистрантам, студентам, а также широкому кругу читателей.
Статьи изданы в авторской редакции.
ISBN 978-601-267-649-5
© Павлодарский педагогический университет, 2021
Таким образом, применение дидактической игры на уроке может сделать
процесс изучения иностранного языка для обучающихся интересным, увлекательным и информативным.
Литература
1. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М., 1978.
2. Андриевская В.В. Возрастные особенности учебной деятельности старшеклассников на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе, 1987. – № 6.
3. Газман О.С. Роль игры в формировании личности школьника // Совет. педагогика,
1982. – № 9.
4. Гез Н.И. и др. Методика обучения иностр. языкам в средней школе. – М., 1982.
5. Калаева Г.Г. Интенсификация обучения языку при помощи учебных языковых игр //
Иностранные языки в школе, 1995. – № 6.
«ИНТЕРАКТИВНАЯ МОДЕЛЬ» УРОКА
КАК ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ
В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Е.А. Рамазанова
КГУ «Средняя общеобразовательная школа № 6 города Павлодара»,
г. Павлодар, Казахстан
evgenija.evgenija@mail.ru
Қазақстан Республикасының нормативтікактілері білім беру мекемелерінде, оның
ішінде инклюзивті білім беретінсыныптарда АКТ қолдану дыенгізу, қолдану және
оңтайландыру бойынша ұсыныстардығана емес, сонымен қатар олардың әдістемелік
қамтамасызетілуін жүзеге асыруды талапетеді. Бұл біздің алдымызда инклюзивті білім беру
моделініскеасыру жағдайында әдістемелік қамтамасызетудіжаңарту үшін Web 2.0 сервисінің
электрондық білім беру ресурстары негізінде бейімделген оқу материалын жасау
міндетінанықтады. Web 2.0 сервистері инклюзивті білім беру жағдайында «ПДТ» диагнозы
бар балаларды ағылшын тіліне оқыту үшін оқу материалын бейімдеуге мүмкіндік береді.
Regulatory enactments of Republik of Kazakhstan contain not only recommendation for the
implementation, application and optimization for the use of ICT in educational institutions, including the classes of inclusive education, but also require the execution of their methodological support. This determined our goal of creating adaptive educational material based on the electronic
educational resources of the Web 2.0 service to update the methodological support in the context
of the execution of the inclusive education model. Web 2.0 services allow us to adapt educational
material for teaching English to children with a diagnosis of «Mental retardation» in an inclusive
education environment.
Один из принципов государственной политики в Республике Казахстан в
области образования – инклюзивность. Права детей на получение образования
и совершенствование работы по развитию инклюзивного образования гарантированы Законами Республики Казахстан.
Переход к инклюзивному образованию традиционен в мировом масштабе,
его история исходит из 40-х годов XX века.
На сегодняшний день в ряде стран Европы и Запада инклюзивное образование существует более 40 лет, и их законодательная база в данной области совершенна.
Исследовав опыт стран Европы и Запада, мы хотели бы сделать заключение о том, что экономические, технологические и информационные возможности страны должны позволить создавать для реализации инклюзивного образования специальную образовательную среду в системе массового образования, а
также сделать максимально доступной для лиц с особыми образовательными
потребностями (ДАЛЕЕ – ООП) городскую инфраструктуру, снять информационные и иные барьеры и значительно уменьшить ограничения возможностей
участия этой категории населения в социальной жизни [1, 566].
По Митчеллу Д. «... то, что требуется – это перераспределить ресурсы так,
как это делают во многих странах, на основе принципа «ресурсы идут за учеником» [2, с. 47].
То есть мы должны адаптировать их для детей с особыми образовательными потребностями (ДАЛЕЕ – ООП).
Так, мы провели исследования в области образовательной инклюзии и
сделали ряд заключений, одно из которых базируется на организации «интерактивной модели» урока.
Термин «интерактивная модель» урока авторский. Согласно изученным
нами источникам мы сформировали следующее определение «интерактивной
модели» урока – форма проведения учебного занятия, которая дает возможность управлять потоком изучаемой информации, взаимодействовать с учебным окружением в условиях электронного представления учебного материала
[3, с. 83].
Для реализации самостоятельной работы учащихся по завершению изучения тематического модуля, проведения итогового теста с учащимися на языке
программирования PHP было создано приложение сервиса Web 2.0 EnglishPracticeBook на базе сайта компании PSInternetCompany – https://www.ps.kz/.
Хостинг PS.kz, начал свою работу в 2003-м году. Первоначальным названием организации было «Progressive Solutions», но со временем оно было изменено на «PS Internet Company», или же «Интернет-компания PS».
Начав со штата из двух сотрудников и одного сервера, сегодня хостинг PS,
может похвастаться мощным, современным дата-центром в городе Алматы, а
также лидирующими позициями на рынке хостинговых услуг в Казахстане.
Язык программирования для данного электронного приложения – PHP
(PersonalHomePage), серверный язык. Мы использовали данный язык программирования, так как он бесплатный, а также не требуется установка дополнительного программного обеспечения.
Хостинг приобретается для обеспечения доступа к электронному ресурсу
на платной основе, доступ действителен в течение одного года при последующей оплате его использования (1 раз в год).
Стоимость виртуального хостинга зависит от емкости приложения и от
длительности его эксплуатации.
На сайте https://www.ps.kz/ доступен бесплатный тестовый период эксплуатации хостинга в течение семь дней.
Виртуальный хостинг – одна из услуг, которые предоставляет компания
PS Internet Company.
Виртуальный хостинг позволяет хранить в интернете файлы образовательного сайта (приложения).
Для учащихся упрощен поиск приложения и его необходимых заданий:
через ввод адреса еnglishinclusive.kz/web/ http://englishinclusive.kz/ и входа через личный логин и пароль без дополнительного поиска папок класса, уроков,
упражнений.
Автор задает имя сайта (приложения) – домен; в нашем случае это
englishinclusive.kz, где .KZ – это зона хостинга.
Хостинг можно получить на рассматриваемом нами сайте
https://www.ps.kz/ не только в зоне .KZ, но и .COM.KZ, .RU, .RU.COM.
Приложение будет обслуживаться в дата-центре PS Internet Company, сотрудниками компании.
Хостинг можно получить на рассматриваемом нами сайте
https://www.ps.kz/ не только в зоне .KZ, но и .COM.KZ, .RU, .RU.COM.
Приложение разрабатывалось мною, как учителем английского языка, но
программировалось соответствующим специалистом. Настройки производятся
мною как на сайте компании PS Internet Company, так и во вновь созданном
приложении еnglishinclusive.kz/web/.
Приложение разработано на основе сервера Apache, при поддержке базы
данных MySQL. Когда содержание сайта (приложения) постоянно пополняется,
то, используется база данных MySQL, где хранятся все тексты.
Приложения на языке PHP интерпретируемы, открыты для редактирования.
Для создания подобного приложения необходимо: место на хостинге
(https://www.ps.kz/) + файлы сайта (тексты, упражнения, аудио-, видеоматериал,
иллюстрации) + доменное имя (englishinclusive.kz) + база данных MySQL =
приложение EnglishPracticeBook
Само приложение имеет авторский знак [4, с. 21].
Итак, мы можем подробнее охарактеризовать приложение для проведения
итогового суммативного оценивания EnglishPracticeBook.
Выполненные в данной программе задания ученик отправляет в личный
кабинет учителя, о чем учитель, со своей стороны, получает уведомление через
электронную почту, или при входе в личный кабинет. Ученик выполняет задание по разделам: «Чтение», «Письмо», «Говорение», «Аудирование» в онлайнрежиме.
В разделе «Аудирование» демонстрируется видеоролик – сказка. Ученик
просматривает видеоматериал, запоминая героев сказки зрительно при недостаточности аудитивных навыков и фонетико-фонематического восприятия.
Внимание к тематическому иллюстративному материалу компенсирует неустойчивость внимания к длинным предложениям пр. Данная категория детей неутомима в игре, а просмотр сказки, в том числе в качестве контрольного задания, мотивирует их для дальнейшей работы с упражнением. Так, мы преодолели быструю пресыщаемость данной категории детей в интеллектуальной деятельности. Дети выполняли задания полностью, не оставляя ячейки для ответов
пустыми.
Процент правильных ответов задания раздела «Аудирование» вычисляется автоматически: максимальное количество правильных ответов в нашем случае – 15, количество правильных ответов учащихся отражается в сообщении в
личном кабинете учителя. Проанализировать каждый из вопросов возможно в
личном письме ученику или же во время урока.
При чтении ученик обращает внимание на выделенные слова и выражения, которые служат ему подсказкой в поиске нужной информации. В нашем
задании учащимся было предложено найти в тексте опровержение предложениям. При выполнении упражнения ученики снова использовали печатный материал в электронном формате, копируя необходимую информацию в отдел для
ответов либо печатая ответ самостоятельно. В данном случае мы снова избежали трудностей, связанных с дисграфией отдельных учеников.
При оценивании качества выполненной работы ученика с ООП в разделе
«Письмо» мы увидели, что учащийся охотнее работает с печатным текстом через электронное приложение. Причиной этому служат слабое владение навыками письма и дисграфия – расстройство процесса письма.
Для оценивания заданий творческого характера (разделов «Чтение»,
«Письмо», «Говорение»), при ответах на вопросы и пр. учитель обращает внимание на составленные им же дискрипторы, в случае отсутствия какого-либо
прописанного в дискрипторах компонента в ответе ученика учитель отнимает
соответствующий балл от максимально возможного количества. Результаты работы отправляются также на личную почту учащегося, можно также обсудить
их при личной встрече с учителя с учеником.
При устной речи предусмотрена отправка звукового файла. Запись устного ответа на вопрос можно произвести как с переносного устройства, так и с
персонального компьютера при наличии микрофона.
При работе со смартфоном ученики производили запись устной речи посредством диктофона. Использование в данном случае программ для записи
звука было невозможным, так как звуковой файл, созданный на основе подобной программы, можно было отправить только с компьютера, ноутбука, но
расширение файла, отправляемого через смартфон, не соответствовало заявленным требованиям электронного приложения. Оценивание устной речи учащихся реализуется через дискрипторы.
При устной речи предусмотрена отправка звукового файла.
Особенность работы со вновь созданным приложением состоит в том,
что, звуковой файл дает возможность указать на временной отрезок аудиофайла
учащегося, в котором была допущена ошибка, чтобы ученик еще раз его прослушал. Доступ к выполненным работам учеников для последующей проверки
и комментирования: httpdocs – web – uploads
Учитель способен сам корректировать упражнения, войдя в его настройки. Для этого ему необходимо получить инструкции от специалиста по программированию. Путь выхода в настройки: httpdocs – vews – test – grade.php.
Преимущества проведения суммативного оценивания в рамках «интерактивной модели»:
– повышение мотивации гиперактивного ребенка участвовать в работе с
учебным материалом через электронные ресурсы;
– устранение барьера в обучении: слабого владения навыками письма и
дисграфии – расстройства письма;
– обеспечение многократного прослушивания текста (просмотра видеоматериала) учеником с ООП вследствие слабо развитых навыков слухового восприятия;
– концентрирование ученика с ООП на собственной речи при ее записи,
прослушивании (с использованием диктофона и наушников);
– преодоление быстрой пресыщаемости в интеллектуальной деятельности
при работе с аудиовизуальным материалом;
– возможность записи устной речи со стороны учащегося для формирования ритмико-произносительные навыков с последующим комментированием со
стороны учителя в личном письме.
Возможные затруднения в работе с образовательным приложением на
сайте PSInternetCompany:
1. Чувствительность к регистру и знакам пунктуации при автоматическом
определении верных ответов учеников. Вероятный вариант ответа не вносится
в программу заранее, так как присутствует чувствительность к знакам, к верхнему, нижнему регистру. Возможно запрограммировать вероятные варианты
ответов: со знаками препинания, с большой или с маленькой буквы. Но вариант
ввода учащимся может отличаться и, не смотря на верный на ответ, приложение
фиксирует ошибку при вводе.
2. При поступлении в личный кабинет учителя контрольных работ учащихся их следует скачивать и сохранять в отдельной папке ПК или флешнакопителя, так как вес контрольных работ большой, увеличение емкости хостинга
возможно на платной основе, при дополнительной оплате на сайте компании
PSInternetCompany – https://www.ps.kz/.
3. Личный пароль ученика может видеть только ученик, не учитель. При
необходимости программистом устанавливается программа расшифровки пароля приложения.
Результаты нашего исследования помогут обеспечить эффективное обучение детей с ООП: развитие у учащихся самостоятельности в овладении знаниями на иностранном языке и иноязычной коммуникативной компетенции,
творческих способностей учащихся и формирование активной жизненной позиции в иноязычной речевой деятельности; социализацию личности учащегося
на уроках иностранного языка.
Использование контрольно-обобщающего web-приложения способствует
оптимизации процесса оценивания суммативных работ в условиях инклюзивного образования, а также позволяет проследить навыки речевой деятельности
на уроке английского языка у норматипичных детей со слабой успеваемостью.
Для учителя становится возможным «увеличивать интеллектуальную нагрузку, выходя за рамки программы», в том числе, для детей с ООП.
Преимущества работы на уроке в рамках «интерактивной модели»:
– повышение мотивации гиперактивного ребенка участвовать в работе с
контрольно-обобщающим материалом через электронные ресурсы;
– устранение барьера в обучении: слабого владения навыками письма и
дисграфии – расстройства письма;
– обеспечение многократного прослушивания текста (просмотра видеоматериала) учеником с ООП вследствие слабо развитых навыков слухового восприятия;
– концентрирование ученика с ООП на собственной речи при ее записи,
прослушивании (с использованием диктофона и наушников);
– преодоление быстрой пресыщаемости в интеллектуальной деятельности
при работе с аудиовизуальным материалом.
Литература
1. Плохова И.А. Исторический опыт работы в области инклюзивного образования /
И.А. Плохова // Электронное обучение в непрерывном образовании. – Ульяновск: Ульяновский государственный технический университет, 2016. – С. 565-570.
2. Митчелл Д. Эффективные педагогические технологии специального и инклюзивного образования. – Москва: Перспектива, 2011. – 139 с.
3. Азимов Э.Г. Новый словарь методических терминов. – Москва: ИКАР, 2009. –
448 с.
4. Ахмедова А.М. Компьютерные технологии в инновационной и педагогической деятельности. – Казань: Казанский Приволжский Федеральный университет, 2012. – 80 с.
АҒЫЛШЫН ТІЛІН ҮЙРЕТУ БАРЫСЫНДА БҰҚАРАЛЫҚ
АҚПАРАТ ҚҰРАЛДАРЫН ҚОЛДАНУ
Ұ.Н. Озыхан
«Торайғыров университеті» коммерциялық емес акционерлік қоғамы,
Павлодар қ., Казахстан
un2103@mail.ru
В статье раскрываются вопросы использования СМИ в обучении английскому языку в
школе. Автор подчеркивает важность использования СМИ на уроках английского языка, демонстрирует средства и приемы использования СМИ в образовательном процессе. Также
приводит образцы работы с медиа-материалами на уроках английского языка.
The article reveals the issues of using the media in teaching English at school. The author
emphasizes the importance of using the media in English lessons, demonstrates the means and
techniques of using the media in the educational process. He also gives examples of working with
media materials in English lessons.
Бұқаралық ақпарат құралдары (қысқаша БАҚ, сонымен қатар – массмедиа) – ауызша, бейнелі және музыкалық ақпараттың жылдам берілуін мен
жаппай таралымын қамтамасыз ететін ұйымдық-техникалық кешендер [1,
б. 93].
БАҚ сонымен қатар белгілі бір әлеуметтік ортаның шеңберінде
ақпараттың берілуін қамтамасыз ететін техникалық құралдардың жиынтығы
ретінде қарастырылады [2, б.10].
Қазақстан Республикасының 1999 жылғы 23 шілдедегі №451 Бұқаралық
ақпарат құралдары туралы Заңына сәйкес бұқаралық ақпарат құралдары бұл:
– тұлғалардың шектеусiз топтарына арналған баспа, дыбыс-бейне және
өзге де хабарлары мен материалдары;
Zh.B. Kurmanova, A.E. Baitlessova
Computer technologies in teaching of english in technical universities of Kazakhstan ................................. 601
A.E. Niyazova, L.M. Arunova
Teaching of phraseological units of the english language ............................................................................. 607
A.M. Kusainova
Use of video fragments in english for the formation of linguistic competencies of students of the higher
classes.................................................................................................................................................... 610
А.Е. Нургожина, Г.С. Суюнова
Игровые технологии как эффективный способ обучения иностранному языку..................................... 614
Е.А. Рамазанова
«Интерактивная модель» урока как форма проведения суммативного оценивания в условиях инклюзивного образования........................................................................................................................ 617
Ұ.Н. Озыхан
Ағылшын тілін үйрету барысында бұқаралық ақпарат құралдарын қолдану......................................... 622
С.С. Туканаева, Р.К. Артышева
Компетентностный подход к преподаванию профессионального английского языка в медицинском колледже ...................................................................................................................................... 627
М.И. Уюкбаева
Essay writing via remote studies .................................................................................................................. 631
А.Е. Шайман
Шетел тілін үйрену үшін әлеуметтік желілердің мүмкіндіктері.............................................................. 634
Z.Kh. Shakhputova
Integrating literary texts in EFL online class ................................................................................................ 639
Zh.Zh. Umbet
Brainstorming efficiency in teaching english................................................................................................ 643
Р.А. Шаханова, Г.К. Беккожанова
Психолого-педогогические аспекты использования интерактивной технологии в иноязычном
образовании .......................................................................................................................................... 649
Д.А. Касенова
Using television materials for teaching english ............................................................................................ 654
Әлеуметтік-гуманитарлық пәндері оқытудың өзекті мәселелері
Актуальные проблемы преподавания социально-гуманитарных дисциплин
Г.К. Абдрахман, Г.Б. Исабекова
Филолого-культурологическое образование в свете научной парадигмы ............................................... 662
А. Айткулова, К.К. Канафин
Интеграционные инициативы Первого Президента – лидера нации Н.А. Назарбаева........................... 666
Б.К. Акшулакова
Қазіргі Қазақстан тарихын оқытудағы инновациялық технологиялар .................................................... 674
Л.Ж. Аскарова
Формативное оценивание как средство мотивации к учебной деятельности учащихся ........................ 678
К. Базарбаев, Б.Н. Абдрахманов
Казахстан в мировом сообществе ............................................................................................................. 683
А.Б. Батталов
Актуальные проблемы преподавания истории Казахстана в школах ...................................................... 690
О.П. Вагнер
Игровые методы обучения на уроках истории в 5-м классе как способ повышения качества знаний ........................................................................................................................................................ 695
Я.М. Гельманова
Актуальные проблемы преподавания предмета «Самопознание» в процессе нравственного разви-
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв