ИРОНИЧЕСКИЕ РЕАКЦИИ НА НОВОСТИ В МЕДИЙНОМ И СЕТЕВОМ ДИСКУРСЕ

Работа «Ироническое представление действительности в реакциях на новости в сетевом и медийном дискурсе» посвящена исследованию иронии как отражения рефлексии общества в отношении реальных событий и их медийного представления, а также как способа коммуникативного воздействия на потребителей новостей. Актуальность темы обусловлена резким ростом на рубеже XX-XXI вв. числа сатирических жанров как в сетевой «народной», так и в профессиональной журналистике, а также бурным развитием жанра интернет-комментария, дополняющего медийный гипертекст. Научная новизна работы заключается в том, что в ней впервые ирония рассматривается как средство коррекции и трансформации медийной картины мира. Иронией в работе называется одна из дискурсивных практик представления действительности (определенного человека, явления или положения дел), характеризующаяся наличием имплицитного значения, которое реализуется посредством непрямой коммуникации, и двуплановости, которая возникает из-за наложения буквального смысла на подразумеваемое (как правило, буквальное имеет положительную или нейтральную оценку, а подразумеваемое – негативную), и являющаяся средством речевого воздействия через создание комического эффекта. Впервые подробно рассматриваются иронические речевые акты в сетевом и медийном дискурсе, их семантические и прагматические особенности, частотность использующихся в них приемов, учитывается и гендерный аспект. Материалом исследования послужил обширный (97 единиц) и сбалансированный корпус иронических реакций на новости, возникших в новостных сообществах социальной сети «ВКонтакте», Facebook; на персональных страницах пользователей социальных сетей TikTok, Twitter, в комментариях на видеохостинге YouTube, а также в программах «Особое мнение» («Эхо Москвы») и «Вечерний Ургант» («Первый канал»). Отправной точкой в анализе реакции были новости официальных СМИ и информационных агентств, внимание уделялось семантическим трансформациям представления об отраженных в них «положениях дел». Для примера рассмотрим иронические комментарии к политическому и социальному блоку новостей. Первый относится к сетевому дискурсу, а второй – к медийному. (1) Уволенный за коррупцию экс-чиновник из Ханты-Мансийска Владислав Нусинов снова стал участником коррупционного скандала — на этот раз в Севастополе. https://ura.news/news/1052453510 Комментарии к новости: «А посадить нельзя?» (м), «Он делится пока» (м). Первый комментатор, используя стратегию «наивного незнания» Сократа, апеллирует к закону: понимая, почему это не происходит, в своем риторическом вопросе он делает вид, что подсказывает дельный вариант, о котором вышестоящие могли и не догадываться. Второй комментатор обыгрывает этот вопрос, давая свой ответ. Ирония распознается благодаря фоновым знаниям о том, что коррупция – явление, связанное с группой лиц (по определению Ожегова, это «моральное разложение должностных лиц и политиков, выражающееся в незаконном обогащении, взяточничестве, хищении и срастании с мафиозными структурами»). (2) «У московского пенсионера украли 13 миллионов рублей. Как деньги всех пенсионеров России оказались у одного человека?» («Вечерний Ургант». Выпуск от 25.12.2020.) Ирония в комментарии Ивана Урганта возникает благодаря переосмыслению реального факта с использованием гиперболизации, так автор осуждает размер выплачиваемых в стране пенсий: объем накоплений московского пенсионера приравнивается к объему выплат всем пенсионерам России (а по данным Росстата, общая их численность на 1 января 2021 года составляет 45,637 млн человек). В работе рассматриваются и поликодовые тексты, в которых вербальная ирония поддерживается средствами других семиотических систем. До настоящего времени медийная и компьютерно-опосредованная коммуникация практически не привлекались для исследования иронии. Тем не менее, именно они являются важнейшим фактором в определении тенденций в мировосприятии и настроениях общества. Усиление роли иронии, ее близость к сарказму в современном обществе может говорить об усилении агрессивных настроений, недовольства населения существующим порядком. Существующая наряду с этим имплицитность выражает скептическое отношение к возможным переменам или же страх наказания за высказанное мнение, так как ирония оставляет за собой право «сделать шаг назад». Анализ материала показал, что в 2020-2021 гг. острее всего общество реагировало на новости, связанные с принятием поправок к Конституции РФ и «обнулением» президентских сроков, с борьбой с коррупцией и отношениями коррупционеров и действующей власти, с имиджем действующего президента, с проблемами экологии, с коронавирусом. При этом обнаружилось несоответствие медийного и сетевого их осмысления: коронавирусная тема становится метафорой выверенной политической стратегии, рычага управления обществом, экологические катастрофы символизируют токсичность власти, плохую социальную «экологию» и т. д. Новости становятся лишь отправной точкой в размышлениях о «главном» и «больном», или же развенчиваются как "ложь".

Массовая коммуникация. Журналистика. Средства массовой информации
Дипломы

Вуз: Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина (Гос ИРЯ им. А.С. Пушкина)

ID: 60ca670ce4dde5000156520b
UUID: 2d4cde40-b114-0139-327c-0242ac180005
Язык: Русский
Опубликовано: около 3 лет назад
Просмотры: 9

18.18

Полина Демидова

Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина (Гос ИРЯ им. А.С. Пушкина)


0

Комментировать 0

Рецензировать 2

Скачать - 3,1 МБ


Поделиться работой
Current View

Рецензии:

  Авторизуйтесь, чтобы добавить рецензию

Рецензия от Полина Демидова
Отзыв корреспондента «Русфонда», члена ГЭК по направлению «Практическая филология» О. А. Аксеновой

около 3 лет назад
Рецензия от Полина Демидова
РЕЦЕНЗИЯ на выпускную квалификационную работу по программе бакалавриата Демидовой Полины Олеговны Иронические реакции на новости в медийном и сетевом дискурсе (Москва, Гос.ИРЯ им. А.С.Пушкина, 2021)

около 3 лет назад
Для лиц старше 18 лет