ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
им. А. И. ГЕРЦЕНА»
ИНСТИТУТ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ
КАФЕДРА МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАНЫМ ЯЗЫКАМ
РЕЦЕНЗИЯ НА ВЫПУСКНУЮ КВАЛИФИКАЦИОННУЮ РАБОТУ
Тема ВКР
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ МНЕМОТЕХНИКИ В
ПРОЦЕССЕ
ФОРМИРОВАНИЯ
ЛЕКСИЧЕСКИХ
НАВЫКОВ
У
УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ (на материале французского языка)
Автор ВКР Вольнова Дарья Сергеевна
Кафедра методики обучения иностранным языкам
Направление 44.04.01 Педагогическое образование
Направленность/профиль
Технологии
обучения
в
лингвистическом
образовании
Поиски и критическое рассмотрение информации о мнемотехнических
приёмах в современной
сегодняшний
день
методической литературе показали, что на
возможности
мнемотехники
при
формировании
иноязычных лексических навыков явно недооцениваются. Почти нет
методической и учебной литературы, в которой уделяется внимание
мнемоническим приёмам, средствам, облегчающим запоминание новых слов.
Таким
образом,
тема
исследования
Вольновой
Дарьи
Сергеевны
представляется актуальной и значимой для теории и практики методики
обучения
иностранным
инновационным
используемым
по
для
языкам
форме
и
вследствие
содержанию
формирования
учащихся начальной школы.
обращения
приемам
иноязычных
автора
к
мнемотехники,
лексических
навыков
Анализ ВКР показал, что исследование
Вольновой Д.С. концептуально, логично и доказательно. На пересечении
психологической, психолингвистической, лингвистической и методической
составляющих
автором
выстроена
оригинальная
методика
обучения
иноязычной лексике учащихся начальной школы с использованием приемов
мнемотехники.
ВКР Вольновой Д.С. характеризуется внутренним единством, имеет чёткую
структуру и безупречную логику изложения материала. Дарья Сергеевна
последовательно раскрывает содержание исследования в соответствии с
обозначенными
задачами,
что
позволяет
проследить
динамику
развёртывания научной мысли. В первой главе работы осуществляет отбор
значимых для ее исследования идей и проводит глубокий анализ их
содержания.
За всесторонним исследованием психолого-педагогических
условий обучения учащихся начальной школы, анализ которых убедительно
доказал
сензитивность
данного
возраста
к
использованию
приемов
мнемотехники, следует не менее глубокий и интересный анализ роли и места
мнемотехники в процессе обучения иноязычной лексики.
междисциплинарные
научные
основания,
Вольнова
Используя
Д.С.
дает
исчерпывающую характеристику понятию “мнемотехника”, а историкоретроспективный
анализ
помогает
автору
следственные связи и закономерности развития
установить
причинно-
мнемотехники. Большой
интерес для понимания концепции исследования представляет проделанный
автором тщательный анализ существующих
мнений, относящихся к
процессам запоминания и видам памяти, что несомненно свидетельствует о
широком научном кругозоре автора.
Автор убедительно доказывает, что мнемотехнические приёмы, основанные
на
законах
памяти, могут стать органичной частью учебного процесса
при условии их своевременного и обоснованного применения. Особенно
импонирует то обстоятельство, что всякий раз теоретические рассуждения
подкрепляются убедительными конкретными примерами, которые помогают
глубже проникнуть в суть
рассматриваемой проблемы. К важнейшим
результатом первой главы также, на наш взгляд, относится и вывод о том,
что приемы мнемотехники могут рассматриваться
в качестве, с одной
стороны,
педагогической
технологии,
с
другой
стороны,
здоровьесберегающей технологии.
Вторая глава исследования посвящена методике формирования иноязычных
лексических навыков учащихся начальной школы на основе мнемотехники.
Представленный тщательный анализ отечественного УМК по французскому
языку
убедительно
доказывает
целесообразность
использования
мнемотехники для заявленных целей. Нельзя не отметить богатство палитры
приемов
мнемотехники,
Назовем
лишь
апробированных
некоторые
из
них:
в результате
метод
исследования.
ключевых
слов,
метод
взаимодействия всех ощущений, рифмизация и др. Важным является также и
то, что разработанные приемы ориентированы на зону ближайшего развития
учащихся с разным уровнем интеллектуальной воспитанности, на основе
учета их индивидуальных отличий.
Разработанный
автором
комплекс
упражнений
характеризуется
целостностью, внутренней взаимосвязанностью частей и, без всякого
сомнения, способствует формированию лексических навыков, развитию
творческого мышления и продуктивного воображения учащихся, а также
созданию
атмосферы
иноязычного
общения,
обеспечивая
речевую
заинтересованность учащихся.
Особенно
хочется
отметить
несомненную
практическую
значимость
исследования. Думаю, что разработанный автором комплекс упражнений,
а также детальное описание приемов мнемотехники, проиллюстрированное
соответствующими упражнениями, могут быть успешно использованы на
уроках французского языка в
начальной школе, в рамках внеклассной
работы, а также на лабораторных занятиях по методике обучения ИЯ.
Отличительной особенностью рецензируемой работы является ее
значительная экспериментальная часть. Анализ результатов эксперимента
демонстрирует самостоятельность студента и его увлеченность предметом
исследования. Приложения, являясь органичной частью основного текста
работы, существенным образом дополняют авторскую позицию.
Как показывает анализ работы, поставленная
Вольновой Д.С.
в
исследовании цель достигнута, задачи успешно решены. Представленное к
защите
исследование выполнено на высоком научном уровне, о чем
убедительно свидетельствует проявление собственно авторской позиции
относительно ключевых определений и различных аспектов исследования.
Использование
разнообразных
методов
исследования-теоретических,
эмпирических и экспериментальных-проектирует объективность выводов и
доказательность формулируемых положений.
Высоко
оценивая
проведенную
Вольновой
Д.С.
исследовательскую работу, выскажем некоторые вопросы и замечания,
возникшие у нас в процессе чтения работы.
Что являлось определяющим для выбора того или иного приема
мнемотехники? Каким образом рассмотренные приемы мнемотехники
коррелируют с этапами формирования лексических навыков?
Вопрос относится к
распределению
приемов мнемотехники
в
зависимости от типов модальности. Что послужило основанием для
подобного распределения?
В заключении отметим, что выпускная квалификационная работа Вольновой
Дарьи Сергеевны
исследования. Работа
представляет собой яркий образец современного
соответствует требованиям, предъявляемым к
исследованиям подобного рода, и заслуживает положительной оценки.
Рецензент
кандидат педагогических наук,
доцент
кафедры второго
иностранного языка
Фролова Ирина Валентиновна
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв