Изучение композиции произведения на уроках литературы в средней школе (на материале романа А. П. Чехова "Драма на охоте")

Любое художественное произведение является единым творческим организмом, имеющим свою структуру, в котором все элементы самостоятельны и взаимосвязаны. Система таких элементов и принципы их взаимосвязи называются композицией. Композиционные приемы и средства композиции служат для расстановки авторских акцентов и являются одним из главных элементов эстетического воздействия на читателя. На уроках литературы в средней школе анализу композиции отводится мало времени и внимания. В сущности, понятие о композиции у обучающихся в подавляющем большинстве случаев сводится к знаниям о сюжете и его элементах, но понимание того, что композиция является движущей силой произведения и средством выражения его идеи с учетом жанровой специфики, по большей мере в средней школе не сформировано. Творчество великого русского писателя Антона Павловича Чехова изучается на всех ступенях школьного обучения, а в средней школе ему принадлежит особое место. В данный период обучения исследуется особый творческий метод писателя на материале малой чеховской прозы и сатирических рассказов. Но важно понимать, что выпускник 9 класса должен уметь самостоятельно ориентироваться во всем многообразии литературы и уметь анализировать любое художественное произведение. Именно поэтому помимо изучения малых прозаических форм творчества писателя наше исследование дает основания включить в изучение в средней школе роман А. П. Чехова «Драма на охоте» и дать представление обучающимся о композиции и ее задачах на основе обращения к данному произведению. Актуальность работы заключается в интересе исследователей-литературоведов к изучению композиции художественного произведения, а также в малоизученности с этой точки зрения раннего романа А. П. Чехова «Драма на охоте». Помимо этого, в рамках школьного преподавания литературы существует практика, состоящая в том, что анализу композиции литературного произведения отводится минимальное внимание, отсюда, у обучающихся не сформировано представление о произведении как едином, целостном результате труда творческой мысли писателя. Цель работы: доказать необходимость изучения композиции художественного произведения на уроках литературы в средней школе (на основе обращения к композиции романа А. П. Чехова «Драма на охоте»). Намеченная цель предопределила круг задач: 1) Рассмотреть понятие композиции в литературоведении; 2) Обзорно изучить мнения исследователей о композиции в литературе; 3) Обозначить различия в литературоведческих понятиях «композиция», «сюжет» и «фабула»; 4) Охарактеризовать типы композиции и их классификации в теории литературы; 5) Представить схему композиционного анализа эпического произведения; 6) Представить историю создания и публикации романа А. П. Чехова «Драма на охоте»; 7) Изучить основные особенности композиции романа А. П. Чехова «Драма на охоте»; 8) Проанализировать УМК по литературе в аспекте изучения композиции художественного произведения и места творчества А. П. Чехова в них; 9) Представить методическую разработку урока по теме: «Обобщение знаний о композиции литературного произведения (на материале романа А. П. Чехова «Драма на охоте»)». Объектом исследования являются УМК по литературе для средней школы и текст романа А. П. Чехова «Драма на охоте». Предметом исследования является изучение композиции в УМК по литературе для средней школы и в романе А. П. Чехова «Драма на охоте». Практическая значимость исследования заключается в возможности использования материалов работы учителем-словесником при подготовке к урокам по изучению композиции художественного произведения в рамках предмета «Родная литература», а также студентами-филологами при подготовке к семинарским занятиям по дисциплинам «История русской литературы», «Литературоведческий анализ текста», «Теория литературы». Апробация работы. Основные положения данного исследования докладывались на XXII Всероссийской научно-практической студенческой конференции Нижневартовского государственного университета (г. Нижневартовск, 7-8.04.2020 г.). В результате была опубликована статья «Понятие композиции художественного произведения на уроках литературы в средней школе и в литературоведении» (в печати).

Литература. Литературоведение. Устное народное творчество
Дипломы

Вуз: Нижневартовский государственный университет

ID: 5f48a685cd3d3e0001779b11
UUID: 14eb3500-cb27-0138-230f-0242ac180006
Язык: Русский
Опубликовано: больше 3 лет назад
Просмотры: 676

27.52

Анастасия Черепухина

Нижневартовский государственный университет


0

Комментировать 0

Рецензировать 1

Скачать - 279,6 КБ


Поделиться работой
Current View

Рецензии:

  Авторизуйтесь, чтобы добавить рецензию

Рецензия от Анастасия Черепухина
Отзыв научного руководителя

больше 3 лет назад
Для лиц старше 18 лет