Первый сотовый телефон в России появился в 1993 году и был снабжен лишь встроенными
часами. В 2003 пользователей приводила в восторг возможность с мобильного аппарата выходить
в интернет со скоростью 16 кб/с. Слово «планшет» до 1996 года применяли, только когда
говорили о плоской сумке для ношения карт и художественных рисунков.
Люди не могли представить, что в 2016 году будут управлять гаджетами касанием пальца, делать
памятные снимки и размещать их в интернете с помощью телефона или общаться по Skype,
находясь за тысячи километров друг от друга. Однако прогресс в сфере информационных
технологий позволил превратить фантастические приборы из советских фильмов в привычные
пользователям электронные устройства.
Одновременно с развитием IT-сферы происходили изменения в системе образования. В 1992 году
был принят закон о высшем образовании, упразднивший уровень послевузовской подготовки аспирантура и докторантура стали этапами высшего образования. Система, призванная
обеспечить право человека на возможность непрерывного обучения и повышения квалификации
в течение жизни, по факту образовала «тюрьму» для учащихся. Тому способствовали три причины:
1. Сокращение количества учебных часов по профильным дисциплинам, вследствие чего
преподаватели на лекциях вынуждены выдавать материал в сжатом виде, оставляя 70%
информации на самостоятельное изучение.
2. Средний возраст педагогов – 52 года, критичный для динамичной сферы информационных
технологий.
3. Скудная материально-техническая база.
Сегодня вузы не успевают адаптировать образовательные программы под изменяющиеся условия
деятельности IT. Огромный багаж знаний педагогов постсоветского времени становится
непригодным, устаревшим, далеким от реальности. Продвинутые студенты ориентируются в
технологиях быстрее преподавателей.
Однако, вышесказанное не значит, что учебные заведения могут прекратить готовить
специалистов в области информационных технологий, ссылаясь на недостаток ресурсов.
Напротив, необходимо совершенствовать образовательный процесс:
разработать гибкие программы занятий;
обеспечить материальную базу (по возможности обновлять технику и ПО);
регулярно повышать квалификацию преподавателей вузов на онлайн- и оффлайн-курсах;
сократить сроки обучения студентов с 5 до 2-3 лет с целью своевременного применения
полученных знаний и навыков;
увеличить количество часов практических занятий;
приглашать узкопрофильных специалистов для чтения лекций.
Соблюдая хотя бы три из шести рекомендаций, вузы начнут готовить настоящих практиков,
готовых к работе в It-компаниях и способных удовлетворить запросы требовательных
работодателей.
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв