Конструирование образа России в деловых изданиях стран БРИКС

Актуальность исследования. Союз БРИКС вскоре после начала сотрудничества стран, зашифрованных в этом акрониме экономистом Джимом О’Нилом, и проведения саммитов с участием глав пяти государств был признан исследователями первым опытом тесного политико-экономического взаимодействия стран разных по экономическому значению и уровню цивилизационного развития. Однако финансовый кризис в России, начавшийся в марте 2014 года после вмешательства страны в конфликт на Украине и крымского референдума, драматическое падение курса рубля, а также еще более серьезное ухудшение экономической ситуации в Бразилии перевернули представления экспертов о могуществе этого союза. В свете происходящих перемен в российской экономике нам видится важным и актуальным рассмотреть, как меняются взгляды ведущих изданий Бразилии, Индии, Китая и ЮАР на экономическую политику России в периоды ухудшения политических и экономических отношений РФ со странами Европы и США и обострения финансового кризиса (с 2014 по 2016 гг.) для того, чтобы понять, способны ли медиа пяти стран достичь глобального диалога, который выносится на повестку встреч лидеров этих государств, и наносится ли при этом ущерб объективности и плюрализму мнений в СМИ. Экономический образ России, созданный иностранными СМИ, является существенным фактором формирования инвестиционной привлекательности страны. Медийный образ дополняет и конкретизирует экспертные рейтинги. Целью данной работы является изучение экономического образа России, формируемого в СМИ Бразилии, Индии, Китая и Южно-Африканской республики в период современного финансового кризиса. Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи: – определить составляющие экономического образа региона; – представить особенности взаимодействия стран БРИКС; – дать характеристику медиасистемам стран БРИКС; – определить основные теги экономического образа России, создаваемого ведущими СМИ стран БРИКС; – сравнить отношение СМИ Бразилии, Индии, Китая и ЮАР к основным экономическим событиям, произошедшим в России в период с 2014 года; – выявить соответствие медийных характеристик России в Бразилии, Индии, Китае и ЮАР политическим установкам глав БРИКС в отношении медиасистем. Объектом данного исследования являются четыре издания: O Globo (Бразилия), The Hindu (Индия), China Daily (Китай) и Business Day (ЮАР). Предмет исследования – экономический образ России, создаваемый ведущими СМИ Бразилии, Индии, Китая и ЮАР. Теоретическую базу исследования составили работы нескольких ученых в области имиджелогии, в частности, Д.П. Гавры, В.Г. Кесмеришкина, Г.С. Мельник, И.Я. Рожкова и других. Также были изучены исследования российских и зарубежных авторов о категории медиасистемы – С.С. Бодруновой, П. Манчини, К. Спаркса и Д. Халлина, и о политических, экономических и медийных реалиях БРИКС: К. Норденстренга, С. Пасти, Д.Л. Стровского, Д. Туссу и других. Эмпирическая основа исследования. Материалы электронных версий четырех СМИ: бразильской газеты O Globo, индийской англоязычной газеты The Hindu, китайской англоязычной газеты China Daily и южноафриканской англоязычной газеты Business Day. Причиной для такой выборки послужила популярность газет на медиарынках своих стран (большой тираж), признание их как влиятельных СМИ, а также сильный экономический сегмент в этих изданиях. Новизну темы и результатов исследования характеризует попытка автора найти соответствие между образом России, формируемым выбранными СМИ стран БРИКС, с тем образом России, который хотят видеть представители власти РФ в медиа дружественных ей государств, обсуждая с главами БРИКС варианты сотрудничества СМИ и их помощь в поддержке интересов страны. Методы исследования. Диссертация написана с применением методов сравнительно-описательного анализа, обобщения данных и контент-анализа. Практическая значимость. Результаты исследования могут быть включены в материалы лекций по современной международной журналистике, курсу по медиасистемам развивающихся стран. Структура. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. В качестве основных элементов, формирующих в результате полноценный экономический образ, представлены несколько составляющих: производственный имидж, инновационный имидж, институциональный имидж, инфраструктурный имидж, финансовый имидж и потребительский имидж. Эти элементы легли в основу описательного анализа образа России в публикациях СМИ Бразилии, Индии, Китая и ЮАР. Результатом работы стало выявление особенностей образа России, который создавался в СМИ стран, входящих в союз БРИКС – Бразилии, Индии, Китая и Южной Африки с начала экономического кризиса в стране, начавшегося по причине вмешательства России в конфликт на Украине. В ходе исследования было установлено, что политическая и экономическая реальность медиасистемы влияет на внутренний (редакционный и авторский) и внешний (рыночный) плюрализм СМИ и, как следствие, оказывает влияние на повестку дня, которую формируют издание. Медиасистемы стран БРИКС находятся в разных плоскостях оси координат, определяющих их включенность в политическую систему, то есть политическую зависимость, и включенность в рынок, то есть уровень экономической свободы. На основании данных о социально-политической и экономической ситуации в странах мы распределили все анализируемые медиасистемы в плоскости оси координат, спроектированной британским исследователем мировых медиасистем Колином Спарксом. Китай в этой плоскости дистанцируется от Бразилии, Индии и ЮАР, будучи государством с вдвое меньшим уровнем демократии и более, чем втрое меньшим уровнем свободы прессы. В нашей работе мы сконцентрировали внимание на современном экономическом кризисе, начавшемся в России в марте 2014 года с санкций США и Евросоюза. За присоединением Крыма последовали драматические перемены в российской экономике, которые не могли не повлиять на изменение экономического образа России в зарубежных изданиях и, как следствие, на поведение инвесторов в отношении РФ. Мы пришли к выводу о том, что медиа Бразилии, Индии, Китая и ЮАР характеризуются различным видением экономической ситуации в России, хотя все являются ее союзниками по БРИКС. Присутствие в альянсе оказывает большее или меньшее влияние на позицию СМИ в зависимости от медиасистемы, в рамках которой каждое из них существует. Отсутствие демократических свобод в стране, в том числе свободы прессы влияет на снижение уровня медийного плюрализма – в таких СМИ, в частности, китайских практически отсутствует критика экономических решений России, положительные коннотации превалируют над негативными. И, наоборот, те СМИ, которые развиваются в рамках медиасистемы с высоким уровнем экономической свободы и свободы прессы, чем характеризуются Бразилия и ЮАР, в меньшей степени действуют в угоду политических договоренностей своего государства с союзниками и, как следствие, критически подходят к освещению экономической ситуации в России, формируя сложный, многогранный экономический образ, состоящий как из негативных, так и из положительных характеристик.

Массовая коммуникация. Журналистика. Средства массовой информации
Диссертации

Вуз: Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ)

ID: 587d367c5f1be77c40d5907d
UUID: 1d7a0ebb-9309-4a08-96b8-3636cfb65900
Язык: Русский
Опубликовано: почти 8 лет назад
Просмотры: 89

Чурманова Ксения Сергеевна

Источник: Санкт-Петербургский государственный университет


0

Комментировать 0

Рецензировать 0

Скачать - 1932521 bytes


Поделиться работой
Current View

Рецензии:

  Авторизуйтесь, чтобы добавить рецензию

- у работы пока нет рецензий -

Для лиц старше 18 лет